Что говорят старцы о клинической смерти. Жизнь после смерти в христианстве. Важность покаяния, исповеди и причастия Святых Таин

Смерть в христианстве

В христианстве осознание смысла жизни, гибели и вера в вечную жизнь происходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» и новозаветной заповеди Христа: «Я имею ключи от ада и рая». С одной стороны, смерть – это вечная кара, которую каждый из нас вынужден нести за совершенный когда-то проступок. Но с другой стороны, гибель – это избавление человека от цепей смертного тела, от земных печалей, выпускающих на волю его нерушимую душу. «Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха». Личность делается бессмертной – дорога к бессмертию открыта искупительной жертвой Христа через распятие и последующее вскрешение.

Земная жизнь, полная горечей и печалей, не ценится в христианстве высоко, но именно она приготовляет человека к вечной жизни. Идея бессмертия души и воскресения заполняет возвышенным значением существование христианина и дает ему силу пройти через невообразимые сложности и испытания, поскольку короткая жизнь человека – всего лишь подготовка к существованию за гробом.

Бессмертие души стало догматом на Никейском храме в 325 году, когда при утверждении знака веры в него было включено положение о вечной жизни. Древняя христианская гностическая церковь в целом не отбрасывала мысль переселения душ – по крайней мере, относилась к ней терпимо, но в 553 году, на Втором Константинопольском соборе было постановлено: «Тот, кто будет защищать легендарную доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее бессмысленное предсказание о ее возвращении, тому анафема».

Христианство говорит как о том, что ужас смерти естественен и необходим человеку, так и о том, что «Первым известным знаком того, что жизнь Божия начала действовать в нас, будет наша воля от чувства смерти и ее страха. Человек, живущий в Боге, познает большое ощущение, что он – сильнее гибели, что он вышел из ее тисков. Даже умирая, он не будет чувствовать этого – наоборот, в нем будет сильное чувство непрекращающейся жизни в Боге» (христианский философ О. Матта эль-Мескин.) «Перестань плакать о гибели и плачь о проступках своих, чтобы исправлять их и войти в Жизнь Вечную. Христианин, ты борец и постоянно стоишь в строю, а воин, тот, что опасается гибели, никогда не осуществляет ничего благородного». Архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий отмечает: «Те, кто были при кончине людей праведных, наблюдали, что они не умирают, а как бы засыпают и уходят с миром куда-то от нас. Напротив, гибель греховодников мучительна. У праведников есть надежда и вера, у грешников – ужас и отчаянье». По образному выражению одного из иерархов: «Умирающий человек – заходящее светило, свет какой уже сияет над иным миром».

После смерти дух уходит из туловища, ни на минуту не прекращая собственного бытия. Но уже без туловища. Но с мыслями и эмоциями, со всеми добродетелями и изъянами, превосходствами и дефектами, какие были характерны ему на земле. «Жизнь души за гробом есть обычное развитие и следствие ее существования на земле», – отмечает священнослужитель Антоний Женевский. «Когда человек при жизни был правдивым христианином (исполнял заповеди, ходил Церковь, молился), то душа почувствует наличие Всевышнего и приобретет покой. Ежели же человек был великим греховодником, то дух его будет скучать по Богу, ее станут грызть желания, к каким приобвыкла тело, т. к. ублажить их будет нельзя, будет страдать от приближения злых духов».

Душа, выйдя из туловища, способна думать, впитывать, осмысливать, но она лишена оболочки и следственно не имеет возможности совершать поступки, она уже не сумеет что-то поменять, приобрести то, чего она не имела, будучи в теле. «За гробом нет покаяния. Дух обитает там и прогрессирует в том направлении, которое начал на земле», – пишет Антоний Женевский.

Архимандрит Киприан отмечает: «Помимо страданий и власти ада, опять нечто тревожит нас в гибели: это неясность той нашей жизни. С фактором физической смерти для души перерыва не будет: душа, как проживала до последней минуты земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного Суда. (…) В Православии нет гибели, ибо гибель – лишь тесная граница между существованием тут и гибелью в будущем столетии, гибель – это только временное разлучение души и тела. Нет гибели ни для кого, потому как Христос воскрес для всех. Там вечность, вечный покой и вечная память у Бога и в Боге».

После того как человек гибнет, его дух уходит из тела. Став свободной, душа приобретает иное – духовное – чувство. Она способна водиться с миром ясных духов – ангелов-хранителей, и духов темных – бесов, а еще – с прочими душами. Душа после физической смерти тела не находится в полном покое, а продолжает прогрессировать, и последующее становление души, по мнению Церкви, будет зависеть от того, в какую сторону она пойдет в момент гибели: к Свету или Тьме. Вот поэтому Церковь так высоко ценит таинство покаяния, особенно – перед смертью, вследствие чего человек даже в последние часы своей жизни в силах очень многое поменять, если, конечно, признание было чистосердечным и целым. По суждению Церкви дух после смерти тела еще 2 дня относительно свободен и находится возле тела, и лишь на третий день, после захоронения тела, переходит в иной мир.

При переходе в загробный мир душа обязана повстречать злых духов и пройти их испытание. Иисус Христос промолвил перед смертью: «Теперь князь мира этого прибывает, но он ничего не имеет во Мне». В данном случае Церковь рекомендует не поддаваться ужасу, а надеяться на Всевышнего, не забывая, что судьбу души решают не злые духи, а Бог. «Если в нас будет ужас, мы не пройдем свободно мимо владыки мира сего», – произносит архимандрит Серафим Роуз. Выходит, что дух проделывает определенный путь после смерти тела и проходит к престолу Страшного Суда не таким, каким оставил тело. Данный промежуток подъема нужен, по суждению одного из святых, так как «он не перенесет царящего там света». В финале осуществится Страшный Суд: «Ибо прийдет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами собственными и тут воздаст всякому по делам его». Не всех грешников ожидает идентичная участь – нераскаянные и великие окажутся в аду, а остальные имеют все шансы надеяться на благодеяние Божье и вечную жизнь. Церковь предписывает, что помочь греховной душе смогут молитвы Церкви, а также мольбы родных и близких.

Согласно церковному вероучению души многих грешников по пути на небо попадают в ад, от того что не обрели при жизни отпущения наказания за проступки (не исполнили епитимью). Время нахождения в чистилище может быть укорочено мольбами близких, а еще добрыми делами, совершенными в память об усопшем. Представления о чистилище начали складываться с I веке н. э., а ученье о чистилище было детально создано в произведениях Фомы Аквинского. Положение о чистилище принято на Флорентийском соборе в 1439 и подтверждено в 1562 Тридентским храмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Реинкарнация в христианстве Современные христиане отвергают доктрину реинкарнации, не находя в Библии ее подтверждения. Они утверждают, что учение о переселении душ является поздним дополнением к библейской традиции, а «Откровение Иоанна» запрещает добавлять

Реинкарнация в христианстве Христианство – одна из крупнейших мировых религий, распространенная в России, на американском континенте, в Австралии, европейских странах. Благодаря миссионерам, христианство появилось в Африке, на Дальнем и Ближнем Востоке. Главными

Идея искупления в историческом и в церковном христианстве 28.05.37 Если слова Христа «Небо и Земля прейдут, но слова Мои не прейдут» указывают, прежде всего, на истину Его Учения, ибо Истина и Вечность синонимы, то другое его речение «что вы свяжете на земле, то будет связано и

Учение о перевоплощениях в первоначальном христианстве 17.10.35 С большим духовным удовлетворением читала я книги «Добротолюбия» и труд Оригена «О Началах». И несмотря на многочисленные поправки в них, нанесенные позднейшими ревнителями, диву даешься, как отошли наши

Отмена доктрины о перевоплощении в церковном христианстве 08.10.35 Если хотите, можно было бы упомянуть, что доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р. Х. на втором Константинопольском Соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее

ГЛАВА 1. СМЕРТЬ Мы любим свое тело и отождествляем себя с ним, причем настолько, что нам очень неприятно думать о том, что то самое тело, которое нам так дорого, однажды окажется в могиле. Вообще, никому не понравится мысль о том, что собственное тело когда-нибудь умрет и

ГЛАВА 9. СМЕРТЬ И ВЕЧНОЕ Если ты прогуляешься по не окультуренному лесу, где не ступала нога человека, ты увидишь вокруг себя не только изобилие жизни. Тебе на каждом шагу будут попадаться упавшие деревья, сгнивающие тела животных, сопрелая листва и другие разлагающиеся

ГЛАВА 3 СОН И СМЕРТЬ Нельзя постичь сущности бодрствующего сознания без наблюдения того состояния, которое переживает человек во время сна, и нельзя приблизиться к загадке жизни, не занявшись рассмотрением смерти. В человеке, который живо не чувствует значения

Глава VII СМЕРТЬ Одним из наиболее важных практических результатов основательного понимания теософии является полное изменение нашего отношения к смерти. Невозможно исчислить всё количество совершенно ненужных страданий, ужасов и бедствий, которые человечество

Как в раннем христианстве показывали соединение верха и низа. Въезд Иисуса в Иерусалим Существует множество икон, на которых показан въезд Иисуса в Иерусалим на коне или на осле (см. илл. 3). Прежде чем мы растолкуем этот образ, давайте посмотрим, что такое Иерусалим на

Глава I. Смерть 1. Что такое смертьСмерть - это лишь отделение души от физического тела. Это отправная точка для новой, более совершенной жизни. Со смертью самосознание не прерывается, личность не перестает существовать. Смерть открывает врата в высшую жизнь, в более

Учение о перевоплощениях в первоначальном христианстве С большим духовным удовлетворением читала я книги «Добротолюбия» и труд Оригена «О Началах». И несмотря на многочисленные поправки в них, нанесенные позднейшими ревнителями, диву даешься, как отошли наши

Отмена доктрины о перевоплощении в церковном христианстве Если хотите, можно было бы упомянуть, что доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р. X. на втором Константинопольском Соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных

Что нас ждет после смерти с точки зрения христианской религии.

Что об этом думает буддизм — .

Что такое смерть в христианстве?

Здесь две стороны.

Первая.

Мы смертны за совершенный первородный грех. Смерть – кара за него. Мы уже рождены во грехе .

Вторая сторона.

Смерть – это просто продолжение жизни души, но уже без тела. Умирая, мы обретаем бессмертие, ведь душа вечна. Смерть – это лекарство, исцеление от греха.

Что из этого следует? Смерти нет. Это лишь разделение тела и души. Там, за порогом смерти душа жива, там нас ждет Господь. Смерти нет благодаря искуплению греха Иисусом Христом за весь человеческий род.

Судить будут каждого по делам его, по отношению к этим делам, по раскаянию и сокрушению в грехах. Не будет лицемерия, масок и лжи. Будет только голая, чистая душа, стоящая пред Богом. И все будет как на ладони. Ничего не утаишь и не скроешь.

В час Страшного Суда будет принято окончательное решение: либо вы остаетесь с Господом, либо покидаете Его навсегда. Поэтому он Страшный.

Ад – внутри человеческого сердца. И если в вашем сердце ад, то вы туда и уйдете после Страшного Суда. Если всю свою жизнь вы творили зло, которое стало частью вас самих. То вы его и получите в жизни вечной. Это будет ваш выбор.

Кто же пройдет испытание Судом – воскреснет в вечную жизнь. Это стало возможно благодаря Великой жертве Иисуса Христа, которую Он принес во благо всего человечества.

«…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15:52).

Это великая Божья милость – воскресить человека после всех согрешений его. Благодать воскресения не может быть описана никакими словами и понятиями. Это то, что осознать и представить обычному человеку просто невозможно.

Жизнь души после смерти. Душа в христианстве

Бессмертие души и воскресение – это главные столпы христианской религии. Этим живет человек и благодаря знанию об этом преодолевает тяжелейшие трудности жизненного пути.

Есть такое мнение, когда-то очень давно древняя христианская церковь даже принимала идею реинкарнации. Это, конечно, не было основной мыслью, но относились к ней спокойно.

Но с 553 года было установлено четко и конкретно, что переселения душ нет, и каждый, кто с этим не согласен – анафема.

После смерти душа сохраняет все чувства, мысли, которые она имела при жизни в теле. И чувства эти все усиливаются и обостряются. Поэтому, если человек живет праведной жизнью, в согласии с Божьими заповедями, то, выйдя из тела, душа сможет почувствовать присутствие Бога и успокоится.

Если же человек был очень привязан к телу, был объят страстями и желаниями, то они останутся с ним и будут терзать его дальше, причем избавиться от них уже не будет возможности. Ведь тела уже не будет. Рядом с такой душой будет множество бесов и нечистых духов. Они были с ним при жизни, они останутся с ним и после смерти.

Получается, что душа в христианстве продолжает жизнь тела. Поэтому очень важно покаяться перед смертью. Это важный момент, последний шанс очиститься. В этот момент вы определяете основное направление и жизнь души после смерти. Куда она пойдет: к Богу – свету, либо сатане – тьме.

Куда больше тянулась душа при жизни? Кто ей ближе? Нас ждет серьезное испытание искушениями, столкновение добра и зла.

Смерть в христианстве. Первые 2 дня.

Первые 2 дня после выхода из тела душа находится где-то возле тела, возле тех мест, которые ей были дороги при жизни, к которым она была привязана.

Но стоит также сказать, что святые люди, жившие только душой без привязанности к телу, сразу отправляются на небеса, минуя все те испытания, которые ожидают души обычных людей.

Точно сказать, конечно, никто не может, что нас ждет после смерти и что конкретно там делает душа сразу после выхода из тела. Но, считается, что в первые 2 дня она относительно свободна и находится возле самых родных и близких мест или возле тела.

Рядом с душой находятся Ангелы, с позволения которых она ходит там, где ей хочется.

Третий день. Мытарства.

Дальше душа должна пройти через препятствия, которые называются «мытарства». Она встречается с множеством демонов и духов, которые, мешают ей, искушают ее, уличают в грехе. Считается, что таких препятствий двадцать.

Празднословие и сквернословие, ложь, осуждение и клевета, объядение и пьянство, леность, воровство, сребролюбие и скупость, лихоимство (взяточничество, лесть), неправда и тщеславие, зависть, гордость, гнев, злопамятство, разбойничество, колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания), блуд, прелюбодеяние, содомство, идолослужение и ересь, немилосердие, жестокосердие.

Шага за шагом душа должна пройти испытание каждым грехом. И чтобы пойти дальше, испытания должны быть пройдены. Это как экзамены, говоря понятным языком.

Бесы же, могут быть не обязательно ужасными и устрашающими. Они могут представать в самой различной форме, возможно даже прекрасной, для соблазнения души. И как только душа обольщается и поддается, бесы несут ее туда, где ей место.

Опять же, не забывайте, что все необходимо воспринимать образно , не привязываясь к понятиям. Все метафорично и аллегорично. «Мытарства» , например, признает православная церковь. Католическая же говорит о «чистилище» , которое отличается от «мытарств». Мытарства продолжаются один день, чистилище же очищает душу до готовности ее ухода в рай. В чистилище приходят только те души, которые жили праведно, с грехами, но без смертных грехов.

Душа в христианстве проходит испытания после смерти. И важно помнить и осознавать, что ее судьбу определяет только Господь , Творец всего. Но никак не злые силы. Жизнь важно прожить с Господом, ради Господа и во имя Его и уходить в другой мир без страха, зная, что судьба в руках Бога.

Если душа успешно проходит испытание «мытарствами», то еще 37 дней она блуждает по небесному царству – раю и по адской бездне. Но свою участь узнает только на сороковой день. До этого же она знакомится с тем местом, где ей предстоит быть.

Оставшиеся дни.

С четвертого по девятый день – шесть дней – душа рассматривает рай. С десятого дня и до сорокового – сорок дней – она познает ужасы ада.

И в последний день душу снова приводят к Господу, и принимается решение о ее конечном месте.

Что нас ждет после смерти? Рай и Ад.

Что такое рай и Ад? Наверное, ответить на этот вопрос невозможно. Чего бы вы не ожидали от рая, каким бы прекрасным местом вы его не представляли, как в уме, так и в сердце, оно не сравнится с тем, что перед вами предстанет. Описать его невозможно. Также невозможно описать и красоту Бога.

То же и с адом. За пределами нашего понимания то, что там испытает душа. Страдания ада бесконечно страшны. И нет четкого ответа на вопрос, а вечны ли эти страдания.

Есть мнения, что «да», вечны. Но есть и противоположный взгляд, что ад конечен, и душа, заплатив свою цену, может покинуть его.

Лучше, конечно, этого не узнать.

Но для этого нужно жить правильной жизнью христианина.

Жизнь христианина.

Жизнь на Земле – это подготовка к вечной жизни. И то, как мы эту жизнь проживем, зависит и то, что мы получим на небесах.

Второе пришествие Христа может состояться в любое мгновение, и мы должны быть к этому готовы. И с чем Господь застанет нас, с тем и судить будет. Поэтому нет возможности оттягивать момент прихода в церковь. Нет возможности жить без Бога в душе. Нет возможности бездумно прожигать жизнь и ни о чем не думать. . Никто не знает момента своей смерти.

Но это надо правильно понять. Потому что многие понимают это так: если я завтра могу умереть, то должен взять от жизни все. И курить можно, и пить, и просто отрываться на полную. Но, если ты христианин, то должен понимать, что ты не умрешь, а просто отправишься к Богу . И самое главное, какая душа придет к нему.

Поэтому жить надо так, чтобы быть готовым прямо сейчас оказаться пред очами Творца. Это невозможно, конечно, особенно для обычного «цивилизованного» человека, но стремление к этому должно быть максимальным.

Вас может ждать великая радость на небесах. Готовьтесь к этому всю свою жизнь. Помните о том, где окажетесь после смерти. Все в наших руках.

Жить нужно по совести, с мыслями о Боге, молиться, ходить в церковь, причащаться и следовать заповедям Божьим, соблюдать посты, праздники, воскресения. Все должно сопровождаться искренностью в молитвах, раскаянием в грехам, смирением. Не должно быть места лицемерию и тщеславию.

Живите в любви, станьте проводником любви Господней!

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!



Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Смерть

Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, она служит только преселением от времени в вечность, а время Господь положил во Своей власти (преп. Макарий).

Ты боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), ибо Он «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38) (преп. Мака-рий).

Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном — о приготовлении себя к смерти (преп. Амвросий).

Ты пишешь, что, помышляя о смерти, чувствуешь страх; страх смерти естествен, но нам не должно бояться паничес-ким страхом, а ободрять себя верою и надеждою на благость Божию и на заслуги Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Это всем нам известно, что каждому из нас должно умереть, но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто уми-рает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено, то о сем надобно быть спокойными, только примирять свою совесть покаянием и благонадежней. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно, «чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4,11—12), говорит Писание (преп. Макарий).

Судьбы Божии нам неисповедимы; каждому из нас Он положил предел жизни — и не прейдем, а вечность не имеет конца!.. Для нас, верующих христиан, смерть не есть всегдашняя разлука, но временное отшествие: «живем ли или умираем, - [всегда] Господни» (Рим. 14, 8), учит святой Апостол, и пред Богом все живы есмы, ибо душа бессмертна и вечна. Сие рассуждение да будет вам утоле-нием скорби о лишении матушки вашей. Вы и теперь нахо-дитесь с нею в общении молитвенном, когда исполняете долг ваш — приносите молитвы о упокоении души ее, и при церковном богослужении творите поминовение, и делаете благотворения нуждающимся; для нее от сего есть вели-кая польза душе, а для вас утешение (преп. Макарий).

Сердечно прискорбно читать о частых твоих недугах... Да ты же еще стала так малодушна и боязлива смерти; милостив Господь, ты еще поживешь с нами, не устрашай-ся так, как ты боишься смерти. Истинная память смерти не имеет такого малодушного страха, какой вижу в тебе, но оная побуждает к любомудрию и к доброму житель-ству (преп. Макарий).

Что вы, оставшиеся, скорбите о лишении ее, то это не по разуму духовному, а плоть и кровь действует; не все ли равно — она умерла бы и много лет поживши, но сколько бы испытала бурь, скорбей и превратностей жизни? Плачущие не жалели ее в сем отношении, а в воображе-нии их рисовался проспект счастливой жизни, а это очень редко случается (преп. Макарий).

Возлюбленному сыну вашему, блаженному младенцу Пафнутию, даруй, Господи, вечный покой со святыми! Вы о нем плачете, а он теперь во светлостях святых радуется и веселится, и оттуда вещает к вам: «О мне не рыдайте, родители мои, но паче самих себе, согрешающих, плачьте всегда; младенцам бо определися праведных всех радость, ибо мы во временной жизни ничего не сделали, о чем ныне плакали». Успокойтесь и насчет приобщения Свя-тых Тайн, ибо чадо ваше с Господом неразлучно соеди-нено. Не думайте и о мытарствах, на которых не о чем было истязывать его. А что пред смертью тяжко страдал он, то тем показал он, что он чадо грешных родителей, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный (преп. Анто-ний).

Мы хотя с вами купно, и со всеми совокупно, и просим, и молим Господа Бога о исцелении доброй супруги вашей, и несомненно уповаем на милосердие Божие, что силен Он есть даровать ей здравие и продлить жизнь до самой глубо-кой старости, но не ведаем, угодно ли это Его святой воле и полезно ли ей? Так и Сам Христос Спаситель наш в молит-ве Своей со слезами просил Бога Отца о избавлении, гово-ря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39, 42). А посему если и для К. Б. предназначено у Господа Бога преселение из плачевной и многоскорбной юдоли сей в блаженную вечность, то не о том должно думать и говорить: с кем будет жить муж? С кем дети? Что с ними случится? Будут ли они счастливы?.. Но лучше употребить золотое времечко на размышление о грехах юности и неве-дения, о болезненном раскаянии в них и исповедании, зани-мать себя частою молитвою, хотя и краткою, и приобщением Святых Тайн, хотя в месяц раз, и размышлением: «О горе мне, грешнице сущей, горе, благих дел не имущей! Како пред суд Божий явлюся? Како со святыми вселюся?..» (преп. Антоний).

Ничего нет к нам ближе, как смерть! Также и это мнение ваше весьма справедливо, что, где бы ни случилось окончить жизнь свою со упованием на Божие спасение и опущену быть в могилу, везде Господня есть земля! (преп. Антоний).

Все мы теперь живем и ходим посреди сени смертной, ибо смерть не за морями, а у каждого за плечами. Стра-шимся за смерть одного и другого, но мысль о исправ-лении своем отлагаем впредь, когда язык наш немо будет говорить (преп. Антоний).

В каком месте назначено от Господа человеку уме-реть, то, хотя бы был он за границею за многие тысячи верст, непременно прибудет он к месту своего назначе-ния, и в свое время, ибо повеление Божие выполняется в точности (преп. Антоний).

Мы не можем постигнуть, почему молодой прежде-временно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнью и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. Например, если чьи дни сохраняет до самой глубокой старости — благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или в младенчестве, то опять благодетельствует. В истине сих слов удостоверяет нас Святая Церковь в заупокойном тро-паре, говоря ко Господу: «глубиною мудрости человеко-любно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю»... По сему доводу мы и должны оставить или, по крайней мере, умерить печаль нашу, дабы не было вменено нам в жалобу на Бога, что Он якобы с нами не человеко-любно поступает (преп. Антоний).

Что ж касается до вашей печали о том, что родитель якобы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизве-стно; может быть, кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды, ибо известно, что и препо-добного Афанасия Афонского строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и прочее, и всех таковых кон-чина мученическая, в коей своею кровью очищаются грехи, и Святая Церковь наша особенное о них имеет ходатай-ство ко Господу (преп. Антоний).

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т. е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Так Господь Бог истинно челове-колюбие все строит и полезное всем подает. А наш долг — и в том и в другом случае с детскою покорностью ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! (преп. Антоний).

Как хорошо встретить смерть с молитвою! А для этого надо навыкнуть, пока здоровы (преп. Никон).

Боязнь смерти — от бесов. Это они вселяют в душу такой страх, чтобы лишить надежды на милосердие Божие (преп. Никон).

Врач должен предупредить больного о приближении смерти (преп. Никон).

Существует такое церковное предание, что если у гроба покойника чувствуется радость и мир, то можно надеяться, что умерший угоден Богу, что жизнь его была праведна (преп. Никон).

Для вечной участи умирающего внешность погребения малое имеет значение (преп. Никон).

Умершие потому называются покойниками, что они в покое находятся (преп. Никон).

Вопрос: «Как готовиться к смерти?» Ответ: «Надо думать так, что только этот день дан тебе. Нельзя надеяться на завтрашний. Каждому грешнику обещано прощение, если покается, но никому не обещан завтрашний день» (преп. Никон).

Вижу, в каком устроении пред смертью ты находишь-ся. Ты пишешь: «Течение жизни скончах, веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7), не знаю, что меня прочее ожидает, весело, говорю много, шучу, даже смеюсь... глядя на меня, некогда и плакать, — но не прелесть ли это», — делаешь возра-жение. — Скажу тебе, что это «явная прелесть». Как видим, пример из житий святых, все они, умирая, страшились смерт-ного часа и плакали, не зная, что их ожидает. Одного из них окружающие спросили: «ты ли, отче, боишься еще смерти?» На что он отвечал, что хотя <я> и старался жить по заповедям Божиим, но не знаю, что меня ожидает, ибо ин суд Божий, и ин суд человеческий. — А ты «шутишь и смеешься». Говоришь Апостольские слова: «веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7). — Это только и мог сказать один святой апостол Павел, а мы с тобой, кажется, не Павлы. Не только все святые угодники Божий трепетали смертного часа, но даже и Божия Матерь боялась, что надо будет Ей прохо-дить мытарства, а ты, как сама говоришь: «умираешь без страха, не страшась того, что ожидает тебя по разлучении души». — Очень жалею я, и все мы жалеем, что ты на-ходишься в таком опасном прелестном духе. Лучше было если бы ты не умерла и вразумилась бы, на каком ты находишься пути. Молю Господа о вразумлении тебя... (преп. Иларион).

Да призрит Господь на вас миром и тишиною и тем облегчит скорбные сердца ваши, испытывающиеся стра-даниями единодушной вам сестры м. Тавифы и предстоя-щею с ней разлукой. Не унывайте чрез меру, укрепляя ваш дух верою и упованием на милосердие Небесного Отца, Который призывает ее от скорбей и болезней к успокое-нию на лоно Авраамле. Она не умрет, но только уснет до общего Суда Христова, а бессмертная душа ее прейдет от смерти в живот и там будет за любовь послуживших ей ходатайствовать любовью (преп. Иларион).

О умершем же младенце отдайте на волю Божию, но все считать грехи свои виною и сего наказания (преп. Лев).

Приготовление к смерти много может воспользовать душу того, кто с верою и упованием ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные и угодники Божий, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что «спасение хри-стианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться» (преп. Амвросий).

Внешнее... приготовление <к смерти>, как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять Таинство елеосвящения, по предварительной исповеди и причащении (преп. Амвросий).

...«Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (преп. Амвросий).

Один старец говорил, что не боится смерти. Неся однажды из лесу охапку дров, он очень изнемог. Сел для отдыха и в скорби проговорил: «хоть бы смерть приш-ла». — А когда смерть явилась, он испугался и предложил ей понести охапку дров (преп. Амвросий).

О страхе... наводимом слухом чумы, скажу. Если мы всегда будем в памяти содержать Евангельское слово Господа: «будьте готовы на всякое время, яко не весте ни дни, ни часа воньже Сын Человеческий придет» (Ср.: Мф.24, 44; 25, 13), тогда страх этот потеряет свою силу. Готовиться же к смерти всегда полезно... Только более всего старайся иметь мирный дух, предавая все и всех суду Божию (преп. Амвросий).

Преподобный Марк Подвижник пишет, что если че-ловек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолю-бивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: «сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце — дверь есть отверстая» (преп. Амвросий).

Пишешь, что в вашей обители несколько времени жила одна купеческая вдова, довольно задолжала бедным сестрам и бедным мирским людям, потом уехала на родину и там умерла страшною кончиною, высунувши язык, который и после не могли вправить. Ты спрашиваешь причину такой страшной кончины. Судьбы Божий для нас неисповедимы, а можно только сказать, что, во-первых, неблагонамеренно брать у бедных людей деньги, без уплаты оных, принадле-жит к грехам, вопиющим на небо, как и мзда наемнича, по сказанному в псалмах: «заемлет грешный и не возвратит» (Пс.36, 21), а во-вторых, должно быть, особа эта много грешила языком, от которого ни за горами, ни за морями не укроешься, и видно — в этом не покаялась, в-третьих, такие страшные кончины бывают и для вразумления оставшихся живых, чтобы были осторожны и страшились нарушать запо-ведь Божию или, по крайней мере, позаботились приносить искреннее покаяние во грехах своих, чтобы смерть не по-стигла их неготовых (преп. Амвросий).

Нельзя... не скорбеть, не сетовать, не печалиться родителям, так неожиданно потерявшим единственное свое чадо. Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом, касательно по-лучения будущего блаженства вечного. Этою отрадною мыслию должно вам умерять скорбь вашу, утолять вели-кую печаль вашу, что вы, хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не буде-те расставаться с ним. Только должно принять прилич-ные к тому меры: 1) поминать душу М. на Бескровной Жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молит-вах; 2) о душе его творить и посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами, бывает не только благо, но и добро зело (преп. Амвросий).

Ты все трубишь — пришла смерть. Да Господь так и сказал: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет» (Ср.: Ин. 12, 24). Вот тебе Господь и посылает искушение, чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла, — тебе и при-ходит смерть. А по слову Божию: «если со Христом ум-рем, с Ним и оживем» (Ср.: 2 Тим. 2, 11) (преп. Анатолий).

А смерти ты желаешь потому, что, во-первых, не пони-маешь, что такое смерть и что нас там ожидает. А во-вторых, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия (преп. Анато-лий).

Смех

Смех изгоняет страх Божий (преп. Амвросий).

Смеяться — большой грех, это производит — смех и дерзость — бес блуда (преп. Анатолий).

Смех, я вам объяснял, есть действие блуда. Впредь за каждое бесчинное смехотворство читайте по 33 раза «Бого-родицу» (преп. Анатолий).

Дерзка и смела от смеха, — страха Божьего, стало быть, нет (преп. Амвросий).

За столом не смеяться. Надо знать время на все. Ежели рассмеются, то одна сжала бы губы и вышла в сени, положив там три поклона (преп. Амвросий).

Смеяться поменьше, а то от этого недолжные помыслы приходят (преп. Амвросий).

Если кто будет смешить, тому уменьшить одну чашку чая (преп. Амвросий).

Ты все там капризничаешь? Да хохочешь? Разве так живут в больнице? Разве так спасаются монахи? Разве так спят и смеются приявшие на себя одеяние покаяния и смирения? (преп. Анатолий).

Смирение

Смирение велие оружие на врага, но стяжание его велий есть труд и понуждение. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Ср.: Мф.7, 14) (преп. Макарий).

Смирение есть одно непреоборимое оружие против всех козней вражиих, но достижение до оного небеструдно, а паче в мире живущим и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но оным нельзя дать веры, когда не стяжете истинного сердечного смирения (преп. Макарий).

Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29); вот основание нашей науки - смирение. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварью, и нас учат сему; и явственно показали, что где только учинилось падение, там предва-рила гордость... (преп. Макарий).

Сама высшая Любовь <Сын Божий> облеклась во сми-рение нашей плоти (преп. Макарий).

Смирение — неприступная твердыня для умных та-тей (преп. Макарий).

Старайся, дабы со внешним смиренноодеянием со-гласовать и внутреннее смирение. Считай себя худшею и последнейшею всех, не устами только говоря, но в сердце мысль водружая; оно доставит тебе спокойствие. Однако не думай, чтобы дело сие скоро могло совершиться: оно требует многого времени, труда и отсечения своей воли и разума, о чем уже много раз говорено, читано и писано было, но без практики не будет успеха: много раз падешь, смиришься и восстанешь, и тогда только твердо будет, когда совершенно познаешь свою немощь и не будешь опирать-ся на свои дела (преп. Макарий).

...<Необходимо>, чтобы всякое твое делание растворено было смирением: молишься ли ты, постишься ли, уклоняешься ли от света или исполняешь послушание, — все делай ради Бога и не думай, что делаешь хорошо. Самомнение — эта тонкая стрела бесовская — тайно уязвляет сердце, и семя его тонко насевается, так что мало-помалу возрастает фа-рисей, а потом предается и совершенной гордыне, а сия — бесовской области. Потому-то тебе и нужно научаться в ополчении Христовом на практике, а не наедине бороться с ратником, дышащим злобою. На него только и сильно оружие смирения! Ибо оно все его сети и стрелы разрушает. Молитва и пост хотя и великие оружия, но без смирения они не действуют (преп. Макарий).

Основание монашеской жизни — смирение. Есть сми-рение — все есть, а нет смирения — ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись (преп. Варсонофий).

Читавши о смирении, ты познала, что в тебе нет оного, а на место того самолюбие обладает тобою; желаешь на-учиться, как обрести оное? Тебе очень часто предлежат уроки оного, учись при укоризнах смирять себя, но сия небесная добродетель не без труда стяжавается, а долгим временем. Не достигая сего, паче должна смиряться и видеть свою нищету, со временем смиришься; читай поча-ще о смирении и помни, что оное есть пород <порождение> искушений (преп. Макарий).

Как мы далеки от смирения! А оно бы все стрелы лукавого сокрушало. Надобно учиться сей божественной науке; не нужно ходить ни в университеты, ни в академии и не тратить на это денег; и бедный, и богатый, все имеют право и способ учиться даром: «научитеся от Мене...» (Мф.11, 29). Не будем неверны словесем Господа нашего Иисуса Христа, а воспользуемся и станем учиться, время всегда есть; не только в 3-й, но и в 11-й час пришедших Он не отвергает, а приемлет, и равную мзду воздает. Пой-демте же! (преп. Макарий).

Святые отцы о рае и аде

Очень важно рассмотреть учение святых отцов о рае и аде, потому что они являются непогрешительными учителями Церкви, носителями незамутненного предания, и потому Священное Писание не может быть истолковано вне их богодухновенного учения. Ведь Церковь, это Богочеловеческое Тело Христово, сама пишет Священное Писание и толкует его.

Общим местом в учении святых отцов Церкви является то, что рай и ад существуют не с точки зрения Бога, но с точки зрения человека. Конечно, рай и ад существуют, существуют как два образа жизни, но не Бог их сотворил. Из святоотеческого предания ясно видно, что не существует двух мест (рая и ада), но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников.

Это неразрывно связано с учением святых отцов о примирении, а также и о вражде человека с Богом. Нигде из Священного Писания не видно, что Бог примиряется с людьми, но что Христос примиряет человека с Богом. Также из всего святоотеческого предания видно, что Бог никогда не является врагом человека, но человек становится врагом Бога, потому что не имеет общения с Ним и участия в Нем. Таким образом, человек становится врагом Бога, а не Бог – врагом человека. Человек через сотворенный им грех видит Бога разгневанным и враждебным. Мы рассмотрим эту тему, представив учение некоторых отцов Церкви.

Полагаю, хорошо начать с преподобного Исаака Сирина, говорящего о том, что есть рай и ад.

Беседуя о рае, он говорит, что рай – это любовь Божия. И, естественно, когда мы говорим о любви, то главным образом имеем в виду и прежде всего нетварную энергию Божию. Он пишет: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами». Но говоря об аде, он говорит почти то же самое, то есть что ад – это бич любви. Он пишет: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!»

Таким образом, ад – это мучение любви Божией. Он сам говорит, что печаль от греха против любви Божией «страшнее всякого возможного наказания». Действительно, мучительно отрицать чью-либо любовь и идти против нее. Это страшная вещь – когда нас любят, вести себя неподобающим образом. Если мы это сопоставим с любовью Божией, то можем понять и муку ада. С этим связано то, что снова говорит преподобный Исаак, что неуместно утверждать, «что грешники в геенне лишаются любви Божией».

Следовательно, и в аде люди получат любовь Божию. Бог будет любить всех людей: и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. Во всяком случае, неуместно утверждать, что ад – это отсутствие Бога.

Отсюда делается вывод, что опыт переживания Бога у людей различен. Каждому от Владыки Христа будет дано «по достоинству», «по мере доблестей его». Потому что там будут упразднены чины учащих и учащихся и в каждом будет «острота всяческого устремления». Один будет Тот, Кто будет давать Свою благодать всем, то есть Сам Бог, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей вместительностью. Любовь Божия будет распространяться на всех людей, но действовать будет двояким образом: грешников она будет мучить, а праведников – радовать. Выражая православное предание об этом, преподобный Исаак Сирин пишет: «Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой».

Стало быть, одна и та же любовь Божия, то же действие будет распространяться на всех людей, но действовать будет по-разному. Но каким образом возникнет такое различие?

Бог сказал Моисею: Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею (Исх. 33, 19). Апостол Павел, приводя это место Ветхого Завета, дополняет: Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает (Рим. 9, 18). Это должно быть истолковано в рамках православного предания. Как это Бог одного хочет помиловать, а другого – ожесточить? Разве у Бога есть лицеприятие?

Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, связано это с естеством человека, а не с естеством и действием Божиим. Священный Феофилакт говорит: «Как солнце воск размягчает, а глину делает твердой, не само от себя, но в силу различия вещества воска и глины, так и Бог, глиняное сердце Фараона, как говорится, ожесточает». Значит, и благодать Божия, то есть Его любовь, которая будет освящать всех, будет действовать в соответствии с состоянием человека.

С этими мыслями согласен и святитель Василий Великий. Толкуя псаломский стих глас Господа высекает пламя огня (Пс. 28, 7), он говорит, что чудо это произошло с тремя отроками в пылающей печи. Тогда пламя разделилось на две части, и потому с одной стороны «пожигало всех стоящих около», а с другой – «приняло в себя дух и доставило отрокам самое приятное дуновение и прохладу, так что они находились в спокойном состоянии, как бы под древесною тению». И хотя это пламя попаляло тех, кто находился вне печи, в то же самое время оно орошало отроков так, как будто они находились в тени дерева. Ниже он замечает, что огонь, уготованный Богом для диавола и его ангелов, «пресекается гласом Господним». Огонь имеет две силы: силу сожигать и силу освещать, и потому и пожигает, и освещает. Таким образом, достойные огня ощутят его опаляющую силу, а достойные просвещения почувствуют его просвещающую силу. И потому в завершение он говорит замечательные слова: «Посему глас Господень, пресецающаго и разделяющаго пламень огня, нужен для того, чтобы огнем наказания стало несветлое, а светом упокоения осталось несожигающее».

Следовательно, огонь геенны будет несветлым, будет лишен своего свойства просвещать. А Свет праведников будет несожигающим, будет лишен свойства опалять. Это будет результатом различного действия Божия. Во всяком случае, это подразумевает то, что человек в соответствии со своим состоянием будет получать нетварную энергию Божию.

Таково понимание рая и ада не только преподобного Исаака Сирина и святителя Василия Великого, но это общее учение святых отцов Церкви, которые апофатически истолковывают вечный огонь и вечную жизнь. Когда мы говорим об апофатике, то имеем в виду не то, что святые отцы изменяют учение Церкви, говоря слишком отвлеченно и глубокомысленно, но что они пытаются давать свое толкование, не связанное с категориями человеческой мысли и образами чувственных вещей. И в этом видна разница между православными греческими отцами и франко-латинянами, воспринимавшими эту действительность как тварную .

Так, святитель Григорий Богослов развивает эту важную истину, которая, как станет ясно, имеет великое значение для церковной и духовной жизни.

Он советует своим слушателям воспринять учение Церкви о воскресении тел, Суде и воздаянии праведникам. И они должны воспринимать это учение в той перспективе, что будущая жизнь – это «Свет для очищенных умом», естественно, «в меру чистоты», и это мы называем Царством Небесным и тьмою «для слепых во владычественном» (т. е. уме), что в действительности и является отчуждением от Бога «в меру здешней близорукости». Вечная жизнь – это Свет для тех, кто очистил свой ум; она является для них Светом в меру их чистоты. А тьмою она является для тех, кто слеп умом, кто не просветился в этой жизни и не достиг просвещения и обожения.

Эту разницу мы можем увидеть и среди чувственных предметов. Одно и то же солнце «просвещает здравый взор и помрачает больной». Значит, виновно не солнце, а состояние глаза. То же самое произойдет и во Второе пришествие Христово. Один Христос, «но лежит на падение и восстание: на падение неверующим, и на восстание верным». То же Самое Слово Божие и сейчас, тем более тогда, «и по природе страшно недостойным, и ради человеколюбия вместимо для украсивших себя должным образом». Потому не все удостаиваются находиться в том же чине и положении, но один достоин одного, а другой – другого, «в меру, полагаю, своего очищения». В соответствии с чистотой своего сердца и ума человек будет вкушать одну и ту же нетварную энергию Божию.

Следовательно, и по святителю Григорию Богослову, Тот же Самый Бог есть рай и ад для человека, потому что каждый вкушает энергию Божию в соответствии со своим душевным состоянием. Потому в одной своей доксологической фразе он скажет: «О, Троица, её же служителем и проповедником нелицемерным быть я удостоился! О, Троица, Которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими – в мучении». Тот же Самый Троичный Бог для людей является и осиянием, и мучением. Слова святителя прямы и недвусмысленны.

Но я хотел бы еще упомянуть и святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, настаивавшего на том же учении.

Обращаясь к слову Иоанна Предтечи, сказанному о Христе, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, И; Лк. 3,16), он говорит, что здесь Предтеча желает явить ту истину, что люди восприимут соответственно либо мучающее, либо просвещающее свойство благодати. Вот его слова: «Он, – говорит, – будет крестить вас Духом Святым и огнем», являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению».

Конечно, это учение святителя Григория Паламы необходимо рассмотреть в совокупности с учением о нетварной благодати Божией. Святитель учит, чтовсятварь причастна нетварной благодати Божией, но не одинаковым образом и не в равной мере. Так, приобщение благодати Божией святыми отличается от приобщения ей другого творения. Он подчеркивает: «Если одна сущность всем причастна не одинаковым образом, но разнообразно причащается… если и все причастно Богу, то в причастии святых мы видим великое и существенное различие».

Кроме того, из всего учения Церкви мы знаем, что нетварная благодать Божия получает различные наименования в зависимости от того, какое дело она совершает. Если она очищает человека, то называется очистительной, если просвещает его – просвещающей, если обоживает – обоживающей. Также иногда она называется естествотворящей, иногда животворящей, а иногда мудротворящей. Следовательно, вся тварь приобщается нетварной благодати Божией, но приобщается по-разному. Потому мы не должны смешивать обоживающую благодать, которой приобщаются святые, с другими энергиями.

То же самое, конечно, относится и к благодати Божией в вечной жизни. Праведные приобщатся просвещающей и обоживающей энергии, в то время как грешники и нечистые испытают на себе попаляющее и мучающее действие Божие.

Это учение мы встречаем и в подвижнических творениях различных святых. Для примера мы приводим преподобного Иоанна Синаита, говорящего, что тот же самый огонь называется и «огнем потребляющим, и Светом просвещающим». Имеется в виду святой и пренебесный огонь, благодать Божия. Благодать Божия, которую люди получают в этой жизни, одних «опаляет ради недостаточности очищения», других «просвещает в меру совершенства». Конечно, благодать Божия не будет в той жизни очищать нераскаянных грешников, но то, о чем говорит преподобный Иоанн Синаит, происходит в настоящее время. И подвижнический опыт святых подтверждает, что святые вначале ощущают благодать Божию как огонь, опаляющий страсти, а впоследствии, по мере очищения сердца, они начинают ощущать благодать Божию как Свет. Современные боговидцы подтверждают, что чем более человек кается и по благодати в процессе своего подвига получает опыт ада, тем более эта благодать неожиданно для самого подвижника преобразуется в нетварный Свет. Имеется в виду та же благодать Божия, которая сначала очищает человека, а когда он достигнет великой степени покаяния и очищения, тогда зрится, как Свет. Стало быть, здесь мы имеем дело не с тварными вещами и человеческими ощущениями, но с опытом нетварной благодати Божией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Чем живут святые Вопрос: если все люди живут своими желаниями и погоней за их удовлетворением, то чем же тогда живут святые? Конечно же, речь идёт о тех святых, которые изменили качество своего бытия, а не о тех, которых церковь признала таковыми, следуя своей внутренней

Святые источники В Москве находится около 30 святых родников. Самый известный из них – Холодный – находится в Теплом Стане, неподалеку от станции метро «Коньково». С давних пор считается, что если пить воду из Холодного натощак утром и вечером, то это поможет быстро

Глава 2. Отцы города. Китоврас - строитель китежских храмов? Должны мы были старые вещи хранить, и мы храни-храмы богам ставили, и городили стену из дуба, а за ней часто вторую стену, и там хранили богов наших. Велесова книга, 21 И строился город тот три года. Китежский

Боги-отцы Боги-отцы представляют власть, направленную энергию, щедрость и альтруизм, благородство целей, широту и безграничные возможности.ДагдаДагда - бог-Отец в кельтской культуре, был известен и как Иохаид Оллатхайр (Отец Всего) и Руадх Рофесса (Красный отец знания).

Святые Купола собора Святого ЛукиАвтор: artship, 21.2.2003Иду по длинным коридорам здания достаточно старой постройки, много дверей, все закрыты. Я ничего там не ищу, просто иду. Само здание напоминает нечто среднее между общежитием и университетом (Питерским). За спиной, где-то

Святые атрибуты Совершенно исключительным и почти единственным лечебным средством является крещенская вода при заболеваниях грудных детей. Иногда, совершенно отрицая все другие лекарства, ограничиваются только применением этой воды, умывая, обрызгивая, примачивая

Глава 9 ОТЦЫ И ДЕТИ Ведун не заставил себя ждать. Он пришёл сосредоточенный, со споим бутыльком в руках и тут же перевернул меня на живот, заставив вытянуть руки.- Вот, что хлопец, - почему-то на украинский манер обратился старый. - Ты парень не промах, но и тебе нужна

Короли: Отцы Ключевые слова и фразы: Четыре Короля соответствуют четырем фиксированным знакам Зодиака: Телец, Лев, Скорпион и Водолей. Короли могут обозначать как реальных людей в вашей жизни, так и различные аспекты вашей личности. Короли – это фигуры отцов, и обычно они

О чем обязаны знать отцы девочек? Этот материал я нашел в Интернете совершенно случайно. И, почему-то, сразу подумал о своем двоюродном брате. Вот было бы здорово, думалось мне, чтобы он тоже познакомился с этими архиважными постулатами. Ведь, кто знает, может и он, рано

Глава 6. Святые отцы о духе Тему эту я расскажу очень кратко, взяв всего несколько примеров из разных эпох. Все-таки для подробного рассказа надо быть богословом. Мне же будет достаточно не полноценного изложения христианского учения о духе, а некоторого узнавания корней

Отцы и дети Трудно не упомянуть и знаменитый сталинский афоризм: «сын за отца не отвечает». Не отвечает - если отрекся от собственного отца, проклял его или осудил публично. Очень ярким в данном плане примером является фигура Павлика Морозова - хотя теперь есть сомнения

«Святые» и «герои» Подавляющее большинство языческих богов и героев дошло до нас в виде «святых» и «мучеников» христианской церкви. Например св. Дионисий соответствует Дионису, св. Косьма и св. Дамион братьям Диоскурам и т.д. Любопытно, что этот факт отражен даже в

Святые-покровители По православной традиции апостол Андрей помогает рыбакам, святой Николай - морякам, Фрол и Лавр - крестьянам, Зосима и Савватий - пчеловодам. Власий, под именем которого просматривается славянский языческий бог Велес, присматривает за скотом.В

Как известно, все религии произошли из одного источника, и имеют много общего, в частности, все религии сходятся в том, что смерть – важнейшее явление и требует глубоких размышлений. Здесь мы рассмотрим шесть основных религий – буддизм, индуизм, христианство, иудаизм, ислам и йогу с точки зрения того, как каждая из них отвечает на вопросы: почему и как человек умирает, и что происходит после смерти.

Смерть не беда, а возможность

В христианском учении смерть – это перемена к лучшему, через нее Бог меняет жизнь человека. Иисус учил, что жизнь с Богом предполагает настолько радикальную перемену, что обычным человеческим отношениям просто не будет места. Поэтому сознательно и прямо смерть описывалась не как беда, а как возможность. Иисус говорил, что потерять свою жизнь – значит ее спасти (Мф 16:25; Мк 8:35; Лк 9:24; Ин 12:25).
В христианстве по большому счету не важно, какой смертью умер человек.

Запрещается только самоубийство и убийство как вторжение человека в дела Божьи. В целом же, любая смерть – это возможность для воскресения, даже смерть на кресте. Воскресение Иисуса дает основание надеяться на воскресение мертвых вообще.

Ведь основная весть проповедников христианства – это весть о воскресении Христа.

Причина смерти человека заключается в его грехопадении, так как человек своим непослушанием впустил смерть в мир. Однако смерть являет собой вовсе не исчезновение человека, а лишь переход в духовное состояние, которое и составляет конечную цель земной жизни. Со смертью прекращается нравственное развитие человека, исключается всякое дальнейшие изменение его, и начинается нравственное воздаяние за все, что он совершил в своей жизни здесь, в этом мире. Бессмертная душа человека и после смерти сохраняет свое самосознание, т.е. все черты личности: помнят обстоятельства, лиц, события своей земной жизни.
Что же происходит после смерти? После того, как душа покинула тело, она в течение шести дней пребывает в раю, а после этого спускается в преисподнюю. Здесь в течение сорока дней она терпит мытарства, т.е. частный суд, отличный от всеобщего Страшного Суда, совершающегося в «конце времен». Хорошие и плохие поступки человека подробно исследуются, и ему предоставляется возможность осознать всю свою жизнь, и он предстает перед самим собой в истинном свете. Христиане считают, если человек при жизни не очистил свою душу покаянием, то мучения в виде мытарств неизбежны. В результате частного суда душе выносится «приговор», и обвиненные в том или ином грехе отправляется в соответствующие «мрачные обители». Но души праведников возносятся ангелами в райские обители. И так продолжается до совершения Страшного Суда. Надо особо отметить, что воскресение – это «новое творение» Бога, поскольку воскресшая душа обретает новое, духовное, тело, со смертью кончается ограниченное существование и предлагается надежда на полную трансформацию духа.

Притчи против реинкарнации:

Судьба человека в посмертии хорошо видна на примере притчи Христа о богаче и Лазаре:

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк. 16:20

Учение Христа о воскресении излагается в ответе на вопрос саддукеев:

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мф. 22:23)

Если бы саддукеи и сам Христос верили в реинкарнацию, то сам вопрос, заданный Христу, был бы бессмысленным. Ведь если женщина перевоплощается и проживает множество жизней, она неизбежно имеет такое же множество супругов. Для финальной участи в посмертии количество супругов в течение какой-то одной жизни не имело бы никакого значения. Следовательно, и саддукеи, и Христос подразумевают одно единственное посмертие после одной единственной жизни, но понимают его по-разному: саддукеи не верят в телесное воскресение, а Христос ему учит.


В послании апостола Павла к евреям говорится:

24 Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение. (Евр. 9:24)

Слова апостола Павла не оставляют места в христианском учении для реинкарнационного цикла смертей и перерождений. Недвусмысленно сформулирована мысль о том, что человек умирает ровно один раз. Некоторые теософы интерпретируют слова «однажды умереть» как «когда-нибудь умереть». Однако такая интерпретация вступают в противоречие с полной цитатой, в которой совершенно определённо и намеренно есть сопоставление смерти человека с единственной, а не многократной смертью Христа, причём единственность жертвы Христа особо отмечается.

Некоторые материалы по посмертию:
Мои воспоминаний о сумеречном мире.


Top