Бычий пузырь. Что русские делали с внутренностями животных и рыб. На Земле Русской

Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.

Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.

Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.

В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.

Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X-XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.

В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.

Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.

При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.

В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.

Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.

В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.


Историю окон интересно рассматривать сквозь призму различных эпох, культур и религий. Если верить научным данным, то первые в истории окна (приблизительно такие окна, какими мы привыкли их видеть сегодня) появились на средиземноморском острове Крит во втором тысячелетии до нашей эры. Однако, дальнейшего развития эта архитектурная «новинка» не получила и ушла в забвение вместе с упадком крито-микенской цивилизации.

Далее окна стали привычным архитектурным элементом лишь несколько веков назад, что по меркам истории можно считать ничтожным сроком. Дело в том, что древние дома были лишены окон. Это связано отнюдь не с ограниченными познаниями в архитектуре или недостаточной развитостью техники. Отсутствие окон можно объяснить исключительно с практической стороны. Дом был главным убежищем человека от жары и холода, от ветра, дождя и снега, и с этими функциями как нельзя лучше справлялись глухие стены, ведь закрыть оконный проем стеклом в те давние времена просто - напросто не представлялось возможным. Ко всему прочему, через оконные проёмы в жилища могли проникать злые духи - так считали долгое время.

Если рассматривать постройки древней Греции, Рима и других Средиземноморских государств древности, то можно увидеть отсутствие оконных проемов в современном понимании этого слова. Однако, эти постройки имели другую особенность - практически везде имелся внутренний дворик, который являлся полноценным источником света для внутренних помещений. Кроме того, в стенах имелись щели, сквозь которые в комнаты также проникал солнечный свет. Однако, если рассматривать жилища древних греков, то такие щели в стенах имелись не во всех помещениях. В основном, они встречались лишь в залах для пиров и других подобных комнатах, а в помещениях, предназначенных для женщин, таких проёмов не было вовсе. В древнем Египте жилища имели и еще один источник освещения - это специальные боковые проёмы под кровлей, закрытые решетками. Эти решетки, как считается, были призваны защитить дома от проникновения птиц, что в те времена считалось предвестником бед и несчастий. Стоит отметить, что люди все же пытались создать некую иллюзию окон - в жилищах имелись декоративные ниши, раскрашенные красками, имитирующими цвет неба и солнца.

Древнерусские, славянские постройки все же имели некое подобие современных окон. В стенах делали небольшие отверстия, сквозь которые мог проникать солнечный свет, хоть и в ничтожно малых количествах. Однако, в силу климатических особенностей, была необходимость в том, чтобы загородить такие проёмы от проникновения ветра и холода. Альтернативной современному стеклу тогда служили слюдяные оконницы (самый «престижный» и дорогой вариант), бычий пузырь, даже тонкие пластины из древесины, налимья кожа, бумага, а также рыбий паюс и холст. Зимой также могли использовать обычный лед! Как ни странно, такое «стекло» надёжно защищало дом от холодов и прекрасно пропускало солнечный свет. Вышеперечисленные имитации стекла можно было встретить в русских селеньях еще около ста лет назад, причем, как в сельских, так и в городских. Популярным методом защиты дома от проникновения холода сквозь оконные проёмы была также специальная задвижная доска, которая не наглухо закрывала окно - так называемые волоковые окна. Для того, чтобы компенсировать ещё меньшее поступление солнечного света, использовалась специальная конструкция и расположение окон в доме. Для примера можно привести косящатые окна, которые представляли собой по сути сразу три окна - большое центральное и два небольших боковых окна, расположенных ниже центрального. Такие окна были снабжены рамным переплетом, косяками и притолокой.

Со времени своего появления до сегодняшнего дня формы и размеры окон претерпели большие изменения. Изучая средневековые постройки, мы можем увидеть и небольшие окна-бойницы, и огромные французские окна, которые занимали практически всю стену в помещении. Общая тенденция, однако, заключалась в постоянном расширении оконных проемов, которые, для защиты от непогоды и посторонних глаз, закрывались деревянными ставнями. Помимо ставень из дерева, также использовались металлические решетки, резные известняковые пластины, пластины из мрамора или глины - в зависимости от культурных, погодных и ремесленных особенностей того или иного региона.


Для лучшего освещения внутренних помещений, с XVII века оконные проемы начали конструировать в форме арок, с расширением во внутреннюю сторону помещения. Тогда окна уже имели металлические рамы, которые образовывали на окне сетку из кубов, кругов и других геометрических форм. Слюда, заменяющая современное стекло, в то время могла раскрашиваться в различные оттенки. Стоит отметить, что слюда практически не обеспечивала никакой теплоизоляции, поэтому все окна в обязательном порядке снабжались деревянными ставнями. В некоторых случаях ставни дополнительно обивались сукном или мехом.


Оконные проёмы больших габаритных размеров появились в европейских странах во времена Эпохи Возрождения. Благодаря императору Петру I большие окна появились и в российских домах. Однако, это архитектурное нововведение было воспринято с настороженностью, в особенности, со стороны духовенства, что заставило императора издавать соответствующие указы, обязывающие снабжать новостройки большими светлыми окнами (в частности, указ 1714 года, который обязывал использовать при строительстве домов проекты архитектора Трезини). Первыми постройками, соответствующими новым тенденциям, в Петербурге стали Зимний и Летний дворцы, дворец А.Меньшикова. В те времена в оконные проёмы уже начали закрывать стеклом, оконные проёмы стали большими, с мелкой расстекловкой, само их количество в домах также увеличилось.

Стоит отметить, что стекло для окон начали использовать уже в первом веке нашей эры. Наибольшее распространение оно тогда получило в древнеримских постройках, когда осваивалось строительство многоэтажных зданий. Стекло могло использоваться целиком для небольших окон, либо могло вставляться в специальные оконные рамы из дерева или бронзы. Несмотря на это, до XVIII века стекло не использовалось повсеместно как таковое. Во-первых, его изготовление было чрезвычайно трудоёмким и дорогим. Во-вторых, качество стекла в те времена оставляло желать лучшего: оно было толстым и мутным, имело зеленоватый оттенок и плохо пропускало солнечный свет (стоит отметить, что более традиционная в то время слюда с этой задачей справлялась даже лучше). Широкое распространение стекло получило относительно недавно, когда технология его производства уже перестала быть секретом и претерпела значительные усовершенствования.

Вслед за широкими большими окнами, Петр I привнес в российскую архитектуру и еще одну новинку - это окна-двери, чрезвычайно популярные в то время в странах западной Европы, в частности, во Франции. Однако, в силу российского сурового климата, это новшество не прижилось и не получило широкого распространения.



Классические постройки 18 века в России делились на две половины - достаточно скромную жилую зону и зону, где демонстрировалась роскошь и высокое положение хозяев дома. Центральные парадные залы имели несколько рядов больших окон, расположенных, как правило, по вертикали. Жилые помещения снабжались окнами гораздо меньших габаритных размеров, которые могли иметь совершенно различную форму. Также в классических интерьерах тех времен можно увидеть и еще одну интересную деталь - это гостиные-веранды, где стекла вставлялись непосредственно между колонн, заменяя собой полноценные стены.

Помимо вышеупомянутых окон-дверей, стали использовать еще и кровельные окна, так называемые световые фонари. Однако, опять же в силу российских климатических особенностей, большую часть времени такие окна были закрыты деревянными ставнями и колпаками, что мы можем видеть, к примеру, в Останкинском дворце. Помимо деревянных колпаков, для лучшей изоляции кровельных окон также использовали войлок.


Именно с 18 века в России окно как таковое стало восприниматься не только как источник света, но и как способ обозревать и любоваться окрестностями. Поэтому окна были большими, низко посаженными (чтобы обозревать происходящее за окном даже в сидячем положении), высокими и узкими, а напротив окон сооружались лесенки и помосты - своеобразные смотровые площадки. Несмотря на высокую эстетическую привлекательность подобных конструкций, они не были пригодны для того, чтобы создавать комфортные условия для проживания в помещении. И уже с начала 19 века окна в зданиях стали приобретать более практичную конфигурацию и габаритные размеры.


В 20 веке история окон вступила в свой новый этап. С развитием технологий, в распоряжении архитекторов появилось масса решений для того, чтобы сделать окно и практичным, и эстетичным: всевозможные модификации окон, разнообразные формы и конструкции, применение нестандартных материалов для изготовления рам. К слову, революционным этапом в истории современных окон можно считать изобретение в середине 50-х годов первого оконного профиля из ПВХ, который сегодня уже распространен буквально повсеместно, в более усовершенствованной модификации.

Виды окон.

Берлинское окно. Данное трехстворчатое окно располагается, как правило, в помещении, находящемся на пересечении флигелей здания, во внутреннем углу комнаты.

Бифориум. Окно, свойственное для романской архитектуры. Представляет собой окно из двух проемов, разделенных между собой декоративной колонной.

«Бычий глаз». Окно, расположенное над дверью. Как правило, имеет овальную или круглую форму.

Веерное окно. История данного типа конструкции окон берет свое начало в романской культуре. Верхняя часть данного окна представляет собой своеобразный веер из отдельных соединенных между собой секторов.

В народе говорят: «Хозяин лычком подвяжет, и то впрок». Действительно, практичные русские способны найти применение тому, что, казалось бы, по определению годится только на выброс, например, внутренностям животных и рыб.

Стекло

Оконное стекло стало доступно крестьянам лишь в начале XIX века, а до этого момента окна «стеклили» специально обработанными внутренностями. Как пишет этнограф и музеевед Евгения Бломквист, на деревянную рамку натягивали бычий или рыбий пузырь, реже – брюшину.

Такое «стекло» было не только доступным, но и препятствовало выходу тепла из избы, хотя и пропускало намного меньше солнечного света. Понятно, что увидеть происходящее на улице через окно с бычьим пузырём было невозможно.

Тетива

Из чего только ни делали тетиву для лука наши предки. Чаще из конопляной пеньки или из сыромятной кожи быков или лосей. А для сухой и тёплой погоды годилась тетива из кишок крупных копытных животных. Кишечная струна была прочной и доступной, но сильно вытягивалась при намокании.

При изготовлении лука находили применение и сухожилиям. Оленьими, бычьими или лосиными усиливали плечи лука, выгибая их в обратную сторону после снятия тетивы.

Игрушки и музыкальные инструменты

У каждого уважающего себя скомороха непременно должна была быть погремушка из бычьего пузыря. А чтобы она звучала громче да задорнее, в неё насыпали сушёный горох, благо недостатка в нём не испытывали.

Использовался бычий пузырь и для изготовления скоморошьей волынки. Исследователь фольклора скоморохов, историк и филолог Зоя Власова ссылается на былину XVI века и пишет, что «большой, хороший бычий пузырь стоил «ох как дорого» (до 7 рублей)».

То, что не пошло в пищу, пригождалось в крестьянских семьях для изготовления детских игрушек. Из бычьего пузыря или птичьих клювов мастерили погремушки для самых маленьких. А ещё бычий пузырь достаточно эластичен, и если его аккуратно надуть, а затем набить соломой, получался отличный мяч для детей постарше.

Подошва

Русские крестьяне ходили в лаптях вплоть до 30-х годов прошлого века. Каждый мог между делом смастерить себе новую пару, которой хватало максимум на неделю. Пришедшие в негодность лапти можно было выбросить или подковырить, то есть подшить.

Укрепляли подошву чаще конопляной веревкой, реже – сыромятной кожей или бычьим пузырём. Кожаная подошва ценилась больше, чем сам лапоть, недаром в народе про такую обувку говорили: «Лапоть подковырки не стоит».

Парик

Московские актёры позапрошлого столетия имитировали лысину при помощи бычьего пузыря. О таком эпизоде рассказывает известный бытописатель Москвы Владимир Гиляровский. В 1879 году некий антрепренер Далматов, славившийся привлекательной внешностью и густой шевелюрой, предстал перед публикой во время бенефиса «Записки сумасшедшего» с «совершенно голым черепом».

Оказалось, что «лысый парик» для него сделал мальчик – ученик парикмахера Шишкова. Хотя во время «напяливания на выхоленную прическу» мокрого бычьего пузыря актер вопил и отмахивался, после завершения работы он «сиял от удовольствия». Слишком уж эффектным получался новый образ.

Нитки

Известно, что предки индигирщиков, которые сегодня живут в низовьях Колымы и занимаются охотой и рыболовством, использовали для пошива одежды оленьи шкуры. А сухожилия оленя становились крепкими и надёжными нитками для шитья одежды и обуви.

Деликатесы

Стереотип о том, что русские не употребляли внутренности животных и рыб в пищу, легко опровергают этнографические наблюдения за жизнью русских в Заполярье.

И сегодня сухожилия и костный жир из берцовых оленьих костей сторожилы севера считают деликатесами, а мучильки гуся (очищенные желудки) приобретают особенную ценность после того, как слегка протухнут.

Гадания

Традицию употреблять в пищу свиную требуху русские соблюдали на Анисьин день. В разгар Святок, 12 января, на Анисью-Желудочницу не только готовили внутренности свиньи, фаршируя кендюхи (желудки) грудинкой и луком, но и гадали.

Прежде чем есть селезёнку, её внимательно осматривали. Если внутренность оказывалась гладкой и ровной, то готовились к суровой зиме. Изучали и желудок. Когда в нём ничего не находили, были уверены, что сильные холода будут затяжными.

Заговор

В арсенале ворожей и знахарей внутренности занимали не менее почетное место, чем травы. Об одном из рецептов на удачную охоту рассказывает Михаил Забелин в своей книге «Русский быт».

Сделать рекомендовалось следующее: левый глаз орла смешать с кровью и желчью коровы, «иссушить да завязать в синий чистый платок». Такая приманка удачи, привязанная к сетям, ловушкам или капканам, гарантировала богатый улов.

А для приготовления любовных зелий особенным спросом пользовались сердечки всяческих птиц. Считалось, что пробудить женскую любовь к мужу способно питье настоя на основе воробьиного сердца, а чтобы разоблачить гулящего супруга, достаточно было приложить к его левому боку суконный платок с завернутым в него сердцем совы.

Лекарство

Многие мази и отвары на основе внутренностей животных, которые широко применялись на Руси, использует народная медицина и сегодня. Например, бобровая струя – высушенная предстательная железа.

Настойкой из неё ратники Невского заживляли раны, Пётр Первый избавлялся от похмелья, а Пушкин лечил больные суставы в Пятигорске. А ещё бобровую струю называют «русской виагрой», хотя считается, что помогает она и при тяжелейшей пневмонии, туберкулезе, гепатите, лейкемии и ещё сотне заболеваний.

Природа, казалось бы, дала человеку все для жизни - прямо бери и используй безо всякой обработки. Но одно у природы отсутствует: прозрачность. Что было прозрачным, пока стекла не было? Как человек понял, что ему нужно нечто прозрачное, что хорошо было бы вставить в дырку в стене - и тогда окно станет почти настоящим окном?

Правильно: лед. Именно он и указал человеку на поиски чего-то, что пропускало бы свет, а все остальное задерживало.

И заметим: в северных регионах лед использовали в окнах! Конечно, со временем со стороны помещения он подтаивал, однако не проблемно же его заменить! Иное дело, что работает такое окно только в холодную пору года…

Забежим вперед: проще было тем людям, которые начинали свою жизнь где-то в горах или предгорьях. Ископаемый материал - слюда. Это сейчас днём с огнем не отыскать подобных залежей, а раньше слюду находили без труда. Залегала она пластами, вроде как камень, но слоистый. Эти слои легко отделялись друг от друга и были они полупрозрачными. К тому же, тонкие слои слюды легко обрабатывались на краях.

Слюда в окнах - это было настоящим прорывом. Конечно же, первым делом такие окна появились в дамах и строениях богатых людей. Слюда хоть и «валялась», да далеко не всюду, потому была материалом дорогим. Да и изготовление окна со слюдой и его установка были в ту порпу почти как сегодня установка окон ПВХ в Минске - только специалистам под силу!

На снимке - слюдяное окно.


Для простого человека она была недоступна.

И человек искал нечто вот такое прозрачное… Ему тоже хотелось иметь настоящее окно, чтобы и свет проходил, и мошкара не летела, и тепло сохранялось!

Таковой материал был вскорости обнаружен в животном мире.

Первым была рыбья кожа. Не удивляйтесь, это нам сегодня только кажется, что на рыбе нет кожи. Есть, и очень прочная. Кожа светлых рыб - карповых - после очистки от чешуи и снятия высушивалась распрямленной. Конечно, использовались большие особи рыбы. И конечно же, рыбья кожа не имела прозрачности стекла, и окошко с рыбьей кожей очень мало напоминало сегодняшнее окно ПВХ. Но, тем не менее, определенное количество света рыбья кожа пропускала, была достаточно прочной, защищала жилище от проникновения всякого рода насекомых, от ветра и дождя. То есть, окно начало выполнять функции настоящего окна. Кроме, конечно же, защиты иного рода - от гостей посильнее мелкого животного.

Скажем, медведь без труда мог царапнуть лапой, и «вспороть» окошко. Как правило, такие визиты были ночью. Человек изловчился и стал на ночь закрывать окна массивными задвижками - появились так называемые закладные окна или волоковые - первые предвестники окон со ставнями (на снимке). И опять же, изготовление таких окон и в ту пору требовало сноровки, умения не меньше, чем сегодняшняя установка окон ПВХ . Каждому мастеру - свое время!

Вторым природным материалом, имеющим некоторую степень прозрачности, стал бычий пузырь. Бычий пузырь - это мочевой пузырь крупного рогатого скота. Использовать этот орган в каких-либо гастрономических целях наши предки не решались, а вот иное применение ему нашлось.

Мочевой пузырь имеет высокую прочность при сравнительно тонких стенках. К тому же, практически не имеет жира. Таким образом, его легко было высушить - и он не портился со временем в таком виде.

Разрезанный и вымытый бычий пузырь имел более высокую прозрачность, чем рыбья кожа. К тому же, он был и механически крепче, не требовал никакой дополнительной обработки.

И вот представьте себе: этот пузырь служил «стеклом» в окнах наших предков несколько тысячелетий! До 18 века бычий пузырь в окнах вместо стекла был таким же традиционным, как сегодняшнее окно ПВХ.
Посмотрите на первом большом снимке: вот оно, окно с бычьим пузырем.

В городах и больших селениях окна оснащались в обязательном порядке ставнями - они закрывались на ночь, во время отсутствия хозяев в доме, поскольку имели достаточно большие размеры, чтобы сквозь них мог пролезть человек. Маленькими окна для освещения с бычьим пузырем делать не было смысла - бычий пузырь был недостаточно прозрачен.

Третьим и четвертым материалом, который замещал в ту пору стекло была ткань и бумага. Бумага, конечно же, в ту пору была большой редкостью, однако, когда она появилась, ей нашли и вот такое необычное применение - служить стеклом в окне.

Как это стало возможным? Очень просто: возьмите лист бумаги, пропитайте его жиром - вы увидите, как бумага приобрела некоторую прозрачность. Так же и плотная тонкая ткань, будучи пропитанной жиром, становится полупрозрачной и может выполнять функции оконного стекла.

Т. В. Княжицкая

Журнал“Мир музея», июль 2011.

Окна выполняют две основные задачи: защищают помещение от неблагоприятных условий внешней среды и пропускают свет. Форма оконных проемов, материал их заполнения определяется климатическими условиями конкретного региона и доступными там природными ресурсами. Народы Европы и Азии использовали различные материалы для заполнения окон и их декоративного оформления. Орнаментальные решетки из алебастра в странах Востока, каменные полупрозрачные пластинки в романской Европе, цветное стекло в эпоху Средневековья…. В Древней Руси, прорубленные в бревенчатых стенах домов отверстия закрывали бычьим и рыбьим пузырем, холстом, бумагой, сыромятной кожей, в северных районах — пластинами льда, не таявшими большую часть года, и слюдой (1 ). Слюда - природный минерал, который благодаря слоистой структуре легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча слюды была одним из важных русских промыслов, стоила она дорого, от 15 до 150 рублей за пуд в зависимости от сорта (2 ), и только богатые люди «стеклили » ею окна. Лишь в тех местах, где месторождения этого минерала выходили на поверхность - по берегам рек Ангара и Лена, и крестьяне имели возможность им пользоваться (3 ). Слюда являлась одной из статей экспорта: ее вывозили как на Восток «персидские купцы», так и на Запад «купцы франкские и греческие и всякий, кто приезжает сюда, потому что этот камень имеется только здесь» (4 ). Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием «мусковита » (5 ). На большие пласты слюды существовало исключительное царское право: «Все , что бывает длиной и шириной более одного аршина, принадлежит царской монополии и не может быть открыто продаваемо никаким частным лицам» (6 ). Окна построек знати и царских дворцов еще и в XVI—XVII вв. были закрыты слюдой (7 ) . На Руси ее называли в то время «хрусталем », «стеклом московским».


Небольшие куски слюды сшивали вместе (слюдяные оконницы «нитми шитые») или прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам, под которыми края пластинок размещались внахлест (8 ). Соединяя множество различных по размерам кусков слюды, мастера придавали оконнице вид упорядоченной геометризованной сетки или орнамента, иногда с изображением в центре. К XVII столетию относятся сведения о том, что слюдяные оконницы расписывали красками, изображая цветы и травы, зверей и птиц. Так, в 1667 г. живописцу Ивану Салтанову было приказано расписать слюдяную оконницу в хоромах малолетнего царевича Петра Алексеевича - будущего императора Петра I - «в кругу орла, по углам травы, а написать так, чтобы из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы, чтоб не видно было» (9 ). В 1692 году в хоромах царевича Алексея Петровича - сына Петра I - слюдяные окна расписывались, чтобы «всквозь их не видеть». Различные изображения людей, зверей и птиц покрывали слюдяные оконницы в Переславском дворце Петра I. Некоторые из них сохранились. Расписные слюдяные оконницы своим внешним видом напоминали западно-европейские витражи и, вероятно, «обманывали » иностранцев. Так, на гравюре «Прием шведского посла графа Оксенштерна 30 марта 1674 года в Золотой палате Кремлевского дворца (из дневника Эрика Пальмквиста)» в больших окнах ясно читаются поясные изображения людей. Такое оформление окна является кабинетным типом витража, широко распространенным в Европе в светских сооружениях. Вероятно, иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как декоративное остекление, равноценное европейским витражам. Именно поэтому художник «домыслил » недостающее на оконной плоскости изображение человека.

Между европейскими витражами и древнерусскими слюдяными оконницами много общего: наборный принцип оконного заполнения, присутствие темного линейного контура из металла, в некоторых случаях — росписи. Различались лишь материалы и способы соединения элементов в единое целое: в русских окнах - сшитые или скрепленные гвоздиками пластинки слюды с полосам «белого железа», прикрывающего швы, в Европе - кусочки плоского стекла, соединенные свинцовой профилированной проволокой с пайкой в местах соединения конструкции. Слюдяные оконницы имели утилитарное назначение и играли декоративную роль в интерьере благодаря упорядоченному узору геометрических элементов в раме, в отличие от большинства западно-европейских витражей, которые в большинстве случаев несли еще и определенное содержание в сюжете, будь то гербы, галантные или библейские сцены, портреты. Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию.

Сведения о расписных слюдяных оконницах относятся только к XVII столетию. Судя по сохранившимся образцам, рисунки на них восходят к западно-европейским гравюрам позднего ренессанса (10 ). Птицы, похожие на попугаев, орлы, музыкант со скрипкой, конные воины, цветы-тюльпаны - вот перечень изображений на одной из сохранившихся оконниц в Переславль-Залесском.

Вероятно, роспись на оконницах появилась как подражание живописным европейским витражам, которые к тому времени были известны не только по гравюрам и личным впечатлениям русских путешественников за границей, но и по конкретным образцам, привезенным из Европы и находившимся в царских дворцах и домах придворной знати. Витражи были в окнах дома князей Василия и Алексея Голицыных, «что в Белом городе, меж улиц Тверской и Дмитровки» (11 ). Особенно впечатляюще были оформлены окна в верхней большой столовой палате князя Василия Голицына — парадном помещении дома. Здесь два ряда окон были остеклены (невиданная роскошь по тем временам): «в дву поясех 46 окон с оконницы стеклянными, в них месты стекла с личины», кроме того, «на дву верхних окнах» было изображение, видимо, двух ангелов: «две персони писаны живописью; у них волосы и крыле; на них же платье: на одном нижнее тафты рудожелтой, а верхнее объярей белых; на другом нижнее атлас чревчатой, а верхнее объярей же белых». Даже патриарх Филарет поддался светскому увлечению: «в 1633 г. в Крестовую писаную палатку … были куплены у немчины Давыда Микулаева „оконницы стекольчатые нарядные с травами и птицами“ за 5 р. 14 алт. 4 денги» (12 ) . Другой пример: в январе 1675 г. иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина «девять больших стекольчатых цветных окончин» (13 ). Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: такие окна называли клетчатыми и решетчатыми. Собирали их из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), часто - иноземные мастера. Такие витражи из разноцветных стекол или собранные в узор чуть подцвеченные пластины слюды дополняли пеструю обстановку дворцовых интерьеров ХVII столетия. Дневной свет, проникавший сквозь расцвеченные окна, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным. Слюда была распространенным материалом в окнах купеческих и боярских домов, церквей, приказных палат, изб зажиточных крестьян. Ее массовое вытеснение стеклом началось только в XVIII столетии и затронуло сначала дома состоятельных людей, в окнах которых слюда и стекло долгое время соседствовали (14 ), а в некоторых регионах страны слюдяные оконницы сохранялись вплоть до начала ХХ века (15 ).

Семнадцатый век остался временем наивысшего расцвета в истории слюдяных оконниц. От того периода до нас дошли замечательные слюдяницы, созданные русскими ремесленниками. Сегодня эти состарившиеся деревянные рамы с узорами-паутинками, воспринимаются как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства, по своей эффектности не уступающие орнаментальным европейским витражам.
Древнерусские оконницы постигла та же участь, что и многие другие предметы ушедшего быта. Большинство из них сгинули во времени безвозвратно, незначительную часть сохранили музеи. В начале ХХ века известный историк русского искусства Игорь Грабарь писал: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холодов и ветра и заменила прозаическим стеклом. Не так давно свершилась эта перемена и целы еще кое-где древние оконницы, сложенные на чердаках и в кладовых деревянных и даже каменных храмов» (16 ).

Если еще в XIX и даже в начале XX века кое-где в глубинке можно было встретить слюдяное оконце, то сегодня они сохраняются лишь в музеях как приметы навсегда ушедшего быта наших предков. Многие музеи имеют в своих собраниях оконные рамы со слюдяным заполнением. Лучше или хуже сохранившиеся, иногда собранные из нескольких рам со слюдяным заполнением, почти все они имеют сходные проблемы сохранности, среди которых утраты полотна, расслоение слюдяных пластинок, осыпающийся красочный слой. Главные враги слюды - время и влажность, безжалостно расслаивающие когда-то плотные тонкие пластинки и превращающие их в блестящую осыпь. Лишь единичные экземпляры представлены на экспозициях и выставках. Большинство скрыты в музейных хранилищах. Собрания слюдяных оконниц находятся в музеях Московского кремля, Государственном историческом музее, музее-заповеднике Коломенское, Государственном Эрмитаже, музее-заповеднике Переславля-Залесского. О последнем хочется сказать особо. Более 50 оконниц XVII века происходят из дворца Петра I на берегу Плещеева озера. Еще в 1803 году здесь был основан музей, где бережно сохраняли память о Великом русском царе-реформаторе. Большинство оконниц из собрания этого музея относятся к концу XVII века, они, вероятно, происходят из одного производственного центра, о чем говорит рисунок накладных оловянных элементов - репеек, одинаковые размеры металлических элементов, цвет слюдяных пластин. Имеется здесь несколько уникальных экземпляров с росписью. Судя по описи таких оконниц было две. Уникальные памятники декоративно-прикладного искусстваXVII века нуждаются в реставрации.

Изготовление витражей не было в Древней Руси народным промыслом, в отличие от художественного стеклоделия, например, в Чехии, Германии. Суровые природно-климатические условия не позволяли увеличивать оконные проемы в зданиях, а обстановка православного богослужения и пространственная организация храма не давали возможности для развития искусства витража в России. Это произошло значительно позднее, после того, как в стране было налажено промышленное производство плоского стекла и в русской художественной жизни сложились условия для развития витражного искусства. Интересно, что в начале XIX столетия, когда вошли в моду «готические стекла», как называли тогда витражи, первые проектные рисунки отечественных витражей напоминали древнерусские слюдяные оконницы. Так, например, окна птичника в Рыбинске были украшены традиционным для слюдяных оконниц ромбическим узором из разноцветных стекол. Когда схлынула волна увлечения готикой, витражи остались модной деталью украшения интерьера. Обращение к различным периодам мировой художественной культуры давало художникам и архитекторам возможность использования витражей в интерьерах самой разной стилистической направленности: «ренессансных », «восточных », «античных » и, конечно, «русских ». Изукрашенные окна, наряду с деревянной резьбой, изразцовыми печами и росписью стен стали самыми востребованными деталями при создании облика «русских » интерьеров, которые ассоциировались с богатым жилищем русского средневековья.

В Теремных палатах Московского Кремля, реконструированных архитектором Ф. Г. Солнцевым, разноцветные стеклышки в окнах, собранные в ромбический узор, были прямыми «наследниками » древнерусских оконниц. С течением времени появились и более изысканные стилизации. Так, во дворце Белосельских-Белозерских в Петербурге, не только полотно витража в Дубовой Гостиной, но и само стекло: слоистое, неровное, едва подцвеченное, — напоминает слоистую чуть мерцающую слюду.
Конец XIX - начало XX века стало временем нового осмысления древнерусского наследия, появления работ в духе национального романтизма. В живописи, архитектурных проектах, зарисовках художников этого периода часто используется мотив окна в фигурном наличнике и с узорчатым, иногда цветным заполнением. Зачастую именно оно придает изображению национальный колорит. С течением времени само присутствие узорчатого окна в интерьере превратилось в своего рода штамп, отсылающий зрителя к эпохе русского средневековья.
По прочности и светопропускной способности слюда не выдерживает конкуренции со стеклом. Именно поэтому в окнах, создаваемых по образцам древних слюдяниц, используется все-таки стекло.
Современные мастера художественного стеклоделия ориентируются в своем творчестве в основном на западно-европейское витражное искусство, в некоторых работах прослеживаются связи с русским искусством конца XIX — начала XX века, и через него, опосредованно, с культурой Древней Руси.

Всем известное наследие русской средневековой бытовой культуры - слюдяные оконницы, материал до сих пор мало изученный. Статья Игоря Киселева, опубликованная в 1981 г. в журнале «Декоративное искусство» (17 ) и его же рекомендации по обмерам и описанию слюдяных оконниц в справочнике «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков» (18 ) , обобщивших его опыт как реставратора, остаются наиболее полными исследованиями об этом явлении ушедшего быта нашей страны.

1. Тыдман Л. В. Дворец. Дом. Изба. Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е гг. М., 2000. С.176, 290.
2. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.
3. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.290-291.
4. Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С.284.
5. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.
6. Курц Б. Г. Указ. соч. С. 104.
7. Цейтлин М. А. Указ. соч. С.18.
8. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.
9. Забелин И. Е. Там же. С.142.
10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII в. М., 1996. С. 428.
11. Роспись и оценка имущества князей Василия и Алексея Голицыных… / Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Издание археографической комиссии. Т.4. СПб.,1893. Стлб.3-105.
12. Забелин И. Е. Указ. соч. С. 142.
13. Бакланова Н. А. Указ.соч. С.44.
14. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.177.
15. Архангельская областная газета «Правда Севера», № 169, 15 сентября 2001 г.
16. История русского искусства. Т. 2. СПб., 1910, С. 176-177.
17. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.
18. Киселев И. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. М., 2005.


Top