Единой экономической цели а также. Таможенный союз и единое экономическое пространство. Новости. Таможенный Союз

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан 6 октября 2007 года в Душанбе президентами России, Белоруссии и Казахстана - государствами-членами международной экономической организации Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/. В ЕврАзЭС также входят Киргизия и Таджикистан. Армения является наблюдателем при сообществе с 2003 года.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз.

Единым постоянно действующим регулирующим наднациональным органом Таможенного союза и Единого экономического пространства с января 2012 года является Евразийская экономическая комиссия, договор о создании которой был подписан 18 ноября 2011 года. ЕЭК заменила собой ранее действовавшую Комиссию Таможенного союза. Вышестоящий орган ТС и ЕЭП - Высший Евразийский экономический совет /ранее - Высший орган ТС/ на уровне глав государств и правительств.

ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. С июля 2010 года на территории трех государств начал действовать единый Таможенный кодекс /Россия и Казахстан - с 1 июля; Белоруссия - с 6 июля/. С 1 июля 2011 года весь таможенный контроль вынесен с внутренних границ стран-участниц ТС на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен лишь пограничный и миграционный контроль.

Объем взаимной торговли государств "тройки" только за первый год работы союза /2010-й/ составил 88,4 млрд долларов, увеличившись на 21% по сравнению с 2009-м годом. В 2011 году объем взаимной торговли составил 75 млрд долларов., объем внешней торговли стран ТС с третьими странами достиг 913 млрд долларов. Объем взаимной торговли между странами ТС в 2012 году составил 68,6 млрд долларов, объем внешней торговли с третьими странами - 939,3 млрд долларов. Объем взаимной торговли в первом квартале 2013 года составил 15 млрд долларов. Снижение было обусловлено сокращением поставок нефтепродуктов из РФ в Белоруссию, без учета этого фактора объем взаимной торговли увеличился на 1,3%. Внешняя торговля в первом квартале 2013 года составила 216,8 млрд долларов. Основными покупателями экспортируемых государствами- членами ТС товаров являются страны Европейского союза. По прогнозам, к 2015 году совокупный ВВП трех стран увеличится на 400 млрд долларов.

27 ноября 2009 года на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции - Единому экономическому пространству /ЕЭП/, где действуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении единых правовых норм. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную валютную политику.

Формирование договорно-правовой базы ЕЭП было завершено в короткие сроки - уже к 9 декабря 2010 года был подписан пакет из 17 базовых соглашений. Эти документы вступили в силу 1 января 2012 года, что послужило началом функционирования Единого экономического пространства. В дальнейшем, до 2015 года, необходимо подписать еще 13 международных договоров и 42 других документа для полноформатного функционирования ЕЭП.

Следующим этапом интеграции на евразийском пространстве должно стать создание Евразийского экономического союза. Об этом было заявлено в Декларации о формировании ЕЭП от 9 декабря 2010 года и Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, принятыми президентами трех стран. В Декларации о Евразийской экономической интеграции в качестве конечной цели интеграции провозглашено создание Евразийского экономического союза, который придет на смену Евразийскому экономическому сообществу. Договор о создании Евразийского экономического союза должен быть подписан к 1 мая 2014 года, с тем, чтобы ЕЭС начал функционировать на пространстве Таможенного союза к 1 января 2015 года.

29 мая 2013 года в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета ТС и ЕЭП президенты "тройки" подписали Меморандум о расширении взаимодействия с Киргизией и Украиной. 31 мая в Минске в рамках Форума деловых людей государств-участников ЕЭП подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной. Меморандум позволит представителям Украины участвовать в деятельности всех структур ТС и ЕЭП, включая заседания Высшего Евразийского экономического совета, Евразийской экономической комиссии без права голоса, а также иметь доступ ко всей информации ТС и ЕЭП. Кроме того, в Минске 31 мая подписан Меморандум о стремлении Киргизии вступить в Таможенный союз. Одновременно Киргизия и Украина обратились с просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который должен начать свою работу в 2015 году. Статус наблюдателя в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве не предусмотрен.

С целью оптимизации экономического сотрудничества, как заявили руководители Украины,. России,. Казахстана и. Беларуси, появилась необходимость создания. Единого экономического пространства (23 февраля 2003 p), первой ступенькой ю которого предполагается свободная экономическая зона. Для реализации проекта дальнейшего развития. ЕЭП была создана. Группа высокого уровня (ГВУ), состоящий из вице-премьеров правительств стран-участниц, министров ключевых министерств и их заместителей. На очередном заседании. Группы высокого уровня по формированию. Единого экономического пространства 25 июля 2003 г (Москва) участники обсудили ход выполнения интеграционных ийнои карты, которая, в частности, предусматривает необходимость заключения между государствами соглашений и договоров. Обсуждался вопрос о пунктах контроля макроэкономическими и институциональными показателями в странах формирующих. Единое экономическое пространство. Работа по созданию. ЕЭП находится под постоянным контролем российской сторонторони.

Основной целью будущей интеграции в рамках. ЕЭП, как предполагалось, должно было стать достижение. Россией,. Беларусью, Украиной и. Казахстаном так называемых четырех свобод (по примеру. Европейского. Союза): свободных ьного перемещения товаров, свободного перемещения капиталов, свободного перемещения трудовых ресурсов и услуг, проведения унификации ставок таможенного тарифа. Достижение этих параметров станет основой для обра ние зоны свободной торговли. Для первого этапа интеграции, по убеждению сторон, есть все предпосылки. Россия,. Беларусь, Украина и. Казахстан вместе обеспечивают до 94% общего. ВВП стран. СНГ и 88% ихньог в товарооборота высокий товарооборот происходит между. Россией и Украиной: 2002 г он составлял 12 млрд долларов, в 2004 г - 17,6 млрд долларов, между. Россией и. Беларусью - 9896000000 долларов, а между. Россией и. Ка захстан - 4,36 млрд долларовд. доларів.

По убеждению российских руководителей, конечным этапом экономического сотрудничества будет введении на территории. ЕЭП единой валюты - российского рубля, что означает окончательное присоединение Украины к просто ору стратегического влияния. Российской. Федерации в сентябре 2004 г в казахстанской столице. Астане был проведен саммит стран. СНГ, где рассматривались вопросы. Единого экономического пространства. Главы государств приня ли два документа:"Решение"и"Заявление", в которых говорилось о будущем стран-участниц нового образования. Инерционные тенденции сказывались, но. Россия интенсивно продвигала проект до его конечной цели. Перев и шаг к созданию. ЕЭП было сделано 20 апреля 2004 p, когда украинский парламент окончательно ратифицировал соглашение о создании. ЕЭП в пакете с другими стратегическими соглашениями с. Россией (в том числе о уста становления сухопутной границылення сухопутного кордону).

Каждую из сторон-участниц проект. ЕЭП чем-то привлекает. Для. России важнейшим является свобода перемещения капитала: крупный российский бизнес осваивает пространство. СНГ, где и экономическую среду знакомо, и предпр приятия стоят не более четверти своей настоящей цены (это связано с тотальной недооценкой компаний стран. СНГ из-за их низкой капитализации). Особенно заметно крупные российские корпорации проявляют себя в Украине ("Русал"владеет. Николаевским глиноземным заводом,. АвтоВАЗ контролирует. Запорожский алюминиевый комбинат и. Луцкий автозавод и др.). В. Казахстане российский капитал представлен"Газпроме м","Рос-нефтью", PAT. ЕЭС. России и другими компаниями. Казахстан заинтересован в плотной интеграции учитывая крепкий взаимосвязь с рынком. Содружества: 70% экспортируемых казахстанских товаров потра пляе в страны. СНГ. Для Украины выгодно беспошлинный режим с участниками. ЕЭП, особенно с. Россией. Однако. Россия ограничивает поставки украинских труб, арматуры, оцинкованного проката, крахмала и сахара, повышает цены на энергоносители, а Украина квотирует импорт российских автомобилей, цемента, удобрений и др.. Известно, что 80% товаров и услуг, которые вывозятся из Украины, можно бессрочно сбывать только на рынке. СНГ. Би лорусь довольно тесно сотрудничает с. Россией, но нерыночная экономика республики, бесспорно, создавать препятствия для успешной реализации проекта. ЕЕоди для успішної реалізації проекту ЄЕП.

Очевидно, что теоретически создан. ЕЭП должно быть выгодным для всех четырех государств в условиях паритетности их участия в этом формировании. Это обусловлено тем, что в ближайшее время членам. ЕЭП придется испытать бы многих неудобств, в частности противостояния российскому капиталу, дешевым конкурентоспособным товарам российского производства, неурегулированности позиций национальных естественных монополий, перспективу введении российского рубля в качестве единой валюты, а также необходимости внесения значительных поправок в законодательство стран-участниц. ЕЭП. При таких условиях особенно важно для каждой страны сохранить национальное вы робництво. Ведь известно, что агрессивный крупный капитал часто просто покупает конкурента с целью его устраненияння.

Заинтересованность российской стороны в привлечении Украины к. ЕЭП косвенно подтверждена руководством. России, которое перед ратификацией. Соглашения по созданию. ЕЭП выразило готовность сделать определенные уступки ки в снижении цены на нефть для Украины и приближении ее к уровню внутрироссийских эти.

Вполне возможно, что следующим шагом участников. ЕЭП может стать объединение проектов в рамках. ЕврАзЭС с зоной свободной торговли. ЕЭП. Используя благоприятную политическую конъюнктуру, Украина имеет возможность решить вопрос реализации выгодного для себя сценария формирования свободной экономической зоны в рамках проекта. Одним из конкретных достижений. ЕЭП стала консенсусная договоренность о создании транснацион альной ракетно-космической корпорации Украины предложила ввести в состав корпорации. Днепропетровское конструкторское бюро"Южное"им. М. К. Янгеля и. ПО"Южмаш";. Казахстан - предоставить космодром. Байк. Онур, а. Беларусь - свои возможности в области оптики. Россия пригласила украинских специалистов совместно работать над созданием модифицированного лабораторного модуля для. Международной космической станции на ба с блока. ФГБ-2 (Центр им. М. В. Хруничева), а также к разработке многоразового пилотируемого космического корабля"Клиппер"- проекта ракетно-космической корпорации"Энергия"им. С. П. Королева. Хотя переговоры были сложными (конкуренция между сторонами относительно использования ракет-носителей, выбора ракетно-космических комплексов, расчетов за использование космодрома. Байконур и др.), однако названа корпорация - реальное задачи, реализация которого может вывести ведущие страны. СНГ на мировой космический риноивести провідні країни. СНД на світовий космічний ринок.

24 января 2005 г во время пребывания в. Москве. Президент Украины. В. Ющенко заявил о том, что Украина не отказывается от. ЕЭП, но в продвижении любых проектов руководствоваться национальными интересами. Принципы. ЕЭП не должны блокировать путь Украины к овладению других рынков время Украина достаточно активно сотрудничает в формате. ЕЭП"С 1", а по отдельным соглашениям, имеющих для украинской экономики в собливий интерес, работа происходит в формате"четырех"Украинская сторона согласовала пакет из 20 различных соглашений. ЕЭП. Это и упрощение передвижения, и унификация определенных норм относительно экономического сотрудничеств а с членами. ЕЭП т.д.. Достигнуты также договоренности о ликвидации изъятий из двусторонней торговли Украины и. России, реализовываться 2009 г. Таким образом Украина выбирает один вариант сотруд тва по. ЕЭП - создание зоны свободной торговли, что не будет препятствовать движению Украины в. Европейский. Союз и вступления в. ВТО. Об участии в. ЕЭП. Президент Украины поручил различным ведомствам проанализировать базовых ный пакет из 93 проектов международно-правовых документов по вопросам формирования. ЕЭП шодо их соответствия. Конституции Украины, нормам и принципам. ВТО, требованиям, вытекающим из интеграции Украины в. Европейской ского. Союза, и внести предложения относительно участия украинской стороны в указанных документаторони в зазначених документах.

Для Украины важно выработать критерии своего участия в проектах. СНГ, получить гарантии равных условий сотрудничества, приемлемых для всех участников сообщества, пытаться изменить в свою пользу или некоторые инни нормы в его рамках (такие, как право вето, право председательствующего т.п.). На государственном уровне специалисты и эксперты международного права, юристы, экономисты, учитывая современное состояние украинских е кономикы, разрабатывают четкую аргументацию, которая даст Украине обоснованные выводы о возможных последствиях ее участия в проектах. СНД.


I . Единое экономическое пространство

· Единое экономическое пространство обрело форму 3-4

· Постсоветское пространство снова объединяется 4-7

· Перспективы участия Белоруссии в Едином экономическом пространстве 7-12

· Эволюция евразийской интеграции 12-15

II . Мнение экспертов

· "Негатив по поводу ТС создается из-за незнания 15-19

· Казахстанские предприниматели отстают от российских 19-23

во многих секторах экономики

· Увеличение казахстанского содержания - процесс не механический 23-29

III .Таможенный Союз. Новости.

· О 34-м заседании Комиссии Таможенного союза 29-30

· Таможенные службы Белоруссии, России и Казахстана 30

Евразийская экономическая комиссия создается с целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза, и Единого экономического пространства. Она станет преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой будет прекращена 1 июля 2012 г., и будет осуществлять свои функции на основе принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов сторон, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. В связи с расширением и усложнением функций комиссии договором предусматривается создание двухуровневого органа в составе Совета комиссии и Коллегии комиссии, функции и полномочия которых разграничиваются.


Откроется доступ на рынок услуг для юридических и физических лиц стран-участниц, будут обеспечены взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизация национальных законодательств в этой сфере.

Государства – члены ЕЭП намерены обеспечить унификацию железнодорожных тарифов на перевозки грузов, а впоследствии и доступ к услугам железнодорожной инфраструктуры для перевозчиков. Компании получат равный доступ к услугам естественных монополий и государ­ственным (муниципальным) закупкам.

Что не менее важно, будут сняты ограничения для трудовой миграции. Граждане каждой из стран смогут находиться на территории другого государства-участника до 30 суток без регистрации в уполномоченных органах, смогут пользоваться определенными социальными гарантиями , их права будут защищены.

Впервые в истории постсоветского простран­ства создана наднациональная структура, призванная регулировать интеграционные процессы в рамках ЕЭП и Таможенного союза, – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Решение о ее учреждении принято в ноябре, и уже к концу прошлого года на декабрьском заседании Высшего евразийского экономического совета орган окончательно сформирован: утверждены руководство, состав, бюджет. Предельная численность штата сотрудников составляет 1 071 человек. На содержание аппарата предусмотрено долевое финансирование в пропорциях: от России – 87,97%, от Казахстана – 7,33%, от Беларуси – 4,5%.

Евразийская экономическая комиссия также начала свою работу с 01 января 2012 года. В течение пяти лет ей планируется передать 175 национальных полномочий. Но это не значит, что какая-либо из сторон потеряет часть суверенитета. Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства. Она будет строиться на принципах консенсуса.

Схема руководства ЕЭП и Таможенным союзом отныне такова: общее политическое управление осуществляет высший Евразийский экономический совет – орган, состоящий из глав государств и правительств. Руководители стран «тройки» в данном формате собирались уже дважды в ноябре и декабре 2011 года.

За практическое воплощение воли глав государств отвечает, собственно, комиссия. Ее дея­тельность строится на двух уровнях – Совета комиссии и Коллегии. Совет состоит из вице-премьеров правительств и осуществляет общее регулирование интеграционными процессами. Коллегия – основной рабочий орган, сформированный на принципах равного представительства членов от каждой стороны. Она наделена полномочиями по контролю за выполнением международных соглашений в рамках ЕЭП и ТС. Коллегию комиссии по решению глав государств возглавил руководитель минпромторга РФ Виктор Христенко.

Местом дислокации штаб-квартиры комиссии определена Москва. В перспективе с выходом на более высокий уровень интеграции – создание Евразийского союза – орган управления инте­грационными процессами, вероятнее всего, будет расквартирован в Астане.

Можете ли вы опровергнуть или, напротив, подтвердить опасения относительно того, что в рамках Таможенного союза российская экономика подомнет под себя казахстанскую?

Казахстанская экономика давно является открытой. В стране были созданы условия для привлечения иностранных инвестиций. Тот же российский бизнес активно представлен в отраслях ТЭК, финансовой сфере. Об открытости казахстанской экономики также свидетельствует тот факт, что до вступления Казахстана в ТС у нас действовал довольно низкий уровень внешнего таможенного тарифа. В частности, средний его уровень в РК составлял 6,2%. Для сравнения: в РФ данный показатель был равен 10,6%.

В течение 2011 года наблюдался дрейф российских промышленных предприятий в Казахстан ввиду более мягкого налогового режима и более низкого уровня тарифов на услуги естественных монополий в нашей республике. Только за I квартал прошлого года в Казахстане было зарегистрировано около 300 российских предприятий. Как свидетельствуют данные ОАО “Зарубеж-Экспо”, в целом по республике зарегистрировано около 5 тысяч российско-казахстанских СП, из которых действуют 2,5 тысячи. По мнению многих экспертов, если ситуация не изменится, то процесс переноса производств в Казахстан будет набирать обороты. А это повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест, возможности для промышленного роста республики, модернизации экономики страны. Восстанавливаются утраченные связи, промышленные цепочки. И эти тенденции, на мой взгляд, следует рассматривать как равноправное партнерство, а не как поглощение российским бизнесом казахстанского.

Чего, на ваш взгляд, в создании ТС больше – экономической необходимости или политической целесообразности?

Создание ТС – это, прежде всего, экономический проект, конечной целью которого является формирование Единого экономического пространства. В декабре 2010 года на межгосударственном уровне были приняты важнейшие соглашения по свободному движению товаров, капитала, услуг, рабочей силы. Реализация указанных нормативно-правовых документов будет способствовать созданию общего рынка товаров и услуг в рамках ЕЭП, активизации торгово-экономических связей между государствами-участниками, развитию экспортного потенциала наших стран. Поэтому в создании ЕЭП больше экономической необходимости, чем политической целесообразности.

- И что реально выиграла экономика Казахстана от вступления в ТС?

Во-первых, с упрощением таможенных процедур расширились возможности для ускорения товародвижения, что стало важным фактором увеличения объема взаимного товарооборота Казахстана с партнерами по ТС. Повторюсь, по итогам 10 месяцев 2011-го экспорт из Казахстана в страны ТС увеличился на 51% по сравнению с соответствующим периодом 2010-го, импорт – на 39,8%.

Во-вторых, с введением Единого таможенного тарифа созданы реальные условия для защиты внутреннего рынка стран ТС, в том числе и от “серого” импорта, что является важным фактором развития обрабатывающей промышленности РК.

В-третьих, в соответствии с Соглашением о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза ОАО “АК “Транснефть” унифицировало тарифы на услуги по транспортировке нефти из Казахстана по российской системе магистральных трубопроводов. И с 1 января 2012-го казахстанские грузоотправители платят тариф, который установлен для российских компаний. Безусловно, такие подвижки в тарифной политике позитивно скажутся на объемах экспортных поставок Казахстаном углеводородов и эффективном использовании транзитного потенциала стран ТС.

Следует также отметить, что до 1 января 2013 года будет завершена унификация тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом , в результате чего казахстанские грузоотправители на территории России и Беларуси будут оплачивать стоимость перевозки по единому тарифу. Как известно, в настоящее время тарифы делятся на экспортный, импортный, внутригосударственный и транзитный. Под унификацией подразумевается объединение этих тарифов в один, что существенно снизит тарифную нагрузку для наших грузоотправителей и будет способствовать повышению предпринимательской активности при расширении рынка сбыта своей продукции, увеличению объема грузоперевозок, повышению конкурентоспособности экономики за счет открытия доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Как может сказаться на деятельности ТС членство России во Всемирной торговой организации? Какие вы здесь видите плюсы и минусы для нашей республики? И как обстоит дело со вступлением Казахстана в ВТО?

Таможенный союз и Единое экономическое пространство формировались в соответствии с нормами ВТО. Обязательства РФ перед ВТО, безусловно, найдут отражение в правовой базе ЕЭП. Казахстан тоже готовится стать членом ВТО. В частности, в 2011 году были завершены двухсторонние переговоры с США по вступлению нашей страны в ВТО. Казахстан планирует стать членом этой международной организации в следующем году.

В качестве плюса от вступления России в ВТО можно отметить изобилие качественных импортных потребительских товаров. Кроме того, появились возможности расширения инвестиционного сотрудничества с государствами – членами ВТО, решения торговых споров.

Основным же минусом могут стать низкая конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя и угроза закрытия производств. Поэтому важнейшей задачей казахстанского бизнеса является развитие конкурентных преимуществ. И Единое экономическое пространство может стать генеральной репетицией перед вступлением стран ЕЭП в ВТО.

А вообще, как стыкуется членство в двух этих объединениях (ВТО и ТС)? Не будет ли здесь какого-то противоречия?

Нет, противоречия не будет, поскольку нормы ВТО, как уже говорилось, закладываются в ЕЭП.

- Какими вам видятся дальнейшие перспективы Таможенного союза?

На мой взгляд, созданы все условия для дальнейшего развития региональной интеграции в рамках ТС. С 1 января 2012-го начало работу ЕЭП. А к 1 января 2015 -го в соответствии с Декларацией о Евразийской экономической интеграции стороны должны завершить кодификацию международных договоров и на этой основе создать Евразийский экономический союз – как самый высокий уровень интеграции стран.
- Насколько реально создание такого союза? И что изменится после его появления?

Создание Евразийского экономического союза будет зависеть от того, как продвигается интеграция в ЕЭП и как решаются задачи по достижению сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политики; как проходят структурные реформы рынков труда, капиталов, товаров и услуг; от создания евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций. Это наиболее высокий уровень интеграции, предполагающий установление высоких стандартов жизни. В рамках такого экономического союза государства-участники могут выйти на единую валютно-финансовую политику , что является основой для формирования валютного союза.

Казахстанские предприниматели отстают от российских во многих секторах экономики

Единое экономическое пространство - это лишь возможности завтрашнего дня. При этом конкурентные преимущества казахстанского бизнеса на внешних рынках в основном обеспечиваются продукцией сырьевых отраслей. О перспективах деятельности отечественных товаропроизводителей несырьевой направленности в рамках нового интеграционного объединения и о существующих ныне проблемах в интервью КазТАГ рассказывает заместитель директора института мировой экономики и политики (ИМЭП) при фонде первого президента РК – лидера нации Куралай Джангабаева.

Куралай Аширбековна, как известно, с 1 января 2012 года начало свое существование Единое экономическое пространство трех государств (ЕЭП) – Казахстана, Белоруссии и России. Предполагается, что от созданного общего рынка товаров в рамках нынешнего Таможенного союза мы перейдем к общему рынку услуг, капитала и труда в рамках ЕЭП. С каким, так сказать, багажом Казахстан подошел к этой временной отметке?

К новой временной отметке Казахстан пришел с определенными ресурсными возможностями и стратегическими планами, которые направлены на увеличение благосостояния экономики страны в условиях роста конкуренции на рынке общего пространства. Это наличие: экспортоориентированных отраслей экономики, как сырьевых, так и обрабатывающих производств; соответствующей системы социального развития , прежде всего, рост вклада в систему современного образования и здравоохранения. Главный багаж - это наличие стратегических планов всесторонней модернизации экономики и общества, что уже сегодня позволяет определить перспективу устойчивого роста, место и роль Казахстана на мировых рынках.

Тем не менее, в Казахстане существуют весьма серьезные опасения по поводу выдавливания казахстанского бизнеса российскими предпринимателями, что может происходить разными путями, в том числе путем поглощения. Эти опасения небеспочвенны?

Выдавливание происходит там, где нет альтернативы более жизнеспособному бизнесу, или, если у предпринимателей с казахстанской стороны, продукция не соответствует по качеству техническим требованиям. При правильном регулировании со стороны государства на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции причин для “выдавливания” эффективно действующего бизнеса не может быть. Но все же, можно согласиться с тем, что во многих секторах экономики предприниматели Казахстана отстают от соседней России. Это ниша – рынок товаров народного потребления (ТНП), в которой российские производители больше преуспели, они сегодня заполняют наш товарный рынок своей продукцией. Касательно поглощения бизнеса – это закономерный процесс в рыночной экономике. Все зависит от устойчивости бизнеса, правильно выбранной стратегии развития и роста.

А что в свою очередь мы можем предложить соседям? Чем мы можем их “завоевать”? И какие, собственно, преимущества имеются у казахстанского бизнеса на внешних рынках?

Хороший вопрос. Перед казахстанским бизнесом поставлена стратегическая задача увеличить долю продукции в ВВП страны до 40%. Конкурентные преимущества казахстанского бизнеса на внешних рынках в основном обеспечиваются продукцией сырьевых отраслей. В последнее время заметно расширился перечень экспортной продукции сферы агропромышленного комплекса (АПК) - преимущественно муки, крупы, макаронных изделий. Существует спрос и на продукцию пищевой отраслей. Например, масла растительные, продукцию масложировой отрасли.

Основными статьями казахстанского экспорта являются: минеральные продукты (преобладает сырая нефть) - 75% от всего экспорта товаров Казахстана; металлы и изделия из них - 13,3%; продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары - 3,4%. Однако этого недостаточно. Необходимо увеличить вклад бизнеса в сферу инновационного развития, для того чтобы обеспечить продвижение собственной продукции на рынке соседних государств – стран-участниц Таможенного союза (ТС) и ЕЭП. Во многих случаях тот бизнес, который вложил в производство и инновации, становится выигрышным относительно тех, кто занят торговлей и реэкспортом товаров из других стран.

Но в Казахстане при том же производстве ТНП для населения, к примеру, мало учитывается емкость внутреннего рынка. И это в лучшем случае, потому как есть большие сомнения в том, что такие данные вообще существуют. Как Вы полагаете?

Вообще, проблема емкости внутреннего рынка и эффективного регулирования ввоза и вывоза ТНП и услуг, на мой взгляд, существует. Ведь мы все время говорим об импортной зависимости. При наличии ресурсных возможностей, теперь уже и в рамках общего рынка, задача наполнения внутреннего рынка - это общий вопрос. Но при этом нельзя забывать и о безопасности развития страны. То есть предельные нормы ввоза и вывоза достаточно слабо изучены - и с точки зрения потребности рынка, и с позиций безопасности развития.

Я думаю, что это пробел в регулировании развития экономики. Рыночной саморегуляции в данном случае недостаточно, ведь есть ниши, которые должны наполняться только собственными товарами и услугами, а объем зависит от рыночного спроса. Данная проблема требует активного участия и научного сообщества, выработки методологии изучения и предложений по критериям и механизмам регулирования внутреннего рынка и безопасного его развития.

По мнению ряда экспертов, структура казахстанской экономики, товарооборота деформирована. Отмечается, что мы ввозим до 90% необходимых товаров, а экспортируем, и ваши слова тому подтверждение, преимущественно сырье. Ввиду этого есть опасения, что, ЕЭП не даст возможности нам кардинальным образом изменить ситуацию, то есть перестроить экономику и начать замещать импортную продукцию своими…

Структура экономики, к большому сожалению, деформирована, и в этом нет вины производителей. Скорость продвижения вперед зависит не только от показателей экспорта продукции, но и от той стратегии, которой будут придерживаться представители крупного, среднего и малого бизнеса - производить больше качественных товаров для внутреннего рынка. Только тогда произойдет реальное импортозамещение . Пока наша страна все еще ввозит готовую продукцию лучшего качества с мировых рынков.

Если казахстанские банки и кредитуют сегодня экономику, реальный ее сектор, то на минимальном уровне. С другой стороны ощущается острейшая нехватка тех заемщиков (юридических лиц), которые были бы способны взять займы и вернуть, как полагается. Можно ли говорить о стопоре в развитии реальных секторов экономики сегодня?

Не думаю, что это стопор в развитии экономики. Проблема в том, что большинство заемщиков не имеют хорошей кредитной истории. На самом деле ситуация в банковской сфере такова, что накопились значительные средства без движения и это не совсем хорошо. Помимо влияния ситуации на внешних рынках, это еще и проблема на внутреннем рынке. Для того чтобы занимать и развиваться, бизнесу необходимо грамотно вкладывать средства. При острой нехватке инвестиций все же кредитование реального сектора слабое. Частный капитал не активен. Очевидно, что есть причины либо недоверия к заемщику, или же все же опасения ухудшить собственные показатели стабильности у банков.

Как правило, частный инвестор ищет способ вложить средства в высоколиквидные проекты, которых, к сожалению, не так уж много. Нужно привыкать инвестировать в будущее с тем, чтобы гарантировано вернуть в долгосрочном периоде. К тому же у нас не вся инфраструктура финансовых и фондовых рынков функционирует, что, естественно, ограничивает динамику развития банковско-финансовой сферы. Я имею в виду ограниченность инструментов вложения средств и их оборот.

А как же отток частного капитала из страны? Люди вытаскивают деньги туда, куда их можно реально вложить в дело - в те же Арабские Эмираты, куда угодно, но только не в нашу экономику. Выходит, говорить о том, что у нас сейчас складывается хорошие инвестиционные условия очень сложно, потому что размеры прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сокращаются, тогда как мы остро нуждаемся в инвестициях…

Из других примеров ярким представляется опыт Бразилии, сумевшей увеличить местное содержание в госзакупках за период с 2003 по 2008 год с 57% до 75%, за это время в экономику страны было вложено около 9,3 млрд. долларов и создано 430 тыс. рабочих мест. И все это благодаря политике властей в сфере поддержки отечественного бизнеса: основным критерием выбора концессионера является местное содержание, к этому прибавляются ощутимые штрафные санкции за неисполнение данного пункта…

В крупных нефтегазовых проектах в Казахстане задействованы известные транснациональные компании. Конечно, главной целью их деятельности в нашей стране является вовсе не социальная ответственность…

- …а извлечение прибыли, то есть наращивание добычи с наших месторождений. И представьте при этом, что за два десятка лет, или у кого-то меньший период, каждая такая компания израсходовала и в последующем еще планирует потратить сотни миллионов долларов на сервисные услуги, строительство инфраструктуры, геологоразведочные работы, бурение скважин… И плохо, что при этом зарубежные недропользователи редко прибегают к услугам казахстанских подрядчиков-компаний.

Усилия, предпринятые нашей страной по вопросу казахстанского содержания, конечно, изменили прежнюю ситуацию. Здесь еще очень «своевременно» случилась волна мирового кризиса годов, когда сами недропользователи были вынуждены ограничить свои производственные бюджеты, а потому более охотно приобретали недорогую казахстанскую продукцию. Но в последнее время мировые цены на сырье забрались опять высоко, что обеспечивает зарубежным нефтяным компаниям комфортную прибыль. И, соответственно, опять стала проявляться тенденция большего закупа неказахстанских ТРУ, которая объясняется тем, что нефтяники стремятся качественно обеспечить процесс добычи, оснащая его более высокотехнологичной продукцией.

Увы, но этот довод сложно оспорить, поскольку здесь проявляется одно из наших слабых мест. Прежде всего это неготовность наших предприятий работать наравне с зарубежными конкурентами. Более того, были даже случаи, когда, даже выиграв заказ у нефтяников, отечественные компании срывали поставки. Не случайно при сравнении намеченных вышеуказанной Программой показателей с фактическими итогами первого полугодия-2011 в закупках нефтегазовой отрасли явно проявлялось некоторое отставание по закупкам казахстанских товаров и работ. Возможно, к концу года, хочется верить, индикативные параметры все-таки были выполнены в полном объеме, но практика показывает, что обычно большая часть закупок производится в первой половине года…

- Что нужно сделать, чтобы закон о казахстанском содержании заработал в полную силу?

Для того чтобы не было подвоха или подмены, государство прописало четкие правила определения страны происхождения и стало сертифицировать казахстанские товары. Но нужно признать, что это лишь инструменты для объективного измерения, с их помощью невозможно механически добиться повышения казахстанского содержания. Видимо, следует продумать контрольный механизм, сочетающий в себе рыночные стимулы и карательные санкции для зарубежного инвестора. Первая его цель - в оперативном режиме точно определять уровень казахстанского содержания в целом по стране и, например, в нефтегазовой отрасли. Владея такой информацией, мы будем иметь полное и четкое представление о том, насколько казахстанская промышленность задействована в удовлетворении потребностей собственного рынка.
Вторая цель - определить, какие товары, материалы и услуги и в какой степени реально производятся или могут производиться в Казахстане? Логично предположить, что если отечественными поставщиками сегодня не производится определенное оборудование, в котором нуждается нефтегазовая отрасль, необходимо исправить ситуацию. К примеру, путем создания совместного предприятия опять же с известным мировым производителем.

Известно, что положения закона о казахстанском содержании не распространяются на проекты, заключенные по принципу Соглашения о разделе продукции (СРП). Каким вам видится выход из этого положения?

Да, к сожалению, вновь вводимые изменения в текущее законодательство не распространяются на проекты СРП в связи с их иммунитетом к более поздним правовым изменениям. Но здесь есть такой важный момент, что в контрактах СРП иностранные компании уже на начальной стадии закладывают сотрудничество со своими проверенными подрядчиками. Таким образом, для равноправной конкуренции казахстанские компании должны иметь возможность войти в проекты еще на стадии проектирования, а значит, уже должны быть полностью пройдены все сложные процедуры сертификации для участия в тендерах.

Для повышения конкурентоспособности своей продукции казахстанским заводам необходимо привлекать зарубежных партнеров, которые помогут внедрить новые технологии и передовой опыт управления. Эта задача тем более актуальна, что мы сейчас окажемся в условиях жесткой конкуренции, учитывая создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, вхождения в Евразийский союз и предстоящего вступления в ВТО.

Думаю, еще не совсем. Пока большинство недропользователей воспринимает требования по развитию местного содержания как императивное обязательство, невыполнение которого грозит штрафными санкциями, варьирующимися от 120 МРП до полного расторжения контракта на недропользование. Но тут нужно помнить, что и компании нефтегазового сектора подчас бывают сильно зависимы от позиции местных партнеров. Так некоторые казахстанские производители ТРУ, занимающие монопольные позиции в поставке какой-либо продукции, не всегда торопятся получить сертификаты, что заметно снижает показатели казсодержания в отчетах недропользователей. Можно также отметить, что не все поставщики добросовестно выполняют свои обязательства, но при этом их ответственность регулируется стандартными договорными условиями. Поэтому, на мой взгляд, надо ввести более строгие обязательства для недропользователей по развитию казахстанского содержания вкупе с рыночными стимулами, а для отечественных производителей и поставщиков ТРУ - дополнительные стимулы, чтобы они сами стремились соответствовать требуемым параметрам.

Новости. Таможенный Союз.

О 34-м заседании Комиссии Таможенного союза

В конце прошлого года Всемирный банк завершил исследование таможенного законодательства ТС и пришел к выводу, что оно в полной мере соответствует международному. Тем не менее, по словам руководителя Аналитического управления ФТС, работа над оптимизацией Таможенного кодекса ТС продолжается. Свои предложения высказывают коллеги из Белоруссии и Казахстана, поступают вопросы от представителей бизнеса о необходимости дальнейшего упрощения таможенных процедур и создания условий для ускорения движения товаров. Трехсторонней рабочей группой рассмотрено почти полтысячи предложений по улучшению кодекса, которые в самое ближайшее время начнут предметно обсуждаться, после чего будут вынесены на рассмотрение Комиссии Таможенного союза (КТС).

При этом, отметил Владимир Ивин, структура кодекса не изменится, но вот те недочеты, которые выявились за полтора с лишним года его "эксплуатации", будут устранены. Поставлена задача сделать ТК ТС документом прямого действия, то есть уменьшить в нем количество отсылочных норм к национальным законодательствам стран-участников. "Необходимо, чтобы и таможенники, и участники ВЭД руководствовались им в своей работе, а не лазили по всей нормативной базе, Интернету и т. д.", - сказал Владимир Ивин.

Наименее унифицированным в ТК ТС сейчас является платежный блок, напрямую связанный с удобством работы для участников ВЭД, депонированием их средств, отвлеченных от деятельности. В частности, много недовольства представителей бизнеса вызвало отсутствие в ТК ТС (и российском законе о таможенном регулировании) статьи о возможности внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозных пошлин .

Как объяснила "РБГ" старший специалист по методологии таможенных операций компании "Национальный таможенный брокер" Валентина Ионичева, сейчас участники ВЭД используют авансовые платежи для уплаты вывозной пошлины , сборов и налогов. Ввозная пошлина оплачивается отдельным платежным поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты. На первый взгляд суть одна и та же, однако различия в терминологии влекут за собой разные правовые последствия, поскольку пошлина относится к таможенным платежам, авансовый же платеж является имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном законом порядке.

Причем ТК РФ в свое время разрешал использовать аванс в счет уплаты ввозных пошлин. Действует такая норма и в национальном таможенном законодательстве Казахстана. Сейчас планируется пополнить этой статьей ТК ТС.

Также станет возможным использование денежных средств , внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. Срок для обращения участников ВЭД о возврате сумм, полученных от реализации задержанных товаров, будет продлен с 3 месяцев до 3 лет. Станет реальной подача таможенной декларации при предварительном декларировании до завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и частных инвестпроектов планируется отменить обязательное представление декларантом документов, на основании которых была заполнена ГТД, в пользу выборочных проверок на основе системы оценки рисков. Также участник ВЭД скоро сможет завершить транзит и выпуск товаров по предварительному декларированию без их предъявления таможне, если последняя не намерена проводить таможенный контроль таких товаров. В обновленном наднациональном законодательстве также появится статья, предусматривающая ответственность сотрудников таможни за нарушение сроков регистрации деклараций и выпуска товаров.

После того как будут внесены изменения в ТК ТС во всех странах - участниках ТС продолжится унификация национальных таможенных законодательств для создания единых принципов таможенного администрирования. Например, российский закон о таможенном регулировании оперирует термином "специальная таможенная процедура", при которой отдельные категории товаров ввозятся или вывозятся из РФ с полным освобождением от пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. А в белорусском законодательстве такого понятия нет, из-за чего возникают проблемы.

Документ принят в целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза и выполнения условий выделения Беларуси стабилизационного кредита из средств Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества.

В связи с этим из указа от 01.01.01 года № 000 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств" исключаются льготы по налогу на добавленную стоимость при ввозе и при реализации ввезенных транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в коммерческих целях (будет применяться стандартная ставка НДС в размере 20%).

При этом сохраняется действующее освобождение от акцизов автомобилей, ввозимых организациями и индивидуальными предпринимателями для коммерческих целей.

Отменяется порядок взимания НДС с использованием в качестве налоговой базы разницы между ценой приобретения и ценой реализации автомобиля через дилерские сети (налоговой базой для исчисления НДС будет являться вся стоимость автомобиля).

При этом порядок взимания НДС с использованием в качестве налоговой базы разницы между ценой приобретения и ценой реализации автомобиля (по аналогии с действующим в Российской Федерации) сохраняется при приобретении транспортных средств у физических лиц. В результате при приобретении дилерами легковых автомобилей у граждан на территории Республики Беларусь для последующей перепродажи налог будет исчисляться и уплачиваться с разницы между ценой покупки и ценой продажи автомобиля, что не повлияет на ценовые предложения рынка подержанных автомобилей.

В целях создания равных условий налогообложения ввозимых и производимых на территории Беларуси легковых автомобилей изданным документом внесены изменения в указ от 4 апреля 2009 года № 000 "О мерах по развитию производства легковых автомобилей" в части отмены льготы по НДС в отношении транспортных средств, произведенных юридическими лицами и реализованных на территории Беларуси.

Такая отмена не приведет к ухудшению инвестиционных условий для организации производства автомобилей на территории Беларуси, поскольку при экспорте применяется нулевая ставка НДС.

При этом сохраняются льготы по НДС в отношении ввозимого технологического оборудования и автокомпонентов.

Как пояснили в пресс-службе, это будет стимулировать инвесторов к открытию производства автомобилей на территории Беларуси с последующей их реализацией на рынке Таможенного союза .

Деловой совет ЕврАзЭС подготовил предложения по поправкам в Таможенный кодекс Таможенного союза.

Евразийский Деловой совет подготовил второй пакет поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза на основе предложений бизнес - сообщества государств Таможенного союза и ЕЭП. Об этом сообщила Исполнительный директор НП "Евразийский Деловой Совет" Татьяна Ровенская

«Предложения по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс ТС направлены Генеральному секретарю ЕврАзЭС, в правительства стран ЕЭП, а также Руководителю ФТС России, Руководителю Рабочей группы по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного Бельянинову, для рассмотрения Рабочей группой, образованной Решением Комиссии Таможенного союза.

Предлагаемые поправки подготовлены профильными комитетами ЕДС на основе предложений деловых кругов Беларуси, Казахстана и России, обсуждавшихся на мероприятиях различных уровней, в первую очередь, на площадке Евразийского Делового совета в гг., и в интернет – пространстве. Поправки основаны на повседневной правоприменительной практике и аналитических материалах. Предполагается, что они позволят обеспечить унификацию положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в определенной мере, связанных с процессами вступления Российской Федерации в ВТО, реализацию правовых предписаний п.1 ст. 368 Таможенного Кодекса, обеспечивающих подлинно благоприятные условия деятельности субъектов хозяйствования государств – членов Таможенного союза в Едином экономическом пространстве, будут направлены на сокращение административных барьеров во внешнеторговой деятельности и применение инновационных решений в области таможенного администрирования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС»,-сообщает источник.

С началом работы ЕЭП для предпринимателей Северного Казахстана открываются новые перспективы

Интеграционные процессы, начало которым положил Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, в 2012 году с началом работы Единого экономического пространства переходят в новую стадию и открывают для предпринимателей Северного Казахстана новые перспективы.

По информации областного управления предпринимательства и промышленности, создание Единого экономического пространства означает общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. Социально-экономические связи между странами Таможенного союза имеют традиционно дружеский и партнерский характер.

Со многими регионами России и Беларуси Северо-Казахстанская область взаимодействует в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах.

Так, ТОО «Блок» осуществляет экспортные поставки электроизоляционных материалов в страны Таможенного союза. АО «Казнефтегазмаш» сотрудничает с «Корвет» (г. Курган) по поставкам комплектующих изделий и совместному производству оборудования устья скважин и трубопроводной арматуры для транспортировки нефти и газа, с «Реком» (г. Санкт-Петербург) и (г. Тюмень) - по поставкам трубопроводной арматуры.

В соглашениях определены основные подходы, принципы, сроки и соответствующие требования к участникам. Соглашения создают основу для обеспечения равных условий функционирования субъектов хозяйствования трех стран на единых товарных рынках, позволяют устранить имеющиеся барьеры и ограничения в продвижении продукции. Таким образом, открываются дополнительные возможности для роста экономик Беларуси, Казахстана и России, повышения их конкурентоспособности.

Накануне вступления в Единое экономическое пространство три страны подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции. В соответствии с ней ЕЭП основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенство государств, утверждаются основополагающие права и свободы человека, правового государства и рыночной экономики. В своем практическом сотрудничестве государства ЕЭП намерены руководствоваться нормами и правилами Всемирной торговой организации. В документе учтено предложение Беларуси о возможном создании совместных транснациональных корпораций для углубления производственной кооперации. В декларацию включено также предложение белорусской стороны о стремлении к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Таможенного союза и ЕЭП с другими странами, международными интеграционными объединениями, включая Европейский союз, с выходом на создание общего экономического пространства.

Кроме того, для обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства стороны учредили Евразийскую экономическую комиссию, деятельность которой будет осуществляться в интересах всего интеграционного сообщества и носить высокопрофессиональный характер. Соответствующий договор о Евразийской экономической комиссии подписали президенты трех стран 18 октября 2011 года. Эта комиссия станет преемницей Комиссии Таможенного союза и будет первым на постсоветском пространстве наднациональным органом. Объем его полномочий будет постепенно расширяться.

Комиссия будет осуществлять свою деятельность на основе принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов сторон, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. В связи с расширением и усложнением функций комиссии договором предусматривается создание двухуровневого органа в составе Совета комиссии и Коллегии комиссии, функции и полномочия которых разграничиваются. Таким образом создаются необходимые условия для обеспечения учета интересов Беларуси в процессе принятия решений , поскольку предусмотрена возможность вынесения чувствительных вопросов на более высокий уровень, вплоть до Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решения принимаются консенсусом. Белорусский парламент ратифицировал договор о Евразийской экономической комиссии.

Источники информации:

· "Российская газета"

· ИТАР-ТАСС

· ИА Новости-Казахстан

· Комиссия таможенного союза www. *****

· Таможенный Союз – независимое обозрение w ww.

· http://www. *****

· http://www. *****/

· "КоммерсантЪ"

· "*****"

·

· www. ibc. kg

· ИА «Новости - Казахстан»

· www. *****

· "BizavNews"

· *****

· ИА REX

· "*****"

· " Порта L"

· " Прайм "

· www. *****

Информация подготовлена Региональным представительством

ТПП России в Центральной Азии.

исп. О. Хмельницкая. тел 45,

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - свободный рынок между некоторыми постсоветскими государствами.

Он является одним из видов межгосударственной интеграции, главная задача которого состоит в осуществлении политики коллективного протекционизма за границами объединения и либерализации экономических отношений внутри него. Также ЕЭП призвано обеспечивать между странами-участницами «четыре свободы», суть которых заключается в межправительственной координации экономической политики и свободном перемещении рабочей силы, денежной массы, услуг и продукции.

Создание объединения

В начале 2003-го года первые лица России, Казахстана, Украины и Белоруссии на одной из встреч заявили о своих намерениях создать ЕЭП. Спустя полгода был утвержден перечень документов, которые необходимо ратифицировать в первую очередь, однако, после прихода к власти в Украине Виктора Ющенко процесс создания нового экономического формирования был заморожен на несколько лет, так как новое украинское руководство сделало ставку на евроатлантическую интеграцию своей страны.

В декабре 2010-го года президенты РФ, Казахстана и Белоруссии подписали соглашения о создании межгосударственного экономического пространства. Спустя месяц эти документы были ратифицированы парламентами вышеуказанных стран.

В 2011-ом году руководство стран-участниц ЕЭП поставило свои подписи под соглашениями второй стадии интеграции. В частности, во время трехсторонней встречи были утверждены:

  • договор о создании экономической комиссии и регламент ее работы;
  • декларация об экономической интеграции.

Концепция ЕЭП

Концепция формирования ЕЭП — это положение, которым предусматриваются основные нюансы создания объединения и реализации его дальнейшей деятельности. Особого внимания в нем заслуживают следующие моменты:
  1. Главными целями, при создании ЕЭП, являются повышение благосостояния населения стран-участниц и рост экономики последних.
  2. Деятельность ЕЭП осуществляется с учетом всех норм и рекомендаций ВТО.
  3. Функционирование ЕЭП базируется на свободном перемещении через границы стран-участниц рабочей силы, капитала, услуг и товаров.
  4. Формирование ЕЭП происходит постепенно. Для каждого этапа характерно повышение степени интеграции.
  5. Направления деятельности ЕЭП вырабатываются на основе решений руководящих органов объединения и межправительственных договоров.
  6. Структура руководства ЕЭП меняется в зависимости от уровня интеграции.

Члены ЕЭП

Первыми членами объединения в 2012-ом году стали Российская Федерация, Казахстан и Белоруссия. Спустя 3 года в состав ЕЭП вошли Армения и Киргизия.

Также свое желание пополнить ряды стран-участниц ЕЭП изъявили Таджикистан и Узбекистан. Подобные намерения неоднократно декларировало и руководство Абхазии, однако, вступление этого государства в ЕЭП затрудняется тем, что его независимость не признает большинство членов объединения.

Руководство ЕЭП

Практически сразу же после подписания договоров второго уровня интеграции стран-участниц ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На данный момент этим руководящим органом контролируется более 170 функций объединения.

В состав ЕЭК входят Коллегия и Совет. В первую все страны-участницы ЕЭП делегируют по 3 своих представителя, второй же состоит из вице-премьеров государств.

    - (ЕЭП) проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать Единое… … Википедия

    См. Пространство единое экономическое Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Согласованная экономическая политика нескольких государств, основанная на многосторонних договорных отношениях и распространяющаяся на территории этих государств. По английски: United economic area См. также: Государственная экономическая… … Финансовый словарь

    - (ЕЭП) экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованности их экономических действий, используется единая валюта, вводятся… … Экономический словарь

    Юридическая энциклопедия

    Единое экономическое пространство - 1) Единое экономическое пространство пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует… … Официальная терминология

    - (ЕЭП) экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - – территория нескольких государств, которые в соответствии с многосторонним договором осуществляют у себя единую экономическую политику и образуют экономический союз. Проведение единой экономической политики предполагает: 1) совместную разработку … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    единое экономическое пространство - (ЕЭП) экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся… … Словарь экономических терминов

    Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Основными целями формирования Единого экономического пространства являются: - эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; - создание условий стабильного развития структурной перестройки… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • , П. Мысливский,Екатерина Дьяченко,Татьяна Нешатаева. От Евразийского экономического сообщества через Таможенный союз и Единое экономическое пространство евразийская интеграция преодолела несколько этапов на путик наднациональному образованию -…
  • Евразийская интеграция. Роль Суда , . От Евразийского экономического сообщества через Таможенный союз и Единое экономическое пространство евразийская интеграция преодолела несколько этапов на путик наднациональному образованию -…

Top