Амнестическая афазия пройдет ли сама. Забываю названия предметов. У меня в последнее время что-то творится с памятью. Я порой забываю название какого нибудь повседневного предмета

Речь - это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

Экспрессивная речь , или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.

Импрессивная речь , или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.

Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.

Афазия (от греч. а - отрицание, phasis - речь) - это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях - дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).

В настоящее время различают семь форм афазии :
1 . моторную афферентную;
2 . моторную эфферентную;
3 . моторную динамическую;
4 . сенсорную;
5 . акустико-мнестическую;
6 . семантическую;
7 . амнестическую.

Афферентная моторная афазия


Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков - заднеязычная - при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.

Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции - речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.

Эфферентная моторная афазия


Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип - «эмбол» - застревает и становится заменой всех других слов.

При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности - письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.

Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу - более значительно выраженному в руке и на лице - в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Динамическая моторная афазия



Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии - «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.

В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект - это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 - 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т.п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 - 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.

Сенсорная афазия


Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.

При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария - в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике - возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор - собор - запор» звучат для них как одинаковые.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Акустико-мнестическая афазия


Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 - 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Семантическая афазия


Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие :

1 . предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.

Амнестическая афазия


Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.

Обратите внимание : в практике невролога встречается тотальная афазия - сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.

Источник : учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.


Читайте также:

статью «Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение» О.В. Косивцова, В.В. Захаров; ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (журнал «Эффективная фармакотерапия» №1, 2017) [читать ];

учебно-методическое пособие «Методика скрининг обследования больных с афазией» М.М. Щербакова, С.В. Котов; ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; Москва, 2017 [читать ]


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “афазия” Tag


  • Лобно-височная деменция (дегенерация)

    Лобно-височная деменция (ЛВД) - нейродегенеративное заболевание, проявляющееся, как правило, в пресенильном возрасте, прогрессирующими…

Транзиторные ишемические атаки, инсульт и другие повреждения головного мозга могут привести к развитию афазии. Основной признак данной патологии - приобретенные нарушения речи различной степени выраженности. Развивается болезнь в результате повреждения участков ЦНС, ответственных за речевую функцию. Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменной или височной области коры больших полушарий и связана с невозможностью пациента назвать объект при сохранении способности к его описанию. Диагностика и лечение патологии носит комплексный характер. В терапии используются лекарственные средства, а также длительная речевая и социальная реабилитация.

О заболевании и его классификации

Афазия проявляется нарушением речи в результате органического поражения нервной ткани в различных участках головного мозга. Локализация повреждённой области обусловливает клинические проявления болезни. На основании характера нарушения речи, невролог А.Р. Лурия выделил несколько типов афазии:

  1. , которая дополнительно разделяется на эфферентную и афферентную. Появляется при поражении пре- и постцентральной извилин. Характеризуется трудностями в подборе правильных звуков и нарушении двигательного процесса артикуляции.
  2. , проявляющаяся нарушением восприятия речи окружающих и своей собственной, в результате чего она становится неразборчивой и аграматичной. Развивается у больных с поражением центра Вернике.
  3. Акустико-мнестическая возникает у пациентов с повреждением волокон, соединяющих гиппокамп, ответственный за память, со слуховой корой. Речь у больных скудная, с большим количеством пропусков существительных и парафраз.
  4. афазия возникает при поражении лобных участков коры больших полушарий. Человек перестает понимать сложные грамматические конструкции и начинает использовать простые предложения в своей речи.
  5. Амнестическая, характеризующаяся невозможностью пациента обозначить название конкретного предмета. Встречается при повреждении височных и теменных отделов головного мозга.



Амнестическая афазия встречается у 5-10% больных с поражением коры больших полушарий. Заболевание приводит к снижению уровня качества жизни в связи с затруднением общения с окружающими людьми. Помимо этого, возникают трудности в профессиональной жизни пациента и вероятность утраты трудоспособности.

Основные причины

Возникновение амнестической афазии наблюдается при воздействии на головной мозг любых повреждающих факторов. Необходимо отметить, что для возникновения симптомов у правшей, повреждение должно локализоваться в левом полушарии, а у левшей - наоборот. К основным причинам органических изменений в ЦНС относят:

  • черепно-мозговые травмы, происходящие в результате дорожно-транспортного происшествия или при прямом ударе в височную или теменную область (подобное воздействие обусловливает механическое повреждение нервной ткани);
  • энцефалит и менингит, характеризующиеся развитием гнойного или серозного воспаления и разрушения нервных клеток, а также их волокон (наблюдаются при бактериальном, вирусном или грибковом инфицировании);
  • доброкачественные или злокачественные опухоли с внутричерепной локализацией;
  • проведенные хирургические вмешательства в области височной и теменной коры (при удалении опухолей, сосудистых аневризм и других образований, возможно повреждение функциональных корковых зон, ответственных за речь);
  • транзиторные ишемические атаки и инсульты любого типа, проявляющиеся некрозом отдельных участков коры больших полушарий;
  • острые интоксикации ядами и лекарственными препаратами (аналогичные изменения развиваются на фоне печеночной и почечной недостаточности, в связи с накоплением в крови токсичных продуктов обмена веществ);
  • ейродегенеративные заболевания - болезнь Пика и Альцгеймера, характеризующиеся постепенным разрушением нейронов в коре головного мозга.

Помимо указанных причин, выделяют предрасполагающие факторы к развитию амнестической афазии. К ним относят наследственную предрасположенность и пожилой возраст человека.

Клинические проявления

Симптомы амнестической афазии развиваются медленно, в связи с чем, сам пациент и его близкие люди могут длительное время не догадываться о заболевании. Периодическую невозможность назвать предмет часто связывают с возрастом человека, что приводит к поздней постановке диагноза. К основным клиническим проявлениям относят следующие клинические признаки:

  • человек не может назвать предмет, однако, легко описывает его внешние характеристики и предназначение;
  • из-за сложности подбора названий вещей, речь больного замедлена и имеет большое количество пауз (может наблюдаться противоположная ситуация - беглая речь с частыми ошибками в употреблении слов);
  • повторение одних и тех же слов и словосочетаний (характерно большое число описательных конструкций и парафраз);
  • количество существительных снижается (наиболее часто, речь состоит из прилагательных, описывающих какой-либо предмет);
  • речь логичная и грамматически правильная;
  • навыки чтения и письма не страдают и сохраняются на прежнем уровне;
  • произношение звуков и их сочетаний не изменяется;
  • изменения артикуляции не выявляются.


Амнестическая афазия характеризуется невозможностью удержания названия предмета. В результате этого пациентом используются сложные описательные конструкции, состоящие преимущественно из прилагательных. Именно подобная особенность речи позволяет заподозрить заболевание и обратиться за медицинской помощью.

Диагностические мероприятия

Вопросами диагностики и лечением занимаются два специалиста - врач-психиатр и невролог. Ни в коем случае не следует самостоятельно выставлять диагноз и подбирать терапию. Это может стать причиной быстрого прогрессирования основного заболевания и развития его осложнений. В лечебных учреждениях обследование больного проводится по следующему алгоритму:

  1. Собираются жалобы больного, а также анамнез жизни и заболевания. Специалист выявляет факторы и возможные причины повреждения головного мозга. В большинстве случаев, необходимо дополнительно побеседовать с близкими людьми.
  2. Общеклинические исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиограмма и др.
  3. В связи с наличием когнитивных нарушений, всем пациентам показана нейропсихологическая диагностика, основанная на изучении памяти, внимания, способности к восприятию информации и пр. Подобные методы позволяют уточнить характер нарушения речи, а также предположить локализацию очага поражения в головном мозге.
  4. Проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии используется для исследования структур ЦНС. Врач получает возможность оценить их целостность и выявить участки повреждения нервной ткани.
  5. При подозрениях на черепно-мозговую травму, проводят рентген-диагностику черепа. Метод позволяет выявить повреждения костных структур, свидетельствующие о ЧМТ.
  6. В случае нейроинфекций для выявления патогенного микроорганизма проводят иммуноферментный анализ (ИФА) или полимеразную цепную реакцию (ПЦР) крови и ликвора пациента.
  7. УЗИ и доплеровское картирование шейных и мозговых сосудов используется при подозрениях на ишемический характер возникновения симптомов. В процессе исследования, врач может установить сужения артерий, формирование в них аневризм, мальформаций и пр.

Комплексный подход к диагностике позволяет определить точную локализацию повреждения головного мозга и выставить точный диагноз.

Эффективное лечение

Основная задача терапии - устранить первопричинный фактор, приведший к развитию заболевания. В случае выявления опухолевых образований, гематомы и других объемных структур, больному показано проведение нейрохирургического вмешательства с их удалением. При нейроинфекциях назначают этиотропную терапию - антибактериальные, противогрибковые или противовирусные препараты.

Лечение амнестической афазии и устранение ее симптомов включает в себя медикаментозные и немедикаментозные виды воздействия. Среди лекарственных средств выбирают следующие препараты:

  • ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.), улучшающие обмен веществ в нервной ткани и способствующие повышению когнитивных функций;
  • медикаменты, улучшающие мозговое кровообращение: Актовегин, Церебролизин и их аналоги (повышают доставку питательных веществ и кислорода с кровью к коре больших полушарий, что положительно сказывается на когнитивных навыках человека).

Назначение любых лекарственных препаратов должен проводить только врач. Все медикаменты имеют ряд противопоказаний к своему использованию, которые следует учитывать при подборе лечения. В противном случае, у больного могут появиться побочные эффекты лекарств. Кроме медикаментозного воздействия, применяют методы неинвазивной стимуляции головного мозга с помощью магнитных полей или слабого электрического тока. Подобные процедуры улучшают работу нервной ткани и позволяют повысить когнитивные навыки.

Реабилитационные мероприятия

Наибольшее значение в коррекции амнестической афазии имеет правильная и комплексная реабилитация. Обучение, направленное на восстановление речи и других навыков, проходит в несколько этапов:

  1. Сначала пациента учат работать с предметами через их зрительный образ. Для этого используют карточки с изображением и его названием. Это позволяет связать определенный зрительный образ предмета и функции с его наименованием.
  2. На втором этапе акцент в реабилитации сделан на восстановлении ситуативно-обусловленной речи. С больным проводят комплекс занятий, включающих в себя ориентировку на месте с речевыми указаниями специалиста, обсуждение различных бытовых тем. Для закрепления полученных результатов проводится самотестирование, анкетирование и занятия с реабилитологами.
  3. Последний этап направлен на улучшение зрительной и слухоречевой памяти. Пациенту предлагают разгадывать кроссворды и загадки, пересказывать отрывки из книг или проведенной беседы и сочинять истории. Проводят занятия на улучшение фактической памяти с помощью запоминания важных дат, адресов и другой информации. Важное значение имеет общение с близкими людьми, так как активная речь и ее восприятие помогают больному восстановить функции различных отделов головного мозга.


Помимо указанных занятий, все больные нуждаются в постоянной трудовой деятельности, чтении книг и посещении занятий лечебной физкультурой. Процесс реабилитации продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести повреждения головного мозга.

Как предупредить развитие заболевания

Профилактика амнестической афазии основывается на превентивных мерах, обуславливающих поражение структур ЦНС. К ней относятся следующие врачебные рекомендации:

  • избегать ситуаций, способных привести к черепно-мозговым травмам (при занятиях травмоопасными видами спорта использовать шлем и другую защитную амуницию);
  • при наличии заболевания сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов, соблюдать назначения врача и не заниматься самолечением;
  • после нейрохирургических операций полностью проходить реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление когнитивных навыков;
  • регулярно заниматься спортом, включающим в себя аэробные нагрузки и силовые тренировки;
  • исключить вредные привычки - употребление спиртных напитков и курение;
  • нормализовать рацион питания, исключив из него все жирные, соленые, копченые продукты, и увеличив долю нежирных сортов мяса (курятина, крольчатина), рыбы, фруктов, овощей и ягод;
  • в пожилом возрасте продолжать читать книги, учить стихи, заниматься рукоделием и другими хобби (подобные занятия предупреждают развитие и болезни Пика).

При выявлении любых признаков амнестической афазии у себя или близкого родственника, следует сразу же обратиться за медицинской помощью. Лечением патологии занимается врач-невролог или психиатр. При отсутствии данных специалистов, необходимо посетить терапевта, который проведет первичную диагностику и направит больного на дальнейшую консультацию в профильные лечебные учреждения.

Прогноз зависит от степени повреждения нервной ткани и времени начала лечения и реабилитации. При небольшой зоне поражения и раннем начале терапии, у больного постепенно восстанавливается нормальная речь и другие когнитивные навыки. Если лечение начато поздно, то его эффективность ограничена. Возможны остаточные речевые дефекты различной выраженности. Важное значение в устранении афазии играет поддержка близких людей, непосредственно участвующих в реабилитации больного.

Афазия – это нарушение речи вследствие проблем с корковыми центрами речи в головном мозге. При этом нет нарушений слуха и полностью сохранен артикуляционный аппарат, то есть нет других анатомических причин для речевых расстройств. Наиболее часто афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения (), при , опухолях, инфекционно-воспалительных поражениях ткани головного мозга (). Таким образом, афазия является симптомом грозного неврологического заболевания. Давайте попробуем разобраться, чем же именно проявляет себя афазия, какие существуют ее разновидности и как ее диагностируют. Этим вопросам и посвящается данная статья.

Термин афазия был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Об афазии как о симптоме неврологического заболевания говорят, когда не страдает интеллект и изначально речь не была нарушена, то есть при условии нормального развития речи до болезни. Недоразвитие способности говорить с детства называется алалией, и это уже совершенно иное расстройство.


Разновидности афазии

Разновидностей афазии существует довольно много, все они обозначаются не совсем понятными неврологическими терминами. Вот в этой-то терминологии мы с вами и попробуем разобраться.

Все виды афазии условно можно разделить на три группы:

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать обращенную речь;
  • нарушение называния отдельных предметов.

Первая группа речевых расстройств заключается в проблемах с воспроизведением речи, то есть когда человек понимает, что нужно сказать, но не может (формулировка есть в голове, но она не воспроизводится речевым аппаратом либо воспроизводится с нарушениями). В медицине это обозначают следующим образом – нарушение экспрессивной речи.

Вторая группа представляет собой нарушение способности понимать смысл сказанного. Это обозначается, как нарушение импрессивной речи.

О третьей группе нарушений говорят, когда и понимание, и воспроизведение не страдают, но потеряна формулировка (матрица) слова в головном мозге. В этом случае человек осознает, например, что за предмет перед ним, что им делают, но не может его назвать. То есть при виде ложки он скажет: «Это то, чем едят и размешивают пищу».

Каждая из выше описанных групп нарушений речи подразделяется на дополнительные разновидности. Такая классификация основана на анатомическом принципе. Дело в том, что существуют четко определенные участки коры головного мозга, обеспечивающие отдельные виды речи. Все эти участки изучены, они идентичны у большинства людей. Соответственно, та или иная разновидность нарушения речи возникает при определенном расположении патологического процесса в головном мозге. Логическая цепочка довольно проста: такое-то нарушение речи – такое-то место патологии в головном мозге. На этом основывается диагностика места поражения головного мозга. Именно для этого врач и определяет разновидность афазии.

При нарушении экспрессивной речи возникает так называемая моторная афазия, при нарушении импрессивной речи – сенсорная афазия, при нарушении называния отдельных предметов – амнестическая. Поговорим о каждом виде афазии более подробно.

Моторная афазия

Такие больные понимают речь, однако у них возникают проблемы с ее воспроизведением.

Этот вид нарушения речи неоднороден по своей структуре. Моторная афазия делится на:

  • эфферентную моторную афазию;
  • афферентную (артикуляторную) моторную афазию;
  • динамическую моторную афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при локализации патологии в области заднего отдела нижней лобной извилины преобладающего полушария (левого у правшей и правого у левшей). Эта зона именуется зоной Брока, поэтому иногда эфферентную моторную афазию так и называют – афазия Брока. При поражении нейронов зоны Брока у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение всех или отдельных звуков. В наиболее тяжелых случаях спонтанная речь утрачивается вообще, больной объясняется только мимикой и жестами.

Иногда вся речь больного – это словесные или слоговые остатки (например, «ба», «за»). Частным проявлением эфферентной моторной афазии может быть слово-эмбол, то есть одно единственное слово, которое может произнести больной. На любой вопрос он произносит только его.

При меньшей выраженности дефекта речь становится бедной, состоит преимущественно из существительных, кажется безграмотной ввиду отсутствия согласованности (нет ни падежей, ни родов, ни предлогов). Больной объясняется, как иностранец, плохо знающий язык. Например, «утро-доктор-обход». При этом больной полностью осознает свой речевой дефект и пытается помочь себе жестами.

Для эфферентной моторной афазии характерно зацикливание больного на частях слов. Например, Вы просите повторить больного слово «топор». Вместо целого слова человек произносит «то-то-то», не в состоянии произнести окончание слова.

Для этой разновидности афазии характерна путаница букв, причем отличных между собой по произношению. Например, вместо слова «мама» больной произносит «дама», вместо «работа» - «когорта» и так далее.

Еще одной особенностью эфферентной моторной афазии является нарушение чтения вслух.

Афферентная моторная афазия возникает при расположении патологического очага сзади от нижнего отдела задней центральной извилины преобладающего полушария (теменная доля). В таком случае у человека в головном мозге как бы разрывается связь между звуковым выражением отдельных букв и артикуляционными возможностями. Отличительной особенностью этой разновидности афазии является путаница близких по произношению звуков («б» и «п», «з» и «с», «г», «к», «х»), что извращает смысл сказанного. Например, вместо «на бумаге мы пишем», больной произносит «на тумаке мы пищим». Кроме того, больной не в состоянии выполнить простые языковые жесты, например, сложить язык трубочкой, положить язык между верхними зубами и верхней губой, поцокать языком. При этой разновидности моторной афазии также нарушается чтение.

Динамическая моторная афазия развивается при поражении передних и средних отделов нижней лобной извилины преобладающего полушария, то есть зоны, расположенной рядом с зоной Брока. Эта разновидность моторной афазии характеризуется уменьшением спонтанной речи, как бы снижением речевой инициативы. При этом больной в состоянии правильно артикулировать звуки, произносить все слова. Выявить подобные нарушения можно в спонтанной повествовательной речи, попросив больного рассказать о себе. Рассказ будет бедным, скудным, как бы замедленным. Необходимы дополнительные стимулирующие вопросы. В речи мало глаголов, прилагательных, отсутствуют междометия. Кажется, что больной неохотно вступает в контакт.

Сенсорная афазия


При сенсорной афазии больной утрачивает способность к пониманию речи.

Эта разновидность речевых нарушений подразделяется на две группы: чисто сенсорная и семантическая афазия.

Чисто сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины преобладающего полушария, которая носит название центр Вернике. При этом речевом расстройстве больной утрачивает способность смыслового понимания звуков, слогов и слов. То есть слух полностью сохранен, но любые звуки кажутся нечленораздельными. Это как если бы с вами разговаривали на совершенно незнакомом языке.

При тяжелой сенсорной афазии человек полностью не понимает обращенную к нему речь, он не может выполнить даже простые словесные инструкции (например, «поднимите руки»). При более легких формах сенсорной афазии нарушается понимание отдельных похожих звуков. Например, человеку предлагают ответить на вопрос: «Где собирают урожай – на башне или на пашне?», «Краской красят забор или запор?». Если такого больного попросить повторить какое-либо слово, то он не сможет сделать это правильно (например, вместо «дочка» скажет «точка»).

Еще одной особенностью сенсорной афазии является полное непонимание своего дефекта, то есть больной не замечает ошибок в своей речи. Он уверен, что все произносит правильно, это окружающие его не понимают, поэтому часто обижается.

Помимо нарушения понимания обращенной речи, при сенсорной афазии вторично нарушается собственное произношение, поскольку утрачивается смысловой контроль над словами. Часто речь таких больных многословна, непоследовательна и совершенно бессмысленна. Такую ситуацию именуют «словесной окрошкой».

Кроме выше изложенного, сенсорная афазия характеризуется нарушением чтения и письма. Человек не понимает суть предложенного текста, а при письме заменяет одни буквы на другие (особенно под диктовку).

Семантическая афазия развивается при поражении нижнетеменной дольки превалирующего полушария. При этой разновидности речевых расстройств человек понимает обращенную речь, правильно произносит слова и даже выполняет инструкции. Но при этом нарушается понимание логических связей в речевых инструкциях. Например, если попросить больного нарисовать круг и квадрат, он это с легкостью выполнит, а если предложить ему нарисовать круг внутри квадрата, это вызовет затруднения. То есть временные и пространственные взаимоотношения нарушаются (в том числе смысл предлогов «под», «над», «за» и так далее). Также больной не сможет объяснить разницу в высказываниях по типу «мамина дочка» и «дочкина мама».

При семантической афазии развивается неспособность понимать переносный смысл сказанного, написанное между строк, пословицы и поговорки утрачивают всякий смысл.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия развивается при поражении нижневисочной области превалирующего полушария. Суть этой разновидности нарушения речи заключается в забывчивости. Человек не может вспомнить и произнести слово, обозначающее какой-то предмет, при этом отлично понимая, для чего предмет предназначен. Например, на спичку больной скажет «это то, чем зажигают». Если подсказать слово, назвав первый слог, то больной произнесет его (как бы вспомнив), но через минуту самостоятельно не сможет его повторить.

Спонтанная повествовательная речь таких больных содержит преимущественно глаголы, бедна на существительные. А вот чтение и письмо не нарушаются вообще.

Смешанная и тотальная афазии

В большинстве случаев у одного больного имеется несколько разновидностей нарушения речи одновременно, что связано с анатомической близостью зон контроля речи в головном мозге. Тогда говорят о смешанной афазии.

Еще существует понятие тотальной афазии, когда нарушены все виды речи одновременно. Обычно такая ситуация возникает при обширном инсульте, когда зона поражения захватывает почти всю лобно-височную область превалирующего полушария.


Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе. Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики. Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:


Афазия – это нейропсихологическое расстройство, которое характеризуется нарушением приобретенных функций речи. Амнестико-семантическая афазия – подвид дисфазии, сопровождающийся трудностью называния предметов при условии, что больной знает их назначение.

Патофизиология дисфазии изучена мало, однако известно, что в основе нарушения лежат не моторные и , а патология структур, отвечающих за кратковременную и долговременную память, а также повреждение теменно-височной коры головного мозга.

Отличительной чертой амнестическо-семантической афазии является то, что у больного сохранен интеллект, смысловое понимание и отражение сути предмета внутри сознания. В отличие от других дисфазий, например, при амнестической не нарушается артикуляция и нет эхо-симптомов (эхолалия), при которых больной непроизвольно повторяет слова из речи собеседника.

Амнестическая афазия как самостоятельное заболевание разделяется на два подвида:

  1. . Характеризуется снижением удержания в памяти слуховой и речевой информации. Больные с этим нарушением страдают снижением зрительной памяти и скудностью зрительных образов.
  2. Оптико-мнестическая дисфазия. Больной не может назвать предмет «по имени» и не может создать образ, связанный с этим предметом. Например, врач называется слово «ручка». Больной объясняет функцию письменной ручки, показывает, как ей пользоваться и писать, но не может назвать само слово и не может представить ситуацию с ручкой.

Причины

Амнестическая наблюдается при поражении теменно-височной области конечного мозга. Характерна функциональная асимметрия: у правшей амнестическая дисфазия возникает при поражении левого полушария, у левшей – правого.

Нейроны височной и теменной коры погибают из-за таких причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. При остром нарушении кровообращения эти зоны страдают от недостатка кровотока, ишемии и гипоксии. Вследствие нехватки питательных веществ они умирают.
  • Черепно-мозговая травма. Гибель нервных клеток наблюдается после прямого удара по черепу, если его локализация приходится на теменную и височную область.
  • Ошибки в ходе операции на головном мозгу.
  • Острые инфекционные заболевания с вовлечением коры головного мозга, например, энцефалит или нагноение.
  • Опухоли, механически сдавливающие нервную ткань.
  • Острая интоксикация вследствие отравления ядами, тяжели металлами или лекарствами.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона.

Симптомы

Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:

  1. Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
  2. Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
  3. Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
  4. Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.

Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):

  • Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
  • Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.

Диагностика

Амнестическая дисфазия диагностируется тяжело. Диалогическая речь относительно сохранена, и при первом взгляде может и не вызвать вопросов и подозрений и у врача. Фразы выстроены верно, слова стоят в правильном порядке. Первое, что может вызвать опасения – трудности в подборе слов и небольшие паузы между ними, однако после подсказки больной быстро вспоминает и называет слово.

Афазия почти никогда не возникает как самостоятельная патология. Чаще всего амнестическая дисфазия сочетается с синдром Герстмана, который проявляется нарушением арифметического счета, письма, пальцевой агнозией и нарушением ориентации между пространственными понятиями «право-лево». Эти патологии, паузы между словами и трудности в назывании предметов наводят мысль врача на амнестическую афазию.

Следующие диагностические приемы выявляют болезнь:

  1. Проба на запоминание 6 слов по две группы, в каждой из которых по 3 слова. Запоминание двух предложений и двух малых рассказов. Для выявления амнестической афазии следует попросить эти два рассказа воспроизвести после их озвучивания и спустя 2-3 часа. Как правило, в отсроченном повторении воспроизводится больше информации.
  2. Проба, при которой врач предъявляет картинки с предметами и просит больного назвать их.
  3. Проба на описание. Нейропсихолог рассказывает суть предмета, а больному нужно его назвать. Например, 4 ножки, прямоугольная деревянная поверхность, на него ставят тарелки, вилки и ложки. Что это? Если больной не может назвать «стол», есть вероятность амнестической афазии.

Методы коррекции

Коррекция заключается в улучшении работы нейронных связей между отделами коры головного мозга. Суть – восстановить соотношения названий предметов и их предназначения при помощи изображений с картинами и метода классификации. Упражнения начинаются с легкого. Например, просят показать и назвать свои части тела. Далее пациента просят осмотреть комнату и найти предмет по названию, озвученное врачом.

Сложные упражнения представляют собой написание небольших рассказов по картинкам, которые дает нейропсихолог, просят пересказать повествование. Эти упражнения расширяют объем слуховой и зрительной памяти.

Речь одна из основополагающих форм когнитивной деятельности человеческого мозга. По объёму воспринимаемой информации речь находится на втором мете после зрительной нейросенсорной системы и отвечает за коммуникативную активность человека. Без речи наше общение становится менее намного менее информативным и продуктивным. Патология речевой функции, сформировавшаяся при наличии у больного речи, называется афазией и носит острый социально зависимый характер.

Существует немало серьёзных неврологических заболеваний, которые могут вызвать афазию и другие неврологические нарушения в работе центральной нервной системы.

Афазия – одно из частых проявлений транзиторной ишемической атаки или инсульта, данное патологическое состояние формируется вследствие органического поражения участок коры больших полушарий, отвечающих за формирование речевой функции и её восприятия. Существует несколько клинически значимых типов афазии, которые обладают своими характерными проявлениями речевого расстройства, одним из вариантов как раз и является амнестическая афазия.

Афазия приводит к довольно серьёзному снижению качества жизни пострадавшего, так как его социальная коммуникация с окружающими людьми затрудняется. Но несмотря на столь серьёзное положение дел, в некоторой степени данная патология подвергается корректировке и при правильном лечении и реабилитационных мероприятиях больной может социально адаптироваться и вести близкий к нормальному образ жизни.

Что такое амнестическая афазия?

Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов, находящихся в зоне коры больших полушарий, отвечающих за синтез и формирование речевой функции, а также восприятия речи и невербальных сигналов окружающих людей. Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.

К развитию патологии может привести широкий спектр причин, однако конечный патогенетический механизм у этого заболевания единый и заключается в обширной гибели нервной ткани, локализованной в специфических отвечающих за речь областях головного мозга.

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны.

Причины

Амнестическая афазия как правило наблюдается при повреждении белого вещества в области стыка теменной, затылочной и височной частей левого или правого полушария головного мозга. Важно отметить, что заболевание проявляется не на стороне поражения, а на противоположной. У левшей повреждается правое полушарие, а у правшей левое. Основными этиологическими причинами являются следующие факторы:

  • Травматическое повреждение вышеописанных участков головного мозга. Чаще всего это происходит при дорожно-транспортных происшествиях и при тупых ударах тяжёлым предметом в зону височной области головы. При этом может сформироваться разрыв аксональных связей белого вещества головного мозга травматического характера.
  • Хирургические вмешательства на структурах головного мозга. Нельзя исключить повреждение соседних структур мозга, так как анатомически все зоны и области головного мозга тесно связаны.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, такие как: менингит, энцефалит и абсцесс головного мозга. Инфекционные заболевания могут быть вирусной или бактериальной этиологии и часто приводят к генерализованному поражению головного мозга.
  • Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, вызывающие инсульт, тромбоз церебральных сосудов или дисциркуляторную энцефалопатию.
  • Острая интоксикация организма, в особенности нейротоксическими ядами, либо в результате передозировки некоторых лекарственных препаратов.
  • Отдельно выделяют поражения нервной ткани при острой почечной или печёночной недостаточности. При такой форме продукты метаболизма и распада своевременно не удаляются из организма и приводят сначала к дисфункциональным нарушениям, а затем и к органическому поражению ткани головного мозга.
  • Психические заболевания.
  • Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. При болезни Альцгеймера чаще характерно сочетание сенсорной афазии с амнестической афазией, а при болезни Пика чаще наблюдается сочетание с моторной афазией.

Можно выделить несколько групп риска возникновения амнестической афазии:

  1. Генетическая предрасположенность. Если в семье есть родственники с подобными заболеваниями, то наследственный анамнез является отягощённым и значительно повышает риск возникновения афазии при описанных выше причинах.
  2. Пожилой и старческий возраст. Общие экстрагенитальные заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилептические припадки или кластерная головная боль.

Симптоматика и проявления

Амнестическая афазия характеризуется мягким течением болезни и смазанным проявлением клиники заболевания. Среди самых частых проявлений можно выделить следующие симптомы:

  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Многократный повтор одних и тех же слов или словосочетаний;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Больной пропускает слова, чаще всего существительные;
  • Также больной не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.

Несмотря на это у пациента не страдают навыки чтения и письма. Его речь построена правильно, как грамматически, так и логически. У пациента не возникает трудности с акустическим произношением слов, а также артикуляцией. Речь больного становится экспрессивной и изобилует большим количеством глаголов.

Важно отметить, что больной легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики. Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия. Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками. Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Помимо высококлассной аппаратуры не менее важным диагностическим значением обладает и специалист. В диагностическом отделении работают высококлассные специалисты, сертифицированные в смежных областях медицины, что повышает эффективность диагностического поиска и последующего лечения каждого отдельно взятого пациента.

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние. С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии. При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем.

Поэтапная реабилитация

Восстановление когнитивных способностей довольно длительный этап, требующий мотивации и усилий, как от самого больного, так и от его родственников.

Реабилитационный период протекает у каждого пациента индивидуально и зависит от множества факторов. Тем не менее правильно сформированный поэтапный план способен ускорить восстановительные мероприятия.

На начальном этапе пострадавшего заново обучают адекватному восприятию предметов и образному мышлению. Больной постоянно работает с картинками предметов, потом с группами предметов с постепенным усложнением визуального ряда.

Вторым этапом у больно формируют адаптацию к ситуативной речи. Формируется поддержание речевой функции на определённые тематики. На данном этапе пациенту требуется помощь логопеда и психотерапевта, так как он является самым сложным.

На заключительном этапе пациент расширяет свой запас речевого и слухового восприятия, а также учится уменьшать интервалы между проговариваемыми словосочетаниями и предложениями. Постепенное увеличение объёмов воспринимаемой информации окончательно приводит к адаптации больного афазией человека.

При систематическим подходе к реабилитационным занятиям у большинства пациентом удаётся добиться стойкого положительного результата, что позволяет адаптироваться пострадавшему в обычной социальной среде.


Top