История о том, как оклеветали мать правоверных, аишу бинт абу бакр, да будет довлен ими аллах. Самая красивая история любви - пророк мухаммад и айша Аиша бинт абу бакр хадисы

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

− Собираясь отправиться в какую-нибудь поездку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно бросал жребий среди своих жён и брал с собой ту из них, на которую падал выбор. (Перед) одним из своих походов после ниспослания (айата о необходимости ношения) покрывал (женщинами) он (также) бросил среди нас жребий. Выбор пал на меня, и я поехала с ним в паланкине (специально сделанным для женщин, укреплявшийся на спине верблюда), в котором меня опускали на землю. Мы двинулись в путь, а по завершении этого похода, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался обратно и мы остановились недалеко от Медины, он ночью объявил, что нам следует выступить в путь. После того как был отдан этот приказ, я вышла за пределы (стоявшего лагерем) войска, удовлетворив же свою нужду, вернулась обратно (в лагерь. Там) я коснулась (рукой) груди и вдруг (обнаружила, что) моё ожерелье из оникса порвалось (и пропало). Тогда я вернулась назад и стала искать его, что и задержало меня. Между тем сопровождавшие меня (люди) подошли к моему паланкину, подняли его и погрузили на спину того верблюда, на котором я ехала, посчитав, что я нахожусь внутри, (так как) в те времена женщины были лёгкими и тонкими и ели мало. В то время я была совсем молодой девушкой (до 15 лет), и люди, которые поднимали паланкин (на верблюда), не (почувствовали разницы) в весе. Они погнали его и двинулись в путь, а я нашла своё ожерелье после того, как войско уже ушло, и когда я вернулась в лагерь, там никого не было. Решив, что (люди) обнаружат моё отсутствие и вернутся за мной, я направилась к тому месту, где находилась прежде. Когда я сидела (там), глаза мои стали слипаться и я заснула; что же касается Сафвана бин аль-Му‘атталя ас-Сулами (впоследствии аз-Заквани), то он двигался позади (остальных воинов) и добрался до того места, где я находилась, к утру. Он увидел спящего человека и подошёл ко мне, а ему приходилось видеть меня до (ниспослания айата о необходимости носить) покрывало. Услышав, как он произносит слова “Поистине, мы (принадлежим) Аллаху, и, поистине, к Нему (мы) вернёмся” (“Корова”, 156), я проснулась, а он опустил на колени свою верблюдицу и наступил на её переднюю ногу. Когда я села верхом, он повёл верблюдицу, (и мы не останавливались,) пока не добрались до войска, остановившегося на полуденный отдых. А затем погиб тот, (кому предназначено было) погибнуть (совершив тяжкий грех. оклеветав ее), главным же клеветником был ‘Абдуллах бин Убайй бин Салюль. После этого мы вернулись в Медину, где я проболела целый месяц, а люди стали распространять измышления клеветников. И мне казалось, что (случилось нечто такое, из-за чего) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был уже не столь добр ко мне, каким он бывал прежде, когда я болела, так как во время этой моей болезни он только приходил, приветствовал (присутствовавших) и спрашивал: «Как (здоровье) этой (девочки)?» − я же ничего не знала об этом, пока не выздоровела. А через некоторое время мы с Умм Мистах отправились в аль-Манаси‘ (место в Медине), куда мы ходили по большой нужде только по ночам до тех пор, пока отхожие места не устроили поблизости от наших домов. Так же поступали прежде и арабы(, отправлявшиеся для этого) в пустыню (или: уходившие подальше от своих домов). Итак, мы с Умм Мистах бинт Абу Рухм (вышли из дома) и направились (туда. По дороге Умм Мистах), на которой был (длинный) плащ, споткнулась и воскликнула: «Чтоб ты пропал, Мистах!» Я сказала: «Ты говоришь плохие слова! (Как можешь) ты ругать человека, участвовавшего в (битве при) Бадре?!» (На это) она сказала: «Разве ты не слышала, что они говорят?» − после чего рассказала мне о том, что (обо мне) говорили клеветники, и (из-за этого) я почувствовала себя ещё хуже. Когда я вернулась домой, ко мне пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который произнёс слова приветствия и спросил: «Как (здоровье) этой (девочки)?» − я же сказала: «Позволь мне (пойти) к моим родителям», так как хотела получить подтверждение (всего, что узнала,) от них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил мне (сделать это), и тогда я пришла к ним и спросила у матери: «О чём говорят люди?» Она сказала: «О доченька, не придавай большого значения этому делу! Клянусь Аллахом, очень редко бывает так, чтобы о красивой женщине, которую любит муж, имеющий и других жён, не говорили много (всякого)!» Я воскликнула: «Преславен Аллах! Так люди действительно говорят об этом?!» − и после этого плакала всю ночь, не смыкая глаз.

(Передатчик этого хадиса) сказал:

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала):

− Я плакала весь день и (всю ночь и) не могла заснуть, а утром ко мне пришли родители, всего же я проплакала две ночи и один день, и мне стало казаться, что печень моя разорвётся от плача. Когда они сидели у меня, а я плакала, разрешения войти ко мне попросила одна женщина из числа ансаров, которую я разрешила (впустить). Присев, она принялась плакать вместе со мной, и в это время неожиданно вошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сел, а он не садился у меня с тех пор, как обо мне стали (распространять ложь). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за целый месяц не получивший никакого откровения относительно моего дела, произнёс слова свидетельства и сказал: «О ‘Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила в чём-либо, попроси у Аллаха прощения и принеси Ему своё покаяние, ибо, поистине, если раб признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!» После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, я перестала плакать; из глаз моих не упало больше ни одной слезинки и я сказала отцу: «Ответь за меня посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Тогда я сказала матери: «Ответь за меня посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что он сказал!» − (но и она тоже) сказала: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Тогда я была молодой девушкой и знала из Корана лишь немногое. Я сказала (присутствовавшим): «Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы посчитали (их слова) правдой. И если я скажу вам, что невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне; если же я признаюсь вам в (том, что совершила) это, а Аллах знает, что на самом деле я невиновна, то вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя (подходящего) примера, кроме (слов) отца Йусуфа, который сказал: “(Лучше всего мне проявлять) терпение, и (лишь) к Аллаху (должно) обращаться за помощью от того, что вы утверждаете!" (“Йусуф”, 18) » А потом я перебралась (на другую сторону) своей постели, храня надежду на то, что Аллах оправдает меня, однако, клянусь Аллахом, я (никогда) не думала, что относительно меня будет ниспослано откровение, ибо считала себя слишком ничтожной для того, чтобы об этом моём деле говорилось в Коране. Однако я надеялась, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидит сон, в котором Аллах оправдает меня. И, клянусь Аллахом, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не встал со своего места, и никто из членов моей семьи не покинул дома, а Аллах уже ниспослал ему откровение. Он впал в то состояние, в которое обычно впадал(, когда ему ниспосылались откровения, и капли) пота, подобные жемчужинам, посыпались с него градом(, несмотря на то, что был холодный) зимний день. А когда (ниспослание откровения) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончилось, он улыбнулся, и первыми его словами стали слова: «О ‘Аиша, возблагодари Аллаха, ибо Аллах оправдал тебя!» Моя мать велела мне: «Подойди к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» − но я возразила (ей): «Нет, клянусь Аллахом, я не подойду к нему и не стану благодарить никого, кроме Аллаха!» (В айатах, которые) ниспослал Аллах Всевышний(, говорилось): «Поистине, те, которые возвели отвратительную ложь, (составляют собой) группу из вас же…» (“Свет”, 11 − 26) А после того как Аллах ниспослал (айат), оправдавший меня, Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, который оказывал помощь Мистаху бин Усасе, ибо тот состоял с ним в родстве, сказал: «Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об ‘Аише, я больше никогда ничего ему не дам!» − и тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой айат, в котором было сказано): «И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что прекратят оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах − Прощающий, Милосердный!» (“Свет”, 22) (Услышав эти слова,) Абу Бакр сказал: «Да, клянусь Аллахом, конечно же я хочу, чтобы Аллах простил меня!» − после чего он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше.

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала:

− Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расспрашивал обо мне также и Зайнаб бинт Джахш (бывшей другой его женой), говоря: «О Зайнаб, что тебе известно, что ты видела?» − (на что) она отвечала: «О посланник Аллаха, я (не говорю того, чего не) видела и не слышала. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только благое!» Она соперничала со мной, (стараясь добиться любви посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) но Аллах защитил её с помощью благочестия.

Этот хадис передали аль-Бухари 2661, 4750, Муслим 2770.

Она была одной из жён Пророка Мухаммада (с.г.в.). С её слов было передано множество достоверных хадисов, которыми мусульмане пользуются и по сей день.

За свой нрав, ум и благородные качества она была удостоена звания «уммуль-му`минин» («матери правоверных») и входила в семёрку самых великих мусульманских учёных той эпохи. Её имя - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.).

Детство Аиши

Девочка появилась на свет в 612 году (по другой версии в 614 или 615 году) по Милади в семье ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) - (р.а.) и Умм Руман. Аиша получила хорошее воспитание и религиозное образование. С детства она интересовалась исламом и постоянно задавала отцу множество вопросов.

В возрасте шести лет (по другой версии - восьми лет) она была сосватана Посланнику Аллаха (с.г.в.), а Его супругой стала в 9 лет. После чего её воспитанием занялся Милость миров Мухаммад (с.г.в.), что и объясняет достижения Аиши в образовании и в вопросах поклонения.

Этот брак состоялся по велению Аллаха. После смерти своей первой жены - (р.а.) и никаха с Саудой (р.а.) Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел сон. Перед ним предстал ангел Джабраиль и подарил ткань из шёлка. Развернув её, Он увидел лик Аиши. Пробудившись, Пророк (с.г.в.) осознал, что этот сон - знак от Создателя. В итоге, он решил связать себя узами брака с Аишей.

Об этом сновидении Мухаммад (с.г.в.) рассказал молодой супруге следующее: «Я видел тебя во сне в течение трёх ночей. Тебя принёс Джабраиль в шёлковой материи и сказал: «Она - твоя жена». Я открыл твой лик, а там - ты! И я сказал: «Если этот сон от Всевышнего, то пусть продолжит его» (хадис приводит Муслим).

Мать правоверных

После смерти Хадиджы Посланник Аллаха (с.г.в.) очень долго оплакивал свою первую жену. Она была поддержкой и его опорой в начальные годы пророческой миссии, которые были самыми тяжёлыми. Хадиджа ни разу не усомнилась в истинности слов своего супруга и всегда оставалась верна ему. Пророк (с.г.в.) очень любил свою жену и ценил её преданность. Именно поэтому кончина Хадиджы стала для Посланника Аллаха (с.г.в.) настоящим ударом, от которого он не мог оправиться долгое время.

После женитьбы на Аише Мухаммад (с.г.в.) вновь обрёл гармонию и покой. Она стала настоящей опорой и поддержкой, поэтому стала любимой его женой. Но при этом он никогда не забывал свою первую супругу и до самой смерти помнил о ней. Аиша об этом прекрасно знала. В одном из хадисов передаются её слова: «Я ни к кому так не ревновала Посланника Аллаха, как к Хадидже, которую я не застала» (Бухари, Муслим).

Зная о том, какая крепкая любовь между главой семьи и Аишей, другие жёны отдавали свои дни любимой супруге Мухаммада (с.г.в.).

Достоинства Аиши бинт Абу Бакр (р.а.)

Будучи одной из ближайших сподвижниц Милости миров (с.г.в.), она обладала множеством достоинств. О её значимости в истории ислама говорит хотя бы тот факт, что Аллах в Своей Книге оправдал Аишу после того, как на неё возвели клевету.

В шестом году после совершения хиджры Пророк Мухаммад (с.г.в.) в одну из поездок взял свою молодую супругу. Когда караван остановился на отдых, она удалилась на некоторое время. Вернувшись, Аиша поняла, что потеряла своё украшение и решила отыскать его. После чего, придя обратно, она никого не обнаружила. Аиша решила ждать в надежде на то, что за ней вернутся. Так и произошло.

Но в стане окружения нашлись люди, которые решили воспользоваться моментом и оклеветать её. По всей Медине начали ходить сплетни о том, что Аиша якобы уединялась от каравана не одна и совершила грех . Эти слухи негативно сказались на её отношениях с отцом - Абу Бакром ас-Сиддыком (р.а.) и даже с мужем.

Посланник Аллаха (с.г.в.) в такой непростой ситуации сказал жене, что если она совершила грех, то ей стоит покаяться, а если же её оклеветали, то непременно Всевышний ниспошлёт оправдание. Аиша искренне верила и просила у Господа миров, чтобы Он оправдал её перед Пророком (с.г.в.), но она и подумать не могла, что Всевышний ниспошлёт целый аят:

«Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих...» (24:11)

Она была оправдана, и, тем самым, лишний раз была доказана её воспитанность и благой нрав.

На её достоинство указывает ещё и то обстоятельство, что она была самой любимой женщиной для Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однажды его спросили, кого Он любит больше всех. На что последовал ответ: «Из женщин я больше всех люблю Аишу, а из мужчин - её отца» (хадис приводит Бухари).

Кроме того, многие откровения, которые ниспосылались Мухаммаду (с.г.в.) и днём и ночью, доходили до него в доме Аиши. Есть его высказывание на этот счёт: «Воистину, никогда не посылались мне откровения, когда я бывал дома у какой-либо из жён, за исключением Аиши» (Бухари, Муслим).

О превосходстве Аиши над соплеменницами говорит также следующее изречение Пророка ислама (с.г.в.): «Аиша имеет превосходство над другими женщинами, как сарид превосходит другие блюда» (Бухари, Муслим).

П рим ечание Islam . Global : Сарид - блюдо, основными ингредиентами которого выступают мясо и хлеб. Любимое кушанье Посланника Аллаха (с.г.в.). Считается, что автором этого кулинарного изыска был Хашим - прадед Мухаммада (с.г.в.) и основатель рода хашимитов .

О достоинстве героини этой статьи говорит и то, что Пророк в последние дни своей жизни находился именно у неё. Мать правоверных, вспоминая день кончины своего супруга, рассказывала: «В мой день Всевышний забрал его к Себе, когда голова Пророка лежала у меня на груди» (Бухари). Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) похоронили на том месте, где Он перешёл в мир иной, а именно в доме у Аиши.

Вклад матери правоверных в развитие ислама

Аиша бинт Абу Бакр сыграла неоценимую роль в становлении и укреплении мусульманской уммы. Во-первых, она входит в число сподвижников, передавших наибольшее число хадисов. Это объясняется тем, что Пророк (с.г.в.) проводил много времени с ней, и поэтому она была свидетелем многих его изречений и жизненных ситуаций. Также она была , т.е. знала его текст наизусть.

Кроме того, в ситуациях, когда некоторым сподвижникам были непонятны отдельные хадисы, они обращались за их разъяснением к Аише. Она вносила правки в толкование таких риваятов, если замечала какие-либо неточности.

В эпоху праведного халифата она оказывала помощь правителям молодого мусульманского государства и принимала участие в принятии важных решений.

Наконец, Аиша стала ярчайшим примером искренне любящей и поддерживающей своего супруга жены. Многие мусульманки сегодня хотят быть похожими на неё, никогда не расстававшуюся с мужем и всячески старавшуюся ему угодить.

Смерть Аиши

Своего супруга Пророка Мухаммада (с.г.в.) она пережила на 46 лет. Аиша участвовала во внутренних делах уммы и оказывала поддержку праведным халифам и другим сахабам, давая наставления всем, кто в них нуждался. В возрасте 66 лет Аиша перешла в мир иной. После себя она оставила огромное духовное наследие, которым мусульмане пользуются и по сей день.

Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) является, возможно, одним из самых плодовитых ученых, потому что была супругой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Кем же была Аиша (да будет доволен ею Аллах) – единственная жена Пророка Мухаммада, рожденная в исламе, а не принявшая его?

Она родилась приблизительно через три года после начала пророчества в доме Абу Бакра Сиддика (да будет доволен им Аллах). Таким образом, Аиша была дочерью величайшего человека после пророков, Абу Бакра, величайшего из сахабов. И выросла рядом с Пророком, потому что ее отец был его лучшим другом.

О жизни Аиши до замужества мы знаем немного, известно, что она вышла замуж за Пророка в очень молодом возрасте. В последнее время многие немусульмане считают это проблемой, потому что это не согласуется с современными представлениями о возрасте невесты.

Если быть точными, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) взял Аишу в жены, когда ей было шесть лет, однако вступил с ней в супружеские отношения несколько лет спустя, когда она достигла зрелости.

Она так сильно полюбила Его, что была любимой женой. И даже после смерти Пророка она стала одним из ведущих ученых, которые несли его послание миру; это доказывает, что Аиша была достаточно зрелой женщиной, чтобы учиться у Пророка, и так сильно его любила, что захотела стать одним из главных распространителей его религии. Поэтому мусульманам не стоит стесняться этого брака или пытаться исказить исторические факты, потому что в нем было благословение для уммы.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) была третьей женщиной, на которой женился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). В первой половине жизни он был женат на Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), и она была его единственной женой до самой смерти. После ее смерти он женился на Сауде бинт Заме (да будет доволен ею Аллах), пожилой женщине, чтобы она помогала ему воспитывать дочерей. Через несколько месяцев ему приснился сон, в котором Джибрил показал Аишу как его невесту.

Нам, мусульманам, известно, что сны пророков являются откровением. Поэтому, следуя своему сну, он женился на Аише, и она стала одной из его жен.

У Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) было много жен. На этот счет сходятся во мнениях все историки. И его жены были лучшими из женщин. Мы называем их «уммахат уль-муминин» – матери правоверных. Они были образцовыми женщинами своей уммы. И Аиша была одной из них.

В том, что у Пророка Мухаммада было несколько жен, нет ничего плохого. В то время это было нормальным явлением среди пророков и обычных людей. С приходом ислама полигамия была ограничена, и теперь мужчинам разрешалось иметь не больше четырех жен, при условии справедливого отношения к каждой.

Но для Пророка Мухаммада было сделано исключение. У него было до девяти жен одновременно, потому что он был пророком Аллаха и мог соблюсти справедливость к каждой. Каждый из этих браков имел большое значение для даваата и политического положения уммы, при этом большинство его жен были разведенными или вдовами, и он взял на себя заботу о них.

Аиша была единственной из всех жен, которая выходила за него замуж девственницей. Это автоматически выделяло ее среди других. Пророк очень сильно любил Аишу. Так, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Первым примером истинной любви для нас, мусульман, была любовь между Аишей и Мухаммадом». Его любовь к Аише была так сильна, что это видели другие жены, хотя он относился к ним одинаково, но его особая любовь к ней все равно была видна.

И когда ему сказали, что он должен делить любовь между всеми женами, Пророк ответил, что его сердце повинуется Аллаху. Он делал все, что в его силах, но если сердце повинуется Аллаху (хвала Ему), то и чувство любви находится в Его руках.

Однажды сахаб по имени Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка Мухаммада:«Кого ты любишь больше всего?» Пророк ответил: «Аишу». «Я говорю о мужчине», уточнил тот. Пророк ответил: «Ее отца». Отсюда мы видим, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не только любил Аишу, но не стеснялся говорить об этом открыто.

Нам известно много историй об их любви. Мы знаем, что Аиша и Посланник (мир ему и благословение), бывало, бегали наперегонки. Есть один хадис о том, как однажды, вскоре после ее замужества, в первые годы в Медине, возвращаясь их похода, она и Пророк отстали от остальных. И они побежали наперегонки, чтобы догнать их. Аиша прибежала первой.

Несколько лет спустя, когда Аиша вновь отправилась в поход с Посланником, возникла подобная ситуация, и он снова захотел состязаться с ней. К тому времени она уже повзрослела, поправилась, и он обогнал ее. Затем рассмеялся и сказал: «Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила» . Таким образом, мы видим, насколько дружеские и теплые отношения были между ними.

Например, однажды в день праздника, Абу Бакр вошел к Аише, когда у нее были подруги, игравшие на бубнах и певшие песни. Абу Бакр разозлился, что они делают это в доме Пророка. Но Пророк вступился за них со словами: «Оставь их, ведь это дни праздника». И дети продолжали играть и петь.

А когда они ушли, Аиша и Пророк (мир ему и благословение) пошли в мечеть, перед которой абиссинцы играли копьями, устроив небольшое представление. Тогда Пророк Мухаммад поставил ее позади себя так, чтобы она могла выглядывать из-за его плеча, и так стоял, пока Аише на наскучило смотреть.

Итак, из этих хадисов мы видим, что Пророк не только любил свою жену Аишу, но и находил время на то, чтобы развлечь и порадовать ее, тогда как многие не считают, что это обязанность мужа-мусульманина, хотя на самом деле мужу и жене действительно нужно время на общие развлечения. И это время обязательно нужно находить. Необходимо брать свою жену, вести ее куда-нибудь, получать удовольствия от проведенного вместе времени. Потому что это – сунна.

Аиша стала самой любимой женой Пророка, но, несмотря на это, все еще ревновала к другим женам. И больше всего – к Хадидже, даже понимая, что та уже давно умерла. Она ревновала потому, что видела, как сильно Пророк любил Хадиджу.

Ученые не знают точно, какую из этих женщин он любил больше: Аишу или Хадиджу. Аиша рассказывает: «Однажды я, приревновала Пророка (мир ему и благословение) к Хадидже и сказала: «Воистину, Аллах дал тебе лучшее, чем та старая женщина.» Пророк (мир ему и благословение) рассердился на мои слова и сказал:

«Клянусь Аллахом, нет! Аллах никогда не давал мне никого лучше (чем она). Она была мне женой, которая поверила в меня тогда, когда другие не верили. Она подтверждала мою правдивость, в то время, когда другие обвиняли меня во лжи. Она поддерживала меня материально, а другие, в то время, отказали мне. И, наконец, Аллах пожелал одарить меня детьми, и, по воле Аллаха, она стала их матерью. Ни одна другая женщина не родила мне детей». Так Аиша поняла, что ей лучше больше не заговаривать о Хадидже.

Эта история показывает, что сахабы, которые были величайшими людьми после пророков, все же были людьми и тоже совершали человеческие ошибки и испытывали эмоции – так же, как и мы.

Иногда мы представляем сахабов в таком идеалистическом ключе, что они кажутся нереальными, а как можно подражать нереальному человеку? На самом деле, Аиша и другие сахабы были такими же людьми, как и мы, но они старались быть как можно лучше, и в результате, Аллах действительно возвысил их.

Известно много других рассказов о ревности Аиши, которые указывают на то, что у нее, как и у всех, были свои недостатки. Например, однажды, когда Пророк принимал гостей в ее доме, одна из матерей правоверных послала ему блюдо с едой для гостей. На это Аиша так разозлилась, что разбила блюдо.

Пророк не накричал на нее, не вышел из себя, не стал ругаться. Он был милостью мирам и своим женам тоже; Посланник просто рассмеялся и объяснил своим товарищам, что Аиша ревнует, а ей сказал заменить блюдо. Вот и все. Он не раздувал скандал, зная человеческую природу и своих жен, и понимая, что они ревнуют друг к другу.

Итак, Аиша была таким же человеком, как и мы, но она пыталась стать лучше. И была интеллектуально очень одаренной женщиной, об этом свидетельствует не только тот факт, что она является передатчиком многих хадисов, но и то, что, судя по тексту хадисов, она сама часто задавала вопросы Пророку. Когда он что-то говорил, Аиша сама просила разъяснить. И для насыщения своей природной любознательности, ей требовались все новые знания.

Судя по ее жизни и жизни других ученых, можно заключить, что признаком человека, испытывающего настоящую жажду познания, является умение задавать глубокие вопросы, вскрывающие суть обсуждаемой темы. Поэтому, когда Пророк (мир ему и благословение) рассказал Аише, что в Судный день люди предстанут голыми, босыми и необрезанными, Аиша спросила, будут ли они смотреть друг на друга.

Очень правильный вопрос. Пророк ответил: «Ужас того Дня более велик, чем это». Благодаря этому вопросу, мы понимаем, насколько страшен будет Последний день и насколько велик будет ужас людей. И именно такие вопросы сделали ее великим ученым.

В возрасте, когда большинство современных людей ходит в школу и получает образование, она находилась рядом с Пророком и училась от него. То есть, в возрасте с 9 до 18 или 20 лет она была рядом с Пророком. Поэтому, после его смерти, у нее было море знаний, которыми она начала делиться не только с подругами, но и мужчинами – сахабами и табиунами. Если это были чужие мужчины, она выходила к ним в никабе и учила их, а перед теми, кто был ее махрам, она представала без хиджаба.

Лучшей тому иллюстрацией были ее отношения с племянником, Урвой бин Зубайром, из числа табиунов. Он был сыном сестры Аиши, Асмы, и Зубайра бин Авама. Урва хотел изучать ислам и спросил отца: «Кто лучший ученый, у которого я мог бы учиться?» Зубайр сказал ему идти учиться к Аише, потому что она – величайший ученый своего времени, и у Урвы есть преимущество родственника, которого не имеют другие мужчины.

Аиша была его тетей, поэтому могла встречаться с ним без хиджаба, от чего уроки носили более непосредственный, неформальный характер. И Урва начал учиться у Аиши, и стал одним из ее ближайших учеников. Он рассказывал, что не видел никого, кто лучше нее разбирался бы в хадисах, тафсире, фикхе, арабском языке, поэзии и даже медицине, и он очень уважал ее за это. Такой была Аиша (да будет доволен ею Аллах); она стала одним из величайших ученых.

После смерти Пророка она стала советником халифов, и нам известно немало историй о ее дальнейшей жизни. Действительно, только рассказ о ее жизни может занять много часов. Одна из самых известных и, возможно, самых обсуждаемых историй о ней – это история о том, как ее оклеветали. Эта история произошла при жизни Пророка.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) взял Аишу с собой в поход, и на обратном пути она отошла от лагеря, чтобы облегчиться. Когда вернулась, то поняла, что обронила ожерелье и пошла его искать. Она ушла, но никто этого не заметил, лагерь поднялся с места, и ее паланкин унесли, думая, что Аиша внутри.

Когда она вернулась туда и увидела, что караван ушел, а Аиша осталась одна в пустыне, то села на камень и стала ждать. Потом заснула, и когда спала, ее лицо приоткрылось, и ее узнал один из сахабов, который тоже по какой-то причине отстал от каравана. Он ехал на своей лошади и узнал Аишу, так как видел ее лицо до ниспослания откровения о хиджабе.

Он сказал только: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун», она немедленно проснулась, прикрыла лицо и, не говоря ни слова, он посадил ее на лошадь, а сам пошел рядом и привез ее в Медину.

Этот случай показывает, что Аиша вела себя очень целомудренно, и мужчина тоже отнесся к ней с огромной почтительностью, и по дороге они даже не разговаривали друг с другом – не только из страха перед тем, что может произойти, но и из-за боязни, что скажут о жене Пророка его враги, которые только и ищут недостатки в нем или его семье. Итак, с великим почтением он доставил Аишу домой.

Но предводитель лицемеров Абдулла бин Убай решил воспользоваться этой ситуацией, чтобы оклеветать Аишу. Он стал распускать слухи о жене Пророка и том сахабе, что они якобы совершили предосудительное. Аиша была больна и лежала дома, поэтому ничего не знала, только видела, что Пророк к ней охладел, и не понимала почему.

Когда же, наконец, она узнала, в чем дело, то отпросилась в дом родителей. Дома она спросила, действительно ли ходят такие слухи, и родители подтвердили. Аиша никуда не выходила и непрестанно молилась. Тем временем Пророк пытался узнать, действительно ли есть хоть капля правды во всех этих сплетнях, и, наконец, пришел к ее родителям, но они не знали, что сказать.

Тогда заговорила сама Аиша: «Я знаю, что невиновна, но люди мне не поверят, поэтому оставь это дело Аллаху. Аллах мне поможет». И после этого Пророку были явлены аяты суры «Ан-Нур». Эта сура оправдывает Аишу, подтверждает ее чистоту и грозит карой тем, кто обвинил ее в грехах. После явления этой суры родители Аиши велели ей благодарить Пророка (мир ему и благословение) но она сказала, что благодарна только Аллаху.

Из этой истории можно извлечь несколько уроков. Первый заключается в том, как важно остерегаться не только грехов, но и ситуаций или обстоятельств, которые позволят обвинить вас в грехе. Когда люди видят, что вы делаете что-то, что можно неправильно расценить, они легко перевирают ситуацию в ущерб вашему доброму имени. Более того, вера обязывает нас защищать честь и доброе имя человека.

Кроме того, эта история свидетельствует о том, что жены Пророка закрывали лицо. Многие ученые говорят, что это не обязательно, но рекомендовано. Поэтому тем мусульманам, которые пытаются отговорить женщин скрывать лицо на том основании, что этого нет в исламе, эта история показывает: Аиша обычно закрывала лицо в присутствии посторонних мужчин.

Из этой истории мы можем заключить, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не был всеведущ, а знал лишь то, что ему являл Аллах. Это очень важный вывод, потому что многие мусульмане полагают, что Пророк мог знать то, чего не видел. Если бы это было так, он не переживал бы, не изменил свое отношение к жене, не пытался бы что-то узнать, не ждал бы откровения. Он бы просто знал, что Аиша невиновна. Но он был человеком, который получил откровения и знал только то, что ему открывалось, то есть то, что позволял ему знать Аллах.

Эта история также учит нас, что сплетни и клевета относятся к худшим грехам общества. Есть хадис, который гласит, что злословие хуже прелюбодеяния. И действительно, здесь мы видим результаты злословия, как оно разрушает жизни честных людей.

Злонамеренные и болтливые люди могут распускать слухи даже о самых благочестивых, и эти слухи отражаются на их жизни и создают много трудностей. Точно так же пострадала от слухов и Аиша. Бывает даже, что из-за клеветы создается ситуация, которая приводит к гибели человека.

Например, жизнь имама Бухари (да смилуется над ним Аллах). В последние годы жизни у него было множество завистников, которые перевирали его высказывания и распространяли слухи о том, что у него, якобы, есть заблуждения. Куда бы он ни пошел, люди не хотели его слушать, потому что клевета ползла впереди него.

Наконец, имам Бухари возвел руки и воскликнул: «О Аллах, Твоя земля обширна, но мне нет на ней места… так забери меня к Себе». И через месяц имам Бухари скончался. Что привело его к смерти? Многие ученые говорят: сплетни, слухи, клевета, необоснованные обвинения. Если это может повлиять на жизнь таких праведных людей как имам Бухари и Аиша, то что говорить о нас? О наших ближних? О нашей семье? Это предупреждение каждому верующему: следите за своим языком. Думайте, что говорите о других.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто верит в Аллаха и Судный день, пусть говорит благое или молчит». Так должен поступать верующий. Если то, что вы говорите, не приносит пользы, то лучше молчите. Не сплетничайте.

Есть еще один хадис, который гласит, что признаком совершенного имана является оставление вещей, которые вас не касаются. Не вмешивайтесь в жизнь других людей. Болтовня о том, кто и как поступил, обсуждение последней сплетни и последнего слуха – это зло, которое разрушает общество. Сторонитесь этого и подобных вещей. Этому нас должна научить история с клеветой на Аишу (да будет доволен ею Аллах).

Еще одна удивительная история в жизни Аиши произошла уже после смерти Пророка. Во времена Усмана (да будет доволен им Аллах), в конце его правления произошла великая фитна. И эта фитна привела к тому, что мусульмане (те, которые себя так называли), убили его. В тот момент Аиша находилась в Мекке, совершая хадж, а Усман был в Медине.

Народ Медины выбрал следующим халифом Али, а Аиша и ее спутники в Мекке считали, что сначала Али должен совершить суд над убийцами Усмана, и тогда они примут его как халифа. И вот Аиша встала перед Каабой (рассказано в «Аль Бидая ван Нихая» ибн Касира) и произнесла речь о достоинствах Усмана и призвала людей пойти к Али и требовать наказать виновных в смерти Усмана. Аиша вместе с армией недовольных, которую возглавили Тальха и Зубайр, направилась к Али.

Заметьте, она намеревалась не воевать с ним, а поговорить. И они достигли понимания по некоторым вопросам, но когда весть о мирном исходе переговоров дошла до армии, некоторые лицемеры устроили заговор и спровоцировали нападение армии Али. Между сторонниками Аиши и сторонниками Али произошла битва.

В этой битве, известной как «битва верблюда», Тальха и Зубаир погибли. Аиша сидела на своем верблюде, и, чтобы прекратить битву, Али послал своего человека атаковать верблюда. Когда верблюд упал, люди бросили оружие. Аиша и Али пришли к мирному соглашению. Это событие было печальным инцидентом в отношениях сахабов.

Возвращаясь к сказанному выше, хотелось бы напомнить, что сахабы были людьми и совершали ошибки. Но эти ошибки нельзя обращать против них. На самом деле, в своей жизни мы иногда поступаем намного хуже, так, что это не идет в сравнение с теми одной-двумя ошибками, которые допускали великие ученые и сахабы, поэтому их нельзя осуждать за это.

В армии Аиши воевали Тальха и Зубаир, обоим еще при их жизни был обещан рай. И сама Аиша удостоилась упоминания в Коране. Али также при жизни был обещан рай. Таким образом, противниками стали праведники. И мы смотрим на них как на наших праведных сахабов и говорим о них «да будет доволен ими Аллах», и ни в коем случае не критикуем их поведение, потому что они были сахабами, намного более праведными, чем мы.

Какие бы ошибки они не делали, мы просто молимся: «Да будет доволен ими Аллах и да смилуется над ними Аллах». Такой была Аиша.

В заключение напомним еще одну историю. Когда Аиша умирала, Ибн Аббас пришел к ней и попросил разрешения войти. Он вошел и, присев, сказал:

Возрадуйся. Клянусь Аллахом, стоит только твоей душе покинуть тело, как ты позабудешь все тяготы и страдания и встретишься с Мухаммадом… Ты была самой любимой женой Посланника Аллаха, а он любил только благое… И нет ни одной мечети, в которой поминают имя Аллаха, чтобы в ней днем и ночью не читались аяты о твоей невиновности.

Только представьте все ее добродетели. Он сказал, что она была единственной девственницей, на которой женился Пророк, самой любимой его женой, знатоком ислама, единственной, на чьем ложе Пророк получал откровение…

Он продолжал перечислять бесконечные достоинства Аиши, пока она не перебила его словами: «Оставь меня, Ибн Аббас. Клянусь Аллахом, мне хотелось бы быть преданной забвению и навсегда забытой». Она перефразировала слова Марьям (мир ей), упомянутые в суре «Марьям», которые та произнесла, когда у нее начались схватки и она подумала, что скажут люди, когда увидят у нее ребенка.

«Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!», – сказала Марьям. Итак, Аиша произнесла эти слова и умерла. Мы видим, с каким уважением относились к ней Абдулла бин Аббас и другие сахабы.

Абдулла бин Аббас сам был великим ученым ислама, великим муфассиром, знатоком фикха, но все равно считал ее ученым и относился с огромным уважением. Она была матерью правоверных, нашей матерью.

Из этой истории, так же как и из истории с клеветой, мы видим, насколько тесно Аиша была связана с Кораном, и очень часто ее слова, речи были из Корана. Когда спросили, что она скажет на клевету, она просто ответила: «Я скажу то, что сказал отец Юсуфа: Лучше стерпеть и просить у Аллаха помощи в том, что вы говорите». И на этот раз ее слова были словами из Корана.

Точно так же, когда она уходила, ее слова были словами Марьям. Она была прочно связана с Кораном, и могла говорить его словами, как будто это была ее собственная речь. Это действительно тесная связь, и все мы должны стараться иметь такую же связь с Кораном.

Жизнь Аиши доказывает, что женщина может превосходить мужчину знаниями и благочестием, и вопреки мнению некоторых людей, в исламе нет такого представления, что мужчины лучше женщин, что женщина неполноценна. Ничего подобного. Аиша была живым доказательством того, что женщина может достичь высот учености, благочестия, играть свою роль в политике и навсегда остаться в памяти потомков как праведная мусульманка.

Мы просим Аллаха (хвала Ему) помочь женщинам этой уммы следовать по ее стопам, помочь мужчинам этой уммы следовать по стопам ее мужа, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а в общих делах помочь мужчинам и женщинам этой уммы следовать по стопам ее и ее мужа, (мир ему и благословение), и стать такими же, как они, дабы не только извлекать уроки из их жизни, но и применять их в своей жизни, чтобы тоже стать живыми примерами сунны.

Аиша бинт Абу Бакр

(ум. в 56/676)
одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных, дочь Абу Бакра ас-Сиддика. Родилась приблизительно в 612 году в Мекке. Стала мусульманкой с малых лет. Ее брак с пророком Мухаммадом был заключен в 620 году в Мекке. Это произошло после заключения его брака с Саудой бинт Зама. Но в дом мужа она перешла спустя 2 года. В то время ей было 9 или 10 лет. В тоже время, имеются также и другие исторические сообщения о возрасте Аиши к моменту брака с пророком Мухаммадом. У Ибн Хишама и некоторых других историков имеется информация о том, что Аиша была в числе первых принявших Ислам людей, а это означает, что в момент брака ей было 15 лет. Кроме того, некоторые историки и исследователи приводят данные о том, что до пророка к ней посватался Джубайр ибн Мутим, и ей было приблизительно 17 лет. Исторические хроники также содержат информацию о сестре Аиши Асме, которая умерла в возрасте 100 лет, в 73 году хиджры. Это означает, что во время хиджры ей было 27 лет. В то же время, известно, что Аиша была младше Асмы на 10 лет. А это, в свою очередь, означает, что к моменту ее брака с пророком Мухаммадом ей было 17 лет. Этот брак еще больше скрепил узы дружбы между пророком Мухаммадом и Абу Бакром ас-Сиддиком, который имел большое влияние и почет в ранней мусульманской общине. Пророк очень любил Аишу и называл ее Хумейрой. После хиджры, она была участницей многих сражений, в которых она оказывала помощь раненным мусульманским бойцам. Значительным событием в жизни Аиши была история с возведенной на нее клеветой со стороны лицемеров, когда она во время похода на племя Бану Мусталик, по объективным причинам отстала от каравана и вернулась в расположение мусульманских войск с Сафваном, который случайно встретил ее и проводил обратно. Это послужило поводом для распространения в ее адрес недобрых слухов. Она переживала из-за возведенной на нее клеветы и, вернувшись в Медину, заболела. На протяжении целого месяца Аиша оставалась в доме своего отца. Наконец, пророк Мухаммад получил от Бога откровение о невиновности Аиши, и она была полностью оправдана (Коран, 24: 1-10). Пророк Мухаммад провел последние дни своей жизни в доме Аиши и умер у нее на руках. Значительным событием в ее жизни, спустя много лет после смерти пророка Мухаммада, стала битва Джамаль (Верблюжья), в которой она оказалась вовлеченной в гражданский конфликт с халифом Али. Этот конфликт произошел по независящим от них обстоятельствам. После победы Али в этой битве, он с почестями отправил ее в Медину. Аиша тоже уважала Али. После его убийства она оплакивала его. Аиша была способной и грамотной женщиной, обладала хорошей памятью. В последние годы своей жизни она занималась выдачей фетв по различным проблемам мусульманского права относительно состояний женщин. Ее познания помогали решать многие проблемные вопросы среди мусульман. Аишу даже считают одной из основоположниц мусульманского права. Она также отличалась многими добродетельными качествами характера, благородством, благочестием, набожностью. В ее передаче известно около 2200 хадисов. Аиша умерла в Медине в период правления халифа Муавии ибн Абу Суфьяна.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Аиша бинт Абу Бакр" в других словарях:

    Араб. أبو بكر‎‎ Каллиграфии представление Абу Бакр по арабски … Википедия

    Абу Бакр ибн аль Араби (араб. ابو بكر ابن العربي‎‎‎‎) Имя при рождении: Мухаммад ибн Абдуллах аль Маафири ибн аль Араби Род дея тельности: историк, кади, знаток Корана и факих Должности: кади Севильи Рождение: 1076(1076 … Википедия

    Жёны пророка Мухаммеда араб. أمهات المؤمنين Матери правоверных (Умму ль Муъминин) … Википедия

    Жёны пророка Мухаммеда араб. أمهات المؤمنين Матери правоверных (Умму ль Муъминин) … Википедия

    Араб. علي بن أبي طالب‎‎ Каллиграфии представление Али по арабски … Википедия Ислам. Энциклопедический словарь.


Top