Краткий обзор основных понятий кладоискательства и юридических особенностей поиска сокровищ. Детские квесты (поиск клада по записочкам) План поиска клада для детей

Водолазный бот Dare у причала в Ки-Уэст дожидается пополнения запасов. Торчащие над палубой конструкции — это те самые «почтовые ящики». Их еще в 1960-е годы изобрел Мел Фишер, один из патриархов среди искателей сокровищ. Если эти короба опустить в воду, они встают точно перед судовыми винтами и отклоняют водяную струю от винтов прямо на дно. Таким образом можно размывать песчаные отложения, которые обычно покрывают остатки кораблекрушений

Разведочный ботик тянет за собой металлическую «рыбку» метровой длины, оснащенную эхолокатором бокового обзора, с помощью которого можно нащупать груды камней, которые когда-то были корабельным балластом, и цезиевыми магнетометрами, способными обнаружить железные детали, оставшиеся от разложившихся судов. Когда место кораблекрушения обнаружено, работа становится более простой — ныряльщики с металлодетекторами размывают морское дно и вручную извлекают свои находки.

На карте, которую составили в компании Мела Фишера, указаны все найденные обломки «Атохи» в районе, особенно богатом на находки (аквалангисты называют это место испанской банкой). Эта банка расположена в пяти милях к северо-западу от того места, где нашли основную часть корпуса галеона. Точками помечены места поиска


Вот настоящая добыча, поднятая из обломков «Маргариты» и «Атохи»: четырехкилограммовый золотой диск, трехметровая золотая цепь и золотой слиток. Диск украшен изумрудом в 25 карат

Шон Реддинг, капитан рекогносцировочного бота Huntress, спускает за борт «рыбку» с магнетометром, готовясь к картографированию морского дна. На борту водолазного бота Blue Water Rose, стоящего на якоре неподалеку от Ки-Уэст, штат Флорида

Майк Додд (справа) наводит порядок среди артефактов, найденных автором (слева) во время ее погружения к останкам затонувшей «Маргариты»

Зыбь однообразно подкидывает трап, вывешенный за борт для спуска аквалангистов. Мы упорно противостоим течению и уже почти оглохли от рева судовых дизелей. Они раскручены до предела — бешеные струи от обоих винтов ботика уходят прямо под водой в искривленные металлические короба — их здесь почему-то принято называть «почтовыми ящиками». Ниже, на океанском дне, те же струи размывают в песчаных наносах дорогу шириной добрых 12 метров.

Когда громогласные дизеля наконец стихают, первый помощник Тони Джил кричит с палубы: «Готовы?» Я киваю и натягиваю маску, а двое других аквалангистов уже несутся вниз, в мутную воду — навстречу сокровищам, которые прячутся на океанском дне.

Мы находимся в 55 км к западу от мыса Ки-Уэст (Флорида), среди ныряльщиков компании Mel Fisher Treasures. Эта компания названа по имени самого известного из всех американских охотников за сокровищами. В течение 35 лет Мел Фишер со своей командой находил золото, серебро и драгоценные камни из самых богатых кладов, прячущихся на океанском дне Западного полушария. Фишер умер в 1998 году, но его потомки так и продолжают семейный бизнес. В наши времена, когда морское кладоискательство подразумевает в основном дистанционно управляемые мини-подлодки, медленно ощупывающие на огромных глубинах остатки кораблекрушений, ребята из команды Фишера добывают сокровища прямо на мелководье и пользуются приемами, которые Мел придумал десятки лет назад.

И что совсем уж смешно — эти богатые на драгоценности отмели оказываются прямо в американских территориальных водах. «Здесь, рядом с Ки-Уэст, мы легко зарабатываем себе на хлеб с маслом», — говорит внук Мела Фишера Шон.

Корабль, который мы сейчас раскапываем, — это «Санта-Маргарита». Осенью 1622 года она вышла из Гаваны и взяла курс на Испанию. Это был конвой из 28 кораблей, поскольку на «Маргарите» — галеоне водоизмещением 630 т — и еще одном корабле, «Нуэстра сеньора де Атоха», имелся груз изумрудов, золотой и серебряной утвари, монет и слитков, вывезенных из Центральной и Южной Америки. В Испании при дворе с нетерпением дожидались этих кораблей. Страна уже запуталась в перипетиях тридцатилетней войны и была близка к банкротству. Тем временем на конвой налетел ураган, флотилию разметало по океану, восемь кораблей утонуло, причем два галеона выбросило на рифы неподалеку от флоридских мысов Маркизас Киз. Почти четыре столетия штормы раскатывали по дну утерянные сокровища Испании и замывали их песками.

Сегодня есть все шансы найти здесь что-нибудь ценное. В начале лета на месте крушения галеона «Санта-Маргарита» водолазы Фишера обнаружили бруски золота, золотые цепи, серебряные монеты и сундук, в котором оказалось от 6000 до 10 000 жемчужин суммарной стоимостью примерно $20 млн. Судя по историческим документам, на дне еще осталось 155 серебряных слитков и 80 000 серебряных монет стоимостью до $50 млн.

Два аквалангиста уже прочесывают дно металлоискателями. Я следую за ними и пристально вглядываюсь в неровности дна, надеясь разглядеть черные камушки, которые могут на поверку оказаться окисленным серебром, или оранжевые булыжники, в которые могли бы превратиться разнообразные железные предметы. Время от времени один из аквалангистов подплывает к корзине для сбора находок и что-то в нее бросает.

На поверхности бугристые булыжники обретают осмысленные очертания. Так, похожая на кулак каменюка с оранжевым отливом прячет внутри железный гвоздь. Закругленный камень представляет собой, судя по всему, старинный шариковый замок. Тут и понимаешь, что охота за сокровищами — это, по сути, охота за камнями. За четыре столетия большая часть предметов обрастает минеральными наслоениями и превращается в увесистые камни.

Однако к золоту это не относится. Это благородный, инертный металл, и столетия, проведенные в воде, никак не могут его изменить. Золото, как любил говорить Мел Фишер, блестит всегда.

В 1960-е Мелвин А. Фишер был одним из первопроходцев среди редких тогда аквалангистов-ныряльщиков. У него было много детей и еще больше долгов. На пляж Веро Бич на атлантическом побережье Флориды прибой периодически выбрасывал золотые монеты — Фишер перебрался из Калифорнии во Флориду, чтобы исследовать этот неисчерпаемый источник золота. В 1970 году он учредил компанию Treasure Salvors и нашел инвесторов, одержимых, как и он сам, мечтой разыскать утерянное испанское золото. Несколько лет спустя эта одержимость принесла первые плоды — были обнаружены сокровища с «Атохи», хотя большая часть судового груза оставалась еще не найденной. Радость от первых успехов была отравлена юридическими дрязгами, затеянными вокруг поднятых из океана находок, а тут еще случилась трагедия — в 1975 году в море без вести пропали его сын Дерк со своей женой Эйнджел, а с ними еще один член экипажа — Рик Гэйдж. Все они были водолазами и участвовали в поиске сокровищ.

Прошло еще пять лет, и Фишер обнаружил останки «Санта-Маргариты». К настоящему времени на этом месте поднято со дна множество серебряных слитков, золотых брусков и прочего добра — всего примерно на $40 млн. В 1985 году, после шестнадцатилетних поисков он, наконец, наткнулся на центральную часть корпуса «Атохи». В этих обломках скрывались сокровища на фантастическую сумму — $450 млн. «Где-то неподалеку лежат еще три корабля из этой флотилии, — говорит Шон Фишер. — А еще на дне остается корма ‘Атохи" с надстройкой, где располагались каюты знати и духовенства. Там-то и нужно искать основные ценности».

Мел Фишер не просто искал затонувшие сокровища. «Мой дед всю жизнь мечтал найти Атлантиду, — говорит Шон. — Без шуток. У нас есть кое-какие соображения, где ее искать. Только это должна быть серьезная водолазная операция, требующая уймы денег и прочих ресурсов».

Между тем патриарх успел нанести на карту столько многообещающих точек совсем рядом с побережьем, что его потомкам хватит работы на долгие годы. Три водолазных бота, стоящих в пяти милях друг от друга, разрабатывают места, где затонули два галеона. Команда водолазов остается на борту неделю. Затем они отвозят свои находки в Ки-Уэст, пополняют запасы и вновь возвращаются.

Сверх регулярной ежемесячной зарплаты водолазы каждый год получают свой процент от общей добычи да плюс еще премии наличными за такие крупные находки, как, к примеру, золотой слиток. Нужно немало времени, чтобы тщательно прочесать каждую сотку морского дна, однако «если вам свойственно упорство, трудолюбие да еще хоть чуть-чуть сопутствует удача, то на этом можно неплохо нажиться, — говорит Шон Фишер. — А кроме того, это, черт подери, поинтереснее будет, чем впаривать соседям страховки».

После целого дня бесплодных поисков я уже не разделяю его энтузиазма. Колени зудят от слишком близкого знакомства с окаменелыми кораллами, руки в мозолях и ссадинах, песок сыплется из волос и шуршит под рубашкой. И тем не менее остановиться уже трудно. Сегодня кто-то нашел глыбу слипшихся серебряных монет, на прошлой неделе водолазам попался золотой слиток…

И вот последнее погружение, мы висим на трапе вдвоем с Дэном Портером, аквалангистом из компании Blue Water Ventures, — у Фишера договор с этой фирмой. Портер рассказывает, что пристрастился к охоте за сокровищами еще с 18-летнего возраста. Судя по его спадающим на плечи седым волосам, это было несколько десятилетий тому назад. Среди множества диковин ему повезло найти на месте крушения «Атохи» роскошную портупею, изукрашенную филигранью и драгоценными камнями. «Временами я срываюсь с места в попытке найти какую-нибудь солидную работу, но все время возвращаюсь сюда, — рассказывает он. — Всегда оказывается, что настоящий заработок именно здесь».

На этот раз, когда дизеля глохнут, я уже не жду, покуда осядет песок и вода станет прозрачной. Портер ныряет в мутные облака, а я сразу за ним. На этот раз я полна решимости хоть что-нибудь найти. На меня надвигается океанское дно — белесоватое и изрытое кратерами, прямо как лунная поверхность. Портер вооружен металлоискателем, так что ему легко судить, в каком из камней скрыты артефакты. Моя тактика — держаться чуть впереди и пытаться на глаз оценивать привлекательность того или иного камушка. Оглядываюсь, и вот он, зацепившийся за ободок коралла первоклассный булыжник конической формы с явными следами ржавого железа. Я указываю на него Портеру, и он одобряет мою находку, подняв верх большой палец. Заглянув в лунку, я вижу еще один камень странной формы. Переворачиваю его, и под ним обнаруживается многозначительное ржавое пятно. Еще одна ямка, и в ней еще один оранжевый булыжник. Я ссыпаю свои находки в корзину с общей добычей и по тросу следую к поверхности.

На палубе Майк Додд, нашедший шкатулку с жемчугом, раскладывает находки на столе. Интересно, чем же был когда-то мой конический булыжник — чашкой? Плотницким инструментом? Майк качает головой: «Чем бы это ни было, оно практически растворилось». После лета, проведенного за каталогизацией сокровищ, Додд знает, что мою находку бессмысленно отсылать в лабораторию — скорее всего, это осколок керамического кувшина, в котором хранилось оливковое масло. А металл — это, видимо, гвоздь. Необычная форма — просто случайность, и требуется значительная очистка для снятия многовекового налета.

Пока я собираюсь для возвращения в Ки-Уэст, Тони Джил присоединяется к Дэну Портеру на трапе. Когда дизели стихают, ныряльщики натягивают маски. Я отвожу взгляд и вновь поворачиваюсь, чтобы помахать им на прощание. Но они уже под водой, влекомые страстью к поиску сокровищ.

Если подумать, то поиски клада с записками-шифровками были одним из моих любимых развлечений в детстве! И я не понимаю, почему я до сих пор лишала этого своих детей.

Ну то есть не совсем лишала... Вообще-то я уже однажды применяла этот метод, когда старалась вызвать у Максима желание читать). Был нужен СТИМУЛ. И тогда я стала прятать от него конфеты и писать записки, куда надо заглянуть. Ну типа там: "Диван". А где-то на диване - следующая записочка, и так штук 7.
Подсказки постепенно усложнялись, превращались в предложения и целые абзацы.
Ну а потом Максим стал хорошо читать, и развлечение забылось.
Майя сопротивления не оказала, сразу начала читать сама)))

А тут у нас внезапно в одном из заведений стали проводить такого рода квесты для детей, с загадками, головоломками и пр. Мы пару раз сходили - всем понравилось. И я подумала - а я-то почему туплю? Я же могу сама! И приступила к делу.

Первый клад искали дома у друзей. Участвовали Макс и Майя (7 и 5 лет соответственно), и дочь друзей Ариша (6).
Задания составили не очень сложные. И в результате дети их расщелкали за 5 минут, мы даже чаю выпить не успели)). Но всем, конечно же, понравилось.

Задания составлялись на коленке, в электронном виде у меня их нет, но я сейчас по фотке вспомню - и вкратце напишу. Если кому-то пригодится - буду рада)

1. Пробелы в неправильных местах: ПОС МОТР ИТЕПОДРА КОВИ НОЙВК УХНЕ. Дети сначала впали в ступор, но догадались быстро. Задание хорошее, но одноразовое).
2. Зеркально отраженная фраза (вон она, над монетками). Внизу была приписка - типа смотрите, буквы все наоборот, какой предмет поможет это прочитать? Но тут провал - Максим все прочитал без зеркала))))
3. Анаграммы: ПДКЗОКАСА В КЛЯКСОЕ. Мы подумали, что это будет сложно, поэтому оставили на своих местах первые и последние буквы. Зря)). На решение ушло секунды две)
4. Замена букв (справа вверху записка). "А - это И, И - это А". И таким образом "стиральная машина" превращается в "старильния мишани". Тоже легкотня, конечно. Зато весело)
5. Ребус. У нас было "кресло Миши" (это Аришкин младший брат). Внизу мы специально приписали, что не надо трогать Мишу, потому что Миша в это время спал в кроватке, но это нам не помогло)). Увидев слово "Миша", дети сразу закричали: "Да че гадать, пойдем просто поищем около него!"))).
6. Решетка Кардано - мое любимое из детства). Карточка с отверстиями. Накладываем на бумажку с хаотично разбросанными буквами, в "окошках" видим нужные. Дети такое встретили впервые, поэтому мы максимально упростили им задачу, положив решетку и саму шифровку в одно и то же место (и даже подписали, где у нее верх). Осталось только догадаться совместить.
7. Обычные загадки. У нас была про яблоко, и следующая записка лежала рядом с яблоками в холодильнике.
8. Шифр с простой заменой. К каждой из шифровок прилагался маленький клочок бумаги с буквой и цифрой (и пометкой "сохрани!"). Последнее задание - шифровка, состоящая из цифр.

Что-то еще забыла). Если вспомню - допишу.
А призом были шоколадные монеты и мороженое в морозилке)

Сказать, что детям понравилось - ничего не сказать!
Макс даже вдохновился сделать подобный квест и для меня самой). Составил несколько головоломок, разложил по дому указатели и отпросился в магазин под окнами, чтобы на деньги из копилки купить мне тоже приз))
Только над конспирацией немного поработать надо))) "Мам, я куплю тебе мороженое.... ой, то есть приз! Ты слышала, что я сказал? Не слышала? Ой, хорошо!")) И "Мам, я не скажу тебе, где приз, только ты в морозилку не заглядывай")

Хотела сразу написать про следующий квест (сегодня делали), но сил на это не осталось, напишу в другой раз. Он был в разы сложнее. Даже чересчур. На самом деле очень трудно соблюсти баланс и придерживаться золотой середины. Не угадаешь, что для них окажется совсем легко, а что заведет в тупик
Картинку покажу, а все подробности потом)

Будь это день рождения, другой праздник или обычный день, охота за сокровищами – простой и увлекательный способ занять и развлечь ребенка. Такая игра не только принесет ребенку радость и веселье, но и поспособствует развитию его умственных и физических способностей. В этой статье мы расскажем, как организовать охоту за сокровищами с детьми.

Шаги

Подготовительные мероприятия

    Подумайте, с кем вы будете играть. Разным детям интересны разные подходы к игре. Обычно самым трудным моментом является сложность игры и маршрута, она должна быть подобрана в зависимости от возраста детей. Есть и некоторые другие важные моменты:

    • Возраст и пол детей. Убедитесь, что уровень сложности соответствует возрасту и умственным способностям детей.
    • Время, на которое рассчитана игра. Имейте в виду, что дети помладше быстро утомляются, а как только игра им наскучит – они станут раздражительными.
    • Узнайте, есть ли у кого-то из детей аллергия на продукты или какие-то сладости.
  1. Выберите большое (в зависимости от уровня сложности и возраста детей) место для проведения игры. Место, которое вы выберите, должно быть достаточно просторным для игры, но не таким большим, чтобы дети могли потеряться. Если вы организуете игру для детей младшего возраста, возможно, с ними должны играть взрослые, которые смогут сопровождать их, если вы выбрали какое-то большое помещение для игры.

    • Для детей 2-4 лет целесообразно организовать охоту за сокровищами прямо в доме. Это должно быть маленькое безопасное место.
    • Для детей 5-8 лет можно организовать площадку для игры внутри и снаружи дома. Опять же, площадка должна находиться под присмотром взрослых. Если площадка расположена снаружи, она должна быть подальше от общественных организаций.
    • Для детей 9-12 лет подойдет парк или школа. Так дети будут чувствовать себя более независимыми.
    • Для подростков лучше всего подойдет какой-то квартал или даже целый район, рынок или большое открытое поле.
  2. Подумайте о теме или формате игры. Намного лучше собрать всех детей за игрой, чем волей-неволей пытаться развлечь каждого. Самые удивительные игры получаются, когда охотников объединяет какая-то общая тема, например Хоббит или некий общий план, например, поиск ключей, рецептов и ингредиентов для приготовления какого-то блюда. Конечно, можно поиграть в классическую версию игры – с подсказками и картой!

    Подумайте, на какое время рассчитана игра. Считается, что ребенок будет сохранять терпение и интерес к игре, если подсказок будет в два раза больше, чем лет ребенку. Конечно, даже дети постарше устанут после 26 подсказок. Подсказок должно быть от 5 до 15 (в зависимости от того, как далеко друг от друга находятся ключи).

    Придумайте, каким будет клад. Самая последняя подсказка должна привести детей к сокровищам или чему-то веселому, что будет вознаграждением за их терпение и старания. Подумайте, как дополнительно вознаградить ту команду, которая найдет сокровища первой – это создаст условия для конкуренции.

    Придумывая подсказки, начните в обратном направлении: от финиша до старта. Когда вы знаете, каким будет следующий шаг, будет легче придумать настоящий. Каждый ключ должен привести детей к следующему ключу, так что в подсказке вам нужно намекнуть на следующее местоположение ключа, а затем спрятать записку. И так с каждым ключом. Убедитесь, что последний ключ, который вы напишите (он же будет первым, который найдут дети), приведет их к следующему ключу и так далее до финиша.

    • Имейте в виду, что первый ключ должен быть легким, а каждый следующий ключ должен быть сложнее предыдущего, чтобы немного усложнить игру.
  3. Придумайте простые правила. Напечатайте их или запишите на листочках и раздайте игрокам. Дети должны быть достаточно взрослыми, чтобы они смогли сами прочитать эти правила и придерживаться их. Если дети слишком маленькие, объясните правила сами или попросите об этом их родителей. На этом моменте можно сделать акцент на нескольких пунктах, например:

    Разнообразьте подсказки изображениями и картинками. Нарисуйте или сфотографируйте те места, которые дети должны исследовать, чтобы найти новые ключи. Это отличный вариант, если вы организовываете игру для детей младшего возраста, потому что так они смогут быстро двигаться дальше. Если вы играете с детьми старшего возраста, можете усложнить задачу, вложив в подсказку старинные фотографии, спутниковые снимки или снимки какого-то предмета крупным планом.

    Включите в некоторые подсказки мини-игры. Например, вы могли бы взять три одинаковых стаканчика, показать детям, под каким из них скрывается подсказка, затем быстро перемешать эти стаканчики и предложить детям отгадать, в каком из них скрывается подсказка. Также можно устроить гонки яйцами, небольшие гонки с препятствиями, любую мини-игру, после прохождения которой детям будет выдаваться ключ.

    • Это может быть отличный способ сделать паузу посреди игры. Первые 4-5 ключей могут быть обычными, а следующий может приостановить игру. Как только игра будет приостановлена, дети смогут покушать, выпить сока, отдохнуть или намазаться солнцезащитным кремом, а затем можно будет продолжить игру и отыскать остальные 4-5 ключей.
  4. Рисуйте и пишите подсказки невидимыми чернилами или придумайте секретные коды, чтобы усложнить задачу. Самый простой способ сделать невидимые чернила – написать что-то на белом фоне мелком, а затем предложить детям с помощью маркера расшифровать запись. Сделайте запись невидимыми чернилами , и пусть дети сами гадают, что же делать с «пустым» ключом.

    • Еще один интересный способ, который подходит для детей любого возраста: можно выключить свет в комнате, чтобы ничего не было видно. После этого предложите детям искать подсказки с фонариком или на ощупь.
  5. Спрячьте подсказку в какой-нибудь интересный предмет, который будет интересно исследовать. Например, можно поместить ключи в миску со спагетти, пусть дети представят, что это «мозги», в которых нужно покопаться, чтобы отыскать ключи. Если у вас есть непромокаемый картон или что-то, где можно написать подсказку, прикрепите его в глубине бассейна. Таким образом, детям придется нырять и плыть, чтобы найти ключ (важно приглядывать за ними). Подойдет любая идея, которая заставит детей двигаться и пробовать что-то новое.

    Подумайте о том, чтобы придумать подсказку, состоящую из нескольких частей (для детей старшего возраста). Например, вы можете заказать онлайн дешевые головоломки, распечатать их и вставить в подсказку. С каждой следующей подсказкой дети могут получать по несколько частей этой головоломки, в конце эти части нужно будет собрать вместе, чтобы найти последний ключ. Вот несколько других идей:

    • С каждым ключом можно открывать детям одну букву (как часть какого-то целого слова). Это слово будет паролем для следующего ключа или самим ключом, который укажет на клад.
    • Можете придумать тематические варианты, такие как: «окончательный ответ – это то, что есть общего у всех подсказок» или «последний ключ получится, если сложить первые буквы всех остальных подсказок».
  6. Включите в подсказки популярные песни и персонажей кино (соответствующие возрасту детей). Это будет особенно интересно, если вы планируете тематическую охоту за сокровищами. Например, в ключе может быть вопрос: «Что за часть дома, где Гарри Поттеру приходилось жить в детстве?» Этот вопрос направит детей к лестнице или шкафу, где можно будет найти следующий ключ.

    Вместо обычных ключей и подсказок пользуйтесь картой. Ее можно совместить с пазлами или мульти-ключами. Нарисуйте карту, добавьте в нее несколько картинок и несколько запутывающих моментов (например, «случайно» стертые обозначения в карте). Затем возле каждого пункта в карте укажите ключ или какой-то приз, который необходимо найти, чтобы добраться до сокровищ, таким образом, дети не смогут в считанные минуты дойти до финиша.

Начните игру

    Пусть игроки заранее найдут подходящую одежду. Есть большая разница между домашней игрой и игрой во дворе или в парке, от этого зависит и подготовка ребенка. Как только вы решите, где будет проходить игра и придумаете ключи и подсказки, сообщите детям, как одеться для игры.

    Придумайте, как дети смогут найти первый ключ. Суть в том, что первый ключ должен указывать на место, где будет спрятан второй ключ и так далее, пока дети не найдут сокровища. Но первый ключ должен быть самым интересным и интригующим, он должен быть открытием игры:

    Если дети не могут справиться с заданием или оказываются в тупике, будьте готовы им помочь. Если дети более менее успешно справляются с заданиями, не стоит им помогать. Но дети быстро разочаруются, если у них не получится найти ключ или справиться с заданием. Придумайте несколько запасных ключей и подсказок на тот случай, если придется самостоятельно направлять детей. Используйте эти ключи, только если увидите, что дети не справляются и нервничают.

    Заранее приготовьте воду, закуски и солнцезащитный крем, особенно если игра будет долгой. Пока дети будут искать сокровища и разгадывать загадки, они вряд ли будут думать о том, чтобы вовремя поесть или не сгореть на солнце. Так что позаботьтесь об этом сами или оставьте несколько бутылок воды и немного закусок рядом с каждой подсказкой, чтобы дети могли пить и кушать на ходу.

    • Это может быть пара ящиков мюсли или сухого завтрака, а также какие-то закуски, которые можно съесть на ходу. Закуски можно дать детям перед началом игры, а также на полпути к сокровищам.
  1. Если дети младше 10 лет, их нужно сопровождать, если игра проходит на небольшом участке. Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра, даже если они будут недалеко от вас. Попробуйте разбить всех игроков по командам, где у каждого ребенка будет взрослый партнер, с которым игра пойдет быстрее и безопаснее.

  • Возможно, дети захотят пройти игру самостоятельно без вашей помощи (в зависимости от возраста детей и уровня сложности игры). Чтобы зря не гадать, спросите детей, чего они хотят.
  • Постарайтесь придумать побольше подсказок и ключей. Можно обыграть их разными кодами, письмами, головоломками, загадками, мини-играми. Имейте в виду, все это не должно повторяться.
  • Чтобы избежать сильной конкуренции, пусть дети читают загадки и подсказки по очереди.
  • Если подсказка написана на бумаге, будет весело разложить эти подсказки в разном виде. Например, вы можете сделать оригами или музыкальное сопровождение.
  • Обязательно приберегите какой-нибудь хороший приз на конец игры. Даже если детям понравится игра и вся эта возня с ключами, они все равно будут ждать, что в конце для них будет еще какой-то сюрприз.
  • Пусть некоторые подсказки будут одновременно головоломками – чтобы найти ключ, нужно разгадать головоломку. Например, можно поместить ключ на игрушечную лодку и положить рядом рыболовную сеть, чтобы дети с помощью сети вытащили лодку из воды.
  • Если вы играете с детьми старшего возраста, вы можете давать им указания по телефону или через электронную почту.
  • Эта игра может быть интересной не только детям, но и взрослым гостям, например, на семейном празднике это может быть охота за Пасхальным яйцом в саду.
  • Не придумывайте слишком много подсказок для маленьких детей, иначе они запутаются.

Предупреждения

  • Каждый ребенок должен получить равную часть сокровищ! Вы же не хотите, чтобы кто-то из детей расстроился и заплакал, потому что у него будет меньше конфет и сладостей, чем у его друга.
  • Если вы проводите игру на чьей-то собственности, обязательно поговорите с владельцем этого участка или здания. Никому не понравится неожиданно появившаяся куча детей!
  • Имейте в виду, что детям может быть скучно даже во время игры, так что постарайтесь не обижаться!
  • Во время игры дети должны быть под присмотром взрослых, это зависит от места проведения игры.
    • Детей до шести лет обязательно сопровождать кому-то из взрослых или подростков.
    • Если вы проводите игру на открытой местности, за детьми в возрасте до 10 лет также нужно наблюдать.

«В поисках клада».

Квест - игра.

Воспитатель В.Н. Машнёва

Цель:

Организация и проведение досуга воспитанников школы - интерната.
Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни и формировать интерес к спорту.

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Задачи:

Привлекать воспитанников к активному образу жизни.

Воспитывать в детях чувство товарищества, сплоченности команды.

Воспитывать у детей чувство переживания за своих товарищей (команду) в эстафетах и соревнованиях.

Развивать кругозор и творческие способности воспитанников.

Развивать взаимовыручку, умение прийти на помощь.

Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте - схеме, определять направление маршрута.

Коррекционные задачи:

Стимулировать развитие мыслительных способностей.

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Развитие у детей логического мышления.

Воспитание ловкости, внимательности.

Длительность проведения: 1 час.

Подготовительная работа:
- нарисовать красочное объявление и донести информацию до ребят;
- воспитанники одеваются согласно теме, пиратский макияж приветствуется;
- подготовить грамоты и « сокровища» - конфеты;
- подготовить станции для проведения конкурсов;
- нарисовать карту — маршрутный лист;
- картинку корабля разрезать на столько частей, сколько будет станций;
- изготовить сундук (можно обклеить обоями коробку и наклеить из бумаги замок или использовать старый чемодан).;

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый день, самые отважные люди нашей школы. Мы очень рады, что вы не испугались и пришли к нам, чтобы отправиться на поиски пиратских сокровищ. Итак, начинаем.
Пожалуй, нет ни одного человека, кто хоть раз в жизни не собирался бы в дальнее путешествие навстречу опасностям и приключениям. Нет ни одного человека, кто бы не мечтал найти зарытые пиратами сокровища, кто не представлял себя капитаном пиратского корабля. И сегодня нам предоставляется такая возможность: сегодня мы отправляемся за пиратскими сокровищами. Но в отличие от многих кладоискателей прошлого нам сегодня обязательно повезет. Нам непременно улыбнется удача. Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные.

Ведущий: Ну что, почувствовали запах моря? Пахнуло на вас соленым морским ветром? Услышали скрип мачт пиратских кораблей? Прониклись духом приключений? Готовы?

Ведущий: Для нашего плавания нам нужны корабли, а чтобы получить их, нам придется ответить на несколько вопросов, показать свои знания. Вы сможете клад найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными, выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Ну что готовы?

Задание №1 Игра «Вопросы и ответы»

1. Назовите самое жаркое время года?

2. После лета наступает….

3. Назовите все времена года.

4. Сколько месяцев в году?

5. Назовите осенние, зимние, весенние, летние месяцы.

6. Год состоит из месяцев, месяц из недель. Назовите дни недели.

7. Какой сегодня день недели?

8. Какой день недели был вчера?

9. Какой день недели между вторником и четвергом?

Послушайте стихотворение и скажите, в какой день недели все звери сели на карусели:

Носорог все дни недели

Проводил на карусели

И смеялся носорог

И сиял от счастья рог

Но в последний день недели

Вдруг сломались карусели

Потому что вместе сели

Крокодил, жираф, олень,

Слон, слониха и тюлень

Словом дюжина зверей

Да обжора муравей

В какой день недели звери сели на карусели? (В воскресенье )

Ведущий: Молодцы, с первым заданием справились.

Задание 2. Посвящение в пираты.

Кто хочет стать пиратом и найти сокровища? Желающие стать пиратами должны пройти ПОСВЯЩЕНИЕ В ПИРАТЫ:

а) Чтобы плавать на кораблях нужно уметь сохранять равновесие во время шторма.
Нужно быстро пройти по канату (веревке или меловой черте) и не упасть (не сойти с нее). Ступни ставить - строго пятка к носку!
б) Пираты должны быть меткими. Сбить хотя бы одну из трех выставленных в ряд кеглей (кеглей, мячиком или битой).
в) Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю:

Лево руля! - все бегут к левому борту (левой стене).

Право руля! - все бегут к правому борту (правой стене).

Нос! - все бегут вперед.

Корма! - все бегут назад.

Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.

Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.

Пушечное ядро! - все приседают.

Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.

г) Пираты должны быть хитрыми и не поддаваться на уловки. Нужно быстро и правильно ответить на загадки:

Быстрее всех от страха
Несется …(не черепаха, а заяц).

Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый … (не волк, а медведь)

В теплой лужице своей
Громко квакал … (не воробей, а лягушонок).

По горной круче проходил
Обросший шерстью … (не крокодил, а баран).

В чаще голову задрав,
Воет с голоду… (не жираф, а волк).

Как в автобусный салон
Маме в сумку прыгнул … (не слон, а кенгуренок).

Над лесом солнца луч потух
Крадется царь зверей … (не петух, а лев).

Все преграды одолев,
Бьет копытом верный … (не лев, а конь).

Сено хоботом берет
Толстокожий … (слон, а не бегемот).

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем … (не ворона, а павлин).

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (не лисица, а белка).

Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» … (не мышей, а собак)

Ведущий: Отличная команда - все такие умные, хитрые, ловкие! Каждый получает БАНДАНУ с Веселым Роджером и кто хочет быть с усами, раскрашивается детской маскарадной косметикой.
Ведущий: Будущие пираты готовы. Но на поиски настоящего клада могут отправиться только настоящие пираты, поэтому всем участникам нужно подтвердить торжественную клятву:

Клятва пиратов.

«Вступая в ряды пиратов и искателей сокровищ, клянусь чтить пиратский кодекс, не
трусить, не унывать, помогать товарищам, найденные сокровища разделить по чести и
совести иначе пусть меня лишат моей доли сокровищ и бросят на съедение акулам».
Кто согласен, называет свое имя:
Капитан...
- Юра!

Пират…

Мансур!

Пират…
- Алёша!

и т. д.
Ведущий: Море выбросило на берег один предмет и, если пираты отгадают кроссворд, то узнают что именно и получат его. (Буквы в выделенных клеточках по вертикали составят слово-подсказку).
Кроссворд:

Бок корабля (борт) - (Б)

Рулевое колесо на корабле (Штурвал) - (У)

Доска для спуска с корабля (трап) - (Т)

Морские разбойники (пираты) - (Ы)

Тихая мелководная часть моря, врезающаяся в сушу. Голубая… (лагуна) - (Л)

Помещение для матросов (кубрик) - (к)

Пиратский захват судна с помощью крюков и веревок (абордаж) - (А)

Бутылка вручается пиратам. Вытряхивается послание:

« Я, пират Билли Бонс, пишу это послание 12 июня 1647 года на необитаемом острове, где мы зарыли клад Флинта.

Клад достанется тому, кто отгадает все мои загадки и найдёт его, по моим указателям. Пришвартуйте свой корабль в круглой бухте Острова Сокровищ и проследуйте 60 шагов на юг. Тайну хранит:

В каждом доме есть гармонь...

Но играть ей не дано...

Дарит в холода тепло...

Загляни-ка под окно...

Билли Бонс».

За батареей пираты найдут следующую подсказку.

Подсказка 1.

Он в каждом доме есть...

Его включают, выключают...

В нем передачи, мультики вещают...

На ящик внешне он похож...

За ним ты ключ к сокровищам найдешь...

Так, следующая подсказка находится за телевизором. Все подсказки написаны на бумаге и свернуты в трубочку(свиток). Проводится игра, затем читают подсказку - ключ к следующей.

Игра «Угадай песню».
Ведущий говорит любую строчку из песни, а дети должны сказать название песни и спеть куплет и припев.
- "С голубого ручейка начинается река….." - "Улыбка";
- "Метель ей пела песенку, спи елочка бай-бай…" - "В лесу родилась елочка";
- "Голубой вагон бежит качается, скорый поезд набирает ход… " - "Голубой вагон";
- "Чунга-Чанга? места лучше нет..." - "Чунга-Чанга";
- "Если долго по дорожке, если долго по тропинке топать, прыгать и бежать..." - "Песня Красной Шапочки"

Подсказка 2.

Земля - его источник жизни...

Он зеленеет от солнечных лучей...

На подоконнике стоит... его не слышно...

Если найдешь его, то обязательно полей...

Ответ: комнатное растение. Положите свиток за горшок с растением.

Задание «Сказочный цветок».

Дети знакомятся с «Цветиком-семицветиком» и заданиями каждого лепестка:

1. Отгадай загадку: Каких камней в море не бывает? (Сухих).

2. Спой песню Антошки (1-й куплет и припев).

3. Надуй шарик.

4. Покажи мимикой «обезьянку».

5. Прокукарекай 5 раз.

6. Скажи пожелания Антошке.

7. Перепрыгни через канат.

Ребята выполняют задания и получают следующую подсказку .

Подсказка 3.

Здесь одежду оставляем,

Куртки, шапочки снимаем.

Он всегда готов принять
Куртки, шубы и толстовки,
И кожанки, и ветровки,
И для обуви есть место,
И одежде там не тесно. (Гардероб)

Подсказка 4.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки Дерево

Воспитатель:

Прошли вы половину испытаний...

Ещё немного осталось впереди...

А теперь одеваемся и идём на улицу.

Игра «Лоцман»

Все выходят во двор и видят, что на свободной от посторонних предметов площадке беспорядочно расставлены 8 кеглей (можно использовать пластиковые бутылки).

Ведущий объясняет, что ребята должны выбрать лоцмана, который вслепую поведет корабль, лавируя между бакенами. На самом деле нужно с завязанными глазами пройти через площадку с кеглями, а все остальным в это время дано право подсказывать, куда шагать. Задача — пройти между кеглями, не сбив ни одной.

Подсказка 5.

Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)!

Игра «Мы акулы не боимся».

Гроза всей живности морей,
Не знаем мы зубов острей.
Не зубы — острые ножи,
Ты не боишься? Зря… дрожи!

Океан кишит акулами. Ведущий становится этой опасной рыбой. Команды разбегаются, а акула пытается догнать добычу. На кого ведущий прицепит прищепку, тот игрок выбывает из игры. Забава рассчитана на 7-10 минут. Где пиратов осталось больше, та команда и победила

Подсказка 6.

У заборчика стоят,
Целый день на них сидят
Бабушки и дети.
Что это? Ответьте! (скамейки)

Игра «Узнай сказку по отрывку».

Красна девица грустна —
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.(«Снегурочка»)

А дорога — далека,
А корзинка — нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок.(«Маша и медведь»)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?...(Буратино)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три медведя)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок).

Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола».(Золушка)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три поросенка )

Подсказка 7.

И была зимой потеха!
Много снега, много смеха!
Появилась под окном
То ли лошадь… То ли гном?!
Постепенно я привык,
Что такой мой …! ( снеговик )

Игра «Вода - суша».
Если ведущий говорит слово «вода» или название водоема, дети прыгают вперед, если «суша» или название части суши - прыгают назад.

Подсказка 8.

Любит санки, любит лыжи,
Ей зима, конечно, ближе.
Покатились вниз! Ура!!!
Всех приветствует…. ( гора )

Игра «Катание на санках - ледянках с горки».

Подсказка 9.

Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки.
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет:
И рычит, как на распев -
Это храбрый, сильный - (лев )

Игра «Меткий стрелок» .

Задача — мячиком попасть в пустую пластиковую бутылку, стоящую на некотором расстоянии от черты, проведенной на земле. От этой черты дети по очереди бросают мячик, пытаясь сбить бутылку.

Подсказка 10.

Почти до финиша дошел...

Отважный начинающий пират...

Сокровища мои я спрятал там,

Где вещи все твои лежат...

Все возвращаются в группу. Находят последнюю подсказку и письмо .

Ведущая: Итак, ребята. Все конкурсы мы с вами прошли. Настал момент, когда мы узнаем где же все-таки клад?

Подсказка 11.

Кто по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте?

Кто прочтёт стихи и сказки,

даст вам пластилин и краски,

рисовать, лепить научит,

ложки раздавать поручит?

Выдумщица кто, затейница, мечтательница?

Это ваша дорогая... (воспитательница)!

Письмо.

Юный охотник за сокровищами!

Если ты читаешь это письмо, значит, тебе удалось найти клад.

Искренне тебя поздравляю! Из тебя получится отличный капитан. Береги мои сокровища...

С большим уважением к тебе, капитан Билли Бонс!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, когда один за всех и все за одного, то никакие опасности нам не страшны и мы всегда добьемся победы. Сегодня вам повезло, карта привела вас к сокровищам. И нам хочется надеется, что вам и дальше будет везти. А знаете, какие наши с вами главные сокровища? Это наши знания, это наша дружба. Сейчас мы предлагаем вам всем встать, взяться за плечи и вместе спеть песню.

Интернет ресурсы:

КОНКУРСЫ:

1. «Попади в цель».
Перед каждым участником конкурса ставится ведерки. Всем ребятам выдаются одинаковые по формату газеты-толстушки. По сигналу ведущего игроки отрывают по одной страничке, комкают бумагу в плотный шарик и бросают в ведерко. Побеждает тот, кто первым забросит в ведерко 3 бумажных шарика.

2. «Пожарные»
На сцене ставят 2 стула спинками друг к другу. На спинку каждого стула вешают спортивные олимпийки, вывернутые наизнанку. Под стульями лежит канат. По сигналу ведущего участники одевают олимпийки, застегивают их. Оббегают стулья, садятся на свой стул и выдергивают канат. Кто быстрее?

3. «Держи меня соломинка»
На стол (стул или прочную поверхность) ставятся два стакана. Рядом кладется соломинка для коктейлей. Задача играющих —как можно быстрее перелить воду из одного стакана в другой с помощью соломинки.

4. «Укротитель диких зверей»
Поставить в комнате стульев на один меньше, чем участников. Ведущий медленно идет по кругу и называет подряд всех диких животных. Тот, чье животное названо (играющие предварительно выбирают их для себя), встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова: «Внимание! Охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. Тот, кому места не досталось, становится укротителем диких зверей.

5. «Спичка-невеличка»
В каждой команде игроки выстраиваются парами (девочка-мальчик). Перед каждой колонной ставится стул, на который садится первый участник команды. Ему в рот дается спичка без серы. По команде ведущего к нему подбегает второй игрок, берет спичку без рук, и садится на его место. Первый бежит в хвост колонны. Выигрывает та команда, у которой первый игрок первым сядет снова на стул.

6. «Путешествие в темноте»
Для этого конкурса потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Кегли расставляются «змейкой» перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и получает жетон.

7. «Музыкальные кегли»
По кругу ставятся кегли на одну меньше, чем участников. Пока звучит музыка, участники движутся вокруг кеглей держась, например, за ухо. Как только музыка затихает, участники должны схватить кеглю. Кому не досталась, выбывает из игры. Выигрывает участник, последним оставшийся в игре.

Есть колодец вертикальный,

Старый клад в нём скрыт от всех:

Меч булатный, щит зеркальный,

С чистым золотом доспех.

Очень много там сокровищ.

Что зарыты - не беда.

Вот когда мы их отроем,

Каждый скажет: "Это да!"

(с) Владислав Крапивин

"Клад на Смоленской улице"

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы расскажем, как стать кладоискателем, даже если у вас нет опыта, и при этом остаться в рамках закона. Когда кто-то роняет словечко "кладоискатель ", в воображении рисуется образ мускулистого мужчины, одетого в потрёпанный дорожный костюм. Лицо его непременно прокалено Солнцем и обветрено штормами и ураганами. Стоптанные башмаки прошагали неисчислимое количество миль. А из заплечного мешка слышится таинственный звон сокровищ. Если голову изыскателя украсить шляпой, а в руку вложить хлыст, мы увидим великого и неподражаемого Индиану Джонса, пожалуй, одного из самых известных охотников за сокровищами . Остаётся лишь найти ответ на вопрос "Как стать кладоискателем?" и отправляться за богатством.

Что такое клад?

Клад - это не только монеты, но и любой предмет, укрытый хозяевами. Во времена смуты люди старались сберечь любую пригодную в хозяйстве вещь. Так появились бытовые клады. Невероятно популярны они и по сей день. С окончанием сезона на садовых участках многие садовладельцы не увозят посуду и мелкий инструмент домой, а припрятывают его на огороде. Эпохи сражений и войн породили реликвийные клады . Это, к примеру, спрятанное знамя воинской части, оказавшейся в окружении. Согласно уставу воинская часть, утратившая боевое знамя, подлежит расформированию. Схожи с ними ситуационные клады. Если в качестве примера брать клад военного времени, то вспомним спрятанные архивы с документами. Также к таким кладам относятся схроны с наградами и личными вещами бойцов, идущих в разведку. Кстати, пиратские и разбойничьи клады тоже зачастую именно ситуационные, если сокровища припрятывали временно, впоследствии надеясь подыскать более надёжное место.

Наиболее многочисленный и разнородный класс кладов - ценностные. В настоящее время многие из них утратили ценность, которую когда-то представляли. До сих пор старые дома скрывают пачки купюр, вышедших из обращения. Ценность иных вещей переходит с денежной составляющей на историческую (к примеру, клад из цветных бусин, изготовленных на острове Мурано во времена, когда рецептом придавать стеклу цвет обладали лишь мастера этого острова). А вот заботливо укрытую в глиняных горшках соль, припрятанную в эпоху соляных бунтов, сейчас вряд ли посчитают кладом. Подвид ценностного клада, интересный коллекционерам - сберегательные. Это горшок с золотыми монетами или украшениями. Его владелец открывал вклад "до востребования" в укромном месте, но иногда востребовать не успевал. Сюда стоит добавить и культовые клады. Знаменитая Зарни-Ань - Золотая Баба представляет собой известнейший пример такого клада, не найденного до сих пор.

Где прячутся клады?

"-Где же будем рыть? - спросил Гек.

- О, везде попробуем.

- Да разве везде зарыто?

- Ну, нет. Зарыто в особенных местах, Гек, - иногда на островах, иногда в сгнивших сундучках под оконечностью сука старого засохшего дерева, как раз там, где тень падает в полночь, а чаще всего в домах, где водятся привидения".

(с) Марк Твен "Приключения Тома Сойера"


Без опыта отправляться за кладом - только напрасно терять время. Работа по поиску сокровищ начинается задолго до выхода на его добычу. Надо терпеливо изучить карту местности, выискивая заброшенные деревни или исчезнувшие древние поселения. Настоящий кладоискатель приведёт внушительный список локаций, где по ему ведомым приметам могут прятаться клады. Благодатным местом считаются старые дома , пережившие времена бедствий или войн. Чем старше их возраст и чем значительнее былое величие, тем выше шанс, что там припрятано нечто ценное . И мы даже не задели такую группу кладов, как сокровища затонувших кораблей .

Инструменты кладоискателя


На протяжении многих веков основным инструментом извлечения сокровищ остаётся лопата. К её выбору подходим внимательно. Специалисты советуют: "Ручка лопаты должна быть достаточно прочной, изготовленной из березы, толщиною у колена 40 миллиметров, рукоятки 35 миллиметров и иметь специальную рукоятку, облегчающую обращение с лопатой. Большое значение имеет и длина ручки. При короткой ручке приходится затрачивать значительно больше усилий, чем при длинной. Кроме того, при короткой ручке туловище нагибается куда ниже, чем при длинной" .

Жизнь кладоискателя стала куда легче с появлением металлоискателей. Поэтому при поиске монет, медалей и прочих изделий из металла, этот инструмент незаменим. Лучше, если металлоискатель лёгкий и неприметный. Потому что если на виду у народа отправиться в лес не с корзинкой, а с металлоискателем, то успех этой экспедиции придётся делить на всю округу. В местах, где каменистая почва, земляные работы очень облегчит кирка. Пригодится и металлический щуп. Для просеивания земли, когда сокровище предстаёт в виде россыпи благородных металлов, нам поможет сито или решето. Компас тоже не помешает, так как навигаторы работают далеко не везде.

Клад и закон - как не оказаться по разную сторону баррикады

Согласно российскому законодательству клад - это "зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы" . Сюда попадают ювелирные изделия из благородных металлов , драгоценные камни и прочее, представляющее материальную ценность. Предметы исторической ценности (документы, рукописи, то же полковое знамя) кладом по законодательству не являются. Дополнительное условие: кладом могут считаться только вещи, "собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право" . Найденное на пляже кольцо или одиночная монета - это не клад, так как не выполняется условие "сокрытые", то есть нарочно спрятанные вещи. Следует ознакомиться, не ведёте ли вы раскопки на территории археологических памятников. К счастью, все они занесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Чёрные копатели (чёрные археологи) - это кладоискатели, занимающиеся поиском вразрез установленного законодательства. Очень часто ради одного ценного артефакта они безвозвратно губят множество других предметов, материальной выгоды не несущих, но бесценных с точки зрения археологии. Примеры таких копателей являет обширная история разграбления Египетских пирамид. Очень часто историки, бережно вскрывавшие захоронения фараонов, обнаруживали лишь следы былого сокровища.


К примеру, в Украине предусмотрена уголовная ответственность за присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного чужого имущества. Статья 140 Гражданского кодекса Украины определяет: "Присвоение лицом найденного или случайно оказавшегося у него чужого имущества, которое имеет важную историческую, научную, художественную или культурную ценность, а также клада, - наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев" . Куда добросердечнее относятся к недобросовестным кладоискателям на туманном Альбионе. Акт о кладах 1996 года, заменивший общий закон о кладах в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, гласит: "Существует уголовная ответственность, караемая сроком заключения до трех месяцев, либо штрафом не более пятого уровня (сейчас 5 000 фунтов), либо обеими этими мерами, за несообщение о находке следователю. Суд принимает во внимание сведения нашедшего об убедительных основаниях, по которым он решил, что находка не является кладом, а также уважительные причины, по которым он не сообщил о находке" .

Куда и как сдают найденные клады

"Дима хотел возмутиться ещё больше, но в это время к ним подошёл участковый милиционер.

- Тут поговаривают, что на вашей территории вчера клад нашли, - сказал участковый. - Закон знаете? Нашли - надо сдать. А премию, конечно, получите - тоже по закону.

- Какой клад? Какая премия? - вскипел папа. - Это дед какой-то про клад придумал, чтобы этим вот мальчишкам было интереснее ямы копать. Ямы под кусты мы рыли!

- Моё дело напомнить, - сказал участковый. - Сдать надо клад, - и он пошёл к калитке".

(с) В. Медведев "Как капитан Соври-голова чуть не нашел клад, или Золотая лихорадка"


Уже в детской книге нас незаметно приобщают к статье 233 гражданского кодекса Российской Федерации, которая описывает действия, связанные с обнаружением клада: "1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад" .

Перед сдачей клада в полицию следует его сфотографировать. В процессе оформления предметы сдаются по описи, а нашедшему выдаётся акт об обнаружении клада. Требуется также наличие трёх свидетелей для подтверждения того, что клад найден именно вами. Получение положенной компенсации может занять срок до трёх лет, так как требуется оценка экспертов . Если те признают клад исторической ценностью, то будет вынесен стоимостной вердикт о компенсации. Если клад исторической ценности не представляет, тогда его вернут вам. Но юристы говорят, что и тут требуется оценка, так как придётся заплатить НДФЛ.


Заметим, что законный кладоискатель понятие "Клад" всегда отличает от понятий "Бесхозяйное имущество" и "Находка".

"Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

Статья 228. Приобретение права собственности на находку

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее".

"Иными словами, - пишет пользователь форума искателей, - нашли вы, к примеру, шлем Дмитрия Донского, потерянный им на Куликовом поле (а вдруг?!) Заявили об этом в милицию, как положено. Прошло шесть месяцев, и если Дмитрий Донской за шлемом не явится - шлем ваш. По закону так выходит. В гражданском кодексе не сказано, когда вещь потеряна, вчера или шестьсот лет назад".

Но тут вступает в дело понятие "Археологическая ценность", и наша гипотетическая находка попадёт не к счастливчику, а прямиком в Исторический Музей. Об этом мы читаем далее: "2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада".


Как мы видим, в России найти клад выгоднее, потому государство забирает себе лишь половину. Тогда как в Украине действуют нормы, оставшиеся со времён Советского Союза, предусматривающее поступление в казну государства трёх четвертей стоимости найденного клада . Догадливые люди учат, как надо поступать, чтобы законно увеличить долю, переходящую в собственность: "А если найденный клад прикопать у себя на даче, а потом на глазах соседей его найти. В итоге вы и собственник земли и нашедший, делите клад сами с собой 50/50". В других странах, например, во Франции найденное делится пополам - между собственником земли и искателем. В Великобритании найденный клад следует в течение двух недель отнести в участок полиции. Специалисты определят, является находка кладом или нет. После клад оценивают и предлагают по этой цене музеям и собраниям. Если приобретение не состоится, находка достаётся кладоискателю. А вот в Германии право на сокровища принадлежит исключительно владельцу земли. Лишь некоторые федеральные земли считают, что их достояние нужно отдать местной администрации. Трехмильная зона территориальных вод США, где могут находиться затонувшие корабли, объявлена национальным парком, а сами корабли - национальным достоянием. Хочешь искать сокровища? Сначала приобрети разрешение властей. А вот международное право иначе трактует поиски затонувших сокровищ . Страна - хозяйка затонувшего судна имеет право на половину стоимости клада. О распределении оставшихся богатств договариваются хозяева вод, в которых оно затонуло, и поисковые компании.


Изменения в законодательстве России

И всё было на раскопках нашей Родины хорошо, пока в 2013 году не возникла Статья 243.2 "Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания". Уже сразу на горизонте замаячили грозные меры: "1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, - наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет" . Серьёзнее обстоит дело, если всё это происходило на территории объекта культурного наследия. В этом случае нарушитель наказывается "штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет" . Есть и иные усугубляющие факторы:

а.) использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

б.) использование своего служебного положения;

в.) предварительный сговор или организованная группа.


"Использование специальных технических средств поиска"

Тут уже штраф возрастает до "до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет" . Металлоискатель входит в категорию "специальные технические средствами поиска".

Лицам, "изъявшим археологические предметы", полезно ознакомиться со Статьёй 7.15.1 "Незаконный оборот археологических предметов", которая грозит штрафом и конфискацией археологических предметов. Кладоискатели, разом оказавшиеся вне закона, начали утверждать, что ограничение пользованием металлоискателем применимо лишь в случае археологических исследований. Однако невнятное определение привело к тому, что уже появились обвинённые из числа лиц, к археологии отношения не имеющим, но задержанным с металлоискателем в процессе поисков.

Легко ли разбогатеть кладоискателю?

В отличие от фильмов и книг, хэппи-энд которых предрекает удачливым героям безбедное существование, реальная жизнь не столь красива. В большинстве случаев предметы найденного клада трудно отнести к сокровищам. Да и при удачном завершении поиск кладов всё равно остаётся сродни покупке лотерейных билетов. Выиграть приятно, но записывать выигрыш в качестве статьи постоянного дохода крайне неблагоразумно. Поэтому, покупая снаряжение, всегда учитывайте, что расходы могут значительно превысить доходы . Но тут главное - само увлечение процессом поиска. Ведь и рыбак отправляется в несусветную рань к заветному водоему вовсе не для того, чтобы окупить дорогостоящую экипировку и рыболовные снасти.



Top