Людей в мире но и. Сочинение на тему мир и человек. Краски родной природы

Выше человек рассматривался как субъективная реальность. Но человек – это ещё и объективная реальность, он выражен внешним образом и существует как телесный, материальный, чувственно воспринимаемый мир. К человеку относится и его собственное тело, и общество, в котором он живёт, и вся культура. И хотя этот мир является человеческим, и на всём можно видеть запечатлённую духовность, многое в мире не зависит не только от нашего индивидуального сознания, но и от сознания всего человечества. Даже в нашем собственном организме немало процессов, происходящих помимо нашего сознания. Правда, существуют некоторые учения и соответствующие техники по управлению жизненными процессами в организме. Но в огромном большинстве случаев человеческая телесность – это нечто объективное для людей, независимое от их сознания.

Человек – многолик, многомерен и разнообразен. Таковы и его отношения с миром. Ни одна наука не может дать о нём полного, исчерпывающего представления. Может быть, ещё и потому, что его внутренний мир представить невозможно. Ведь представить – значит увидеть, «поставить» нечто перед собой в качестве предмета (пред–ставить), пусть даже в воображении. А внутренний мир человека непредставим по определению. У него другое измерение, своё – иное, нефизическое – пространство. Научное познание склонно к схематизму, к описательности, а описывать точно можно лишь то, что видимо, что представлено наглядно. Наука – это предметное и объективное знание, поэтому она знает человека лишь по результатам его деятельности, по его функциям. Научная объективность правомерна, конечно, если ценность человека видеть в его полезности обществу, в его управляемости и исполнительности. Но если допускать за человеком право быть самоценным, быть личностью, если не рассматривать его только как результат внешних воздействий, то станет очевидной ограниченность научного подхода.

Искусство, как область более глубокого человековедения, характеризует и человека, соответственно, глубже и многообразнее, чем наука. Недаром К. Маркс писал, что творчество О. Бальзака помогло ему в понимании современного общества больше, чем труды французских историков. Да и в русской литературе о человеке и его воспитании сказано немало. Например, Алеша в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», обращаясь к мальчикам, призывает их сохранить в себе память о переживаемых ими чувствах, чтобы в будущем было чему подчинять «наружного человека». Он говорит: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».



Таким образом, вполне объективный, но целостный взгляд на человека позволяет увидеть в нём и учитывать его субъективность. Философско-культурологическое понимание отличает именно такой подход, включающий в себя представления о человеке, сформировавшиеся в искусстве, в религии, в философии, в том числе и в науке. Человека характеризуют, прежде всего, результаты его деятельности. В этом его объективность. Но ограничивать представление о человеке лишь его деятельностью не означает быть объективным по отношению к нему. В этом-то как раз и состоит субъективизм абстрактно-научного подхода к человеку – видеть в нём лишь то, что доступно зрению субъекта познания. Поэтому необходимо учитывать множество отношений человека с миром. Из них можно выделить несколько основных, наиболее для него характерных. При этом он выступает как:

– сознающее и познающее существо;

– личность;

– общественное и историческое существо;

– культурное существо;

– природное существо.

Особенностью философско-культурологического познания является не только формирование и усвоение новых понятий или новой терминологии вообще, но и особое искусство примеривать такие понятия к себе самому, познающему. Иными словами, размышляя или узнавая что-либо о человеке, необходимо иметь в виду и себя. Только в этом случае представление о нём будет действительно целостным, и составлять единство объективного и субъективного. Может быть, рассуждать при этом необходимо так: «Я знаю, что о человеке многое известно, много знаний накоплено о нём за всю его историю. Но о каком человеке, где он живёт, как его зовут? Может быть, это обо всех людях, вместе взятых, о человечестве? Но тогда кто я – часть человека? А если я – это всё же не часть, а именно человек как целое, то все эти знания и обо мне? Подходят ли они мне, имеют ли какое-либо отношение ко мне, подхожу ли я к ним, хочу ли я походить на человека, понятия о котором сформировали различные науки?»

Может быть, рассуждения должны быть несколько иными, главное в том, что необходимо движение от понятий, как бы ни были они глубоки, к образу человеческого. Именно он должен стать нашим достоянием. Такое движение в науках о человеке осуществляется совместными усилиями учёных. В частности, речь может идти о философии человека как отрасли философии культуры.

То, чем природа обделила человека – естественные, как у других животных, средства защиты: когти, клыки, панцирь, толстая шкура или густой мех, – он вынужден создавать сам. Его разум – это универсальное орудие, орган, с помощью которого он заполняет пропасть между собой и природой, дополняя и доразвивая себя. Обладают ли разумом другие животные? Конечно, но в пределах своего биологического вида. Муравьям, скажем, зайцам или верблюдам вполне хватает собственного разума, чтобы оставаться самими собой. А человеку далеко не всегда хватает разума, чтобы быть человеком. Его разум – это сознание его ограниченности. Он достраивает себя в своей надприродности, создаёт подобие жизни, то есть культуру.

Известно, что труд играет решающую роль в становлении сознания. Но труд – это не любой вид деятельности, и даже не тот, за который он получает жалование. Труд – целесообразная деятельность, то есть сообразная с целью, с предвосхищённым её результатом. Иными словами, труд – это деятельность, результаты которой существуют в сознании, в идеальной форме и до начала самой деятельности.

Рассказывают, что В. Гюго как-то шёл мимо строящегося собора и остановился, залюбовавшись общим видом, слаженностью труда строителей. У одного из тачечников, возивших камни, он спросил: «Что вы здесь делаете, приятель?» Тот ответил на ходу, что они работают. Писатель спросил у другого тачечника, и тот сказал, что возят камни. А третий остановился и, обернувшись к стройке, воскликнул: «Разве не видишь – собор строим!» Делал он то же, что и другие, но видел завершённый образ своих действий.

Целесообразная деятельность является движением от понятия к образу, к предвидимому результату. Всё, на что направлено наше сознание, получает второе рождение, второе бытие, или инобытие, как говорят в философии. Мир заполняет наше сознание, но и оно наполняет мир таким образом, что если мы видим нечто, то между ним и нашим глазом – не пустое пространство, как кажется, а наше видение, сознание.

Эта наша способность видеть и осознавать представляется едва ли не врождённой. В каком-то смысле так оно и есть: мы ведь не приобретали такую способность сознательными усилиями, не обучались этому. Правда, в детстве нас призывали видеть и понимать – «посмотри сюда!», «пойми, наконец!», «думай, думай, тебе говорят!», – предполагая, что мы умеем всё это делать. И мы привыкали видеть то, что не смогли бы увидеть без чьей-то помощи, привыкали понимать так, как хотелось кому-то. В конечном счете, у нас сформировалось своё, как нам кажется, видение и понимание, что мы зачастую и называем сознанием, мышлением. Здесь-то мы и заблуждаемся, здесь и кроется один из наших самых «гениальных» предрассудков. Суть его в том, что свой ум, разум человек считает неким прирождённым свойством, а мышлением называет мельтешение образов, обрывков каких-то понятий и представлений, которое сопровождает всю его сознательную жизнь. Поэтому каждый из нас полагает, что уж чего-чего, а ума-то у него достаточно.

В силу указанного предрассудка голова наша полна незаконченных мыслей, а жизнь – дел. Это слишком большая роскошь: использовать резервы нашего мозга, о чём уже шла речь, лишь на каких-то 10–15 %. Интересно, что примерно такую же долю человек использует, перерабатывая природные богатства, а 90 % их идёт в отходы. Как в отношении своей внутренней природы, так и в отношении природы его окружающей, человек всё ещё является поверхностным, нерациональным существом.

Человеческое мышление, понимание – это не тот процесс психического отражения, которым обладают все высшие животные. Ещё Сократ, искавший мудрости у людей, отмечал, что находил её только у тех, кто умеет что-то делать. При этом замечал: кто, сколько умеет, тот и ума столько же имеет. А итальянский философ Дж. Вико, живший на рубеже XVII–XVIII вв., полагал, что по-настоящему знать и понимать человек может лишь то, что он делает. Тема активности мышления была одной из основных в классической немецкой философии, а затем и в марксистской. Естественно, что она остаётся актуальной и для современной философии культуры, поскольку вся культура – это явленность человеческого мышления. Активность мышления означает, что оно само есть деятельность, в процессе которой образ, рождённый внутренним видением человека, материализуется, овеществляется, становится внешне доступным, то есть видимым, слышимым, осязаемым.

Понять, значит – увидеть. А без понимания мы просто смотрим. Во всём, что нас окружает, как уже отмечалось, можно видеть результаты чьего-то мышления – дома, предметы быта, животные и растения, звёздное небо. О них кто-то до нас размышлял, проектировал их, называл, классифицировал. Чтобы понять видимое, необходимо представить путь от замысла к результату. Исходный образ, видимый нами как вещь, был целью, поставленной когда-то создателем вещи. Этот путь – от невидимого никем образа, рождённого в сознании или в душе мастера, до ставшего очевидным для всех результата, – является мышлением.

Но реальность такова, что результат не походит, или мало походит на замыслы, на исходные образы, цели. Всё, что мы видим, в том числе и мы сами, было задумано гораздо лучшим, чем получилось на деле. Мы свыкаемся с этим, поэтому нас поражает всё изначальное: чистые воды реки, чистое чувство любви, детская непосредственность, простая и естественная человечность. Мы часто не верим, что всё это вообще сохранилось и существует в мире, не верим, поскольку судим о мире и о людях по результатам, а не по замыслам. Мы соглашаемся с тем, что «важнее всего результат». И это не практичность, это – подавление веры в себе, и в себя.

Но как возникают замыслы, исходные цели? Это важный вопрос. Выше уже упоминалось об ассоциациях, об универсализме и общечеловечности детского восприятия. Почему ребёнок предрасположен к новизне и творчеству? В нём нет запретов, и о себе он не имеет никаких, навязанных ему со стороны, представлений. Он не зависит от них и живёт всем собой, то есть как цельное, всему себя всего отдающее существо. Смеётся, плачет, ликует или просто огорчается он весь, до конца. Он ведёт себя как свободное и естественное существо. Мало кто из взрослых может вести себя так: отдаваться не только чувству, но и мысли без остатка.

Но всё творчество ребёнка исчерпывается тем небольшим жизненным пространством, которое его окружает. Зато здесь он истинный творец слов, жестов, поз. Он приводит в движение вещи, оживляет их, общается с ними, приспосабливает их к своим нуждам и меряет всё окружающее самим собой. Ребёнок создаёт конструкции из вещей, но главной «конструкцией» для него является его собственное тело. К ней он и подгоняет свое окружение, имея в виду лишь себя самого. Это уже после того, как он слышит что-то вроде «самолёт построим сами…», ему открывается и самостоятельность, и независимость вещей, их свойство сочетаться друг с другом. Но когда такое открытие совершится, ребёнок утратит способность к непосредственному творчеству.

Вместе с тем, есть люди, или есть мгновения в каждом из них, восстанавливающие способность творить «по образу и подобию» себя самого как человека. Это – творчество человеческого в мире, и оно предвосхищает любое творчество. Но не в каждом оно удерживается, сохраняется. Человек увлекается косвенными результатами и обстоятельствами, отвлекается от себя самого, от своего образа. Он старается не упустить свой шанс в игре, называемой жизнью, он лицемерит и лицедействует. Всё вокруг создано человеком, за всем можно увидеть его мысль, но всё ли создано для человека, всё ли хранит его образ, является действительно человеческим?

В мире не так уж много вещей, напоминающих о человеке и его телесности. Простейшие орудия труда, созданные ещё в доцивилизованном мире и сохранившие своё значение, несмотря на технический прогресс. Простые законы нравственности и мышления, которые тоже мало изменились со временем. Всё это – человеческие начала культуры. На развитых её стадиях они могут представляться музейной редкостью, что лишь повышает их ценность. Но обесценивается культура и сам человек, если смотрит на них только как на свидетельства древности.

На Востоке есть мудрая притча, представленная в форме диалога между человеком, сидящим на берегу реки, и прохожим:

– Чем сидеть просто так, делом бы лучше занялся.

– Да? Каким же делом?

– Наловил бы рыбы, чтобы сытым быть.

– Тут же ещё наловил бы, чтобы продать!

– А зачем продавать?

– Деньги бы появились, снасти, лодку купил бы!

– Много бы денег стало, нанял бы кого-нибудь, чтобы вместо тебя ловили!

– А мне что делать?

– В том-то и дело, – воскликнул прохожий, – что ничего не нужно делать. Сидел бы, да природой любовался!

– Но ведь я и так этим занят, – услышал он в ответ.

Смысл притчи в том, что вся мирская суета оказывается необходимой для удовлетворения простых, в сущности, потребностей человека. Тот, кто понимает это, видит и бессмысленность самой суеты.

Несмотря на общность у людей логики мышления и деятельности, способы её применения – различны. Можно отметить два, по крайней мере, способа наполнения логики содержанием, два варианта исполнения себя в качестве человека, хотя выше речь шла о трёх вариантах. Но первый из них, то есть «апелляция к трансцендентному», существенно отличается от второго и третьего. Ему присущ мессианизм, он связан со временем, с будущим, относит решение проблемы человека за горизонт настоящего или наличного бытия, оцениваемого как ущербное и незавершённое. Второй и третий варианты сходны в том отношении, что решение проблемы человека в них связано с наличным бытием, с его познанием и преобразованием здесь и теперь, как говорится. Оба варианта есть апелляция к непосредственному, но один – к непосредственному в мире, к культуре, а другой – к непосредственному в самом человеке. В восточной притче представлены именно эти варианты.

Два ви́дения, два образа жизни, а цель общая – благо, душевный покой, удовлетворённость человека собой и миром, то есть цельность и полнота его бытия. Но в одном случае, олицетворённом прохожим, человек и мир рассматриваются в качестве средств достижения этой цели, понимаемой как результат активной, преобразующей деятельности. В познании такая деятельность становится неисчерпаемым источником всё новых и новых знаний. Человек, как субъект этой деятельности, открывает в себе множество способностей, функций, ролей. В истории, в социальной жизни эта деятельность проявляет себя в ускорении событий, в превращении их в котёл страстей, межнациональных конфликтов и межгосударственных распрей. Природа, с её богатствами, в результате такой деятельности, превращается в простой придаток человека, а культура – в источник развлечений, острых ощущений и непредвиденных опасностей.

Иное отношение к миру олицетворяет в притче сидящий на берегу человек. Оно основано на понимании бессмысленности поисков того, что и так дано человеку. Ведь увлекаясь деятельностью, познанием и преобразованием окружающего мира, человек рискует утратить себя, не дойти до цели, просто не дожить. А если человек сосредоточен и сам для себя является целью, он начинает понимать, что многие из проблем им же и созданы. Но это не бездеятельность вообще, это именно деятельное отношение, но к самому себе. При таком отношении меняется взгляд на природу, историю, культуру, всё это представляется осмысленным и цельным.

Трудно оценивать оба эти отношения к миру и человеку в рамках категорий «лучше» или «хуже». Оба по-своему решают проблему выживания человека. Но логика культуры, цивилизации такова, что человек вынужден предпочитать деятельное отношение к миру, а не к себе. Кроме того, как уже отмечалось, человек – это избыточное существо, и избыток своей энергии он выплескивает вовне, причём далеко не всегда в форме человеческого, в виде искусства, например, или в виде доверия и любви к ближним. Человек избыточен, но его избыточность не беспредельна. Да она, может быть, и не самое ценное его качество. Человечность – важнее, если он хочет остаться человеком. Но ведь нет такого закона, по которому он должен быть и остаться человеком. В этом его уникальность и кажущаяся свобода: он может быть кем угодно, в том числе и самим собой. Нужен ли он самому себе в качестве человека, вот в чём вопрос. Похоже, что он, телесно и духовно обязанный культуре, всё меньше нуждается в душевности, человечности. И это понятно: сегодня в культуре слишком многое определяется брутальными и недобрыми силами – эгоизмом приобретателей и властными устремлениями. И где в таких условиях место человечности? Кто может стать её защитником и рыцарем, если каждый чувствует в себе лишь себялюбивые вожделения и страх потерять даже то малое, что имеет? Вопросы, на которые нет однозначного ответа. Каждый из нас может найти ответ сам, лично. Если, конечно будет в поиске, если эти вопросы вообще встанут перед нами. Для этого, собственно, и представлено всё вышеизложенное.

1 Может быть, прежде необходимо ответить на вопрос: в чем суть человека? Выделить главное, что отличает его от других существ. Но, в определённом смысле, а именно в том, что сущность, как внутреннее содержание предмета, лишь обусловливает собой формы его проявления, а сама по себе не дана, вопрос о сущности человека – это и есть вопрос о том, что делает его человеком. Речь, правда, можно вести и о главном – существенном – признаке человека. К примеру – о разумности. Но «разум», как и другие возможные признаки, тоже нуждается в опре­делении. Не говоря уж о том, что разум человека далеко не всегда очевиден. Иными словами, существенным признаком человек наделяет­ся как именем, к примеру, которое в большинстве случаев его ни к чему не обязывает. Носитель имени может соответствовать или не соответствовать ему, что зависит, конечно же, не только от имени. Логично допустить: существенным для человека является то, что он сам выделяет в себе и для себя как существенное. Именно это делает его определенным человеком. Но в этом же и суть рас­сматриваемой проблемы.

См.: Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. М., 2003. С.162.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 48.

Гроссман В.С. Жизнь и судьба: Роман. Минск, 1990. С. 72.

См.: Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. М., 1981. С.569.

См.: Шелер М. Человек и история // Человек: образ и сущность. Перцепция страха. Ежегодник. 2. М., 1991. С. 133-159.

См.: Чаликова, Дети, «примитивы» и культура участия // Утопия рождается из утопии. Лондон, 1992.

Впрочем, как свидетельствует обыкновенный житейский опыт, в действительности люди ревниво относятся к своим умственным способностям. Они могут жаловаться на неустроенную жизнь, на плохое здоровье, на слабую память, полагая, что не умаляют себя в глазах окружающих. Но они никогда не жалуются на слабоумие. Мало того, для них оскорбителен даже намек на это со стороны других. Даже и пробовать не стоит желать кому-то в день его рождения, к примеру, наряду с крепким здоровьем ещё и не менее крепкого ума.

Эйнштейн А. Мотивы научного исследования // Собр. науч. тр.: В 4 т. М., 1967. Т. 4. С. 41.

См.: Розин В.М. Техника и социальность // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 105.

В этих примерах, кстати, выражен один из аспектов действительно позитивной роли техники в судьбе человека. Техника, в широком смысле слова, – это искусство в достижении поставленной цели. Используемые средства при этом особого значения не имеют. Если человек пользуется собой в качестве средства реализации своих замыслов, то он тоже – техника. Жизнь упомянутых мыслителей была способом и средством выражения их учений. И это, пожалуй, самое поучительное в них.

Насколько мне известно, понятие «внутренний человек» впервые употребил апостол Павел в своем послании к Римлянам (Рим. 7:22).

Некоторые авторы полагают, что именно в таком служении выражена искомая «русская идея». См.: Бессонова О. Э. Раздаточная экономика как российская традиция // Обществ. науки и современность. 1994. № 3; Толпегин А. В. Анти-Болонья, или духовное и универсальное в высшем образовании // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2007. Вып. 13.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 192–193.

См. напр.: Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. С. 257.

Пригожин И. Философия нестабильности // Вопр. филос. 1991. № 6. С. 48.

Вопрос о месте человека во Вселенной и о причинах его появления вновь обострился после того, как в 1973 г. английским астрофизиком Б. Картером был сформулирован «Антропный космологический принцип». Вот одна – «сильная» – из его интерпретаций: Вселенная и должна была быть такой, чтобы в ней появился человек (наблюдатель).

Введение 3
1. Человек и мир 4
2. Духовный мир человека 7
3. Человек в современном мире 10
Заключение 19
Список литературы 20

Введение

В современной философии и науке изучение человека исходит из понимания его как целостного социокультурного, биологического существа. Во всех проявлениях своей жизни человек предстает как биосоциальный организм, в единстве биологического и социального. Биологизаторский и социологизаторский подходы к изучению природы человека, взятые по отдельности, недостаточны.
Биологизаторский подход к человеку ограничен, так как акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы;
Социологизаторский подход объясняет природу человека исходя из социально значимых факторов и приводит к представлению о человеке как социальном функционере, винтике государственной машины, использовать который можно без оглядки «на какие-то гены».
На мой взгляд, в настоящее время предпочтительна именно синтетическая точка зрения на человека, как биосоциального существа – дитя природы и результата развития общества, которое занимает уникальное место в мире и отличается духовным своеобразием.

1. Человек и мир

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения мир - человек. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек - мир. Собственно на этом различении строятся две, ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской .
Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т. е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демонов и любых разумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпитера, у которой уши на ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части спектра, истины и законы логики будут для нее те же, что н для нас, так как они отражают объективные характеристики действительности (или, напротив, эмпирическая действительность есть выражение объективных логических законов). Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем н должны находить общие позиции по вопросу о качествах действительности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции - просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.
Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется па множество «мирков». Я - сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребыванию в своих ситуациях, и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «я», потому, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает, что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» - полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая, все что пожелает, и отвечая только перед самим собой. Поддаться общим истинам и взглядам - значит предать самого себя .
Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире - от нас, и что - от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Как в старой молитве: «Господи, дай мне понять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изменить не могу, и научи отличать первое от второго!» Философия уже две с половиной тысячи лет пытается отличать, хотя ее поиски не всегда успешны.
Философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно оно возможно? Можем ли мы получать истинные объективные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и пристрастий?
Великий философ XVIII в. Иммануил Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через которые мы воспринимаем действительность, есть лишь способ нашего человеческого видения, и каков мир «сам по себе» - совершенно неизвестно. «Ну и не надо нам этого знать!» - сказали впоследствии философы-прагматисты, - главное - получать практические результаты, а что там на самом деле, совсем не важно!» Однако другие философы не согласились с таким отказом от познания, н решили, если уж и не пробиваться к реальности «самой по себе», то, по крайней мере, выработать единую точку зрения на то, каким мир для нас представляется.
В западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеют выхода к своим братьям по разуму.
В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а, значит, и формирование единых, общезначимых представлений о том, что являют собой мир и человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык, общие ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных миров» действительно много, и они порой довольно далеко отстоят друг от друга .
Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело - во всем сомневаться, все подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания.
В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводить древний канон. Философская картина мира - это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного, минутного и вечного.

2. Духовный мир человека

Духовный мир человека шире сознания, он фундаментален и первичен. Эта сфера психического включает в себя также и бессознательное, выступает синтезом «Я» и «Оно». Это та область человеческой экзистенции, где сплетены эмоциональное и рациональное, объективное и субъективное, вещественное и духовное, физическое и психическое, феноменальное и ноуменальное, тварное и Божественное, разумное и иррациональное .
Смысл нашего существования - в творчестве духовной и материальной культуры. В этом и наше бессмертие. Но любой акт творчества предполагает наличие развивающегося духовного мира человека.
Какова структура духовной жизни человека, влияющей на его сознание? Опишем ее с позиций естественного реализма, как он представлен Н. А. Книгиным .
Согласно его видению проблемы, строение духовного мира человека будет выглядеть следующим образом. Он имеет пять уровней:
I уровень витально-биологический;
II уровень витально-экзистенциальный;
III уровень экзистенциально-социальный;
IV уровень первичной интегративной духовности;
V аксиологический уровень высшей духовности. Также в духовном мире человека имеются стержневые направляющие:
1) когнитивные способности;
2) способности чувствования;
3) потребности.
На первом - витально-биологическом уровне возникают исходные условия для формирования духовного мира. Когнитивные (познавательные) способности сводятся лишь к ощущениям и восприятиям. Здесь еще нет рефлексии (осознания мира и себя в нем). Это только чисто природный, предсознательный и преддуховный уровень. Способность чувствования элементарна. Она заключается в переживании таких состояний, как голод, боль, удовольствие, страх и т. п. Здесь же формируются фундаментальные потребности: в сохранении и продолжении жизни, в самоутверждении. Возникает природная, общебиологическая память. Этот уровень характерен для всего живого .
II уровень - витально-экзистенциальный (где жизнь понимается как существование). Здесь происходит, во-первых, расширение когнитивных способностей. Это уже более развитые функции: мышление, знания, язык. Формируются способности созерцания. Сфера чувствования обогащается: появляются сложные эмоции: любовь, ответственность, долг. Возникает воля и человек способен переживать себя человеком. Что касается потребностей, то они приобретают специфически-человеческие, экзистенциальные черты: познание мира и персонализация, т. е. потребность в том, чтобы меня признали личностью, уважали. Здесь возникает духовность как индивидуальная субъективность.
III уровень - экзистенциально-социальный (главный смысл существования человека - его бытие в обществе) полагается Духом как свободный мир. В когнитивной сфере возникает социальная память (объективный Дух). Формируется сфера социального чувствования (альтруизм, гуманизм, сознание общественного долга). Появляется личность, способная быть свободной. Потребности имеют историю, могут развиваться в истории. Возникает самосознание рода, общение, диалог между «Я» и «Ты». Человек переживает себя социокультурным существом. Он устремляется в своих потребностях к объективному Духу - культуре, попадая, тем самым, в сферу свободы или выбора. Возникает мир идеальных сущностей, символов, что расширяет область объективного Духа. Созерцание, мышление, чувствование становятся взаимопроницаемыми.
IV уровень - первичной интегративной духовности. Человек обретает здесь личную свободу. Он способен ориентироваться в нормах и запретах; сознание направляется на ритуал. Здесь смениваются познания, чувства, потребности. Возникает духовность как мир устремлений к ценностям. Человек отождествляет себя с миром трансцендентным (запредельным), пытается решить проблемы собственного бытия через создание новой системы ценностей .
V уровень - аксиологический (ценностный) уровень высшей духовности. Сознание человека устремляется к Абсолюту, к познанию его, слиянию с ним. Это - высший пункт нашего развития, здесь возникают философия и религия. Философия стремится понять бесконечное существование, но не слиться с ним. Религия же призывает к тождеству с высшим миропорядком. Формируются высшие атрибуты человеческой духовности - идеальные верования, предельные проблемы, вопрос о смысле бытия. Мы становимся способными переживать себя в качестве надприродного, надсоциального существа (сакрального, таинственного). В религиозной философии возникает идея Бого-человека (Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Здесь и наступает исторический синтез сознания и человеческой духовности, здесь возникает подлинная человеческая индивидуальность.
Индивидуальность - не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, окажем стула или стола. Это не является «заслугой» человека и «самость» не является нашей собственностью. Как хорошо сказал современный немецкий философ Хабермас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как име.нно эта индивидуальная личность.
С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г. И. Гурджнев, «нет индивидуальности... нет единого большого «Я». Человек разделен на множество малых «я». Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бубер говорит так: «Личность видит самое себя. Индивидуальность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений». Стало быть, для личности характерно утверждение: «я есть», а для индивидуальности - «я такова». Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам - последняя из всех тайн» .

3. Человек в современном мире

Десятки тысяч лет длился процесс эволюции человечества. XX век вошел в историю человечества как динамическая эра, для которой характерны: а) усложнение социальной реальности, что находит свое выражение в неуклонном восхождении человечества от низших форм социальной организации к высшим; б) возрастание темпов развития. Иными словами, ускорение ритма истории, обусловленное информационным бумом; в) самопознание и самосовершенствование человека, что находит свое выражение в успехах теории и практики института мозга, биотехнологии и генной инженерии; г) информационная и биологическая революция.
И при всем этом сохраняется загадка человеческого «Я» и его сознания. Он продолжает вопрошать: что принесет нам день грядущий? Будет ли это звездный час или его последний миг?
В постановке этих вопросов виноваты не обстоятельства, а сам человек. Кардинально изменилось положение человека на Земле. Пройдя длительный путь эволюции, современный человек превратил планету в свою безраздельную империю. Судьба всех имеющихся форм жизни находится в прямой зависимости от того, что делает или чего не делает человек. Он стал челом века .
Основной вопрос XXI в. - это вопрос о выживаемости. Сможет ли homo sapiens разместить на Земле дополнительные миллиарды себе подобных, обеспечив их потребности и желания? Какие еще формы жизни окажутся жертвами человека? Чем завершится его историческое восхождение? Вопросы остаются открытыми, если учесть уникальную способность человека «думать лучшее, а следовать худшему».
В человеке заложены две программы - инстинктуальная и социокультурная, что определяет его пограничность. По своей телесности и физиологическим функциям человек принадлежит природе. Но социальность диктует ему иные правила поведения. Эти две программы, как остроумно подметил П. С. Гуревич: «...точно демоны, растаскивают человека в разные стороны». Человек стремится к благу, но его деяния сплошь и рядом оборачиваются злом. Он стремится к господству над обстоятельствами, не замечая, что становится рабом своего желания.
Страх потерять то, что уже у него есть, действует на человека и на его отношения с другими людьми не менее разрушающе, чем жажда обладать тем, чего еще нет.
Столкновения людей из-за желания лучше устроиться в этом мире очень похожи на естественную борьбу за существование в мире животных. Но попытка разрешать конфликты по закону Природы оборачивается трагедией потери человеческого в человеке. Утратив первоначальную родину-природу, человек обречен на вечный поиск самого себя, на вечное становление и преодоление самого себя. Сохраняя неопределенность своего «Я», человек хранит и свою непредсказуемость. Но ясно одно, за все свои деяния и кардинальные изменения на Земле несет ответственность только человек .
Осваивая природу и преобразуя себя, человек создал искусственную природу, среду своего обитания. Созданная человеком техника стала главным фактором изменений на Земле. Она властно вошла в систему отношений «природа - человек-общество», заявив о себе не только в качестве относительно самостоятельной, но подчас и неуправляемой силы. Достаточно вспомнить феномен Чернобыля.

Заведующая библиотекой МОУ «СОШ № 36» г. Курска

Руководитель кружка «В волшебном мире книг»

«ЧЕЛОВЕК НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МИР, В КОТОРОМ ОН ЖИВЁТ»

«…Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

М. Горький

Тема. Использование информационных технологий в популяризации фонда краеведческой литературы. Откровенный разговор о роле и месте человека в современном мире на примере произведения «30 зёрен».

Цель . Дать знания о библиографии курского писателя и о его литературном наследии.

Задачи . Закрепление и расширение знаний по пройденной теме « Основные формы информирования».

Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, речи.

Развитие навыка публичного выступления.

Развитие интереса к творчеству курского писателя, показать путь к книге.

Формирование интереса к культурному наследию курского края.

Оборудование. Книжная выставка «Он любил эту землю», электронная книга о жизни и творчестве «Он любил эту землю», текст произведения «30 зёрен», музыкальное сопровождение художественного чтения текста, 30 пшеничных зёрен и контейнер для их посадки.

Ход занятия.

I. Сообщение темы, целей занятия.

БИБЛИОТЕКАРЬ. Очередное наше занятие проводится в мире знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях общеобразовательного и практического значения. Давайте вспомним основные формы информирования: книжная выставка, библиографическое пособие, картотека, каталог. Дайте определения этим понятиям, пользуясь нашими записями в рабочих тетрадях….(ответы). Сегодня мы увидим практическое применение полученных знаний по библиотечной технологии в демонстрации ваших проектов. Целью вашей работы должна стать популяризация знаменательной даты курского писателя и его творчества.


II. Защита проектов учащихся. (Организация книжной выставки посвящённой 85-летию со дня рождения, библиографического пособия, электронной книги.)

УЧЕНИК. В честь юбилея было принято решение создать электронную книгу о жизни и творчестве нашего выдающегося земляка. Эта работа потребовала определённой организации и приобретение специальных знаний по отбору, поиску и обработке источников информации.

Целью нашей работы была организация книжной выставки «Он любил эту землю» и создание библиографического пособия «Духовное наследие России» посвящённое жизни и творчеству.

Сейчас мы увидим, что у нас получилось. Мы очень старались, ведь это наш любимый писатель и юбилейная дата - 85 лет со дня рождения, ко многому обязывает.

БИБЛИОТЕКАРЬ. Ребята, вы спросите, а где же выставка? Её нет. И сейчас мы увидим, как этап за этапом выполнялась работа по организации книжной выставки.

УЧЕНИК. В начале была определена тема это – юбилей курского писателя и название книжной выставки « Он любил эту землю». Затем отбиралась литература по разделам, которые требовали своего выделения в общей теме. Это:

« Краски родной земли» (рассказы о природе);

« Ради жизни на земле» (проза о В. О.В.);

« Евгений Иванович Носов – художник»;

« Евгений Иванович Носов – литературный портрет;

« Мы пришли на юбилей» (открытки и закладки, посвящённые)

С большой ответственностью мы подбирали цитаты к нашей выставке. Лаконичность этих высказываний о писателе не уменьшают значимости и реальной оценки его литературного наследия.

УЧЕНИК. 1. А цитаты расставим мы, Потому что мы готовили этот материал. Цитаты важный элемент в организации и оформлении книжной выставки. Вот и мы обратились к цитате, иначе, говоря, позвали других авторов себе на помощь, в союзники.

2. Цитаты для нашей выставки - это возможность сделать её интереснее и глубже по содержанию. И ещё цитата - это возможность ознакомиться с разными гранями личности. (см. Приложение 1)

УЧЕНИК. На нашей выставке есть экспозиционный раздел и здесь представлено экспонатами детское творчество. Это поздравительные открытки и закладки. Название раздела «Мы пришли на юбилей» соответствует содержанию нашего названия и как на настоящем юбилее мы пришли с подарками, которые выполнены своими руками. Евгений Иванович сам был мастеровым человеком и здесь мы хотели показать своё трепетное отношение к этому наследию писателя.

УЧЕНИК. А теперь самое главное в нашей книжной выставке – это сами книги. Источников было около 300 экземпляров. Такое количество для школьной библиотеки – большое. Формирование и сохранность этой краеведческой литературы осуществляется постоянно и через разные формы: это и плановое приобретение, дар библиотеке, приобретение книг на средства акции «Сбор макулатуры».Теперь вы понимаете важность участия каждого класса, каждого ученика в этой акции. (см. Приложение 2)

Но и это не всё.

УЧЕНИК. Есть ещё одна деталь этой выставки, и я вам представляю библиографическое пособие по этой выставке. Оно называется «Духовное наследие России». Оно также отражает полный перечень литературы, но в алфавитном порядке и в библиографическом оформлении. Это помощник в подготовке докладов, рефератов по литературе и краеведению.


УЧЕНИК. Вот теперь наша выставка готова.

УЧЕНИК. А в электронной книге посвящённой мы постарались отразить визуально, т. е. зрительно издания книг и дать библиографическую информацию по ним. Перед вами на экране раскрывается практически весь фонд нашей библиотеки по этой теме. Она отражает 84-ый раздел художественной литературы , 83-ий раздел литературоведения, 85-ый раздел искусства.

По каждому изданию было составлено библиографическое описание и аннотация. В оформление мы включили логотип школьной библиотеки, что удостоверяет нашу электронную книгу, как интеллектуальный продукт нашей проектной деятельности.

УЧЕНИК. Популяризация творчества на страницах электронной книги не только дань моде в использовании новых технологий информации, но и историческая документация книг нашей работы. И мы надеемся, что эта книга будет иметь ценность для будущих поколений, как библиографическое издание нашего времени и нашей библиотеки.

А для учащихся нашего поколения электронная книга ценна прежде всего своей мобильностью: на маленьком объёме электронного носителя вмещается весь фонд нашей библиотеки по творчеству Носова. И обладателем этой книги может стать каждый пользователь нашей библиотеки. Её можно скопировать с базы данных библиографического отдела нашей библиотеки. Это электронное издание доступно и удобно.

БИБЛИОТЕКАРЬ. Ребята, вы, очень хорошо справились с поставленной задачей: использовали информационные технологии в раскрытии фонда краеведческой литературы. А какую цель мы преследовали, создавая книжную выставку, библиографическое пособие, электронную книгу?

Правильно.

III. Знакомство с произведением «30 зёрен».

БИБЛИОТЕКАРЬ. И вот я подхожу к книжным полкам, выбираю для чтения новое произведение автора, и… волшебный мир книг открывает нам размышления писателя Е. Носова о том, что человек несёт ответственность за мир, в котором он живёт, и поэтому должен всегда оценивать последствия своих поступков.

Художественное чтение рассказа Е. Носова «30 зёрен» с музыкальным сопровождением.

Работа с текстом: О ком это произведение?

О чём это произведение?

Что такое «книги»?

Что такое «человек»?

А что такое «работать»?

А чем ты помогаешь людям?

«… что бы каждый… положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен…» О чём думал писатель, когда произносил эти слова?

Библиотекарь закрывает книгу

БИБЛИОТЕКАРЬ. Но, по моему, книга не закралась… Мир этого маленького рассказа переселился в нашу библиотеку… и открою тайну - в наше сознание, в наши души… Это участь всех великих и талантливых произведений, а участь талантливых читателей с каждой книгой утверждаться в добре, честности, прилежании, уважении и любви к людям, к миру. Поэтому дописать этот рассказ придётся нам… У нас в волшебном мире книг, простите, в библиотеке есть 30 зёрен… Давайте сейчас попробуем посадить эти зёрна с желаниями и надеждами укрепления самого важного качества жителей нашей планеты – ЖЕЛАНИЯ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Дети сажают зёрна и проговаривают о своём желании вслух.

IV. Подведение итогов.

Приложение 1

«Не для меня только, наверное, для многих писателей, молодых и немолодых, одно уже имя стало за последние годы совестью, которая не вдруг позволит быть торопливым и неразборчивым в нашем непростом ремесле»

В. Распутин

«И песнь моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с виду, но чист и высок ее тон, тот самый древний златоглавый тон, что звучал когда-то в сказаниях боянов, как звучит он в книгах Бунина и Тургенева, Лескова и Андреева…».

В. Астафьев

« Редко роняемыми, зато царственными словами Е. Носов

Выстроил мемориал чистейшего русской крестьянской философии. И это нравственная вершина видна из Курска для всей России…».

В. Чемодуров

«Во веки будет благославенна земля наша Курская, что родился под одним небом с Вами».

Л. Конорев

«Е. Носов совестливый, предельно честный в отношении самого себя художник. Подлинная жизнь человеческого чувства - самый главный материал в его искусстве самый главный материал прозаика».

В. Васильев

« - истинный сын России, талантливый и мужественный художник, продолжающий в своём творчестве традиции отечественной литературы».

В. Енишерлов

Приложение 2

Он любил эту землю.

Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1, 2, 3, 4, 5 / Сост. ; примеч. , и. – М.: Русский путь, 2005.

Избранные произведения. В 2-х т. / Вступ. Статья и примеч. Вл. Васильева. – М.: сов. Россия, 1983.

Вечерние стога: Рассказы. Повесть. – М.: Современник, 2000. – 494 с.

В чистом поле за просёлком.: Рассказы и повесть. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1967. – 343с.

Где просыпается солнце. – Курск: Курское кн. изд-во, 1961. – 20с.: ил.

Где просыпается солнце? Рассказы. М. Дет. лит.,1990.- 32с.:ил.

За долами, за лесами. Рассказы. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1979. – 47с.: ил.

Избранное: Рассказы/ Послесл. Д. Шеварова; Рис. Л. Башкова, Ю. Далецкой. – М.: Дет. лит., 2004. – 345с.: ил.

И уплывают пароходы… Повести и Рассказы. – М.: Современник, 1975. – 447с.: ил.

Краски родной природы.

Лоскутное одеяло. Рассказы. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1989. – 239с.

Моя Джомолунгма: Повесть и Рассказы/ Худож. . – М.6 Сов. Россия, 1988. – 240с.: ил.

Ракитовый чай. – Воронеж: Центр.-.Чернозём. кн. изд-во, 1968. – 181с.

Сельский двор: Рассказы, отрывки из повестей/ Сост. и предисл. И. Стрелковой; Рис. С. Ярового. – М.: Дет. Лит., 1987. – 254 с.: ил.

Шумит луговая овсяница. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1982. – 23с.

Ради жизни на земле.

Фанфары и колокола. Повести и рассказы о войне к 55-летию Курской битвы. – Курск.: Крона,1998. – 701 с.

Красное вино победы. Повесть и рассказы. – М.: Советская Россия, 197с.

Красное вино победы: Рассказы / Худож. . – М.: Русская книга, 1992. – 288 с.: ил.

Красное вино победы. Шопен, соната номер два: Рассказ, повесть. - М.: Современник, 1984. – 78с.

Неубитая память свящённой войны (Повести и рассказы). – Воронеж.: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 1с.

Травой не порастёт…- Воронеж: Центр. – Чернозём. Кн. изд-во,198с.

Усвятские шлемоносцы. Повесть, Рассказы. Астафьева. – Воронеж, Центр.- Чернозёмное кн. изд-во, 197с.

Усвятские шлемоносцы: Повести и рассказы. – Л.: Лениздат, 1982. – 512 с.: ил.

Усвятские шлемоносцы: Повесть, рассказы. – М.: Советский писатель, 1986. – 320с.

Усвятские шлемоносцы: Повести, Рассказы. – М.: Правда,1989. – 480 с.

Шопен, соната номер два. – Воронеж.: Центр. – Чернозёное кн. изд-во, 1983. – 447с.

Евгений Иванович Носов – художник.

Краски родной земли. Евгений Носов: писатель и художник. Альбом картин и фотографий. – Курск.: , 2000. – 56с. :ил.

С натуры. Рисунки для газеты «Молодая гвардия». (1950-е годы). – Курск.: Кувекс», 2008. – 44 с.:ил.

Евгений Иванович Носов – литературный портрет.

Открытое небо. Эссе о литературе. Очерки. – Курск.: ФГУИПП «Курск», 2004. – 352 с.

Зёрна Истины. Рассказы, новеллы, миниатюры. – Курск: «Курск»,2006. – 400 с.

Память пылающий лет. Соврем. сов. Проза о Великой Отеч. Войне. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 191с.: ил.

Земляки: творчество ёва и.-2-е, испр. – Курск: КГПУ, 200с.

Книга о мастере. Холмы и берега Евгения Носова. Очерки творчества.- Курск.: Крона, 1998. – 895с.: ил.

Самая кровная связь: Судьбы деревни в соврем. прозе: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 198с.: ил.

Литературные чтения, посвящённые 81- ой годовщине со дня рождения (): Сб. материалов. Сост. / Комитет по культуре Курск. обл.; Курск. гос. обл. краевед. музей, Курск. обл. науч. б-ка им. ; Курск,2006.-52с.

Литературные чтения памяти Евгения Ивановича Носова: Сб. материалов. – ГОУ ВПО КГМУ, комитет по культуре Курской области, Курский областной краеведческий музей, Курская областная библиотека для детей и юношества; сост. . – Курск, 2007. – 68с.

Литературноые чтения, посвящённые 83-й годовщине со дня рождения (): Сборник материалов. Сост / комитет по культуре Курск. Обл.; Курск. гос. обл. краев. музей. – Курск., 2008. – 36с.

Мастер с нами. . Статьи, очерки, воспоминания, стихи, переписка. – Курск.,789с.: ил.

Против дефицита духовности. // Библиотекарь.- 1986.- №10.- С.2,36-37.

Памяти живые лоскутки. Сб. стихов курских поэтов, которые посвящены Евгению Ивановичу Носову. – Курск.,2003. – 32с.: ил.

Писатели курского края: Библиографический справочник / Курская обл. науч. Б-ка им. ; сост. ; ; . – Курск, «Славянка»,20с.

Пространство культуры и стратегии исследования: Статьи и материалы о русской провинции: XX Фетовские чтения (Курск, 15-18 сентября 2005 г.) / Под. Ред. , . – Курск.: Курск. гос. ун-т,2006. – 268с.

Связь времён. Поэтическое слово земли Курской: Литература, учебное пособие / Под общей ред. . – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. Ун-та, 2002. – 413 с.:ил.

Современная русская советская литература. В 2 ч. Ч. 2. Тема. Проблемы. Стиль: Кн. для учителя / , и др.; Под ред. , . – М: Просвещение, 1987. – 256с.

Среди курских холмов… Евгений Иванович Носов. Буклет. – Курск. : , 2000. – 27 с.: ил.

Толока. Специальный выпуск, посвящённый 80-летию со дня рождения Евгения Носова /№

Храм Афродиты. Творческий путь и мастерство Евгения Носова. – М.: Сов. Россия, 1972. – 176с.

ШГ «Мактаарал»

Эссе

по самопознанию

на тему:

« Мир, в котором я живу »

Выполнила: Наумова Т.

Преподаватель: Сторонская В.В.

Каждый человек живёт в своём мире, только нет двух похожих миров, как и нет похожих людей. Для кого-то мир-это внутренний мир, для других любимые города, улицы. Любой человек в праве создавать и выбирать свой образ жизни, свой мир, в котором он хочет жить. Человека почти всегда что–то привязывает к жизни, если же такой опоры нет, т.е. ему незачем жить, нет цели в жизни, нет никого, кому бы он мог помогать или для кого он мог бы трудиться, человек чувствует свою ненужность, он лишён радости от результатов своей деятельности. Внутри меня тоже есть мир. Это мои мысли, чувства, мечты и воспоминания. Каждый человек индивидуален и имеет своё отношение к существованию в мире. Мы видим наш город, улицы не такими, какие они есть, а какими мы бы сами хотели, чтоб они были. «Наша жизнь это то, что мы о ней думаем», по словам Марка Аврелия. Если человек будет думать только о плохом, не будет верить в себя, не будет радоваться за себя, других он не добьётся поставленных целей, задач, он замкнется в себе! Видь мозг человека - его собственный мир, способный Ад переделать в Рай, иль Небо – в Бездну. Дейл Карнеги. У многих замкнутых в себе людей мир ограничен, огорожен ото всех, существует нежелания найти общий язык с людьми, боязнь общения. Я считаю, что сейчас умирают чувства. Наше время-время равнодушия, безразличия и расчета, ко всему, что нас окружает. Люди стали очень эгоистичны. Каждый живёт только собой. Никто не поможет, не даст совета не наставит на верный путь. Если один перейдёт другому дорогу, первый обязательно запомнит и отомстит. Вокруг одна лесть, предательство, обман. Конечно, есть люди честные, добрые, с которыми хочется общаться, но, к сожалению, их осталось немного. А ещё наш мир-мир несправедливости, ненависти, алчности… Мы смотрим телевизор, просто общаемся с людьми, и отовсюду слышно, что всё можно купить. И многие говорят это в открытую. Деньги-какая хорошая вещь, но когда их много ты испытываешь уже совсем не то, что называется чувством удовлетворения, рушатся идеалы, традиции, рушится жизнь, такая, какой она должна быть Ненависть.…Сколько горя из-за неё…Чечня… Москва…Захват заложников в «Норд-осте»… Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, многие способны на всё. Скинхеды, которые избивают кавказцев, чернокожих, людей с узкими глазами, и их лозунг «Россия для русских». Видь так нельзя, если человек другим цветом кожи с тобой, не похожей формой глаз, это не значит, что это плохой человек. Надо дружить и уважать людей независимо от их национальности. Сейчас люди из Таджикистана, приезжие в Москву, не делают ничего плохого, наоборот, работают: подметают дворы, строят дома, работают в кафе и т.д. А некоторые русские превратились в бомжей, пьяниц, никто не хочет работать. Так если делать административные ограничения по въезду людей из других стран, городов, не имеющих регистрации, то через некоторое время работать будет некому! Чтение книг, интересные беседы, походы в музеи, театры, выполнения домашних заданий заменились просмотром боевиков и импортных мультиков. Хотя мне тоже иногда бывает интересно посмотреть какой-нибудь сериал или мультик, я понимаю, что это - лишнее. А как эти фильмы способны занимать головы детей! В мультфильмах, детских передачах появилась ненормативная лексика. Герои мультиков, фильмов очень жестоки. На экранах телевизора кровь, насилие, наркотики будь это новости, фильм или сериал. Зритель лишается положительных эмоций! Где русские народные сказки, где старые советские фильмы? Покажут только раз в год накануне Нового года «С лёгким паром. А когда будут сниматься новые фильмы, сериалы с положительными эмоциями, от которых будешь получать удовольствие? Нельзя терять человеческие качества, надо стараться исправить положение нашей страны, нашего города, общества. … В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Непристойность матерщины осознается всеми. Однако не все понимают, что это - сильное зло. Язык подонков и блатных людей грозит стать уже нормой. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку! А мы сидим, сложа руки дома и ничего не делаем! Наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. В отношениях с другими языками можно и должно, видимо, кое в чем сократить поток иноязычных заимствований в наши дни, в первую очередь - в общелитературном употреблении и в обиходно- разговорной речи. Конечно, не следует ратовать против первых слов (театр, бильярд, минута), но и не следует прибегать к иноязычному слову, когда существует равносильное коренное (например, аргумент вместо доказательство и довод, абсурд вместо нелепость и т.п.). Можно научиться говорить или писать правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостаёт выразительности. А видь русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий… Результаты жизни каждого поколения остаются в языке. А если так дальше народ будет бездействовать, то какой язык перейдёт нашим потомкам? Я хочу, чтобы русский язык- первое сокровище моего народа - жил и развивался. Надо быть честными, бескорыстными, ответственными, стараться помогать другим, учиться искренне радоваться за другого без всяких расчётов и, главное, быть - сострадательными, не отталкивать, не откидывать тех, с кем идёшь рядом, а поддерживать своих друзей и родных, и тогда все будут счастливы. Сейчас наша молодёжь, что она делает? Разве не спит, ходя гулять во дворы, танцуя в клубах? Ежедневная пустая перетасовка дней! А с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носит их имени и звания. И воображают, несчастные, что они ещё выше толпы. А сами сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Я хочу обратиться к своему поколению: давайте сохраним в чистом виде дружбу и любовь, сохраним в себе все хорошее и человечное, забудем жестокое и безнравственное и постараемся, несмотря на трудности учебы и жизни, не искать легкого пути, а выбирать то, что правильнее и лучше, чтобы можно было произнести с гордостью “Я” и не вздыхать, когда говорим “МОЕ ВРЕМЯ!” А за наше зло мир платит нам несправедливостью, а природа - ужасающими катастрофами. Но я верю и надеюсь, что когда-нибудь этот мир изменится к лучшему. Видь Горький прав …маленький человек, когда он хочет работать,- непобедимая сила!

Сочинение на тему: Человек, и мир в котором он живёт, глазами писателяЛитература-отражение жизни как в зеркале. Каковы же взаимоотношения человека, и мира в котором он живет?

Нельзя забывать, что человек существо социальное, его жизнь тесно связана с обществом, то есть с другими людьми, с мнением которых вряд ли удастся не согласиться. Неслучайно, словно в зеркале, мир многолик!

Каждый из нас по-своему пытается строить систему нравственных ценностей, ищет место в жизни, хочет понять, какая роль ему отведена па земле. Во всём этом разобраться помогают писатели, поэты, искусство. Благодаря писательскому труду, мы имеем возможность, проследить эволюционный путь развития общества, поведение человека и борьбу за лучшую жизнь в этом обществе. Бегут годы, столетия, но всегда человек будет главным объектом событий политических, экономических, носителем чел ценностей и пороков и всегда будет борьба за свои взгляды, убеждения, политические решения, экономические, экологические. Всегда будут партии и борьба за лидерство, прогресс, будут личности, кот войдут в историю по силе ума, характера, реформистских, военных действий, миротворцы.


Top