И кем был построен первый. Когда был построен Московский Кремль? В каком году был построен Московский Кремль? Бесценное сокровище мировой архитектуры

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос - когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это - древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно - лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя - столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это - новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем - СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства - или быть может, только одобрение проекта - случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали - Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея - Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея - Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но - скажут нам - если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод - далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века - крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО - что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это - отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года - всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем - уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» - понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала - Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала - подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это - отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1.1 Об итальянском Риме XV века

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Виталиан, папа, 657 г. - Император Констант II посещает Италию. - Прием его и пребывание в Риме, 663 г. - Плач о Риме. - Состояние города и его памятников. - Колизей. - Констант грабит Рим. - Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность - это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые

Человечеству неизвестно, каким было первое средство для преодоления водных просторов у людей. Нет никаких летописей, которые зафиксировали бы, каким был самый первый корабль в мире, где и кем строился: существуют только наскальные рисунки. Но все же, первыми строителями считаются древние египтяне и их лодки, сделанные из тростника и папируса: ведь деревья в Египте были редкостью, очень дорого ценились, потому, первый корабль в мире был тростниковый.

Можно смело предположить, что для того, чтобы переплыть водную преграду, человек использовал кусок бревна. Это и натолкнуло его на мысль пойти дальше и создать плавучее средство, связав несколько бревен. Вполне возможно, так появился первый плот. То же бревно, в другом месте планеты, подсказало людям идею изготовить свою первую лодку, выдолбив его изнутри. Чтобы управлять этими плавучими приспособлениями применялся длинный шест, затем – весла.

Так человеческая мысль развивалась, появлялся опыт и был создан самый первый корабль в мире, который мог отправиться в путешествие или использоваться для рыболовства, перевозки грузов. История кораблестроения говорит о том, что первыми были Древние Египтяне. Их тростниковые суда упоминаются уже в 3000 году (до н. э.).

Да, деревья для египтян – это, говоря современным языком, дефицит. Зато папирусного тростника у них было больше, чем достаточно: он рос вдоль берегов Нила и служил материалом для производства папируса. Древние египтяне придумали связывать тростник в очень плотные пучки, которые и служили основой для сооружения первых кораблей в мире. В дальнейшем, были созданы даже парусные тростниковые суда, для хождения по морям. Это была настоящая морская держава, у которой имелся и торговый, и военный флот.

Удивительно то, что именно Древний Египет становится такой страной – ведь дерево у них ценится дороже золота из-за его отсутствия. Поэтому и самый первый корабль в мире был тростниковый: его конструкция и форма была особенной, а детали связывались между собой тросами. Залог качества плавучего средства составляла его качественная связка. Шкурами зверей обтягивались борта лодок.

Известный путешественник и естествоиспытатель, Тур Хейердал, в семидесятые годы прошлого столетия, испытал точную копию тростниковой египетской лодки. Была создана лодка – катамаран «Ра», на которой путешественник со своей командой отправился в путь, решив преодолеть океан. Первый корабль в мире – «Ра», оказался очень прочным и доказал, что именно таким был флот в древние времена.

Уже через 5 столетий, в 2500 году (до н.э.), в Египте строятся и деревянные речные суда. К тому времени, они стали закупать в Ливане кедровые деревья и применять их в строительстве кораблей. Именно из кедра была сооружена барка, на которой хоронили фараона Хеопса. Кораблестроители Древнего Египта одерживали победы даже в морских сражениях, о чем рассказывают фрески Мединат-Хабу, на стенах, в храме фараона Рамзеса III.

Судостроение в мире шагнуло очень далеко: корабли, которые бороздят моря и океаны планеты, создаются из очень прочных материалов, технически, они оснащены современными навигационными приборами, радарами. А самый первый корабль в мире был построен в стране, в которой не было даже леса. Но египтяне строили корабли из тростника и даже воевали на них! И самым первым в мире государством, которое стало морской державой, шагало впереди планеты всей – был Древний Египет.

Первоначально Кремль Московский - небольшое укрепление посёлка, возникшего на т. н. Боровицком холме - мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Наиболее древние археологические находки на территории К. М. относятся к бронзовому веку (2-е тыс. до н. э.) . В раннем железном веке (2-я половина 1-го тысячелетия до н. э.) здесь было поселение, следы которого открыты у современного Архангельского собора. Славянский городок возник на месте К. М. не позднее конца 11 в. При раскопках найдены остатки деревянных построек, мостовой, инструменты ремесленников, предметы быта, украшения славян-вятичей. Среди находок - печать Киевской митрополии 1091-96. Крепость (древнее названием «град» или «град Москва» ; название «Кремль» появилось не ранее 14 в.) занимала юго-западную оконечность холма (около 1,5 га) ; открытый раскопками ров ее проходил по территории у западного фасада современного Большого Кремлёвского дворца. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147) посад городка уже занимал верхнюю часть холма; на В. , включая современную Соборную и Ивановскую площади, по берегу р. Москвы, он простирался до середины территории современной гостиницы «Россия» ; на С. доходил примерно до середины современного Дворца съездов. «Город» 1156, построенный по приказанию князя Юрия Долгорукого, охватывал территорию, в 5-6 раз большую, чем первоначальная, оставляя свободной от общепоселковой застройки центральную часть холма. На С. современной Соборной площади находилась деревянная церковь с кладбищем при ней. Укрепление К. М. тогда представляло собой деревянно-земляное сооружение (ров, вал с деревянной конструкцией в его основании) . К. М. охватывал во 2-й половине 12 в. на С. и В. территорию современного Дворца съездов, Соборную площадь и территорию первоначальных укреплений на Ю. -З. Посад в это время занимал почти всю верхнюю часть холма, а по берегу Москвы-реки распространялся далеко на В. (включая позднейшее Зарядье) . В 1237 во время монголо-татарского нашествия К. М. был разрушен. Дальнейшее развитие К. М. тесно связано с ростом значения Москвы как стольного города княжества, а затем столицы централизованного Русского государства. К концу 13 в. относится возведение первых каменных храмов - предшественников Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов. Постройкой этих храмов было положено начало монументальному оформлению главной Соборной площади К. М. При Иване I Даниловиче (Калите) возводится Успенский собор (1327) с приделом Поклонения веригам апостола Петра (1329), церковь Иоанна Лествичника (1329), собор Спаса на Бору (1330) с монастырём при нём и Архангельский собор (1333). С конца 1339 началась постройка стен и башен, рубленных из дуба. Позднее, во 2-й половине 14 в. , были основаны Чудов и Вознесенский монастыри. Готовясь к решительной борьбе с татарами, Дмитрий Донской в 1367 приказал построить белокаменные стены и башни К. М. (отсюда «Москва белокаменная») , значительно расширив его площадь. В конце 14 - начале 15 вв. продолжается каменное строительство (в т. ч. церкви Рождества и Благовещения на государевом дворе) , реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы (1404).

Общественный вид транспорта прочно вошел в жизнь крупнейших мегаполисов нашей планеты. Однако мало кто задумывается, где и кем было построено первое метро в мире – появилось необычное средство передвижения в далеком XIX веке.

В 1855 году в Лондоне численность населения превысила 2 млн человек, и проблемы передвижения по столице взволновали не только жителей города, но и властей. Из-за быстрого разрастания мегаполиса и его густонаселенности добраться из одного конца города в другой стало проблематично. Возникающие пробки на дорогах приводили к столкновениям наземного и людей, а успеть добраться до нужного места к назначенному сроку, было невозможно. Тогда же было принято решение о строительстве подземной дороги.

Строительство

Компания MetropolitanRailwaj занялась сооружением первой ветки метрополитена. Для того чтобы первое метро в мире появилось в Лондоне, властям пришлось принять непростое решение о сносе большого количества жилых домов и прочих построек, мешавших работам.

Первая ветка метрополитена прокладывалась на глубине 10 метров. В вырытый тоннель укладывались рельсы, а сверху возводилось прочное перекрытие из кирпича. Оставшийся ров засыпали. Протяженность тоннеля составила 3600 метров и включала 7 станций.

Первое в мире метро построили в 1863 году. На его открытии присутствовал принц Уэльский Эдуард II. Первым пассажиром необычного транспорта также стал будущий король Великобритании.

Перевозка пассажиров

Первый подземный транспорт выглядел не очень привлекательно. Поезда ездили на угольном топливе, вентиляции в подземелье практически не было. Одежда, волосы и лица пассажиров быстро становились грязными. Но, несмотря на отсутствие свежего воздуха, жители Лондона оценили новшество: хоть и не комфортное, зато быстрое. В первый день работы метрополитеном воспользовались почти 30 тысяч жителей столицы.

Первый год работы подземные вагоны перевезли около 1 миллиона человек, во второй – более 10 миллионов. Удобное и недорогое транспортное средство полностью завладело жителями столицы, несмотря на некоторые минусы.

Со временем локомотивы перевели на электрическую тягу, подземку углубили и соорудили эскалаторы. А к концу 1905 года лондонское метро было полностью электризовано.

Сейчас Лондонский метрополитен состоит из 12 линий и перевозит более 3 миллионов пассажиров в сутки. Его схема напоминает трубу и узнаваема многими иностранными туристами. Эмблема лондонского метро – атрибут столицы.

Московское метро

Несмотря на то, что первое в мире метро построено в Англии, с конца XIX века велись серьезные разговоры о запуске подобного транспорта. Москва перенаселялась, проблемы с передвижением по городу возникали все чаще. Первая мировая война на долгое время отложила создание метрополитена.

В конце 1931 года первый тоннель Московского метрополитена все же был заложен. Но неподготовленность рабочих постоянно срывала строительство, и власти привлекли к работе профессиональных шахтеров из Донбасса. В 1935 году первая ветка российского метро все же открылась.

В метро было 8 поездов, передвигавшихся со скоростью не более 5 км/ч. Первыми пассажирами, оценившими нововведение, стали делегаты седьмого съезда Советов.

Сейчас подземка действует во многих крупных городах. Хотя первое метро в мире появилось в Англии, на сегодняшний день крупнейшим в мире является московский метрополитен, насчитывающий 179 станций и, по предварительным подсчетам, перевозящий около 9 миллионов человек в сутки.

Время, когда был построен Московский Кремль, должно быть известно каждому человеку, любящему Россию. Потому что он является не только сердцем России, душой великой и самой большой в мире страны, но и одним из самых красивых комплексов в мире.

Древнейшие поселения

Раскопки показали, что поселения на территории Кремля существовали 5000 лет тому назад, а в VI веке нашей эры здесь уже проживали славянские племена. В центре самой Москвы найдены остатки поселения, относящегося к дьяковской культуре.

Дьяковские городища, как правило, располагались на мысах рек. В древности из соображений удобства и безопасности первыми в округе заселялись холмы на берегу реки. Желательно в устье, чтобы вода ограждала поселение с двух сторон. Водная артерия служила путем сообщения с соседями и позволяла вести более интенсивную торговлю, а холмы были не так доступны для врагов и давали возможность обзора большой территории.

Рождение Москвы

А когда был построен Московский Кремль, окруженный с двух сторон Москвой-рекой и впадающей в нее Неглинной, а также расположенное на его вершине поселение, превратились в неприступную крепость. Первое упоминание о Кремле относится к 1147 году. Тогда еще не было даже стен, возведенных в дереве. Они появились лишь через 9 лет - в 1156 году. Сердце Москвы впервые упоминается в связи с приглашением Юрием Долгоруким в только что возведенные хоромины своего союзника Святослава Ольговича, новгород-северского князя. Приезд будущего родственника (их внучка и сын - знаменитые Игорь и Ярославна - поженятся) на пир и считается датой Это именно то время, когда был построен Московский Кремль.

Великий строитель

После возведения стен кремль становится для окружающих его и близлежащих деревень административным центром. Здесь жители этих населенных пунктов находили укрытие во время нашествия врагов. Постепенно значение этой крепости увеличивалось, а территория расширялась. И вот уже при князе Даниле Александровиче (1261-1303), родоначальнике московских князей, город, выросший вокруг Кремля, становится столицей небольшого Московского княжества.

В то время, когда был построен Московский Кремль, Юрий Долгорукий основал Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский. Этот князь, всю свою жизнь управлявший ростово-суздальским княжеством и умерший там, занимался активным градостроительством. Кроме вышеперечисленных городов он основал Дубну, Кострому, Дмитров, затопленное в ходе строительства село Сенятино, и, по одной из легенд, Городец. Кроме того, им было возведено много крепостей и укрепрайонов. Так что, когда был построен Московский Кремль (год 1147), закладывались и другие пункты стратегического назначения. И ничто не говорило о том, что именно из этой крепости вырастет столица самого большого государства на свете.

Усовершенствования будущей столицы

А Москва строилась и расширялась. Князь Иван Калита (1283-1341) строит первые белокаменные соборы. И при нем же в 1340 году старые заменяются мощными дубовыми. А его внук Дмитрий Донской (1350-1389), сын московского князя Ивана II Красного, заменяет дубовые стены на белокаменные. Это и послужило поводом называть Москву «белокаменной». Именно такая красавица изображена на картине написанной в 1879 году, под названием «Вид на Московский Кремль с Каменного моста». Столица России, город с потрясающей историей не может не вызывать повышенного интереса. Любой главный город страны любим и уважаем ее жителями. Но Москва для русского человека нечто гораздо большее. И вполне естественно желание узнать подробности возникновения города, с чего он начинался, как и когда был построен Московский Кремль, год его возникновения и при каком князе возводилось это чудо.

Первые литературные упоминания

Одно из первых описаний зарождения великого города находится в повести «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы». «Ипатьевская летопись» считается первым достоверным источником, где упоминается городок Москов - место большого пира в честь встречи друзей и союзников ростово-суздальского и новгород-северского князей. На вопрос о том, в каком году был построен Московский Кремль, существует несколько ответов. Можно указать конкретную дату, в связи с которой Кремль впервые упоминается - в день «Пятка на Похвалу Богородицы», то есть, в субботу 4 апреля 1147 года. А можно долго рассказывать о том, как строился Кремль на протяжении веков. Разве можно представить себе этот комплекс без Успенского собора или Большого

Кремль строился и перестраивался

Ответ на вопрос о том, в каком году был построен Московский Кремль, будет полностью зависеть от того, что имеется в виду под этим названием - современная громадина, резиденция президента Российской Федерации, или небольшое деревянное строение, с которого все и началось. Не хватит страницы, чтобы просто перечислить все палаты, соборы, постройки, площади, сады и памятники этого главного общественно-политического и историко-художественного комплекса России, занимающего площадь в 27,5 гектаров. Территория Кремля напоминает неправильный треугольник.

Одна из жемчужин Кремля

Особых слов заслуживает Успенский собор Московского Кремля. Построен он был в 1479 году. История начала его создания относится к 1326. Великий Московский князь Иван Калита совместно со святителем Петром заложили в этом году первый каменный собор в Москве. Первопрестольный город (а именно такой статус имела Москва) обязан был иметь главный храм Святой Руси. Именно святителю Петру принадлежит ключевая роль в том, что Москва становится первопрестольной. Поэтому после смерти первый митрополит Московский был погребен в еще недостроенном главном соборе Руси. Его мощи и список иконы «Богоматерь Петровская», оригинал которой был сделан самим апостолом Петром, являются одними из главных святынь России. Собор перестраивался. Это произошло в период правления объединителя русских земель под властью Москвы, великого князя Ивана III. При нем в Кремле развернули большое строительство - все здания перестраивались в камне. И в этом случае, отвечая на вопрос о том, когда построен Московский Кремль, год можно назвать совершенно другой - 1485. За десятилетие (1485-1495) были возведены уникальные зубчатые стены, которые являются визитной карточкой великого комплекса.

Бесценное сокровище мировой архитектуры

Как уже отмечалось выше, Дмитрий Донской перестроил в камне первоначальный деревянный детинец (так еще называли на Руси Кремль). Собственно, он построил новый каменный «кремник», и год окончания строительства, 1367, тоже по праву может считаться датой, когда был построен Московский Кремль. Позднее, в период правления Ивана Грозного, ставшего первым русским царем (титул он принимал в Успенском соборе Кремля), сам комплекс тоже интенсивно достраивался.

А украшение Соборной площади - колокольня «Иван Великий», без которой трудно себе представить Кремль, так как она долгие годы была самым высоким зданием Москвы, вообще была возведена в период правления Бориса Годунова. Однако первый Московский Кремль был построен в 1147 году указом Юрия Долгорукого. Укрепленную часть города называли еще «кром», что больше подходит к деревянному терему, обнесенному деревянным забором. Единственный и неповторимый, легендарный и неприступный, Кремль является олицетворением мощи и уникальности России.


Top