Роль и место любовных историй в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Сочинения, Рефераты, Доклады. Любовные линии романа Роль и место любовных историй тургенев

Тема любви в романе
«Отцы и дети»

Тема любви пронизывает все творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Пишет ли он о революционере Инсарове, нигилисте Базарове, реформаторе Литвинове, любовь настигает каждого из них, порой буквально переворачивая их жизнь. В самом известном произведении писателя – романе «Отцы и дети» рассказано сразу четыре истории любви.

А.С. Одинцова и Е.В. Базаров

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мир.
Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Сочинение на тему «Любовные отношения в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева» 4.50 /5 (90.00%) 2 votes

Появление романа «Отцы и дети» вызвано временем. Люди прогрессивные хотели действия, хотели перемен, и появление романа Ивана Тургенева только ускорило процесс идейного размежевания. Роман писателя Ивана Тургенева – это поиск героя и возможных путей развития общества.

Любовь занимает особое место в романе. Чувствам подвержены и спокойный мягкий Николай Кирсанов и аристократический Павел Петрович, не могут не поддаться любви и нигилист Базаров, и ученик его Аркадий Кирсанов.

Любовь Кирсановых-старших к Фенечке ярко показывает характер братьев. Простая, искренняя, как и сама Фенечка, любовь Николая. Любовь Павла Петровича – чувства, не контролируемые разумом, непонятная любовь аристократа к простой девушке. Павел Кирсанов скрывает свою любовь ради брата, которому Федосья принесла семейное счастье, сына. Это показывает, что честь для Павла Петровича не пустое слово, несмотря на весь глубокий кризис дворянства в то время.

Важное место занимает безответственная любовь Павла Петровича к княгине Р. Загадочная и роковая для Павла женщина в чём-то близка Анне Одинцовой. И вообще истории любви Павла Петровича к княгине Р. и история чувств Одинцовой и Базарова чем-то близки, а эпизоды признания даже формально похожи.

Третья линия – Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова. Эта любовь сильная, волевая, чувства рушат нигилизм Аркадия, делая его вновь нормальным человеком. Да и не был Кирсанов-младший никогда истинным нигилистом. Все критики однозначно относят его к «лагерю отцов».

Но наиболее сильной, ломающей даже настоящие нигилистические убеждения Базарова, является его любовь к Анне Одинцовой. Отрицающий всё, в том числе любые чувства, Евгений всё же оказался влюблён. У Базарова в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия, по мнению критика Писарева, больше шансов, хотя Евгений безусловно умнее и харизматичнее.

Чувства, которым Базаров даже готов сдаться не приносят ему счастья. Отказ приближает смерть и без того смятённого Базарова.

Любовь в романе – это величайший дар, которым наделяет своих героев Тургенев. Но кому-то она приносит счастье, а кому-то беды. Для Павла Петровича и Базарова их дар оказался роковым, быть может, потому что они представляли разные стороны конфликта, были людьми крайностей и твёрдого убеждения. Аркадий же с отцом не стали бросаться в омут, а приняли жизнь такой, какая она есть и стали счастливы тому, что живут и любят.

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Роль и место любовных историй в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети"был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.

В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р.,а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его истории, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повествуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объяснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в следующем: на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала ответила ему взаимностью, потом охладела, снова влюбилась и снова охладела. После ее смерти Павел Петрович поселился в деревне и стал вести аристократический образ жизни, "пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения.

Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: "А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец. В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Правда можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: "Нравится тебе женщина... - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась. "Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...

Но главному герою было суждено самому пройти "испытание любовью. Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не понимает себя, пытается ерничать над самим собой: "Вот тебе раз! Бабы испугался!", "Какой я смирненький стал...". Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что "в обоих молодых людях... произошла перемена. В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало...". Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: "... его мучило и бесило..."и от него "... он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью...".

Базаров считает, что он создан для "горькой, терпкой, бобыльной жизни..."

Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: "Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..."Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно..."Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова "с участием прятунла ему руку", на что Евгений отвечает: "Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал". Он находит в себе силы уехать из имения.

И. С. Тургенев был сторонником "тайной психологии", считая, что не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами "внешнего обнаружения психологии". Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: "...лучше камни быть на мостовой, чем позволи

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его исто­рии, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повест­вуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объ­яснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в сле­дующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала отве­тила ему взаимностью, потом охладела, снова влюби­лась и снова охладела. После ее смерти Павел Петро­вич поселился в деревне и стал вести аристократиче­ский образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с предста­вителями нового поколения ». Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь по­ставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не са­мец». В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Прав­да можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина... - старайся до­биться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась». «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, роман­тическом, называл белибердой, непростительной ду­рью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...» Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не по­нимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!", "Какой я смирненький стал...". Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что "в обоих молодых людях... произошла перемена. В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало...". Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: "... его мучило и бесило..." и от него "... он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью...". Базаров считает, что он создан для "горькой, терпкой, бобыльной жизни..." Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: "Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..." Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно..." Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова "с участием прятунла ему руку", на что Евгений отвечает: "Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал". Он находит в себе силы уехать из имения. И. С. Тургенев был сторонником "тайной психологии", считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами "внешнего обнаружения психологии". Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: "...лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца... Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп... Ведь вот ты, - прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, - ты, умница, есть у тебя жена? - Жена-то? Есть. Как не быть жене? - Ты ее бьешь? - Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем. - И прекрасно. Ну, а она тебя бьет? Мужик задергал вожжами. - Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить... - Он, видимо, обиделся. - Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили... вот оно что значит быть образованными людьми". Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и "лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Воз­можно, тот порез, ставший роковым в жизни Базаро­ва, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озло­бился, а понял и простил любимую женщину. Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухо­стью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели». Можно не со­глашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родите­лям, но любовь его к Одинцовой открывает перед чи­тателем такую сильную и искреннюю натуру, что не­вольно проникаешься симпатией к этому герою.


Top