Калачакра тантра йога динамические практики часть первая. Первые две главы «Тантры Калачакры. История Шамбалы и титул «Калки»

Тантра Калачакры включает в себя пять глав: первая посвящена внешним циклам времени, вторая – внутренним и три последние главы – иным циклам. Рассмотрим две первые главы, как они представлены в Краткой тантре Калачакры, и комментарии к ней под названием «Безупречное сияние» .

Глава первая Arrow down Arrow up

О тех, кому адресовано учение, и метод сокращенной подачи текста

Глава о внешней Калачакре начинается с описания того, как Будда давал учение тантры Сучандре, королю царства Шамбала. Во всем этом тексте очень важную роль играет символизм. Например, царь Сучандра является воплощением Ваджрапани. Ваджрапани – это медитативный образ будды (тиб. йидам ), обычно символизирующий могущество [всех будд]. Во многих текстах Ваджрапани также отождествляется с совершенным ухом и совершенным слухом. Поэтому в некоторых практиках медитации мы визуализируем Ваджрапани в наших ушах. То обстоятельство, что Будда учил этому тексту эманацию Ваджрапани, говорит о том, что учение нужно слушать с очищенным восприятием (очищенной способностью слушания). Способность к этому у каждого из нас есть, и она заключена в нашей природе будды.

Царь Манджушри Яшас написал Краткую тантру Калачакры спустя семь поколений после того, как его предок, царь Сучандра, составил Коренную тантру Калачакры по учениям, услышанным им от Будды. После объяснения происхождения коренной тантры царь Манджушри Яшас представляет оглавление и объясняет метод сокращения тантры.

Примечательно то, что восемьдесят один раздел коренной тантры сокращен до тридцати двух пунктов. Легко уловить символизм этого. Просветленное тело будды обладает восьмьюдесятью прекрасными признаками (малые признаки) и самим телом как целым. Эти восемьдесят признаков могут быть сжаты в тридцать два великих признака. Поэтому оба текста параллельны и самой своей структурой представляют просветленное тело будды.

Структура вселенной и частиц

Поскольку царь Сучандра принес учение Калачакры в Шамбалу, далее в тексте говорится об этой особенной земле и ее месте в бесчисленных вселенных мироздания. Начинается текст с описания циклов, через которые проходит каждая вселенная. Все-таки термин «Калачакра» означает «цикл времени». Существуют пустые периоды, за которыми следуют периоды становления, расцвета и гибели. Циклы повторяются, им нет начала и конца.

Там же говорится об атомах, или частицах. Это частицы пяти стихий (элементов): земли, воды, огня, ветра и пространства. Они существуют во всех индийских философских системах, как буддийских, так и индуистских. Калачакра же уникальна в своем утверждении частиц пространства. В отличие от частиц стихий, которые Будда описал в учении абхидхармы (особые разделы знаний), частицы в Калачакре последовательно уменьшаются, подобно частицам и субчастицам. Более того, хотя Калачакра добавляет шестую стихию, глубокое осознавание, она не является разновидностью частиц.

Заметьте, что «общеиндийские» стихии значительно отличаются от китайских пяти стихий (земля, вода, дерево, огонь и металл). Стихии в индийской системе являются состояниями материи, тогда как китайские – различными движениями энергии.

Текст уделяет особое внимание описанию мельчайших из существующих в природе частиц, частиц пространства. Это одна из излюбленных тем Его Святейшества Далай-ламы, которую он часто обсуждает с астрофизиками, так как соотношение между частицей пространства и формированием вселенной напоминает современные теории черных дыр и Большого взрыва.

Стихии и частицы – это часто упоминаемая тема в учении и практике Калачакры. Из-за заблуждений мы проецируем фантазии реально или материально существующих вещей на частицы и атомы: как если бы наш ум соединял точки и дорисовывал их в некий образ. Накладывая свои проекции, мы рисуем, например, «человеческое существо», а затем «ты, идиот» на одних лишь атомах. Чтобы избавиться от проблем и их причин, нам нужно понять соотношения между умом, частицами, проекциями и видимостями. Учение Калачакры глубоко рассматривает эту тему.

Множественные описания вселенной

Общие рассуждения о вселенных приводят нас к описанию мира, в котором мы живем. Каждая из этих вселенных содержит в себе бесчисленные системы миров, каждый из которых включает в себя несколько континентов и земель. Одна из земель на южном континенте нашей мировой системы – Шамбала. География здесь отличается от той, которую Будда изложил в учениях абхидхармы.

Существенно, что в учениях Будды можно найти два описания вселенной. Это означает, что нельзя указать такой абсолютный способ, которым бы все «на самом деле» существовало и происходило. Мы можем описать вселенную и наш мир разными способами, в зависимости от преследуемых нами целей. Ни один из способов описания, данных Буддой, не был предназначен для навигации. Поэтому здесь нет противоречия с современными описаниями мира и вселенной. Если полезно иметь два описания вселенной, то что тогда мешает нам пользоваться и третьим?

Описание мира, с которым все мы знакомы, предназначено для навигации и прекрасно служит этой цели. Картина мира, предлагаемая Калачакрой, представляет собой структуру и пропорции вселенной, симметричные структуре и пропорциям человеческого тела. В практике Калачакры сам Будда Калачакра и дворец-мандала, где обитают он и другие формы будд, имеют равные пропорции. Такое описание вселенной удобно использовать для понимания параллельности внешних и внутренних формаций, возникающих из кармических импульсов. Таким образом, мы можем медитировать на этой аналогии, чтобы выйти из-под их контроля.

Местонахождение шамбалы

Хотя текст и описывает Шамбалу как мир людей, в котором все условия благоприятствуют практике Калачакры, мы не можем отправиться туда так же, как в обычные географические места этого мира. Как индийские, так и тибетские мастера написали путеводители, объясняющие, как попасть в Шамбалу, но все они согласны с тем, что одного лишь перемещения в пространстве для этого будет недостаточно. Нам нужно повторить миллионы мантр, выполнить массу других практик, и только тогда мы сможем достичь Шамбалы. Помните, что двое индийских мастеров, которые принесли тантру Калачакры в Индию, физически никогда не достигали царства Шамбалы.

Поэтому Шамбала в действительности является уровнем духовного достижения. Ведь Шамбала дословно означает «источник блаженства» и относится к уму ясного света. Несмотря на это, есть некоторые места на земле, которые могут представлять Шамбалу в нашем мире. Вполне возможно, что область Кабул в Афганистане является одной из таких исторических точек отсчета. При других условиях эта точка отсчета могла бы быть в юго-западном Тибете в районе горы Кайлаш. В тексте приведены расчеты для определения продолжительности самого короткого дня в году в зависимости от географической широты местности. Произведя необходимые вычисления, мы обнаружим, что на широте Шамбалы находится гора Кайлаш. Эта гора также зовется «источником блаженства» и является обителью Шивы в индуистской мифологии. Здесь тесно переплетается множество уровней символизма.

Из вышесказанного следует, что поиск Шамбалы как «духовной Шангрилы» на этой планете – довольно бестолковое времяпрепровождение, и тем не менее процесс этот, наполняя энтузиазмом, распалял воображение многих русских мистиков, включая мадам Блаватскую и Николая Рериха. Так или иначе, необходимо знать, что учение Калачакры достигло Европы уже давно: с появлением монгольских племен в европейской части России.

История Шамбалы и титул «Калки»

Вслед за описанием сакральной топологии нашего мира и местонахождения Шамбалы текст рассказывает об истории Шамбалы: как эта страна подвергалась периодическим нашествиям варваров. На более глубоком уровне здесь идет речь о том, как наш ум ясного света проходит из одной жизни в другую, время от времени наполняясь заблуждениями, препятствующими дальнейшему духовному развитию.

Далее по тексту описывается, как царь собирает всех жителей Шамбалы в мандале Калачакры для преодоления угрозы нашествия. На более глубоком уровне это означает, что нужно собрать все разрозненные энергии тонкого тела в центре сердечной чакры, в земле блаженства, в Шамбале, для того чтобы привести их в гармоничное, уравновешенное состояние.

Поскольку в те времена приверженцы индуизма составляли большую часть населения Кабульского региона, использование привычных им образов и терминов являлось наиболее искусным средством, позволяющим донести до них идею о необходимости сотрудничества. Шамбала, например, появляется еще в Вишну Пуране – популярном индуистском трактате того времени. Из десяти аватаров (инкарнаций) индуистского божества Вишну десятый, который уничтожит все проявления вырождения и, таким образом, приведет к концу эру упадка (кали югу ), будет носить титул «Калки». Он родится в Шамбале. Поэтому царь Манджушри Яшас, собравший всех подданных в мандале Калачакры, принял Калки в качестве своего титула. Все последующие правители Шамбалы следовали его примеру и также использовали аналогичный титул.

На санскрите Калки означает «тот, кто прекращает вырождение и зло». В буддийском контексте мы можем понимать это применительно к тому, кто покончил с неосознаванием (неведением) – и разрушительными факторами, проистекающими из него. Тибетский перевод этого термина Ригден означает «держатель каст» – тот, кто объединил и удерживает вместе все касты, или сословия. На внешнем уровне – это объединение различных каст подданных Шамбалы, на более глубоком – сведение воедино энергий-ветров.

Более того, у термина, обозначающего касту, по-тибетски риг , также есть и другое значение – природа будды. Собирая энергии-ветра в центральном канале и в источнике блаженства – уме ясного света, Калки реализует природу будды. На внешнем уровне гармоничное объединение всех каст в мандале Калачакры и дарование им посвящения пробуждает в каждом природу будды.

Это отличный пример дидактического подхода, используемого в системе Калачакры. Тексты используют хорошо известную индуистскую терминологию, открывая более глубокую буддийскую интерпретацию их значения.

Далее текст предсказывает попытки вторжения в Шамбалу в будущем как часть более обширной войны народов. Вычислив дату этого события, мы определяем, что оно должно произойти в 2424 году нашей эры. Царь дает совет, как избежать поражения во время грядущего вторжения: поражение можно предотвратить, сделав знания общедоступными. Этот совет очень хорошо применим и для нашей нынешней ситуации.

В те дни астрология была очень важна. Великие пандиты , своего рода эксперты, рассчитывали и составляли таблицы расположений планет. Они говорили: «Вам не нужно изучать математику, вам не нужно учиться, как вычислять движения небесных тел, мы сделаем таблицы с координатами, вам только останется найти их там». Это означало, что никто, кроме них, не мог производить эти вычисления. Таким образом, эти эксперты держали знания под своим контролем. То есть они вполне могли манипулировать числами, и никто бы об этом не узнал. Если мы хотим выиграть сражение, нам надо проконсультироваться с астрологами, чтобы определить наилучшее расположение планет и, следовательно, наилучшее время для начала атаки. Если бы пандиты манипулировали таблицами движения планет, то армии начали бы атаку в неподходящее для этого время и враг одержал бы победу.

Рассмотрим это предостережение в свете сегодняшней ситуации в мире. В наше время многие молодые люди слабы в элементарной арифметике, так как у них есть карманные калькуляторы и компьютеры для того, чтобы производить вычисления. Вполне очевидно, каким образом великие пандиты, т.н. «эксперты», контролируют сложные технологии. Простые люди часто даже не знают, как что работает, как что вычислить, особенно если речь идет о сложных вещах. Если бы диктатор пришел к власти и получил поддержку этих «пандитов высоких технологий», вместе они смогли бы контролировать компьютерные системы, вызвав тем самым много бед, например, путем манипулирования кредитными историями заемщиков и тому подобным.

Из всего этого следует, что очень важно сделать образование универсальным, а технологии и знания общедоступными. Когда большинство людей знакомо со способами расчетов и изготовления вещей, так называемые эксперты столкнутся с трудностями при попытках обвести кого-то вокруг пальца или поставить под свой контроль. На более глубоком уровне выше изложенное следует понимать как необходимость самому знать технические детали духовного пути, а не просто полагаться на некоторых экспертов-«гуру». Это подчеркивает необходимость обучения для достижения стабильного духовного прогресса.

Астрология и необходимость ее изучения

Далее в тексте приводятся математические формулы для расчетов календаря и положений небесных тел. Многие математические выкладки, используемые для расчетов тибетского календаря и тибетской астрономии, на самом деле взяты отсюда. В тексте также произведен детальный лингвистический анализ системы санскритских гласных и согласных, формирующих основу для вычислений дополнительных деталей тибетского календаря и анализа мантр.

Чтобы выполнить астрологические расчеты и в соответствии с ними выбрать лучшее время для начала битвы против полчищ варваров, нужно знать календарь и положения планет. Смысл этого на более глубоком уровне заключается в следующем: если мы собираемся сражаться с нашими беспокоящими эмоциями и омраченными состояниями сознания, нам нужно знать и понимать астрологические циклы, влияющие на наш ум и тонкие энергии. С этим знанием мы можем предпринимать «медитационные атаки» тогда, когда обстоятельства, связанные с кармой, астрологией и энергией, наиболее благоприятны. Хотя мы практикуем для того, чтобы уничтожить свою зависимость от астрологических сил, все же, пока мы не освободились от их влияния, нам нужно учитывать наши астрологические карты и нашу карму.

Технологии военного и мирного времени

Чтобы участвовать в битве, нужно оружие. Поэтому в тексте описаны технологические подробности построения военной техники, к примеру, катапульт. Литература Калачакры сохранила многое из средневековой индийской науки. На более глубоком уровне оружие – это разнообразные буддийские методы, например, любовь, смирение и распознающее осознавание реальности. Нам нужно знать, как их построить и когда использовать.

Одержав победу в войне, следует приступить к мирному строительству – возведению объектов мирного времени: каруселей, парков, ирригационных систем и тому подобного, чтобы отпраздновать победу и хорошо провести время. Далее следуют инструкции по их проектированию. На внешнем уровне: если мы победили в войне, нам нужно постараться принести людям счастье и порадовать их с помощью материальных средств. Подобно этому, когда мы выигрываем внутреннюю битву и достигаем просветления, мы должны нести людям радость и счастье, помогая им духовно.

Первая глава заканчивается описанием расцвета буддийских учений, в частности учения Калачакры, которое наступит с приходом новой золотой эры.

Глава вторая Arrow down Arrow up

Жизненные циклы

Во второй главе Краткой тантры Калачакры речь идет о внутренних циклах времени, соответствующих внешним. Наиболее грубые циклы – это смерть, промежуточное состояние бардо и перерождение. В связи с этим описываются разные виды перерождений, например, из материнской утробы или из яйца, и различные формы жизни, которые ассоциируются с каждой из пяти стихий.

Затем текст переходит к описанию человеческого рождения и десяти стадий жизненного цикла, начиная от зачатия и кончая смертью. Три стадии описывают развитие зародыша в утробе. Имена этих десяти стадий совпадают с именами десяти инкарнаций Вишну. Последняя из них, Калки, представляет смерть. Калки, как вы помните, означает разрушитель всех проявлений вырождения. На внутреннем уровне смерть приводит к завершению разрушающее влияние перерождения, вызываемое и управляемое силами кармы. На более глубоком уровне медитации эти десять стадий подобны процессу растворения энергий-ветров в сердечной чакре, также состоящему из десяти стадий. Он способствует достижению смерти в состоянии ума ясного света.

Тонкая энергетическая система и четыре тонкие творческие энергетические капли

Далее в тексте описывается человеческая анатомия, сначала энергетическая система чакр, каналов, энергий-ветров и творческих энергетических капель. При описании творческих энергетических капель вводится понятие набора из четырех таких капель – исключительно важного момента в теории и практике Калачакры.

Четыре тонкие капли похожи на энергетические ядра, находящиеся в центрах некоторых чакр вдоль центрального канала. Каждая из них связана с состояниями бодрствования, сна со сновидениями, глубокого сна без сновидений или наивысшими моментами блаженства, соответственно. В разное время кармические ветры в процессе течения через тонкое тело проходят через одну из этих капель. Как будто бы неся с собой кисть, кармические ветры погружают ее то в одну, то в другую каплю и затем рисуют проекции видимостей на грубых внешних частицах или на тонких внутренних.

Таким образом, время от времени наш ум порождает видимости внешних объектов, внутренних снов, тьму глубокого сна без сновидений и интенсивное переживание мирского удовольствия. Мы упражняемся в медитации с целью прекратить навсегда этот неуправляемый процесс.

Соотношение между умом и видимостями

Несмотря на описание кармических ветров, создающих видимости, Калачакра не является системой субъективного идеализма. Она не заявляет, что все существует только в наших головах. Если бы все было так, зачем нам нужно было бы развивать сострадание? Никого бы тогда не существовало, кроме нас самих. Буддийский взгляд на мир не имеет ничего общего с солипсизмом.

То, что создает наш ум посредством ветров кармы, – это познаваемые видимости. Если я сижу здесь и смотрю на вас, а затем передвинусь в другое место и посмотрю опять, познаваемая видимость вас, созданная и воспринимаемая моим умом, будет уже другой. Видимости зависят от угла зрения и от расстояния, с которого я смотрю. Например, все в этой комнате могут смотреть на переводчика или на меня, но каждый человек видит разные познаваемые видимости, так как все смотрят с разных точек зрения.

В дополнение к простому восприятию визуальных образов мы проецируем на них вторичные видимости, которые, как мы воображаем, мы тоже видим и переживаем. Например, мы проецируем видимость кого-то как самого прекрасного человека в мире или как самого ужасного. Такие иллюзорные познаваемые видимости также создаются умом и «вырисовываются» ветрами кармы.

Калачакра утверждает, что существует материальный мир, тонкие частицы которого возникают из источников, отличных от нашего познания видимостей, нарисованных на них. Тем не менее, мы не можем сказать, что материальный мир существует полностью независимо от нашего ума. Это происходит по той причине, что на все происходящее на материальном плане, например, в окружающей среде, влияет поведение воспринимающего субъекта, его намерение и так далее. Если мы решим срубить все деревья, это повлияет на материальное окружение, не так ли? Подобно этому умы и кармические действия тех, кто жил раньше, повлияли на формирование нашей вселенной и типы форм жизни, развившиеся в ней.

Причина, по которой мы обсуждаем материальный мир подобным образом – как подверженный влиянию нашего ума, – состоит в том, что абсолютно все, о чем мы когда-либо говорили, это то, что мы испытываем; а то, что мы испытываем, конечно же, зависит от нашего ума. Если мы желаем изменить то, что дается нам в переживаниях, нам нужно изменить наши намерения и поведение. Нам следует «изменить свой ум».

Реальность

Если тот способ, которым все существует, зависит от нашего ума, то, естественно, возникают вопросы: «Что есть реальность? Как вещи существуют на самом деле?» Чтобы понять, как все существует, Будда учил, что нужно сначала опровергнуть и исключить те невозможные способы бытия, которыми вещи не существуют.

Мы часто слышим термин пустотность . Более аккуратный и, возможно, более полезный перевод – отсутствие . Это отсутствие невозможных способов существования. Обыкновенно мы полагаем, что вещи существуют всеми видами невозможных способов. Например, вообразите, что этот человек – самый замечательный человек в мире, а тот – монстр. Мы не просто воображаем это, мы воспринимаем людей такими и чувствуем, что это и есть реальность. Мы чувствуем, что это действительно верно. На более фундаментальном уровне мы воображаем, что вещи существуют только и именно так, как мы их видим теперь перед собой, что, конечно же, является весьма ограниченным воззрением.

Все это – невозможные способы существования. Отсутствует все то, что мы воспринимаем в качестве атрибутов чего-то реального, или истинного . Это то, что подразумевается под пустотностью, – абсолютное отсутствие. Никто не существует как истинный монстр. Нет такого способа существования; он абсолютно ложен, отсутствует. Это то, чем реальность не является; она не существует ни одним из этих невозможных способов.

Когда мы исключили все те способы, которыми вещи не существуют, мы остались с тем, как они существуют на самом деле. Все, что есть в бесконечном пространстве и бесконечном времени, возникает и существует взаимозависимо, в связи со всем остальным. Всегда, когда мы стараемся узнать о чем-то, не принимая во внимание абсолютно все, мы приходим к заблуждению. Например, чтобы понять, кем является некий человек обусловленно (этот человек – доктор), и понять его поведение, которое мы наблюдаем, нам нужно понять абсолютно все, что на него влияет. Нам надо принять во внимание не только его личную ситуацию, семью, здоровье и тому подобное, а также всю историю, эволюцию и так далее. Все влияет на то, кем сейчас является данный человек и как он действует, не правда ли?

Даже если мы говорим кому-то всего одно слово, например, «привет» тому, кого мы встретили на улице, последствия этого действия будут бесконечны. Оно влияет на все. Если, например, этот человек обрадовался и улыбнулся, это повлияет на его действия в течение всего дальнейшего дня. Это, в свою очередь, будет влиять на каждого, с кем он встретится в этот день, что, в свою очередь, повлияет на поведение этих людей. Поведенческая цепь причины и следствия продолжается до бесконечности. Это реальность. Если мы думаем, что мы можем сказать что-то кому-то и сказанное нами не приведет ни к каким последствиям, за исключением тех, которые мы наблюдаем в тот же самый момент, мы заблуждаемся относительно реальности. Это также один из невозможных способов ее существования.

Циклы дыхания

После обсуждения тонкой анатомии, четырех тонких творческих энергетических капель и соотношения их с видимостями текст переходит к описыванию грубой анатомии. В частности, рассматриваются циклы дыхания и способ, посредством которого дыхание проходит по грубому и тонкому телам.

Это весьма сложный и скрупулезный анализ. В тексте описываются циклы, которыми дыхание перемещается от преимущественного прохождения через одну из ноздрей к другой и через определенные энергетические каналы в чакрах к другим каналам. Когда дыхание проходит преимущественно через одну ноздрю, сила его течения и часть ноздри, через которую оно движется, также проходит через определенные циклы. Осознавая циклы дыхания и то место в цикле «биоритма», в котором мы или кто-то другой в данное время находится, мы можем определить наилучший момент, чтобы предпринять какое-то действие. Когда мы приобретем достаточный опыт, мы сможем даже читать чужие мысли.

Некоторые положения тибетской медицинской системы, касающиеся дыхания и анатомии тонкой энергетической системы, взяты из материала этой главы. Также появились некоторые комментарии на эту главу, написанные с позиции ее медицинского применения. Так, будда в образе Калачакры стал, если можно употребить здесь западный термин, кем-то вроде «святого заступника» тибетской науки: медицины, математики, астрономии, астрологии и науки составления календарей.

Алхимия и приготовление драгоценных пилюль

Чтобы излечить тело от болезни и сбалансировать энергии, нужны разнообразные лекарства, как пилюли, так и благовония. Поэтому в тексте приводятся формулы и процедуры для приготовления некоторых их разновидностей. Ингредиентами для этих лекарств являются травы, металлы, минералы и животные продукты. В тибетской медицине по этим инструкциям до сих пор готовятся так называемые «драгоценные пилюли» и исцеляющие благовония. Существует несколько разновидностей драгоценных пилюль, которые доказали свою эффективность против таких болезней, как рак и гепатит.

Текст предсказывает появление в будущем страшных болезней и предлагает формулы и процедуры, по которым можно будет приготовить драгоценные пилюли для их лечения. Некоторые из этих заболеваний похожи по описаниям на лучевую болезнь, отравление токсинами и СПИД. Следуя инструкциям тантры Калачакры, тибетские доктора изготовили эти драгоценные пилюли и успешно применяли их для лечения этих современных болезней.

В процедуру приготовления драгоценных пилюль входит очищение или детоксикация субстанций, которые в обычном виде токсичны, например ртути. Эти процедуры описываются в терминах алхимии: превращение простых металлов в медицинские субстанции. На более глубоком уровне алхимический процесс отождествляется с превращением токсичных тонких энергий тела, например страстного желания, в то, что можно использовать на пути к просветлению – вершине духовного здоровья.

Последние три главы текста Arrow down Arrow up

Материал, рассмотренный в первых двух главах Краткой тантры Калачакры , весьма объемен. Текст сохраняет свою энциклопедичность и представляет материал таким образом, что мы можем следовать духовному пути по аналогии с его положениями. Следуя этому пути иных циклов времени, мы сможем преодолеть свою зависимость от сил внешних и внутренних циклов и принести пользу и радость каждому живому существу.

Последние три главы текста рассматривают иные циклы времени. В третьей главе речь идет о посвящении. Собственно практика медитации Калачакры имеет две стадии. В четвертой главе говорится о первой из этих двух стадий – стадии зарождения, в которой мы работаем с силами своего воображения. Пятая глава выделяет вторую стадию – стадию завершения, когда все завершено, чтобы вызвать изменения в системе тонких энергий посредством сложных медитативных техник. Последняя глава также описывает достижение просветления посредством этой практики.

Близкое сходство Калачакра-тантры

В «Тантре Калачакры » много особенностей, которых нет в других системах медитативных образов будд Ануттара-йоги . В ней есть восходящие и нисходящие аналогии общей Ануттара-йоги, за исключением практик, сходных с бардо и самбхогакаей, то есть только те практики, которые сходны со смертью и дхармакаей и с перерождением и нирманакаей . Причины этого приведены ниже. Тем не менее, в практиках Калачакры есть дополнительные нисходящие и восходящие аналогии.

Калачакра (Dus-‘khor ) означает циклы времени. Есть три цикла, каждый из которых содержит параллели с двумя другими:

  • внешние циклы времени, через которые проходит вселенная;
  • внутренние циклы , через которые проходит тело;
  • другие циклы , которые относятся к посвящению и практикам Калачакры и к просветлению.

Внешние и внутренние циклы описывают сансару. Они неуправляемо повторяются из-за ветров кармы (las-kyi rlung ) и неосознавания реальности, которое движет этими ветрами. Иные циклы времени очищают нас от трёх причин истинных проблем внешних и внутренних циклов.

Например, внешние циклы включают, для вселенной это:

  • эоны зарождения ;
  • эоны устойчивости ;
  • эоны разрушения ;
  • пустые эоны .

Для года это:

  • весну, когда листва растёт;
  • лето, когда деревья в листве;
  • осень, когда листва опадает;
  • зиму, когда деревья стоят голые.

Внутренние циклы , как и внешние , содержат кармические ветры, которые проходят через четыре тонкие творческие энергетические капли (thig-le bzhi ) в тонком теле, создавая видимости четырёх событий (gnas-skabs bzhi ).

Это могут быть видимости зрительных образов, звуков, запахов, вкусов, физических ощущений или способов осознавания, таких как блаженство.

Посредством практик, соответствующих этим четырём событиям, мы обретаем различные тела будды:

  • нирманакаю , с просветляющими видимостями, которые возникают и кажутся развивающимися;
  • самбхогакаю , с просветляющими видимостями, которые устойчивы до конца сансары каждого существа;
  • джняна-дхармакаю (ye-shes chos-sku , тело всеохватывающего глубокого осознавания), в которой концептуальное познание и ограничения уже устранены;
  • свабхавакаю (ngo-bo-nyid sku , тело природы), которая – и это особенность Калачакры – представляет собой блаженное осознавание всеведущего осознавания.

У внешних, внутренних и других циклов есть много других сходных свойств, например:

  • внешние: северное и южное склонения солнца продолжительностью в шесть месяцев, шесть типов субатомных частиц;
  • внутренние : шесть совокупных факторов познания, шесть элементов (стихий ) тела, шесть типов первичного сознания, шесть познающих сенсоров и так далее;
  • другие : шесть семейств будд мандалы Калачакры и пять типов глубокого осознавания (пять мудростей будды) плюс само осознавание ясного света в качестве их основы.

Кроме того, физические пропорции вселенной, тела человека, мандалы Калачакры и её основной фигуры соответствуют друг другу.

Близкая связь — Метода и Мудрости

Мудрость в Калачакре – это не-концептуальное познание Пустотности без аспекта (rnam-med ) и с аспектом (rnam-can ) Ясным Светом .

Пустотность без аспекта – это Пустота как таковая , либо самопустотность , либо инопустотность (пустота другого), либо и то и другое, в зависимости от тибетской традиции.

Пустота с аспектом – это лишённая форма (stong-gzugs ) медитативного образа будды.

Лишённые формы лишены грубых частиц элементов, это рефлексивные видимости (rang-snang ) ума ясного света, которые возникают, когда энергии-ветры входят в центральный энергетический канал. Они напоминают видимости, возникающие в волшебном зеркале (phra-phab ), и могут быть в любой форме, а не только в форме медитативного образа будды.

Мнение Гьялца Дже Дарма Ринчен

Мастер традиции Гелуг XIV века Гьялцаб Дже (rGyal-tshab rJe Dar-ma Rin-chen ) объясняет, что лишённые формы лишены грубых частиц элементов в обоих смыслах поверхностной истины относительно грубых частиц – чем они являются и каким образом они, как кажется, существуют. С одной стороны, лишённые формы не сделаны из грубых частиц, и поэтому они – более тонкая форма физического явления. С другой стороны, они не кажутся истинно существующими, в то время как грубые частицы элементов всегда кажутся истинно существующими.

Чтобы появились лишённые формы, не нужно растворять энергетические ветры в центральном канале и, следовательно, не требуется, чтобы проявилась умственная деятельность Ясного Света. Более того, даже если умственная деятельность ясного света проявлена, ей не требуется познавать пустоту, чтобы возникли лишённые формы.

Метод в Калачакра-тантре

Метод в Калачакре (mi-‘gyur-ba’i bde-ba ). Это блаженное неконцептуальное познание пустоты Ясным Светом. Но, в отличие от общей ануттара-йога-тантры , он основан на двух группах из 21600 тонких творческих энергетических каплей, расположенных одна над другой в центральном канале. Эти две группы отличны от четырёх тонких творческих капель четырёх событий.

Хотя неизменное блаженное осознавание прерывистое – оно возникает только во время полной поглощённости пустотностью, – расположенные в энергетическом канале капли остаются на одном местедо достижения просветления. Благодаря этому блаженное осознавание «неизменно». По достижении просветления у нас больше нет ни грубых, ни тонких тел. Наши бывшие сансарные тела, расположенные в энергетическом канале капли и четыре капли четырёх случаев исчезают подобно радуге.

В общей ануттара-йоге :

  • блаженное осознавание и иллюзорное тело – на стороне Метода;
  • познание пустоты ясным светом – на стороне Мудрости.

Таким образом, на стороне метода и на стороне ума находятся, соответственно, причины обретения просветляющих тела и ума будды.

В Калачакра-тантре:

  • неизменное блаженное осознавание – на стороне Метода;
  • лишённые формы и познание пустоты ясным светом – на стороне Мудрости.

Таким образом, причины обретения просветляющих тел и ума находятся на стороне мудрости. У них общая причина похожего рода (rigs-‘dra’i rgyu ).

Причина похожего рода – это причина одного «рода » с явлением – её результатом, которая, в некотором роде, служит моделью для своего результата. Например, модель вазы – это причина похожего рода глиняной вазы и визуализируемой вазы. Модель вазы, глиняная ваза и визуализируемая ваза относятся к одному роду явлений – к вазам.

В Калачакре общую причину похожего рода имеют:

  • неизменное блаженное познание пустоты ясным светом и
  • лишённые формы, которые и создают это познание, и являются рефлексивной видимостью этого познания.

Общая для них причина похожего рода – это полная поглощённость ясного света познанием пустотности. В этом смысле связь метода и мудрости в Калачакре ближе, чем в общей ануттарайоге.

Особая основа Пустоты

В общей Ануттара-йоге во время полной поглощённости пустотой подлинным познанием ясного света в качестве основы Пустотности может появиться только очищенное иллюзорное тело. Потому что только очищенные иллюзорные тела состоят исключительно из тончайших энергетических ветров, которые доступны лишь по достижении подлинного тончайшего уровня ясного света. Более того, так как видимости, сделанные исключительно из тончайшего энергетического ветра, не кажутся истинно существующими, они могут появляться одновременно с полным отсутствием их невозможных способов существования.

До того как мы достигнем подлинного познания пустотности ясным светом , мы практикуем с неочищенным иллюзорным телом или с визуализируемыми телами медитативных образов будд – и то и другое состоит из более грубых уровней энергетического ветра.

Согласно традиции гелуг, более грубые уровни энергетического ветра создают только видимости истинного существования. Поэтому такая основа пустотности может появляться только во время последующего постижения, когда уровень умственной деятельности и, следовательно, энергетические ветры грубее. Даже когда полная поглощённость пустотностью концептуальна , такие тела – кажущиеся истинно существующими – не могут появляться одновременно с видимостью пустого пространства, символизирующего полное отсутствие видимости истинного существования.

Другие формы основы

С другой стороны, лишённые формы в качестве основы пустоты представляют собой отражения ментальной деятельности ясного света и поэтому не кажутся истинно существующими. Они появляются, когда энергетические ветры вводятся в центральный канал, неважно, проявлена умственная деятельность ясного света или нет и неконцептуально познание или нет. Так как они не кажутся истинно существующими, они не могут возникнуть, когда ум создаёт видимости истинного существования . Они могут возникнуть только когда ум создаёт видимость полного отсутствия видимости истинного существования. Другими словами, они могут появиться только во время полной поглощённости пустотой, концептуальной или не-концептуальной , при условии, что энергетические ветры были введены в центральный канал . Поэтому лишённые формы – в высшей степени особая основа пустотности, ведь они могут появляться одновременно с познанием их пустотности.

То, что мы медитируем с лишёнными формами в качестве причины достижения просветляющего тела будды только во время полной поглощённости пустотностью , объясняет, почему в Калачакре нет практик, сходных с бардо. Мы достигаем бардо только когда более грубые энергетические ветры, создающие видимости истинного существования, возникают снова после опыта осознавания ясного света смерти .

Тело бардо, которое мы затем проявляем, сделано из таких более грубых энергетических ветров. Поскольку лишённые формы не состоят из более грубых энергетических ветров, создающих видимости истинного существования, практика с ними не похожа на переживание бардо.

Напротив, до проявления подлинного неконцептуального познания пустотности ясным светом мы можем медитировать с иллюзорными телами в качестве причины достижения просветляющего тела только во время последующего постижения пустотности. Потому что такие тела состоят из более грубых энергетических ветров, которые создают видимости истинного существования, и эти видимости возникают во время последующего постижения пустотности, как и в бардо. Поэтому в общей Ануттара-йоге есть практики, схожие с бардо.

Особый уровень ментальной деятельности

В общей Ануттара-йоге, когда достигнута нераздельность умственной деятельности ясного света и блаженного не-концептуального познания пустоты, физическая основа, благодаря которой это достижение возможно, – более грубые энергетические ветры, которые введены в центральный канал, находятся и полностью растворяются в нём. Это происходит только во время полной поглощённости пустотностью. До достижения просветления более грубые энергетические ветры проявляются снова во время последующего постижения пустотности или во время медитации на что-либо ещё.

В таких случаях мы больше не переживаем блаженное осознавание пустотности ясным светом. Так как физическая основа блаженного осознавания пустотности ясным светом присутствует лишь время от времени, это блаженное осознавание называют «меняющееся блаженное осознавание » (‘gyur-ba’i bde-ba ).

Физическая основа

В Калачакре физическая основа, позволяющая умственной деятельности ясного света быть нераздельной с неизменным блаженным неконцептуальным познанием пустотности, – это тонкие творческие энергетические капли, расположенные в центральном канале. Как и в случае с меняющимся блаженным осознаванием пустотности ясным светом, неизменное блаженное осознавание пустотности ясным светом тоже:

  • прекращается во время познания пустоты при последующем достижении и во время медитации на чём-либо ещё;
  • работает как изменчивое явление, меняясь от момента к моменту на протяжении всего того периода, как оно существует и производит результаты.

Тем не менее, в данном случае физическая основа неизменного осознавания будет располагаться в центральном канале «неизменно», до того как все более грубые уровни тела полностью растворятся навсегда. Это последнее растворение происходит с достижением просветляющего тела будды.

В Калачакре и в общей Ануттара-йога-тантре используется один и тот же уровень умственной деятельности, а именно осознавание ясного света. Однако, поскольку практика Калачакры делает этот уровень неизменным блаженным осознаванием пустотности, а не меняющимся блаженным осознаванием пустотности, осознавание пустотности ясным светом в Калачакре устойчивее, чем в общей ануттарайоге.

Вариации, относящиеся к Калачакре, в традициях, отличные от традции Гелугпа

Традиции, отличные от Гелуг, объясняют то, что в Калачакре более близкие аналогии, ближе связь метода и мудрости и особый уровень умственной деятельности, очень похоже на то, как это делает гелуг. Однако есть небольшие отличия в том, как они объясняют лишенные формы в качестве особой основы пустотности. Причина этого в различных утверждениях о тонких энергетических ветрах, создающих видимости.

Гелуг утверждает, что тонкие создающие видимости энергетические ветры создают только видимости истинного существования, как при концептуальном, так и при не-концептуальном познании. Другие традиции утверждают, что они создают видимости истинного существующих «этих» и «тех» только во время концептуального познания. Во время чувственного или умственного не-концептуального познания они создают видимости не истинно существующих «этих» и «тех». Однако и те и другие видимости – неочищенные. Лишенные формы как очищенные видимости – вне их. Они – пустота с аспектом, возникающая нераздельно от Пустотности без аспекта во время глубокого осознавания неперечисляемой глубочайшей истины.

Остальная часть объяснения этого вопроса – например, о неочищенных иллюзорных телах, возникающих только во время фазы последующего достижения, где происходит концептуальное познание пустотности, – совпадает с объяснением традиции Гелуг.

Заключение по Калачакра-тантре

Мы можем успешно практиковать тантру, не понимая того, как она работает и почему ведёт к просветлению быстрее, чем сутра. Тем не менее, ясное понимание общей тантры, общей ануттарайоги и теории Калачакры помогает развить твёрдую уверенность в их особых методах и искреннее уважение к ним. Вместе с уверенностью, уважением и вдохновением, которое мы получаем благодаря здоровым отношениям с нашими тантрическими учителями, наша практика тантры становится ещё устойчивее, что помогает обрести желаемый результат – способность наилучшим образом помогать всем остальным, когда мы достигнем просветления.

Калачакра-тантра

"Поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды, тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического Будды. Тем не менее, истинный корень Калачакра-тантры был сформулирован самим Буддой во время его жизни".

Е.С. Далай-лама XIV

Калачакра (санск. Kalacakra; тиб. Дунгкор (Dus "khor), букв. "Колесо времени", полное тибетское – mchog gi dang po’i sangs rgyas phyung ba rgyud kyi rgyal po dus kyi ‘khor lo) – божество медитации, йидам Калачакра-тантры. Калачакра-тантра была впервые проповедана Буддой Шакьямуни за год до Махапаринирваны.

В "Калачакра-тантре" об этом сказано: "Так же, как Учитель запустил метод Праджняпарамиты на Пике Грифа, так же он запустил у ступы Дханьякатака все методы (этой) Тайной Мантры". Калачакра-тантру относят к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантрам).


Отцовская мантра Калачакры.

OM АХ ХУМ ХО ХАМ КША МАЛЛАПАРАЙА ХУМ ПХАТ

Материнская мантра Калачакры.

OM ПХРЕМ ВИШВА МАТА ХУМ ПХАТ

История Калачакра-тантры.


Кроме того, Будда Шакьямуни проповедовал Калачакра-тантру в 12000 шлок в стране Шамбала для царя Сучандры ("Благая луна") со свитой. Калачакра в союзе с супругой Вишвамати возник перед царём посреди трёхмерного дворца-мандалы, заполненного божественной свитой. Помимо этой мандалы на потолке проявилась другая, которая представляла собой космос с планетами солнечной системы. Говорится, что всё посвящение заняло время, равное одному щелчку пальцами. (На сегодня без учёта подготовки традиционное посвящение Калачакры занимает три дня.)

Царь Сучандра, о ком говорят, как о воплощении Ваджрапани, воздвиг в царском парке трёхмерную мандалу Калачакpы, усердно практиковал тантру и, достигнув реализации, вскоре передал этот цикл учений подданным своего царства. Сучандра записал на родном языке Калачакра-тантру стихами, а также обширный комментарий на неё. Коренной текст Калачакры (Мула Калачакра-тантра) состоял из 12000 стихов.

Через два года после получения передачи Сучандра скончался (876 до н.э.[?]; если следовать Калачакра-тантре, события происходили в IX веке до нашей эры). Далее передача осуществлялась царями Шамбалы по наследству, и говорится, что последующие цари правили страной по сто лет.

В седьмом поколении царей после Сучандры практика передавалась царём Манджушри-Яшасом (Яшас / Манджушрикирти), который стал известен как первый из линии двадцати пяти правителей Калки1 (Кулика), или "Хранителей касты". Он составил Краткую Калачакра-тантру, а его сын и наследник Пундарика написал комментарий на неё под названием "Ясный свет" (санскр. Vimalaprabha).

В течение 1500 лет традиция Калачакра-тантры передавалась в Шамбале. Затем два последних текста попали в Индию благодаря двум людям, Чилупе и Калачакрападе Старшему, и на сегодня из наследия Шамбалы сохранились только они.

Каждый текст содержит пять глав. Первые две главы касаются внешнего и внутреннего круговорота времени, последние три представляют изменяющий (иной) круговорот. В третьей главе обсуждается посвящение, в четвёртой – стадия зарождения, в пятой – стадия завершения и достижение Пробуждения.

Все более поздние комментарии к Калачакре являются комментариями к этим двум текстам и следуют той же пятиричной структуре.

Царя Яшаса почитают как воплощение бодхисаттвы Манджушри, а царя Пундарику – как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары. После Пундарики царями Шамбалы были: Бхадра, Виджая, Митрабхадра-Сумитра, Ратнапани, Вишнугупта, Сурьякирти, Субхадра, Самудра Виджая, Дурджая, Сурья (Сурьяпада). Во времена царя Сурьи (время правления: 1027-1127гг), двенадцатого правителя Калки, учение Калачакры распространилось в Индии.

В Х веке индийский махасиддха Чилупа (Чилупа из Орисса / Цилупа / Челука) чудесным образом попал в Шамбалу ("Земля, хранимая Шивой") и получил там посвящение в учение Калачакры от царя этой мистической страны. Калачакрапада независимо от Чилупы также попробовал достичь Шамбалы и также, испытав чистое видение этой страны, получил передачу посвящения Калачакры. Гой-лоцава Шоннупэл в "Синей летописи" пишет:

"Царь Падма Карпо (Пундарика, "Белый лотос"), воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары, который был указан в последней шлоке пророчества, данного Буддой о царях Шамбалы, преподал систему ачарье Калачакрападе.

Ачарья Калачакрапада принадлежал к касте кшатриев Мадхьядеши в Индии и родился после того, как его царственные родители исполнили ритуал, дающий рождение благородного сына (санскр. кулапутра).

Он изучил пять наук и стал известен как перерождение Арьи Манджушри. Его благословила почитаемая Тара, чьё лицо он ясно видел. После того, как он овладел всеми низшими совершенствами, Достопочтенный как-то сказал ему:
– В северной Шамбале есть много тантр и комментариев к ним, преподанных и проповеданных Буддой. Разыщи их и выслушай!

Калачакрапада решил отправиться туда. По мнению некоторых учёных, он присоединился к купеческому каравану. Некоторые говорят, что его вёл невидимый монах, а другие считают, что сама Почитаемая Тара помогла ему. Некоторые же говорят, что когда он решил отправиться в Шамбалу и готовился к путешествию, то посетил Шамбалу в видении и получил учения от самого Арьи Авалокитешвары (Ригдэн Падма Карпо). Следует принять это последнее утверждение.

Когда Калачакрапада жил в Мадхьядеше, Цилупа проповедовал эту систему пяти пандитам: Пиндо-ачарье, Дулвэ-Джунгнэ Лодою (Винаякарамати), Тарпа Джунгнэ-бэпе (Мокшакарагупте), Сэнге Гьялцену (Симкхадхвадже) и Та-е Нампар-гьялве (Анантаджае). Когда они освоили её, он отправился в Пушпахари (холм возле монастырского университета Наланда, другое его название – Пулахари) и жил там, проповедуя эту систему Наро-панчену (Наропе) и другим".

Калачакрапада и Чилупа первыми распространили учение Калачакры в Индии, в их изложении были небольшие отличия. Калачакра-тантра быстро завоевала уважение и популярность в монастырских университетах центральной части долины Ганга, вскоре её практиковали в монастырях Кашмира. В итоге появились четыре стиля практики Калачакры.

Между XI и XIII веками в Тибет пришли три линии передачи Калачакры, отличавшихся друг от друга сочетанием четырёх индийских версий, небольшие различия были вызваны также переводом. Эти три линии, в разных сочетаниях, передавались в Тибете до настоящего времени. Сначала прямая передача Калачакры существовала в школах Сакья и Кагью, затем она появилась и в Гелуг. Однако в школе Ньингма нет прямой передачи линии Калачакры, и это объясняется тем, что Ньингма передаёт только индийские тексты, которые попали в Тибет и были переведены до начала IX века. (Более поздние Учителя Ньингмы получали и передавали посвящение Калачакры из других традиций).

Лучшим из комментариев тибетских учёных являются комментарии к самой Тантре и к "Ясному Свету" Кулики Пундарики известного сакьяского учёного Будона Ринчендуба (1290-1364).

Имя Калачакры: (санскр. Kalacakra; тиб. Дунгкор) Колесо Времени. Кала, время – это аспект неизменного блаженства. Чакра, колесо – это аспект шуньевости, пустотности всего. Таким образом, взятый вместе термин Калачакра – это единство непреходящего блаженства и пустотности всего проявленного.

Есть Внешний Калачакра, Внутренний и Тайный . Внешний Калачакра – это мир вокруг нас: горы, реки, долины, деревья, дома, небеса, звёзды и планеты. Внутренний Калачакра – это стадии практики зарождения и завершения и предваряющая стадия посвящения.

Тайный Калачакра – это тело индивидуума с системой каналов, пран и бинду. Значение всех трёх Калачакр зашифровано в десяти буквах коренной мантры: семь слогов, висарга (в виде полумесяца), анусвара и гласный "а" ("жизнь" согласных) – всего десять. Линия, исходящая из точки, нада (волосок, здесь в виде тончайшего языка пламени) – одиннадцать.

Десять составных частей мантры и нада в аспекте Внешнего Калачакры – это: четыре внешних махабхута, гора Меру, три трона, солнце, луна и круг божеств.

В аспекте Внутреннего Калачакры – это одиннадцать посвящений.

В аспекте Тайного Калачакры десять составных частей мантры – это: четыре внутренних махабхут практикующего, позвоночный столб, центр тайного места, каналы (центральный, правый, левый) и блаженство. Таково самое кратчайшее значение десятислоговой мантры Калачакры.

Описание мандалы Калачакры.


Мандала
– это дворец йидама, его измерение, Чистая Земля. Она представляет собой многоэтажный дворец, в центре которого на верхнем этаже стоит Калачакра со своей супругой. Внутри и снаружи дворца помимо главной пары находятся 720 божеств. (В мандале представлены божества, почитаемые не только в буддизме, но и в небуддийских религиях, таких, как индуизм, джайнизм). Мандала отражает чистую природу и отличительные особенности Калачакры, в этом смысле дворец со всеми его обитателями неотделим от Калачакры. Божества мандалы – это символы очищенного состояния нашего тела, речи, сознания и глубинного осознавания, и они же символизируют нашу связь с пространством и временем.

Калачакpа означает "Колесо времени". В Калачакра-тантре выделяют три типа Колеса Времени: внешнее, внутреннее и изменяющее (иное, трансформирующее). Внешний круговорот времени – это непрерывный поток изменений на внешнем уровне, на уровне окружающего мира и его объектов. Внутренний круговорот времени – это непрерывный поток циклических изменений на внутреннем уровне, на уровне жизнедеятельности, на уровне пран, каналов и бинду. В Калачакра-тантре говорится, что внутренний круговорот неразрывно связан с внешним круговоротом. Внешний и внутренний круговороты времени составляют Сансару. Эти круговороты управляются силами, имеющими название "ветры кармы". Карма возникает, когда ум цепляется за явления. Это цепляние есть заблуждение относительно реальности, неведение, невежество. (Окрашивая ум в "цвета" привязанностей, мы отождествляем эти "цвета" с собой. Новые предпочтения укореняются в нас в виде тенденций сознания, кармических склонностей. При соответствующих условиях этот сформированный опыт, эти склонности начинают действовать как силы, понуждающие нас совершать сходные действия без участия осознавания.) Внешняя и внутренняя Калачакры – это то, что следует очистить. Иная Калачакра описывает то, как следует очищать.

Поскольку внешние явления взаимосвязаны с внутренним миром человека, с его психикой и телом, то, изменяя себя, человек воздействует тем самым и на окружающий мир. Развивая внутренний мир и спокойствие, мы сможем прийти к гармонии в отношениях с окружающими людьми, расширить пространство любящей доброты и сострадания в мире. С другой стороны, если одни внешние условия благоприятствуют созреванию определённых кармических потенциалов, другие внешние условия препятствуют этому. Астрология Калачакры направлена на определение благоприятности момента различных начинаний, что позволяет гармонизировать внутреннюю энергию человека с внешней энергией обстоятельств. Астрологическая система Калачакpы была положена в основу при создании нового тибетского астрологического календаря (2) .

В тантре также содержится учение о тонкой внутренней структуре человеческого тела. Для вхождения в глубокие практики этапа завершения практикующий должен представлять структуру собственного духовного тела с его энергетическими каналами, ветрами (пранами), каплями (бинду), двигающимися по этим каналам и пребывающими в особых точках тела. Нади (энергетические каналы), праны (энергии) и творящие капли нашего тела называются в тантре внутренним Калачакрой и составляют основу для очищения в практике тантры.
До сегодняшнего дня линия преемственности в передаче учения Калачакры является непрерывной. Его Святейшество Далай-лама XIV даёт посвящение Калачакры по всему миру. (Практика любой тантры возможна только после посвящения. А посвящение следует после принятия определённых обетов и заповедей.) Из книги-автобиографии Далай-ламы "Свобода в изгнании":

"Летом 1953 года, насколько я помню, я получил от Линга Ринпоче посвящение Калачакры. Это одно из самых значительных посвящений в традиции тантры, которое имеет особую важность для мира на Земле. В отличие от других тантрических ритуалов, оно даётся большим собраниям народа. Посвящение Калачакры очень сложно, и подготовка к нему занимает от недели до десяти дней, а само посвящение длится три дня. Одним из его элементов является сооружение из цветных порошков большой мандалы, то есть изображение в двух измерениях трёхмерного символа. Когда я в первый раз увидел одну такую мандалу, я был просто вне себя, только взглянув на неё, настолько потрясающе красиво она выглядела.

Самой церемонии предшествует продолжающееся месяц затворничество. Я вспоминаю это посвящение как очень волнующее событие, которое сильно подействовало и на Линга Ринпоче, и на меня. Я понимал, что мне оказана огромная честь принимать участие в традиции, исполнявшейся бесчисленными поколениями последователей высочайших духовных мастеров. Когда я исполнял последнюю строфу молитвы-посвящения заслуг всем живым существам, я был так взволнован, что голос прервался от волнения; потом я стал считать, что это было благоприятным признаком, хотя тогда ничего такого не думал. Теперь мне кажется, то было предчувствием, что я смогу дать больше посвящений Калачакры, чем любой из моих предшественников, и во всех уголках Земли. Это действительно так, несмотря на то, что я никоим образом не являюсь самым компетентным в этом человеком".

С приходом в Тибет Калачакра-тантры и введением нового календаря тибетские исторические даты стали приводить в соответствие с новым летоисчислением. Опираясь на различные источники, составители хронологических рядов приходили порой к разным выводам. На странице "Тибетский год и определение исторических дат" рассматривается пример с определением одной из ключевых дат в истории тибетского буддизма – года рождения царя Трисонг Децена.


Изображения Калачакры.

Лекция о сути учения Калачакра-тантры (avi 484 Mb. 1:10:54).
Выдержки из книги: "Внутренняя Калачакра-тантра" (pdf 276 Kb.) .
Перевод-компиляция из глав книги Wesna A. Wallace – The Inner Kalacakratantra (pdf 276 Kb.).

Принятие посвящения Калачакры.

Садханы:



Примечания.

1 – Американский учёный и практик Калачакры, Александр Берзин , много лет проработавший переводчиком у Его Святейшества Далай-ламы XIV, пишет в своей книге "Принятие посвящения Калачакры":

"С целью объединить свой народ, царь Манджушри-Яшас последовал совету Будды использовать язык и метафоры той аудитории, которой он проповедовал. Поскольку большинство его подданных были индуистами, он свободно заимствовал индуистские образы, концепцию и терминологию. Он называл себя и своих преемников правителями Калки. Калки – это десятое и завершающее перерождение, аватара индуистского бога Вишну, который придёт в будущем как мессия, чтобы воевать в апокалиптической войне. В индуистской литературе пуран Калки родится в Шамбале, находящейся в горах современного Северного Уттар Прадеша в Индии. Возможно, Манджушри-Яшас просто заимствовал имя Шамбала, чтобы соотнести его со своим царством, и оно никогда в действительности не называлось этим именем".

Царь Манджушри-Яшас , живший во втором веке до н.э., сделал ряд предсказаний о будущем. Среди них говорится, что во время царствия 21-го правителя Калки, царя Анируддхи (время правления согласно тантре: 1927-2027гг), буддизм и Калачакра окажутся на грани исчезновения в Тибете, Монголии, Китае и на большей части Азии.

Также говорится, что время упадка духовности будет длиться до прихода 25-го правителя Калки, Рудры Чакрина (санскр. Raudra Chakri, Rudra Chakrin / тиб. Драгпо Кхорло Чэн, Ригдэн Драгпо, "Гневный с Колесом [Закона]"; время правления: 2327-2427гг; победа над варварами в 2424г ).

Согласно предсказанию , в период правления Рудры Чакрина, как результат варварского вторжения, на Земле развернётся война с антидуховными силами, которая не будет ограничена этой планетой. Манджушри-Яшас даёт совет людям этой эпохи объединиться таким же образом, как это сделали перед лицом угрозы подданные его царства. В предсказании говорится, что силы со стороны Шамбалы , направляемые 25-м правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды..

2 – 1027 год стал в Тибете первым годом нового астрологического календаря. Шестидесятилетний цикл, который используется в Калачакра-тантре, был положен в основу тибетского календаря. Современные астрологи связывают это цикл с периодами обращения вокруг Солнца Юпитера (11,86 лет ~ 12 лет) и Сатурна (29.46 лет ~ 30 лет). В Калачакре, уделяющей особое значение астрологии, рассматриваются эти планеты так же, как и Меркурий, Венера, Марс, Солнце и Луна. (Семь дней недели управляются соответствующими планетами.)

Кроме того, в Калачакре говорится об особых астрологических планетах Раху и Калагни (полное соответствие Раху и Кету в индуистской астрологии, в действительности же эти планеты символизируют северный и южный узлы орбиты Луны / очевидно, Раху связан с лунным затмением, Калагни – с солнечным затмением). В астрологии Калачакры рассматриваются 12 знаков зодиака, но, помимо этих зодиакальных созвездий, в ней также рассматриваются 27 других созвездий. В последнем случае эклиптика делится на 27 созвездий. Каждому созвездию и каждому дню недели приписывается один из четырёх элементов – земля, вода, огонь, воздух или ветер.

Сравнением элемента дня недели с элементом созвездия, где Луна находится в этот день в определённое время, определяется благоприятность момента для таких действий как сражение, медитативное затворничество, уход в монашество и др. Тибетские астрологи положили эти знания в основу нового календаря. К тому времени они были осведомлены о китайской системе летоисчисления, где применяют комбинацию из 12 символических животных и пяти первоэлементов. (Говорят, что эта система укоренилась в Тибете благодаря Венченг, китайской супруге царя Сонгцен Гампо.

Согласно некоторым исследованиям, китайская традиция летоисчисления базируется в свою очередь на астрологической системе древнего гималайского государства Шанг-Шунг.) Тибетские астрологи сопоставили года 60-летнего цикла Калачакра-тантры с животными и элементами из китайской традиции. На основе синтеза этих двух систем был сформирован новый лунно-солнечный календарь. В тибетском календаре также рассматриваются 27 созвездий, у каждого из которых есть своё имя и порядковый номер (номера идут от 1 до 26, а 27-ое созвездие имеет номер 0). 21-ое созвездие соотносят с двумя созвездиями (они имеют похожие характеристики), поэтому иногда говорится о 28 созвездиях.



Top