Конспект занятия первая медицинская помощь. Классный час «Оказание первой медицинской помощи. Раздел программы «хозяюшка»

Елена Алейникова
Конспект открытого занятия на тему: «Оказание первой медицинской помощи при ранениях и травмах»

Цель занятия : Ознакомление учащихся с правилами и приёмами экстренной .

Задачи :

Образовательные :

Формировать навыки оказания первой медицинской помощи при лёгких ранениях и травмах

Учить воспитанников различать средства оказания экстренной медицинской помощи при ранениях и травмах .

Учить детей не теряться и правильно действовать в сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Коррекционно-развивающие :

Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) .

Развивать восприятие и формировать умение следовать заданным инструкциям.

Способствовать повышению уверенности в себе и самооценки у детей.

Воспитательные :

Воспитывать чувство доброты и взаимопомощи .

Воспитывать самостоятельность.

Направление – коррекционно-развивающее.

Группа – 8 класс.

Форма организации – информационно - практическое занятие

(презентация) с приглашением медицинского работника .

Тип занятия – комбинированное .

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор , экран, аптечка экстренной помощи .

На занятии применяются следующие технологии :

* Здоровьесберегающие,

* игровые,

* технология активного (деятельностного) обучения,

* слайдовой презентации.

Ход занятия:

Организация/ цель Содержание

Вводная часть :

Приветствие :

Цель : создание эмоционально-положительного настроя в классе, сплочение детского коллектива. - Здравствуйте дети и гости нашего занятия . Я очень рада вас видеть.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте : как хорошо, что мы все вместе! Давайте мысленно пожелаем друг другу и нашим гостям крепкого здоровья, ведь здоровье – самое дорогое, что есть у человека, а значит надо бережно относиться к своему собственному здоровью с самого детства!

Подготовительный этап :

Цель : Актуализация полученных ранее знаний . Вступительное слово к презентации «Оказание первой помощи при ранениях и травмах » .

Педагог :

Ребята! Как бы бережно мы не относились к своему здоровью, к сожалению, иногда мы попадаем в неприятные, опасные ситуации, когда нам срочно нужна медицинская помощь .

Вот об этом мы и будем сегодня говорить. Слайд №1

Неотложные состояния (Слайд № 2) наступают тогда, когда их меньше всего ждешь : осколком стекла порезал руку, упал с приставной лестницы, наступил на ржавый гвоздь, подвергся нападению собаки, получил открытый перелом , неудачно упав на скользкой дороге. Как бы мы ни старались соблюдать осторожность дома и на улице, от несчастных случаев не застрахован никто. Слайды №№ 3-4

(Учащиеся рассказывают о том, какую помощь оказывали им или их близким при ранениях и травмах до обращения в медицинское учреждение ).

В чрезвычайных ситуациях самое главное – действовать грамотно и без промедления. Поэтому мы должны знать, как оказывается первая доврачебная помощь при ранениях и травмах .

Основная часть.

Цель : Ознакомить учащихся с правилами и приёмами экстренной медицинской помощи при ранениях и травмах .

Педагог :

Итак, тема нашего занятия : «Оказание первой медицинской помощи при ранениях и травмах ». Слайд №5

- «Первая помощь - вид медицинской помощи , который оказывается на месте происшествия в порядке самопомощи или взаимопомощи .

Так, в чём же, дети, заключается первая помощь при ранениях ? Кто из вас уже оказывал первую помощь своим близким и друзьям? Слайд №6

Во время необходимо защитить рану от загрязнения и проникновения в нее микробов, потому что все раны являются инфицированными, т. е. загрязненными микробами. Чем больше загрязнение раны ранения ) раневой инфекции .

После остановки кровотечения жгутом, тампоном или салфеткой необходимы первичная обработка раны и наложение стерильной повязки.

Ребята, часто вы получаете ссадины, уколы, мелкие порезы. В чем заключается их лечение? Слайд №7

(Учащиеся рассказывают об известных им способах обработки ссадин и неглубоких ран, а педагог комментирует и корректирует ответы детей : кожа вокруг раны обрабатывается раствором йода, бриллиантовой зелени, спиртом, водкой или, в крайнем случае, одеколоном. Ватным или марлевым тампоном, смоченным одной из этих жидкостей, кожу смазывают от края раны. Не следует заливать их в рану, т. к. это, во-первых , усилит боль, во-вторых, повредит ткани внутри раны и замедлит процесс заживления).

– Правильно, дети, во время оказания первой помощи при ранениях необходимо защитить рану от загрязнения и проникновения в нее микробов, потому что, чем больше загрязнение раны (землей, остатками одежды, предметами ранения ) и чем значительнее повреждения тканей, которые затем отмирают, тем больше риск раневой инфекции .

Дети, какие правила мы должны соблюдать оказания первой медицинской помощи при ранениях ? Слайды №№ 8-9

(Воспитанники знакомятся с правилами оказания первой медицинской помощи ).

Дети, а сейчас я вам предлагаю игру «Собери аптечку» .

(Воспитанники называют известные им средства для , их ответы дополняются педагогом, в процессе просмотра презентации). Слайд №10

Физминутка.

А сейчас, ребята я предлагаю вам игру «Если ты поранился, то…» Слайды№№ 12-15

(Воспитанникам предлагается представить неотложную ситуацию – ранение товарища , и озвучить свои действия в данной чрезвычайной ситуации).

Практическая часть :

Цель : закрепить пройденный материал, способствовать выработке умений и навыков правильного действия в сложных и экстренных ситуациях, связанных с ранениями и травмами . - Дети, а сейчас мы переходим к практической части нашего занятия , в которой вам предлагается практическое задание : «Окажи первую помощь товарищу » .

Представьте ситуацию, когда рядом не оказалось медицинского работника , а человеку срочно нужна помощь , что же делать? А для этого необходимо научиться помогать людям .

Готовы ли вы к оказанию любой помощи ?

(Далее учащимся, для закрепления пройденного материала, предлагается на практике оказать первую помощь одноклассникам , у которых красной краской на руках и ноге изображены лёгкие ранения : ссадина, колотая и резанная раны).

Оценивать то, как вы усвоили правила и приёмы оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах , будет наш медработник Татьяна Алексеевна.

(Дети, по желанию, выходят и пытаются оказать первую помощь товарищам под контролем медработника).

Через 15 мин. практической работы

Физминутка «Танцуют все»

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, создание эмоционально положительной атмосферы в классе, снятие мышечных зажимов.

ФИЗМИНУТКА. Слайд №11

Заключительная часть :

Подведение итогов.

Цель : закрепление эмоционально положительного настроя в группе, повышение уверенности в себе. - Дети, вы все сегодня были активны на занятии , старались правильно отвечать. Я довольна ответами.

Сегодня вы узнали, как надо действовать при ранениях и как себя правильно вести, чтобы не растеряться в чрезвычайной ситуации. Однако помните, дети, что сегодня вы учились правильно оказывать экстренную помощь при незначительных и не очень глубоких ранениях ! В более сложных ситуациях надо срочно вызвать «Скорую помощь » или обратиться к врачу! Слайд №16

Дети, если вы не в силах оказать помощь , куда необходимо сообщить?

Назовите номер телефона скорой помощи .

Назовите номер с мобильного телефона.

Молодцы! Я уверена, что вы всегда придете на помощь всем нуждающимся в ней. И еще помните, оказывая помощь пострадавшему , убедитесь, нет ли опасности для вас. Будьте здоровы, берегите себя и своих близких!

Наше занятие окончено . До свидания!

Литература :

1. И. И. Мильман «Гигиеническое воспитание и обучение» .

2. «Ребёнок школьного возраста» (Универсальное энциклопедическое издание для родителей) .

3. «Секреты здоровья» (малая домашняя энциклопедия) .

4. «Медико -санитарная подготовка учащихся» (Под редакцией П. А. Курцева) .

5. Российское общество Красного Креста «Первая помощь » учебник.

Способы остановки кровотечения:

    Артериальное кровотечение - кровь ярко-красного цвета, выбрасывается пульсирующей струей, величина которой зависит от диаметра сосуда;

    Венозное кровотечение - кровь темно-вишневого цвета, изливается спокойно;

    Капиллярное кровотечение наблюдается при неглубоких порезах кожи, ссадинах;

    Смешанное - характеризуется признаками артериального и венозного кровотечений.

    Различают также наружное и внутреннее кровотечения.

    Наружное происходит, когда острый предмет, например, нож или сломанная кость, прокалывает кожу и повреждает другие органы.

    Внутреннее кровотечение возникает при закрытой травме и при резком ударе, например, в случае автомобильной аварии, когда водителя бросает на рулевое колесо или когда человек падает с большой высоты.

Первая медицинская помощь при кровотечении зависит от его характера и заключается во временной его остановке и доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Сильное артериальное кровотечение из сосудов верхних и нижних конечностей останавливают в два этапа: 1) вначале прижимают артерию выше места повреждения к кости, чтобы прекратить поступление крови к месту ранения, 2) а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут. Прижимать артерии к костным выступам лучше всего в определенных (наиболее удобных для этого) точках; именно в них хорошо прощупывается пульс. Височную артерию прижимают большим пальцем впереди и чуть выше ушной раковины на виске. Сонную артерию следует прижимать слева или справа на боковой поверхности шеи. Давление пальцами надо производить по направлению к позвоночнику, при этом сонная артерия придавливается к позвоночнику.

Внимание ! Прижимать сонную артерию допустимо только с одной стороны.

Подключичную артерию нужно прижимать в ямке над ключицей к первому ребру.
Подмышечную артерию прижимают к головке плечевой кости по переднему краю роста волос в подмышечной впадине при кровотечении из раны в области плечевого сустава и надплечья.

Плечевую артерию прижимают к плечевой кости с внутренней стороны от двуглавой мышцы при кровотечении из ран средней и нижней трети плеча, предплечья и кисти.

Лучевую артерию прижимают к подлежащей кости в области запястья у большого пальца при кровотечении из ран кисти.
Бедренную артерию прижимают в области паховой складки в ее средней части при кровотечении из ран в области бедра. Прижатие производят в паховой области на середине расстояния между лобком и выступом подвздошной кости.
Подколенную артерию прижимают в области подколенной ямки при кровотечении из ран голени и стопы.
Артерии тыла стопы прижимают к подлежащей кости при кровотечении из раны на стопе.

Пальцевое прижатие дает возможность остановить кровотечение почти моментально. Но даже сильный человек не может проводить его более 10-15 мин, так как руки устают и прижатие ослабевает. В связи с этим такой прием важен главным образом потому, что он позволяет выиграть какое-то время для других способов остановки кровотечения.

При артериальных кровотечениях из сосудов верхних и нижних конечностей прижатие артерий можно осуществить иным способом: при кровотечении из артерии предплечья вложить пачку бинтов в локтевой сгиб и максимально согнуть руку в локтевом суставе; то же самое сделать для артерий голени и стопы - в подколенную область вложить две пачки бинтов, а ногу максимально согнуть в суставе. После прижатия артерий следует наложить жгут.

    Жгут используется только для остановки артериального кровотечения и только на конечностях!

    Жгут накладывается у верхней границы раны выше на 5 см.

    Нельзя накладывать жгут непосредственно на кожу, обязательно под жгут положить ткань . Иначе происходит серьёзное повреждение кожных покровов в месте наложения жгута.

    На жгут нельзя накладывать повязку, жгут должен быть виден .

    На теле пострадавшего в двух видных местах записать чётко и разборчиво , а не запомнить или сказать, время наложения жгута. Вложение бумажек крайне не желательно - они теряются, намокают и т.п. при транспортировке.

    Жгут накладывается на верхних конечностях до 1.5 часов, на нижних до 2 часов. В холодное время продолжительность наложения жгута сокращается на 30 минут. По истечению времени жгут снять на 15 секунд . Дальнейшее время наложения сокращается в 2 раза от первоначального. Соблюдение данного режима строго необходимо. Более длительное наложение жгута грозит развитием гангрены и последующей ампутацией конечности.

    При наложении жгута у больного возникает сильное болевое ощущение . Пострадавший будет пытаться ослабить жгут - к этому надо быть готовым.

    Признаки правильного наложения жгута: пульсации ниже раны быть не должно! Пальцы на конечности белеют и холодеют.
    Сохранение пульсации ниже точки наложения жгута, даже если кровотечение остановлено, также грозит в дальнейшем негативными последствиями для пострадавшего.

    На предплечье и на голени наложение жгута может быть не эффективно из-за лучевых костей, поэтому в этом случае, при неудачной первой попытке, жгут можно наложить в нижней трети плеча или в нижней трети бедра.

При наложении жгута остановки кровотечения как таковой нет, происходит лишь его задержка. Реально остановить артериальное кровотечение могут только професиональные врачи в стационарных условиях . Поэтому после наложения жгута требуется срочная транспортировка пострадавшего в медицинское учреждение.

При отсутствии жгута для остановки кровотечения используют ремень, платок, полоску прочной ткани. Ремень складывают в виде двойной петли, надевают на конечность и затягивают. Платок или другую ткань используют для наложения закрутки (рис. 7). При внутреннем кровотечении кровь из поврежденной артерии, вены или капилляра не выходит за пределы кожного покрова. Незначительное внутреннее капиллярное кровотечение вызывает образование под кожей синяков и не является серьезным. Однако более глубокое артериальное или венозное кровотечение может привести к большой потери крови.

Внутреннее кровотечение . Признаками внутреннего кровотечения являются: посинение кожи (образование синяка) в области повреждения; болезненность, опухание или отвердение мягких тканей; чувство волнения или беспокойства у пострадавшего; учащенный слабый пульс; частое дыхание; бледная или посиневшая кожа, прохладная или влажная на ощупь; тошнота и рвота; чувство неутолимой жажды; снижение уровня сознания; падение артериального давления.

При внутреннем кровотечении выполняют следующие рекомендации:

    прижать область кровотечения (приводит к его уменьшению или полной остановке);

    приподнять травмированную конечность (помогает уменьшить кровотечение);

    использовать холод (для облегчения боли и снятия припухлости); при использовании льда заверните его в марлю, полотенце или ткань прежде, чем прикладывать к поврежденной области; прикладывайте холод на 15 мин каждый час;

    осмотреть пострадавшего (с целью определения у него травм внутренних органов);

    вызвать "скорую помощь", если пострадавший жалуется на сильную боль или не может пошевелить конечностью, а также если вы считаете, что полученная травма достаточно серьезна.

Наложение давящей повязки - еще один из простых и надежных способов остановки кровотечения, уменьшения боли и создания покоя поврежденной части тела. Повязку можно наложить на любую часть тела: голову, глаза, грудную клетку и живот, руку или ногу. Всего их насчитывается более двадцати пяти. Перед наложением повязки рану надо обработать перекисью водорода или марганцовкой (2-3 крупинки тщательно растворить в стакане желательно кипяченой воды). После этого на рану следует поместить стерильную салфетку или небольшой кусочек бинта. И только затем накладывать бинт.

Во всех, случаях поверхностных ранений верхних или нижних конечностей одним из возможных способов остановки венозного кровотечения является придание возвышенного положения конечности. Поврежденную руку поднимают вверх немного выше головы. Под поврежденную ногу подкладывают небольшой валик, свернутый из какой-либо материи (можно использовать сумку, рюкзак, одеяло, подушку, охапку сена). Нога должна быть выше грудной клетки. При этом человеку следует лежать на спине.

Внимание! Для уменьшения риска передачи заболеваний в случаях оказания помощи при кровотечениях надо выполнять следующие правила предосторожности:

    между вашей рукой и раной положите марлевую салфетку или другую чистую и сухую ткань, или используйте руку пострадавшего; в качестве защиты можно также использовать целлофановую обертку, резиновые или одноразовые перчатки;

    непосредственно после оказания первой помощи тщательно вымойте руки с мылом, даже если они были в перчатках; не мойте руки вблизи пищевых продуктов;

    избегайте принимать пищу или пить во время оказания помощи; после этого тщательно вымойте руки.

Первая помощь при ранах

Раны

Одним из наиболее частых поводов для оказания первой помощи являются ранения (раны). Раной называется механическое повреждение покровов тела, нередко сопровождающиеся нарушением целости мышц, нервов, крупных сосудов, костей, внутренних органов, полостей и суставов. В зависимости от характера повреждения и вида ранящего предмета различают раны резаные, колотые, рубленые, ушибленные, размозженные, огнестрельные, рваные и укушенные. Раны могут быть поверхностными, глубокими и проникающими в полость тела.

Причинами ранения могут явиться различные физические или механические воздействия. В зависимости от их силы, характера, особенностей и мест приложения они могут вести к разнообразным дефектам кожи и слизистых, травмам кровеносных сосудов, повреждениям внутренних органов, костей, нервных стволов и вызывать острую боль.

Резаные раны. Резаная рана обычно зияет, имеет ровные края и обильно кровоточит. При такой ране окружающие ткани повреждаются незначительно и менее склонны к инфицированию.

Колотые раны являются следствием проникновения в тело колющих предметов. Колотые раны нередко являются проникающими в полости (грудную, брюшную и суставную). Форма входного отверстия и раневого канала зависит от вида ранящего оружия и глубины его проникновения. Колотые раны характеризуются глубоким каналом и нередко значительными повреждениями внутренних органов. Нередки при этом внутренние кровотечения в полости тела. Ввиду того, что раневой канал вследствие смещения тканей обычно извилист, могут образовываться затеки между тканями и развитие инфекций.

Рубленые раны. Для таких ран характерны глубокое повреждение тканей, широкое зияние, ушиб и сотрясение окружающих тканей.

Ушибленные и рваные раны характеризуются большим количеством размятых, ушибленных, пропитанных кровью тканей. Ушибленные кровеносные сосуды тромбированы.

При огнестрельном ранении пострадавший нуждается в срочной квалифицированной медицинской помощи.

Правила и приемы наложения повязок на раны

Повязка состоит из двух частей: внутренней, соприкасающейся с раной, и наружной, закрепляющей и удерживающей повязку на ране. Внутренняя часть повязки должна быть стерильной. Процесс наложения повязки на рану называется перевязкой. В качестве перевязочного материала применяются марля, вата белая и серая, лигнин, косынки.

Общие правила наложения повязок таковы:

    при наложении повязки необходимо стоять лицом к пострадавшему, чтобы видеть его состояние; если повязка очень тугая, надо ослабить ее или прекратить бинтование;

    фиксируемая бинтом часть тела (чаще всего это рука или нога) должна занимать удобное положение, так как при этом мышцы расслаблены и боль во время бинтования будет меньше;

    головку бинта надо держать в правой руке, а начало в левой; бинтуют слева направо (по отношению к бинтующему) и снизу вверх;

    головка бинта должна как бы катиться по бинтуемой поверхности, не удаляясь от нее далеко;

    любую повязку начинают с фиксирующих ходов, т. е. первый оборот (тур) надо обязательно закрепить, загнув кончик бинта и зафиксировав его вторым туром;

    последующий тур бинта накладывают на половину предыдущего. благодаря чему получается двойной слой повязки;

    повязку необходимо делать двумя руками одновременно (правая рука раскатывает головку бинта, левая поправляет бинт, разрывает затяжки);

    начинают и заканчивают повязку на узкой части тела; завязывают на некотором расстоянии от повреждения, т.е. на здоровом, неповрежденном месте;

    после наложения плоского бинта накладывают трубчатый соответствующего номера;

    при значительном повреждении верхней конечности ее необходимо подвязать на косынке.

Верхнюю одежду в зависимости от характера раны, погодных и местных условий снимают или разрезают. Сначала снимают одежду со здоровой стороны, затем - с пораженной. В холодное время года во избежание охлаждения, а также в экстренных случаях у пораженных в тяжелом состоянии одежду в области раны разрезают. Нельзя отрывать от раны прилипшую одежду, ее надо осторожно обстричь ножницами и затем наложить повязку. Надевают снятую одежду в обратном порядке, т. е. сначала на пораженную, а затем на здоровую сторону. Повязку накладывают при ранениях, ушибах, растяжениях, разрывах, переломах костей, вывихах. Существует несколько разновидностей повязок на различные участки тела человека: на голову, грудную клетку, живот и таз, руку и ногу. Особый вид повязки используют при ранении грудной клетки, когда оно проникает внутрь нее. Эта повязка очень плотная, и накладывают ее так, чтобы воздух при вдохе не попадал через рану в грудную клетку. При растяжении связок, заболевании вен применяют эластичные повязки. Они дают возможность обеспечить не только фиксацию поврежденной части тела, но и некоторую мягкость (подвижность).

Открытый урок по ОБЖ

Первая медицинская помощь

Учитель начальных классов

Седенкова Марина Юрьевна

Форма проведения урока: практический урок по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Цели и задачи урока:

    Образовательные:

    • Научить учащихся оказывать первую помощь и самопомощь при несчастных случаях;

      учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

    Развивающие:

    • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;

      развивать логическую мыслительную и лаконично грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, тренинговой игры, использования наглядно-образных средств воздействия на их чувственные органы и умственные катализаторы;

      позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса.

    Воспитательные:

    • повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;

      формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;

      создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Межпредметные связи (интегрирование):

    Обеспечивающие: развитие речи, физическую подготовку

    Обеспечиваемые:

    • медицинской терминологией, заботой о своем здоровье;
      анатомическими сведениями и знаниями о физиологическом развитии человека, его взаимосвязи с природой, средой обитания;

      физических упражнений и способов транспортировки, требующих физических усилий и подготовленности;

      условиями социальной адаптации учащихся в жизни (в окружающей среде – на улице, в школе, на природе, дома).

Методическое обеспечение урока:

Презентация «Первая помощь», электронные физминутки

Раздаточный материал:
1. Перевязочный материал
2. Кровоостанавливающий жгут
3. Приспособление для ИВЛ
4. Антисептические средства
5. Подручные материалы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Знания и практические навыки, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай. Тема нашего занятия: «Первая медицинская помощь при несчастных случаях»

2. Актуализация знаний

Учащиеся читают стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие «несчастный случай». Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей)

Обратимся за справкой: «Несчастный случай – нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения». Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай? (Ответы детей)

В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать ухудшению состоянию пострадавшего. Это мы и называем первой помощью. А теперь подскажите, какая помощь называется самопомощью? (Та, которую мы оказываем самим себе)

3. Физминутка (музыкальная, презентация)

4. Работа по теме урока

Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.

(Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика)

Что случилось с вами, ребята?

(Учащиеся жестами объясняют ситуацию)

Ребята, вам повезло: у нас в гостях мама-доктор. (Обращаясь к доктору) Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.

Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших. Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа)

Слайд – памятка

    При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.

    Положить на нос холодную примочку, попросить пострадавшего дышать ртом, а затем сжать рукой нос чуть пониже переносицы (на 3 мин.)

    Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.

    После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.

(Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки).)

Доктор. Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.

А теперь второй несчастный случай – соринка в глазу.

Доктор. Запомним правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

Слайд – памятка

Правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

    Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.

    Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.

    Дать указание пострадавшему поморгать, обильные слёзы помогут вымыть соринку из глаза.

Обратимся за справкой. Глаза – главные помощники человека, брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.

Игра «Да – нет». Если согласны с правилом, то говорите «да», не согласны – «нет»

    Умываться по утрам.

    Тереть глаза грязными руками.

    Смотреть телевизор, сидя близко к нему.

    Следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу.

    Смотреть на яркий свет.

    Пользоваться чужими очками.

    Делать гимнастику для глаз.

    Физкультминутка для глаз. (Электронная)


Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.

    Продолжение работы.

Доктор. У нас остался последний несчастный случай – внутреннее кровотечение (ушиб).

При внутреннем кровотечении надо охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки. Какие ещё предметы можно использовать, чтобы предотвратить внутреннее кровотечение? (ложку, ответы детей)

Запомните. Водой рану промывать не следует. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ней землю или грязные листья, так как это чревато возникновением таких грозных заболеваний, как гангрена и столбняк. Любая, даже самая пустяковая царапина, если её своевременно не продезинфицировать, может привести к развитию гнойной инфекции.

Если рана более глубокая или сильно загрязнена, то после наложения повязки пострадавшего надо немедленно доставить в медицинское учреждение. Там ему окажут квалифицированную помощь.

6. Закрепление.

- Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются)

Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства, если поблизости нет медикаментов.

Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств для оказания в случае необходимости первой медицинской помощи или самопомощи.



Липкий пластырь;

Настойку йода;

Перекись;

Синтомициновая эмульсия на случай ожогов или обморожений;

Ножницы.

Всем понятно, что лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Загадки

    Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зелёнка)

    Пушистая волокнистая масса, из хлопка, употребляемая в медицине. (Вата)

    Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки. (Бинт)

    Лепёшечка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)

    Термометр. (Градусник)

    Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)

    Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности: A , B , C , D и др. (Витамины)

    Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)

    Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)

7. Итог.

Что вы запомнили на уроке?

О чём захотелось узнать больше?

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему:

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова ПЕТРОВА С.А.

Цели:

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.

3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.

6. Активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, работать над совершенствованием диалогической речи.

7. Развивать моторику пальцев рук.

Предварительная работа:

Подбор материала по теме.

Беседы о ЗОЖ.

Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой.

Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи.

С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».

Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь».

Разучивание песни «Непослушные ребята».

Оборудование:

Телефон.

Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями.

Машинки «скорой помощи» на верёвочках, привязанных к карандашам.

Аптечка с набором медикаментов.

Книга демонстрационная «Окажи первую помощь».

Набор картинок из д/и «Если малыш поранился».

Карточки с изображением моментов оказания первой помощи.

Кукла доктора Здравинки.

Ход занятия.

1. Воспитатель. «Здравствуйте!».Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

*Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).

– Быть здоровым значит (не болеть , не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).

– Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).

– У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).

Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (≈ микробы, погода, неосторожность…).

– Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефон у или в поликлинике).

– Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).

Что нужно сообщить, когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).

2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь». Рис.1 Рис.1.Телефонная памятка

*Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.

*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):

– «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».

– «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».

– «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей

оказали экстренную помощь?».

После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.

Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».

3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Кто знает, что такое «Станция скорой помощи»? Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.

* Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку – чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).

4. Воспитатель. К нам в гости приехала доктор Здравинка. Рис.2.

Здравинка . Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Саша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником. Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать Рис.2. Доктор Здравинка .

пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.

а) Рассматривание содержимого аптечки.

*Д/у «Для чего это надо?».

(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)

Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

– Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

– Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

б) Рассматривание и чтение книги доктора Здравинки.Рис.3.

1 страница.

Гордо ехал мальчик Петя

На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –

Руль руками не держал!

И свалился на дорогу,

Ободрал себе он ноги,

Рис.3. Книга доктора Здравинки . Колени руками зажал,

«Ой, как больно!» закричал.

Чтоб паденья избежать,

надо крепко руль держать!

– Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

-Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).

2 страница.

На качелях качался Ваня,

К нему подбежала Таня,

Качели взлетели и вот –

Танюше ударили в лоб.

Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?

Ушиб: 1. Сказать взрослому.

2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

*Д/и «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), шпатель, монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

3 страница.

Вот так носик у Алёны –

Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?

Но не надо плакать.

Что вы посоветуете Алёнке?

Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.

2. Сесть, опустив подбородок.

3. Приложить холод к носу.

4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

*Упражнение для пальчиков «Скрути тампон».

Детям предлагается попробовать скрутить тампончик из ваты. Напомнить, что делать это надо чистыми руками.

4 страница.

На улице сильный мороз,

Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,

Гуляет весь день напролёт.

И вот пальцы рук онемели,

Не знает он, что же делать.

Ребята, а вы знаете, что делать?

Обморожение: 1. Сказать взрослому.

2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!

3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )

Замёрзли пальчики немножко,

Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу

И похлопаем в ладошки, / хлопают

Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони

Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки

Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам

Аккуратно их потрём, / трут щёки

Но не снегом, а рукой. / трут нос

Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок

Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте

Если всё же ты замёрз – / обнимают себя

Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся

5 страница.

У огня игрался Коля

И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,

Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал

Маме жаловаться стал.

– Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

Ожёг: 1. Сказать взрослому.

2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).

5. Здравинка . С некоторыми ребятами из моей книжки случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. А вы тоже такие?

Воспитатель. Наши ребята сейчас исполнят песню про непослушных ребят и про себя.

Песня с движениями «Непослушные ребята». /Автор Петрова С.А./

Непослушные ребята как-то раз пошли гулять- /шагают на месте

Кто на дерево забрался, а кто камни стал кидать. /изображают «по тексту»

По забору ходит Петя, а по лужицам Фома, /руки в стороны, идут по одной линии;

«шлёпают»…

Взяли стёкла где-то дети и играют в них друзья, /удары горизон. ладонями др. по

др.+жонглиров.

Чем закончилась прогулка, нам не трудно угадать, /разводят руки в стороны

Непослушные ребята не должны одни гулять. /грозят ук.пальц. лев. и пр. руки

по очереди

Нории мокрые от лужи, с пальца кровь из-за стекла, /показ на ноги. + указ.палец вверх

Шишки, ссадины, ушибы …- погуляла детвора! /руки:на лоб,колени,спину+развод.руками

Мы ребята не такие, и гуляем хорошо. / пружинка

Ну, а если что случилось, то исправимся легко, /покачивание в стороны

Помощь первую окажем, к воспитателю пойдём, /шагают вперёд

Мы себе всегда поможем и других не подведём. /возвращаются назад, хлопая

6. Доктор Здравинка благодарит детей за песню и хочет проверить, как дети усвоили правила оказания первой помощи:

*Д/и «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей конкретный несчастный случай, ребёнок подбирает карточки с изображением необходимой первой помощи). Рис.4. Рис. 4 . Карточки.

Здравинка . Вы, ребята, должны учиться,

К совершенству приёмов стремиться,

Для того, чтобы знать и уметь

Как беды избежать, уцелеть.

Если с тобою случится беда –

Взрослым рассказывай всё и всегда.

Раны надо мазать йодом,

При простуде – чай пить с мёдом.

И запомните – лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Доктор Здравинка прощается и желает детям быть всегда здоровыми.

7. Воспитатель подводит итоги занятия, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.

Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях (практическая работа)

Оборудование и предварительная подготовка : ПК; презентации к уроку по данной теме (компьютер , экран, мультимедийный проектор), раздаточные материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня открытый урок.

Начинаем наш урок.

Здоровье - это одна из главных предпосылок гармоничного развития человека.

Человек живет в сложных, изменчивых условиях, ежесекундно испытывая мощное влияние окружающей среды, в ряде случаев нарушающее течение физиологических процессов в организме, приводящее к ослаблению здоровья, развитию заболевания и травмам.

Защитные силы организма, как правило, активно справляются с неблагоприятными факторами, если те находятся в допустимых пределах. Когда же граница, допустимости нарушается, человеку требуется помощь извне, порой срочная, безотлагательная.

В критических ситуациях от оказывающего первую помощь нередко зависит все дальнейшее развитие и течение болезни, а может быть, и сама жизнь пострадавшего. Поэтому каждый из нас обязан владеть элементарными приемами оказания первой помощи, иными словами, уметь быстро оценить состояние больного и облегчить его страдания.

Охрана и укрепление здоровья людей - дело первостепенной важности и задача поистине всенародная. Важную роль в этой области должны занимать знания по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Ребята. Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о некоторых природных катаклизмах. Демонстрируется фрагменты из видеофильмов "Молния", "Наводнения", "Пожары".

Ваша задача : По ходу просмотра фильма выявить: Какие повреждения организма человека возможны при данных чрезвычайных ситуациях и записать их в таблицу, которая перед вами?

Памятка
по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях

Показать фрагменты жизненных ЧС природного и техногенного характера.

А сейчас скажите тему нашего урока? / Ребята предлагают свои темы урока/

(Я обобщаю и называю) . И так:

Тема урока: Первая помощь при несчастных случаях.

Наша задач : Научиться правильно оказывать первую помощь при несчастных случаях.

А какова же цель нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты). (Я обобщаю и называю ).

Цель урока: Изучить правила оказания первой помощи при несчастных случаях и научиться правильно выполнять приемы их оказания.

Вопрос: А с какой целью вы пришли на сегодняшний урок? Ответы учащихся:...

Наша цель не только изучить правила оказания первой помощи, но и

Научиться определять свои действия по оказанию первой помощи при различных видах травм;

Определить ситуацию, необходимость и вид оказания первой помощи.

Научиться накладывать кровоостанавливающий жгут, иммобилизационные шины и стерильные повязки на отдельные части тела.

А сейчас мы посмотрим слайд - фильмы, которые нацелят вас на выполнение практических занятий по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Начинается демонстрация слайд - фильма .

Первая медицинская помощь - это комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.

В первой медицинской помощи нуждаются лица, с которыми произошел несчастный случай или у которых внезапно возникло тяжелое, угрожающее жизни заболевание.

Несчастным случаем называется повреждение органов человека или нарушение их

функции при внезапном воздействии окружающей среды.

Несчастные случаи часто происходят в условиях, когда нет возможности быстро сообщить о них на станцию скорой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при несчастном случае должна быть оказана на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Раны - это нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, приводящие к расстройствам функций органов, или всего организма.

В зависимости от того, как и чем нанесены раны могут быть резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными, огнестрельными.

Особенно опасны для жизни ранения внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.

Под кровотечением понимается выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения.

Наиболее опасно артериальное кровотечение.

1. Показать самому на практике порядок наложения кровоостанавливающего жгута.

Учитель показывает наложение кровоостанавливающего жгута на бедренную часть нижней конечности.

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению кровоостанавливающего жгута.

А сейчас работая в парах научитесь накладывать кровоостанавливающий жгут при кровотечении из ран плеча, предплечья и ладони.

2. Показать самому на практике порядок наложения иммобилизационной шины .

Учитель показывает наложение иммобилизационной шины при переломе бедренную часть нижней конечности.

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению иммобилизационной шины.

Работаем в парах.

(Практическая деятельность учащихся).

3. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голову в виде "чепца".

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению повязки на голову в виде "чепца".

А сейчас вы всё это продемонстрируете друг на друге.

(Практическая деятельность учащихся).

4. Показать самому на практике порядок наложения повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав.

Учитель показывает наложение спиральной повязки на палец.

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав. (Практическая деятельность учащихся).

Наложение спиральной повязки на указательный палец показывают ученики...

5. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голеностопный сустав .

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению повязки на голеностопный сустав.

А сейчас наложение восьмиобразной повязки на голеностопный сустав показывают Мезенцева Мария и Мелкозерова Ксения. (Практическая деятельность учащихся).

И так, мы рассмотрели с вами несколько способов оказания первой помощи при ЧС природного и техногенного характера.

Вывод: А сейчас проверим, все ли задачи поставленные задачи.

А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение по сегодняшнему уроку.

Что вы хотели бы увидеть и узнать на следующих уроках?

Слушаем мнения и пожелания учащихся.

Знания и навыки по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай или острое заболевание могут произойти в любое время и в любом месте: дома, на улице, в школе, на производстве, при занятиях спортом и т.д. На экране высвечиваются слова .

"Быть готовым оказать первую медицинскую помощь необходимо всегда и каждому!"

Я благодарю всех за решение всех сегодняшних проблемных задач.

Оценивание результатов работы учащихся.

Домашнее задание : К следующему уроку подготовить: марлю, вату, иголку и нитку для изготовления ватно-марлевой повязки.

У кого есть вопросы. (Нет вопросов). Всем участникам урока раздаются памятки по оказанию ПМП.

Спасибо за работу.

До свидания.

Предварительный просмотр:

Обучающие:

Воспитывающие:

Развивающая:

в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение:

Бинты;

жгуты;

подручные шины;

перевязочный материал;

карточки с заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово.

1. Школьный травматизм

2. Спортивный травматизм

3. Бытовой травматизм

5. Природный травматизм

Класс разбит на 3 группы.

Карточка № 1.

Задания – соответствия

ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ

РАСТЯЖЕНИЕ

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ПЕРЕЛОМЫ

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

1. ЖГУТ

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

3. ПОКОЙ

4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

5. ХОЛОД

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

11. РЕАНИМАЦИЯ

УШИБ 4,6,7

РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3

ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4

3. Работа в группах.

выполнения.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Травма головы

некоторые вопросы:

4. Какие виды ран вы знаете?

зависимости от времени).

Ситуация 1.

На спортивной площадке.

Ситуация 2.

В столовой.

Ситуация 3.

В классе.

Ситуация 4.

На перемене.

5. Итог урока

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (УРОК) "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ"

Дидактическая цель: Применение теоретических знаний в практической деятельности при ранениях и черепно-мозговой травме.

Вопросы урока:

  1. Повторить виды ран, виды кровотечения.
  2. Необходимость асептики и антисептики.
  3. Правила наложения повязок.
  4. Возможные осложнения при ранениях.
  5. Эвакуация пострадавших.

Вид занятия: комбинированный.

Учебно-материальное обеспечение: ТСО (телевизор), карточки с заданиями для групповой работы, памятки, бинты, песочные часы.

Подготовительная работа: Для проведения данного занятия класс разбит на 4 группы, подготовлены таблицы, схемы, плакаты «Виды перевязок», «Виды кровотечения», видеозапись, для иллюстрации рассказа преподавателя.

План урока:

  1. Вступительная часть – 1 мин.
  2. Организационный момент (раздача карточек контроля) – 1 мин.
  3. Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля – 2 мин.
  4. Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме – 34 мин.
  5. Подведение итогов урока – 2 мин.

Ход урока

Организационный момент

Проверить готовность класса к занятию. На доске афоризм «Дело умных – предвидеть беду, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла». Питтак.

Ребята, сегодня мы с вами проводим практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при ранениях и черепно-мозговой травме». Как вы думаете, для чего мы проводим это практическое занятие? Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, в случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели занятия.

Ребята, раздел «Основы медицинских знаний» мы начали изучать с 5 класса и с каждым годом наши знания становились более углубленными и прочными. Сегодня на занятии мы повторим теоретические вопросы и научимся оказывать первую неотложную помощь при самом сложном ранении: черепно-мозговой травме.

Учащимся раздаются карточки с заданиями. За две минуты учащиеся согласно алгоритма ответа дают как можно более полный ответ по предложенной теме.

Проверка теоретических знаний. Один учащийся из группы в течение одной минуты дает ответы на все вопрос ы

  1. Определение «РАНА».
  2. Виды ран.
  3. Виды кровотечений. 1 МП при кровотечениях.
  4. Определение: асептика и антисептика.
  5. Перечислите возможные осложнения при ранениях.
  6. Первая помощь при ранениях.
  7. Что такое обморок. 1медицинская помощь при обмороках.
  8. Виды наложения повязок.
  9. Значение первой неотложной помощи.

После выполнения теоретического задания выполняем наложение повязок:

  • для пальца (спиральная повязка).
  • на область плеча и плечевого сустава (колосовидную повязку).
  • повязка на коленный сустав (спиральная повязка).
  • повязка на кисть (крестообразная).

Эти повязки могут сочетаться между собой в зависимости от места и сложности ранения.

Приступаем к изучению правильного оказания первой неотложной помощи при черепно-мозговой травме. Эта травма считается одной из самых опасных для жизни человека. В подтверждение своих слов я предлагаю вам послушать военного врача травматолога… (видеозапись).

Кто и когда обычно становится жертвой черепно-мозговой травмы? Расхожая фраза «его в детстве уронили» обычно сопровождается характерным жестом у виска. Так сложилось, что эта грустная тема чаще становится поводом не для шуток, нежели для сочувствия. Однако человеку, который на самом деле перенес черепно-мозговую травму, не до смеха. Ведь ее отдаленные последствия могут проявиться не только легким «повреждением ума», но и более серьезными осложнениями. Ведь подобный несчастный случай может произойти с кем угодно и где угодно. Младенцы падают с кроваток и столиков, дети постарше с качелей. Школьники страдают из-за собственных шалостей. Взрослые получают такую травму в автокатастрофах и других несчастных случаях. Для пожилых людей роковым становится скользкий тротуар.

Медицина различает три формы закрытой черепно-мозговой травмы. Сотрясение мозга – самая легкая и распространенная из них. Вообще любая травма, затронувшая головной мозг, - очень серьезное испытание для организма. Поэтому, от быстроты и правильности оказанной помощи, будет зависеть жизнь человека.

При травмах головы может произойти сотрясение и сдавливание головного мозга. Причины сотрясения могут быть различными, а самыми основными являются: ушиб головы, падение, уличные катастрофы. Признаки сотрясения головного мозга: кратковременная потеря сознания в момент повреждения, тошнота, головокружение, шум в ушах, неустойчивая походка.

Какие изменения происходят в головном мозге во время травмы?

Дело в том, что мозг изнутри и снаружи имеет полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. После травмы избыточное скопление этой жидкости в полости черепа приводит к повышению внутричерепного давления. В результате происходит сдавливание вещества головного мозга, что вызывает его медленную атрофию. Появляются и сосудистые расстройства – в виде дистонии или недостаточности мозгового кровообращения. Нарушается отток венозной крови из полости черепа.

Какие «сдвиги» в нервной системе может вызвать черепно-мозговая травма?

В последствии у некоторых травматиков развивается невроз с преобладанием депрессивных, эйфорических, истерических и других изменений личности. Человек может стать агрессивным, конфликтным или, наоборот, вялым и безразличным. Ухудшается память, снижается работоспособность. Одно из тяжелых последствий – посттравматическая эпилепсия.

Разумеется, благополучный исход в лечении черепно-мозговой травмы зависит от того, как быстро она будет выявлена. Поэтому надо запомнить основные его симптомы:

  • Отключение сознания на несколько секунд или минут, сразу после травмы;
  • Тошнота;
  • Головная боль, слабость, головокружение;
  • Двоение в глазах, светобоязнь;
  • Судороги;
  • Различная величина зрачков;
  • Высунутый язык отклоняется в сторону;
  • Ассиметрия лица;
  • Нарушение равновесия;
  • Онемение рук и ног;
  • Амнезия – пострадавший не помнит события, произошедшие идо и после травмы.

Какую помощь пострадавшему можно оказать самостоятельно?

Для оказания первой неотложной помощи необходимо выполнить ряд мероприятий, таких как:

  1. уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой головой и верхней частью туловища;
  2. приложите к голове холодный компресс, чтобы уменьшить нарастание отека мозга;
  3. при рвоте голову пострадавшего повернуть на бок и удалить рвотные массы изо рта и глотки.
  4. расстегните одежду, которая мешает дышать;
  5. при остановке дыхания и сердца проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Помните! При потере сознания не надо выводить пострадавшего из бессознательного состояния, нужно ждать его самостоятельного возвращения. При возвращении сознания пострадавшего необходимо отправить в больницу в лежачем положении.

Прежде чем начать оказывать первую помощь пострадавшему, обязательно спросите у него разрешение на оказание помощи, так как по новому закону Министерства здравоохранения, мы не имеем права оказывать помощь без разрешения пострадавшего. Но зачастую люди при черепно-мозговой травме находятся в шоковом или бессознательном положении. В этом случае важно спокойно, убедить и объяснить пострадавшего о необходимости оказания ему первой помощи.

Если черепно-мозговая травма сопровождается повреждением костей черепа, проникающими осколками инородных тел, обрывками одежды, то ни в коем случае - нельзя удалять их. Это может повести за собой обильное кровотечение, боль пострадавшему и непоправимые последствия для жизни человека. При попадании пыли и грязи в рану в первую очередь - провести антисептические мероприятия. Для этого необходимо накапать несколько капель перекиси водорода в рану и наложить стерильную повязку без добавления порошков и мазей.

При наложении повязок необходимо придерживаться следующих правил:

  • Бинтовать в наиболее удобном для пострадавшего положении, наблюдая за его лицом;
  • Бинт обычно держат в правой руке, а левой удерживают повязку и расправляют бинт. Бинт ведут слева направо и раскатывают, не отрывая от поверхности тела. Каждый последующий ход бинта должен прикрывать предыдущий на 1/2 или 2/3 его ширины;
  • Бинтовать руку при согнутом под небольшим углом в локтевом суставе, а ногу при согнутом под небольшим углом коленном суставе. Бинтовать конечности начинают с периферии и ходы бинта ведут по направлению корню конечности. Неповрежденные кончики пальцев нужно оставлять открытыми, чтобы можно было следить за кровообращением;
  • При наложении повязки и по окончании бинтования проверяют, не туго ли лежит повязка, не слишком ли она свободна, не будет ли спадать и разматываться.

При ранении волосистой части головы применяют повязку типа «чепец».

  • Кусок бинта («завязку») длиной около 0,5 м кладут средней частью на теменную область.
  • Концы бинта, спущены вниз перед ушными раковинами, удерживают в натянутом состоянии помощник или пострадавший.
  • После двух туров вокруг головы через лоб и затылок, бинт доведенный до завязки, обводят вокруг нее и ведут через затылочную область к противоположному концу завязки.
  • На другой стороне бинт вновь обводят вокруг завязки и ведут косо, прикрывая лобно-теменную область.
  • После наложения повязки один конец бинта привязывают к одному из концов завязки под подбородком.

Наиболее прочная повязка для темени, затылка и нижней челюсти – «уздечка».
Объяснение правильного наложения повязки:

  • После закрепленного хода вокруг головы бинт ведут косо по затылку на правую сторону шеи и под подбородок.
  • Отсюда делают несколько вертикальных ходов, пока не накроют темя или подбородок, затем бинт ведут на затылок и закрепляют его ходом вокруг головы.
  • При бинтовании подбородка к этой повязке делают дополнительные ходы.
  • После закрепляющего хода вокруг головы бинт ведут косо в область затылка, по поверхности шеи и делают горизонтальные ходы вокруг подбородка.
  • Затем переходят к вертикальным ходам и закрепляют бинт круговым ходом вокруг головы.

А теперь работаем в парах.
Вызов скорой помощи:
- если вы не один, то сразу;
- если один, то только после оказания первой неотложной помощи!

Подведение итогов

Итак, сегодня на практическом занятии мы повторили раздел программы «Основы медицинских знаний» и научились правильно накладывать повязку при черепно-мозговой травме «ЧЕПЕЦ» и «УЗДЕЧКА». Поработали мы очень хорошо, я думаю все знания, полученные на уроках ОБЖ, смогут вам помочь в любой сложной ситуации найти правильное решение для спасения людей. Я знаю, в каждом доме есть место для хранения лекарственных средств и я хочу, чтобы памятки с правильным алгоритмом оказания неотложной помощи находились в вашей домашней аптечке.

Домашнее задание

Ответить на вопросы: какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, общей контузии и в чем заключается первая медицинская помощь при таких травмах?

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской

помощи при различных видах повреждений"

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”.

Обучающие:

Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;

Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение

накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);

Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря

сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение,

на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).

Воспитывающие:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у старших подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения

в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение:

Бинты;

жгуты;

подручные шины;

перевязочный материал;

карточки с заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Оказание

ПМП при различных видах повреждений». Как вы думаете, для чего мы

проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся

самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения

полученных знаний, умение применить их на практике).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых

не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже

жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти

человека, мы и проводим этот урок. Давайте вспомним виды травматизма, которые чаще всего может

получить человек (учитель предлагает вид травматизма, а обучающиеся

говорят о предполагаемых травмах):

1. Школьный травматизм

2. Спортивный травматизм

3. Бытовой травматизм

4. Сельскохозяйственный травматизм

5. Природный травматизм

6. Производственный травматизм

2. Проверка теоретических знаний.

Класс разбит на 3 группы.

По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1).

Карточка № 1.

Задания – соответствия

ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ

РАСТЯЖЕНИЕ

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ПЕРЕЛОМЫ

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

1. ЖГУТ

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

3. ПОКОЙ

4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

5. ХОЛОД

6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА

7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ

8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

11. РЕАНИМАЦИЯ

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно

восстановить эти соответствия. Спустя 3 минуты представители каждой

группы воспроизводят соответствие на магнитных досках (напротив каждого

вида повреждения указывают цифру соответствующего приема ПМП).

Учитель проверяет задание, используя ключ:ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ 4,6,7

РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1,2,7,4

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3

ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 4,9,10

3. Работа в группах.

Следующее задание носит практический характер по оказанию ПМП.

Предлагаю по одному представителю группы подойти к столу и выбрать

карточку с указанным видом повреждений, требующих немедленной

медицинской помощи. Вам дано 2минуты на обсуждение задания, после чего

от каждой группы должны выйти по 2 человека для его практического

выполнения.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Открытый перелом нижней конечности

Перелом в области предплечья

Травма головы

Пока ребята выполняют задание, остальным предлагается ответить на

некоторые вопросы:

1. Каковы задачи первой медицинской помощи?

2. Какие подручные средства можно применять при оказании ПМП?

3. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?

4. Какие виды ран вы знаете?

5. Какие кровотечения называются внутренними, а какие наружными?

6. В чем заключается опасность кровотечений?

7. Какие способы временной остановки кровотечения существуют?

8. Какие виды переломов вы знаете?

9. Что такое травматический шок?

10.Каким перевязочным материалом можно пользоваться при открытом

переломе, а каким - при закрытом?

4. Решение ситуационных задач

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где

– то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это

может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий

чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся,

кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-

таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненныхситуаций (Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается

их коллективно обсудить. Количество ситуаций рассматривается в

зависимости от времени).

Вам необходимо проанализировать ситуацию (определение сознания,

признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.

Ситуация 1.

На спортивной площадке.

Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.

Ситуация 2.

В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3.

В классе.

Учащийся на уроке потерял сознание.

Ситуация 4.

На перемене.

Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом

острую боль в области голеностопного сустава.

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами

выполнили. Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые

вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной



Top