Лень или болезнь расстройство заболевание. Сказка "за ленью следует болезнь". Основные причины развития лени

В городе N жила девочка Даша. Она жила в самом обычном городе, училась в обычной школе и в обычном классе. Один день был похож на другой. Всё было серо, скучно, обыденно. Даша давно потеряла интерес к учёбе, и родители перестали что-либо предпринимать. Учителя оставили её в покое. Только иногда спрашивали у неё ответы на совсем лёгкие вопросы. Во время летних каникул родители отправили Дашу к бабушке в деревню. Даша не любила ездить в деревню, потому что дом бабушки находился далеко от посёлка в глухом тёмном лесу. Они подъехали к лесу в сумерках. Чтобы пройти к дому, нужно было пробраться сквозь деревья и кусты, которые так и норовили зацепиться за одежду. Жгучая крапива больно щипала Дашу за ноги. В сумерках лес казался чёрным, страшным, полным неизведанных чудищ. Наконец, они подошли к старому заброшенному дому с прогнившими половицами на веранде и раскрошившейся черепицей на крыше. Из-за приоткрытой двери вышел чёрный пушистый кот, зашипел на Дашу и её родителей. Как только они зашли в дом, дверь за ними захлопнулась. Даша попятилась, но твёрдая рука отца остановила девочку.

Пульхерия Тихоновна!- позвал Дашин отец.

Откуда-то из темноты вышла старушка, похожая на Бабу Ягу. Родители оставили Дашу с бабушкой, которая в ответ что-то невнятно пробормотала с ухмылкой на непонятном Даше языке:

Я позабочусь о ней…

Даша отказалась от ужина, так как в кастрюле булькало что-то зелёное. Закрывшись в своей комнате, Даша легла спать, но за стенками кто-то или что-то стучало, шуршало, гремело. Казалось, что стенка была полая. В комнате Даши был небольшой старинный шкаф со старыми книгами, свитками и пергаментами, написанными на непонятном Даше языке. За стенкой кто-то перешептывался. Язык был очень чёткий и динамичный.

На следующий день Даша осмелилась выйти из комнаты и пошла осматривать дом. Всё в доме было в паутине, повсюду лежал вековой слой пыли. Наконец, она зашла в комнату, где от пола до потолка на стеллажах стояли книги. Возле двери стояла ещё одна полка с книгами, которые заинтересовали Дашу. Она потянулась за книгой с названием «Deutschland» и дверь с грохотом захлопнулась. Девочка безрезультатно пыталась открыть её.

Бесполезно! – сказал кто-то из глубины комнаты. Даша подпрыгнула от испуга. -Это комната волшебная. Ты не сможешь отсюда выйти, не выполнив задания.

Я барсук- хранитель этой библиотеки. Меня зовут Эльке.

Что я должна сделать? – спросила перепугавшаяся Даша. На её вопрос барсук протянул ей пожелтевший свёрток. Развернув его, Даша увидела всего три вопроса, но они были написаны как-то странно.

Но я не понимаю, что здесь написано. Что это за язык? На английский вроде не похож?

Это немецкий. Сейчас никто не хочет…

Но я же не понимаю, что здесь написано,- сказала Даша. Не дав договорить, она села на пол и заплакала.

Не горюй. Я помогу тебе выучить немецкий язык. Начни вот с этой книги,- сказала Эльке и протянула Даше синюю толстую книгу.

Даша открыла книгу и пролистала несколько страниц.

Она без картинок?

Конечно! Но она очень интересная.

Даша нехотя прочитала первые две страницы с помощью Эльке. А потом девочка так увлеклась, что буквально проглатывала книги одну за другой. Время летело незаметно. Прочитав четыре книги, Даше удалось расшифровать задания:

«Чередой идут цвета флага Германии».

«Бранденбургские ворота находятся в столице».

«За ленью следует болезнь».

И что это значит? –.спросила Даша.

После чтения ещё двух книг, Даша воскликнула:

Нашла! А чем мне писать?

Просто скажи слово «ручка» по-немецки, - подсказала Эльке.

DerKugelschreiber!- сказала Даша. После прочтения стольких книг это было проще простого. Посреди комнаты появилась ручка. Даша аккуратно вывела на листике: чёрный-красный-жёлтый, но чернила исчезли.

По-немецки надо писать, глупая! - возмутилась Эльке.

Дашанаписала: schwarz-rot-gelb. В этот раз чернила не исчезли, а рядом с надписью появилась слово, написанное изумрудными чернилами «gut»(хорошо). Через несколько минут Даша нашла ответ в книге на второй вопрос. Даша вывела: «Berlin»(Берлин). И снова зелёная надпись «gut». И, наконец, она нашла книгу немецких пословиц и написала: «NachFaulheitfolgtKrankheit» (За ленью следует болезнь).

Ну что, Дашенька, ты что-нибудь поняла из этого урока? – спросила Эльке.

Да. Я поняла, что нужно учиться и знать языки, ведь это так интересно и познавательно. А главное - знания могут тебе понадобиться в любую минуту.

Очень хорошо, милая. Потяни за ручку двери, - сказала Эльке и исчезла как будто её и не было.

Даша потянула за ручку двери, и та легко поддалась.

Danke, Elke(Спасибо, Эльке), - сказала Даша на прощанье и что есть мочи побежала к бабушке. Даша обратила внимание на изменения, которые произошли в доме во время её отсутствия. Она вбежала в светлую кухню, которая раньше была серой, а в углах висела паутина. Дашина бабушка стояла возле плиты и готовила что-то напевая себе под нос. Теперь кухня, как и весь дом, была светлой, чистой, без пыли и паутины. Даша стала обнимать бабушку и говорить, что всё хорошо, но бабушка удивилась. Даша посмотрела на часы-ходики. Они показывали ровно девять часов утра - то время, когда Даша отправилась осматривать дом. Даша рассказала бабушке всё, что с ней произошло в Тайной библиотеке и пообещала бабушке, что будет обязательно учиться. Вот так бабушка помогла внучке преодолеть лень.

1. Ни для кого не секрет, что хоть лень и считается «матерью всех пороков», но ленится почти каждый. Периодически так называемой «здоровой ленью» поражается до 100% населения независимо от возрастного, экономического и социального статуса.

2. К основным симптомам лени относится «синдром бурого медведя», то есть человек будто впадает в спячку, причём в любое время года и суток. Периоды спячки продолжаются от 12 часов до 15 дней.

3. Из-за лени любимцами учителей никогда не были Дарвин, Черчилль, Пикассо и даже Эйнштейн. Последний вообще пользовался репутацией отъявленного лентяя и тугодума.

4. Лень на рабочем месте обычно возникает в тех случаях, когда подчиненным распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными. Или же когда сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе.

5. Приступы лени могут иметь и сезонный характер. Такая лень появляется, как правило, весной. Причиной сезонной лени могут быть авитаминоз, а также первые лучи активного и раздражающего солнца.

6. Кроме сезонной, есть лень суточная. Все люди делятся на «сов» и «жаворонков», а посему заставить работать «жаворонка» вечером, а «сову» утром практически невозможно. Единственный выход - каждому вкалывать в свое время. Увы, это получается не всегда.

7. Однако это все проявления «здоровой лени». Но причиной того, что вам ничего не хочется делать, может быть и болезнь, точнее - недостаток в организме гормона мелатонина.

8. Оказывается, женщины в 4 раза ленивее, нежели мужчины. Лечиться от лени ученые предлагают им с помощью специальной диеты, которая способствует выработке мелатонина.

9. Учёные выяснили, что лень полезна для здоровья. Делать как можно меньше - гораздо полезнее для организма, чем изнурять себя физическими упражнениями. Впрочем, учёные не возражает против умеренной физической нагрузки, например, спокойных прогулок. В первую очередь это касается людей среднего и старшего возраста, кому следует экономнее расходовать энергию.

10. Кстати, лень может быть результатом элементарной перегрузки или может иметь чисто медицинские причины например, низкий уровень сахара в крови, проблемы с сердцем или сосудами. Если вы ощущаете хроническую усталость, проконсультируйтесь у невропатолога.

11. Ученые из Австралии, тоже считают, что леность - не порок, а болезненное состояние, которое они называют синдромом мотивационной недостаточности. Он поражает каждого пятого жителя нашей планеты и характеризуется непреодолимой и расслабляющей апатией.

12. По мнению психологов, в основе лени лежат негативные эмоции: страх, чувство вины, досады. Только поняв причины их возникновения, вы сможете преодолеть лень. Иными словами лени нельзя сопротивляться, ее надо предотвращать.

13. Николай Васильевич Гоголь писал, что «есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот - лень».

14. Классификация лентяев:

  • Лентяй ослабленный. Лень возникает из-за низкого физического тонуса человека. В этом случае упреки и силовые наставления слабо помогают. Как говорится, выше головы не прыгнешь. Человеку необходимо повышать свой тонус. Для этого можно использовать витамины. Полезны пробежки, гимнастика, занятия йогой, плавание. И, как ни странно, такому лентяю необходимо хорошо высыпаться.
  • Лентяй скучающий. Человек не желает выполнять работу из-за того, что ему скучно. Нелюбимая работа, неинтересные для него люди - все это усугубляет вашу лень. Но с таким видом лени бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше» и заняться тем, что вам по душе. Тогда и лени не будет места.
  • Лентяй неорганизованный. Вы ленитесь и никак не можете войти в нужный ритм. Такая лень самая опасная и помочь здесь может только силовое воздействие над собой. Каждое утро начинайте с вопроса: «Что я сегодня должен сделать?» И строго следуйте намеченному плану. Важно не зацикливаться на неудачах. И не забывать хвалить себя за победы.
  • Лентяй изобретательный. Благодаря именно таким лентяям, облегчена наша жизнь. Лень было копать землю лопатой, придумал лентяй экскаватор. Лень заниматься уборкой - придумал пылесос. Может быть и вы из-за лени выполнять какую-то работу совершите изобретение века? Так что, если вы - лентяй, то это совсем не значит, что потеряны для общества навсегда.

15. Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Согласно Википедии.

У каждого из нас наступали моменты, когда горы хотелось свернуть и казалось, что некоторые усилия помогут изменить жизнь к лучшему. Но стоило начать, как мы наталкивались на одно препятствие — собственную лень, и все хорошие начинания так и оставались в зародышном состоянии. Как бороться с этим состоянием и можно ли лень назвать болезнью?

Эксперты утверждают, что лень нужно классифицировать как полноценное заболевание, которому есть лечение .

Чаще всего под ленью мы подразумеваем отсутствие физической нагрузки, когда ничего не охота делать, а самым приятным и единственно желаемым действием является лежание на диване.

После некоторых наблюдений ученые предложили считать низкую физическую активность отдельным заболеванием. В частности Майкл Джойнер из американской клиники Майо определил, что нежелание заниматься собой в течение длительного времени, независимо от веса тела, приводит к процессам в организме, которые могут вылиться различными заболеваниями.

Так, у людей, которые совсем не занимаются физкультурой, истончаются кости, атрофируются мышцы и даже уменьшается объем крови, а незначительная физическая нагрузка вызывает учащенное сердцебиение. Поэтому, даже начав ходить в спортзал или на стадион, такие люди сразу испытывают упадок сил и прекращают занятия.

Джойнер сравнивает гиподинамию с такими вредными привычками как курение и алкоголь, потому призывает вести пропаганду здорового образа жизни.

Британские врачи Ричард Уиллер и Эммануэль Стаматакис провели свои исследования, в ходе которых обнаружили связь увеличившейся в последнее время смертности и отсутствия физической нагрузки, что дало им право так же назвать лень болезнью.

Всемирная Организация Здравоохранения уже признала ожирение заболеванием, что отмечает Уиллер. По его словам, ожирение как раз и является следствием лени и нежеланием заниматься собой. Абсурдом он считает огромные траты на лечение симптомов и последствий лени - ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии. Но лень как причину никто не лечит. Свои выводу ученые подкрепляют недавними исследованиями, которые показали, что лишь один человек из 20 дает своему телу минимально требуемую нагрузку.

Сегодня еще нет единой выработанной стратегии, которая помогает бороться с ленью и малоподвижным образом жизни. Однако многие психологи полагают, что лень - это необходимое состояние, в котором организм стремиться накопить или сэкономить энергию. Бывают моменты, когда лень просто необходима человеку, чтобы дать телу и мозгу полностью расслабиться. Однако мы говорим о продолжительной и систематической лени. В этом случае она может быть симптомом депрессии или другого заболевания.

Утверждения о пользе или вреде лени человеческой разнятся от «Лень есть корень всех зол» до «Лень создала цивилизацию» .

И все же, несмотря на оптимизм заявлений о пользе лени, намного чаще мы встречаемся с этим состоянием как проблемой, препятствием для того, чтобы оставаться успешным и активным во всем. На вопрос о том, каковы истинные причины лени, разные ученые дают разные ответы. Вот только несколько из них.

Нейробиологические механизмы лени

Исследование с помощью сканирования мозга методом MRI (магнитно-резонансная запись активации мозговых зон) показало удивительные различия между людьми, которые легко переходят от принятия решения к активным действиям, и теми, для кого начать что-то делать, представляет затруднение. Дело в том, что за «скачок» от решения к действию отвечает определенный участок премоторной зоны коры больших полушарий головного мозга. В эксперименте выяснилось, что этот участок активизировался по-разному у «легких на подъем» и апатичных. У апатичных (или ленивых) очаг возбуждения на этом участке был «ярче», чем у активных испытуемых.

Следствие из такого наблюдения позволяет заключить, что причина лени имеет скорее биологическую природу, чем социальную : для того, чтобы активизировать переход от покоя к активности, апатичным приходится прикладывать значительно больше усилий, чем всем остальным. Вот она природа лени –переход от принятия решения к активным действиям требует от ленивых людей существенно больших усилий и в целом больше энергичности, чем от всех прочих. А любой нормальный организм, как известно, всячески стремится к сбережению своих ресурсов.

Как инстинкт самосохранения превращается в механизм саморазрушения

Пожалуй, самая распространенная форма лени получила название «прокрастинация» – устойчивая привычка откладывать дела на неопределенный срок .

Порою к этому действительно имеются реальные психофизиологические предпосылки:

  • высокая утомляемость и быстрая усталость после длительной болезни;
  • истощение организма вследствие непосильных нагрузок;
  • недостаток сил на основе гормональных расстройств (например, гипотериоза);
  • длительное пребывание в стрессовой ситуации.

Лень в таких случаях есть не что иное, как инстинкт самосохранения, и выполняет для человека очень экологичную функцию самозащиты. Однако, если такое отношение к делам и задачам затягивается, то физиологическая природа лени медленно, но верно сменяется на психологическую. Возникает привычка откладывать дела на потом, а, главное, человек привыкает к такому негативному статусу, как «безответственность». И лень остается даже после выздоровления и полного устранения всех симптомов соматического расстройства.

Мотивационный дефицит или борьба мотивов?

Когда человек заставляет себя делать то, что делать ему, на самом деле, не хочется, это является результатом борьбы двух мотивов – «хочу» и «надо». Победа «надо» над «хочу» называется волевым усилием .

Если видимых физиологических причин для апатии нет, то психологи склонны рассматривать личностную черту «прокрастинация» как психологическое расстройство мотивационной сферы.

Ну, не хватает человеку волевых усилий, чтобы побудить самого себя сделать то, что требуется именно тогда, когда требуется! Если это результат такого устройства мозга, о котором говорилось в начале статьи, то мотивационный дефицит можно ослабить только специальными тренировками. Постепенно усложняя задачи, помогать человеку с подобным расстройством, преодолевать свою психическую болезнь.

Но намного чаще речь идет о том, что в борьбе мотивов мотив «хочу» побеждает лишь потому, что человек был так воспитан, а точнее не воспитан. Недаром много пишут о воспитании силы воли, о произвольном поведении, о волевой саморегуляции. Это все входит в обязательные задачи воспитания, которые решаются с самого детства, с момента, когда у ребенка формируются первые навыки произвольного поведения.

Наиболее частые причины такого проявления лени у взрослых:

  • недостаток воспитания трудовых навыков;
  • инфантилизм волевой сферы;
  • отсутствие навыка самоконтроля.

Стремление к удовольствию, возможность заниматься только приятными и легкими, не требующими усилий, делами рано или поздно формируют прокрастинацию и, в конце концов, закрепляют ее как устойчивую форму поведения.

В литературе часто встречаются истории, когда ленивый герой под влиянием обстоятельств или случая менялся до неузнаваемости, внезапно становился решительным и целеустремленным. Далеко ходить за примерами не придется, просто вспомните былину об Илье Муромце.

Итак, к изменению поведения приводят изменившиеся обстоятельства. До тех же пор, пока человек не испытывает реальной нужды или какой-либо опасности, потребности начать действовать вопреки своей лени не возникает.

С Викиум вы сможете побороть свою интеллектуальную лень. Занимайтесь онлайн

Лень как эхо нашей личности

Однако, часто у поведения, которое воспринимается окружающими, как патологическая лень, причины кроются в особенностях личности. Причем спектр личностных качеств, провоцирующих лень, необычайно широк и разнообразен.

Во-первых, очень большой друг лени – перфекционизм, то есть стремление все доводить до совершенства, до блеска. Под влиянием такой установки у человека есть только два выбора – сделать что-то лучше всех или… не делать этого вовсе. В результате, понимая, что справиться с задачей блестяще не получится, человек отказывается от выполнения этой задачи, следуя максималистскому принципу «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион». А в результате получается — «Лучшее – враг хорошего». Перфекционистские наклонности, как предпосылки лени, устраняются очень быстро, если у человека не остается выбора, и он оказывается лицом к лицу с простой дилеммой «Делай, как сможешь, либо останешься голодным».

Во-вторых, лень порождается противоположной крайностью – чрезвычайно низкой самооценкой и неуверенностью по типу «Мне ни за что не справиться с этим заданием». Подобная неуверенность в себе провоцирует стремление отодвинуть дела на более поздний срок или вовсе отказаться их выполнять. Человек и в этом случае, оказавшись перед выбором «сделать и опозориться» или «не делать и так избежать позора и провала», предпочитает второй вариант. Низкая самооценка в этой ситуации формирует сильную мотивацию избегания неудач, когда цель – не достичь результата, а уйти от негативных последствий своих действий. Стратегия бездействия в таком случае является наиболее эффективной.

В-третьих, причиной лени может стать элементарная недисциплинированность и неорганизованность. В таких случаях помогают разные приемы управления временем, самоменеджмента и планирования. Главное условие, при котором человек возьмет на вооружение все эти приемы, это наличие у него личностно значимого дела и очень привлекательной цели.

Ленивый интеллект, и как его спасти

Интеллектуальная лень – пожалуй, самый печальный и унылый вид лени . Активное восприятие здесь подменяется миросозерцанием:

  • некритичным;
  • пассивным;
  • однообразным;
  • лишенным выбора;
  • неэмоциональным.

Такое отношение к миру строится на базовом тезисе «Мне скучно и не интересно».

Леность ума не свойственна детям, напротив, они любопытны и активны в освоении нового. А вот у взрослых это развивается часто и приводит к нежеланию не то что докапываться до истины, а даже просто хотя бы поразмышлять над проблемой. Это весьма опасный жизненный опыт, поскольку мозг, как и другие органы, жаждет интеллектуальных тренировок и медленно, но верно деградирует в условиях слабой умственной работы.

Интеллектуальная лень, чаще всего, имеет социальную природу – человеку комфортно жить в условиях, когда за него принимаются важные решения, телевизор понятно и доступно разъясняет ему, что такое хорошо и что такое плохо, а на работе от него требуется выполнение стандартных задач по одному и тому же алгоритму.

Противоположностью интеллектуальной лени считается высокий уровень познавательной активности, который складывается из:

  • любознательности;
  • заинтересованности;
  • стремления постичь суть вещей и событий;
  • критичности мышления;
  • искренним любопытством к тому, как устроен окружающий мир.

Для того, чтобы не утратить эту уникальную человеческую способность и потребность удивляться новым граням мира, надо постоянно предлагать своему мозгу все более и более сложные задачи.

Пусть это будут интеллектуальные игры или специальные развивающие упражнения , дискуссии или критический анализ событий – все равно. Главное – не позволять своему мозгу лениться, не давать ему ни малейшего шанса застыть в своем развитии.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что лень – это не отдельный феномен, а всего лишь симптом, показывающий, что с человеком что-то не в порядке . Проявляясь одинаковым способом – нежеланием действовать или сдвиганием дел на потом, лень может иметь самые разные причины – от физиологических и до социальных.


Top