От «конвергентного образования» к «конвергентному воспитанию»: постановка проблемы. Конвергентный подход в школьном образовании – новые возможности для будущего Конвергенция содержания образования в основной школе

Татьяна Поздина
Конвергентное образование в ДОУ

Слайд № 1

Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Ребёнок со сформированными предпосылками универсальных учебных действий наиболее успешен в жизни.

Цель : повышение уровня современной естественнонаучной компетентности воспитанников, их подготовка к продолжению образования и деятельности на следующей ступени образования – школе .

Слайд № 2

Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования ключевых компетенций воспитанников, а именно : ценностно-смысловой, культурно-досуговой, учебно-познавательной, социально-трудовой, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования, которые необходимы для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных технологий .

Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Становление компетентности возможно в том случае, если у ребёнка есть права – компетенции.

Ключевые компетентности трудно разделить (дифференцировать) . Интегративность (взаимопроникновение) – это свойство компетентности как явления. Но степень выраженности каждой из них у разных детей (людей) может быть разной.

Компетентность избирательна, если человеку важен, интересен предмет, то компетентность проявляется мощно и многосторонне. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности (нанизывание колец в пирамидке, завязывание шнурков, организация совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями) ребёнок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества. Знания, умения, опыт находятся в диалектическом единстве : и накапливаются в процессе деятельности, и приобретаются в этом процессе. Компетентность, как понятие интегративное, включает знания, умения и навыки, и опыт, и отношение.

Ключевые компетентности – это умения. Существует два толкования понятия «умение» :

в узком, конкретном смысле умение – результат, «автоматизированное действие» ;

в расширенном смысле умение – процесс деятельности, вбирающий в себя и знания, и опыт, и отношение к знанию, действию, окружающим. Для описания компетентности ребёнка дошкольного возраста используется расширенное определение понятия «умение» : всё находится в действии, в процессе становления, и в нём же реализуется.

Компетентности вне деятельности не существуют, компетентность – успешное действие в конкретной ситуации. Следовательно, образовательный процесс , который обеспечивает инициативу, активность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность ребёнка – это процесс становления и проявления компетентности в общении, в социальных контактах, в планировании, в деятельности, в получении знаний.

Активность, самостоятельность в деятельности, в общении, в использовании разнообразных источников информации, в социальных контактах входит в ценностно-целевые основы любой современной образовательной программы .

Слайд № 3

В чём заключается конвергентный подход в образовании детей дошкольного возраста?

1. Это новый формат образовательного пространства – конвергентный подход . Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.

2. Обогащение и расширение воспитательно-образовательного потенциала основной образовательной программы через конвергенцию парциальных образовательных программ . Формирование предметных компетенций – междисциплинарный подход.

Использование инновационных технологий опережающего развития.

3. Сетевое взаимодействие с социумом и использование ресурсов города, хотя с дошкольниками это достаточно ограничено.

Слайд № 4

Ключевые принципы конвергентного образования

Синтез образовательных областей ;

Переориентация образовательной деятельности на проектно-конструктивную;

Модель познания - конструирование;

Обучение различным видам деятельности;

Сетевая коммуникация.

Слайд № 5

Новые акценты в содержании образования :

Формирование навыков и умений для реальной жизни;

конвергентное образование ;

образование в условиях техносферы и информационных технологий;

Ранняя предпрофориентация, возможность «проникнуть» в профессию.

Слайд № 6

Приоритеты в содержании образования :

Личностно-ориентированный подход;

Переориентация образовательной деятельности от познавательной к проектно-конструктивной;

Модель познания – проект, конструирование;

Обучение через деятельность.

Слайд № 7

С понятием «конвергентное образование » мы познакомились. А что же такое «конвергентное обучение » ? Это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной среды, как в непосредственно организованной деятельности, так и в свободной организованной деятельности, в которой дети дошкольного возраста будут воспринимать мир как единое целое, а не как изучение на занятиях в детском саду отдельных образовательных областей .

Слайд № 8

Чтобы было понятно, как все вышесказанное воплощается в работе с детьми дошкольного возраста, предлагаю познакомиться с проектом «С конфетой по свету» , который проходит в этом учебном году в старшей и подготовительной группах.

У каждого проекта есть маршрутный лист. Весь материал распределён по месяцам, и определено содержание работы.

Пример проектной деятельности в старшей группе на ноябрь месяц.

ноябрь Как много разных конфет, но всё же есть конфеты шоколадные, а есть карамельные. Карамелька, она какая? Из чего сделана?

*сахар – какое это растение, где растёт? Как собирают? Как получают сахар? (завод, профессии) .

*из чего делают начинку в карамели? Начинка может быть молочная или плодово-ягодная.

*молочная начинка (корова, трава, сено, живёт с человеком; труд на селе : животновод, доярка – молочный завод-кондитерская фабрика);

*фруктовая начинка : где растут фрукты и ягоды – труд людей : садовод, огородник – как и где перерабатывают – кондитерская фабрика.

Шоколадные конфеты

Что такое шоколад? Это растение или его добывают из земли, как уголь? Где растёт? Как выращивают? Как собирают? Как перерабатывают? – кондитерская фабрика.

Познавательная беседа,

рассуждение, дискуссия.

Рассказ воспитателя

Опыты с сахаром

Знакомство с географической картой, глобусом.

Заключительный этап проекта – представление проекта. Дети, родители и воспитатели сделали представление проекта в презентации, которую и предлагаю вашему вниманию.

Gрежде всего, что изменения, происходящие в сфере наук и технологий, а следовательно, и в общественном развитии, не могут не оказывать влияния на сферу образования. Школа, которая хочет быть востребованной у москвичей, должна быть надежной, способной подготовить выпускника к успешной социализации, к жизни и труду в быстро изменяющемся мире, в мире высоких технологий.
Если посмотреть вокруг, то можно с уверенностью сказать: «Будущее уже здесь. Оно просто распределено неравномерно». Каждая столичная школа оснащена современным оборудованием; наши дети живут в мире высоких технологий, они активно используют все возможности информационной среды; их взаимодействие с миром опирается на желание расширить границы своего познания, шагнуть за порог школьного кабинета, взглянуть на мир во всем его многообразии.
Техносфера современного столичного мегаполиса уже сейчас активно перестраивается на основе ее базовых составляющих: науки, образования, технологии. Создается принципиально новая техносфера, которая станет органичной частью природы, с одной стороны, и органичной частью образования - с другой.
Это открывает перед человечеством большие возможности - синтез достижений по основным технологическим направлениям (био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, микромеханика, фотоника, термоядерная энергетика и др.) может привести, например, к созданию квантового компьютера или искусственного интеллекта. Возможен также выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Информатизация приводит к перераспределению труда. Мы идем к тому, чтобы повышалось качество жизни людей. Все изменится: машина будет делать трудную работу, человек - умную.
Мир будущего меняет школу уже сегодня, значит, нужны новые результаты. Для получения новых результатов необходимы новые возможности. Все это обязывает по-другому взглянуть на целевые установки и содержание основной образовательной программы школы. Главная цель - обеспечение готовности подрастающего поколения к жизни и труду в эпоху конвергенции. Безусловно, изучение разных наук дает возможность ребенку сделать выбор, кем ему стать, - например, историком, химиком или биологом. С другой стороны, методические принципы подачи материала должны быть пересмотрены - науки нельзя изучать обособленно, то есть математик должен помнить о существовании физики, химик - биологии и прочее. Этот подход должен доминировать и на уроках, и в учебниках. Неоспоримо, что образование является неотъемлемой частью культуры, основанием для развития человеческой цивилизации. Оно обязательно для социализации в любом обществе. Но на каждом этапе развития этого общества важно понимание, почему нужны именно эти знания, именно это содержание. Необходим инструмент, который позволит управлять образовательным процессом, который наполнен новыми смыслами обучения, педагогического воздействия и содержанием, учитывающим современные тенденции общественного развития и системы образования в столичном регионе. Этим инструментом должна стать конвергентно ориентированная образовательная программа.
Несомненно, что главенствующая роль в выстраивании стратегических подходов к решению непростой задачи - подготовки подрастающего поколения к жизни в мире будущего - принадлежит руководителю образовательной организации и его заместителю. В рамках реализации проекта «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и решалась эта важнейшая задача. Мастер-классы, проектные мастерские, круглые столы, стажировочные площадки, семинары, панельные дискуссии, вебинары, стратегические сессии в программе профессиональной переподготовки позволили получить ответы на многие вопросы, волнующие заместителей руководителей, например:
1. Что такое конвергентный подход и зачем он нужен?
2. Как меняются инструменты управления образовательным процессом при реализации конвергентного подхода?
3. Каковы отличительные особенности конвергентно ориентированной образовательной программы?
4. Что и как нужно делать, чтобы разработать такую программу и успешно ее реализовать?
5. На каком уровне образования программа должна стать конвергентно ориентированной?
При разработке конвергентно ориентированной образовательной программы учитывался ряд важнейших факторов: ориентированность на тренды будущего, в том числе профессии будущего; максимальная включенность всех ресурсов урочной, внеурочной деятельности и образовательного потенциала города. Безусловно, надо было определить и стратегические ориентиры в системе управления школой. И наконец, необходимо было оценивать существующие практики и умело использовать их в своей образовательной организации.
В процессе обучения участники программы профессиональной переподготовки «Современный заместитель руководителя» приобрели опыт проектирования конвергентно ориентированных образовательных программ и получили возможность усовершенствовать навыки управления образовательным процессом, освоили новые техники эффективного урока.
Заместители руководителей посетили 24 стажировочные площадки, где ознакомились с лучшими практиками по созданию конвергентно ориентированной образовательной среды.
Слушателями были разработаны 35 проектов конвергентно ориентированных образовательных программ, защита которых состоялась 14 и 17 июня в МИОО. Примечательно, что командный проект выполняли заместители руководителей различных школ. Это позволило определить общую идею, которая может быть реализована на практике в любой московской школе с учетом ее возможностей, потребностей и стратегических ориентиров. Каждый командный проект содержал пояснительную записку к программе, где была обозначена ключевая идея, и программу, в которой эта идея раскрывалась на всех уровнях образования, разработку мероприятия, в котором были отражены практическая направленность, конвергентный подход и значимость для дальнейшего развития школы. В качестве экспертов на защиту итоговых командных проектов были приглашены руководители лучших московских школ. Именно руководитель-практик способен оценить реалистичность и необходимость использования конвергентно ориентированной образовательной программы для развития школы и системы образования Москвы.
Каждая из 35 команд заместителей руководителей определила новые точки роста в развитии школы, указав направления взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, детей. А еще, по мнению заместителей руководителей, конвергентно ориентированная образовательная программа предполагает создание конвергентной образовательной среды, которая составит прочный фундамент для развития системы школьного образования в Москве. Вот как представила одна из команд значение конвергентной среды для образовательной организации, педагогов, родителей, детей.
Защита проектов продемонстировала важность формирования командного духа заместителей руководителей школы - по сути, в процессе разработки проектов возникло новое сообщество в системе московского образования «Современный заместитель руководителя». Совместная деятельность этого сообщества по разработке конвергентно ориентированной программы еще раз показала, что главное в системе образования города Москвы - это не соревнование школ друг с другом, а развитие каждой из них!
Можно смело утверждать, что конвергентно ориентированная образовательная программа открывает новые возможности для получения новых результатов.
Школа с новыми возможностями - это школа, которая нужна будущему. А будущее нужно самой школе.

Татьяна ФЕЩЕНКО, доцент МИОО

Мы возвращаем эксперимент в школы

Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Конвергентное обучение, для реализации которого был создан Курчатовский проект, направлено на формирование именно такой междисциплинарной образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности учеников.

Предпосылки проекта

Одной из проблем современного образования является традиционное преподавание предметов естественнонаучного цикла изолированно друг от друга, в результате чего у учащихся происходит неполное формирование целостной картины мира.

Задача проекта

Сформировать системные представления об окружающем мире на этапе начального образования, которое определяет мотивацию учащегося и на весь последующий образовательный цикл.

Цели проекта

Сформировать у школьников мотивацию к получению естественнонаучного образования.
- Заложить основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ.
- Предоставить возможность участия в выполнении учебно-исследовательских проектов.
- Сориентировать учащихся выпускных классов на поступления в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.

О проекте

Участниками проекта стали 37 московских школ, которые объединяет интерес к новым технологиям, активное освоение новых образовательных методик. В рамках проекта эти школы оснащены наиболее современным учебным и лабораторным оборудованием, предназначенным для проведения уроков, экспериментальных практикумов и полевых работ по 4 предметам: физике, химии, географии и биологии. Также в каждую школу была поставлена компьютерная техника, необходимое ПО, расходные материалы для лабораторного оборудования и даже мебель.

Для полноценного использования поставленного высокотехнологичного оборудования были проведены пусконаладочные работы, прошло обучение учителей, в школы поставлены учебно-методические материалы, осуществляется сервисная поддержка.
Школы-участники не только используют оборудование сами, но и работают как сеть инновационных образовательных учреждений «шаговой доступности». Учителя и ученики других школ используют эти ресурсные центры, чтобы перенимать опыт, проводить выездные занятия.

Концепция проекта сформирована московскими образовательными учреждениями совместно с Курчатовским институтом. Компания Softline в рамках проекта, помимо поставки компьютерного, учебного оборудования и программного обеспечения, провела пуско-наладочные работы, обучение учителей и обеспечивает техническую поддержку. Конкурс, в котором компания Softline выиграла этот контракт, был организован Окружным управлением образования ЗАО г. Москвы по инициативе Департамента образования г. Москвы.

Конвергентное обучение

Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие черты развития естественных наук:
- переход к наноразмерам;
- изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
- сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
- междисциплинарный подход вместо узких специализаций.

Эти положения определяют содержание образовательных ресурсов Курчатовского проекта.

Поставленное оборудование

Фундаментом для всех комплектов лабораторного оборудования является применение современной техники, максимально приближенного к той, что используют взрослые ученые в настоящих лабораториях. Его дополняет вычислительная техника (ведь современное лабораторное оборудование подключается к компьютеру) и новые решения в области эргономики образовательной среды.

Каждый кабинет включает:
- интерактивную доску,
- цифровое лабораторное оборудование, датчики,
- необходимые расходные материалы,
- учебную мебель.

Для полноценного использования оборудования предусмотрены электронные образовательные ресурсы и специализированное программное обеспечение.

Лабораторное оборудование

Кабинет химии оснащен спектрофотометром, позволяющим проводить количественные и кинетические измерения, определять спектр поглощения веществ.
Цифровой иономер, позволяет проводить высокоточные измерения и исследовать концентрацию ионов в любых растворах.
Электронные весы позволяют измерять массу с точностью до тысячных и решать задачи по количественной химии.
Наборы реактивов позволяют проводить не только базовые эксперименты из курса школьной химии, но и изучать физико-химические показатели веществ и готовиться к профильным олимпиадам.

Кабинет физики оборудован атомным силовым микроскопом, с помощью которого можно изучать физические свойства и структуру вещества на уровне наноразмеров.
Набор «Лазерное излучение» позволяет получать голографические изображения различных трёхмерных объектов.
Набор для определения удельного заряда электрона даёт возможность наблюдать и исследовать движение электронов в магнитном поле.
Телескоп позволяет более детально изучать различные астрономические объекты и явления (лунные и солнечные затмения), а также составлять карту звёздного неба.

География

Благодаря современной цифровой дистанционной метеостанции возможно создание школьной метеорологической службы, а в комплексе с другим оборудованием (по биологии, химии и физике) - осуществление экологического мониторинга абиотических факторов среды.
Аппаратно-программный комплекс Сканекс для приема данных дистанционного зондирования Земли позволяет использовать космические технологии, помогающими получать самую современную информацию о процессах и явлениях, происходящих на планете.
Интерактивные столы позволяют работать с интерактивными картами, 3D-моделями природных объектов и явлений, спутниковыми снимками.

Биология

Комплект оборудования по биологии позволяет проводить исследования и эксперименты на пришкольных участках, парковых зонах, водных объектах.
В набор оборудования входит мобильная лаборатория, необходимая для проведения биолого-экологических и биолого-химических исследований, анализа почвы, воды и воздуха.
Набор «Молекулярная биология» позволяет выделять ДНК из биологических объектов, проводить биохимическую диагностику.

Инновационная мебель

Полностью пересмотрен концепт мебели, заключающийся в отказе от большого количества проводов и невозможности мобильного перемещения в классе.

Применяется современная система верхней подводки коммуникаций, которая упрощает монтаж силовых цепей, подводки воды, газа, системы вентиляции и т.д.

Класс-трансформер можно использовать как лекционный кабинет или как класс для практикумов.

Система визуализации

Современные системы классных досок с короткофокусными проекторами и интегрированными интерактивными досками.
Компьютерная система управления оборудованием класса.

Применение видео-стен в качестве элементов доступной визуализации.

3D-технологии

Возможность проведения виртуальных лабораторных работ в режиме 3D.

Применение технологии «Дополненная реальность».

Многозадачность и кросс-платформенность.

Вывод видеороликов в режиме 3D позволяет повысить эффективность и интерес к учебному процессу.
Интерактивный глобус с набором интерактивных карт с возможностью вывода актуальной информации полученной со спутников в режиме online.

Интегрированная в общий комплекс система 3D-контента позволяет изучать процессы «изнутри».

Дистанционное обучение

Использование современных программных продуктов для создания дистанционного обучения на базе инновационных классов.
Организация online трансляций в интернет с возможностью подключения других учреждений к учебному процессу.

От поставки к полноценному использованию

Пуско-наладка

Чтобы несколько десятков больших и маленьких коробок, которые привезли в каждую из 37 школ, выгрузили на первый этаж и приняли на баланс, превратились в лабораторные классы, пришлось проделать огромный объем пуско-наладочных работ.

По условиям поставки каждая школа должна была подготовить помещения согласно техническим требования, регламентирующим количество и расположение розеток, размещение водопровода и канализации, подготовка вентшахт к подключению вытяжек и т.д. На подготовленную площадку приезжала бригада монтажников, которая монтировала колонны для интерактивных досок, островные столы с вытяжками, собирала мебель, подключала коммуникации.

На следующем этапе были установлены и настроены серверы и ПК, сетевое оборудование., Затем настала очередь сборки лабораторной техники, подключение к компьютерам, установка специального ПО.

На заключительном этапе готовые лабораторные классы были протестированы и переданы школам.

Обучение

Для освоения новой техники для всех учителей было проведено обучение на основе методических рекомендаций по использованию учебного оборудования по всем предметам. Прошло также обучение системных администраторов по использованию программного обеспечения и оборудованию, в том числе специализированного – проекторы, интерактивные столы и т.д.

Поддержка

В рамках проекта осуществляется 3-летня поддержка всего поставленного оборудования. Поскольку гарантия большинства производителей составляет 1 год, дальнейшую поддержку взял на себя поставщик по контракту, компания Softline. При этом гарантия предусматривала замену нерабочего оборудования в срок не более 2 рабочих дней.

В настоящее время заявки принимаются как по телефону, так и через специальный функционал на школьном портале shkola.softline.ru. Заявки обрабатывают специально выделенные инженеры. В перспективе планируется перевод процесса обработки заявок на собственный servicedesk компании Softline, имеющий широкие возможности по отслеживанию заявок, подключению любых необходимых специалистов и руководителей для решения проблем.

В настоящее время объем заявок - порядка 30 в месяц - начиная от банальных проблем с электропитанием и заканчивая полноценным ремонтом техники.

Масштаб Курчатовского проекта большой, и для осуществления гарантийного обслуживания был организован специальный склад подменного оборудования.

Городской методический центр mosmetod.ru

На сайте методического центра можно найти:
- Перечни оборудования Курчатовского проекта;
- Методические рекомендации по расстановке и использованию учебного оборудования по всем предметам (биология, химия, физика, география).
- Сборник инструкций по охране труда и технике безопасности.

Эти материалы позволили своевременно подключить и настроить оборудование, правильно разместить в учебных лабораториях с учетом требований СанПиН.

Результаты

Умение учиться. В современных федеральных государственных образовательных стандартах впервые в истории отечественного образования умение учиться выделено как самостоятельный и важный результат образования. Деятельностное освоение предмета, индивидуальные проекты, которые учащиеся могут выполнять в условиях конвергентных лабораторий, формируют способность к самостоятельному мышлению и познанию.

Междисциплинарное образование. Обучение в конвергентных лабораториях направлено на освоение универсальных учебных действий и понятий, находящихся на стыке предметных дисциплин, которые в перспективе позволяют достигать высокие предметные результаты.

Результативное образование. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.

Новые требования к исполнению государственного контракта

По сравнению к традиционными, мы применили более высокие требования по следующим параметрам:

Тип требований Характер исполнения
Увеличенный гарантийный срок. 3 года гарантии на все поставляемые товары.
Центр службы технической и информационной поддержки. Call-центр, web-сайт, ежемесячная отчетность, ежеквартальные профилактические выезды специалистов.
Подменный фонд. Замена оборудования в срок не более 2 рабочих дней
Повышение квалификации специалистов работающих с оборудованием. Повышение квалификации специалистов с выдачей сертификата государственного образца.
Дополнительные финансовые гарантии. На весь гарантийный срок.
Полная готовность к работе. Полная пуско-наладка и монтаж на место эксплуатации
Функционально-техническая совместимость. Товар должен быть технически и функционально совместим между собой и в совокупности должен составлять единый аппаратно-лабораторный комплекс конвергентного обучения.

«ФГОС основная школа» - Показатели готовности ОУ к введению ФГОС. Понятие «универсальные учебные действия». Особенности ФГОС. Оценка барьеров и неудач. Обучаемый оперирует знаниями, тем самым формируя умения. Развивающее обучение. Управления качеством готовности к введению ФГОС. Управление качеством образования. Система качества СК, процессы обеспечения качества.

«ФГОС общего образования» - СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность. ФГОС НОО Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Взаимодействие. Изобразительное искусство. Круглые столы. Базисный учебный план начального общего образования Вариант 1. Требования к структуре основных образовательных программ.

«ФГОС ООО» - Учитель. Необходимость изменений. Требования к структуре образовательных программ. Требования к школьной инфраструктуре. Введение стандартов второго поколения. Оснащение образовательного процесса. Требования к обеспечению ФГОС ООО. Образование 3.0. Детям неинтересно в школе. Проблемы внедрения стандартов ООО.

«ФГОС основного общего образования» - Идеология Структура Содержание. Инновационность ФГОС. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Личностным Метапредметным Предметным. Обязательная часть ООП НОО - 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% . Требования к условиям освоения основной образовательной программы.

«Особенности ФГОС» - Итоговая оценка. Метапредметные результаты. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению. Требования к структуре ООП. Требования к результатам освоения ООП. Обсуждение проекта ФГОС. Осознанно выполняющий правила. Результаты освоения ООП. Национальная инициатива. Особенности ФГОС. Положение о порядке проведения экспертизы учебников.

«ФГОС основного образования» - Этап активного приобретения «опыта»; Показатели и индикаторы. 5-6 класс «пробы». Учебно-предметные компетентности. Социальный опыт (социализация). Учебно-исследовательская деятельность. Социальная практика. Проектная деятельность. Индивидуализация через индивидуальные образовательные траектории детей.

Всего в теме 9 презентаций

Готов ли школьник к «Миру Будущего»? Если нет, то в чём наша (учителей, управленцев, ученых) вина? Если да, то в чём наша роль? Попытаемся оставаться честными, отвечая на оба вопроса и не заниматься самовнушением, конструируя мир Будущего, удобный для нас, работников образовательного цеха. Мы хотим видеть ясные тренды, которые предсказуемо меняют мир. Но любой шаг любого тренда способен изменить всё. Тренды взаимодействуют, создают нечто новое. Мир меняется существенно неоднородно. Какие-то его части меняются непредсказуемо быстро, а другие – почти не меняются. Вот почему возникает ощущение «Разрыва», «расползания» реальности.

К.А. Скворчевский
Московский физико-технический институт,
департамент философии, профессор,
ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11»
Департамента образования г. Москвы,
заведующий кафедрой естественнонаучного образования,
доктор технических наук

В этой связи становится всё более очевидной нехватка целей, дефицит единых перспектив работы. Средств организации деятельности, инструментов работы вполне достаточно. Педагогический инструментарий весьма богат методиками, технологиями, образцом педагогического опыта. Дефицит лежит в пространстве целевых установок . На наш взгляд, «конвергентный подход в образовании» – именно о целях, а не о средствах самого образования.

Само понятие «подхода» здесь перестаёт претендовать на роль системы средств, технологий или техник образовательной деятельности. Принципиально важным становится использование любой образовательной технологии во имя достижения искомого результата. Весь акцент, все усилия разработчиков переносятся в область формирования ясных контуров того мира, в котором будет жить сегодняшний школьник через 5-10 лет.

Понятного нам самим «образа будущего» у нас нет. Это первая проблема, не решая которую хотя бы в первом приближении, невозможно осмысленно наращивать технологические средства.

Другой вопрос – ка оценить уровень адекватности наших средств деятельности требованиям «мира будущего»? Как разобраться в том, что у нас уже есть? Есть ли у нас эффективный инструментарий для подобного анализа? «Межпредметность», «междисциплинарность», «интегративность» – хорошо известные понятия, не одно десятилетие на слуху. Можно ли их существенно модернизировать, приспособив к требуемому движению в сторону будущего? Можно сколько угодно разбираться с каждой отдельно взятой технологией или методикой, но суть в том, что, на наш взгляд, только их взаимодействие, переплетение, взаимозависимость способны создать эффект подобия образовательной среды среде реальной жизни – столь же запутанной и непонятной.

Ключевым понятием должна стать категория «готовности» к будущему. Готовности и учителя, и ученика. Только через призму «готовности» мы должны видеть всё имеющееся у нас многообразие методологических средств образования. В большинстве случаев, в условиях укрупненных образовательных комплексов присутствуют в том или ином виде многие из тех элементов, которые необходимы для формирования соответствующей образовательной среды. Но между этими элементами не установлена адекватная система связей, не создана соответствующая топология, которая, в свою очередь, определяется системой целеполагания всей образовательной деятельности. И если целеполагание школы заключается в достижении высоких баллов ЕГЭ и успехах на предметных олимпиадах, то связи в системе элементов конфигурируются соответствующим образом. Но если целью становится готовность выпускника к успешному движению в мире конвергентных технологий, то и образовательная среда школы обязана структурироваться совершенно иначе. Как? Как всегда, это ключевой вопрос. Но на него, скорее всего, нет прямого, «технологического» ответа. И это, в данном случае, вполне соответствует логике решаемой проблемы. Выскажем осторожное предположение, что «прямого», логически выверенного пути к вхождению в мир будущего просто не существует. Как, собственно, нет логики и у самого будущего. Неопределенность, многовариантность будущего требует от своих участников готовности именно к неопределенности и многовариантности. Если угодно, готовности к тому, что все может прекратиться в любой момент. И ничего пугающе-страшного в этом нет. Логики и определенности будущего нет, но есть люди как носители замыслов, целей, идеальных представлений и возможностей коммуникации. Поэтому первый шаг, предлагаемый нами, не содержит в себе особой премудрости: максимально расширить число и разнообразие коммуницирующих субъектов образовательной среды. Сделать их коммуникацию неформальной и внесистемной, что не означает хаотичности и беспредметности. Внутри современного образовательного сообщества, несмотря на его постоянное внешнее расширение, сохраняется слишком много внутренних границ – коммуникативных барьеров. Не всегда полезно разрушать все барьеры, но естественное размывание границ уже идёт, вне зависимости от нашего желания. Информационные потоки цифрового мира всё увереннее ликвидируют главную границу – между имеющими и не имеющими доступ к информации. Универсальность доступа к информации существенно меняет статус учителя. Причём путей возможного изменения два.

Первый. Учитель теряет статус единственного носителя и транслятора знаний и постепенно трансформируется в организатора учебных коммуникаций, главная задача которого сформировать чёткую последовательность самостоятельных действий по освоению содержания изучаемой дисциплины.

Второй путь – стать для учеников «Мастером» с большой буквы, показывающим Собственным примером, что уметь гораздо важнее, чем знать. Трансляция не суммы знаний, а собственной личности в этом случае становится главным приоритетом. Что произойдёт с фигурой учителя, мы до конца не знаем. Скорее всего, реализуется какой-то смешанно-промежуточный вариант. Не исключено, что в некой перспективе снова возникнет запрос на фигуру учителя в самом её традиционно-классическом смысле. Но в любом случае образовательное сообщество перестанет быть замкнутой иерархизированной структурой, в содержательном плане ориентированной на воспроизводство собственных представлений о мире Будущего. Есть ли что-то или кто-то, кто мог бы помочь образовательному сообществу в нелёгком процессе собственной трансформации? Да, есть. Это, прежде всего, представители многих профессиональных сообществ – инженеры, учёные, врачи – которые начинают понимать, что без постоянного притока мотивированных, подготовленных учеников развитие собственной профессиональной деятельности становится невозможным. А таких ребят может дать только школа. Научно-технологическая элита готова сделать шаг в сторону школы (и ни один шаг). Но и школа должна продемонстрировать свой запрос, свою степень проблематизации.

Итак, установив, что конвергенция наук и технологий формирует ту основу пространства целей, ради которого работает и развивается современное образование, попытаемся достаточно кратко и предварительно охарактеризовать ключевые черты «мира Будущего» именно как мира конвергенции.

По мысли одного из главных идеологов концепции конвергенции М.В. Ковальчука, будущее связано, прежде всего, с преодолением традиционно сложившихся в сознании человека и научной культуре дисциплинарных границ. В реальной природе подобных границ нет, и человечеству также предстоит ликвидировать подобные границы, тем самым приближаясь к воспроизводству в подлинном смысле «природоподобных объектов». Интересно отметить, что на ранних этапах развития европейской науки, так как она была задумана в трудах Аристотеля, исходная междисциплинарность, интегративность знания выступала в качестве обязательного требования. Целостный космос просто не мог быть разделен на отдельные «предметы», изучаемые по отдельности узкими специалистами. Однако научная революция Нового Времени (1543-1687 гг.) коренным образом изменила базовые установки. Галилеевско-ньютоновский идеал естествознания предполагал не только тотальную математизацию и внедрение экспериментальных практик, но и установление дисциплинарных границ между различными областями знания. Интересно, что декларируемоеединство научного метода могло бы стать непреодолимым препятствием на пути междисциплинарной разобщенности, но от науки Нового Времени потребовалось нечто другое, а именно – технологическая полезность Науки, ее практический выход.

Превращение фундаментального знания в мир технологий искусственно сузил границы самого знания, способствовал выделению из мира знания пригодных для практического использования областей предметных сведений. Достаточно быстро стала нарастать предметная дезинтеграция естественнонаучного знания. Не все деятели того времени видели опасность подобного предметного расщепления науки. Например, Огюст Конт – отец позитивизма и социологии – полагал, что чем больше разных наук, тем лучше. Объединение различных предметных областей знания таит в себе опасность подчинения науки некой единой метафизической Идее, Концепции, наподобие гегелевской. Этого допустить нельзя, поэтому дисциплинарное дробление наук необходимо всячески поощрять. Но уже в конце XIX века возникает достаточно мощное движение за междисциплинарное взаимодействие и междисциплинарную интеграцию. И здесь, как и в первом случае, роль «задающего генератора» сыграли технические науки. Реализация крупных межотраслевых проектов в химической, электротехнической и радиотехнической промышленности заставило по-иному взглянуть на границы научных дисциплин. Само понятие фундаментальной глубины и проработанности отдельных вопросов неизбежно отходило на второй план по сравнению с конкретными умениями сконструировать работоспособное техническое устройство или технологию.

С идеологической точки зрения первопроходцем идей междисциплинарного синтеза следует, конечно, признать В.И. Вернадского (1863-1945). Если говорить о развитии именно отечественной традиции междисциплинарности, то очень серьезный следующий шаг, связанный с широким внедрением математических методов моделирования различных по своей природе процессов, был сделан выдающимся советским математиком, академиком Н.Н. Моисеевым. Моисеев не без оснований полагал, что единство принципов организации природы дает возможность единого математического описания и предсказания поведения самых различных природ. Дальнейшее движение в данном направлении стимулировала сама жизнь, которая выдвинула на повестку дня разработку и практическую реализацию небывалых по масштабу и материальной затратности проектов середины ХХ века – ядерного, ракетно-космического, кибернетического, радиолокационного. Коренным образом изменилась система организации труда ученых и инженеров, их возможность претендовать на авторство в конечных результатах работы.

Прежде всего, возникли укрупненные межотраслевые научные коллективы, в которых междисциплинарность стала нормой. С другой стороны, новейшие достижения в области микроэлектроники и молекулярной биологии принесли с собой новые технические возможности, связанные с возможностями управления отдельными атомами или молекулами. Пионером в данном направлении выступил японский специалист в физике конденсированного состояния вещества Нориро Танигути, который первый стал говорить об управлении отдельными атомами и атомными структурами с нанометровой точностью. И вот уже небезызвестный Эрик Дрекслер выдвигает проект создания наномашин, выполняющих полезную работу внутри человеческого организма. Постепенно к началу 2000-х годов складывается концепция НБИК-конвергенции.

В основе такой конвергенции лежит идея некоего фундаментального структурного элемента, которым человек уже умеет неплохо управлять. Что позволяет в целом, применяя одновременно все способы управления, конструировать природоподобные объекты. В твердотельных структурах – это атом, в биологических – ген, в информационных – бит, в когнитивных – нейрон. В целом получается нано-био-инфо-когито-конвергенция (НБИК). Предпринимались также попытки добавить еще и социальные технологии. Но они пока не получили широкого распространения. Проблема включения социальных технологий в структуру НБИК-конвергенции во многом определяется неопределенностью базового структурного элемента гуманитарного знания, управление которым способно трансформировать социальные области знания в режим конкретных технологий. Помимо достаточно футуристических планов преобразования человеческой природы средствами НБИК- технологий уже сейчас реализуются ряд направлений, которые существенно меняют характер развития «человек-машинных» систем. Что происходит в этой сфере?

Во-первых, меняется уровень сложности интерфейсов «человек-машина». Человеческий интеллект все глубже проникает в электронную начинку компьютеров, делая свое общение с компьютером все более эффективным.

Во-вторых, предпринимаются все более смелые попытки внедрения наноустройств и наномашин в тело человека. Эти устройства призваны восполнить недостающие возможности человеческого организма, вылечить ранее не поддающиеся лечению болезни.

И, наконец, человеческий разум перестает бытовать как отдельно взятый, а все глубже включается в глобальные корпоративные информационные сети, позволяющие ему как овладевать новыми информационными возможностями, так и управлять самыми отделенными техническими системами. Вся мощь глобальных корпоративных информационных сетей заключается именно в их всеобщности, в том, что каждый житель Земли может принимать участие в ее создании.

Интересно, что во всех футурологических прогнозах 70-х годов считалось, что на Марс человек высадится быстрее, чем будет создано единое всемирное хранилище информации. Но прогнозы ошиблись и понятно почему. Проектирование полета на Марс в традиционном ключе понималось как деятельность некоей ограниченной проектной группы инженеров и специалистов. В таком темпе, такими ресурсами глобальное хранилище информации создавалось бы очень медленно. Но оказалось, что мировую информационную сеть, в отличие от межпланетного космического корабля, могут создавать все граждане Земли без исключения. Отсюда колоссальная скорость наращивания мощности информационных систем. И здесь же коренятся все опасности превращения человека в информационный придаток глобальной сети, утраты свободы целеполагания. Причем самые большие проблемы стратегического характера возникают у тех, кто берет на себя смелость направлять движение информационного мира, определять перспективы его движения. Стать во главе неопределенности и многовариантности – вот что предстоит руководителю Будущего. И если мы хотим, чтобы их в этом отношении не постигло полное фиаско, то готовить к такого рода миссии нужно уже сегодня.

Какие подсказки есть уже сегодня? Во-первых, становятся все более отчетливыми глобальные трансформации одной из древнейших категорий в культуре человечества – категории труда. Цифровой мир решительно размывает традиционные границы трудовой деятельности отдельно взятого профессионала. Все привычные границы в трудовых отношениях попросту исчезают. Растворяется граница между трудом и отдыхом, между местом работы и территорией отдыха. И, самое главное, исчезают границы между отдельными профессиями и специальностями. Человек вынужден практиковать профессиональные навыки во множестве смежных областей. И это зачастую приводит к еще большей запутанности его действий, утрате перспектив и смыслов движения в логике профессиональной траектории. Попытка перенаправить собственную ответственность узкой группе управляющих не приведет ни к чему хорошему. Узкая группа не будет в состоянии справиться с неопределенностью Будущего, что будет порождать дополнительный хаос и трагическое мировосприятие. Молодежи надо готовиться «брать бразды» управления в свои руки. Это звучит банально, но именно в подобной готовности и заключается основная смысловая нагрузка современной школы.

С другой стороны, логика современной глобализации также требует «своего». Глобализационные процессы завоевали почти все. Произошла почти полная унификация принципов и технологий организации деятельности. Внедрение единых технологий менеджмента, в свою очередь, потребовало столь же жесткого нормирования и унификации правил коммуникативной деятельности. Формируется единое пространство обмена информацией. Но остается еще нечто, до конца не схваченное процессом глобализации. Это – человеческие ценности, критерии оценки ситуации. Ценности становятся точкой опоры всего единого глобализационного процесса. И в этом вопросе пока что решительного продвижения нет. Даже с учетом того, что человечеству удается навязать единые нормы потребления, это еще не дает полной власти над миром ценностей.

Европейское сознание по природе своей слишком дихотомично, бинарно, не терпит раз и навсегда заданной целостности и определенности. В данном контексте именно это обстоятельство не дает европейскому человеку остановиться на чем-то понятном и завершенном. Оно требует истории, движения, развития. И всякий мир Будущего всегда будет восприниматься как неокончательный, незавершенный, «недоделанный». В нашем случае это спасительный момент, поскольку лишает нас необходимости абсолютно четкого прочерчивания контуров грядущего. Европеец ощущает себя комфортно лишь в условиях исторического бытия. И это надо иметь в виду, когда мы заботимся о будущем мире конвергенции наук и технологий. Очень важно, чтобы конвергенция продолжалась, не останавливалась, и каждый мог бы принять в ней участие. На фундаменте данного обстоятельства можно построить конкретные технологии организации готовности школьников к жизни в конвергентном мире.

Современная школа остается верной наукоцентричному идеалу Научной Революции Нового Времени. Предметная организация учебного материала и наращивание узкого профессионализма и поныне являются краеугольными камнями школьной дидактической системы. Даже внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности в структуру отдельных предметов или метапредметов не решает проблему в принципе. Даже полноценная реализация проектного подхода оказывается недостаточной с точки зрения подготовки школьника к миру конвергенции наук и технологий. Что остается за кадром? Самое главное – умение работать в командах предельно широкого типа, взаимодействовать не только с себе подобными, понятными, профессионально близкими. Такое взаимодействие уже не воспроизводит условия реальной конвергенции. Только там, где школьник сталкивается с непонятным для себя, с инаковым, быть может, даже чуждым опытом содержания может произойти возникновение внутренних предпосылок работы в условиях конвергентного мира. С чего начать? Как построить такое взаимодействие? И нужно ли для этого разрушать традиционную структуру уроков, занятий, классно-урочную систему и т.д.? Вопрос непростой. Соблазн велик и опыт подобного разрушения уже имеется. Правда, в истории везде приходилось вновь возвращаться к традиционной школе. Пока что можно осторожно предположить, что имеет смысл формировать параллельный режим создания особых метапроектных школьных коллективов. Обязательно с участием разных возрастов и направлений деятельности. Своего рода мастерских , в которых каждый, с одной стороны, занимается своим делом, но также легко может изменить вид деятельности, освоить то, что делает его сосед. Руководство мастерской осуществляют взрослые наставники, но их участие минимально и происходи в режиме подсказывания и «подыгрывания». Другой вариант – ставить перед коллективами мастерских задачи, заведомо не решаемые на данном уровне развития детей. При этом оснащать мастерскую оборудованием, экспериментальными установками, хотя бы минимальное освоение которых уже будет являться выходом в «иное измерение» для юных участников проекта.

Начинать можно с определенного профиля деятельности – Инженерного, Медицинского, Материаловедческого. Каждый из этих профилей разворачивается в систему нестандартных задач, связанных с освоением аналитического оборудования (масс-спектрометров, хроматографов, фурье-спектрометров и т.д.). В конечном итоге, сложение различных усилий – есть главная цель.

Творцы конвергентного мира все продумали замечательно, кроме одного: новой системы организации деятельности участников проектов. Оказалось, что носители предметных областей знаний привыкли эффективно работать только на те задачи, которые им лично интересны. Но как обеспечить совместность усилий в процессе конвергенции? Что будет определять деятельность сообщества, формировать его границы? И это в настоящее время – задача из задач. Можно сказать, что творцам конвергенции не хватает не конвергентного образования, а, если можно так выразиться, «конвергентного воспитания» , т.е. способности к совместной продуктивной деятельности. Способности преодолеть узкопрофессинальные и узкопредметные интересы, на минуту забыть о собственном рейтинге и индексе цитирования и вместе со своими коллегами направить все усилия на решение общей задачи. Именно формирование принципов и методологии «конвергентного воспитания», на мой взгляд, станет в ближайшем будущем естественным «человеческим» фундаментом как для успешного возведения здания конвергентных наук и технологий, так и для реализации на практике идей «конвергентного образования».


Top