В стиле фан. Altwall: Что такое Funk. Фанк - отец современных стилей

Фанк (англ. funk) - одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун. Слово фанк - жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе. Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica, современное развитие синт-фанка.

Что значит фанк ? Короткое слово из четырех букв, но столько всего вмещается в этом слове. Это не просто стиль, это один из столпов современной музыки, который величаво возвышается над обыденностью и скукой. Своим появлением на свет фанк, как и многие музыкальные стили, обязан угнетенным афроамериканцам. Именно на благодатной почве негритянских госпелов, спиричуэлов, трайблов возросло мощное направление фанка, которое объединило в себе все эти элементы традиционной афроамериканской музыки, вобрав немного джаза , соула и блюза .

Результат оказался потрясающим, и в 1960х-1970х в клубах США зазвучала новая, срывающая крышу, музыка. Первым в этом деле стал Джеймс Браун. Его всемирно известные хиты "Out of Sight", "Papa"s Got a Brand New Bag", "I Got You (I Feel Good)", вышедшие в 1964-65 гг., возвестили о рождении нового стиля с новыми ритмами и настроением. На тот момент фанк был чисто танцевальной музыкой, которая непременно характеризовалась подвижным темпом и характерными ритмическими рисунками, от которых ноги сами шли в пляс. Джеймс Браун не только сделал такие ритмы бешено популярными, но и стал примером для подражания многих вокалистов, благодаря особой манере исполнения. После 1965 г. Америку захлестнула волна фанковых исполнителей: Dyke and the Blazers, Charles Wright & the Watts 103rd Street Rhythm Band, Tower of Power, Sly & the Family Stone, The Meters. Все они внесли свой значимый вклад в развитие фанка, покорили хитпарады и сердца сотен тысяч, а то и миллионов слушателей.

На заре 1970-х в фанковую музыку образца Джеймса Брауна постепенно добавились элементы психоделического рока, хип-хопа и соула. Parliament Funkadelic, Rufus & Chaka Khan, Ohio Players, Con Funk Shun, The Bar-Kays, Commodores, Рой Айерс, Барри Уайт и многие другие обрели популярность, соединяя фанк с различными направлениями. Почти все эти исполнители широко транслировались на радиостанциях и были весьма и весьма успешными в коммерческом плане. К концу десятилетия оказалось, что фанк серьезно повлиял на развитие бешено популярного стиля диско – многие главные диско-хиты начала 1980-х напрямую унаследовали фанковые ритмы.

Кстати, в эпоху диско фанк не сильно сдал свои позиции, а, добравшись до африканского континента, обрел там новую форму, названную афробитом. Это детище фанка и исконно африканских песнопений и гармоний превратилось в популярный жанр танцевальной музыки в африканских странах. Не гнушались фанковым саундом и джазовые музыканты, привнеся в утонченный джазовый сумбур больше электронных фишек и танцевальных ритмов. Опять-таки, в сочетании с соулом и диско такая смесь стала именоваться джаз-фанком. Но это еще не всё. На рубеже 1970-80-х с массовым внедрением синтезаторов, драм-машин и прочих электронных фокусов сформировалось направление электро-фанка, в котором успешно работали Yellow Magic Orchestra, Afrika Bambaataa, Хэрби Хэнкок и Рик Джеймс. Принс также не стал оставаться в стороне от модных веяний фанка и привнес в этот многогранный стиль свой фирменный почерк. Так, Принс во многом облегчил звучание фанка, сделав его максимально приближенным к диско, подчеркнул сексуальность и зрелищность данного направления. Его примеру последовал и другой король поп-музыки Майкл Джексон.
К концу 1980-х мода на фанковые ритмы просочилась и на рок-сцену. Принс, кстати, тоже поучаствовал в кровосмешении фанка и рока, издав в этот период несколько фанко-роковых композиций. Extreme, Red Hot Chili Peppers, Living Colour, Jane"s Addiction, Primus, Fishbone, Faith No More, Infectious Grooves – все они тем или иным образом использовали фанк в сочетании с рок-музыкой и даже металлом. В начале 1990-х стало понятно, что без элементов фанка в музыке вообще никуда не деться. В хип-хопе стало популярным использование семплов из старых фанковых хитов, фанко-роковые коллективы типа RHCHP и Jamiroquai прочно засели в топах мировых чартов, танцевальная музыка также неминуемо продолжила брать за основу фанковые ритмические приемы.

Итак, фанк прочно вошел в музыкальную жизнь. На рубеже тысячелетий десятки тысяч исполнителей используют фанковые приемы в том или ином виде. Даже мировые поп-дивы вроде Бейонси и Дженнифер Лопес были замечены в экспериментах с фанковыми элементами в своих песнях. Появились и коллективы, которые обратились к истокам – фанку времен Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона. Среди таких можно обозначить Medeski Martin & Wood, Robert Randolph & The Family Band, Galactic, Widespread Panic, Jam Underground, Diazpora, Soulive, Karl Denson"s Tiny Universe, Lettuce.
Очевидно, что фанк перестал быть каким-то конкретным музыкальным стилем. Это больше, чем стиль, это некая универсальная субстанция из ритма, мелодии, танца, эротизма, свободы и еще бог знает, чего. Фанк присутствует везде, как будто растворился в мировом музыкальном океане, постоянно обновляясь и переживая очередное рождение.

Такое музыкальное направление, как фанк, появилось относительно недавно в музыкальной культуре. Как любое культурное явление, возникло оно не на пустом месте. Музыка funk стала продолжением стиля соул. Расскажем кратко о нем. Появился в Америке в середине 50-х годов прошлого столетия. Термин «соул» (в переводе — душа) применяли для обозначения социального освободительного движения афроамериканцев, новая музыка стала олицетворением этой борьбы. Она сочетала в себе такие направления, как рок-н-ролл (или ритм-блюз) и негритянские хоровые песнопения, и естественно была музыкой «черных», «белая» молодежь ее не признавала. «Отцом» фанка принято считать чернокожего пианиста Рэя Чарлза. Также первыми исполнителями были Джеймс Браун и Сэм Кук. Основные характеристики Soul:

  • цепкий вокал с подтягами («подвыванием»);
  • есть элементы джаза;
  • исполняется на медных духовых инструментах.

Сейчас четко разграничить направление фанк и соул уже очень трудно даже для специалиста.

Музыка в стиле фанк стала продолжением соул. Необходимость возникновения данного направления было обосновано социальными и политическими событиями – после убийства Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в «черных» кварталах, борьба афроамериканцев за свою свободу и независимость стала более яростной. Соул-исполнители, чувствуя это веяние в обществе, не могли остаться в стороне и предложили публике более жесткую, агрессивную музыку. Нельзя назвать точных дат рождения этого стиля – он начал появляться уже в конце 50-х годов 20 века, однако его расцвет приходится на середину и конец 60-х годов.

Отличительные особенности направления

Стиль фанк — это более агрессивная музыка, чем соул, подчеркивающая внутреннее состояние исполнителя. Лирические герои песен – это бунтари, которые противопоставляют себя миру. Исполняется фанк на фортепиано (в классическом варианте), а также на медных духовых инструментах (саксофон, тромбон) иногда использовалась гитара, но это только для того, чтобы «поймать» ритм. Вокал то надрывный и даже яростный, иногда переходящий в крик, то спускающийся до речитатива, обычно мужской. Фанк-музыка содержит в себе больше эмоций и бунтарства, она очень хорошо подходит для танцев.

Funk Dancers

Сказать однозначно, как правильно толковать название этого направления, трудно. Funk переводится и как «сильный запах», первоначально употреблялось по отношению к табачному дыму, но позже появился другой оттенок смысла – запах тела во время танца, запах пота. Еще есть мнение, что фанк имеет и другое значение – это запах тела во время секса. Но есть и другое, более приличное толкование – на языке исполнителей джазовой музыки это значит «замысловатый, необычный способ исполнения музыкального произведения».

Исполнители «старого» фанка

Основоположником этой музыки стал Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Конечно, они были не единственными.

James Brown — Sex Machine

Также известны такие фанк исполнители, как Слай Стоун, Стиви Вандер,Джимми Хендрикс , братья Эдерли, Бэти Дэвис, Хорас Сильвер, Джек МакДафф и другие. Надолго заняли место на мировой музыкальной арене и такие исполнители, как Майкл Джексон и Принц, первые произведения которых были пронизаны духом фанк-музыки.

Фанк исполняли не только по одиночке, но и коллективами. Наверняка, многие из них Вам знакомы. Мы не будем рассказывать о каждой группе отдельно – Вы можете просто послушать их музыку, чтобы создать свое впечатление. Отметим, что эти фанк-группы работали не только в данном направлении, но многие их композиции написаны именно в этом стиле.

  • The Parliament
  • Ohio Players
  • Earth, Wind and Fire
  • Tower of Power
  • Bootsy s Rubber Band и др.

Earth, Wind & Fire — September

Parliament — Give up the funk

Близкие направления

Фанк стал прародителем для многих музыкальных направлений, таких как хип-хоп, сальса, диско и т. д. Мы не будем заострять внимание на всех стилях, кратко скажем лишь о самых интересных. Фанк-рок очень близок к оригинальному исполнению фанка, но отличается более мелодичной композицией и наличием ударных. Эту музыку тоже можно охарактеризовать как танцевальная. Самые яркие представители — Red Hot Chili Peppers .

Red Hot Chili Peppers — Can"t Stop

Стиль джаз-фанк представляет собой симбиоз нескольких направлений – это соул, фанк и рок-н-ролл. В композициях присутствует гораздо меньше вокала, ритм более организованный. Эту музыка также отличает присутствие звуков синтезатора, то есть более искусственное звучание. Джаз-фанк исполняли: Бобби Хамфри, Джордж Дюк, Херби Хэнкок и др.

Bobbi Humphrey — Blacks and Blues

Современный фанк

За столько лет музыка в стиле фанк не была забыта – по сей день под нее танцуют и ее слушают во всем мире. Но нельзя сказать, что сейчас есть группы, которые творят только в этом стиле, ведь чаще всего современные мелодии очень эклектичны, включают в себя несколько направлений. Композиции с нотками фанка можно встретить у следующих современных групп: Gnarls Barkley, Zapp-zapp, Primus.

ФАНК (Funk), направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm"n"blues), соул (soul) и элементов джаза . Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются Джеймс Браун , Джордж Клинтон (George Clinton) и Слай Стоун (Sly Stone) с группой «Слай энд зе фэмили стоун» (Sly and The Family Stone). Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и др. музыкальные стили.

Первоначально музыка в стиле фанк исполнялась преимущественно черными американцами. Наиболее характерные особенности – усложненная ритмичность и подчеркнутая синкопированность ритмического рисунка. Ритм является главным и формообразующим элементом фанка: характерный тому пример – музыка Джеймса Брауна конца 1960-х. Не только барабаны, бас-гитара и ритм-гитара (как в классическом рок-составе), а вся музыкальная группа становится одной большой ритм-секцией, включая духовые, клавишные инструменты, а также вокал. Все предельно ритмизировано. При этом каждый инструмент создает свой ритмический рисунок, что свойственно африканским музыкальным традициям. Обычно фанк-композиции строятся на одном или двух риффах (т.е. многократно повторяющихся мелодических ходах), а вокалист или солирующий инструмент ведет свою линию. Хотя Джордж Клинтон в своем творчестве использовал мелодическую составляющую, и она не всегда была второстепенна по отношению к ритму.

Слово «фанк» в афро-американском сленге изначально имело не слишком пристойное значение (примерный перевод: запах половых органов). В 1930-х джазовые музыканты ввели в свой жаргон эпитет «фанки» (funky music) в значении причудливая, эффектная манера исполнения. В 1960-х понятие funky music сократилось до слова фанк. В 1970-х Джордж Клинтон сформулировал красочную философско-космогоничсекую теорию. Понятие фанк занимало в этой теории центральное место и означало жизненную энергию, музыку и разнообразные позитивные явления. Постепенно за полвека непристойное слово превратилось в возвышенное понятие. Нечто похожее произошло и с другими известными афро-американскими словами, как например буги-вуги (boogie-woogie).

Фанк настолько большое направление в музыке, что различные исполнители создавали непохожую музыку, используя сходные ритмические принципы: Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) – с уклоном в ритм-н-блюз, Дж. Клинтон – в психоделию и хард-рок, Майлз Дэвис и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) – в джаз-рок, а Майкл Джексон и Принс (Prince) – тяготели к танцевальной поп-музыке.

Джеймс Браун и Слай Стоун в конце 1960-х стали активными выразителями идей массового движения за расовое равноправие в США. Браун написал свою знаменитую песню Скажи громко: я – черный, и я этим горжусь (Say it Loud I"m Black and I"m Proud ), а Слай Стоун выступал в более сатирическом ключе, с композициями вроде Не зови меня ниггером, белый (Don"t Call me Nigger, Whitey ).

Джордж Клинтон и его коллеги-музыканты создали отдельное течение в фанке «Пи-фанк» / P-Funk («чистый фанк» / Pure-Funk). Будучи харизматическим лидером, Клинтон организовал вокруг себя конгломерат из нескольких десятков талантливых черных музыкантов под общим названием «Шайка» (The Mob), которые участвовали в двух его проектах: «Фанкаделик» (Funkadelic) с ориентацией на экспериментальную музыку с элементами хард-рока, и «Парламент» (Parliament), более коммерческий и с преобладанием элементов соул-музыки.В 1990-х Джордж Клинтон назвал своих музыкантов «Все звезды Пи-фанка» (P-Funk Allstars). Он же ввел в употребление понятие «фанкатир» (funkateer, по аналогии с muscateer-«мушкетер»), обозначающее приверженца фанка.

Большую роль в популяризации фанка в начале 1970-х сыграли культовые афро-американские кинокартины, как Шафт (Shaft , 1971; не путать с более поздним римейком), музыку к которой написал Айзек Хейз (Isaac Hayes) и Супрефлай (Superfly / Ловкий парень, 1972), композитор Кертис Мейфилд. В фильме Джеки Браун (Jackie Brown ) Квентина Тарантино (Quenyin Tarantino), снятому в конце 1990-х многие фрагменты являются аллюзиями этих знаменитых картин, а музыка изобилует фанк-композициями.

В конце 1970-х – начале 1980-х фанк был оттеснен музыкой диско (disco). Стиль диско родился на основе фанка, в результате предельного упрощения его ритмической основы. Диско быстро вошел в моду, и фирмы грамзаписи, а также радиостанции переориентировались на новый стиль, требуя и от фанк-исполнителей упрощения их музыки, чтобы гарантировать коммерческий успех.

В черной городской среде в начале 1980-х начало развиваться новое музыкальное течение хип-хоп (hip-hop), возникшее как противодействие на музыку диско. По словам Дж. Клинтона, «хип-хоп спас фанк». В музыку вернулись изобретательная ритмика и осмысленные тексты. Хип-хоп принято называть «новой школой» фанка (new school), а термин «старая школа» (old school) обозначает фанк классического образца, к которому относятся работы Джеймса Брауна 1960–1970-х и групп «Слай энд зе фэмили стоун», «Охайо плэйерз» (Ohio Players), «Кул энд зе гэнг» (Kool and The Gang) и др.

Наиболее заметные представители «новой школы»: «Ран Ди Эм Си» (Run D. M. C), «Паблик энеми» (Public Enemy), «Диджитал андеграунд» (Digital Unerground), «Фьюджиз Фанкдубиест» (Fugees Funkdobiest) и более поздние «Рутс» (Roots), «Ауткэст» (Outcast) и Эминем (Eminem).

Окончательное возвращение фанка к массовой аудитории произошло в середине 1990-х на волне повышенного интереса к культуре 1970-х. Были переизданы старые диски, ветераны фанка записали новые альбомы. Большими пропагандистами фанка стали белые группы, взявшие этот стиль на вооружение: «Праймэс» (Primus), «Джамироквай» (Jamiroquai), «Ред хот чили пепперз» (Red Hot Chili Peppers). Дж. Клинтон продюссировал один из альбомов последней группы в 1985. Характерные элементы фанка, как синкопированные ритмические рисунки широко используются в поп-музыке. Их можно обнаружить в большинстве современных поп-песен: от Кристины Агилеры до российской группы «Руки Вверх».

Александр Зайцев

, Acid jazz , G-Funk , Фанк-рок , Jazz funk , Диско , Хаус , Хип-хоп , Техно Синт-фанк , Funktronic

Слово фанк - жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk ). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре » слэп , который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah . «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica , современное развитие синт-фанка .

История

Фанк появился в середине 1960-х в США , как видоизменённый утяжелённый соул. Изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.

Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire . В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз , порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads , Minutemen). В 1970-х , одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок , оказавший огромное влияние на развитие этого стиля. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Red Hot Chili Peppers , Primus , Jamiroquai , Beastie Boys , и Spin Doctors .

Исполнители

Музыкальные стили, родившиеся от традиционного фанка и/или использующие его элементы

  • Funk rock (INXS・・)
  • Punk Funk (Rick James・・)

Напишите отзыв о статье "Фанк"

Отрывок, характеризующий Фанк

– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.

Top