Лукашук олеся николаевна директор школы 2107. Дорогу молодым. Лучший молодой руководитель столичной школы Олеся Лукашук делает ставку на эксперимент . Л. зоева – «учительская газета»

Педагогическое сообщество выбрало лучшего молодого руководителя московской школы. Им стала директор многопрофильного комплекса № 2107 Олеся Лукашук. С первого взгляда ее можно принять за студентку старших курсов, которая пришла в школу на практику. Стройная, c безукоризненно ровной челкой и задорной улыбкой, Олеся Николаевна совсем не похожа на рисуемого воображением руководителя крупного многопрофильного комплекса, куда входят сразу четыре школы и девять детских садов. Как шутит сама директор, она управляет маленьким образовательным городком.

Олеся Лукашук возглавляет комплекс № 2107 ровно год. До этого на протяжении двух лет она работала учителем физики, затем заместителем директора. Когда ей предложили принять участие в конкурсе для молодых руководителей учебных заведений с опытом работы не более пяти лет, не раздумывая согласилась.

Конкурс состоял из трех этапов, - рассказывает она. - На одном из них мы проводили мастер-классы. Я выбрала тему «Содружество взрослых» - о конфликтах между учителями и родителями, которые участились в последнее время. Ни для кого не секрет, что сегодня основная претензия мам и пап в том, что, по их мнению, мы, учителя, мало уделяем внимания ребенку.

На мой взгляд, причина конфликтов в ином - мы не умеем договариваться. Когда мы выбираем спутника жизни, которого любим и ценим, то стараемся измениться, адаптироваться. Но если к браку мы относимся так серьезно, то к школе, где ребенок проводит 11 лет - срок немалый, - почему-то по-другому.

Олеся Николаевна уверена: избежать конфликтов можно.

На родительских собраниях я спрашивала у пап и мам: какой вы хотите меня видеть? - делится она. - Пятьдесят процентов ответили, что для них важно знание преподавателем предмета, тридцать назвали харизму, а остальные высказались против того, чтобы я была новатором.

Большая часть родителей, говорит Олеся Николаевна, с недоверием и даже с опаской относятся к новым образовательным проектам.

Папы и мамы не хотят принимать что-то новое, - с сожалением качает головой директор. - К примеру, сейчас мы разрабатываем класс искусств. Во второй половине дня детям будут преподавать живопись, хореографию и иностранные языки. Вообразите, но даже это пришлось не всем родителям по вкусу. Потому что необычно.

По мнению Лукашук, подобные образовательные программы помогают детям расти любознательными.

При этом мы понимаем, что у каждого ребенка свои особенности. Кто-то может учиться самостоятельно, а другим нужно помочь, - добавляет директор.

Еще одна амбициозная задача школы - экспериментальный класс, где дети сами определяют, чему хотели бы учиться.

Учитель будет лишь подталкивать детей к получению новых знаний, - поясняет Олеся Николаевна. - Со следующего года начнем эксперимент в одном из наших первых классов. Пожелайте нам удачи!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Илья Бронштейн , председатель Молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций, Директор школы № 1468 при департаменте образования:

Департамент образования Москвы инициировал создание в Московском институте открытого образования двух программ повышения квалификации, направленных на профессиональное становление молодых управленцев: «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и «Эффективный руководитель системы столичного образования».

В рамках программ молодые руководители получают оценку своих управленческих решений, участвуют в занятиях ведущих бизнес-тренеров и лидеров столичного образования. Если педагог вовлечен в процессы, происходящие в системе московского образования, понимает их, он без труда сможет пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации. Вполне вероятно, что такому учителю будет предложено возглавить образовательное учреждение.

Зарплаты учителей растут: с 39,2 тысячи рублей в 2010-м до 76,5 тысячи в 2016-м. За всеми изменениями в образовательной организации стоит работа директора. Не всегда это успехи и благодарность родителей, бывают проблемы, ошибки, риски. Три столичных директора рассказали нам, как они преодолевают трудности.

Алексеев Антон Григорьевич, директор школы№1241

Задача: проектная деятельность

Наша школа участвует во многих городских проектах, например в «Субботах московского школьника», олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Работаем над открытием кадетского класса. Ко мне часто обращаются родители не самых лучших учеников с просьбой посодействовать с переводом ребенка в кадетскую школу. Они стереотипно воспринимают кадетство- как штрафбат. Я пытаюсь объяснить, что кадетское направление- это высокая честь, дающая право носить форму.

Мы собираемся открывать медицинский класс. Когда-то я, заменяя учителя ОБЖ, на свой риск взялся обучать детей внутримышечной инъекции. Знать поражающие факторы ядерного взрыва важно, но я считал, что уметь делать укол нужнее. Я купил охлажденную курицу, одноразовые шприцы и физраствор: так мы учились вводить инъекции. Сегодня мы получаем от города огромные денежные ресурсы, и важно осознавать ответственность за их использование. Работа с дорогостоящим оборудованием должна приносить высокие результаты, иначе достаточно охлажденных куриц.

Нужный человек

Хороший урок от учителя-профессионала по энергетике похож на рок-концерт. Не каждый урок проходит в этом режиме, но такие моменты дорогого стоят. Педагог, который умеет так работать, вряд ли узнает проблему морального выгорания. Мне посчастливилось работать бок о бок с такими профессионалами.

Педагогическое образование сегодня - перспективное направление. В нашей школе работает много молодежи. Ребята открыты всему новому и близки к тем, кого они учат.

Расстаемся навсегда

Иногда с коллегами приходится расставаться. Учитель, тратящий урок на диктовку или переписывание презентации, вряд ли достигнет высокого результата. Педагог, не уважающий своего ученика, скорее всего, не будет пользоваться встречным уважением.

Мотивируем и приумножаем

Я не могу подходить к каждому учителю и говорить: «Надо учить так». Сделать урок интересным умеет любой педагог, способ у всех свой. Можно прийти к коллегам и научиться на их примере, главное - захотеть. Тогда учитель задается вопросами: «Как мне сделать урок таким же эффективным?» или «А что я тут делаю?»

Тому, что наша школа находится в четвертой сотне рейтинга качества столичных школ, можно найти много оправданий. Но этим ситуацию не изменишь. Мы ищем и анализируем причины наших неудач и работаем над их устранением.

Быть опорой для коллег;

Не бояться делегировать полномочия;

Не бояться работать с профессионалами;

Быть честным, в первую очередь, перед самим собой;

Делать, что должно, и будь, что будет;

Не бояться принимать ответственные решения;

Слушать и слышать.

Лукашук Олеся Николаевна, директор школы №2107, победитель конкурса лучших управленческих проектов «Смотрим в будущее-2017»

Сложная школа - сложный подход

Я - директор, который вошел в организацию в переломный момент. Образовательный комплекс сформировался из четырех школьных и девяти дошкольных организаций. К сожалению, никто не понимал, как реализовать новые возможности и куда двигаться дальше. К тому же до объединения школы были конкурентами.

Одним из решений стало создание Управляющего совета. В его состав вошли представители всех объединившихся учреждений. Председателем избрали проректора одного из ведущих вузов страны - внешнего специалиста. Такой эксперт смотрит на школу по-новому - это значительное преимущество.

Чужой среди своих

Одной из проблем стало создание единого коллектива и формирование общих ценностей. Было очень непросто. Я - молодой руководитель, мой образ нетипичный. Педагоги ожидали встретить человека «за пятьдесят» с определенным стержнем. И совершенно не думали увидеть молодого директора не с авторитарным стилем управления.

Для меня было главным - подчеркнуть важность новых реформ и преодолеть страх коллег потерять традиции. Для этого директору необходимо выйти в класс к детям и на собственном примере показать эффективность изменений. Этот путь позволяет мне справляться с сопротивлением и недоверием коллектива.

Прямая линия с директором

В школах также существует проблема разногласия между родителями и учителями. Мы не должны устранять конфликты, их нужно предупреждать. Но, если недопонимание возникает, каждый должен видеть, что у проблемы есть решение. В нашей школе есть дорожная карта популярных вопросов родителей. Каждый знает, куда можно обратиться. Мой мобильный телефон также известен родителям. Многие удивляются: «Неужели вам можно в любой момент позвонить и задать вопрос?». Отвечаю: «Да, можно».

Внимание, дети!

Мне кажется, что московские дети немножко недолюбленные. Неважно, насколько успешные родители, и какое благосостояние семьи. Мы все поглощены своими проблемами, работой. Поэтому школа должна уделять много внимания детям: организовывать досуг, предлагать интересные занятия во второй половине дня, обеспечивать психологическую поддержку.

Кастовость в школах

В старших классах есть проблема разделения детей на успешных и неуспешных. Если мы эту «неуспешность» посадим в одном классе, то ничего хорошего не получим. Раньше им еще и букву приписывали, например, «В». И они с этой буквой жили и учились все годы.

Одна из ошибок при формировании учебной нагрузки коллектива - это акцент на профильных классах. Зачастую всех лучших педагогов отправляют в классы с углубленным изучением предметов, оставляя без внимания универсальный профиль. В нашей школе мы избегаем подобных ошибок: распределяем работу равномерно. Благодаря такому подходу я добилась признания со стороны старших коллег и родителей.

За советом - к профессионалам

Чтобы быть эффективным руководителем важно иметь эффективную управленческую группу. В момент моего вступления в должность в школе было 40 административных единиц! Создание команды стало одной из приоритетных задач. За решением я обратилась к экспертам Московского института открытого образования. Мы исследовали коллектив школы по двум параметрам: чтобы человек шел за лидером и умел вести административную работу. Затем мы организовывали тренинги на выездной сессии. Так мы сформировали новый состав.

Первый год — он трудный самый

Первый год участия в проекте «Инженерный класс в московской школе» был для нас не очень удачным, мы едва не выбыли из проекта. Это стало мощным стимулом, толчком к преобразованиям. Мы пересмотрели подходы к формированию класса и команды педагогов, стали сотрудничать с большим количеством предприятий, вместе с партнерами разработали программы по профильным предметам.

Чтобы быть столичным директором, нужно:

— быть не только эффективным менеджером, но и педагогом-лидером;

— на собственном примере показывать умение решать задачи;

— быть открытым для детей, родителей и педагогов;

— сформировать автономную управленческую команду;

Павлюченко Людмила Васильевна, директоршколы№627

Непросто быть руководителем такого большого образовательного комплекса -3612 учащихся. Эту работу можно сравнить с игрой «Что? Где? Когда?», только еще добавить «Как?». Директору приходится решать глобальные вопросы, прежде всего, касательно стратегии развития. Сильный руководитель - это сильная личность плюс команда.

Работа над ошибками

Руководитель не может позволить себе учиться на своих ошибках, нужно учиться на чужих. Департамент образования многое делает для успешной работы директоров: проводят тренинги, встречи с интересными людьми, курсы повышения квалификации, семинары, клубы по интересам. Расходы на обучение педагогов и воспитателей нужно рассматривать как приоритетные. Да, работать тяжело. Но в то же время очень интересно.

Как мотивируешь учителя, так он и работает

Нам кажется, что материальная мотивация - это главное, но это не так. Финансовая сторона может влиять на качество работы. Но если вас сегодня замотивировали, завтра, послезавтра, это совсем не значит, что дела улучшатся во столько же раз. Учитель привыкает к высокой зарплате: качество труда сначала растет, а потом снижается. Денежная мотивация - не единственный стимул.

Учителя должны быть уверены в завтрашнем дне. Любой сверхурочный труд будет поощрен, а как - дело каждого руководителя. Может, это будет отгул в каникулярное время или дополнительные дни отпуска. Главное для учителя - не финансовая мотивация, но обстановка в организации, условия работы. Мы получаем много оборудования, к нам постоянно приезжают делегации. Если у учителя горят глаза, если ему хочется возвращаться в коллектив, если он любит детей, то и к нему будут тянуться.

Директор-психолог

Надо изучить потребности учителя, понять, что он хочет от своей работы, и создать ему условия. Вы хотите привлечь молодых специалистов? Их нужно обучить, им нужна методическая помощь, уважение коллег. Где взять талантливого педагога? Растить.

Если хотите, чтобы было больше мужчин в коллективе, нужно понимать следующее: мужчина в семье самый главный, поэтому он должен зарабатывать. Значит, обеспечьте хорошей зарплатой, не концентрируйтесь на мелочах в выяснении отношений.

Если нужны высококлассные специалисты, внимательно смотрите на их авторские разработки и методики, работайте индивидуально. Главное - уважение к педагогу. Многое прощаешь знающему, квалифицированному специалисту, потому что нет идеальных людей. Есть у нас замечательный педагог, который на протяжении многих лет показывает высочайшие результаты. Например, у нее всегда средний балл ЕГЭ по английскому - 90. Как относиться к редким ее ошибкам? Терпимо.

У нас в начальной школе есть Наумова Марина Владимировна - замечательный преподаватель. Хочу рассказать деталь, вы не поверите: родители просчитывают и рожают детей так, чтобы отдать ребенка к этому педагогу. Когда она берет первые классы, все хотят попасть только к ней.

Жизнь до МЭШ

К счастью и удивлению, особых сложностей с МЭШ не было. Большинство наших учителей постоянно в исследовательском поиске и проектах. Когда-то это была «Школа информатизации», потом «Школа новых технологий», потом другие. Сейчас мы участвуем во всех проектах, какие есть. Поначалу были недовольства со стороны педагогов старшего возраста: навязываем информационные технологии. Но прошла учеба, и они увидели простоту в создании электронных сценариев.

Я все время боялась перерывов, паузы. Для меня это страшно. Есть учителя, которые так же скучают без проектной деятельности. Я еще не успела задать вопрос, как уже на моем столе лежал список, кто пойдет первыми на обучение по МЭШ. Они бросили все, жертвуя личным временем, ведь курсы шли вечерами июня и августа. Благодаря нашим учителям за 4 месяца школа вышла в лидеры.

Были технические трудности: сбои в работе электронного журнала, проблемы в авторизации. Есть учителя, которым нужна помощь в освоении программы. Мы их подтягиваем и отмечаем результаты на еженедельном совещании. Наша задача - вовлечь всех педагогов в МЭШ, потому что проект помогает и учителям, и ученикам, и родителям.

Мы - команда

Полномочия надо передавать и доверять людям. Но сотрудники знают, если человек хоть один раз подводит руководителя, то он выбывает из команды. Это сложный момент - прощаться.

Мы хотим быть конкурентоспособными, нам верят родители, доверяют своих детей. Подвести их мы не имеем права. Такая позиция дает результаты: в прошлом году мы приняли 11 первых классов. Значит, они хотят пойти в нашу школу №627.

Чтобы быть столичным директором, нужно:

Быть креативным, энергичным, «супер-ответственным», квалифицированным специалистом;

Находить подход к людям;

Оставаться человеком с большой буквы;

Знать, что за ним стоят не только ученики, но и учителя;

Уметь просчитывать стратегически верные шаги;

Все время учиться;

Передавать часть полномочий заместителям;

Уметь адаптироваться в современных условиях.

Добрый день, коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования г. Москвы Калины Исаака Иосифовича. Тема пресс-конференции: «Московская школа. Общие возможности - успех каждого».

В мероприятии также примут участие директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова, директор школы № 1194 Анатолий Ващилин, директор лицея №1564 имени Героя Советского Союза А.П. Белобородова Татьяна Смирнова, директор школы № 2107 Олеся Лукашук.

И.И. КАЛИНА

Не скрываю, что сегодня пресс-конференция проходит с чувством грусти. За 12 лет пресс-конференций в Москве это первая пресс-конференция, когда нет В.Н. Молодцовой. Я благодарен ей за ее очень грамотные требовательные вопросы, на которые приходилось отвечать. Надеюсь, что коллеги восполнят своими вопросами то, что теперь, к сожалению, не может делать Виктория Николаевна.

Система работы Департамента максимально открытая и нет сакрального знания у руководителей Департамента, которого нет у других участников системы. Поэтому сегодня я и мои коллеги сможем ответить на все вопросы.

И.В. ЯЩЕНКО

Дорогие коллеги, я хотел бы отметить, что вся информация об успехах наших ребят, школ, на олимпиадах, есть в интернете. Это позволяет почуствовтаь, что каждый московский школьник в каждой школе талантлив и может достигать успеха. Главное, что нам удалось достичь в этом году, это не числа побед, победителей и призеров (699 человек), не число школ (214 на заключительном этапе), не то, что у нас почти все школы имеют победы на региональном этапе, а то, что в общественном сознании все больше укрепляет мысль, что ты можешь достичь успеха. Главное, найти эти возможности и встретить учителя, руководителя кружка, который поможет тебе раскрыться. В московских школах таких возможностей огромное количество. По результатам опросов среди ребят мы видим, что они пишут огромное количество факторов, которые повлияли на их успех. Это не только свой учитель, своя школа, но практически весь город: музеи, ВУЗы через «Университетские субботы», взаимодействие школ. Сейчас мы видим, что многие ребята из этих 2014 школ руководят кружки из других школ. Олимпиады - это не конкуренция между ребятами, школами. Это работа всей системы для каждого московского ребенка. Один сезон завершен и начинается следующий сезон. Уже с сентября в московских школах пройдет первый самый главный этап Всероссийской олимпиады школьников. Пока он, к сожалению, не привлекает такого внимания прессы, как заключительный этап, но это главный этап. Прошу вас побольше писать именно об этом и приглашать ребят участвовать в олимпиаде.

В конце сентября пройдет одно из самых массовых многопредметных соревнований – турнир им. Ломоносова. Больше 50 точек будет в Москве на базе школ и ВУЗов. Вся информация есть в интернете. Задания прошлых лет тоже есть на нашем сайте «Олимпиада.ру». Вернувшись с летнего отдыха, кто-то может открыть для себя интерес в каком-то предмете и потом достигнет в нем успеха. Очень здорово ощущать радость от выбора, возможно, дальнейшего жизненного пути.

Л.А. МЯСНИКОВА

Мы только что говорили о том, что наши дети получают хорошее образование, участвуют в олимпиадах. Это здорово. Мы, родители задумались о том, что еще очень хочется, чтобы они выросли хорошими, чуткими понимающими людьми, умеющими помогать и сопереживать.

На нашем селекторе часто присутствует И.С. Марчак, который приходил и рассказывал нам о том, какие конкурсы школа новых технологий регулярно делает для детей. А мы рассказывали об этом родителям, чтобы они могли стимулировать их к каким-то действиям. Наши родители сказали, давайте мы тоже сделаем для детей какой-нибудь конкурс. Когда задумались о том, то мы хотим видеть в своих детях, родился конкурс «Дети- детям». И никто ни секунды не пожалел о том, что мы не отошли в сторону, а решили сделать этот конкурс для наших детей и родителей. В наши большие школы приходят разные дети. Дети должны понимать, что к ним могут прийти дети с особенностями развития, которым может понадобиться помощь, поддержка. В результате, то, что в рамках конкурса сделали дети. Они сделали для своих же сверстников. Если говорить о лицее №1799 - это многопрофильный лицей, где есть слабовидящие дети. Они делали учебники по биологии для таких своих одноклассников, для детей, которые учатся с ними в школе. Ребята просчитали себестоимость, т.е. еще до окончания конкурса уже эти учебники работали. К сентябрю будут выпущены учебники для детей, которые учатся в этой школе. Это отношения больше, чем дружба. Я разговаривала с родителями этих детей. Все это приносилось домой и проговаривалось. И родители, и дети вместе работали над этими пособиями. Воспитание – это не школа, а дом, родители. Если родители будут делать это вместе с родителями и школой, у нас получатся другие дети – умные, сочувствующие. Они и сейчас хорошие, но мне кажется, что подход к жизни у них должен быть многообразным.

Школа №1349 сделала очень интересный проект для слепых и слабовидящих детей. Это 3D навигатор, с помощью которого слабовидящий человек может пройти в тот или иной класс. дети узнали о том, что есть другие, о том, как им живется. Дети сами говорили, что узнали жизнь этих детей с другой стороны, поэтому у них получились отличные пособия.

Этот конкурс получился таким правильным и важным для детей и родителей, а главное – с продолжением. Здорово, что они не только учатся у нас, но и получают такое воспитание.

Т.В. СМИРНОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Наш лицей является активным участником всех конкурсов, объявленных Департаментом образования, Правительством Москвы и других мероприятия, которые идут в течение всего календарного года. Перечень, который сегодня будет перед вами озвучен - это проект «инженерный класс», «медицинский класс» и другие, - каждый из этих проектов дает уникальную возможность для развития наших учеников. Нет ученика с 1 по 11 класс, который не принял бы участие в одном из этих проектов. «Инженерный класс» позволяет нашим ребятам поработать на высокотехнологичном оборудовании университета СТАНКИН и МГТУ им. Баумана. Проект «Медицинский класс» позволяет понять, что такое профессия врача. Очень сильно помогают родители-врачи, которые организовывают мероприятия. Мы участвовали в замечательном проект «Дети- детям». Наши ребята создали пособие с баснями Крылова, мы его тоже представляли на этом конкурсе.

В Москве для образование предоставлены колоссальные возможности, представляющие собой целостную продуманную систему мероприятий. Например, проект «Дети учат взрослых». Это проект, который вошел в Школу новых технологий. Этот же проект стал мотивационным толчком для участия во всероссийском проекте, где мы заняли 2-е место по результатам голосования граждан. По Москве мы заняли 1-е место. Кроме того, мы представили нашу работу на межрайонном фестивале. Наш проект сплотил педагогические коллективы, родителей и ребят. В очередь вставали жители СЗАО, чтобы посмотреть, как 9-классники обучают дедушек, бабушек работе на смартфонах. Очередь уже выстроилась на весь следующий год.

Как говорилась, каждый лицеист может принять участие в конкурсе, соответствующем его интересам. Это работает на наши академические достижение. В лицее создана образовательная среда, позволяющая получить достойное образование любому ученику. У нас реализуется программа по 6 профилям. Кроме того, каждый может проявить себя в любой интересной сфере. В этом году ребята из физико-математических, инженерных классов и на информационно-технологическом профиле выбрали информатику. Ее сдавало 118 выпускников 9-х классов из 224. Результат – 90% четверок и пятерок. Это результат нашего труда, труда наших ребят и педагогов. Мы получили свыше 500 баллов за проведение мастер-классов, открытых мероприятий в Школе новых технологий за счет таких интересных мероприятий. В физико-математических и инженерных классах в этом году выбрали профильную математику все 100% учеников. 40% ребят получили балл от 70 до 94. Это очень хороший результат.

Мы говорим о достижениях наших ребят, образовательных организаций. Но я бы хотела сказать о проектах, которые Департамент в этом году реализует для директоров. Проект «Эффективный руководитель» - уникальный проект. Я считала, что только «Сбербанк» так вкладывается в своих сотрудников. Это колоссальный вброс ресурсов, чтобы менеджеры образовательных учреждений стали менеджерами высочайшего класса. Один из элементов этого проекта – это встреча директоров на Клубе директоров с министрами Правительства Москвы. Огромное спасибо Департаменту за это. Сейчас делается огромная системная работа и результат дает о себе знать. Спасибо большое.

А.С. ВАЩИЛИН

Сегодня государственное бюджетное образовательное учреждения г. Москвы №1194 - это многопрофильный комплекс. Это солидная образовательная организация с единым образовательным пространством для всех участников образовательного процесса, расположенная по 9 адресам. В нашей школе обучается 2736 человек. Большая школа имеет больше возможностей для использования финансовых, кадровых, методических ресурсов. Ученики могут выбирать профиль обучения, учебный план, талантливый учителей, множество общеобразовательных программ. В 2013 году контингент тогда еще отдельных школ составлял 1350 обучающихся. На базе каждой школы осуществлялась подготовка по 1-2 профилям, помимо общеобразовательных. Тогда часть ребят были вынуждены покидать стены школы, чтобы найти то образовательную организацию, в которой смогут получить подготовку по направлениям, которыми им интересны. Нередко для этого приходилось уезжать в другую часть города. Сегодня в 2016 году в сентябре у нас будет 1800 обучающихся. В каждой параллель 6010 классов. Мы имеем уникальную возможность открывать различные профили подготовки – технические, медицинские, кадетски и т.д. Сегодня ребята, которые когда-то покинули район в поисках подходящей образовательной организации, возвращаются к нам и продолжают свое обучение. Дополнительное образование активно интегрируется в программу основного образования. Обучение по профильной подготовке проходит на качественно новом уровне. Сегодня в нашей школе действует свыше 150 объединений дополнительного образования, которыми охвачены свыше 90% учащихся нашей школы.

Отдельно хотел бы остановиться на детях с особенностями развития. В больших школах намного проще создать условия успешного обучения, открывать специальные классы, обучать в подгруппах, организовывать занятия со специалистами, создавать программу внеурочной деятельности. Уже второй год подряд в 1 класс к нам приходят ребята с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т.ч., в инвалидных колясках. Они успешно социализируются и обучаются вместе со своими сверстниками в массовых классах.

В большой школе, если по какой-либо причине учитель, узконаправленный предметник, не может выйти на работу, абсолютно нет никакой сложности обеспечить квалифицированную замену ему на уроках. Таким образом, мы не нарушаем образовательный процесс.

Единое образовательное пространство, единый подход, единая цель позволяют осуществить практически незаметно для родителей переход с одной ступени образования на другу. В нашей школе методическое объединение учителей начальных классов активно взаимодействует с воспитателями подготовительных групп дошкольников. Более 85% дошкольников переходит в 1 класс нашей образовательной организации. Уже на дошкольной ступени образования дети могут постоянно находиться в стенах школы и потом туда перейти.

Участвуя в различных проектах Департамента образования, в частности, «медицинский класс», в рамках которого мы сотрудничаем с множеством организаций, таких как медицинские колледжи, Академия им. Сеченова, больницами, поликлиниками, создается единое образовательное пространство по направлению обучения. Постепенно приходит понимание как у учащихся, так и у учителей, что образовательная среда – это не только стены родной школы, но и все образовательное пространство, включая социальных партнеров, и детям необходимо включаться в это пространство. Отсюда - волонтерское движение.

Сегодня каждый одаренный ученик в нашей школе найдет своего талантливого учителя в стенах нашей школы.

О.Н. ЛУКАШУК

Добрый день, коллеги. Я директор большого образовательного комплекса 5 месяцев. Такая работа - это сверхсложная, но безумно интересная задача. Департамент образование Москвы не только реализует интереснейших подход к подготовке и аттестации руководителей столичной школы, но и к подготовке управленческий команд. Недавно была конференция по вопросам образования, в которой участвовали директора из разных регионов. Мы затем работали на Круглом столе с директорами Санкт-Петербурга. Обменивались мнениями и опытом. Один из директоров сказал, как было бы интересно обменяться на месяц управленческими командами. Он обратился ко мне сказал, приму ли я 8 его заместителей. Я удивилась – 8? Ну, у нас же школа большая – 18 зданий: 4 школы, 9 дошкольных отделений, и некоторая школы имеют несколько зданий. В Санкт-Петербурге 1 школа и 8 заместителей директора. Я говорю, у меня нет стольких кабинетов для заместителей. У меня только два кабинета. У меня два заместителя и два исполняющих обязанности. Это всех заинтересовало, но не удивило, потому что за работой Департамента в плане подготовки управленческий команд следит вся Россия. Это открытая работа и на сайте Департамента размещены все заседания аттестационных комиссий. Коллеги, их смотрят все директора из разных регионов. Управление большим образовательным комплексом иная в профессиональном понимании. Мои заместители и исполняющие обязанность сейчас проходят аттестацию на должность «руководитель». Совсем недавно мы приняли участие в проекте Департамента по формированию управленческих команд. Были выбраны не случайным образом 40 сотрудников школы, потенциально готовых к управлению столичными школами. Работа была интереснейшая. В результате этой работы 50% сотрудников, а это большой процент, уже направлены на аттестацию по должности «руководитель». Сегодня столичные школы в управленческой команде имеют 4 важных направления, которыми управляют заместители. Это заместитель директора по содержанию образования, заместитель по контролю качества, заместитель по управлению ресурсами и заместитель по воспитательной работе и дополнительному образованию. Это профессионалы, которые умеют работать в сквозном режиме от детского сада до ВУЗа. Важно, что мы перешли от системы локального управления конкретными подразделениями. Сегодня Москва взращивает специалистов, которые занимаются содержательной работой, содержательной работой контроля качества всего процесса образования, начиная с дошкольной ступени до момента выпуска. Это большая заслуга столичной системы, за которой следят все регионы.

Но интересно было бы обменять управленческими командами, Исаак Иосифович.

И.И. КАЛИНА

Если они пройдут нашу аттестацию.

М.. ЛИМУТКИНА – «Московский комсомолец»

Как москвичи в этом году? какой предмет больше всего порадовал, а какой заставил задуматься, что надо это направления подтянуть?

Сегодня я получила письмо от группы московских учителей, которые выражают озабоченность от принятого ныне формирования в школе т.н. Фонда сэкономленных средств. Они опасаются, что само наличие такого фонда может стимулировать школу форсировать эти накопления, чтобы получить за них премии. Насколько обоснованы такие опасения? Существует в органах управления образования механизм, который держал бы ситуацию под контролем.

И.И. КАЛИНА

Первый вопрос я совсем не понял, потому что подведение итогов ЕГЭ не завершено. По сути дела, где-то до 15 июля будут идти апелляции, 13 еще последний день сдачи, резервный. Пока что то, что сдается, сдается на уровне прошлого года, где-то чуть лучше. Думаю, результат будет на уровне прошлого года, но точные результаты сможем сказать в начале августа.

По поводу второго вопроса, вообще не понимаю, о чем вопрос. Вы прекрасно знаете. Что школы в Москве последние годы абсолютно самостоятельны в рамках закона в распоряжении получаемой субсидией, которая строго рассчитывается по количеству учащихся, поэтому, какое-либо влияние на распределение школьного бюджета Департамент не имеет права оказывать. Другое дело, что в Москве существует система облачной бухгалтерии, и мы видим деньги каждого учреждения каждый день, заработную плату каждого учителя. Но это не для того, чтобы вмешиваться в решение школы, но чтобы вовремя проводить консультативную работу в случае необходимости. Поэтому, такого понятия, как Фонд сэкономленных средств, я не понимаю, что значит этот термин. У школы уже 5 лет никто не отбирает ни одной копейки. Департамент не может ни о отобрать у школы деньги, ни добавить что-то выше нормативного финансирования.

Д. СТРИЖЕВСКАЯ – «Московский образовательный телеканал»

В этом году школьники побили собственный рекорд во Всероссийской олимпиаде, что очень приятно. Я присутствовала на награждении ребят в Мэрии. Это огромная армия умных ребят с горящими глазами. Что помогает ребятам достигать таких серьезных результатов в Олимпиаде? Как Москва в принципе помогает ребятам в достижении высоких результатов на олимпиадах и есть ли этому какой-то предел? Спасибо.

И.В. ЯЩЕНКО

Мне кажется, частично я уже на этот вопрос ответил. У нас была замечательная встреча в Мэрии, где по традиции Мэр и Вице-мэр поздравляли наших победителей. Сейчас идет отбор на международные олимпиады и москвичи там выступают очень хорошо. Подведены итоги отборочных сборов по химии и 2 из 4 членов сборной по химии - это москвичи. До этого у нас 3 из 6 математиков, 3 из 4 биологов, в общем, очень мы рассчитываем, что ребята на международном уровне выступят очень хорошо. По статистике видно, что яркие успехи на высоком уровне всегда следуют чуть-чуть отставая на 1-2 года от роста массовых успехов. Пошли массовые успехи по химии и теперь мы видим результаты на международной олимпиаде. Это связано и с тем, что ребята и родители знают, что знания востребованы. Помню, когда я проводил олимпиады в 90-егоды, у нас количество участников городского этапа было меньше, чем количество призеров сейчас. Это было не интересно никому. Сейчас ребята видят, что они нужны городу, что ВУЗы развиваются и ждут ребят, новые, обновленные, с хорошими преподавателями и новым оборудованием, что наши предприятия, научные институты ждут ребят. Они видят это не абстрактно, они ходят туда и получают мотивацию, передавая ее всем другим. Сейчас в Москве создана Ассоциация победителей и призеров олимпиад школьников, которая очень активно работает с ребятами города. Ребята, победители и призеры олимпиад, активно пошли в московские школы, например, участвуют в «московской смене». Вчера была акция ребят, победителей и призеров олимпиад по истории. Они читали лекции и запускали шары в день начала Великой Отечественной войны. Это один из новых факторов, когда ребята постарше, студенты, мотивируют школьников.

И.И. КАЛИНА

Факторов достижения результатов очень много. Но один из факторов является то, что в последние годы и Мэр Москвы, и Вице-мэр, курирующий социальный блок регулярно ежегодно встречаются, публично, с победителями Всероссийской олимпиады. Я думаю, такое внимание на уровне первых лиц города - это определенный сигнал системе и обществу.

Сегодня прошла встреча с победителями другого конкурса. Вы знаете, что состоялся Всероссийский чемпионат по программе «Worldskills», где московские ребята заняли первое командное место. Сегодня часть этих победителей, которые завоевали золотые медали, встречались с Мэром Москвы.

Коллеги, чем больше вы будете писать про таких ребят, тем больше их будет становиться в городе.

П ПИКАЛОВ – «Север столицы»

В пресс-релизе написано, что всего в столице работает 630 школ, реализующих программы общего и дополнительного образования. Год назад я встречался с руководителем филиала школы №1159 и мне было сказано, что дополнительного образования сейчас меньше стало и идет политика, направленная на сокращение этого направления. Действительно ли это так?

А.С. ВАЩИЛИН

Я в своем докладе уже упоминал, что в нашей школе действует свыше 150 объединений по дополнительному образованию. На это выделяются средства Департаментом образования и Правительством Москвы. Никаких сокращений за последние 4 года не было. Более того, вкладываются значительные средства на увеличение материально-технической базы для развития стратегически важных направлений, таких как робототехника и т.д. Покупается дорогостоящее оборудование и в рамках дополнительного образования оказываются все более качественные услуги и открываются новые объединения дополнительного образования. Кроме того, на базе дополнительного образования нашей школы могут обучаться и дети из других образовательных организаций.

Т.В. СМИРНОВА

В СЗАО ни одно учреждение дополнительного образования, которое функционировало как самостоятельное, не прекратило своей деятельности. Все направления сохранены. Совсем недавно мы проводили конференцию в рамках подготовки к фестивалю межрайонному, где коллеги из дополнительного образования нашего округа рассказывали, какие еще дополнительные направления у них появились и какие дополнительные предложения они для нас могут сделать в рамках сетевого взаимодействия.

Я говорила о проекте «эффективный руководитель». Я являюсь ментором и у меня есть 5 разработчиков проектов, из которых 4 директоров образовательных организаций и 1 руководитель системы дополнительного образования. У нее замечательный проект по разработке сетевого взаимодействия со школами Строгино. Можно будет рассказать о результатах этого проекта через год на встрече, аналогичной сегодняшней. Это подтверждает, что дополнительное образование развивается не менее активно, чем система общего основного образования.

Л.А. МЯСНИКОВА

Наша школа, в которую ходят мои дети, 2 год наблюдаю, что пока ничего не уменьшилось, а только увеличивается. Спрашиваем у родителей, что интересно. Если набирается большая группа родителей, то реализуем. Все дополнительное образование, которые было и остается бесплатным, но есть и платные группы, где желающих детей не очень много. На данный момент у нас очень много родителей, которые собираются в большие группы и пока ничего не менялось.

О.Н. ЛУКАШУК

Как руководитель, назначенный 5 месяцев назад, я шла с такой информацией, что наоборот, увеличить процент охвата учащихся дополнительным образованием. У нас 85% учащихся охвачены дополнительным образованием. Более того, мы участвуем в сетевой форме реализации образовательных программ с некоторыми учреждениями дополнительного образования, например, в профильных классах, инженерных, медицинских, физико-математических, мы вторую половину дня посвящаем организации дополнительного образования. Это обязательная часть учебного плана у детей.

И.И. КАЛИНА

В этом и прошлом году у нас в заметном объеме, и будет дальше развиваться, совершенно новая форма. Вы знаете, что где-то 30 лет назад были т.н. станции юных техников. Потом за 90-е годы они, к сожалению, из-за необходимости в дорогостоящей технической базе, исчезли. Это произошло по всей стране. Но с прошлого года мы стали по сути возрождать станции юных техников на базе наших московских колледжей. У них великолепная материально-техническая база, умелые мастера производственного обучения, преподаватели. То, что сегодня возникло для школьников на базе колледжей - кружки технического творчества, - сегодня там уже порядка 24000 детей. Это явление пошло дальше. Ребята, которые в 6-8 классе ходят в кружок, потом имеют возможность перехода на программу профессионального обучения в этом колледже. Т.е., они, оставаясь школьника, во внеурочное время, осваивают программу профобучения, и по завершению этой программы получают удостоверение о том, что он прошел обучение по той или иной профессии. Это очень перспективное направление. К сожалению, мы привыкли рассматривать допобразование как развлечение. Но то, что нашим ребятам по жизни не хватает умений, это факт. Но благодаря таким кружкам наши школьники приобретают очень серьезные умения. Думаю, это будет расширяться.

Какой из проектов, инициированный Департаментом образования в прошлых или в этом году, в этом году был наиболее популярен у родителей и школьников?

И.И. КАЛИНА

Мне кажется, все популярны. Если был бы непопулярным, мы бы его закрыли. Еще ни один не удалось закрыть. Их сейчас очень много. Но самые популярные - это «Музеи и парки», «Университетские субботы» и «Профессиональные среды».

И.В. ЯЩЕНКО

Хотел напомнить, что у нас, если вы в интернете смотрите, есть динамический рейтинг, и как-только проходят какие-то мероприятия, по ним организуется рейтинг. Я слышал, что народ чуть ли не ставки стал организовывать на рейтинг. Были рейтинги по региональному этапу заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников со всеми показателями. В конце августа будет итоговый рейтинг.

М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»

А будут какие-то новые критерии, или показатели прошлого года сохраняются?

И.В. ЯЩЕНКО

Основной принцип московского рейтинга - стабильность и предсказуемость показателей. Рейтинг – это, прежде всего, ориентир развития. Рейтинг измеряет, как школа движется в сторону выполнения задач, которые ставит перед ней Москва и москвичи. Абсолютно все показатели за год до рейтинга утверждаются экспертным советом. Школа, входя в учебный год, знает, по каким показателям ее будут оценивать. Все показатели у нас независимые, внешние по отношению к школам. Развитие талантов – это олимпиады. Важный показатель – это успехи ребят-инвалидов, а они уже хорошо выступают на олимпиадах, даже на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Достаточно сказать, что 13-й в рейтинге по химии в Москве – слепой ребенок. «Worldskills» тоже учитывается в рейтинге, как и массовый любительский спорт.

А. КЛИМОВА – «ТАСС»

В ваших школах большое внимание уделяется физическому развитию учеников. Зимой традиционно дети катаются на лыжах на занятиях физкультурой. Кто предоставляет лыжи, школа или родители за свой счет?

Наступила пора выпускных вечеров. На севере Москвы завтра в ночь будет проведена операция «Трезвый выпускной», когда активисты будут следить за продажей алкоголя и непринужденно общаться с выпускниками, делясь впечатлениями от выпускного. Такая операция будет проведена по всей Москве, или только на севере?

А.С. ВАЩИЛИН

Солидные образовательные организации, любая школа, имеют ресурсы, чтобы обеспечить лыжами и ботинками любого учащегося. Другой вопрос, если у родителей есть потребность в индивидуальных спортивных приспособлениях, то пожалуйста, есть места для хранения индивидуального инвентаря. У меня в школе свыше 150 пар лыж находится в спортзале.

По поводу акции, впервые слышу. Как вы сказали, «Трезвый выпускник»? Что-то новое, интересно, сами примем участие, наверное.

Мы вместе с нашими выпускниками будем находиться на выпускном вечере, также учителя и родители. Контроль будет на самом высоком уровне, и никаких ситуаций, допускающих употребление спиртных напитков, на территории школы точно быть не может.

Т.В. СМИРНОВА

По поводу лыж, сейчас достаточно ресурсов, чтобы обеспечить ребят инвентарем. Рядом с нашим лицеем находится ландшафтный парк в Митино. На территории лице и в парке заливают каток, поэтому у нас есть возможность, имея достаточное количество преподавателей физкультурой, ребята могут по выбору заниматься коньками или лыжами. Мы разрешаем ребятам пользоваться санками, которые они могут принести с собой. Часть ребят не занимаются на улице, предпочитая весь год заниматься в бассейне. Бассейн «Аквамарин» предоставляет нам возможность заниматься там.

И.И. КАЛИНА

Коллеги, очень советую посмотреть наш сегодняшний селектор в 16:30. Первым вопросом по поводу выпускного в очередной и в последний раз в этом году выступят наши коллеги про обеспечение безопасности ребят в этот вечер. Это будет Департамент культуры, Департамент здравоохранения, Научно-практический центр экстренной медицинской помощи, МЧС, МВД, Роспотребнадзор. В местах проведения выпускного, определенных указом Правительства Москвы, город в лице этих структур обеспечивает безопасность.

А. КИСЛИЦЫНА – бюллетень «Московский учитель»

В распечатке есть информация о том, как сдают ЕГЭ ученики. А как сдают его учителя?

И.И. КАЛИНА

У меня в Департаменте работают одни чиновники, сдают все, что положено, проходят аттестацию. Про учителей пусть расскажут учителя.

Т.В. СМИРНОВА

В этом году массово в коллективе не была организована сдача ЕГЭ. Это по желанию. Практически 20% педагогического состава проходили в этом году не менее сложные испытания, чтобы получить статус эксперта 1 и 2 уровня для независимой проверки работ на ОГЭ и ЕГЭ.

И.И. КАЛИНА

Оказывается, уже 10 000 учителей прошли диагностику. Причем, на июль мест для прохождения свободных нет, запись закрыта. Некоторые учителя проходят не по одному предмету. Возможность есть. Главное, чтобы никто из коллег-директоров не стал это превращать в повинность.

И.В. ЯЩЕНКО

Как у детей есть диагностика в виде ОГЭ, ЕГЭ и олимпиад, также и у учителей появилась олимпиада «Московский учитель». Ее идея зрела давно по инициативе учителей математики. Уже 10 лет проходит конкурс учителей математики, организованный учителями для учителей. Они сами друг для друга составляют задачки. С прошлого года эта инициатива выросла в городскую олимпиаду по всем предметам для учителей. Отборочный тур будет через интернет. Очередной ее цикл стартует в конце августа. там есть интересные задачки, педагогические ситуации и поиск ошибок школьников. Причем, учитель участвует в этой олимпиаде не только по своему предмету. Он должен выбрать задачки и из других предметов. В прошедшей учебном году в московский конкурс «Учитель года», входили только учителя, которые победили в олимпиаде «Московский учитель».

И.И. КАЛИНА

Участие в метапредметной учительской олимпиаде приняло более 9000 учителей. В этом году было мест 9 мест лауреатов.

А. БУРЭ «Телеканал АС»

У меня будет вопрос адресован господину Ященко. Александр Валерьевич, все-таки олимпиада по-своему очень сложное мероприятие, хотя такое, которое может помочь найти себя в профессии в дальнейшем. Но ребятам все равно приходится переживать и нервничать. С какой периодичностью ребятам стоит участвовать, чтобы почувствовать себя профессионалами и не устать, ведь у них еще и школа есть.

И.В. ЯЩЕНКО

Понятие «сложный» и «нестандартный» - разные понятие. Давайте не будем пугать родителей и детей. Олимпиады не обязательно сложные. Они нестандартные. Это приятно и интересно. Задачи бывают разного уровня.

Если ребенок яркий и у него все получается, иногда его надо останавливать, чтобы он не распылялся. Здесь очень важно, чтобы и школа, и классный руководитель не гнались за формальными результатами. Цель олимпиады - помочь себя найти. Каждый олимпиадник – это индивидуальная работа школы, индивидуальный план по большинству предметов, которые позволяют получить качественное общее образование без перегрузок, и успешно выступить на олимпиаде. У нас победитель олимпиады по истории в этом году – парень из предуниверсария МИФИ, физик.

И.И. КАЛИНА

5 лет назад, когда мы разрабатывали рейтинг школ, и победители олимпиады приносили очки школы, мы предусмотрели, что один ученик может принести школе очки не более 2-х олимпиад. Он может выиграть 7 олимпиад - пожалуйста, но очки школе пойдут только за две. Чтобы школы не эксплуатировали таких энтузиастов.

Мы договорились с Палатой председателей межрайонный советов директоров, что с нового учебного года на нашем телеканале «Московский образовательный», появится еженедельная лекция директора московской школы для родителей. Лекция длится не более 18 минут по интересным родителям вопросам. Одной из первых лекций, Александр Валерьевич, могла бы быть лекция по вопросу олимпиад, как часто надо в них участвовать.

Д. ШОЙХЕТ – бюллетень «Московский учитель»

Уже говорили об олимпиаде, о ЕГЭ вскользь. Но не все школьники принимают участие в олимпиаде. Но все школьники получают оценки, сдают ЕГЭ. Насколько эти оценки соответствует реальным знаниям школьников? Является ли ЕГЭ беспристрастным мерилом для школьников?

И.В. ЯЩЕНКО

В Москве в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие почти половина школьников Москвы с 5 по 11 класс. На втором этапе уже дух олимпиадный, а технология «егэшная», т.е. ты можешь на портале Госуслуг посмотреть свою работу, подать апелляцию. Там висят задачи, опубликованы критерии. У нас количество человекоолимпиад в городе в этом году превысило количество человекоэкзаменов на ЕГЭ. Ребята написали больше олимпиадный работ больше, чем на ЕГЭ. Это взаимодополняющие вещи. На ОГЭ и ЕГЭ ты показываешь базовые знания, а на олимпиаде показываешь, как можешь нестандартно мыслить. Уже заметно, что еще 6 лет назад 100-балльники по математике и олимпиадники - это было совершенно разные люди. У нас в этом году подавляющее число 100-балльников – это ребята, которые выиграли в этом году олимпиады, в т.ч., заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников и не только по математике.

ЕГЭ измеряет только то, что заложено в спецификации этого экзамена. Там задачи соответствуют школьной программе. Там нет тестов с выбором ответов по большинству предметов. Задания есть в открытом банке и любой учитель, родитель или ученик не просто может увидеть задачи, но и предложить что-то убрать или добавить. Самый лучший способ подготовиться к ЕГЭ – это хорошо учиться. Самый плохой способ – прорешивать варианты.

Л. ЗОЕВА – «Учительская газета»

На беседе министра с финалистами конкурса «Учитель года» была идея - каждый по слову характеризует московское образование сегодня. Если можно, это было бы прекрасным завершением.

Т.В. СМИРНОВА

Творчество.

А.С. ВАЩИЛИН

Качество.

О.Н. ЛУКАШУК

Открытость.

И.В. ЯЩЕНКО

Л.А. МЯСНИКОВА

Надежность.

И.И. КАЛИНА

Не одно слово, а несколько. Мне кажется, что самая сложно формируемая способность человека - это способность самостоятельно принимать решение и нести за них ответственность. Чтобы помочь ученикам сформировать такую способность, школа должна сама обладать такой способностью. Я уверен, что школ, которые обладают такой способностью, с каждым годом в Москве становится все больше. Значит и жителей Москвы с такой способностью будет становиться все больше. Я бы назвал эту способность ответственной свободной за свои слова, действия. Думаю, что я бы охарактеризовал московскую школу двумя словами: ответственная свобода.

ВЕДУЩИЙ

Большое спасибо за эту пресс-конференцию. Спасибо, коллеги. Всем желаем всего наилучшего.

Олеся Лукашук (на первом плане) считает, что за год работы директором школы смогла реализовать много успешных программ. Сейчас она вместе с коллегами работает над созданием класса искусств. На заднем плане - ученики комплекса № 2107 Владимир Москвичев (слева) и Михаил Терентьев (справа)

ФОТО: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Олеся Николаевна управляет образовательным комплексом, в котором учатся порядка 3100 детей и работают свыше 400 человек персонала. По сути, Олеся Николаевна управляет маленьким образовательным городком. Когда мы рассаживаемся вокруг рабочего стола в просторном, светлом кабинете директора школы, у нее начинает звонить телефон.

Это телефон для родителей, нужно обязательно ответить! - извиняется она и берет трубку.

Разговор длится несколько минут. Маму будущего первоклассника беспокоит вопрос выбора учителя начальных классов. Хороший ли педагог достанется ее сыну? Олеся Николаевна терпеливо объясняет, что в комплексе работают исключительно компетентные специалисты, поэтому и ее ребенок, и мама останутся довольны.

Как видите, у меня два телефона, - улыбается она. - Один из них - специально для пап и мам наших учеников. Они могут звонить мне по самым разным вопросам в любое время дня и ночи. Причем многие обращаются именно за советом. Приятно, что к моему мнению прислушиваются.

Олеся Лукашук возглавляет комплекс №2107 ровно год. До этого на протяжении десяти лет выполняла обязанности заместителя директора, а начинала работать в школе учителем физики. Когда ей предложили принять участие в конкурсе для руководителей учебных заведений и их заместителей с опытом работы не более пяти лет, она, не раздумывая, согласилась.

Времени на подготовку было очень мало, - вспоминает она. - Конкурс состоял из трех этапов. Например, один из них - написание эссе на любую тему. Мое сочинение называлось "Маленький взрослый ребенок, или обучение по принуждению".

Такая проблема, по словам Олеси Николаевны, возникла не случайно. Большая часть родителей с недоверием и даже опаской относятся к новым образовательным проектам. Зачастую сопротивление с их стороны выливается в острые конфликтные ситуации.

Папы и мамы с тревогой принимают что-то новое, - молодая женщина неодобрительно покачивает головой. - А ведь то, что мы предлагаем, позволяет ребенку развивать инициативность. Важно донести до родителей, что опасаться нововведений не стоит. При этом они должны понимать, что у каждого ребенка свои особенности. И если кто-то из детей может учиться самостоятельно, то другим нужно помочь.

Именно эта концепция и легла в основу инновационной образовательной программы, которую начали реализовывать в комплексе №2107.

Учитель не должен заставлять, а исключительно инициировать деятельность детей, - поясняет Олеся Николаевна. - Родители будущих первоклашек полностью одобрили такую форму обучения.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Илья Бронштейн, председатель Молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций, Директор школы № 1468 при департаменте образования:

Департамент образования Москвы инициировал создание в Московском институте открытого образования двух программ повышения квалификации, направленных на профессиональное становление молодых управленцев: «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и «Эффективный руководитель системы столичного образования».

В рамках программ молодые руководители получают оценку своих управленческих решений, участвуют в занятиях ведущих бизнес-тренеров и лидеров столичного образования. Если педагог вовлечен в процессы, происходящие в системе московского образования, понимает их, он без труда сможет пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации. Вполне вероятно, что такому учителю будет предложено возглавить образовательное учреждение.


Top