Носовые гласные в русском. История носвых гласных и их судьба в современных славянских языках. Изменение групп согласных

Где присутствуют четыре носовые гласные: «ɛ̃» носовое, «ɑ̃» носовое, «ɔ̃» носовое и «œ̃» носовое.

Когда-то носовые гласные были и в славянских языках . Так, например, в старославянском языке они обозначались специальными буквами - юсами ѫ (о носовое) и ѧ (э носовое). Кроме того, носовые гласные сохранил польский язык. Отличительная особенность польской артикуляции носовых - запаздывание носового призвука относительно основного звука, в то время как во французском они произносятся одновременно.

Список языков, в фонетической системе которых есть носовые гласные

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Носовые гласные" в других словарях:

    Гласные, произносимые с включением носового резонатора, т. е. с опущенным мягким нёбом, в результате чего струя воздуха выходит одновременно и через рот, и через нос, что придает гласному звуку носовой тембр и понижает высоту тона. В pyccкoм… … Словарь лингвистических терминов

    Гласные - Гласные класс звуков речи, выделяемый на основании их артикуляторных, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства гласных заключаются в том, что это звуки, образующиеся с обязательным участием голоса (шёпотные гласные … … Лингвистический энциклопедический словарь

    Запрос «Гласный» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Гласные тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько нибудь существенного… … Википедия

    Звуки образуются из музыкального тона, результатадеятельности голосовых связок (так называемого голосового тона),модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет вданном случае роль надставной трубы у духовых инструментов, т. е … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Гласные звуки - ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Звуки речи, образуемые голосом, причем шум от сближения органов произношения настолько слаб, что не воспринимается слушающим, как характерный признак звука. Г. З. получаются, если голос, образовавшийся в гортани, на пути своем… …

    НОСОВЫЕ ЗВУКИ. Звуки речи, гласные и согласные, получающиеся в том случае, если нёбная занавеска, отгораживающая полость носа от полости рта, поднята, проход для воздуха через нос открыт, и выдыхаемый звучащий воздух (голос) выходит одновременно… … Литературная энциклопедия

    Носовые звуки - НОСОВЫЕ ЗВУКИ. Звуки речи, гласные и согласные, получающиеся в том случае, если нёбная занавеска, отгораживающая полость носа от полости рта, поднята, проход для воздуха через нос открыт, и выдыхаемый звучащий воздух (голос) выходит… … Словарь литературных терминов

    Гласные, звуки речи, противопоставленные согласным. Сочетаясь в слоге с согласными, Г. всегда образуют его вершину, т. е. выполняют функцию слогоносителя. Источником звука в Г. является голос, образуемый в гортани благодаря квазипериодическим… … Большая советская энциклопедия

    Образуются при помощи опущенного мягкого нёба, при котором воздух проходит через нос. Оральная полость по прежнему служит в качестве резонансной полости для создания звука, но воздух проникает не через рот, поскольку он блокируется губами или… … Википедия

    Образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет в данном случае роль надставной трубы у духовых инструментов, т. е.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Прослушайте аудио урок с дополнительными объяснениями

Звуки эти относятся к числу тех, которым нет аналога в русском языке.

Когда говорят «французский прононс», имеют ввиду именно их.

Итак, откуда же берутся эти звуки.

Во-первых, во французском языке есть две носовые согласные – это n и m .

Если перед ними оказываются определенные гласные , то они тоже становятся носовыми, то есть произносятся в нос.

Внимание! Сами n и m при этом не произносятся !

Теперь по порядку. Носовыми могут стать гласные а , о , э и звук средний между о и ё .

«А» носовое

Совет: произнесите сначала обыкновенный звук а .

Потом повторите его, слегка зажав нос . Только не сильно, а то получится совсем не нужная нам гнусавость.

Вы почувствовали разницу на уровне ваших физических ощущений?

Если у вас сейчас насморк, все получится само собой. Но поскольку я вам желаю богатырского здоровья, давайте специально потренируем этот звук.

Итак, в каких позициях появится носовой звук а ?

am , an / em , en

Как уже говорилось выше, должна присутствовать либо буква n , либо буква m .

Если перед одной из них окажется гласная а или е , и родится носовая а .

Напоминаю, что сами n и m произносить не нужно:)

gran d, lam pe, an , chan ter, dan ser, avan t, plan , pélican , charman t, divan , cam p
den t, septem bre,tren te, en tre, sem bler, aven ture, appartemen t, tem ps, cen tre

C"est en ten du!
Il fait mauvais tem ps.
Ven dredi, le tren te novem bre, il ren tre à Rouen .
Commen t ça va?

«O» носовое

Если перед n или m окажется буква о , то родится о носовое.

om , on

son , pardon , ouvron s, bom be, pom pe, con te, poumon , ron de, mon ter, bon jour

Nous allon s au con cert.
Tu as raison .
Nous dessinon s un balcon et un wagon marron .

«Э» носовое

Если перед n или m окажется буква i или y , то родится э носовое.

im , in / aim , ain / eim , ein / ym , yn

dessin , sin ge, lin ge, in viter, in terdire, in térêt, in dustrie
im porter, tim bre, im poser, im pôt, im possible, sim ple
plain te, main te, sain te, crain te, main , vain cre, plain dre, faim
plein , pein dre, tein dre, cein dre, étein dre, tein ture, frein , serein
syn thétique, sym patique,syn drome, syn taxe, syn ode, sym bolisme


Chaque matin le petit Martin donne du pain à ses lapin s.
On vous in vite à Vin cennes à la fin de la semaine.

А также как э носовое читается сочетание ien .

При этом i превращается в й .

rien , mien , tien , sien , chien , parisien , italien , musicien , pharmacien

Tout est bien qui finit bien .
Le temps perdu ne revien t pas.

Носовой звук средний между «о» и «ё»

Родится он, если перед n или m окажется буква u .

um / un

Справедливости ради надо сказать, что этот звук во французском языке находится на грани вымирания и все чаще произносится как э носовое или даже а носовое. Но мы все-таки немного прикоснемся к классической фонетике языка:)

un , brun , chacun , parfum , tribun , commun , hum ble, défun t, lun di, quelqu"un

C"est un bon prin tem ps.
C"est bon vin blan c.
Pren ds un bon bain .
Deman de ton chemin à quelqu"un .
En ce momen t mon appartemen t n"est pas gran d malheureusemen t.

Внимание! Носовые звуки могут исчезать!

Такое бывает даже в вышеперечисленных позициях, если согласные n / m удваиваются или после них идет гласная .

Посмотрим в сравнении:

Simon – Simone
un don – il donn e
un son – ça sonn e
elles fon t – elle téléphone
le bon vin – la bonn e vie
le lin – la laine
le pain – la peine
un an – un âne
fin – fine
brun – brune
chacun – chacune
Jean – Jeann e
plan – plane r / pardon – pardonn er / nom – nomm er / mon – monn aie

Simonn e donn e la pomm e à la bonn e d"Ivonn e.

Итог урока «Носовые звуки»:

  • гласные перед n и m произносятся в нос, сами n и m при этом не произносятся !
  • am , an / em , en – а носовое:
    J"aime chan ter et dan ser.
    Il ren tre à Rouen .
  • om , on – o носовое:
    Non , nous reston s à la maison .
    Cette pom pe ne marche pas.
  • im , in / aim , ain / eim , ein / ym , yn / ien – э носовое:
    Le copain donne au lapin le dessin avec le train .
    C"est un patien t im patien t.
  • um / un – носовой звук средний между о и ё (губы для звука о , трубочкой, но произносим э ):
    Chacun aime son parfum .
  • носовые звуки могут исчезать , если согласные n / m удваиваются или после них идет гласная :
    plan – plane r
    pardon – pardonn er
  • Носовые гла́сные - гласные, при артикуляции которых воздух идёт не только через ротовую полость, но и через носовую. Образуются при опущенном мягком нёбе, в результате чего полость носа действует как дополнительный резонатор. Противопоставлены ртовым (оральным, чистым, простым) гласным, образующимся при поднятом мягком нёбе, что исключает участие полости носа в их артикуляции.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Мягкое нёбо (нёбная занавеска) при подъеме закрывает носовую полость от полости рта. Это помогает нам, когда мы произносим открытые (не носовые) согласные звуки и все открытые (не носовые) гласные звуки, которые встречаются в таких языках, как английский, итальянский и немецкий. Когда мягкое нёбо опускается, открывается носовая полость, и благодаря этому звук проходит через нос, ротовую полость и попадает в область глотки, что позволяет нам воспроизводить носовой звук. Когда мы произносим носовые согласные звуки и носовые гласные звуки (как во французском языке), мягкое нёбо опускается. Носовая полость состоит исключительно из мягких тканей, поэтому она довольно неэффективный резонатор. И тем не менее некоторые современные исполнители сознательно используют носовой резонанс наряду с другими инструментами или для создания вокального эффекта.

Примерами, характеризующими носовые, по-видимому, могут быть следующие: менж – II, IV строки, грендеме или гренде – VI при гредехўм – VIII в том же корне, слвен – IX, пршен, дщен – X (если здесь действительное причастие глаголов IV класса), жену – III, млбоу или млвоу – V (понимание слова зависит от того, как читать дигамму), се – VII, VIII, моля – IV, наша – VIII строка (если это винительный падеж множественного числа). Вряд ли этот материал показывает, что писавший текст не умел обозначать носовые. Скорее, можно полагать, что он вообще не имел их в своей речи. Ни один из славянских языков в указанное время не мог иметь подобный комплекс черт, характеризующих этимологические носовые. Картина здесь представлена следующая: 1) уже начался процесс деназализации, в ходе которого о совпадало с у, a ? – с е (т. е. как позднее в сербском); 2) в положениях, где носовые сохранялись, они акустически и артикуляционно близки; ср. менж и гренде (т. е. как позднее в польском); 3) процесс деназализации начался с отдельных слов, корней и форм, причем в других корнях и глагольных формах носовые гласные задерживались.

Les voyelles nasales

[ɑ̃- ɔ̃- œ̃- ɛ̃]

Постановка носовых гласных представляет наибольшие трудности, поэтому переходить к ним нужно лишь только после того, как поставлены все не носовые, ротовые гласные.

Назальные звуки

Во-первых, потому что к этому времени речевой аппарат уже достаточно тренирован и приобрел необходимую гибкость. Во-вторых, потому что все носовые гласные (кроме [ɔ̃]) имеют соответствующие ротовые парные и когда уже создан их более простой стереотип, то остается лишь отработать одно быстрое движение нёбной занавески, совершенно одинаковое при всех носовых гласных. Подобная градация трудностей очень облегчает постановку носовых гласных.

В произнесении носовых гласных можно различить три основные ошибки, связанные с тем, что произносительные навыки и особенности произношения гласных звуков в русском языке и во французском различны:

1. Основной ошибкой следует считать чрезмерную назализацию, гнусавость носовых гласных. Это наиболее распространенный дефект,культивируемый часто самими педагогами. Когда звук не получается, а преподаватель не понимает причины, то в качестве некой панацеи он предлагает его произносить «больше в нос». Чрезмерная назализация лишает носовые гласные звучности и красоты.

Не надо забывать, что при артикуляции носовых гласных струя воздуха должна попасть одновременно и в равной пропорции в полость рта и носа. Для большинства не представляет труда направить струю воздуха через нос, направить же ее через рот гораздо труднее. Таким образом, основная трудность заключается не в неумении владеть движениями нёбной занавески, а в неумении достаточно опустить спинку языка, открыть проход струе воздуха через рот. При владении «техникой зевка» эти трудности уменьшаются, становится гораздо легче правильно распределить струю воздуха между обоими резонаторами.

2. Вторая ошибка связана с неумением удержать органы речи в неподвижном состоянии в течение всей второй фазы артикуляции (выдержки), в неумении сохранить однородность гласного на все время его звучания. У большинства легче получаются короткие носовые гласные, чем долгие, где нужно дольше сохранять однородность звучания, т.е. непривычно низкое расположение челюсти и спинки языка.

а) От движения челюсти во время произнесения звука возникает дифтонгизация гласного, к носовому как бы добавляется призвук [u]:
«an» звучит как [а u ], «оn» звучит как [о u ] и т. д.

б) От движения спинки языка возникает согласный призвук, напоминающий английский звук [ŋ]. Он зависит от того, что спинка языка поднимается вверх, к нёбной занавеске раньше, чем заканчивается звучание гласного. Так «аn» звучит как [ɑ̃ŋ], «оn» звучит как [ɔ̃ŋ] и т. д.

3. Третья ошибка связана с неумением быстро перемещать нёбную занавеску. Возникает она при произнесении долгих носовых гласных перед согласными [р - b | t - d] и заключается в том, что в данных сочетаниях звучит соответствующий носовой согласный:

tomber звучит

tampon звучит

sonder звучит

peinture звучит и т. д.

Объясняется это явление тем, что артикуляции [р - b - m] и одинаковы, за исключением расположения нёбной занавески. » Произнося после носового гласного (т. е. при опущенной нёбной занавеске) согласные р - b], студенты не успевают до начала звучания согласного достаточно быстро и резко поднять нёбную занавеску и перекрыть вход в полость носа. Воздух проникает туда и тогда неизбежно звучит [m] перед согласными [р - b] и [n] перед .

Большое значение имеет очередность введения гласных. Начинать надо с постановки задних гласных, так как при них напряжение будет в задней части языка, что облегчает удержание спинки его в низком положении. Из задних гласных лучше начинать с [ɑ̃ [, так как последним ротовым гласным был его парный [а]. Это создает стройность системы постановки гласных. Кроме того, при звуке [ɑ̃] положение языка самое низкое, а это облегчает проникновение струи воздуха в ротовую полость. Если звук [ɑ̃] встал хорошо, то обычно постановка [ɔ̃] не вызывает трудностей.

Одним из важнейших проявлений ЗОС было образование носовых гласных в конце слова и перед согласными: ę (носовой переднего ряда) иǫ (носовой заднего ряда). Если в состав дифтонгических сочетаний входили гласные переднего ряда (*ē, *ĕ*ī,*ĭ), то образовывался носовой переднего ряда ę . Если в состав дифтонгических сочетаний входили гласные заднего ряда (*ā,*ǎ,*ō,*ŏ,*ū,*ŭ), то образовывался гласный заднего ряда ǫ .

Примечание. К.А. Тимофеев отмечает, что носовых гласных на определенном этапе развития праславянского языка было больше, чем два (например,ě носовой). При этом первоначально носовые гласные были позиционными вариантами соответствующих неносовых гласных.

Также К.А. Тимофеев выделяет носовые, образованные из * ,* /* ,* .в закрытых слогах: *d ti > dŭmti > dъmti > dǫti (Д@ТИ- ДЪ М@, ДЪ МЕШИ).


Условия образования:

1) В конце слова дифтонгические сочетания с m и n перешли в назальный звук. (В конце носовой возникает только в сочетании m и n с а и е . В случае сочетания остальных гласных с носовыми согласными носовые гласные не образуются: *orbŏm rabъ ,*gostim gostь , padŏm padъ ).

2) В положении перед согласным возникали ę илиǫ .

В положении перед гласным звуком дифтонгические сочетания распадались: гласный оставался в исходном слоге, а согласный переходил к следующему слогу, открывая предыдущий.

Изменение дифтонгических сочетаний с носовыми согласными

В старославянском языке были известны два носовых: один заднего ряда – ǫ (о носовой ) (в кириллице - @), другой переднего ряда – ę (е носовой ) (в кириллице - #).

Перед гласными Перед согласными, в конце слова Перед гласными Перед согласными в конце слова
*en→e + n *on | *an→ o + n
*em→e + m *om | *am → o + m
*in→i + n *on | *an → a + n
*im→i + m ę *om | *am → a + m ǫ
*ьn→ь + n *ъn (*ŭn) → ъ + n
*ьm→ь + m *ъm (*ŭm) →ъ + m
*imena > imena (ИМЕНА) *imen > imę (ИМ#) *zvŏnos > zvonъ (ЗВОНЪ) *zvonkos > zvǫkъ (ЗВК@Ъ)
*pominati > pominati (ÏÎÌÈÍÀÒÈ) *pamintь > pamętь (ПАМ#ТЬ) *opona > opona (ОПОНА) *pontŏs > pǫto (П@ТО)

Примечание. При монофтонгизации первоначально *m→ n (С.Б. Бернштейн), но не все ученые согласны с этим положением.



Вторичное смягчение заднеязычных согласных *k, *g, *ch:

II палатализация

После монофтонгизации дифтонгов происходит изменение заднеязычных согласных *k , *g , *ch перед гласными ē и i из дифтонгов в свистящие палатализованные согласные.

*k *i *ē c’ *kaina > c’ena (ЦhНА)
*g + (< *ai,*oi,*ei) > d’z’ > z’ *goilo > d’z’elo (Sh``ЛО)
*ch s’ *douchoi > dus’i (ДQСИ)

Примечание. Заднеязычный *g измененился первоначально в d’z’, но вскоре аффриката утрачивает затвор и превращается в z".

В результате данного процесса возникло чередование k , g , ch сc ’, z ’, s ’.


Изменение сочетаний *kv,*gv,*chv перед *ě,*i (< *ai,*oi):

II дистантная палатализация

Смягчению подвергались задненебные согласные в сочетаниях *kv,*gv,*chv (*kv→kv ۟۟→c’v ۟, *gv gv ۠→z’v ۟,*chv chv s’v ۟).

Сочетания Примеры
*kvoi > c’v۟ě *kvoitъ > c’v۟ětъ (ЦВhТЪ)
*gvoi > z’v۟ě *gvoidda > z’v۟ězda (ЗВhЗДА)
*chvoi > s’v۟i *vъlchvoi > vъls’v۟i (ВЛЪСВИ)

Примечание. Существует и другое понимание данного процесса: изменение в сочетаниях согласных*kv,*gv,*chv. При этом первоначально смягчению подвергается *v перед ě и i из дифтонгов (*v→v’).

Это смягчение произошло в диалектах, которые легли в основу южных и восточных славянских языков.

Третье смягчение заднеязычных согласных *k, *g, *ch:

III палатализация

После монофтонгизации дифтонгических сочетаний нарушилась автономность слогов в слове, в результате звуки предшествующего слога стали влиять на звуки последующего стола и стали вызывать их изменения: гласные переднего ряда на заднеязычные согласные, начинающие следующий слог. Это прогрессивная (бодуэновская) ассимиляция .

*i *i *k c" *likon > lic"o > lic"e (ЛИЦЕ)
*in > *ę + *g > d"z" > z" *stьga > stьd"z"a (СТЬSА)
*ir > *r *ch s" *vьcha > vьc"a (ВЬС")

Примечание: третью палатализацию условно можно назвать законом, т.к. изменения заднеязычных происходили непоследовательно: заднеязычные не изменялись в свистящие, если после них находились ъ , y , согласный n (*dvignǫti (но*dviz"аti),*stьgna (но *stьz"a) и т.п.). Это можно обяснить двояким образом:

1)невыявлены все условия проявления данного процесса.,2) вероятно, тенденция к передвижке артикуляции начала ослабевать (т.е. отражается постепенное затухание данной тенденции).

Г.А. Турбин, С.Г. Шулежкова предлагают называть данный процесс тенденцией к палатализации.

Даннаяфонетическая тенденцияпроявлялась и в заимствованных словах(*kŭning →kъnęd"z"ь→ kъnęz"ь, *pfenning→pěnęd"z"ь→ pěnęz"ь и т.п.)

Изменение согласных под влиянием *j

Ранний процесс

Все твердые согласные смягчались перед *j.

*kj*gj*chj*sj *zj *rj*lj*nj *pj*bj*mj *vj
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
č" ž" š " š " ž" r" l" n" pl" bl" ml" vl"
*sēkja > seč"a (СhЧА) *morjon > mor"e (МОР~) *pjeuati > pl"evati (ПЛЕВАТИ)
*storgja > straž"a (СТРАЖА) *poljon > pol"e (ПОЛ~) *bjudo > bl"udo (БЛЮДО)
*suchja > suš"a (СQША) *klonjǫ > klon"ǫ (КЛОН@) *zemja >zeml’a (ЗЕМЛ")
*nosja > noš "a (НОША) *lovjǫ > lovl"ǫ (ЛОВЛ@)
*rēzjǫ > rež"ǫ (РhЖ@)

Заднеязычные согласные *k,*g,*ch изменились перед *j в шипящие č’,ž’,š’.

Примечание: вероятно, I палатализация и изменения *kj, *gj, *chjпроисходили в одно и то же время, о чем свидетельсвует одинаковый результат. Есть предположение, что и сам процесс первого смягчения был вызван развившимся перед гласными переднего ряда йотообразным призвуком.

К.А. Тимофеев предлагает рассматривать возникшие чередования перед *j как фонетически не обусловленные, т.к. звук j, вызвавший счягчение, ассимилировался со смягченным согласным. (*suchja→ such’ja→ suš"ja → suš"a). А первое смягчение относит к фонетически обусловленным.

Зубные согласные *s,*ch изменились перед *j в шипящий š’, *z → в шипящий ž’. Зубные согласные *r,*l, *n изменились перед *j в r’,l’,n’, не изменяя своего основного звучания.

В сочетаниях губных *b,*p,*m,*v с *j развивался звук l’ на месте йота. Это l-epenthetikum. (В научной литературе существует спор: это звук, возникший в результате трансформации йота или же звук, возникший в результате смягчения губных?)

Изменение групп согласных


Top