Есть ли у мусульман пасха и когда. Ислам. Как мусульмане относятся к Иисусу и христианской Пасхе. Пасхальные традиции у татар Поволжья

Иисус не умер на кресте. Он был рожден девственницей, но он не является Сыном Божьим. Он не искупил грехи человечества. Он исцелял больных, даровал зрение слепым и воскрешал мертвых. Он говорил своей матери о том, что Бог даровал ему писание и сделал его пророком. Иисус не является ни всемогущим, ни вечным. Иисус является Мессией. Иисус является мусульманином.

Таковым является Иисус, о котором говорится в Коране. О нем упоминается в девяносто трех аятах священной книги - больше чем о ком-либо другом после пророка Мухаммада. «Кораническая» жизнь Иисуса имеет гораздо больше соответствий с его жизнью, представленной в Евангелии, чем представляют себе многие мусульмане. Моя жена является мусульманкой, окончившей медресе, но когда я упомянул о непорочном зачатии Иисуса, она восприняла это скептически. "В Коране действительно об этом говорится?», - спросила она. Я начал искать данные аяты в Коране, но она тут же меня остановила. "Не утруждай себя этим", - сказала она. "Я уже нашла их в Википедии". И там действительно имелись такие аяты.

С приближением Пасхи меня стал интересовать вопрос о том, что в Коране сказано о распятии на кресте. Я позвонил знакомому имаму Ибрагиму Сайар и мы встретились с ним за чашкой турецкого чая. Сайар занимается межконфессиональными отношениями, и его работа предполагает совместную трапезу с представителями разных вероисповеданий. По его словам, в компании христиан упоминание положения Иисуса в исламе может быть хорошей темой для дружеского общения. "Я всегда говорю людям, что миллионы мусульман носят имена Иисуса и Марии – Иса и Марьям", - говорит он. "Никто не станет называть своих детей именами, носители которых вызывают неприязнь".

В исламе, подчеркнул он, "вера в Иисуса является абсолютной необходимостью. Если вы не верите в него, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадису, Иисус был поднят на небо, и когда наступит конец света, он вернется на Землю, оказавшись в восточной части Дамаска, и его руки будут лежать на плечах двух ангелов. Когда Антихрист его увидит, то раствориться как соль в воде, и Иисус будет править на Земле в течение сорока лет. Мусульмане не верят именно в то, что Иисус умер на кресте. По словам Сайар, этому есть ясное подтверждение, которое содержится в 157-м аяте четвертой суры Корана: «Они не убили его, и не распяли».

С точки зрения ислама, Библия считается священной книгой. На мой вопрос: «Как же тогда этот аят Корана может не противоречить сообщениям о смерти Иисуса, содержащимся в Евангелиях?», Сайар ответил, что ключом к разгадке этого вопроса является выражение, следующее после слов "и не распяли": «но это только представилось им". Мусульманские ученые, объяснил он, по-разному интерпретируют данный отрывок. Некоторые считают, что действительно был распят, но это был не Иисус, а его ученик,или вероятно, Иуда. Кто бы это ни был, говорят ученые, Бог изменил его лицо таким образом, чтобы он стал похожим на Иисуса, а сам Иисус был спасен. Согласно другому мнению, Бог изменил представление тех, кто стал свидетелем этого распятия таким образом, чтобы они думали, что видят Иисуса. Есть те, кто утверждает, что это именно Иисус был пригвожден к кресту, однако сумел выжить. И то, что произошло в воскресную Пасху, было не воскресением, а возрождением. Некоторые говорят, что никто не был распят вовсе. "Конечно", - сказал Сайяр, "у всех есть свои доказательства".

Для мусульман особенности распятия в основном относятся к области теории. Однако разногласие между христианами и мусульманами относительно природы Иисуса является фундаментальным, независимо от того, какое количество версий понимания его обеими сторонами может совпадать. Для мусульман Иисус не является Богом и не может иметь божественную природу. Он является пророком и он смертный, а Бог не является его отцом. «Я понимаю, что ситуация, когда кого-то, кого вы считаете Богом, другие таковым не считают, воспринимается как оскорбление», – сказал Сайяр. «Но если вы посмотрите на это с мусульманской точки зрения, то не увидите никакой разницы между Иисусом, Авраамом, и Мухаммедом. В Коране упоминается двадцать пять пророков и почти все из них имеют своих аналогов в Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель». «Они все посланники», - добавил Сайяр. «Но для христиан, пророческая миссия Иисуса неотделима от его распятия и воскресения».

Сайяр отметил, что когда мусульмане и христиане встречаются, обсуждение Иисуса может зайти слишком далеко. Углубившись в разговор относительно того, что произошло с Иисусом в Евангелии и что сказано о нем в Коране, можно только обострить разногласия. «Мы стараемся учиться друг у друга, при этом оставаясь при своем», - сказал Сайяр. «Мы не делаем это для загробной жизни. Мы делаем это для этой жизни. В загробной жизни мы в любом случае узнаем, кто был прав, а кто ошибался и кем на самом деле является Иисус. А пока это время не наступило, лучше сосредоточиться на шашлыках».

Вопрос: В эти дни христиане в России празднуют Пасху. На этот праздник они готовят специальные угощения - красят яйца, пекут куличи (пасхальные пироги), готовят особые сладости. У многих из нас есть родные или соседи немусульмане, которые могут предложить нам какие-то пасхальные угощения. Можно ли мусульманам есть такие блюда, которые были специально приготовлены для праздников немульман?

И еще один вопрос: некоторые мусульмане поздравляют немусульман с их религиозным праздником в такой форме - "Я поздравляю вас с вашим праздником". Допустимо ли это?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Праздник Пасхи является специфическим христианским праздником и особым признаком неверующих. Вследствие этого для мусульман будет запретным принимать какое-то участие в праздновании подобных дней. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) строго предостерегал свою умму от участия в праздниках других религий для сохранения мусульманами своей религии и религиозной идентичности.

Наш Пророк (мир ему и благословение) провозгласил два официальных праздника для своей уммы - день Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха, а также пятничный день (джума).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что когда Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину, он увидел, что люди, живущие там, отмечают два особых дня. Он спросил - что это за праздники, и ему ответили, что эти дни они праздновали во времена джахилийи. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал людям:

إن الله قد أبدلكم بهما خيرا منهما: يوم الأضحى، ويوم الفطر

«Поистине, Аллах заменил эти два дня лучшими днями: днем Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха». (Абу Дауд, хадис 1134)

Учитывая сказанное выше, мусульманам следует воздерживаться от принятия пищи, которая была приготовлена для подобных праздников, даже если она не содержит в себе запретных ингредиентов. Если же кто-то ваших родных, соседей или коллег угостит вас подобными блюдами, и есть опасение, что он может обидеться, если вы не примете его подарка, вам разрешается принять такой подарок, но нужно постараться сделать так, чтобы это не превращалось в привычку (и постарайтесь объяснить родным и знакомым, что вы не отмечаете такие праздники, чтобы предотвратить подобные вещи в будущем).

Что касается поздравлений немусульман в таких случаях: также следует воздерживаться от поздравлений с такими датами, которое не признаются в исламе. В случаях, когда вы можете попасть в неудобную ситуацию, если вы не поздравите кого-то, можно поздравить человека в общем виде, например, сказав ему: «Я желаю вам всего хорошего» или «Пусть Бог благословит вас» (с намерением пожелать человеку наставления на прямой путь от Аллаха) или другим подобным образом, не упоминая при этом сам праздник Пасхи.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед

В отличие от григорианского летоисчисления исламский год начинается не 1 января, а в день Хиджры, когда Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. В каждом из 12 месяцев мусульманского календаря в среднем 29 дней. Тем не менее фиксированной даты начала и конца каждого месяца нет, поскольку они плавают в зависимости от фазы Луны (от новолуния к новолунию). Всего же лунный год насчитывает 354 дня, таким образом он на 11 дней короче солнечного. Именно поэтому ежегодно календарь сдвигается на 11 дней, а, следовательно, и меняются даты некоторых праздников.

Всего в мусульманском календаре насчитывается 36 праздников. Каждый из них имеет сакральное значение для представителей исламского мира.

Главная отличительная черта исламского календаря – в нем нет праздников, заимствованных у других религий. Поскольку Мухаммед запретил своим последователям отмечать события других вер.

В феврале

  • 19 февраля – Страдания Фатимы.

Фатима – младшая дочь Проророка Мухаммеда. Для мусульман она является примером богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Умерла спустя несколько месяцев после гибели своего отца. Смерть Фатимы верующие рассматривают как акт мученичества и в честь этого ежегодно почитают ее память 20-дневным трауром.

В марте

В первый месяц весны празднуют несколько событий.

  • 21 марта – .

В некоторых странах называют Нооруз, Наврыз. Знаменует собой обновление жизни, а также считается днем очищения. Принято готовится к нему заранее, за 2 недели. Верующие проращивают пшеницу и чечевицу, которым после украшают праздничный стол. Обязательно наводят порядок в доме. Есть убеждение, что в Навруз Аллах прощает грехи и долги.

  • 22 марта – Ночь Рагаиб.
  • 25 марта – Хиджра в Эфиопию.
  • 31 марта – День рождения имама Али.

В апреле

  • 14 апреля – Исра и Мирадж.

Исра – перенесение Пророка Мухаммеда из мечети, расположенной в Мекке, в иерусалимскую мечеть, и последующее его вознесение на Небо (Мирадж).

В мае

  • 1 мая – Ночь Бараат.

Верующие уверены, что в эту ночь Аллах способен не только простить грехи, долги, но и покарать, воздать за прегрешения. Именно поэтому мусульмане в этот день молятся с особым трепетом и обещают не совершать ничего скверного.

Рамадан (в некоторых странах называют Орозо, Рамазан) – наиболее уважаемый в исламской культуре пост. Продолжительность – месяц. В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить, вступать в половую близость. Главная цель – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь.

В эту же дату совершают и малое паломничество, Умра.

В июне

  • 2 июня – Битва при Бадре.
  • 5 июня – День фатх Мекка.
  • 6 июня – Страдания имама Али.
  • 9 июня – Ночь Могущества и Предопределения.

Еще один большой религиозный праздник. Считается, что именно в этот день Пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры священного Корана.

  • 15 июня – окончание Священного месяца Рамадан.

В разных мусульманских странах именуют событие по-разному – Ураза Байрам, Рамадан Байрам или Орозо Айт. Принято посещать мечеть, раздавать милостыню, приглашать родственников и накрывать богатый стол.

  • 15 июня – Битва у рва.
  • 17 июня – Битва при Ухуде.
  • 24 июня – Битва при Хунейне.

В июле

  • 9 июля – Страдания имама Джафара.
  • 15 июля – Договор при Худайбии.

В августе

  • 13 августа – начало месяца Зуль-Хиджа.
  • 21 августа – День Арафат.

Знаменует изгнание Адама и Евы из рая. Верующие убеждены, что если согрешить в этот день, грех будет увеличен в 100 раз и обязательно вернется на земле или в существовании после смерти.

  • 22 августа – праздник жертвоприношения.

Знаменует собой завершение Хаджа (паломничества в Мекку). В одних странах называют , в других (например, в Кыргызстане) – Курман айт. Принято накрывать богатый стол и в качестве жертвы приносить барашка. При этом мясо животного делят на 3 части, одну из которых отдают бедным, вторую съедают с родными, близкими и друзьями, а третью не воспрещается оставить себе.

  • 23 августа – Ат-Ташрик.
  • 30 августа – Гадир-Хум.

В сентябре

  • 5 сентября – Ид аль-Мубахиля.
  • 11 сентября – Новый год по Хиджре.

Именно с этого дня берет отсчет Лунный календарь. При этом отмечают наступление нового года в мусульманских странах не так, как в европейских и западных. Нет ни елки, ни салютов, ни шампанского в полночь, верующие даже не накрывают пышный стол, вместо этого они идут в мечеть и читают проповедь о Пророке Мухаммеде.

  • 17 сентября – поход на Хайбар.
  • 19 сентября – Ташуа имама Хусейна.
  • 20 сентября – День Ашура или поминовения пророков посланников Аллаха.

Дата сотворения небес, ангелов и первого человека на Земле. Но для верующих это вовсе не праздничное событие, а траурное, поэтому многие мусульмане прилюдно истязают себя, а отовсюду разносятся соответствующая музыка и причитания.

В октябре

  • 11 октября – начало месяца Сафар.
  • 30 октября – Арбаин.

В ноябре

  • 5 ноября – Ночь Хиджры.
  • 7 ноября – День смерти пророка Мухаммеда — одно из печальнейших событий исламской религии.
  • 20 ноября – День рождения Пророка Мухаммеда.

В большинстве мусульманских стран эта дата является официальным выходным. Событие отмечают с широким размахом, в некоторых государствах и субъектах РФ устраивают трехдневные каникулы.

Для православных верующих приближается праздник светлого Воскресения Христова - центральный праздник православного календаря. Накануне праздника Служба информации Свято-Филаретовского православно-христианского института решила спросить у преподавателей кафедры религиоведения Института, что говорится в разных религиях о победе жизни над смертью. Накануне праздника Служба информации (СФИ) решила спросить у преподавателей кафедры религиоведения Института, есть ли аналог этого праздника в других религиях и что говорится в разных религиях о воскресении, о победе жизни над смертью?

Вот ответы на эти вопросы, которые были накануне опубликованы на сайте СФИ:

Преподаватель кафедры религиоведения СФИ, индолог, аспирант ИФ РАН Сергей Лобанов

В индуизме нет аналога христианской Пасхи, потому что индуизм не знает понятия телесного воскресения. В индуизме есть идея пунар-джанма, т. е. многократного перерождения, реинкарнации, в связи с чем отсутствует идея возвращения души в то же самое тело, которое душа уже оставила. Душа, по индуистским воззрениям, меняет тела как оболочки. После смерти от тела нужно как можно скорее избавиться как от какой-то скорлупы, чего-то уже ненужного, излишнего. Тело умершего ритуально кремируется, чтобы оно рассыпалось в прах и возвратилось в природу.

Исключение делается только для тел святых и почитаемых гуру. Считается, что если человек, пребывая в конкретном теле, достиг просветления, духовной самореализации и слияния с божественным началом, то его тело требует особого к себе отношения. Тело такого почитаемого человека хоронят, и на могиле сооружают некий мавзолей, который называетсясамадхи. Это место считается благоприятным, куда можно прийти, помолиться, помедитировать. Но в индуизме нет почитания мощей как в христианстве. Для индуистов тело, особенно мертвое тело, - это источник скверны, ритуально нечистый объект. Тела гуру хоронят, чтобы показать, что тело стало неким храмом. Именно в этом воплощении, в этом конкретном теле, такая-то душа достигла своего просветления, самореализации, достигла своей подлинной самости. И соответственно это тело стало уже как вместилищем божества, божественным. Поэтому его в знак почтения погребают. Какая-либо практика бальзамирования тел при этом отсутствует.

Но интересно, что в индуизме, особенно в мистических культах тантрического толка, есть идея преображения тела. Не воскресения уже умершего тела, а достижения еще живущим человеком, практикующим некие мистические практики, кайя-сиддхи, т.е. телесного совершенства. Считается, что можно посредством мистических практик тантрической йоги изменить психосоматические процессы тела вплоть до его физического бессмертия. У индуистов есть такие представления и легенды о многих йогах, которые достигли телесного бессмертия, либо могли продлевать свою жизнь бесконечно долго, на сотни, а то и тысячи лет. Считают, что такие люди не просто есть, а что это в принципе доступно каждому практикующему.

Преподаватель кафедры религиоведения СФИ Сергей Щербак

Аналога христианской пасхи в буддизме нет и в принципе быть не может, потому что буддизм относится к индийской метафизической традиции, в которой человек считается обладателем бессмертия по природе (это также называется бессмертие ниже пупа). Это бессмертие характеризуется бесконечным циклом перерождений. Душа перерождается, меняя тела. Такие представления зародились до буддизма, и буддизм их унаследовал, хотя весьма оригинально: перерождение есть, а души никакой нет. Это парадокс для западного сознания, но в буддийской философии это объясняется. Однако более важно не само объяснение, а оценка факта перерождений: естественное бессмертие через перерождение приносит человеку страдание. Человек (и не только человек, но и все живые существа) приходит в мир снова и снова в результате глобального неведения, незнания Дхармы - высших законов бытия-сознания. Даже боги, которых буддизм считает одним из видов живых существ, тоже умирают (в буддийской литературе даже описаны признаки приближающейся смерти бога - утрата сияния) и могут перерождаться в других мирах. Только получив подлинное знание и изменив свою жизнь, человек имеет перспективу выйти из порочного круга перерождений, который в буддизме называется "сансара". Куда выйти? Достигнуть нирваны. На вопрос "что есть нирвана?" буддизм не отвечает, есть лишь мнения, и они различны. Одни буддийские школы учат, что нирвана запредельна, абсолютно непознаваема для непросвещенного сознания. В других школах говорится о том, что нирвана может быть достигнута путем преображения сознания уже здесь, в этом теле. Для сознания, достигшего просветления, уже нет дихотомии сансары и нирваны. Однако такой человек не отказывается от перерождений, хотя на этот раз добровольно. Он дает обеты о том, что будет перерождаться, приходить в мир снова и снова, чтобы помогать другим живым существам достигать прозрения. Такое существо в буддизме традиции Махаяны называется бодхисаттвой. Здесь возникает соблазн соотнести учение о преображении сознания в буддизме с евангельским сюжетом о преображении Христа, а достижение нирваны - с воскрешением. Но не следует этого делать. Ученые-религиоведы относятся к подобным обобщением скептически. И теологически это не верно: буддизм и христианство слишком различаются. Аналога учения о воскрешении в христианстве в буддизме нет. Тем более буддизм не учит о воскрешении в телах. Однако, по всей видимости, Будда согласился бы со словами апостола Павла: "Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор 15: 26). Именно победы над страданием и смертью Будда искренне и напряженно искал до своего просветления!

Доцент кафедры Священного Писания и библейских дисциплин СФИ, доцент Центра изучения религий РГГУ, доктор культурологии Анна Шмаина-Великанова

Пасха - еврейское слово, и сказать, что это "аналог", было бы очень слабо. В узком смысле Пасха, "Песах" есть только у евреев, а христианская Пасха - это преображение этого еврейского праздника. Слово "Песах" древнееврейское, означает "переход". Значение его уже в Библии неоднозначно. Традиционно первое объяснение слова - это обещание Бога, что если евреи помажут кровью агнца, убитого, зажаренного и съеденного в ночь 14 нисана, косяки дверей, то ангел-губитель, который пойдет убивать всех первенцев мужского пола в Египте от первенца фараона до первенца щенка или осленка, евсох - перескочит, обогнет еврейские дома. Дома, вход которых помазан кровью этого агнца, ягненка.

Второе значение, связано с событием, произошедшим буквально через день и описанным в 14-15 главах книги "Исход". Вышедшие евреи убежали из Египта, египтяне за ними погнались и решили их истребить или вернуть назад. Толпа безоружных людей с детьми, стариками, имуществом оказалась на берегу Тростникового моря, называемого нами Красным или Чермным, а за ними следовало громадное войско фараона. И здесь чудесным образом Бог сделал так, что воды расступились, и они прошли на другой берег залива как по суше. А когда египтяне кинулись за евреями, они потонули в море, и сражаться с ними не пришлось. Итак, второе толкование этого слова, что они "евсыху" или "пасху" - перепрыгнули море.

Наконец, мы видим все в тех же главах Исхода, в 12, 13 и 14, а также в других древних текстах (во Второзаконии, например), где описывается ритуал празднования Пасхи уже в мирной обстановке, этим словом обозначается "зевах Песах", т.е. "пасхальная жертва". Запеченный на огне ягненок тоже называется "Песах". В бытовом словоупотреблении, начиная с глубокой древности до времен Спасителя, это значение было основным и означало пасхальную жертву, священную пищу, ритуал священной трапезы. "Не осквернятся, но едят пасху". В каком-то смысле это сохранилось в православном христианстве, во всяком случае, до сего дня.

Сама атмосфера священной трапезы, происходящей дома, уникальна и в какой-то мере объединяет иудаизм и христианство. В течение всего времени, пока существовал Второй Храм, вплоть до 70 г. первого века нашей эры, Пасха была единственным священнодействием у евреев, происходившим дома. Пасхальная жертва, разумеется, приносилась в храме, но само священнодействие: "расчислиться на агнца", как сказано в Писании (потому что нельзя было от него оставить ничего на следующий день, надо съесть его целиком за эту ночь), собраться вместе, прочитать какие-то молитвы, рассказать детям об исходе из Египта - это было священнодействием, а не просто прекрасным провождением времени на праздник, как все, что происходило вне Храма во все другие праздники. И когда Храм был разрушен, празднование Пасхи осталось единственным священнодействием, ведь оно могло пережить отсутствие Храма.

Храм стоял на своем месте во время земной жизни Спасителя, тем не менее, происходившее в Сионской горнице вечером Великого Четверга (по счету синоптиков) было несомненным священнодействием. И это уникально, потому что Христос исполнял обряд библейской веры. Община исполнила все, положенное на Пасху. К примеру, слова Христа Иуде: "Что делаешь, делай скорее". Когда Иуда вышел, то все подумали, что он пошел дать что-нибудь нищим. Это обычай, который существует до сего дня: прежде чем садиться за пасхальный стол, обязательно, если вы не успели сделать этого днем, надо выбежать и подать нищим, потому что вдруг есть какой-нибудь человек, которому не на что справить Пасху. Все, что описано в Евангелии, так или иначе относилось к священнодействию кроме главного. На столе, по-видимому, нет агнца. Этот Агнец сидит за столом. Он меняет порядок Седера. Когда Он наливает первый из четырех обязательных стаканов вина, которые надо выпить, он говорит, что это Его кровь. Когда Он должен им раздать агнца, Он, по-видимому, раздает мацу, пресный хлеб, символ бессмертия. И меняет смысл происходящего полностью, потому что на Песах запрещено все квасное, как образ гниения, то есть смерти. А пресный хлеб не претерпевает изменений, маца может год храниться. Опресноки, маца символизируют бессмертие союза с Богом, заключенного Израилем в Пасхальную ночь. Христос собирается очень скоро умереть и воскреснуть. И Он меняет смысл этого хлеба. Из символа бессмертия он становится символом смерти и воскресения. Поэтому Он произносит эти слова о хлебе и, наконец, слова: "Сие творите в Мое воспоминание".

Этими словами Он меняет, углубляет смысл основной заповеди Исхода (Пасхи, пасхального Седера). Этот смысл для евреев состоит в том, что главное событие истории - переход от рабства к свободе, от смерти к жизни, от мрака к свету, из Египта в Землю Обетованную, от разноплеменного сброда к народу Божьему Израилю - это событие должно быть передано детям, чтобы никогда не забыться. Разбросанные по всему миру в самых жутких условиях евреи должны радостно вспоминать об исходе, должны праздновать Песах. Вспомним Пасху Варшавского гетто. Нацисты сожгли гетто именно на Песах, были замучены десятки тысяч невинных младенцев, но тем не менее, люди праздновали Пасху. Они умирали в самый момент празднования и праздновали, чтобы Пасха и пасхальная жертва не забывались. И главное слово, которое произносит Спаситель, то же самое - память: "Сие творите в воспоминание обо Мне". Точно так, как евреи помнят исход из Египта, как сказано в Писании: "Расскажи, сыну твоему, всё это расскажи ему. Скажи ему: мы были рабами, но Господь вывел нас из рабства рукою сильной", точно так же в Новом Завете говорится: "Мы были рабами смерти, но своей смертью Он вывел нас в Воскресение".

Сказанного недостаточно, но все-таки я надеюсь, что уже понятно, что речь идет не об аналогии, а о непосредственной преемственности и преображении неустаревающего исторического события Исхода из Египта, в событие более чем космическое, событие, меняющее онтологию. "Смертию смерть поправ!" От этого происходит и та глубинная преемственность, и то наполнение новой мистикой древнего священнодействия, которое связывает христианскую Пасху с еврейской. Эта триада: от рабства к свободе, от мрака к свету, от смерти к жизни - еврейская. Она встречается в тексте Пасхальной Агады, в сказании об Исходе. Однако она же встречается в проповеди о Пасхе свт. Мелитона Сардийского, и по-видимому, входит в самый древний христианский ритуал, это общее достояние. Но в христианстве, конечно, акцентируется гораздо больше переход от смерти к жизни, потому что Христос воскрес и открыл смысл воскресения. Этого нет в иудаизме. Если в иудаизме переход от рабства к свободе - это буквальный смысл Песаха, а прочее - лишь образы, дающие понять, что такое свобода для человека: и свет, и жизнь; то в христианстве это буквально так: от буквальной смерти к настоящей Жизни.

Доцент кафедры религиоведения СФИ, ведущий научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ, кандидат исторических наук Алексей Журавский

В признании и понимании Христа нет более близкой к христианству религии, нежели ислам. Но для христиан в этой близости - соблазн. Ну, например, давайте "христианскими глазами" прочитаем такой коранический айат:

"Мессия Иисус, сын Марии, есть посланник Бога, есть слово Его, низведенное Им в Марию, есть дух Его" (Коран 4:171). Это один из айатов, который дал основание Николаю Кузанскому утверждать, что в Коране содержится учение о божественном Логосе, которое мусульмане просто до времени не понимают.

Однако что-либо понять в вере другого возможно, не исходя из того, как мы прочитываем писание, на котором его вера стоит, а на основании той традиции, которой он руководствуется. Мусульманская традиция акцентировала исключительно пророческий статус Христа, отрицая Его божественную природу. Века непримиримой полемики во многом этому способствовали. Однако не надо забывать (это принципиальный момент), что в самом Коране отрицается крестная жертва Христа: "Но они не убивали его и не распинали его. Это только привиделось им... Они не убили его - это верно, но Бог вознес его к Себе. Бог силен, мудр" (Коран 4: 156-158).

В то же время мусульманская традиция всегда утверждала исключительную эсхатологическую роль Иисуса. Ведь именно о Нем сказано в Коране: "Он, истинно, -знамение Часа, не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это - прямой путь" (Коран 43:61). Среди чудес, которые совершал Иисус, Коран называет также "трапезу с неба" (5 сура так и называется "Трапеза") - по-видимому, реминисценция Тайной вечери. Апостолы просят о ниспослании небесной трапезы, чтобы укрепиться в вере и свидетельствовать о ней людям. Иисус обращается к Богу с молитвой о такой Трапезе, которая "будет праздником нам, первому из нас и последнему из нас, будет знамением от Тебя". Бог отвечает согласием, но с условием: "Я ниспошлю ее вам; но кто из вас после того будет неверующим, того накажу Я наказанием, каким не наказывал Я ни одного из миров (Коран 5:115). Здесь речь идет об особой привилегии, дарованной христианам, ответственность за которую чрезвычайно высока.

И все же, если мы будем искать в исламе условный аналог Пасхе, то это будет хадж (паломничество). Не случайно главное событие года для мусульман - праздник окончания паломничества (курбан байрам - праздник жертвы). И не случайно сами мусульмане иногда, разъясняя его смысл, сравнивают с Пасхой. Хадж для мусульман - это путь к спасению. Ведь он был учрежден самим Авраамом, и сверх заклания (накануне жертвоприношения животных) совершается чистое жертвоприношение от сердца каждого паломника: у подножия горы Арафа, близ Мекки, паломник приносит его за всю общину, как присутствующих, так и отсутствующих (их имена он выкликает). Именно это стояние у Арафа в течение всего дня до наступления темноты (вукуф) на второй день хаджа (а не обход Каабы, как многие думают) представляет собой кульминационный момент паломничества. Оно символически предвосхищает стояние в Судный день всего Адамова рода пред ликом Господним. Это вершина всей жизни мусульманина, когда он предстает пред Богом в двух временных планах: здесь и сейчас, и в ином - эсхатологическом времени. По мнению французского исламоведа Луи Массиньона, мусульманский хадж представляет собой развитие еврейской Пасхи. В первую очередь, хадж - это духовное жертвоприношение. Так раз в году происходит оздоровление жизни общины.

Ну, а арабские христиане в день Пасхи приветствуют друг друга словами: المسيح قام (ал-масих кама, "кама" буквально - восстал, как и греческое α̉νέστη), и ответ: حقا قام (хаккан кама).

Ректор СФИ, профессор-священник Георгий Кочетков

В завершение разговора Информационная служба СФИ предложила отрывок из проповеди о Воскресении Георгия Кочеткова на Вечерне в Неделю шестую Великого Поста, на Вход Господень в Иерусалим:

Мы с вами различаем два понятия: воскресение и воскрешение. Христос воскрес, и мы прославляем Христово Воскресение. Лазарь же был воскрешен силой Божьей. Но когда Церковь делает вывод о возможности всеобщего воскресения, отталкиваясь от воскрешения четверодневного и уже смердящего человека, она понимает, что до конца проблему всеобщего воскресения это еще не решает.

Мало было воскрешения Лазаря для утверждения всеобщего воскресения, нужно было воскреснуть Самому Христу и потом сделать еще один шаг. Мы с вами не сомневаемся в том, что Лазарь был воскрешен. Мы с вами не сомневаемся и в том, что Христос, претерпев крест, потом должен был воскреснуть и воскрес. Но все ли из нас верят во всеобщее воскресение? Мы должны научиться истине о всеобщем воскресении, мы должны научиться переходить от веры в воскрешение Лазаря и Воскресение Христово к возможности и реальности всеобщего воскресения. Для этого требуется великое дерзновение, ведь мы с вами понимаем: Лазарь был хоть и ближайший друг Христов, но он был человек. Человек, живший еще в рамках Ветхого Завета, и поэтому, будучи воскрешенным, так же как, впрочем, и все те, кто был воскрешен в других случаях, он должен быть умереть.

Христос воскрес, но Он отличался от всех нас. По человеческой своей природе Он был таким же, как мы, но мы говорим о том, что в Нем, в Его лице, в Его единой личности, было еще нечто, что мы называем божественной природой, о чем мы говорим, что во Христе "обитала вся полнота Божества телесно" (Послание апостола Павла Колоссянам, 2:9), и это нам помогает быть твердыми в исповедании Христова Воскресения. Святые отцы говорили о том, что природа божественная соединилась с природой человеческой, а все мы входим в эту человеческую природу; Христос исцелил эту природу, Он довел ее до преображения и совершенства, и поэтому всякий, кто имеет к ней отношение, воскресает.

Всеобщее воскресение есть "тайна будущего века". Это Тайна Божья, тайна того Богоявления, при котором откроется слава и полнота Небесного Царства. Для этого требуется изменение каждого человека. Каждый человек должен пройти некий путь, он должен усвоить дары Христовой Любви, стать носителем этой Любви. И тогда, поскольку Любовь Христова не умирает, то и человек как образ и подобие Божье сохранится в вечной Божьей памяти и в определенное время, когда все творение преобразится, трансформируется, он обретет полноту новой жизни в том самом Небесном Царстве. Когда мы чувствуем в себе силу Христову, силу Христовой Любви, когда мы ощущаем в себе наличие Христовой Жизни, Жизни Христа воскресшего, когда мы ощущаем присутствие Христа там, где двое или трое собираются во имя Его, то мы начинаем верить в то, что не заканчивается всё с разрушением плоти и крови, с разрушением тела человеческого.

Сегодня нам очень важно стремиться вперед, к познанию Креста и Воскресения, к новой жизни в Новом Завете, к познанию тайны обожения, синергии, т.е. сотрудничества Бога и человека и преображения человека и мира. И вот в таком универсальном контексте только и можно говорить и мыслить о всеобщем воскресении, только так можно его исповедовать, только так можно его чаять и ожидать, как сказано в Символе нашей веры. Всё же остальное - Божья тайна и тайна человека как микро- и макрокосма, как микротеоса, т.е. малого бога, как говорили святые отцы о человеке. Человек не только малый и великий мир, но и малый бог, - так говорит нам Христос, когда объявляет: "Вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Псалтырь, 86:2, Евангелие от Иоанна, 10:34).

Примером выражения толерантности, межнациональной, межконфессиональной культуры общения служит то, как празднуется у мусульман. Ближайшая к христианству религия - мусульманство. Об этом говорит то, что Кораном Христос признан великим пророком, почитаемы также Дева Мария, Иоанн Креститель. Это одна из причин давних добрососедских отношений православных и мусульман. Проявляются терпимость и взаимоуважение в праздновании самых главных праздников для приверженцев обеих религий.

Для христиан Пасха неотделима от распятия и воскрешения: это праздник торжества жизни и искупления грехов человеческих крестными муками Христа. По мусульманским представлениям первородный грех как понятие не существует: при наступлении Судного дня каждый сам несёт ответственность за свою земную жизнь. Между христианами и мусульманами существуют также разногласия относительно мессианской сущности Иисуса. Согласно Корану Иисус (Иса), хотя и был пророком, но был смертным человеком, а не сыном Божьим. Поэтому, согласно учению Ислама, Христос не мог умереть ради искупления грехов всего человечества, подробности распятия при этом имеют скорее академический характер. Мусульмане не верят и в то, что Иисус умер на кресте, а значит, в этом случае, по их убеждению, он не может и воскреснуть. Согласно высказываниям Мухаммеда, Иса пребывает на небесах и вернется на землю в конце времён.

Пасха не отмечается мусульманами в догматических рамках, присущих христианству, но у них существует другой, абсолютно схожий по содержанию праздник. Его название, Курбан-байрам, так и переводится: «праздник жертвы». Знаковый, метаисторический и глубинный смысл его тот же, что и для ветхозаветного Песаха и Пасхи Нового Завета: запрет на человеческие жертвоприношения и вера в милость Бога.

Сюжетная канва событий, предшествующих появлению праздника, описана в Коране и перекликается с библейской легендой о жертвоприношении Авраама. Аллах, решив испытать праведника Ибрахима, повелел тому убить своего сына Исмаила. В последний момент посланный Богом ангел не дал совершиться жертве человеческой, заменив её молодым барашком.

Курбан-байрам - самый почитаемый в исламской традиции праздник, и в этом смысле его можно сравнить с Пасхой христианской.

Обрядовое сходство праздников

Прослеживаются и обрядовые параллели, позволяющие говорить, что Курбан-байрам - это своеобразная мусульманская Пасха.

Тем не менее, несмотря на фундаментальные различия, в диалоге мусульман и христиан объединяющим началом служит знание об Иисусе. Более того, вера в Иисуса является необходимым требованием, предписываемым Кораном. Большинство проповедующих ислам прекрасно осведомлены и о и о традициях её празднования. Поэтому можно сказать, что мусульмане празднуют Пасху вместе со своими соотечественниками-христианами.

Коран не запрещает в Светлое Воскресение Христово отвечать «Воистину воскреснет!» на .

Принимая в дар куличи, крашеные яйца, верующие в Аллаха понимают, что это не навязывание чужой религии, а желание разделить радостное, светлое настроение. В такой обстановке единства проходит, например, чеченская Пасха, где уделяется равное внимание религиозным нуждам коренного мусульманского населения и православных. Правительством Чеченской Республики даже создан специальный оргкомитет по подготовке к празднованию Пасхи.

Пасхальные традиции у татар Поволжья

Ещё более ярким примером взаимопроникновения религиозных и обрядовых обычаев у различных народов, проживающих в едином территориальном пространстве, является татарская традиция отмечать особый весенний праздник. Он по-разному называется у представителей разных этнических групп и не имеет привязки к дню календаря, как солнечного, так и лунного. Относится он к категории «народных» и совпадает по времени с наступлением , также не имеющего конкретной даты.

Этот праздник казанские татары называют Сабантуй, касимовские и татары-мишари - Кызыл йомырка Байрам, кряшены - Саран, Улы Байрам, Пасха Байрам. Люди при этом осознают, что , разница лишь в том, что для кого-то это действительно праздник со всеми его смысловыми составляющими, для других - привнесение православных элементов в мусульманскую (татарскую) культуру.

Первоначально создаётся впечатление, что нет причин отождествлять праздник Сабантуй с для казанских татар. Но при более пристальном рассмотрении становятся хорошо заметны особенности, присущие христианским канонам. Например, одним из обязательных этапов в порядке празднования Сабантуя в сельской местности является день сбора крашеных яиц, Кызыл йомырка Кане, когда подростки и дети ходят по домам всей деревни и собирают яйца, заранее окрашенные в отваре луковой шелухи. Тот же обычай с небольшими индивидуальными отличиями существует у касимовских татар и татар-мишарей.

Подобное сосуществование двух монотеистических религий приводит нас к осознанию того, что они являются различными аспектами единой истины и единого Бога. Проявляя понимание и уважение к представителям других конфессий, отношения с Богом можно сделать намного глубже и многограннее.


Top