Глумятся над тобою бунин. «Родине (Они глумятся над тобою…)» И. Бунин. Анализ стихотворения «Родине» Бунина

И. А. Бунинъ († 1953 г.)

Иванъ Алексѣевичъ Бунинъ (1870 – 1953) - русскій писатель. Принадлежалъ къ старинному дворянскому роду. Родился 22 октября 1870 г. въ Воронежѣ. Раннее дѣтство провелъ въ небольшомъ фамильномъ помѣстьѣ (хуторъ Бутырки Елецкаго уѣзда Орловской губерніи). Десяти лѣтъ отъ роду былъ отданъ въ Елецкую гимназію, гдѣ проучился четыре съ половиной года, былъ исключенъ (за неуплату денегъ за обученіе) и вернулся въ деревню. Получилъ домашнее образованіе. Уже въ дѣтствѣ проявились необычайная впечатлительность и воспріимчивость Б., качества, которыя легли въ основу его художественной личности и вызвали дотолѣ невиданное въ русской литературѣ по остротѣ и яркости, а также богатству оттѣнковъ изображеніе окружающаго міра. Б. вспоминалъ: «Зрѣніе у меня было такое, что я видѣлъ всѣ семь звѣздъ въ Плеядахъ, слухомъ за версту слышалъ свистъ сурка въ вечернемъ полѣ, пьянѣлъ, обоняя запахъ ландыша или старой книги ». Б. дебютировалъ какъ поэтъ въ 1887 г. Въ 1891 г. въ Орлѣ вышла первая книга стиховъ. Въ это же время писатель сталъ печататься въ столичныхъ журналахъ, и его творчество вызвало вниманіе литературныхъ знаменитостей (критика Н. К. Михайловскаго, поэта А. М. Жемчужникова), которые помогли Б. опубликовать стихи въ журналѣ «Вѣстникъ Европы». Въ 1896 г. Бунинъ напечаталъ свой переводъ «Пѣсни о Гайаватѣ» Г. Лонгфелло. Съ выходомъ въ свѣтъ сборника «На край свѣта» (1897), «Подъ открытымъ небомъ» (1898), «Стихи и разсказы» (1900), «Листопадъ» (1901) Бунинъ постепенно утверждаетъ свое самобытное мѣсто въ художественной жизни Россіи. далѣе>>

Сочиненія

И. А. Бунинъ († 1953 г.)
Изъ юношескихъ стихотвореній.

Родинѣ.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій И. А. Бунина. Томъ первый . - Приложеніе къ журналу «Нива» на 1915 г. - Пг.: Изданіе Т-ва А. Ф. Марксъ, 1915. - С. 11.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Анализ стихотворения «Родине» Бунина

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина тема Родины занимает ключевое место. Русская культура и история — источники его вдохновения.

Уже стало традицией в каждом подобном стихотворении видеть влияние некрасовской поэзии, однако «Родине» написано настолько взволнованно и афористично, что до сих пор является одной из вершин творчества И. Бунина. По жанру — патриотическая лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые. «Они» и «ты, Родина» — главные действующие лица этого произведения. Здесь читатель видит патриотизм не с парадной стороны, не как набор трескучих фраз, а как идущее из глубины сердца соучастие, сопереживание всем бедам России. Дневниковая запись И. Бунина за этот год содержит признание в его любви, кровном родстве с древней историей страны, с богатством русского языка.

Родина как мать — типичное сравнение для мировой художественной культуры, однако у И. Бунина это не просто абстрактный образ матери, зовущей, например, к подвигам, а до боли милые черты обыкновенной провинциальной русской старушки, смиренной и любящей. Она любуется своим «нахальным сыном», уехавшим в город, он кажется ей таким важным, умным, добрым. Она радуется, что вокруг него так много хорошо одетых друзей. Ей даже немного совестно, что она такая старомодная да неуклюжая, глупая. Радуясь встрече, она ждет момента, когда, оставшись наедине, можно будет протянуть сыну сбереженные грошики. Поэт не употребляет сильных эпитетов, всего три слова передают его возмущение, но какое они производят действие: глумятся, нахальный, стыдится. У каждого читателя сразу отзывается в сердце воспоминание, когда и он сам был таким же, как этот «сын». Восклицаний нет, только многоточие в первой строфе, да горькое обращение во второй строке. Этот развернутый образ неблагодарного сына и его робкой матери — отклик на общественные и политические воззрения на Россию тех лет, бездумные требования революционных преобразований.

Революция 1917 года разлучила писателя И. Бунина с Россией. Вынужденный эмигрировать, он в своем дальнейшем творчестве пытался сохранить утраченный дух и дорогие его сердцу черты русского прошлого.

ОНИ ГЛУМЯТСЯ НАД ТОБОЮ
Во время второго правления Ельцина неведомо как был включен ваш покорный слуга в двухтомный справочник «Влиятельные, известные люди города 1997-1998гг.». Привожу мои ответы на вопросы (том I, стр.314) не из тщеславия - любопытно все же сравнить, о чем думалось и мечталось целую эпоху назад.

Итак, «планы на будущее: выпуск детской православной газеты «Чадушки» (сделано), создание православного издательства, паломнической службы (не получилось), увеличение тиража газет (незначительное и с большим скрипом), воцерковление» (труднее, чем думал: много ошибок и искушений. Зато - обрел опытного духовного отца в лице протоиерея Иоанна Миронова).

«Свободное время любит проводить в церкви, в монастыре, в паломничестве по православной стране, за чтением святоотеческой литературы. «Все мысли - о работе». (Все правда, только паломничаю все реже из-за отсутствия здоровья. Мысли о работе не отпускают: забот у директора ООО «Православный Санкт-Петербург», издателя, учредителя, главного редактора и распространителя пяти православных газет в одном лице полон рот).

«Уважение вызывает деятельность поэта иеромонаха Романа(Матюшина), ученого и журналиста Л.Ильюниной, которых хотел бы видеть в числе участников Ежегодника». (Что касается иеромонаха Романа, то за прошедшие годы я полюбил его еще сильнее; его стихи-молитвы часто появляются на страницах наших газет. В упомянутой выше журналистке разочарован полностью).

«Наибольшее уважение вызывают труды Митрополита Санкт-Петербургского Иоанна(Снычева †1995). Все остальное - только в связи с Православием, служат ли оно Богу или уводят от Него».(Владыку Иоанна люблю по-прежнему и молюсь, как умею).

Свой вклад в будущее Санкт-Петербурга видит в том, чтобы оставить после себя крепко стоящую на ногах газету «Православный Санкт-Петербург» и ее «сестер» - «это самое большое счастье». (Теперь думаю иначе: все в руках Божиих).

«Ничего хорошего в ближайшее время Россию не ждет: «Страна забыла слово «порядочность», «нравственность», «со-весть», в правительстве - воры. Россия продолжает колонизироваться. В Православии сильны экуменические тенденции (и церковная бюрократия). Александр Раков». (Добавил бы к сказанному: страна расползается по швам, а у нас исчезает воля к жизни, безразличие ко всему – в Православии оно называется теплохладностью - охватило людей).

РОДИНЕ
Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
Иван Бунин †1953

Мы даже не хотим замечать, что наш технократический мир становится все уязвимее. Отключится электричество - потухнет экран телевизора, замолкнет радио, перестанут выходить газеты, превратятся в безделушки компьютеры, остановится производство, не будет топлива для машин, сгинут правительства, а средством для письма снова станет березовая кора, а передвигаться будем на своих двоих, и вновь вернемся жить в деревянные теплые избы удобрять огороды навозом, а продукты хранить в погребах.

Нам телевизор дарит речи,
Их произносит на заре
Недолговечный человечек,
Живущий в мыльном пузыре.
Сергей Николаев, СПб

Не верите? Выключите на сутки свет в своей уютной квартире на 16-м этаже…

†«Роза, покрытая тернием, делает людям следующее прекрасное наставление: «Все, что есть приятнейшего в этом мире, о смертные, смешано с горестью; вы не имеете здесь чистых благ, но везде и во всем примешано какое-нибудь зло к добру: с удовольствием соединено раскаяние, с супружеством - вдовство, с изобилием - труды и заботы, с возвышением - страх падения, со знатностью - лишние издержки, с утехами - пресыщение, со здоровьем - болезни». Св.Василий Великий.

ПРИРОДЕ
Видно, чего-то мы перемудрили,
Стали чего-то не понимать:
Все покоряли тебя - не покорили,
Как же такое - родную мать?

И не за эти ли притязанья
И не за этот ли вздорный нрав
Нам посылаешь ты в наказанье,
Деток зарвавшихся покарав,

То разрушительнейшие сели,
То суховей - острей, чем нож,
То небывалым еще доселе
Землетрясением как тряхнешь!..

Разве забыли мы, что мы были,
Были и есть у тебя в долгу?..
Я вот от грохота и от пыли
Каждой весной в леса бегу.

Все, что завистливо и спесиво,
Ты меня учишь - не принимать…
Вот и поклон тебе, и спасибо,
Слышишь, спасибо, природа-мать!..
Николай Старшинов род.1924

В Архангельске бывший работник «Горгаза» в отместку начальству за несправедливое, по его мнению, увольнение, глухой ночью в одном из домов выкрутил газовые заглушки. Взрыв уничтожил целый подъезд, погибло 58 человек, ранено больше ста…

При обмене квартиры, в которой мы сейчас живем, пожилой и внешне солидный мужчина перерезал электрические провода, телевизионный кабель, вытащил дверные ручки, снял с пола линолеум - ради того только, чтобы стал невозможен разъезд с бывшей женой. Обмен все же состоялся - благодаря тому, что бывший муж получил львиную долю денег от продажи квартиры…

Бывший работник «Горгаза» и думать не думал о возможных жертвах его поступка, а бывшему мужу было наплевать на будущих жильцов - ему бы побольнее жене сделать, раз не желает с ним больше жить.

Что за порода людей такая пошла? Православие учит прощать даже заведомо виноватым: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз»(Мф.18,21).

Как научиться этому, Господи? Ты велишь прощать всем и все, а на их лицах нет ни раскаяния, ни жалости к чужой боли-беде; и только бесоподобная ухмылка радости от содеянного зла потемняет их лица…


Волк волчонка не загрызет,
Нежат выводок выпь и выхухоль,
Человек же - наоборот.

Обернулись гулянкой праздники.
Разошелся труд с ремеслом.
Род людской, он не знает разницы,
Что сберечь, что пустить на слом…

…Наши дети глядят волчатами
На жестокость своих отцов,
И в ночи мотоциклы мчат они
Дикой стайкою беглецов.

Так живем. Ко всему привыкли мы,
А спохватимся - жизнь пройдет.
Ворон ворону глаз не выклюнет,
Волк волчонка не загрызет.
Валентин Голубев, СПб

ТВОРИ – В ТОТ МИГ ЛИШЬ БОГА ЗНАЙ
Кому-нибудь интересно, как иной раз пишут-вымучивают стихи? Первая строфа уже почти есть:




И Штрауса звуки плывут над со за смычком…

А что писать дальше?…
*Кровавой трудной Победы желанное чадо;
*Я нашей Победы желанное чадо – плоть;
*Мне русские сказки тра-та шептал Венский лес - отец;
*Я русской нашей Победы желанное чадо; рада – рядом;
*Когда мне русские сказки шептал Венский лес; 33 года от-
цу, 32 маме;
*И знал я тогда - ничего мне не надо,
Что счастливы будут и мать, и отец; беззубый рот;
*Ему тридцать три. Дыши полной грудью – люди;
*Майор. Два сыночка. Красива жена;
*Я нашей Победы желанное чадо - живая награда,
Мне русские сказки шептал Венский лес;

*Я нашей Победы живая награда,

Я папы и мамы желанное чадо
К груди прижимал сына тра-та-та счастливый отец - крест;

*Я папы и мамы героя желанное чадо,
Мне русские сказки шептал Венский лес.
Я славной Победы живая награда -
Звенели медали, был счастлив отец;

*Сыночка сынулю к медалям прижал;
Сынка на груди нес счастливый отец;

*Я знать бы не должен, но помню и знаю,
Как счастлив был папа безмерною радостью он - звон;

*Как славной Победы живую награду;
*И сына к груди прижимает отец;
*Сыночка к медалям прижал мой отец;
*Сыночка к груди прижимает отец;
*К медалям сынка прижимает отец.

Наконец, после двухнедельных мук:

Я в Вене родился, на родине вальса,
В далеком теперь уже сорок седьмом…
Танцуют по клавишам тонкие пальцы,
И Штрауса звуки плывут за смычком…
Я папы-героя желанное чадо,
Мне русские сказки шептал Венский лес.
Как славной Победы живую награду,
К медалям сынка прижимает отец.
Александр Раков

Один очень умный человек сказал, что как для написания гениального стихотворения, так и не очень, затрачивается совершенно одинаковое количество умственной энергии. Поэтому, когда мы пишем стихи, мы все уподобляемся гению… Другой умный человек заметил: особенность стихотворчества заключается в том, что, начиная писать стихотворение, человек не может предвидеть, чем оно закончится. И еще: сам строй стихотворения очень напоминает человеческую жизнь. И не будем забывать, что Библия написана стихами.

Я плачу, да! и духом чую,
Что, свой рисуя идеал,
Всю душу чистую, святую,
В свой труд художник полагал.
И, плача, мыслию взываю
К тебе, певец страны родной,
Тебя молю и заклинаю -
Чтоб ты уверовал со мной:
Не для минутного успеха,
Не для ничтожных слов и чар,
Не для кощунства, не для смеха
Тебе ниспослан Божий дар!
Не заходи во храм искусства
Ни мимоходом, ни как тать,
Чтоб на блажную мысль иль чувство
Огонь украсть и убежать…
Входи в него лишь страха полный,
В нем каждый шаг твой буди свят.
Пусть вкруг бушующие волны
Лишь дальним эхом там звучат.
Восторгом чувств своих владея,
Твори - в тот миг лишь Бога знай,
В свои созданья, не жалея,
С молитвой душу полагай!
Аполлон Майков †1897

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
____
1891

Анализ стихотворения

С самых первых строк стихотворения читатель ощущает переживание поэта за свою Родину, за дом, где он родился. В первом четверостишие Бунин дает понять, что Родина его убога и слишком проста на первый взгляд. Читая эти строчки, мне представлялись заброшенные избы глубокой осенью из которых валит трубою дым. И хотя полевые работы закончены, люди мерно создают уют у себя дома из того что есть. А есть у них не так много - простота да "черные хаты". Стихотворение было написано в молодые годы поэта, Бунину было тогда всего 21 год. Но уже в этом возрасте, судя по стихотворению, Иван Бунин чувствовал свой гражданский долг и не мог оставаться равнодушным к положению дел в России. Как раз в эти года по России прокатился голод. И без того "убогая" Россия, голодала. Как тут не глумиться?

Но какая бы она не была эта Родина, она остается Родиной навсегда. Как мама... И поэт без скорби дает понять, что гордится такой матерью, которая последние гроши бережет "ко дню свиданья". А вы, глумящиеся над ней, глумитесь дальше. И "стыдитесь", если вам этого так хочется...

Большинство эпитетов стихотворения окрашено в темные тона и несут негативную нагрузку.. Поэту словно не хватает "убогого" вида и он наделяет хаты своей Родины черным цветом.. Дальше еще "печальнее", мать - самый близкий и любимый человек у каждого из нас, предстает в унизительном виде перед "нахальным" сыном.. Что это? Что хочет сказать Бунин? Неужели, олицетворяя Родину с матерью, поэт не смог подобрать более мягкого сравнения. Если по-настоящему пережить слова, сказанные поэты, становится не по себе. Хочется кричать: "Где же твоя душа?! О сын! Сын матери, сын своей Родины."

«Родине» Иван Бунин

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Анализ стихотворения Бунина «Родине»

Тема Родины в русской литературе – едва ли не самая животрепещущая. Почти у каждого поэта или писателя есть произведения, где творцы размышляют о судьбе своей страны. При этом образ Родины у каждого поэта свой. Например, читая стихи А. С. Пушкина, мы представляем себе кроткую православную мученицу. В произведениях Н. А. Некрасова Россия предстаёт в виде суровой женщины, которая постоянно подвергается ударам судьбы, но остаётся непоколебимой и гордой. С. А. Есенин придаёт Руси облик вечно юной девушки-язычницы, танцующей среди спелых колосьев и стройных берёз.

У Ивана Алексеевича Бунина тоже имелось собственное представление о Родине. Его поэт выразил в стихотворении «Родине (Они глумятся над тобой…)», написанном в 1891 году. Основной приём, который применяет автор в этом произведении, – олицетворение. И Родина, и её граждане показаны в виде живых людей, обладающих характерным обликом и имеющих собственный нрав.

Сам поэт выступает в качестве наблюдателя. Он говорит о первого лица, обращаясь к своей главной героине – России. В первом четверостишии родина ещё не приобретает человеческих черт. Здесь автор скорее рисует пейзаж, из которого затем заимствует краски для изображения внешности своей одушевлённой героини.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Безрадостные эпитеты использует поэт, чтобы показать, какова Родина в его глазах: «убогий вид», она выглядит «усталой, робкой и печальной».

Вероятно, на мироощущение Ивана Алексеевича повлияло то, что он вырос не в сверкающей столице, а в тихой провинции. С детства поэт был близок к простым людям. Он видел, как деревенские жители трудятся, выращивая зерно, которое шло на продажу и приносило богатство элите общества. Потому-то Россия и предстаёт в глазах автора как нищая крестьянка, одетая в грязные лохмотья. Всю свою жизнь она работает не жалея сил, чтобы сделать сытыми сыновей – аристократов и офицеров.

Думается, что используя безликое «они», поэт имеет в виду тех граждан, которые будучи вскормлены родиной, имеют наглость критиковать её. Возможно, некоторые из этих гордецов и в самом деле имеют хорошее образование, чтобы рассуждать, как лучше «обустроить Россию». Но с присущим им снобизмом, его поэт характеризует эпитетом «сын, спокойный и нахальный», предпочитают мечтать о великом будущем и гордой родине, и не замечать реальности.

Стихотворение производит тяжёлое впечатление. Мы не можем не сочувствовать России, созданной талантом поэта. Автор придал её виду натуралистичность, используя слова, которые отражают её крестьянское происхождение – «чёрных хат», «сотни вёрст». Также мы не можем не порицать надменных сыновей героини. Ивану Алексеевичу с присущей ему лаконичностью удалось создать выразительный образ, который задевает читателя за живое.


Top