Проводки для возвращения остатка по страховке. Страховое возмещение в бюджетном учете Осаго в казенном учреждении

Владение автотранспортным средством связано с определенными рисками: ДТП, угоном, повреждением на автостоянке. Для того чтобы компенсировать возможные потери, вызванные этими обстоятельствами, владельцы транспортных средств, в том числе бюджетные учреждения, на балансе которых находятся автотранспортные средства, страхуют их.
Глава из книги «Годовой отчет для бюджетных организаций-2006».

В настоящее время основными документами, регулирующими вопросы страхования, являются:

  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ );
  • Федеральный закон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» ;
  • Федеральный закон РФ от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ).
Обязанность страхования автогражданской ответственности продиктована требованиями п. 3 ст. 32 Закона № 40-ФЗ , согласно которому на территории РФ запрещается использовать транспортные средства, владельцы которых не выполнили обязанности страхования своей гражданской ответственности. Причем в таких случаях в отношении транспортных средств не проводятся ни государственный технический осмотр, ни регистрация.

Страховать автогражданскую ответственность можно как за счет бюджетных средств (как правило, если автомобиль приобретен на такие средства), так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от этой деятельности).

Общие положения

При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается договор гражданского страхования в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 40-ФЗ. Суть договора – установление обязанности одной стороны (страховщика) за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении определенного события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки застрахованного имущества либо убытки в отношении иных имущественных интересов страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ ).

Договор гражданского страхования является публичным и начинает действовать с момента, определенного в нем. Если этот момент в договоре не указан, то со дня уплаты страхового взноса (ст. 957 ГК РФ ).

Срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности – один год (ст. 10 Закона № 40-ФЗ ). При этом следует учесть, что если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия договора не уведомил страховщика о своем отказе о продлении договора, то он автоматически продлевается на следующий год. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем 30 дней. Страховая премия при новом сроке действия договора уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами.

Законодательством РФ предусмотрены случаи прекращения договора автогражданского страхования.Так, согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.08.06 № 525 договор страхования может быть прекращен до окончания срока действия в случаях:

  • ликвидации юридического лица – страхователя;
  • ликвидации страховщика;
  • гибели (утраты) транспортного средства, а также иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При прекращении действия договора по указанным обстоятельствам, кроме первого, страховщик имеет право на часть страховой премии за неистекший срок действия договора, в течение которого действовал договор страхования
(п. 3 ст. 958 ГК РФ , п. 33 , 34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.03 № 263 , далее – Правила № 263).

Страхование автогражданской ответственности осуществляется по страховым тарифам, утвержденным Правительством РФ. С 1 января 2006 года – по Страховым тарифам по обязательному страхованию гражданской ответственности и владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.05 № 739 .

Бухгалтерский и налоговый учет страховых премий

Согласно ст. 954 ГК РФ страховая премия – это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в порядке и сроки, установленные договором страхования.

При страховании автогражданской ответственности в отношении автомобиля, приобретенного за счет бюджетных средств, страховая премия уплачивается страховщику за счет выделенных из бюджета бюджетных ассигнований.

Рассмотрим на примере, какими записями в бухгалтерском учете будут отражаться данные операции.

Пример.

Бюджетное учреждение заключило со страховщиком договор обязательного страхования автогражданской ответственности сроком на один год в отношении двух автомобилей, приобретенных за счет бюджетных средств. Автомобили используются в уставной деятельности организации. Страховая премия составляет 1 500 руб. за каждый автомобиль.Уплата страховых премий осуществлена за счет бюджетных средств. Лицевой счет бюджетной организации обслуживается в территориальном органе Федерального казначейства.

Отражая данные операции, бухгалтер сделает следующие записи:

В случае если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и страховая премия также уплачена за счет этих средств, бюджетное учреждение вправе включить страховые платежи в себестоимость продукции (работ, услуг) после вступления в силу договора страхования.

Пример.

Изменим условия предыдущего примера. Автомобили были приобретены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и страховая премия была уплачена также за счет этих средств.

В бюджетном учете бухгалтер сделает следующие записи:

В целях налогообложения страховых премий в состав расходов при налогообложении прибыли включаются расходы как на добровольное, так и на обязательное страхование имущества (п. 1 ст. 263 НК РФ ). Расходы на обязательное страхование при расчете налогооблагаемой прибыли учитываются в составе прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством. Если они не утверждены, то такие расходы включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК РФ ).

Учет страховой премии в целях налогообложения зависит от применяемого бюджетной организацией метода учета доходов и расходов. Так, если бюджетная организация при исчислении налога на прибыль применяет кассовый метод признания доходов и расходов, то страховая премия в качестве расхода признается после ее оплаты, причем независимо от того, была произведена оплата разовым платежом или частями (ст. 273 НК РФ ). В случае если бюджетная организация в целях налогового учета определяет доходы и расходы по методу начисления , то согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по страхованию автогражданской ответственности признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Стоит отметить, что признание в расходах сумм страховых премий равномерно в течение всего налогового периода не будет считаться ошибкой и может использоваться налогоплательщиками при расчете налога на прибыль.

Обратите внимание : если в течение срока действия договора страхования произошла смена собственник имущества (транспортного средства), то договор страхования прекращается и страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший период. Страховая премия возвращается в течение 14 календарных дней со дня получения страховщиком информации о досрочном прекращении договора (п. 33 Правил № 263) .
По нашему мнению, у учреждения нет оснований признавать в бухгалтерском учете полученную сумму страховой премии доходом, поэтому ее следует рассматривать как восстановление расходов денежных средств в связи с расторжением договора. В налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль полученная страховая премия учитывается в зависимости от того, как сумма страховки списывалась в расход. Если сразу, то возвращенная страховая премия включается во внереализационный доход организации. Если расходы на ОСАГО организация признавала равномерно в течение срока действия договора, то возвращенную сумму в составе доходов не учитывают. У организаций, которые списывали расходы на обязательное автострахование равномерно, при досрочном расторжении договора часть страховки остается «недосписанной», и в налоговом учете (п. 1 ст. 252 НК РФ ) нет оснований для признания ее в составе расходов.

Выплата страхового возмещения

При наступлении страховых случаев страхователю выплачивается страховое возмещение. В соответствии с п. 44 Правил № 263 для получения возмещения причиненного вреда организации представляют в страховую компанию:

  • справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Минфином РФ. Отметим, что Приказом МВД от 25.09.06 № 748 утверждена новая форма справки о дорожно-транспортном происшествии, которая прилагается к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (если его заполнял потерпевший).
Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, полученные в органах милиции, должны представляться потерпевшим в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, в зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет страховщику и другие документы. Их перечень приведен в п. 51 , 53 – 56 и (или) 61 Правил № 263 .

Оценка причиненного транспортному средству вреда осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.03 № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (далее – Правила № 238). Экспертиза проводится в отношении транспортного средства страхователя (потерпевшего), признаваемого таковым в соответствии с Законом № 40-ФЗ. Для экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Оплата их услуг, а также возмещение иных расходов на экспертизу производятся за счет средств страхователя. Впоследствии страховщик возмещает данные расходы согласно заключенному договору. В результате экспертизы в письменной форме составляется экспертное заключение.

На основании п. 19 Правил № 238 в заключении должны быть указаны:

полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, ФИО, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель поручил проведение экспертизы;

  • дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
  • основание для проведения экспертизы;
  • полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
  • полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;
  • перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки;
  • нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;
  • сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;
  • описание проведенных исследований;
  • обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы их применения;
  • выводы по каждому из поставленных вопросов.
Выводы экспертизы должны быть понятны и не содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Заключение сшивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

В случае если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет ее инициатора, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином (п. 20 – 22 Правил № 238 ).

В статье 7 Закона № 40-ФЗ определен предельный размер страховой суммы, которую страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) выплатить потерпевшим в возмещение причиненного им вреда. Он составляет 400 000 руб.: в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 000 руб. и не более 120 000. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Бухгалтерский учет и налогообложение страхового возмещения

Рассматривая бухгалтерский учет страхового возмещения, нельзя оставить без внимания Письмо Минфина РФ от 24.02.04 № 03-01-01/08-85 «О порядке учета сумм страховых выплат, поступающих бюджетным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий» (далее – Письмо № 03-01-01/08-85), в котором сообщается, что суммы страховых выплат учитываются как средства, носящие целевой характер. При составлении сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности данные средства отражаются в доходной ее части как «прочие безвозмездные поступления текущего характера по предпринимательской и приносящей иной доход деятельности». Поскольку согласно разъяснениям Письма № 03-01-01/08‑85 при наступлении страхового случая страховые выплаты могут быть использованы на ремонт или приобретение другого автотранспортного средства (если по заключению независимой экспертизы поврежденное транспортное средство не подлежит ремонту) только в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам в расходной ее части, целесообразно предусмотреть расход средств по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» и статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР.

Причем следует иметь в виду, что согласно п. 15 Инструкции , утвержденной Приказом от 21.06.01 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» , недостаточность сметных назначений по соответствующему коду ЭКР (в данном случае по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» и статье 310 «Увеличение стоимости основных средств») не является основанием для отказа органом Федерального казначейства принять расчетно-денежный документ бюджетного учреждения и списать денежные средства с внебюджетного счета организации. Однако в случае осуществления бюджетным учреждением кассового расхода в размере, превышающем сметные назначения по соответствующему коду экономической классификации расходов, бюджетное учреждение должно привести в соответствие смету и представить ее в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств. Изменения в смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности вносятся в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета (Письмо Минфина РФ от 12.11.01 № 3-01-01/12-333 . Бюджетным учреждениям субъектов РФ и местных бюджетов рекомендуем обратиться к нормативным документам их уровня.

Обратите внимание : если в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам не предусмотрены расходы на ремонт и приобретение имущества, то поступившие на счет суммы страхового возмещения бюджетная организация не вправе расходовать, они должны быть перечислены в бюджет (Письмо № 03-01-01/08-85 ).

Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете поступления страховых выплат при наступлении страхового случая и их расходование.

Пример.

Бюджетное учреждение осуществляет как уставную, так и приносящую доход деятельность. В октябре 2006 года автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В ноябре 2006 года на специальный счет в территориальном органе Федерального казначейства поступило страховое возмещение в размере 40 000 руб.

В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам были предусмотрены расходы на ремонт автомобиля. Ремонтные работы обошлись бюджетному учреждению в 30 000 руб. (без НДС), оставшаяся сумма – 10 000 руб. – была перечислена в бюджет.

Бухгалтер в учете сделал следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

2 205 10 560 2 401 01 180
2 201 01 510 2 205 10 660
Перечислен аванс сторонней организации на ремонт автомобиля 2 206 08 560 2 201 01 610
Оказаны услуги по ремонту автомобиля сторонней организацией 2 106 04 340 2 302 08 730
Произведен зачет ранее перечисленного аванса 2 302 08 830 2 206 08 730
Произведен окончательный расчет с организацией по ремонту автомобиля 2 302 08 830 2 201 01 610
2 205 10 560 2 401 01 180
Начислено страховое возмещение по предпринимательской деятельности 2 205 10 560 2 401 01 180
Начислено страховое возмещение по бюджетной деятельности 1 205 10 560 1 401 01 180
Сделана исправительная запись методом «красное сторно» 2 201 01 510 2 205 10 660
Поступили денежные средства от страховой компании 2 201 01 510 2 205 10 660
Поступили денежные средства от страховой компании 2 201 01 510 1 205 10 660
Отражена сумма доходов, подлежащая перечислению в бюджет 1 401 01 180 1 210 02 180
Перечислена в бюджет оставшаяся сумма страхового возмещения 1 210 02 180 2 201 01 610

Вне всякого сомнения, процесс расходования страхового возмещения будет проще, если у бюджетного учреждения есть лицевой счет по приносящей доход деятельности. В случае если такого счета нет (как правило, это бывает, когда бюджетное учреждение осуществляет только бюджетную деятельность), до его открытия бюджетное учреждение не может расходовать страховое возмещение. В органах казначейства оно будет учитываться как суммы по невыясненным поступлениям (Письмо № 03-01-01/08-85 ).

Обратите внимание : в целях налогового учета при расчете налога на прибыль страховое возмещение следует включить в состав внереализационных доходов отчетного периода (п. 3 ст. 250 НК РФ ), а затраты на восстановление транспортного средства учесть в составе расходов на ремонт в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ ).
Рассмотрим ситуацию, когда попавший в ДТП автомобиль по оценке экспертов восстановлению не подлежит. В этом случае, если имеется производственная необходимость и смета доходов и расходов учреждения позволяет произвести вынужденные расходы (страхового возмещения в этом случае, как правило, бывает недостаточно), приобретается другое автотранспортное средство.
Пример.

На балансе у бюджетной организации числится автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и используемый для этой деятельности. Автомобиль попал в ДТП. Его первоначальная стоимость составляет 160 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту ДТП – 60 000 руб.

Страховое возмещение по результатам оценки составило 110 000 руб. Оно поступило на специальный счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства для операций по предпринимательской деятельности.

Согласно акту о ДТП, выданному в ГИБДД, и справке независимого оценщика автомобиль ремонту не подлежит. Учреждение решило списать автомобиль, а взамен него купить новый. Приобретение основных средств было запланировано в смете доходов и расходов учреждения в текущем году. Стоимость нового автомобиля – 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.) Недостающие 126 000 руб. учреждение заплатило за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения подлежит обложению НДС.

Записи в бухгалтерском учете будут следующими:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислено страховое возмещение 2 205 10 560 2 401 01 180
Поступили денежные средства от страховой компании 2 201 01 510 2 205 10 660
Списана сумма начисленной амортизации автомобиля 2 104 05 440 2 101 05 410
Списана остаточная стоимость автомобиля 2 401 01 172 2 101 05 410

Расходы на страхование представляют собой плату за страхование в виде страховой премии, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования ( ГК РФ).

Расходы могут быть осуществлены страхователем как единовременно, так и в рассрочку. При этом договоры страхования обычно заключаются на срок не менее года.

По своей сути страховая премия является вознаграждением, выплачиваемым страхователем страховщику за принятие последним на себя обязательства возместить страхователю суммы возможных потерь, вызванных опасностями, покрытыми по договору страхования.

Если в течение срока действия договора страхования страхового случая не наступит, денежные средства в виде уплаченной страховой премии страхователю не возвращаются. Договор ОСАГО является договором в пользу третьего лица: должником выступает страховщик, кредитором - страхователь, третьими лицами - потерпевшие ( Федеральной службы страхового надзора от 03.08.2006 N 10827/04-02).

Сбор, регистрация и обобщение информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств осуществляются государственными (муниципальными) учреждениями на соответствующих счетах в соответствии с требованиями по его применению, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Положения указанных выше Инструкций не содержат каких-либо специальных правил, связанных с организацией бухгалтерского учета расходов по договорам ОСАГО. Поэтому в рассматриваемой ситуации должностные лица учреждения на основе своего профессионального суждения должны самостоятельно решить, относить рассматриваемые затраты к текущим расходам либо равномерно распределять их между расходами следующих отчетных периодов в течение всего срока действия договора страхования, закрепив выбранный способ в учетной политике (положении об особенностях реализации государственной учетной политики) учреждения.

По нашему мнению, при разработке такого порядка может быть учтено следующее.

При его применении в учете учреждения могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи.

Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610

Перечислена страховой компании страховая премия по договору ОСАГО;

Дебет 2 401 50 226 Кредит 2 302 26 830

Отражена сумма страховой премии по договору ОСАГО в составе расходов будущих периодов;

Дебет 2 401 20 226 Кредит 2 401 50 226

Списаны расходы в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике учреждения.

ОСАГО: учитываем плату за страхование и суммы страхового возмещения

Источник: Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"

Страхование гражданской владельцев транспортных средств является на территории РФ обязательным (далее - ОСАГО). Без такой невозможна эксплуатация автомобилей, в том числе служебных. Поскольку практически в каждом казенном учреждении имеется служебный автомобиль, и не один, тема, связанная с ОСАГО, является одной из актуальных и острых тем. В данной статье рассмотрим, какими документами следует руководствоваться при ОСАГО, а также выясним порядок отражения в бюджетном учете операций по выплате страховой премии и поступлению выплат от страховщика.

Правовые основы взаимоотношений участников в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности регулируются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40‑ФЗ);
  • Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными ЦБ РФ 19.09.2014 № 431‑П (далее - Правила № 431‑П).

В силу ст. 1 Закона № 40‑ФЗ казенные учреждения являются владельцами транспортных средств, находящихся у них на праве оперативного управления. Исходя из этого, в отношении таких автомобилей они обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Причем страхование должно быть осуществлено до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 1 , 2 ст. 4 Закона № 40‑ФЗ ).

Стоит отметить, что неисполнение учреждением обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет наложение административного штрафа в размере 800 руб. (п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ ).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств (страхователями) путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Для заключения такого договора страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ ):

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • свидетельство о юридического лица;
  • документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (если иное не предусмотрено Законом № 40‑ФЗ и иными нормативными актами). Стоит отметить, что до 1 августа 2015 года вместо диагностической карты также принимаются ранее выдаваемые талоны технического осмотра или талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.

Договор обязательного страхования составляется на один год, за исключением отдельных случаев, для которых Законом № 40‑ФЗ предусмотрены иные сроки действия такого договора (п. 1 ст. 10 Закона № 40‑ФЗ ). Следует отметить, что условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сохраняют силу (Письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 № Д06-5885 ).

Казенное учреждение в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать ему в заключении такого договора. В случае необоснованного отказа страховых организаций от заключения договоров ОСАГО или заключения договоров при условии приобретения дополнительных услуг учреждение вправе обратиться в суд. В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП РФ необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности договора обязательного страхования, либо навязывание страхователю дополнительных услуг, не обусловленных, например, требованиями Закона № 40‑ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц такой страховой организации в размере 50 000 руб.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис, который выдается страховщиком страхователю, с которым заключен договор (п. 7 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ ). Отметим, что с 1 июля 2015 года предусмотрена возможность выдачи страхового полиса в виде в случае заключения договора ОСАГО также в электронном виде (абз. 3 пп. «б» п. 17 ст. 1 Федерального закона № 223‑ФЗ ).

Страховая премия

Страховой премией называется плата за услуги страхования. Размер страховой премии устанавливается договором ОСАГО.

Согласно п. 2.2 Правил № 431‑П страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке при заключении договора обязательного страхования.

Страховая премия по договору ОСАГО рассчитывается страховщиком как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком их применения. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384‑У .

Страхователь имеет право потребовать от страховщика письменный страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик, в свою очередь, обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя (п. 2.1 Правил № 431‑П ).

Максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет (п. 4 , 6 ст. 9 Закона № 40‑ФЗ ).

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если согласно договору страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действовавшим на момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40‑ФЗ , п. 2.1 Правил № 431‑П ).

Датой уплаты страховой премии считается день поступления в кассу страховщика наличными или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

Бюджетный учет. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации , утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию, в том числе страхованию гражданской ответственности, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Расходы по уплате страховой премии нельзя отнести к одному отчетному периоду (месяцу), поскольку договор ОСАГО действует в течение года.

В соответствии с п. 302 Инструкции № 157н суммы расходов, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, в том числе суммы расходов, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету данного счета как расходы будущих периодов, а затем подлежат отнесению на результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Порядок включения расходов будущих периодов (суммы страховой премии) в течение срока действия договора ОСАГО в состав текущих расходов устанавливается учреждением в рамках формирования учетной Например, признание таких расходов может осуществляться равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом положений п. 124 Инструкции № 162н начисление страховой премии по договору ОСАГО отразится в бюджетном учете следующей бухгалтерской записью:

1) начисление суммы страховой премии при заключении договора ОСАГО:

Дебет счета 1 401 50 226

Кредит счета 1 302 26 730 «Увеличение задолженности по прочим работам, услугам»

2) признание расходов будущих периодов в составе текущих расходов:

Дебет счета 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит счета 1 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»

Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2016 года в отношении служебного автомобиля. Стоимость страховки (страховая премия) составила 12 000 руб. Согласно учетной политике начисленная сумма страховой премии учитывается на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включается в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.

Сумма, руб.

Начислена страховая премия по договору ОСАГО

Уплачена страховая премия страховщику

Отнесена часть страховой премии на текущий финансовый результат (ежемесячно в течение действия договора ОСАГО)

12 000 руб. / 12

Страховые выплаты

По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (то есть осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст. 1 Закона № 40‑ФЗ ).

Согласно ст. 7 Закона № 40‑ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 руб.

Страхователь, являющийся потерпевшим вследствие наступления страхового случая, вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ ).

Заявление страхователя-потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, определенными Правилами № 431‑П, направляется страховщику по месту нахождения его самого или его страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.

Под прямым возмещением убытков понимается возмещение страховщиком по требованию страхователя-потерпевшего вреда, причиненного его имуществу, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (п. 1 ст. 14.1 Закона № 40‑ФЗ ):

  1. в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, застрахованным по договору ОСАГО;
  2. дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

Страховая выплата за причинение вреда здоровью потерпевшего осуществляется непосредственно потерпевшему лицу или лицам, которые являются представителями потерпевшего и полномочия которых на получение страховой выплаты удостоверены надлежащим образом (п. 5 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ ).

Согласно п. 15 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может производиться:

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с Правилами № 431‑П и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.

Бюджетный учет. Согласно положениям ст. 41 БК РФ , п. 4 ст. 298 ГК РФ , а также в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» доходы, полученные от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выступают получатели бюджетных средств (в частности, казенные учреждения), подлежат зачислению в соответствующий бюджет по нормативу 100%.

Таким образом, средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежат зачислению в определенном порядке в бюджет.

Вместе с тем финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.

Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ , расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Учитывая вышеизложенные нормы, Минфин в письмах от 16.05.2012 № 02‑03‑09/1740 , от 07.11.2012 № 02‑13‑06/4672 сообщает, что в соответствии с положениями ст. 217 БК РФ возможно увеличение бюджетных ассигнований и ЛБО для осуществления расходов по устранению ущерба, нанесенного государственному (муниципальному) имуществу, находящемуся на праве оперативного управления у получателей бюджетных средств, при поступлении в бюджет сумм от страховых организаций путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Основаниями для внесения изменений в сводную бюджетную роспись являются поступление в бюджет сумм по искам о возмещении вреда, причиненного имуществу, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, и увеличение в пределах указанных поступлений бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений, связанных с устранением последствий вреда, причиненного объектам государственного (муниципального) имущества.

На основании Указаний № 65н доходы, полученные от возмещения ущерба, в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев, следует отражать по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Согласно п. 220 Инструкции № 157н для учета расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в силу законодательства РФ, при возникновении страховых случаев предназначен счет 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

С применением данного счета расчеты по суммам, выплачиваемым страховщиком в качестве возмещения вреда в рамках заключенного договора ОСАГО, отразятся в бюджетном учете с помощью следующих бухгалтерских проводок:

Если казенное учреждение является администратором доходов бюджета

Начислена страховая выплата

Зачислена в бюджет страховая выплата, поступившая от страховой организации в возмещение вреда

Если казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

Начислена страховая выплата

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страховой выплаты

Погашена задолженность перед бюджетом при зачислении страховой выплаты, поступившей от страховой организации

Казенное учреждение застраховало служебный автомобиль по договору ОСАГО. В результате ДТП причинен ущерб данному автомобилю. Потерпевшей стороной признан водитель учреждения. На основании акта о страховом случае страховая компания произвела страховую выплату (стоимость восстановления автомобиля) в сумме 50 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Начислена сумма страхового возмещения

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страхового возмещения

Погашена задолженность перед бюджетом при поступлении средств от страховой организации

Налоговый учет. При определении объекта обложения организаций учитываются доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ , и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ .

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены ст. 251 НК РФ . Данный перечень доходов является закрытым.

Суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, в указанном перечне не поименованы, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ . Такой вывод сделан в Письме Минфина РФ от 20.11.2014 № 03‑03‑06/4/59131 . Аналогичные разъяснения приводились в письмах Минфина РФ от 31.10.2014 № 03‑03‑06/4/55221 , от 17.07.2013 № 03‑03‑05/27903 .

Что касается обложения указанных сумм НДС, в Письме № 03‑03‑05/27903 сообщается следующее: поскольку суммы страхового возмещения, получаемые учреждениями от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие суммы в налоговую базу по НДС не включаются.

Подводя итог, можно выделить следующие основные моменты:

  • страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО либо навязывать учреждению-страхователю дополнительные услуги в целях его заключения;
  • договор ОСАГО заключается на один год. Условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых тарифов по ОСАГО, сохраняют силу. Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам;
  • сумма страховой премии в бюджетном учете относится при заключении договора на расходы будущих периодов, а затем в порядке, установленном в учетной политике учреждения, списывается на текущий финансовый результат;
  • средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения вреда по договору ОСАГО, подлежат зачислению в бюджет. В бюджетном учете такие средства отражаются с использованием счета 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 223‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Шишкоедова Н.Н.,
эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

Многие государственные и муниципальные учреждения имеют на своем балансе транспортные средства. А это значит, что бухгалтерам таких учреждений приходится сталкиваться с необходимостью отражения в учете сумм страховых взносов по ОСАГО. Кроме того, возможно и заключение договоров добровольного страхования автотранспорта - КАСКО. А если застрахованный автомобиль попал в ДТП - что, к сожалению, тоже не редкость - нужно правильно отразить и операции, связанные с урегулированием его последствий.
В этой статье мы рассмотрим особенности учета таких операций в свете требований Единого плана счетов и новых Инструкций для разных типов учреждений.

Учитываем расходы на ОСАГО

Начнем с вопросов учета операций в рамках договоров ОСАГО, ведь с ними сталкиваются бухгалтеры почти всех учреждений, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон № 40-ФЗ) все владельцы транспортных средств - как собственники, так и организации, получившие автотранспорт в хозяйственное ведение или оперативное управление, а также на ином праве - обязаны застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 5 дней после возникновения права владения им.
Значит, все учреждения, являющиеся владельцами транспортных средств, должны заключать договоры ОСАГО и уплачивать страховые взносы.
Казенные учреждения, а также бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, должны руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н ).
В соответствии с данным документом расходы на услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует относить на "Прочие работы, услуги" КОСГУ. А договор ОСАГО - это договор страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Значит, проводить страховые взносы по договорам ОСАГО нужно именно по подстатье 226.
Правда, есть одно исключение. В случае, если учреждение, не имеющее или имеющее недостаточно транспортных средств, заключает договор автотранспортного обслуживания со сторонней организацией (или лицом), таким договором может быть предусмотрено, что к обязанностям исполнителя в числе прочих относится и осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В подобных случаях стоимость ОСАГО будет включена в провозную плату (в стоимость услуг перевозки по договору). Оплачивать транспортные услуги по подобному договору - включая и суммы ОСАГО, заложенные в цену услуг - нужно по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Однако в рамках данной статьи подобные ситуации мы рассматривать не будем, а сосредоточимся лишь на случаях, когда учреждение заключает договор ОСАГО в отношении транспортных средств, находящихся на его балансе.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является на территории РФ обязательным (далее - ОСАГО). Без такой страховки невозможна эксплуатация автомобилей, в том числе служебных. Поскольку практически в каждом казенном учреждении имеется служебный автомобиль, и не один, тема, связанная с ОСАГО, является одной из актуальных и острых тем. В данной статье рассмотрим, какими документами следует руководствоваться при заключении договора ОСАГО, а также выясним порядок отражения в бюджетном учете операций по выплате страховой премии и поступлению выплат от страховщика.

Правовые основы взаимоотношений участников в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности регулируются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40‑ФЗ);
  • Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными ЦБ РФ 19.09.2014 № 431‑П (далее - Правила № 431‑П).
В силу ст. 1 Закона № 40‑ФЗ казенные учреждения являются владельцами транспортных средств, находящихся у них на праве оперативного управления. Исходя из этого, в отношении таких автомобилей они обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Причем страхование должно быть осуществлено до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 1 , 2 ст. 4 Закона № 40‑ФЗ ).

Стоит отметить, что неисполнение учреждением обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет наложение административного штрафа в размере 800 руб. (п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ ).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств (страхователями) путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Для заключения такого договора страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ ):

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (если иное не предусмотрено Законом № 40‑ФЗ и иными нормативными актами). Стоит отметить, что до 1 августа 2015 года вместо диагностической карты также принимаются ранее выдаваемые талоны технического осмотра или талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.
Договор обязательного страхования составляется на один год, за исключением отдельных случаев, для которых Законом № 40‑ФЗ предусмотрены иные сроки действия такого договора (п. 1 ст. 10 Закона № 40‑ФЗ ). Следует отметить, что условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сохраняют силу (Письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 № Д06-5885 ).

Казенное учреждение в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать ему в заключении такого договора. В случае необоснованного отказа страховых организаций от заключения договоров ОСАГО или заключения договоров при условии приобретения дополнительных услуг учреждение вправе обратиться в суд. В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП РФ необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности договора обязательного страхования, либо навязывание страхователю дополнительных услуг, не обусловленных, например, требованиями Закона № 40‑ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц такой страховой организации в размере 50 000 руб.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис, который выдается страховщиком страхователю, с которым заключен договор (п. 7 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ ). Отметим, что с 1 июля 2015 года предусмотрена возможность выдачи страхового полиса в виде электронного документа в случае заключения договора ОСАГО также в электронном виде (абз. 3 пп. «б» п. 17 ст. 1 Федерального закона № 223‑ФЗ ).

Страховая премия

Страховой премией называется плата за услуги страхования. Размер страховой премии устанавливается договором ОСАГО.

Согласно п. 2.2 Правил № 431‑П страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке при заключении договора обязательного страхования.

Страховая премия по договору ОСАГО рассчитывается страховщиком как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком их применения. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384‑У .

Страхователь имеет право потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик, в свою очередь, обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя (п. 2.1 Правил № 431‑П ).

Максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России (п. 4 , 6 ст. 9 Закона № 40‑ФЗ ).

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если согласно договору страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действовавшим на момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40‑ФЗ , п. 2.1 Правил № 431‑П ).

Датой уплаты страховой премии считается день поступления денежных средств в кассу страховщика наличными или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

Бюджетный учет. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации , утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию, в том числе страхованию гражданской ответственности, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Расходы по уплате страховой премии нельзя отнести к одному отчетному периоду (месяцу), поскольку договор ОСАГО действует в течение года.

В соответствии с п. 302 Инструкции № 157н суммы расходов, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, в том числе суммы расходов, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету данного счета как расходы будущих периодов, а затем подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Порядок включения расходов будущих периодов (суммы страховой премии) в течение срока действия договора ОСАГО в состав текущих расходов устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Например, признание таких расходов может осуществляться равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом положений п. 124 Инструкции № 162н начисление страховой премии по договору ОСАГО отразится в бюджетном учете следующей бухгалтерской записью:

1) начисление суммы страховой премии при заключении договора ОСАГО:

Дебет счета 1 401 50 226

Кредит счета 1 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

2) признание расходов будущих периодов в составе текущих расходов:

Дебет счета 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит счета 1 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»

Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2016 года в отношении служебного автомобиля. Стоимость страховки (страховая премия) составила 12 000 руб. Согласно учетной политике начисленная сумма страховой премии учитывается на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включается в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена страховая премия по договору ОСАГО 1 401 50 226 1 302 26 730 12 000
Уплачена страховая премия страховщику 1 302 26 830 1 304 05 226 12 000
Отнесена часть страховой премии на текущий финансовый результат (ежемесячно в течение действия договора ОСАГО)

12 000 руб. / 12

1 401 20 226 1 401 50 226 1 000

Страховые выплаты

По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (то есть осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст. 1 Закона № 40‑ФЗ ).

Согласно ст. 7 Закона № 40‑ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 руб.

Страхователь, являющийся потерпевшим вследствие наступления страхового случая, вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ ).

Заявление страхователя-потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, определенными Правилами № 431‑П, направляется страховщику по месту нахождения его самого или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.

Под прямым возмещением убытков понимается возмещение страховщиком по требованию страхователя-потерпевшего вреда, причиненного его имуществу, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (п. 1 ст. 14.1 Закона № 40‑ФЗ ):

  1. в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, застрахованным по договору ОСАГО;
  2. дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
Страховая выплата за причинение вреда здоровью потерпевшего осуществляется непосредственно потерпевшему лицу или лицам, которые являются представителями потерпевшего и полномочия которых на получение страховой выплаты удостоверены надлежащим образом (п. 5 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ ).

Согласно п. 15 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может производиться:

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с Правилами № 431‑П и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.

Бюджетный учет. Согласно положениям ст. 41 БК РФ , п. 4 ст. 298 ГК РФ , а также в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» доходы, полученные от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели бюджетных средств (в частности, казенные учреждения), подлежат зачислению в соответствующий бюджет по нормативу 100%.

Таким образом, средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежат зачислению в определенном порядке в бюджет.

Вместе с тем финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.

Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ , расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Учитывая вышеизложенные нормы, Минфин в письмах от 16.05.2012 № 02‑03‑09/1740 , от 07.11.2012 № 02‑13‑06/4672 сообщает, что в соответствии с положениями ст. 217 БК РФ возможно увеличение бюджетных ассигнований и ЛБО для осуществления расходов по устранению ущерба, нанесенного государственному (муниципальному) имуществу, находящемуся на праве оперативного управления у получателей бюджетных средств, при поступлении в бюджет сумм от страховых организаций путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Основаниями для внесения изменений в сводную бюджетную роспись являются поступление в бюджет сумм по искам о возмещении вреда, причиненного имуществу, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, и увеличение в пределах указанных поступлений бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений, связанных с устранением последствий вреда, причиненного объектам государственного (муниципального) имущества.

На основании Указаний № 65н доходы, полученные от возмещения ущерба, в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев, следует отражать по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Согласно п. 220 Инструкции № 157н для учета расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в силу законодательства РФ, при возникновении страховых случаев предназначен счет 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

С применением данного счета расчеты по суммам, выплачиваемым страховщиком в качестве возмещения вреда в рамках заключенного договора ОСАГО, отразятся в бюджетном учете с помощью следующих бухгалтерских проводок:

Содержание операции Дебет Кредит

Если казенное учреждение является администратором доходов бюджета

1 209 40 560 1 401 10 140
Зачислена в бюджет страховая выплата, поступившая от страховой организации в возмещение вреда 1 210 02 140 1 209 40 660

Если казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

Начислена страховая выплата 1 209 40 560 1 401 10 140
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страховой выплаты 1 304 04 140 1 303 05 730
Погашена задолженность перед бюджетом при зачислении страховой выплаты, поступившей от страховой организации 1 303 05 830 1 209 40 660

Казенное учреждение застраховало служебный автомобиль по договору ОСАГО. В результате ДТП причинен ущерб данному автомобилю. Потерпевшей стороной признан водитель учреждения. На основании акта о страховом случае страховая компания произвела страховую выплату (стоимость восстановления автомобиля) в сумме 50 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена сумма страхового возмещения 1 209 40 560 1 401 10 140 50 000
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страхового возмещения 1 304 04 140 1 303 05 730 50 000
Погашена задолженность перед бюджетом при поступлении средств от страховой организации 1 303 05 830 1 209 40 660 50 000
Налоговый учет. При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ , и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ .

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены ст. 251 НК РФ . Данный перечень доходов является закрытым.

Суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, в указанном перечне не поименованы, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ . Такой вывод сделан в Письме Минфина РФ от 20.11.2014 № 03‑03‑06/4/59131 . Аналогичные разъяснения приводились в письмах Минфина РФ от 31.10.2014 № 03‑03‑06/4/55221 , от 17.07.2013 № 03‑03‑05/27903 .

Что касается обложения указанных сумм НДС, в Письме № 03‑03‑05/27903 сообщается следующее: поскольку суммы страхового возмещения, получаемые учреждениями от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие суммы в налоговую базу по НДС не включаются.

Подводя итог, можно выделить следующие основные моменты:

  • страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО либо навязывать учреждению-страхователю дополнительные услуги в целях его заключения;
  • договор ОСАГО заключается на один год. Условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых тарифов по ОСАГО, сохраняют силу. Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам;
  • сумма страховой премии в бюджетном учете относится при заключении договора на расходы будущих периодов, а затем в порядке, установленном в учетной политике учреждения, списывается на текущий финансовый результат;
  • средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения вреда по договору ОСАГО, подлежат зачислению в бюджет. В бюджетном учете такие средства отражаются с использованием счета 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 223‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.


Top