Ринат Раев: У меня была мистическая связь с Расулевым. Ринат хаджи – хазрат раев: «расулевские чтения - это изучение, распространение и утверждение верного понимания ислама

Интервью с Главным муфтием Уральского региона, председателем РДУМ Челябинской и Курганской областей Ринатом хаджи – хазратом РАЕВЫМ.

Корр.: Ринат хазрат, 29 апреля в г.Троицке впервые на Южном Урале прошла научная конференция «Расулевские чтения», которая станет ежегодной. Кто участвовал в этом форуме?

Ринат-хазрат Раев: Всероссийская научно – практическая конференция «Расулевские чтения» была посвящена памяти одного из наших выдающихся соотечественников, учёного-богослова, педагога, просветителя Зайнуллы Расулева. В ней приняли участие Правительство Челябинской области, Министерство культуры Челябинской области, администрация Троицкого городского округа, ректорат ЧелГУ, Региональное Духовное управление мусульман Челябинской области. Особо значимым вкладом явилось личное участие Верховного муфтия, Шейхуль – Ислама, Председателя Центрального Духовного управления мусульман России Талгата хазрата Таджуддина, а также духовенства традиционных конфессий, в том числе из Челябинской и Златоустовской епархии, владыки Феофана и священнослужителей из г.Троицка. С научными докладами на конференции выступили учёные, деятели культуры из различных субъектов РФ.

Корр. : Ринат – хазрат, в последнее время проводится много различных религиозных конференций, чтений, круглых столов. Чем «Расулевские чтения» будут отличаться от других религиозных форумов, в чём их главная особенность?

Ринат-хазрат Раев: Главной отличительной чертой «Расулевских чтений» является их нацеленность на изучение, распространение и утверждение верного понимания Ислама, как руководства к цивилизованному образу жизни и одухотворённому практическому действию, как это делал Зайнулла хазрат Расулев. Не секрет, что сегодня труды Зайнуллы Расулева приобретают самую широкую известность среди учёных и мыслителей различных школ и направлений, что способствовало принятию впервые на государственном уровне Постановления Правительства РБ от 21.02.2008г. № 170 – 8 «О проведении торжественных мероприятий, посвященных 175-летнему юбилею выдающегося учёного-богослова Зайнуллы Расулева». Это мероприятие, впервые за столь долгий период истории состоявшееся в Уфе, имело огромную значимость в деле распространения высоких достоинств Ислама и его ценностей, как основы для утверждения принципов продуктивного диалога совместного проживания между народами и цивилизациями. Благодаря таким своим качествам «Расулевские чтения» должны стать примером и образцом для подрастающего поколения. Изучить историю родного края, исторического и духовного потенциала наших предков, материалов выдающихся мыслителей, педагогов, учёных- богословов, найти новые тропинки познания и превратить всё это в надёжный мост между прошлым и будущим, который явился бы связующим звеном молодого поколения с духовным наследием наших предков, на примере выдающегося учёного-богослова, просветителя и основателя медресе «Расулия» Зайнуллы Расулева.

Корр.: В знаменитом медресе «Расулия» обучались многие выдающиеся деятели литературы, культуры, науки не только России, но и Средней Азии, Северного Кавказа, Казахстана. Почему медресе «Расулия» имело такую популярность?

Ринат-хазрат Раев: Важнейшей составляющей образовательной методики в медресе «Расулия» была передача знаний из уст в уста, от сердца к сердцу, то есть непосредственный контакт с учителем, которое берёт своё начало из Священного Корана и Сунны Пророка (мир ему). Наши предки добровольно приняли Ислам в 922 году. Государство Волжская Булгария было не только первым в истории самым северным мусульманским государством, но и первым научно-образовательным стратегическим центром в развитии исламской цивилизации на стыке двух континентов - Европы и Азии, на стыке двух цивилизаций – Христианства и Ислама. На святой земле наших предков Булгар жили и трудились сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Зубаир ибн Джагдах, Абдуррахман ибн Зубаир, Талха ибн Гусман, табигины, учёные и мыслители, которые сыграли выдающуюся роль в формировании и развитии многих исламских центров науки и просвещения, в том числе и в Уральском регионе.

Корр.: Ринат-хазрат, какое значение «Расулевские чтения» имеют для современных мусульман?

Ринат-хазрат Раев: Сегодняшний день всех нас обязывает уделять больше внимания вопросу духовного образования и просвещения, воспитания молодёжи, и не только в религиозных учреждениях, а в целом в повседневной жизни. Ислам – религия науки и рациональных знаний, которые являются ядром Ислама и его жемчужиной. Как сказано в изречении Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует), «Знание является житницей религии Ислам и главной опорой веры» . Разговор об учёных имеет в любое время особое значение, но в наши дни он важен и значим по-особому. Ведь учёные – это наследники столпов учения о Вере – те, кто достиг высоких ступеней иджтихада(усердствования, большого старания) и толкование Господнего промысла, те, кто профессионально трудился на ниве изучения мусульманского права, хадисов Посланника (мир ему) и толкования Священного Корана. Они, ученые, веками формировали и обогащали для народов мусульманской уммы устои, совершенствовали их взгляды на мир и на жизнь, обретя тем самым неоспоримую власть духовного источника. И возрождение системы духовного образования в г.Троицке, и открытие медресе в будущем станет крупнейшим институтом и духовным центром по подготовке отечественных кадров мусульманского духовенства, надёжным оплотом традиционного Ислама не только на Южном Урале, но и в целом в нашей стране.

Корр.: Ринат – хазрат, благодарю Вас за беседу. Будем ждать «Расулевских чтений» в следующем году.

Ринат-хазрат Раев: Преисполненные благодарности Всевышнему Создателю и наши приветствия и молитвы посланнику Мухаммаду (с.г.в.), Его близким сподвижникам, праведным рабам, в благости до Судного Дня, вознесём молитву за упокой души Зайнулле хазрату Расулеву, пусть Всевышний ниспошлёт Свою благодать, дав хорошее начало этим Расулевским чтениям, во благо духовно – нравственного возрождения и процветания нашей Отчизны.

Вассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

Беседовала Альфира УСМАНОВА

В канун "Расулевских чтений" председатель регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей муфтий Ринат-хазрат Раев рассказал о возрождении ценностей традиционного ислама, профилактике распространения идеологии экстремизма, воспитании молодежи и межконфессиальных отношениях в регионе.

Сегодня, 7 июля, в Троицке открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Мероприятия, посвященные памяти выдающегося ученого, богослова, просветителя, педагога Зайнуллы Расулева, проводятся в шестой раз. В этом году в «Расулевских чтениях» принимают участие почти 700 человек. Среди них исследователи, духовенство Урала, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Дагестана. Почетные гости - муфтий России Талгат Таджуддин и профессор Амманского международного Университета исламских наук (Иордания), шейх Абдурраззак Ассаиди.

Накануне масштабного события гостем ИД «Гранада Пресс» стал председатель регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей муфтий Ринат-хазрат Раев. На встрече с журналистами он рассказал о возрождении ценностей традиционного ислама, профилактике распространения идеологии экстремизма, воспитании молодежи и межконфессиальных отношениях в регионе.

Просвещение без фанатизма

В этом году в шестой раз проходят «Расулевские чтения». В чем их особенность?

Изменился формат «Расулевских чтений». Мероприятие уже не ограничивается только проведением конференции, хотя это очень важно. В этом году к «Расулевским чтениям» в Челябинске открылась выставка, посвященная истории, традициям и культуре ислама, которая продлится до 10 сентября. В Троицке впервые провели конкурс духовных песнопений «Мунаджат». В исполнительском мастерстве соревновались школьники и взрослые из Челябинской области и других регионов, заранее подавшие заявку на участие. Продолжением культурной программы станет областной Сабантуй.

Задача «Расулевских чтений» - изучение исторического и духовного наследия наших предков, распространение традиционных ценностей, которые создавались веками. А мы знаем, что мусульманские ученые сделали много открытий в науке – математике, медицине, астрономии. И об этом надо говорить, это должно быть образцом для молодежи. Важно построить мостик между прошлым и настоящим, чтобы не прерывалась связь поколений. И мы можем это сделать на примере выдающегося ученого-богослова, просветителя, основателя медресе «Расулия» Зайнуллы Расулева. тех ценностей, которые он проповедовал. А он просвещал без фанатизма.

Какие ценности проповедовал Зайнулла Расулев?

Ислам – религия миролюбия и добра. Эти ценности проповедовал Зайнулла Расулев. Он с уважением относился к другим народам и конфессиям, не враждовал с государством. Отечество, как и своих родителей, мы не сами выбираем, а по воле Всевышнего. Охранять его – наш святой долг.
Медресе «Расулия», основанное Зайнуллой Расулевым, стало знаменитым в исламском мире. Он одним из первых начал преподавать по новым методам. В медресе изучали не только религиозные дисциплины, но и арифметику, математику, красноречие, иностранные языки, анатомию, географию. Позднее аналогичные учебные заведения появились в Оренбурге, Уфе, Казани и в других регионах.

В Троицке супруга Зайнуллы Расулева открыла театр. Этому искусству уделялось внимание в духовно-нравственном воспитании молодежи. Ни в Татарстане, ни в Башкортостане в то время не было национальных театров.

Какова судьба здания медресе в Троицке?

После революции учебное заведение было закрыто. В последние годы в здании на улице Октябрьской находился народный суд. При поддержке правительства Челябинской области и лично губернатора Бориса Александровича Дубровского мы возродим медресе. Проведена большая работа по подготовке проектно-сметной документации. Проект подготовлен и сдан на госэкпертизу: требования к реконструкции памятников архитектуры строгие.

В будущем медресе станет одним из крупных духовных центров по подготовке отечественных кадров мусульманского духовенства, надежным оплотом традиционного ислама не только на Южном Урале, но и в стране.

Зачем имаму биотехнология

Насколько остро стоит вопрос подготовки кадров мусульманского духовенства для региона?
- Сегодня в Челябинской области больше 70 мечетей, при этом 80 процентов священнослужителей - пенсионного возраста, не имеющих духовного образования. Мы стараемся повысить их образовательный уровень, направляем на курсы.

Но мы должны заниматься подготовкой своих кадров. Выпускники медресе, исламских университетов в России прекрасно ведут работу, умеют грамотно объяснять ценности традиционного ислама, толковать Коран, четко отличают истинное вероучение от нетрадиционных взглядов. А это имеет значение, в том числе для профилактики экстремизма.
За 70 лет у нас была полностью уничтожена система исламского образования. Сейчас она по крупицам восстанавливается. Но если мечеть можно быстро построить, то подготовка достойных имамов, священнослужителей, преподавателей - очень долгий процесс. Поэтому, опираясь на традиции, мы будем возрождать медресе.

Возможно ли использовать площадку Южно-Уральского аграрного университета в Троицке для подготовки священнослужителей, пока медресе не открылось?

С Южно-Уральским аграрным университетом у нас партнерские отношения, есть совместные проекты. В университете наши будущие имамы могут получать светское образование: например, изучать ветеринарию, зоотехнию, агрономию и так далее. Такая практика развита в Башкортостане, Татарстане. Чтобы кормить семью, они занимаются сельским хозяйством - выращивают овощи, работают на пасеке, разводят рыбу.
Имамы не получают зарплату. Больше того, в сельской местности иногда пожилые священнослужители из своей пенсии платят за коммунальные услуги, чтобы люди шли в мечеть.

Как донести Божье слово

Современные юноши и девушки много информации получают из Интернета, в том числе попадают на сайты сомнительного содержания и часто по незнанию могут стать жертвой пропаганды экстремизма. Как организуете работу по просвещению молодежи?

Молодежь жаждет знаний – и мусульмане, и христиане, и те, кто в храмы и мечети не ходит. Но, как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Если молодые люди не идут в храмы, мечети, значит, нужно общаться с ними на другой территории, например в студенческих аудиториях.
В 2005 году, когда я приступил к своей деятельности, на пятничную проповедь больше половины мечети не заполнялась. Когда начали общаться с нашими молодыми единоверцами, оказалось, они не ходят в мечеть, потому что не понимают языка: проповеди велись на арабском. А наши дети, внуки говорят на русском, не все даже родной язык знают. Как донести им Божье слово? Начали вести проповеди на арабском и на родном языке с комментариями на русском. Наши аксакалы восприняли в штыки проповеди на русском. Но со временем согласились. Радует, что молодежь пошла в мечети. По пятницам мечети в городе переполнены. В Челябинске они небольшие: самая крупная в Металлургическом районе 300 - 350 человек вмешает, другие - максимум 250 человек. В праздники даже улицу Елькина перекрывали: люди на асфальте молились.

После «Расулевских чтений» у нас начнется обучение детей основам традиционного ислама. Каждое лето наши студенты, которые учатся в медресе, университетах, приезжают на практику и занимается с ребятами.

В исламе нет деления на светское и духовное. Вера призывает к поступкам. Мусульмане должны приносить пользу обществу, региону, как это делал Зайнулла Расулев и другие наши предшественники.

«Соревнуйтесь друг с другом в добре и благочестии»

Как оцениваете межнациональные, межконфессиональные отношения на Южном Урале?
- В регионе стабильная ситуация. Мы подписали соглашения о сотрудничестве с правительством Челябинской области и с большинством муниципалитетов. Это важно для предупреждения распространения нетрадиционных течений, сеющих вражду и ненависть. Такие попытки были на Южном Урале. Например, в одном районе захотели построить мечеть, глава выделил землю без согласования с духовным управлением мусульман. А через несколько лет возникла проблема: доброе дело, строительство мечети, использовали для неблаговидных целей. Сейчас заключаем соглашения, чтобы в муниципалитетах были четкие представления, с кем и как работать. Каждый глава администрации знает: если в районе появился желающий построить мечеть, его сразу направляют в духовное управление мусульман. Мы стремимся к тому, чтобы это взаимодействие было четко выстроено и культовые здания принадлежали духовному управлению.

Мусульмане и православные Челябинской области живут в согласии. Одними из первых в стране мы подписали соглашение между региональным духовным управлением мусульман и Челябинской епархией. Есть много вопросов, которые можно решать сообща. И с молодежью мы должны работать вместе. Например, в Уфе, когда я был ректором Российского исламского университета, мы десять лет совместно с епархией проводили элективный курс по религиозной этике. Интерес к этому курсу у студентов был огромный. Аналогичные мероприятия проводили в Челябинске в институте культуры. Были и другие совместные проекты.

Во всех традиционных конфессиях основные ценности общие - вера в Бога, в добро, любовь к Отчизне, уважение друг к другу.

Как складываются отношения между местными мусульманами и мигрантами-единоверцами?
- Отчасти благодаря мигрантам мы сумели возродить ценности традиционного ислама. Они сохранили свой родной язык, свою культуру. Конечно, у каждого народа свои особенности, но постепенно знакомим их с нашими традициями. Некоторых мусульман из среды мигрантов мы обучили в университете, и сейчас они служат в наших мечетях.

Когда обсуждали вопрос по строительству соборной мечети в Тракторозаводском районе, пригласили представителей всех национально-культурных центров, подписали соглашения. В будущем планируем в новой мечети обучать родному языку и татар, и башкир, и казахов, и таджиков. Мы не должны разделяться, а сообща работать, растить детей, творить добро. Соревнуйтесь друг с другом в добре и благочестии, а не во вражде и грехе. К этому призывает нас традиционный ислам.

Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

Неверующих людей не бывает! Все души верят в Единого Бога-Творца, - так начал своё выступление в Иркутском госуниверситете Главный муфтий Уральского региона, ректор Российского исламского университета Ринат хазрат Раев

Визит Рината хаджи-хазрат Раева в Иркутск. часть 2 . Встреча с прихожанами.

- Неверующих людей не бывает! Все души верят в Единого Бога-Творца, - так начал своё выступление в Иркутском госуниверситете Главный муфтий Уральского региона, председатель регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей, ректор Российского исламского университета Ринат хазрат Раев. – А человек – он может верить, может не верить, но живёт-то он всё равно по Божественным законам. Само слово «ислам» означает покорность Богу. А мусульманин – покорившийся воле Бога.

Ринат хазрат тепло приветствовал своих слушателей, особенно православных священников. Наши духовные лидеры тоже не отставали, спешили рукопожатиями продемонстрировать расположение друг к другу. Муфтий Байкальского муфтията Фарит хазрат Мингалеев, настоятель Иркутской Соборной мечети и глава миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарёв.

Послушать собрались преподаватели религиоведческих дисциплин Иркутского государственного университета, представители городского департамента образования, учителя, журналисты. Было много вопросов.


Доцент ИГУ Татьяна Владимировна Быкова, она справа, в рамках своего предмета – религиозной философии – изучающая ислам, спрашивала, можно ли считать Коран сотворённым? Или нет? И просила подробнее рассказать про Российский исламский университет, какие в нём работают факультеты, что преподают.

Ахмед хазрат Гарифулин объяснил, что Коран как слово Бога является несотворённым, ну, а как книга, как истины, зафиксированные на бумаге – конечно, сотворён. В Российском исламском университете, который с 2003 года – уже 10 лет – существует в Уфе, 3 факультета. На теолого-педагогическом готовят специалистов для исламских вузов, медресе, мечетей. На факультете вероучения и основ ислама обучаются заочно и, в основном, пожилые люди, которые желают повысить свой духовный уровень. И факультет переподготовки. В университете около 600 студентов, ежегодно получают дипломы 70-80 человек.


Протоиерей Вячеслав Пушкарёв интересовался, действительно ли ислам считает христианство неправильной религией?


Главный муфтий Уральского региона отвечал, что ислам – это авраамическая религия, с христианством у него общие корни, поэтому – по определению – не может считать его неправильным. Другое дело – человеческий фактор. Человек в угоду своим желаниям искажает религиозные истины. А религия сама по себе не может быть экстремистской. Земле же не виновата, когда человек сыплет в неё удобрения, чтобы получить урожай? Так же и религия, ислам, в частности. Чтобы быть в нём сведущим, нужно быть очень образованным. В Коране более 700 аятов посвящено знанию, открытию знания. «Приобретайте знания от колыбели до могилы!», - призывал пророк Мухаммед. «А нас в советское время призывали учиться, учиться и учиться, - улыбается Ринат хазрат Раев, - и мы без участия Бога пытались построить жизнь. Не получилось!» И добавляет, что на самом деле, знания не делятся на знания светские и духовные. Есть знания истинные и неистинные – всё!


Вопросы гостям задавали и представители городского департамента образования, их интересовало, какие учебники лучше выбирать для школьников, какое издательство предпочесть. Преподаватель университета Оксана Ивановна Индуцкая, она слева, спросила, как отнеслись священнослужители к падению челябинского метеорита. Ринат хазрат Раев рассказал, что на пятничной молитве – а упал метеорит как раз в пятницу – было очень много людей, как на празднике. Приходили в мечеть представители других конфессий, молодёжь сочла это знамением, Божьим промыслом, знаком, предупреждением – хорошо ведь, что взорвался он в воздухе, иначе могли быть серьёзные разрушения и жертвы. Люди пробудились!

В общении участвовали гости из Якутии, которые рассказали, что своих студентов они отправляют учиться, в основном, в Китай. Но обрадовались предложению иркутян приезжать учиться к нам.


«В ИГУ в скором времени планируют завершить формирование факультета философии, где будут работать отделения религиоведения, теологии и собственно философии. Но и сейчас здесь уже готовят религиоведов и светских теологов», - рассказал нам Владимир Иванович Куйбарь, на фото справа, один из руководителей этого проекта. Он же предложил гостям научное сотрудничество, на что те с благодарностью согласились.


На прощание Татьяна Пешкова от лица религиоведов Иркутска подарила представителям Российского исламского университета большую красивую книгу о Байкале.


Гости в ответ преподнесли иркутским религиоведам настоящий башкирский мёд. И на этом тёплая встреча в ИГУ завершилась.

Светлана Переломова

Новости из России

07.02.2017

Муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев, госпитализированный в реанимационное отделение ГКБ№8 после аварии на въезде в столицу Южного Урала, переведен в травматологическое отделение. Врачи держат губернатора Бориса Дубровского в курсе ситуации, сообщили «URA.RU» в правительстве региона.

«Ринат Раев некоторое время провел в реанимации. Угрозы жизни нет. Врачи оценили состояние муфтия, после чего перевели его в общую палату. Губернатор в курсе ситуации и желает ему скорейшего выздоровления», — отметил высокопоставленный собеседник.

Эту информацию «URA.RU» подтвердила и пресс-секретарь минздрава Челябинской области Мария Хворостова. Она не называла фамилии, однако сообщила, что пострадавший накануне и госпитализированный в ГКБ№8 пассажир «Шкоды Октавиа» переведен из реанимации в травматологию.

В автомобиль Рината Раева «Шкода Октавиа» на подъезде к Челябинску по Курганскому тракту въехала «Тойота «Королла», выскочившая на встречную полосу из-за нечищеной после снегопада дороги. Иномарка муфтия ударила попутный «Фольксваген Поло». 57-летний водитель «Тойоты» погиб на месте. С телесными повреждениями госпитализированы 57-летний водитель «Шкоды», 51-летний Ринат Раев и 57-летняя супруга виновника аварии.

______________________________________

Раев Ринат Афраемович - председатель Регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей в юрисдикции ЦДУМ, ректор Российского исламского университета в Уфе, заместитель верховного муфтия ЦДУМ по образованию и подготовке кадров (с ноября 2007 г.).

Родился 26 июня 1966 г. в с. Карасево Курганской области. После окончания школы, поступил в Троицкий ветеринарный институт. В Троицке получил также начальное духовное образование. Продолжил духовное обучение в Уфе в структуре Центрального духовного управления мусульман России, после окончания обучения преподавал в исламском институте. Затем Р. стал ректором института. При нем вуз был преобразован в Российский исламский университет и получил государственную лицензию. Сейчас в ВУЗе на очном и заочном отделениях обучаются несколько сотен студентов.

После трагической гибели 20 ноября 2006 г. муфтиев Челябинской области Г. Шакаева и Курганской области Р. Ишмухамметова, Р. был назначен муфтием этих регионов, совмещая данную должность с должностью ректора. За короткое время он сумел наладить конструктивные взаимоотношения с губернаторами Челябинской и Курганской областей и предпринял усилия к объединению мусульман Южного Урала и Зауралья под юрисдикцией ЦДУМ России. Р., продолжая традиции своих предшественников, тесно взаимодействует с органами власти, ведет постоянный межконфессиональный диалог с Челябинской епархией Русской православной церкви.

Благодаря усилиям Р., в двух колониях Челябинской области открыты мусульманские молельные комнаты, в ряде городов идет строительство мечетей.

С апреля 2006 г. муфтият выпускает газету «Хилял» («Молодая луна») - официальный орган Регионального Духовного Управления мусульман Челябинской и Курганской областей. Газета выходит раз в месяц, тиражом 5000 экземпляров, объемом восемь полос, формата А-3. Ее редактором является Р.

Впервые в этом году в Троицке в рамках всероссийской научно-практической конференция «Расулевские чтения» состоится конкурс духовных песнопений «Мунаджат». Гран-при конкурса – золотой Коран, выполненный златоустовскими мастерами. Что еще ожидает участников масштабного события, как поменялся формат мероприятия за несколько лет, а также о том, кто может называть себя истинным мусульманином – в преддверии «Расулевских чтений» рассказал муфтий, председатель духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей хазрат Ринат Раев на встрече в медиа-холдинге «Гранада Пресс».

«Расулевские чтения» – это уже не просто научно-практическая конференция...

– Это уже шестые «Расулевские чтения». Когда мы проводили мероприятие в первый раз в 2012 году, то не ожидали, что формат события так поменяется. Сегодня «Расулевские чтения» получили международный статус. В конференции принимают участие гости из других стран. В этом году мы также ожидаем участников из Казахстана. Во второй раз приедет профессор Амманского международного университета, потомок пророка Мухаммеда шейх Абдурраззак Ассаиди. В чтениях принимают участие представители нашего регионального духовного управления, а также гости с Дальнего Востока, из Пермского края, Самарской области, Республики Крым. Как и всегда приезжают на форум из регионов УрФО – Челябинской и Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и др. Приедут потомки Зайнуллы Расулева из Челябинской области, Учалов, – рассказал Ринат Раев.

По словам муфтия, «Расулевские чтения» приобретают формат не только научного события, но и культурного. В этом году 6 июля в Государственном историческом музее Южного Урала состоится открытие выставки «Ислам. История, традиции, культура». Выставка будет работать до 10 сентября. В экспозиции будет представлено около 500 предметов, рассказывающих об истории исламской культуры в России.

Впервые во время «Расулевских чтений» будет проходить межрегиональный конкурс духовных песнопений «Мунаджат». В адрес оргкомитета поступило более 130 заявок – в конкурсе смогут состязаться и дети, и взрослые. Победители получат эксклюзивные аудио-экземпляры Корана на девяти языках. Гран-при конкурса – золотой Коран. Оклад священной книги с золотым тиснением изготовлен вручную златоустовскими мастерами.

В культурную программу мероприятия также войдут концерт челябинского Камерного хора имени Михальченко в областном центре, спектакль Башкирского театра драмы имени Сафиуллина «Юсуф и Зулейха» и фестиваль КВН в Троице. В финале большой концертной программы центральной площади Троицка выступит финалистка шоу «Голос» Эльмира Калимуллина.

Завершатся «Расулевские чтения» масштабным Сабантуем. Он пройдет 8 июля в Троицке. Объединить два крупных мероприятия – «Расулевские чтения» и областной Сабантуй в прошлом году предложил губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

«Мусульманин – это тот, от языка и рук которого не видит вреда другой»

– Наша цель – не только проводить научно-практические конференции, хотя исследовательская работа тоже очень важна, но построить мостик между прошлым и настоящим с помощью трудов Зайнуллы Расулева. На примере своей жизни Зайнулла Расулев показывал, что жить нужно в мире со всеми, уважать другие народы и конфессии. Ведь ислам – это религия мира и добра. У Зайнуллы Расулева не было фанатизма. Наша задача – передавать ценности, которые пропагандировал Зайнулла Расулев, молодому поколению, – рассказывает муфтий. – К сожалению, исламом часто прикрывают свои корыстные интересы, политизируют ислам, трактуют Священное Писание на свой лад. Отсюда возникает экстремизм. Но мусульманин – это тот, от языка и рук которого не видит вреда другой. За оружие нужно браться только тогда, когда есть угроза родной стране. Защита своего Отечества – это священный долг во всех традиционных верованиях. Так же как и родителей, мы не выбираем Отчизну, но должны хранить ее. Зайнулла Расулев никогда не враждовал ни с государством, ни с представителями других конфессий, несмотря на то, что ему пришлось побывать и в ссылках во время своей жизни.

В жизни самого Рината-хазрата Раева религиозный деятель сыграл определяющую роль. Когда-то учась в ветеринарном институте в Троицке, муфтий увидел Зайнуллу Расулева во сне. После этого Ринат-хазрат продолжил обучение уже духовным истинам.

Медресе надо возрождать, чтобы обучать собственные кадры

Сегодня на Южном Урале не меньше 70 мечетей. Здания строятся, но пока в них нет грамотных священнослужителей – это лишь пустые стены. Сегодня во всем Уральском федеральном округе нет учреждения, которое бы готовило мусульманское духовенство. Заведения Москвы, Казани и Уфы не в силах подготовить многочисленные кадры, в которых есть необходимость. Поэтому восстановление медресе в Троицке – это важная задача для духовного управления мусульман сегодня. Именно в Троицком медресе учился, а затем и преподавал Зайнулла Расулев. Когда-то Троицкое духовное учебное заведение было известно во всем исламском мире. Помимо духовного обучения в медресе преподавали общеобразовательные предметы – арифметику, красноречие, чистописание, иностранные языки, анатомию, географию и пр. Сегодня готова проектно-сметная документация по реконструкции медресе «Расулия», деньги на это выделило правительство Челябинской области. Восстановительные работы в Троицком мусульманском учебном заведении .

– Построить мечеть не сложно, но трудно воспитать достойного имама, который бы умел грамотно толковать слова Корана, умел отличить истинный ислам от нетрадиционных течений, уберечь молодежь от этого, – говорит Ринат-хазрат. – Сегодня больше 80 процентов духовенства – это пожилое поколение, они не учились в духовных заведениях, мы, конечно, проводим курсы для них, натаскиваем. Но нам нужно готовить новое поколение имамов, собственные кадры, воспитанные на тех методиках, которые использовал Зайнулла Расулев. Кстати, предполагается, что в медресе будет отельное помещение под музей Зайнуллы Расулева, гда в том числе будут представлены его труды.

В Челябинской области экстремизм не пройдет

«Расулевские чтения» – это также и процесс социализации ислама. По словам Ринат-хазрата, мало молиться и верить в Бога, мусульманин должен приносить пользу обществу. Духовное управление мусульман проводит большую просветительскую работу, в том числе среди молодежи, в летнее время проходят занятия с детьми, налажено сотрудничество с ГУФСИН, народно-культурными центрами и пр.

– Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Не вся молодежь ходит в мечети, поэтому мы проводим различные мероприятия на других площадках. С молодежью надо общаться. Когда я в конце 2005 года только вступил в должность, на пятничную проповедь собиралось не больше половины мечети. Мы начали общаться с молодежью, оказалось, что они не ходят, потому что не понимают слов проповеди, ведь она ведется на арабском и на родных языках – татарском, башкирском и т.д. Тогда мы решили ввести проповеди и на русском. Было не просто, наши аксакалы восприняли затею в штыки. Но потом они согласились. Обязанность родителей – обучить детей родному языку, а задача имама – нести Божие слово. Теперь в пятницу мечети переполнены, а в большие праздники люди молятся даже на улицах. При этом 90 процентов, кто приходит на совместную молитву – это молодежь. Что касается родного языка, то у нас есть задумка, когда будет достроена мечеть в Тракторозаводском районе Челябинска – организовать там обучение родным языкам для татар, башкир, узбеков, казахов, таджиков, потому что важно знать свою культуру.

На Южном Урале представители традиционных вероисповеданий живут в мире и дружбе

Челябинская область сегодня один из образцовых регионов в плане взаимоотношения между конфессиями. По мнению Ринат-хазрата, это следствие совместной работы духовенства и власти.

– У нас есть соглашение о сотрудничестве с правительством и муниципалитетами. Грамотную совместную работу властей и духовенства в Челябинской области отмечал и Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Наверное, поэтому в Челябинской области практически нет каких-то тревожных настроений, – отметил Ринат-хазрат. – Были и у нас попытки использовать мечеть в корыстных интересах. И здесь примечателен случай, который произошел в то время, когда появился запрещенный перевод Корана Кулиева. В пятничную проповедь люди, прерывая имама, в челябинской мечети устроили митинг. В руках у них был Коран, и они говорили, якобы государство борется с исламом. Здесь нас очень порадовало то, как поступили наши прихожане. Они просто попросили этих людей выйти из мечети, не мешать им слушать имама. Митингующим напомнили слова пророка Мухаммеда, что в мечети могут говорить лишь имам, либо тот, кому он дает разрешение.

По словам муфтия, не следует делать никаких делений по национальностям или конфессиям, ведь главные ценности во всех религиях едины – творить добро, жить в мире.

– Всевышний призывает нас соревноваться в добре и благочестии, а не во вражде и грехе. Это и есть традиционный ислам, – подчеркивает Ринат-хазрат. – У нас стабильный регион, около 100 народностей уживаются вместе на протяжении долгих лет, мы делим радости и горести. Наша задача – продолжать сохранять мир.


Top