Национально–психологические особенности иранцев. Внешность иранцев: описание, характерные особенности Муж иранец

17:54 7.10.2005

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Эксклюзивный фоторепортаж специального корреспондента сайт из Ирана Все женщины должны прикрывать волосы, локти, колени и щиколотки Перед поездкой в Иран мы, российские журналисты,

Эксклюзивный фоторепортаж специального корреспондента сайт из Ирана

Все женщины должны прикрывать волосы, локти, колени и щиколотки

Перед поездкой в Иран мы, российские журналисты, прошли четкий инструктаж о том, как следует одеваться в этой стране. Нас предупредили, что у женщины должны быть закрыты голова, локти, колени и щиколотки. Неудивительно, что после этого в наших рядах поднялась легкая паника, ведь для многих такая форма одежды (я сразу подумала о парандже) означала полную смену гардероба и непредвиденные расходы. Но организатор поездки поспешила заверить нас, что брюки, длинная рубашка, которая обязательно должна прикрывать бедра, и платок на голову будут идеальным вариантом для путешествия по этой стране. Для наглядности нам прислали фото современной иранской женщины.

Кстати, с собой можно было взять даже юбку. Однако согласно иранскому dress-code она обязательно должна быть ниже колена, и носить ее можно только с черными гольфами. Многие от такой возможности сразу же отказались, решив, что длинной рубашки вполне будет достаточно. Заботливые организаторы также попросили нас не беспокоиться по поводу одежды и относиться к этому как к неотъемлемой части экзотического путешествия.


В Иране принято улыбаться друг другу

Первоначально наша поездка была рассчитана на 6 дней. Но оказалось, что иранская сторона относится к российским журналистам с большим уважением и заботой, поэтому было решено увеличить срок пребывания нашей группы до 10 дней. Как ни странно, но с документами никакой волокиты не было - визу мы получили довольно быстро. В аэропорту никаких проблем тоже не возникли.

Уже при входе в самолет я попала совершенно в другую страну: нужно было надеть платок на голову, ведь мы и без этого приковали к себе всеобщее внимание. Было такое ощущение, что все знают о нашей поездке. Пассажиры улыбались, как будто только что бортпроводница объявила о нашем присутствии. Откуда же мне было знать, что в Иране так принято - улыбаться друг другу.


За выпивку - в тюрьму

Четыре часа спустя мы уже ступили на иранскую землю. Впереди 10 дней безалкогольного пребывания в стране. С этим у них очень строго. Если найдут спиртное, могут сразу депортировать, а то и вовсе - в кутузку посадить. Благо, что организатор нас заранее об этом предупредил.

Местные пограничники пристально разглядывали нас. Пройдя все необходимые процедуры, мы двинулись к выходу, где с большим плакатом «Россия» нас встречали девочки, которые, как выяснилось позже, были переводчиками. Хотя зачастую нам приходилось выступать в такой же роли: мы переводили с их русского языка на наш.

Итак, нас усадили в автобус и повезли в отель «Азади», которому кто-то, наверное, по ошибке присвоил пять звезд. Однако по сервису он едва тянул на три. Здесь без инцидента не обошлось. Гостеприимные иранцы посчитали, что мы приехали раньше времени, и предложили оплатить за свой счет первый день пребывания. К счастью, организатору поездки удалось все уладить и даже "выбить" бесплатный ужин, которого мы ожидали ни много ни мало - два часа. Дело в том, что бармен перепутал наши заказы, так как они были разные. Впредь, наученные горьким опытом, мы уже выбирали одно и то же блюдо, чтобы не создавать проблем нашим иранским поварам и обслуживающему персоналу. Но главной проблемой было даже не это. Сложнее - получить в Иране аккредитацию. Нам это удалось сделать только на пятый день. Главное, что за это время никто не успел побывать в местной кутузке, которая по рассказам иранских друзей, выглядит довольно мрачно.


Увидеть мужчину и женщину, держащихся за руки, - большая редкость

Вдохновленные восточным гостеприимством, на следующий день мы отправились на прогулку по городу. Ничего особенного, если не считать, что вместо девушек в коротких юбках, топиках и с распущенными волосами вокруг преимущественно женщины в черных до пят хиджабах, черных русари (глухой платок, под который убираются все волосы). В итоге видны только нос и пара глаз да еще кисти рук. В это время на улице +30, а то и больше. Как жаль иранских женщин! Мужчины же ходят не только без головного убора, но и в рубашках с короткими рукавами.

Увидеть мужчину и женщину, идущих за ручку, - это большая редкость. Как нам рассказали, на людях девушка не должна прикасаться к парню, идти ей полагается немного сзади. Кстати, за соблюдением этих правил следит полиция нравов. Стражи порядка вправе остановить вас и потребовать документ, подтверждающий, что вы муж и жена, либо брат и сестра. В таком случае вам дозволено идти за руку, иначе же вас могут не только оштрафовать, но и забрать в полицию. А там уж проблем не оберешься.

Женщину нельзя изображать с волосами

Как и всем женщинам, нам интересно было заглянуть в местные магазины. Стоит переступить порог, к тебе тут же подбегает продавец с дежурной улыбкой: «Что вас интересует? Чем могу быть полезен?». Каждый раз хотелось сказать, что самое полезное, что он может для меня сделать, это исчезнуть немедленно, чтобы не мешать. Ведь я заглянула в магазин не для того, чтобы что-то купить, а просто посмотреть и сфотографировать. Но еще больше поразило то, что в витринах магазинов и на рынках встречают не только консультанты, но и манекены с частично срубленной головой и в платках. Что-то вроде всадника без головы. Как оказалось, женщину нельзя изображать (будь-то скульптура, портрет или манекен) с волосами. Таковы мусульманские обычаи.

В магазинах, как правило, можно увидеть всю семью. Жена примеряет наряды, а муж в это время возится с детьми. Именно мужчину с ребенком на руках можно чаще всего увидеть и на улицах города. Но в магазине главная задача мужа - оценить наряд жены и рассчитаться за него. Кстати, купить здесь можно не только хиджаб или русари, но и открытые вечерние платья. Девушки рассказали, что в них они встречают мужей дома. Там они даже снимают платок, чтобы продемонстрировать супругу свою новую прическу.


Из развлечений в Иране есть только чай и кальян

Вечером нас потянуло на развлечения. В Иране допустимо только попить чайку и покурить кальян. Это можно сделать в чайхане. Понятия дискотеки в этой стране вообще нет. Местная девушка нам по секрету рассказала, что иногда они с друзьями собираются у кого-то дома, чтобы потанцевать. Но если об этом узнает полиция нравов, то худо придется в первую очередь хозяину дома. Что касается выпивки, то, несмотря на сухой закон, действующий в стране, купить ее все же можно, но только очень сложно и дорого. Конечно, лучше не рисковать, ведь за это можно получить не только штраф, но и сесть надолго в тюрьму.

В традиционной мусульманской семье девушка до замужества не должна ходить по таким местам без сопровождения брата, отца или матери. Но не тут-то было. Девушки обходятся и без присмотра. Несмотря на то, что курить кальян в общественном месте девушке неприлично, увидеть курящую даму в хиджабе нам все же довелось.


На что идут иранские мужчины, чтобы женщина сняла паранджу

Что касается более серьезных развлечений для мужчины, с этим здесь тоже все в порядке. Хотя о проституции даже вслух не говорят, но древнейшая женская профессия все же существует и здесь. Но "снять" девушку здесь не так просто, как на Тверской или на улице Красных фонарей. Чтобы это сделать, мужчинам немало времени приходится разъезжать по улицам на машине. Дамы в свою очередь тоже наматывают круги по городу в поисках клиента. Когда они находят друг друга, то из машины передают записки, в которых указаны номер телефона и адрес, куда женщине следует приехать. Вот так все сложно - из сотен тысяч машин мужчине нужно найти ту единственную, пассажирки которой будут согласны разделить его ложе. Не зря ведь говорят, запретный плод сладок. На что только не идут иранские мужчины, чтобы женщина сняла паранджу и не только.


В Тегеране много достопримечательностей

В Тегеране - много достопримечательностей. По крайней мере, так говорят. Увидеть их нам практически не удалось. Попытка съездить в музей оказалась безрезультатной. А все потому, что переводчик забыла сказать нашему водителю, в какой музей нас надо отвезти. Мы, естественно, тоже не знали куда едем, потому что девушка убедила нас, что водитель все знает. Прокатавшись по городу около часа, водитель на фарси стал нас о чем-то спрашивать. Из всего сказанного мы поняли только слово «музей». То есть, он интересовался, в какой именно нам надо? Мы, честно говоря, не знали, как ему объяснить. Кроме того, через 2 часа должно было начаться открытие Олимпиады. Понимая, что в это время на дорогах большие пробки, мы попросили водителя отвезти нас в гостиницу. 10 минут мы говорили только название нашего отеля. Благо, на всех языках оно звучит одинаково. Наконец-то он понял, чего мы хотим.

Попасть на экскурсию по городу нам все-таки удалось. Мы увидели Дворец Голестан. Это бывшая резиденция шахов династии Каджаров. Там очень красиво. Одна из нас даже сказала: хочу быть шахом. Посетили Сад Абад, который находится в высокогорном районе на севере Тегерана. Там расположены бывший комплекс шахских дворцов, дорогие фирменные магазины. Кстати, в этом районе живут богатые тегеранцы. Бедным отведен юг города.

В Тегеране есть и метро. Довольно чистое и красивое. Как и в любом многомиллионном городе, оно существенно облегчает движение. В Тегеране тоже есть пробки. Плюс ко всему движение существует без каких-либо правил. Светофоры, в основном, не работают. А, как говорят сами водители, полицейские больше мешают, нежели регулируют движение на дорогах. Кстати, за рулем очень много женщин, даже больше, чем в Москве.

Захватывающее зрелище - женщина в хиджабе, разделывающая труп

Мы посетили университет и больницу. В вузе все почти, как у нас: студенты сидят на скамеечке перед зданием, на доске объявлений развешено расписание. В аудиториях и коридорах тусуются любопытные студенты и строгие преподаватели. Таким было первоначальное впечатление. Понять еще что-либо мы просто не успели.

Желание посетить анатомический факультет преобладало над тупым сидением в лекционном зале на педагогическом факультете. Кому не интересно посмотреть на женщину в хиджабе, разделывающую труп. Но грозный охранник нас очень быстро выпроводил оттуда, причем пригрозил отнять фотоаппаратуру на тот случай, если мы успели что-либо снять. Так мы оказались за забором университета.


В Иране сейчас модны пластические операции носа

Первый поход в больницу нам тоже не удался. Как только медперсонал понял, что наших журналистов интересует пластическая операция носа, которая так модна сейчас в Иране, всех тут же выставили за дверь. Сегодня в моду вошли прямые носы, поэтому все избавляются от персидской горбинки, в том числе и мужчины. Стоит такая операция в частной клинике около полутора тысяч долларов.

Но попасть в клинику нам все-таки удалось. Мы не только посмотрели больницу изнутри, но и побывали в операционной, реанимации, в отделении для недоношенных детей, в послеродовой, в скорой помощи. Больница Лале, что в переводе означает «тюльпан», оказалась одной из лучших в городе. Там царят чистота и порядок. Красивые женщины в русари мило улыбаются и, как ни странно, не слишком противятся съемке. Хотя на самом деле, все это благодаря нашему гиду, который занимает не последний пост в системе здравоохранения Ирана.


Тегеран-43

Мы очень хотели посетить Российское посольство, взглянуть на место проведения Тегеранской конференции и увидеть памятник Грибоедову. Нам повезло: в последний день пребывания в этой загадочной стране Посол России в Иране Александр Садовников пригласил нас в посольство. Естественно, мы были безгранично рады. Мы не только увидели памятник Грибоедова, но и сфотографировались рядом с ним. Более того, на снимке удалось запечатлеть и знаменитые ступеньки, на которых больше полувека назад фотографировались Сталин, Рузвельт и Черчилль. Нам показали все достопримечательности посольства, которое в Иране считается самым большим и, наверняка, самым красивым. Господин Посол рассказал о теплых отношениях, которые в последнее время сложились между Россией и Ираном. Приемом все остались довольны. На такой ноте мы и отправились в отель собирать вещи, чтобы через несколько часов спуститься на нашу родную землю.

Однажды, (когда я была еще наивной и смотрела на жителей Ирана в розовых очках), в самолете я познакомилась с одной очень очаровательной украинкой Ксюшей. Три часа полета мы обменивались впечатлениями об Иране. Единственным различием между нами было, она вышла замуж за иранца и они прожили в Тегеране более 5 лет, а я еще "зеленая", только осваивала персидские просторы.
Я говорила ей о том насколько я восхищена Ираном и иранцами, какие они доброжелательные, гостеприимные, готовые отдать последнюю рубаху. Конечно я привела Ксюше сто тысяч примеров, о том как незнакомые люди приглашали нас к себе домой на обед или ужин.
Ксюша все выслушала, улыбнулась и сказала. Это они тебя так "облепили" потому ты турист, а когда ты начнешь жить там, то для них ты перестанешь быть идеализированным объектом. Они думают, что за пределами Ирана, все иностранцы какие то особенные, а мы ведь такие же люди как и они.
После чего она рассказала о своей работе и о женском коллективе в котором она работает. Конечно, как и везде, когда в одном помещении даже не большое количество девушек-женщины - это превращается в змеиный террариум, а если это иранки - то умножьте это на два. Все эти слова вызвали у меня некий шок, и я поначалу даже отказывалась в это верить. Как будто мы говорим не только на разных языках, но еще и о разных странах.
Я выслушала все рассказы Ксюши, мы обменялись контактами, но за два года мы так и не увиделись, хотя раз в несколько месяцев мы писали друг другу и узнавали как у друг друга дела.
Спустя время, я начала понимать и осознавать слова моей попутчицы.
Приведу короткие примеры
Иран - страна действительно очень гостеприимная, и если вы попали в какое либо новое место, будь то магазин, спортзал или ресторан, вам моментально зададут стандартный ряд вопросов - откуда вы? как долго вы в Иране? нравится ли вам тут?. Неважно с какой вы страны, главное что вы ХАРЕДЖИ (иностранец), что возносит вас в разряд особых гостей. Но когда вы уже приедитесь взгляду, то на вас уже будут обращать меньше внимания. Но главная проблема иранцев - это женский пол.

Впервые оказавшись в спортзале, куда меня пригласила моя соседка, я думала что на меня сойдутся смотреть все - посетители и тренера. Было ощущение, вот вот и у меня вырастет вторая голова. Хочу напомнить, что в спортзале могут находиться только девушки.
Каждый раз на мое появление в зале реагировали неоднозначно. Некоторые постоянно разглядывали какую одежу и обувь я одеваю, что делаю с волосами, как хожу, из чего пью. А все потому что, как я уже сказала они абсолютно уверенны, что мы ДРУГИЕ.
И главной проблемой иранок является постоянное соперничество. Им просто необходимо показать вам и всему миру их материальное положение, выпендриться и каждый раз в зал одевать новую футболку или же спортивное платье, обувь менять как минимум 2-3 раза в неделю. А чтобы показаться перед другими девушками без макияжа - да, это же просто неприлично. Кстати даже в спортзал иранки не забывают делать чуть ли не вечерний макияж.


А главными вопросами, которые они задают друг друге при знакомстве - это где ты живешь. Вроде бы нормальный вопрос, подумаете вы. Но даже в этом вопросе столько смысла, о котором я раньше даже не задумывалась. Вопрос, где ты живешь - означает район, а район в Тегеране или будь то другой город Ирана означает твое материальное положение. Есть районы дорогие, а есть и совсем простые, убогие. Следующий вопрос - ты замужем?, если да, их интересует сумма твоего мехрие (жених перед бракосочетанием назначает плату за невесту. Суммы могут быть просто сумасшедшие. Чаще всего делается это чтобы показать всем приглашенным на свадьбу гостям, что невеста супер пупер дорогая. Но есть одно но, женихи, иногда в полном бреду называют сумму за невесту, чтобы угодить будущей супруге или же семье супруги, но они забывают что эту сумму им нужно выплатить при любом упоминании невесты. Например вы поженились, прошло полгода после свадьбы, за которую кстати, в большинстве случаев платит жених и тут ваша благоверная захотела себе машину или новое золотое украшение, чтобы выпендриться перед подружками, так вот встает она утром с постели и говорит, дорогой, я хочу свое мехрие. И упс, муж в шоке, нет у него денег, которые он указал за свою жену. Жена при этом в праве подать на мужа в суд, так как при первом заикании про мехрие, муж обязан выплатить его. Если нет, он без единого права может отправиться в тюрьму. Настолько иранки могут быть коварны, чтобы отправить своего неплатежеспособного супруга за решетку. Именно поэтому, по религиозным канонам, мехрие - это сумма, которую жених МОЖЕТ позволить выплатить, та сумма, которая у него имеется. Но на сегодняшний день, для многих мехрие превратилась нечто иное, как соревновательный аспект.


Несколько раз мне встречались заголовки в газете о том, что мужчина одурманенный очарованием иранской дамы. А, они поверьте могут говорить очень сладко. А что мужчине собственно для счастья нужно, чтобы почувствовать себя самым необыкновенным на планете? Так вот, дамочка смогла женить его на себе, а тот в мехрие указал все что у него было и глаз в придачу. О чем думал этот мужчина, даже не представляю, но зачем глаз? Зачем его жене нужен глаз? Может она конечно коллекционирует и ей разумеется видней. Но вуаля, по истечению нескольких лет совместной жизни, они разводятся. По закону, то что прописано в мехрие, принадлежит супруге, глаз конечно супруга решила оставить мужу на память, но вот все остальное забрала без угрызений совести, оставив любимого мужа без копейки в кармане.
Но и это не все маневры, на которые идут иранки.

Сразу должна уговориться таких девушек в Иране очень много, но это не значит что они все такие. Есть разумеется и порядочные девушки, которым ничего не нужно. Но мы ведь говорим о тенденции, которая поражает как вирус огромное количество девушек Ирана.
Кроме того иранки очень любят флиртовать. Мне иногда кажется что это у них в крови. Вот представьте ситуацию.
Взрослая пара, за 50 лет, в автомобиле. Муж за рулем, жена рядом. Рядом с автомобилем проходит девушка, думаю ей до 30. Она недолго думая, начинает улыбаться мужчине, который за рулем, при этом сложно не заметить что мужчина в автомобиле со своей женой, но видимо девушку это не смущает, она подходит к окну, где сидит мужчина и кидает ему записку с номером телефона. Умная женщина, сидящая рядом с мужчиной отреагировала абсолютно спокойно, мол девушка выжила из ума.
Но даже это еще не предел иранской культуры. Вы думаете если вы придете в гости к своим родственникам, пускай это будет ваша бабушка, которая пригласила в себе в гости еще своих детей и внуков. Даже при этом каждый из внуков постарается одеть самое лучшее, что есть в его гардеробе на сегодня.
Когда мы впервые шли к гости к тетке моего мужа, моя свекровь сказала, одень красивое платье. На что я вытаращила глаза и сказала с чего бы это? Я хочу джинсы и рубашку. На что моя свекровь, человек который абсолютно не терпит всей этой иранской игры в покажи что у тебя самое лучшее, но ей приходиться меня ставить на путь истинный, так как если ты не будешь соответствовать их уровню игры, они будут обсуждать тебя за спиной, а значит репутация моего мужа может пострадать. Мол, смотри что он нашел в Украине, девушку, которая терпеть не может украшения, платья и ходить по спа салонам.
Именно поэтому хочется мне или нет, я одеваю платье и устанавливаю режим "улыбки" на весь вечер, даже если мне абсолютно скучно. Но я очень люблю наблюдать как льстят иранки друг дружке от этого мой вечер может стать удачным.
Например одна из кузин может сказать другой, боже где ты купила эти очаровательные туфли, хотя туфли явно из разряда, "господи, откуда это уродство". На что на начнет говорить, что они безумно дорогие и в магазине за ними была очередь. А если кто-то действительно надел, что то красивое, стильное и очень милое, девушки от зависти сделают вид, что не заметили. А в душе будут проклинать все на свете, но на следующую встречу попробуют переплюнуть наряд. Есть еще и соревнование кулинарного характера. Например пришли к вам гости, вы приготовили традиционный рис, с курицей, салат ну и для разнообразие еще какое то горячее блюдо. То есть на столе будет два горячих блюда и салат. Будьте абсолютно уверенны, ваш гость, пригласит вас в гости в течении двух-трех недель и на столе уже будет как минимум 3 горячих блюда и два вида салата.

Спецкор «МК» месяц провела в стране победившего ислама

В последнее время самое популярное занятие среди политологов и военных аналитиков ведущих стран мира — предсказывать дату начала войны в Иране. Принято считать, что революции на Ближнем Востоке неотвратимо приближают иностранное вторжение, и Иран станет следующим после Сирии. С 1979 года, после победы исламской революции, персы фактически живут в изоляции от внешнего мира. Восьмилетняя война с Ираком, жесткие экономические санкции со стороны стран Запада и Америки, крупномасштабные военные операции НАТО у самых границ Ирана должны были оставить страну на обочине жизни. Именно так кажется извне. Изнутри ситуация предстает несколько в другом свете.

Спецкор «МК» отправилась в Иран, чтобы понаблюдать за бытом и жизнью простых персов.

фото: Ирина Куксенкова

Попрощаться со своим обычным укладом и привычками всем летящим в Иран придется уже на борту самолета — не важно, иранская это авиакомпания или нет: во-первых, вам не продадут алкоголь (поскольку провоз, изготовление и употребление спиртного запрещены в Иране на законодательном уровне, алкоголь приравнен к наркотическим веществам — и последняя смертная казнь за употребление спиртного была приведена в исполнение около двух месяцев назад). То есть даже если пассажир прибыл на территорию Ирана пьяным, полиция имеет полное право арестовать его и вынести наказание в виде энного количества ударов палкой. Это для первого раза. Если попасться еще пару раз — путешествие в Иран закончится на виселице (официально казнят в этой стране путем повешения). И вряд ли иранские власти будут волноваться на тот счет, что подсудимый иностранец. Впрочем, алкоголь — это не самая большая проблема...

Во-вторых, мужчинам и женщинам следует переодеться согласно официальному дресс-коду, который действует в Иране с момента победы исламской революции. В каких-то провинциях он более строгий, в каких-то с некоторыми послаблениями — но он обязателен. На улице мужчинам нельзя носить майки (по типу «алкашек» и «борцовок»), только футболки или рубашки, прикрывающие руки до середины предплечья, шорты тоже можно смело оставлять дома — в Иране их нельзя носить в публичных местах. И фэшн-хит персидских мужчин — они все поголовно вынуждены летом носить носки с сандалиями. Поскольку голых ног также не должно быть...

С женским внешним видом еще сложнее. Джинсы допустимы, но сверху должно быть надето что-то прикрывающее туловище от шеи до колена — рубашка или манто (хотя иранки в большинстве своем носят черную чадру). Ну и самое главное — покрытая голова. Для этого можно использовать платок (самый простой способ), местные дамы также носят хиджаб и русари (традиционная иранская косынка).

Адаптироваться к часовому поясу в Иране человеку из средней полосы России не придется — разница во времени с Москвой всего на полчаса вперед. Дороги в Иране — не в пример нашим — отличные, причем по всей стране. В этом приходилось убеждаться в течение долгой командировки, во время многочисленных автомобильных поездок на север страны, к побережью Каспия, и на юг — в Исфаган. Вообще сразу бросается в глаза тот факт, что строят персы много: в туннелях пробивают объездные трассы, везде в городах башенные краны... В аккуратном порядке возвышаются гигантские ветряки, вырабатывающие альтернативную энергию. Несмотря на огромные запасы нефти, в Иране очень распространены еще и солнечные батареи. Их можно наблюдать на фонарях, светофорах и на крышах домов.

Тегеран мне показался очень советским городом, только с восточным колоритом. Множество мечетей, но еще больше серых жилых домов, похожих на советские хрущевки, и повыше — 9 и 12 этажей. В столице множество мест, которые стоит посмотреть, но общее впечатление от всего — Советский Союз. И вроде бы все есть: и достопримечательности, и кафе, и магазины, но ощущение серости и нехватки ярких красок.

На самой длинной улице Тегерана, Валиаср, — множество магазинов, в том числе и некоторых современных брендов. Но в основном ходят на базары, которые полностью завалены ширпотребом из Китая и Турции. Там можно найти абсолютно весь ассортимент бывшего московского «Черкизона». Продаются и запрещенные вещи — мини-юбки например. Как мне объяснили местные красавицы, подобные откровенные наряды носят на закрытых домашних вечеринках, где и бьет ключом бурная ночная жизнь...

Секс в большом и маленьком иранском городе

В Иране секса нет, как не было в Советском Союзе. По крайней мере официально и открыто эту тему никто не обсуждает. И хотя еще древние китайские дипломаты в эпоху династии Сасанидов писали, что персы суть развратнейший из народов, да и в истории Ирана есть описания тех еще извращений, сегодня официальная иранская идеология заткнет за пояс любой пуританизм. Иранцам не только нельзя иметь секс до свадьбы, но и дотрагиваться до существа противоположного пола.

— Впрочем, сейчас ситуация куда лучше, чем еще несколько лет назад. На улицах мегаполисов можно увидеть гуляющую молодежь, а некоторые парочки даже держатся за руки, — рассказывают мне мои иранские подруги. — Тем не менее на людях все равно все очень строго.

Мы сидели в одном из модных ресторанов в богатом районе. Оттуда как на ладони была видна вся столица, светящаяся в ночи от огней и иллюминации, среди органичного архитектурного ансамбля возвышалась «бордже милляд» — местное «Останкино». Как только стемнело, сюда потянулось множество молодых людей, стильных и модных. Тут были крашеные блондинки с ярким макияжем, маникюром-педикюром, с болтавшейся на макушке косынкой, в обтягивающих джинсах и кофтах, едва прикрывавших бедра. Одни девушки были невероятно стильными, элегантными, в платках и темных очках всемирно известных брендов, с естественным, неброским макияжем. Но большинство девушек все-таки накрашены безвкусно и аляповато. В Иране женщины красятся сильно еще и потому, что лицо — единственное, что они могут открыто продемонстрировать. Кроме того, многие иранки делают себе пластику носа и модные нынче пухлые губы «уточкой».

— У нас все есть, только неофициально. Кому надо — находят и алкоголь (в основном у таксистов и армян), да и у персов дома можно найти бутылочку качественного импортного спиртного — всем торгуют из-под полы, надо места знать, — утверждает Дария. — На закрытых домашних вечеринках мы общаемся с парнями: смотри, какие у меня фотки на «Фейсбуке»...

О да, у Дарии и ее подруг были весьма откровенные для иранок фото в соцсети. Правда, страничка — «только для друзей».

Знакомятся иранцы по-разному, но самые экзотические способы, когда парни кидают девушкам в машину на полном ходу записочки с номерами своих телефонов. Или в фитнес-клубах — как и в Чечне — бассейны и аквапарки, все они разделены по половому признаку. Но! Туда ходят вовсе не затем, чтобы иметь упругую попу и плоский живот. Мамы ходят туда с фотографиями своих сыновей (в Иране, кстати, мужчины женятся поздно по нашим меркам, лет после 30, 35, а то и после 40, для свадьбы им необходимо серьезное материальное подспорье) и показывают их каждой приглянувшейся девушке. Вот видит мамаша потенциального жениха красотку на беговой дорожке, подходит к ней, тычет ей фотографию своего чада и спрашивает: «Нравится? Выйдешь за него?»

Из всех доступных персам развлечений они предпочитают вечерние прогулки с семьей по городу, молодежь вечером гоняет на тачках (как правило, иранского производства) или тусуется в парках, но самый распространенный вариант — пикник на траве. Как стемнеет, все лужайки заняты.

Голубое небо Казвина

Севернее Тегерана есть небольшой городок Казвин. Как и во всех провинциальных городах, в Казвине «харэджиян» — то есть чужаки — вызывают настоящий фурор. Когда я с кем-нибудь из сопровождающих шла по базару, мы собирали вокруг себя большую толпу женщин и мужчин, которые просто ходили за нами по пятам. Наверное, с таким же удивлением москвичи бы разглядывали группу туристов-зулусов в перьях и с копьями на Красной площади...

После нескольких дней пребывания в Казвине я начала замечать, что по улицам ходят парни, держась за руку. Это, возможно, и ничего страшного (хотя парню с девочкой ходить за руки строго не рекомендуется), но их внешний вид! Штанишки в обтяжку, маечки в облипку, напомаженные килограммами геля волосы... У нас так ходят немодные геи. Позже мне рассказали, что, оказывается, Казвин славится своим гей-движением, и на этот счет даже есть поговорка: «Даже ворона, пролетая над Казвином, одним крылом прикрывает ж...». Я не представляю, как тут это явление уживается со всеми религиозными строгостями, особенно если вспомнить видео, которое одно время гуляло по Ютубу с кадрами, где в Иране казнят двух парней-гомосексуалистов...

Впрочем, так даже лучше — есть выход из ситуации и возможность уберечься от иностранного военного вторжения: у геев ведь мощное лобби по всему миру — и им нужно просто организовать кампанию в поддержку восточного Сан-Франциско. Своих они не дадут бомбить...

Еврейский вопрос

Во время исламской революции один из программных тезисов аятоллы Хомейни призывал к борьбе против мирового сионизма, который является, по его глубокому убеждению, «раковой опухолью земли». Персы исторически отличались особой «любовью» к евреям, но официально юдофобия закрепилась на государственном уровне в 1979 году. До этого Иран не признал образования Государства Израиль и по сей день является его ярым противником — даже арабы в этом вопросе цветочки по сравнению с персами. Причем такое отношение к евреям в Иране не только на государственном уровне, местные жители также искренне уверенны, что все беды в мире исходят от народа Израилева и травят про них циничные, но смешные анекдоты.

— Евреи — единственный народ на земле, который гнали отовсюду. Их все не любят! Это же неспроста, — уверяет меня продавец в столичном магазине сувениров. — Купите у меня кружку с Гитлером! Всего 50 тысяч реалов — это два с половиной доллара...

— С кем? — смотрю, действительно в сувенирной лавке полно кружек, среди которых есть и с изображением фюрера, рядом висят такие же картинки с плакатами. — Ну это не самый приятный персонаж в истории...

— Вы про убийство евреев? Вообще холокост придумали они сами...

— Ну вообще-то я имела в виду то, что Гитлер напал на нашу страну, и в результате погибли около 27 миллионов наших соотечественников...

Этот факт продавца магазина явно не заинтересовал. Дальше я отправилась на улицу Энкелабэ Ислами — исламской революции — там больше всего книжных магазинов. Я обратила внимание, что помимо нужных мне изданий тут легко можно купить «Майн кампф» на фарси и различные книги про нацизм... Затем я стала замечать израильские, британские и американские флаги, нарисованные на асфальте, по которым проезжает автотранспорт. А однажды я увидела половичок в виде американского флага перед дверью дома своего знакомого. Он объяснил мне, что вытирать ноги о флаг ему приятно еще и потому, что Америкой якобы тоже рулят евреи...

Европейки в Иране

Однажды поздним вечером в центре города я видела девушку в желтых лосинах, оранжевом манто и босоножках на шпильках (при этом у нее все равно был платок на голове). Одета она была по местным меркам вызывающе. На вопрос, кто она, мне ответили: проститутка, — правда, ее национальность не назвали, отметив, что она не персиянка. В Иране действительно есть проститутки, но просто так, заплатив деньги, с ней переспать нельзя. Для этого нужно заключить у муллы временный брак — «сигэ». Жениться можно хоть на час, хоть на два, хоть на ночь.

Одна моя знакомая немка завела в Иране роман с молодым персом. Когда они решили поехать путешествовать по древним городам страны, он вдруг замялся и предложил ей заключить «сигэ». Ведь в противном случае их не смогут поселить в одном номере в гостинице, и вообще могут возникнуть проблемы. Вернувшись из недельного путешествия обратно, в Тегеран, немка решила для себя, что их чувства больше чем просто интрижка и хорошо бы за этого перса выйти замуж. Но к тому моменту родители «принца Персии» уже были в курсе про их «сигэ» и, соответственно, никогда бы в жизни согласия на этот брак не дали. Потому что приличные девушки «сигэ» не заключают...

Мне самой довелось наблюдать, что западный человек совершенно не понимает, где он находится: эта же немка выла белугой, после того как сотрудница полиции нравов заставила ее надеть носки под босоножки и поверх ее обтягивающей кофты натянула бесформенную рубаху. «Как это унизительно!» — рыдала жительница Берлина.

По первости я сама попала под удар сурового иранского общества. По дороге из Исфагана в Тегеран ночью мы остановились в маленькой деревеньке. Я решила выкурить одну сигарету в темном углу. После нескольких затяжек в меня полетели камни. Не знаю как, но меня разглядели...

Игра компромиссов

Религия в Иране — ислам шиитского толка — не пустой звук, это основа всего. Вся жизнь здесь протекает согласно законам шариата.

— У нас, в России, состоялся громкий судебный процесс. Девушек из группы Pussy Riot осудили за панк-молебен в главном православном храме страны. Чисто гипотетически что было бы с ними в Иране при таком же раскладе? — спрашиваю у своих подруг.

— Шутишь? Во-первых, такого бы не случилось, их бы остановили на входе в мечеть. Во-вторых, ну даже если представить, что такое произошло, через несколько минут от них ничего не осталось бы, народ бы сам все сделал...

В Иране каждый месяц проходят религиозные праздники и траурные шествия в память о погибших мученической смертью. Это впечатляющее действо, особенно когда сотни женщин в черных чадрах идут плача...

А если в Иране, к примеру, священный месяц Рамазан, то кушать или даже пить воду во время светового дня на улице запрещено всем без исключения, не важно — мусульманин ты или нет. Все кафе, рестораны, фастфуды закрыты до наступления темноты.

В Иране общественный транспорт разделен на мужские и женские вагоны, женщинам нельзя курить кальян и быть судьями, потому что решение женщины не может быть обязательным для исполнения мужчиной. Режим запретил даже на официальных мероприятиях мужчинам жать руку женщинам и одел их в чадру и платки, которые нельзя снять даже в 50-градусную жару. Всю тяжесть этого осознаешь уже спустя неделю, когда хочется сжечь свой платок, потому что в нем жарко и чешется шея. Но большинство населения это устраивает.

— Многие иранки предпочитают ходить закутанными для собственной же безопасности, наши мужчины иногда ведут себя как дикари и могут ухватить девушку за какую-нибудь часть тела, — говорит Ширин. — Я одно время даже носила перчатки, поскольку один раз продавец так мерзко потрогал мою руку, когда я давала ему деньги.

Чем хорош оскароносный персидский фильм «Развод Надира и Самин» в главной роли с моей любимой Лейлой Хатами (кстати, дочерью известного еще в шахском Иране режиссера Али Хатами)? В нем очень точно показана повседневная жизнь простых иранцев. Это общество действительно разделено на тех, кто искренне поддерживает нынешний исламский курс, они, как правило, настоящие практикующие мусульмане, другие — против насильственного навязывания всем гражданам страны мусульманского образа жизни. Все, кто не согласен, уезжают из страны (пик эмиграции, конечно, пришелся на первые годы после исламской революции). Есть и те, кто не согласен, но уехать по каким-то причинам либо не захотел, либо не смог. Такие люди приспосабливаются к нынешним исламским строгостям и все равно живут по-европейски, просто скрывая это. Ездят в соседний Азербайджан или Армению, где проводят ударные выходные. Они просто приспособились к системе. И тем не менее независимо от разных политических взглядов в целом персы — невероятно гостеприимный народ, щедрый и открытый. Такими когда-то были советские люди, не испорченные культом потребления и западным цинизмом...

Иран—Москва.

Персы, или иранцы, - коренные жители Персии (нынешнее официальное название страны - Исламская Республика Иран), народ иранской группы индоевропейской семьи. Персы являются этническим большинством в Иране (51% из более чем 66-миллионного населения страны); они проживают в основном в центральных и южных районах Ирана. Из персов набирается значительная часть государственных служащих. За пределами Ирана персы проживают главным образом в соседних странах - в Ираке, на западе Афганистана, в Азербайджане и Туркмении. После политических потрясений второй половины ХХ в. большая группа иранцев эмигрировала в Европу и США. Сегодня в нашей стране и в южных государствах СНГ также живет большое количество выходцев из Ирана. Наряду с афганцами они торгуют на рынках, заключают мелкооптовые сделки. Многие персы за рубежом занимаются религиозной пропагандой.

Современный Иран - многонациональная страна. К основным национальным меньшинствам относятся азербайджанцы (24% населения страны), курды (7%), гилянцы и мазендаранцы (в сумме - 8%), арабы (3), луры (2), белуджи (2), туркмены (2), турки (1), бахтияры, кашкайцы, таджики и другие народности (в сумме - около 2% населения). Образовавшийся как государство персов, Иран в древности и в средние века проводил активную завоевательную политику, персидские правители объединили под своей властью разноязычные народы и племена. В VII в. Персию завоевали арабы. Они принесли с собой ислам, ставший главенствующей религией: ныне 99% жителей Ирана - мусульмане. При этом 89% иранцев исповедуют ислам шиитского толка, 10% - сунниты.
Стихотворение «Исповедь шиита» российской поэтессы Людмилы Авдеевой передает мироощущение простого иранца:

Там в жизни загробной нет, знаю, богатых.
Там есть справедливость, все радости рядом.
И Шейда прекрасная будет со мною.
А здесь на земле ее взгляда не стою.

Здесь наша семья всех беднее в квартале.
Не смею мечтать, чтоб мне Шейду отдали.
Здесь голодно жить, столько лет нет работы.
А там будет счастлив любой безработный.

Там реки из маста, там горы из мяса.
Рви фрукты на ужин из райского сада.
Сосед наш Али чем-то все недоволен.
Учиться он хочет, а дом не достроен...

Ислам шиитского толка, исповедуемый только примерно одной десятой всех мусульман в мире, для персов является основой жизненной философии.
С 1979 г. в Исламской Республике Иран руководство государством оказалось в руках шиитских богословов. Исламский режим создал беспрецедентное в современной истории государство, в котором все стороны жизни оказались подчинены представлениям ислама шиитского толка. Политические, правовые, нравственные, эстетические, этические, культурные и философские представления подавляющего большинства персов сегодня определяются нормами ислама.
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям ислама - основная добродетель, выделяемая жителями современного Ирана при подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является гостеприимство. Вежливый прием - это тот минимум, на который может рассчитывать иностранец, впервые приезжающий в эту страну. Обвинение в негостеприимстве - одно из худших в Иране. В любом доме вас встретят со словами «Хош амадид!» («Добро пожаловать!»). Гостю предоставят лучшее место за столом и накормят самыми лучшими и разнообразными блюдами. Даже если это дом беднейшего перса, встретить гостя ему помогут соседи. Для хозяина нет ничего приятней, чем услышать от гостя о том, что усилия не пропали даром, что он поражен приемом, богатством блюд и их вкусом.

Женщины на демонстрации
несут портрет
президента Хатами

Вообще доброжелательность - одна из визитных карточек иранцев. Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику. При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу. Общительность, предупредительность и вежливость - наиболее часто проявляемые коммуникативные качества персов.
К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, - это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит от успеха каждого. Родственные, клановые и племенные отношения цементируют нацию. Земляки, перебравшиеся из деревни в город раньше других, помогают вновь прибывшим в трудоустройстве и обустройстве быта. Среди иранцев распространена традиция, напоминающая советский субботник. Жители одного квартала, деревни или улицы коллективно помогают в строительстве нового дома своему товарищу. Это событие становится подлинным праздником труда. Поддержать работающих приходят певцы и музыканты. По окончании работы все угощаются пловом и сластями.

Одно из отличительных качеств большинства персов - стремление к прекрасному, любовь к искусству. После провозглашения Исламской Республики в 1979 г. духовенство проводило курс на подчинение культуры и искусства задаче исламизации иранского общества. Запретным стало «западное искусство». Это затормозило культурное обогащение страны извне, но в то же время стимулировало подъем народного творчества. Среди простых иранцев много людей, наделенных талантами музыкантов, поэтов, декламаторов, художников. Персов отличает великолепное чувство юмора. Шутка, вовремя и к месту сказанная, позволяет пережить невзгоды.
Иранцы суеверны. Мусульмане в Иране живут в мире постоянного мистического мироощущения. Они верят в злых духов, талисманы, колдовство, гадание, считают, что священными могут быть камни, деревья, постройки. Священными считают также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь. Страшными считаются духи покойников, которые «бродят в поисках живых» и могут вселяться в них, особенно в женщин. Поэтому персы боятся появляться в тех местах, где, по их поверью, обитают злые духи. Широко распространены среди простых иранцев амулеты, призванные защитить от сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею новорожденному ребенку, мальчику, красивой девочке и новобрачным, так как полагают, что именно эти люди в наименьшей степени защищены от «козней злого духа». В деревнях верят в привидения, ведьм. Большой популярностью пользуются толкователи снов.
При общении с персами необходимо принимать во внимание, прежде всего, особенности их культурного и религиозного развития. Заслужить уважение персов легче, если вы знаете имена их великих соотечественников. Цитирование Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других иранских поэтов и философов поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Но иноверцу следует избегать обсуждать с иранцем религиозные темы. Иранец никогда не скажет вам в лицо, что вы его обидели, задев тонкую струну его души. Однако в дальнейшем такая обида им не забудется и может стать причиной охлаждения или даже прекращения отношений.
Во время мусульманского поста в месяц рамадан меняется образ жизни в иранских семьях, он становится более размеренным и замедленным. Рабочий день сокращается. Важные дела откладываются на более позднее время. Нет смысла ждать от мусульманина быстрого выполнения вашей просьбы. Иностранец, находящийся в Иране во время поста, не должен в дневное время курить, есть или пить в присутствии местных жителей. Раздражение может также вызвать появление европейской женщины, не прикрывшей свои ноги, руки и лицо от взглядов посторонних мужчин. Состояние заторможенности, в которой находятся мусульмане во время поста, продолжается еще некоторое время после его окончания. Самыми опасными считаются первые дни после поста. Именно на них приходится пик дорожно-транспортных происшествий в Тегеране и других крупных городах. Водители просто не успевают адаптироваться к условиям резко выросшего темпа жизни и увеличению количества автомобилей на дорогах.
Несмотря на то, что статья 20 Конституции Ирана провозглашает равенство всех членов общества перед законом, иранские женщины практически лишены многих прав. Законодательно мужчина рассматривается как глава семьи, женщина в семье подчинена мужчине. Право подать на развод имеет только мужчина. Дети в случае смерти супруга передаются для воспитания в семью покойного мужа, а женщина теряет право на своих детей. В случае развода дети также остаются с отцом. Все женщины, иранки и иностранки, в общественных местах и учреждениях обязаны носить хиджаб - накидку на голову. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. в Иране был распространен лозунг: «Иранка, хиджаб - твой окоп!». В транспорте и в общественных местах предусмотрены раздельные места для мужчин и женщин. Женщины не имеют права заниматься многими профессиями (в частности, не может быть женщины-певицы, женщины-судьи, женщины-археолога или геолога). Закон разрешает мусульманину жениться на иноверке, но запрещает иранке выходить замуж за иностранца, если он не мусульманин. Свобода передвижения иранки также ограничена целым рядом положений шариата. Поездка за границу может проходить только при выполнении одного из двух обязательных условий: в сопровождении взрослого мужчины - члена семьи либо с письменного разрешения мужа или отца (для незамужней).

Уголовные наказания для женщин - более суровые, чем предусмотренные уголовным кодексом за подобные преступления для мужчин. В феврале 2003 г. за убийство одного мужчины две женщины были повешены, еще две получили пожизненный срок заключения.
Безусловно, в Иране не все так мрачно, как представляют западные средства массовой информации. Жизнь в стране продолжается. В последние годы наметилась определенная либерализация в образе жизни иранцев. Конечно, по телевидению не демонстрируют «легкое порно», как в нашей стране. Но можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство в иранском обществе и не стремится к подобным «свободам». Умение иранцев легко и по-философски переживать жизненные невзгоды - тот стержень, который позволяет этой нации развиваться, двигаясь в едином со всем человечеством направлении. Непохожесть на европейцев или американцев - не повод для объявления людей, о которых они мало что знают, «вне закона».
Иран - многонациональное государство, в котором религия выполняет большое количество функций, и главная из них - объединение людей.

Мужчина и женщина, вступающие в брак должны исповедовать одну религию. Однако данное ограничение не распространяется на временный брак. В Иране существует два вида брака: постоянный и временный. Временный брак обычно заключается на определенный срок, но может быть и бессрочным. Форма временного брака позволяет иранскому мужчине без особой волокиты брать нескольких жен (максимум четырех), но с условием, что мужчина способен их содержать. Женщина в Иране может вступать единовременно только в один временный брак. Временный брак также может оформляться с немусульманкой, однако для заключения постоянного брака женщина обязана принять ислам (кстати, в Иране запрещен переход из ислама в другую религию, поэтому мусульманин или мусульманка не могут принять религию супруга или супруги, если они принадлежат к другой вере). Зачастую иранские мужчины оформляют как временных жен своих любовниц, так как половые отношения вне брака в Иране строжайше запрещены. Дети, рожденные как во временном, так в постоянном браке, в случае развода остаются с отцом, женщина в Иране не имеет прав на детей.

В Иране многоженство распространено в большей степени у сунитов, чем у шиитов. Взять новую жену мужчина имеет право только с согласия первой жены. В случае, если она не согласна, мужчина может жениться вторично только доказав, что его первая жена в чем-либо (домашнее хозяйство, интимные отношения, дети) его не устраивает. Хотя на правительственном уровне уже давно звучат идеи о принятии такого закона, который бы обязал женщину в Иране беззоговорочно принимать решение мужа о вторичном и последующих браках.


Девочек выдают замуж отцы или официальные опекуны. Принуждать девушку к браку запрещено, она должна выходить замуж только по своей воле. В случае если брак заключен против ее согласия, молодая женщина вправе требовать его аннулирования. Исламский брак в Иране является серьезным обязательством и основывается на гражданском договоре, который должен быть подписан вступающими в брак сторонами в присутствии двух свидетелей. Перед заключением брака женщина в Иране получает брачный подарок (предбрачный дар – «махр») в соответствии с экономическими и социальными стандартами ее семьи. Предбрачный дар становится собственностью жены, служит залогом ее экономической защищенности.

Мусульманская женщина, согласно нормам шариата, наделена правом собственности, а также может сохранить свою девичью фамилию при вступлении в брак. Финансовыми обязательствами она не облагается, так как финансовое содержание семьи является исключительной обязанностью ее мужа. Отсутствие финансовых обязательств является результатом меньшей доли наследства, полагающейся мусульманским женщинам и девушкам. Сыновья в иранских семьях получают две доли наследства, в то время как дочери – одну.

Согласно исламу, основная функция женщины заключается в материнстве. Мать должна подарить обществу здорового человека и правильно его воспитать. Ислам обязывает мужа
обеспечивать должное содержание женщины, своевременно выдавать ей деньги на расходы, чтобы она имела возможность в спокойных и комфортных условиях рожать и растить детей.

Право на развод в Иране имеет в основном мужчина, дети после развода остаются с ним. При разводе муж не обязан объяснять, почему он решил расторгнуть брак, женщина в Иране таким правом не обладает. Она может подать на развод, если для этого существуют объективные серьезные причины: если ее право на развод было оговорено в брачных условиях, в случае наркомании, алкоголизма мужа или в случае жестокого с ней обращения, а также, если муж не выдает ей денежное содержание, или на длительный срок покинул дом. В вышеперечисленных случаях ее просьбу о разводе будет рассматривать исламский суд.

Разведенная женщина обязана выждать после развода не менее трех месяцев, во-первых, для того, чтобы убедиться, что она не беременна от бывшего мужа, а во-вторых, чтобы иметь время подумать над правильностью принятого решения. Муж в этот период может попытаться помириться и вернуть жену обратно. Согласно нормам шариата, мужчина может два раз дать развод своей жене и возвращаться к ней. После третьего развода, он не имеет права еще раз жениться на ней. В исламе подробно изъясняются нормы развода и возможного воссоединения бывших супругов. Если мужчина развелся третий раз, то он может вернуть себе бывшую супругу, только после того, как она выйдет замуж и разведется уже со своим новым мужем. Таким образом, ислам поддерживает любую возможность того, что разведенные супруги все-таки смогут жить вместе и дети будут расти с родными отцом и матерью.

Перед заключением брака женщина в Иране получает махр – обычно это сумма денег или какая-либо часть имущества мужа. Махр является
личной собственностью женщины, а не ее семьи. Женщина вправе распоряжаться им, как посчитает нужным, при разводе махр остается за ней. Другое семейное право женщины в Иране - это получение денежного содержания на текущие расходы или «нафака». Мужчина обязан удовлетворять потребность жены в питании, жилье, личной гигиене, одежде, товарах первой необходимости, медицинском лечении и т.д. В свою очередь жена для получения нафака должна подчиняться мужу, украшать его жизнь, хорошо воспитывать детей, проявлять послушание в супружеской жизни. В повседневной жизни женщина должна согласовывать с мужем все свои действия, в особенности общение с другими людьми и выходы из дома.

Необходимо отметить, что женщины в Иране , в отличие, например, от женщин в Саудовской Аравии, политически и экономически довольно активны. В иранском парламенте есть женщины-депутаты, также иранские женщины активно участвуют различных политических манифестациях и исламских обществах. Кроме этого, согласно особому закону парламента, иранские женщины служат в полиции и в особых воинских частях. Однако везде в
общественных местах и на предприятиях применяется принцип отделения мужчин от женщин. В учреждениях, где работают женщины, служебные места женщин отделены от служебных мест мужчин. Политика отделения также практикуется в общественном транспорте, салоны в котором разделены на мужской и женский, существуют отдельные пляжи для мужчин и женщин, также политика отделения принята в мечетях. Иранская женщина должна быть всегда правильно одета: это платок, длинное пальто и брюки.

Женщина в Иране, согласно законам шариата, должна получить одобрение мужа на общественную деятельность и работу. Однако в Исламской Республике Иран, в отличие от соседней Саудовской Аравии, нет, например, запрета на вождение женщинами автомобиля. Иранские женщины также, в отличие от саудовских женщин, пользуются избирательными правами.

За супружескую измену в Иране, а также за половые отношения вне брака предусмотрено суровое наказание: порка или смертная казнь через побивание камнями. В настоящее время побивание камнями широко не практикуется в основном из-за активного осуждения со стороны мирового сообщества. В большинстве случаев ограничиваются поркой. Однако, к примеру, в 2011 году было зафиксировано несколько случаев смертной казни за прелюбодеяние именно через побивание камнями. Власти не собираются отменять смертную казнь за это преступление, обсуждения в этой сфере ведутся только вокруг вопроса, стоит ли забивать камнями, или же ограничиться просто расстрелом или повешением, а при наличии смягчающих обстоятельств ограничиваться только поркой. В смягчение данной позиции можно только сказать, что человек может быть признан виновным только в случае, если о его прелюбодеянии дали свидетельские показания не менее четырех мужчин, или же трое мужчин и одна женщина.

В иранском законодательстве есть некоторые послабления для преступлений, связанных с супружеской изменой и половой жизнью вне брака. Так, не может быть казнена или наказана беременная женщина, не состоящая ни с кем в браке, хотя ее преступление, как говорится, на лицо; прелюбодеяние замужней женщины с несовершеннолетним наказывается поркой, а не смертной казнью; если замужняя жена изменила, но при этом она не имела доступа к своему мужу в связи с его отсутствием: длительная поездка, заключение в тюрьму и т.д., тогда ее наказание также ограничивается поркой; если прелюбодей или прелюбодейка раскаялись до того, как их застали, то это тоже не наказывается смертной казнью; существует отсрочка наказания или казни для преступников на период болезни, а для женщины еще на период беременности и кормления грудью.


Top