Инструкция по охране труда при выполнении работ по монтажу кабельных сетей. Прокладка трубопровода: методы и технологии Труды прокла

ПРОКЛ (412–485) – древнегреческий философ-неоплатоник, глава Афинской школы, крупнейший и влиятельнейший философ поздней античности ().

О жизниПроклаизвестно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье ), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския . В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)).

Сочинения Проклатесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории , Герменевтика , Аналитики ), ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или частично комментарии к Алкивиаду , Кратилу , Государству , Тимею и Пармениду . Проклнаписал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем , Пифагором и халдейскими оракулами . Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии . Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида : сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является материя.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию, а также философию Возрождения.

Сочинения: Первоосновы теологии. Гимны . М., 1993;

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении работ по монтажу кабельных сетей доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работ по монтажу кабельных сетей допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний по электробезопасности, получивший соответствующую группу по электробезопасности и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Работник, выполняющий монтаж кабельных сетей (далее – работник), должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Работник, допущенный к самостоятельной работе по монтажу кабельных сетей, должен знать: нормативные и методические материалы по вопросам монтажа кабельных сетей. Правила устройства электроустановок. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Для того чтобы работник был допущен к самостоятельной работе, он должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного электромонтажника по кабельным сетям.
1.6. Работник, показавший неудовлетворительные навыки и знания по безопасности труда, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. В процессе выполнения работы на работника могут оказывать воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
— отлетающие твердые частицы (например, при пробивке отверстий);
— вылетающий дюбель (при пользовании монтажно-поршневым пистолетом);
— повышенная загазованность воздуха при работе с паяльной лампой, газовой горелкой, при работе в смотровых устройствах и шахтах;
— повышенная концентрация взрывоопасных паров и газов в воздухе рабочей зоны;
— токсичные вещества, входящие в состав кабельной массы, припоев;
— падение в открытый колодец;
— нагретые до высокой температуры кабельная масса, припои;
— повышенная пожарная опасность при использовании легковоспламеняющихся жидкостей (например, при работе с паяльной лампой);
— физические перегрузки (например, при разматывании кабеля с барабана, его прокладке);
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструментов, монтируемых узлов, механизмов, оборудования, инструмента;
— неудобная рабочая поза;
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.10. Работнику следует помнить о том, что основная опасность поражения электрическим током заключается в том, что человек не способен своевременно обнаружить электрический ток до начала его воздействия и, следовательно, осознать реально имеющуюся опасность и применить защитные меры.
1.11. Для предупреждения несчастных случаев работник во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.13. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.15. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний, работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, подвергает серьезной опасности, как себя, так и окружающих, поэтому может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Прежде чем приступить к выполнению работ повышенной опасности, работник должен ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ.
2.2. Перед началом работы следует привести в порядок и надеть спецодежду, спецобувь и защитную каску; при необходимости, проверить наличие и подготовить другие средства индивидуальной защиты (защитные очки, диэлектрические перчатки, противошумные наушники и т.п.).
2.3. После получения задания работник обязан выполнить следующее:
— подобрать инструмент и технологическую оснастку, необходимые для выполнения работы, проверить их исправность; инструменты и материалы должны быть расположены в удобном месте с учетом технологической последовательности их применения;
— внимательно осмотреть место предстоящей работы, привести его в порядок, убрать все посторонние предметы и, при необходимости, установить защитные ограждения;
— проверить исправность оборудования, приспособлений и инструмента, а также достаточность освещения рабочего места;
— весь инструмент и приспособления для выполнения работ должны быть в исправном состоянии; обнаруженные во время проверки дефекты следует устранить; при невозможности устранения неисправностей своими силами — работы производить нельзя;
— подобрать, предварительно проверив исправность и сроки последних испытаний, средства индивидуальной защиты.
2.4. Работник не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований охраны труда:
— при неисправностях применяемого инструмента, технологической оснастки, средств защиты работ;
— при несвоевременном прохождении очередных испытаний (технического осмотра) средств коллективной и индивидуальной защиты;
— при отсутствии видимых разрывов электрических цепей, по которым может быть подано напряжение на место работы;
— при нахождении рабочего места в пределах опасной зоны;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему.
2.5. Работник не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все работы работник должен выполнять в соответствии с проектной документацией.
3.2. При выполнении электромонтажных работ должны выполняться следующие требования безопасности:
— сверление и пробивку отверстий в кирпиче и бетоне необходимо производить с использованием защитных очков с небьющимися стеклами;
— при пробивке отверстий ручным инструментом (шлямбуром, оправкой и т.п.) необходимо проверить, чтобы длина его рабочей части превышала толщину стены не менее чем на 200 мм;
— при измерении сопротивления изоляции жил проводов и кабелей мегаомметром концы кабеля с противоположной стороны должны быть ограждены или находиться под контролем специально выделенного для этих целей дежурного, аттестованного по вопросам электробезопасности;
— электромонтажнику запрещается производить какие-либо работы, относящиеся к эксплуатации кабельных сетей;
— при использовании грузоподъемных машин и строповке материалов, изделий и конструкций электромонтажник должен иметь удостоверение стропальщика (такелажника).
3.3. Прокладка кабеля кабелеукладчиком разрешается на участках, не имеющих подземных сооружений.
3.4. При прокладке кабеля вручную на каждого работающего должен приходиться участок кабеля массой не более 30 кг.
3.5. При подноске кабеля к траншее на плечах или руках все работающие должны находиться по одну сторону от кабеля.
3.6. При выполнении монтажных работ особое внимание должно быть уделено мерам безопасности при работе с паяльной лампой, газовой горелкой и монтажным пистолетом.
3.7. При пользовании газовой горелкой следует выполнять следующие правила:
— открывать вентиль следует медленно и плавно, причем работник должен находиться в стороне, противоположной направлению струи газа;
— промежуток времени между открытием вентиля и зажиганием смеси должен быть наименьшим, поэтому надо сначала поднести огонь, а затем открывать вентиль горелки;
— баллон с пропан-бутановой смесью должен быть окрашен в красный цвет с белой надписью;
— не допускается перемещение с зажженной горелкой за пределы рабочего места;
— при перерывах в работе пламя горелки должно быть потушено, а вентиль на ней — плотно закрыт.
3.8. Кабельная масса для заливки муфт должна разогреваться на жаровне без открытого огня; при этом следует пользоваться ведром с носиком и крышкой.
3.9. Клеящие составы необходимо хранить в закрывающейся посуде; нельзя допускать попадания клея на кожу или в органы дыхания.
3.10. При монтаже кабеля с помощью строительно-монтажного пистолета следует выполнять следующие требования безопасности:
— при забивке дюбеля в вертикальную плоскость пистолет следует держать на уровне груди; при этом голова и ноги должны быть на расстоянии от стены, равном длине пистолета;
— в момент выстрела ось пистолета должна находиться под прямым углом к поверхности строительного основания, а рука, поддерживающая пристреливаемую деталь, — на расстоянии не менее 150 мм от точки забивки дюбеля;
— нельзя забивать дюбель в строительное основание, прочность которого выше прочности дюбеля, а также в основание, обладающее хрупкостью.
3.11. При выполнении работы работнику следует пользоваться только исправным инструментом.
3.12. Ручной инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.
3.13. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.
3.14. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.
3.15. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.
3.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе.
3.17. Не следует использовать рукоятки, изготовленные из мягких и крупнослоистых пород дерева (ели, сосны и т.п.), а также из сырой древесины.
3.18. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин; к свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук.
3.19. Ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента; клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали, и иметь насечки (ерши).
3.20. Работать инструментом (например, напильником), рукоятка которого посажена на заостренный конец без металлического бандажного кольца, запрещается.
3.21. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.
3.22. Работник, работающий ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:
I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.
3.23. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным шнуром со штепсельной вилкой.
3.24. Шнур в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента, и выступать из них на длину не менее пяти диаметров шнура.
3.25. Во время работы шнур электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.
3.26. При пользовании электроинструментом, его шнур не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз; шнур по возможности нужно подвешивать.
3.27. Запрещается держать электроинструмент за провод, касаться руками вращающегося инструмента или производить замену режущего инструмента до полной его остановки, а также работать в рукавицах, а не в диэлектрических перчатках.
3.28. Недопустимо выполнение работ электроинструментом с приставных лестниц; на высоте свыше 1,0 м для работы с электроинструментом должна быть устроена специальная огражденная площадка.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно приступить к тушению пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы работник обязан выполнить следующие операции:
— отключить электроинструмент и другое используемое в работе оборудование;
— привести в порядок рабочее место, удалив с проходов посторонние предметы;
— ручной инструмент, приспособления очистить и убрать в отведенное для хранения место;
— привести в порядок и убрать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, умыться теплой водой с мылом и, при необходимости, принять душ.
5.2. О всех замеченных в процессе работы нарушениях и неисправностях необходимо сообщить непосредственному руководителю.

ПРОКЛ

Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410 - 485). Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля, Эпикур и основатель стоицизма Зенон.

Но как непохожи были Афины и их философы во времена Прокла на Афины времен Аристотеля и Анаксагора! Начавшийся в школе Аристотеля интерес к развитию специальных знаний, выдвинувший крупнейшие фигуры таких ученых, как Теофраст и Стратон, у которых в ряде их исследований и воззрений торжествует не только натурализм, но и доподлинный материализм, сходит на нет, торжествует идеализм как в понимании природы, так и в учении о человеке, в антропологии и психологии.

В философию глубоко проникает мистика, влияние восточных культов, суеверия и служащая им культовая обрядность. Дух науки, научного исследования истины покидает философию, а то, что от него остается, направляется на цели, далекие от действительного научного.знания.

В этой обстановке протекало философское развитие Прокла. От него осталось огромное литературное наследство, до сих пор мало изученное. Особое место в нем занимают составляющие много сотен страниц комментарии к труднейшим диалогам Платона и «Началам» Евклида. Комментарии к «Пармениду» и «Тимею» Платона, а также к его «Кратилу» далеко выходят за рамки комментирования текстов Платона и заключают в себе систематическое изложение всех основных во-

529

просов и учений неоплатонизма, а также богатейшую и разнообразную историко-философскую информацию. Метод.комментирования Платона у Прокла представляет дальнейшее развитие метода Ямвлиха. Выдающимся теоретическим сочинением Прокла было «Богословское элементарное учение». Это настоящий катехизис неоплатонизма в наиболее зрелом его виде. Сочинение состоит из 211 тезисов, излагающих в чрезвычайно сжатой форме всю систему неоплатонизма, т. е. учение о Едином, об Уме, о Душе и о Космосе. Тезисы сопровождаются пояснениями, без всяких цитат, чрезвычайно сжатыми, далекими от литературных прикрас. Напротив, чрезвычайно подробным было сочинение Прокла «О богословии Платона», в котором обстоятельно излагалось на основе Платона учение о Едином и о трех родах богов: мыслимых, мыслящих и мыслимо-мыслящих. В этом учении Ум выступает как объект, или предмет мышления, как его субъект и как объект и субъект одновременно.

Еще последовательнее и настойчивее, чем Ямвлих, Прокл проводит принцип и метод триадического построения и изложения. В основе этого метода лежит учение о том, что само развитие предмета триадично. Оно является таким и в большом и в малом, и в общем и в деталях, и в самом возвышенном и в самом низком. По триадам развивается и строится у Прокла все в мире богов и в мире живых существ, во всем космосе и в сфере философии, мифологии и мантики.

В триаде Прокл различает три момента. Первый из них - пребывание в себе. Другие названия для него - причина, неделимое единство, «наличие», «отец», «потенция». Второй момент триады - выступление из себя (proodoV ), иначе - эманация за свои предела, причинение или действие в виде причины. Это переход из единства во множество, начало делимости, «мать», энергия. Третий момент - возвращение из «инобытия» обратно в себя (epistrofh ), возвышение от дробности и множества вновь в неделимое единство, а расчлененное единство, в «эйдос» или единораздельную сущность. Итак, в своей основе эти три момента образуют «пребывание», «выступление» и «возвращение».

Это та же триада Плотина, в которой диалектика Единого, Ума и Души выработана в четкую триадиче-

530

скую схему, более рассудочную и более схоластическую, чем у Плотина.

В учении о Едином - первом звене триады - Прокл опирается на расчленение Единого, разработанное в предшествующей традиции неоплатонизма, и прежде всего у Ямвлиха. Как и Ямвлих, он отличает от безусловно непознаваемого Единого другое Единое. Это последнее уже содержит в себе некоторую множественность, но так как оно лишено еще всяких качеств, то оно предшествует даже Уму. существует между безусловным Единым и Умом. Называется эта ступень у Прокла числом, иначе - «над-бытийиыми единицами». Принципиально учение это было намечено уже у Платона и в неоплатонизме - у Плотина.

Триадическому расчленению подвергается у Прокла также и второе после Единого звено основной триады - Ум, который толкуется по разным ступеням: .

1. Как Ум Мыслимый, т. е. «интеллигибельный» (nohtoV ), или «пребывание в себе». На этой ступени Ум - предмет для него самого, или «бытие».

2. На второй ступени Ум выходит из себя и есть мышление Умом самого себя. Это Ум «интеллектуальный», или Ум «мыслящий» (noeroV ), t. е., «ум» в собственном обычном смысле слова.

3. На третьей ступени Ум есть возвращение к самому себе, или тождество бытия и мышления. Это Ум «интеллигибельно-интеллектуальный», иначе - «жизнь-в-себе» (autozwon ).

Формально триада Ума у Прокла как будто напоминает триаду Гегеля в немецком классическом идеализме. Но есть между ними важное различие. В триаде Гегеля «эманация» мыслится как возрастающая: синтез, или третий момент, в ней полнее и богаче предшествующих двух. В триаде Прокла, напротив, «развитие» понимается не как прогрессивное, а как регрессивное: в ней наиболее полным и богатым Умом оказывается «интеллигибельный» (мыслимый), а наиболее бедным - «интеллектуальный» (мыслящий).

Наивысшие и идеальнейшие боги выражают собой «интеллигибельный» ум. Здесь три триады согласно Триадическому закону, указанному Платоном в «Филебе»: 1) предел; 2) беспредельное; 3) смешанное из предела, и беспредельного.

531

На этом. впрочем, триадическая классификация богов из области Ума у Прокла не заканчивается: развиваются все новые их триады, которые в своем дальнейшем развитии становятся в известных звеньях из триад гебдомадами, т. е. седмерицами. Третья гебдомада интеллектуальных богов, именуемая Зевсом, в своем седьмом члене представляет переход к душам и называется «источником душ».

Триадический принцип рассмотрения сохраняется у Прокла также и для третьего момента основной триады - для мира Души - и обнимает души божественные, демонические и человеческие со всеми их дальнейшими подразделениями.

Учение Прокла оказалось последней системой эллинистического неоплатонизма, пытавшейся подвести итог его развитию и сохранить его духовное достояние и идейное господство. Задача эта не могла быть успешно разрешена, несмотря на положение Прокла в Афинах как главы Академии и несмотря на его мощный систематизаторский талант и могучий аналитический ум. Система Прокла не могла противостоять христианству не только как побеждающая сила, но даже как сила духовная, направленная на консервацию и реставрацию уходящего в прошлое греческого многобожия и связанной с ним философии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь христианство было господствующей в империи и даже признанной государственной религией уже в течение двух полных столетий.

В 529 г. декретом императора Юстиниана была закрыта платоновская Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое тысячелетнее существование.

По прозванию Диадох , т. е. преемник (в управлении афинской школой) - главный представитель позднейшего неоплатонизма и последний значительный философ древнего мира (410-485); происходил из богатого семейства ликийского города Ксанфы, родился в Константинополе, учился в Александрии философии у перипатетика Олимпиодора и математике у Герона, позже переселился в Афины, где стал учеником неоплатоника Плутарха, сына Несториева (сочинения не сохранились, но в свое время он был знаменитее последнего Плутарха Херонейского и даже прозывался Великим), и дочери его Асклепигении, посвятившей П. в тайные учения и практику теургии. После смерти Плутарха он был любимым учеником, а затем преемником Сириана (см.). Будучи с ранней юности предан реставрированной неоплатониками восточно-эллинской языческой религии, П. руководствовался в своей личной жизни аскетическими принципами, не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал особые посты по уставам египетской религии и культа Кибелы, а также по личным постановлениям богов, являвшихся ему во сне. Ученик и биограф его, Марин, сообщает о нем много чудесного. Философия П. - строго систематичная и в некоторых пунктах своеобразная обработка неоплатонических воззрений. В основе ее лежат три идеи: 1) общая идея всякой и особенно восточной мистики о первом начале, или Божестве, как превосходящем всякое понятие и определение, сверхсущем и неизреченном; 2) общая П. с Плотином и другими неоплатониками идея о трех "начальных ипостасях" - Едином, или Благе, Уме и Мировой Душе; 3) более специально принадлежащая Проклу, хотя находящаяся в зародыше и у его предшественников, идея тройственного диалектического закона мирового развития. Согласно этому закону, все существующее по отношению к единому вообще и всякое существо или круг существ по отношению к своему частному единству рассматриваются в трех последовательных положениях: а) пребывания (μονή) в единстве, б) выступления (πρόοβος) из него в силу своего различения и в) возвращения (επιστροφή) к нему в силу своего сходства с ним. Эта тройственная схема, напоминающая Гегелевы три момента развития идеи (см. Гегель), проходит через всю систему П. также подобно Гегелеву диалектическому построению всего мыслимого и существующего из саморазвивающего понятия, с той разницей, однако, что П. видел в своей диалектике лишь постигаемый умом закон , которым определяется раскрытие всякого бытия, не полагая в этом диалектическом движении сущность самого бытия, как это делал Гегель. С точки зрения П., развивающаяся из абсолютного первоначала полнота мысленных определений всякого бытия хотя выражает собой свою первопричину, но не совершенно ей адекватна, не покрывает ее, так что абсолютное, или сверхсущее, несмотря на свое откровение, неизменно пребывает в своей неизреченности, остается по существу тайным и скрытым. А затем и все множество определений, развивающихся по тройственной схеме, не представляет в системе П. только логические моменты самодвижущейся мысли, а относится к живым силам и сущностям, имеющим, кроме логического, и теологическое или мифологическое значение. Первая ипостась (неизреченное Единое, или Благо) в системе П. не порождает непосредственно, как у Плотина, вторую (верховный Ум), а проявляется на первой ступени своего процесса (πρόοβος) в определенном, хотя для нас неопределимом множестве абсолютных единиц (αυτοτελεϊς ενάδες), или сверхсущем числе, которое, имея перед собой лишь первоначало, отражает только его абсолютность, без всякой примеси каких-нибудь сложных определений. Эти единицы суть для П. боги по преимуществу; их совокупность представляет собой все существующее в его первоначальном, непосредственном отношении или близости к абсолютному. Гармония сверхсущего числа, выступающая из Единого раньше Ума, есть для П. подлинное начало Провидения (πρόνοια = πρό νοΰ), или первое посредство между неизреченным и несообщаемым (αμέθεκτον) божеством и действительным миром. Как из абсолютно Единого возникает совокупность сверхсущих единиц, так вторая начальная ипостась - Ум - раскрывает свою полноту в целом мире сущих умов, состав которого, правильно расчлененный и неразрывно связанный по закону тройственного единства, представляет множество подчиненных и соподчиненных триад. В каждой из них первый член соответствует моменту пребывания или замкнутости, второй - различения и выступления, третий - возвращения к единству. Вся совокупность умопостигаемого мира разделяется на три основные триады: 1) мыслимое (νοητόν), 2) мыслимое и мыслительное вместе (νοητόν αμα καί νοερόν), 3) мыслительное (νοερόν). Это различение и по смыслу, и по выражению близко подходит к Шеллинговой формуле: субъект, объект и субъект-объект, с той разницей, что у П., согласно общему характеру древней философии, на первом месте является объективное, а не субъективное определение и третьим, или заключительным, моментом является не синтез обоих предыдущих, а лишь одностороннее субъективное положение - также согласно с духом всей древней философии, для которой цель мирового процесса состояла лишь в простом возвращении к первому началу. В дальнейших расчленениях первый (объективный) член триады обозначается у П. как бытие и существование (ϋπαρξις), второй (объективно-субъективный) - как жизнь (ζωή) и сила (δύναμις), третий - как мышление (νόησις) и знание (γνωσις). Впрочем, по внутренней связи и единородности всего во всяком действительном члене умопостигаемого мира содержится и бытие, и жизнь, и знание; различие состоит только в преобладании того или другого из основных определений: в первом члене известной триады жизнь и знание или мышление содержатся под аспектом бытия, во втором бытие и знание - под аспектом жизни, в третьем бытие и жизнь - под аспектом знания. Мыслимый (объективный) член первой триады расчленяется опять на три триады: a) мыслимую в узком значении (чисто объективную), первый член которой есть предел (πέρας), второй - беспредельность (απειρια), третий - сущность (ουσια), называемая П. ради верности Платонову Филебу смешанным (μικτόν); b) средняя триада, члены которой различаются у П. довольно смутно, носит общее название мыслимой жизни (νοητή ζωή); c) третья, называемая саможизнью (αύτοζωον), содержит совокупность идеальных сущностей, или первообразов. Во второй из основных триад (объективно-субъективной) мы встречаемся с божественными числами, затем с богами-сохранителями (θεοί συνεκτικοί) и, наконец, с богами-совершителями (θεοί τελεσιουργοί), а в последней из основных триад (субъективной) уже являются знакомые боги греческой феогонии и мифологии: Кронос, или чистый ум, Рея, или животворная сила, вызывающая ум к движению, Зевс-Зиждитель (δημιουργός) - самомыслящий (αυτόνους) творческий ум, выводящий из себя все рода существ с помощью подчиненных ему младших зиждителей (νοι δημιουργοί), затем божества ограждающие (φρουρητικοί) - Афина, Кора, Куреты. Третья, начальная ипостась - мировая Душа, связующая умопостигаемый мир с чувственным, - также расчленяется на великое множество иерархически расположенных психических существ - божественных, демонических, астральных, животных и человеческих. П. признавал все части природы индивидуально одушевленными, как и прочие неоплатоники, но расходился с ними во взгляде на материю, или на субстрат телесного бытия (ή ύλη καί παν το ύπυκείμενον των σωμάτων): для них материя была лишь крайним ослаблением божественной эманации, чем-то дефективным или не сущим (μή ον), тогда как П. выводил ее из умопостигаемого начала беспредельности, т. е. из высшей мыслимой триады. Соответственно этому он приписывал тела и богам, отличие же низших существ полагал не в телесности вообще, а лишь в сложности, грубости и косности их тел. В связи с этим причину зла (нравственного) он видел не в материи, а в произвольном отвращении человека от мира умопостигаемого и в его безмерной и неразумной привязанности к предметам чувственным. Физические бедствия П. признавал или безразличными следствиями общего мирового порядка и необходимыми условиями самого бытия частичных ограниченных существ, или же педагогическими средствами исправления и большего блага. П. принимал общее платоническое учение о переселении душ, но у него заметна тенденция ограничить область такого переселения и не допускать (как общее правило) переход человеческой души в животные тела. Более замечателен его взгляд на высшую силу нашей души; выше ума у человека способность к непосредственному восприятию абсолютно-единого - того, что выше всемирного ума. П. называет эту высшую силу "цветом нашей сущности" (ανθος της ούσιας ήμων) или "тем единым в душе, что лучше и ума в ней" (το εαυτης εν, οεστικαί του έν αυτή νοΰ κρεϊττον). Действие этой трансцендентной силы - мистический энтузиазм, или священное безумие (μανία). Хотя эта сила действует независимо от воли, но человек может и должен возбуждать ее в себе подготовительным процессом постепенного восхождения или возвращения души к божественному началу. Три главные ступени этого процесса суть: чистая любовь (ερως), умозрительное познание истины и дела веры или благочестивые упражнения - молитвы, жертвоприношения и вообще теургия , т. е. деятельное общение с высшими демонами и богами, причем вспомогательными средствами для сближения нашего с этими высшими силами служат музыка и поэзия. Из многочисленных философских сочинений П. дошли до нас следующие: 1) "Στοιχειωσις θεολογική "; 2) " Περί τής κατά Πλάτωνα θεολογίας"; 3-5) три (сохранившиеся лишь по-латыни) трактата о провидении и о зле; 6) "Είς τήν Πλατωνος πολιτείαν "; 7) " Εις τον Πλάτωνος Τίμαιον "; 8) " Εις τον Πλάτωνος Παρμενιδην "; 9) " Εις τον Πλάτωνος πρωτον Άλκίβιαδην "; 10) " Εις τον Πλάτωνος Κράτυλον". Собрание сочинений П. изд. Cousin (П., 1820-25, с дополн., 1864). См. A. Berger, "Proclus, exposition de sa doctrine" (П., 1840); H. Kirchner, "De Procli metaphysica", (Берлин, 1846).

Из математических сочинений П. самым замечательным является его комментарий к I-й книге "Элементов" Эвклида, представляющий после утраты сочинений по истории математики Эвдема и Теофраста единственный источник наших сведений об истории геометрии в Древней Греции до Эвклида. Комментарий составлялся им не для одной только первой, но для всех книг "Элементов" Эвклида. Получил ли он, однако же, окончательную отделку или даже вообще был ли доведен до конца, нам неизвестно. Из других математических сочинений П. до нас дошли: составленная по Геминусу и потому не имеющая самостоятельного значения "Σφαϊρα ", " Υποτύπωσις των αστρονομικων ίύποθέςεων ", " Παράφρασις εις τήν του Πτολεμαιου τετραβιβλον" и некоторые другие, остающиеся пока еще в рукописях. В гораздо большем количестве дошли до нас философские произведения П., из которых назовем: "Στοιχείωσις φυσική" или "Περί κινήσεως", представляющее изложение в эвклидовской форме учения Аристотеля о движении. Об оригинальных результатах деятельности П. в области математики нам почти ничего не известно. Таковыми считаются обыкновенно некоторые возражения против Эвклидовского и Птолемеевского учений о параллельных линиях и определение эллипса как геометрического места определенной точки, взятой на данном и имеющем постоянную длину отрезке прямой, при всех положениях, которые он может занимать вследствие перемещений его концов на сторонах одного и того же прямого угла. Вышеуказанное важное значение для науки комментария П. к I-й книге "Элементов" Эвклида обратило на него внимание ученых еще в XVI столетии, когда Гринеусом был впервые напечатан его греческий текст в базельском издании Эвклида 1533 г., а Бароцием был сделан вышедший в свет в 1560 г. в Падуе латинский перевод. Не менее важно в научном отношении и новейшее издание (Фридлейна) греческого текста того же сочинения, вышедшее в 1873 г. в Лейпциге под заглавием "Procli Diadochi in primum Euclidis Elementorum librum commentarii". О жизни и философской деятельности П. см. E. Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (III ч., 2 отд., стр. 774-826; 3 изд., Лейпциг., 1881).

  • - Легендарный царь Лаконики, правивший в XI в. до Р.Х. Сын Аристодема. Родоначальник царского рода Звринонтидов...

    Все монархи мира

  • - - греч. философ-идеалист, видный представитель позднего неоплатонизма, нек-рое время был главой Афинской школы неоплатоников. Прозван Диадохом, т.е. преемником. Автор многочисл...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - , греч. философ-неоплатоник. С его именем связан расцвет и систематич. завершение неоплатонизма. Он представил развитый Плотином и Ямвлихом идеализм в форме триады...

    Словарь античности

  • - Proklos, ок. 410-485 гг. н. э., греческий философ. Родился в Ликии...

    Энциклопедия античных писателей

  • - Греческий писатель и мистик-философ, известный как комментатор Платона, прозванный Диадохом. Жил в пятом веке и умер в возрасте 75 лет, в 485 г. н.э., в Афинах...

    Религиозные термины

  • - по прозванию Диадох, т.е. «преемник» - греческий философ-неоплатоник. Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины. Учился в Александрии у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода...

    Новейший философский словарь

  • - Диадох, выдающийся философ-неоплатоник, глава Афинской неоплатонической школы, систематизатор важнейших направлений античной философской мысли и мифологической традиции, оказавший огромное влияние на...

    Античная философия

  • - Епископ Ульяновский и Мелекесский с сентября 1989 г.; родился 10 октября 1943 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградскую духовную семинарию в 1973 г., Ленинградскую духовную академию в 1977 г., кандидат богословия...
  • - игумен Тихонова Николаевского мон., костромской епарх.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Диадох - др.-греч. философ-неоплатоник. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы Академии платоновской...

    Философская энциклопедия

  • - 1) св. мученик, родом из города Калипты близ Анкиры; был распят за Христа в начале II в.; 2) священномученик, обезглавлен около 305 г. в Италии...
  • - по прозванию Диадох, т. е. преемник - главный представитель позднейшего неоплатонизма и последний значительный философ древнего мира...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - , античный философ-идеалист, представитель афинской школы Неоплатонизма...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнегреческий философ. Осуществил универсальную диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода...

    Современная энциклопедия

  • - древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода...
  • - христианский монах, подвизался в Синайской пустыне; преподобномученик. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 января...

    Большой энциклопедический словарь

"Прокл философ" в книгах

1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии) Как уже говорилось философия – это прежде всего история философии, где мы находим основные философские («вечные») вопросы, проблемы и сюжеты, узкие тропинки и широкие дороги ищущей человеческой

4. Прокл

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

4. Прокл Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410–485). Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля,

4. Прокл

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

4. Прокл Прокл, позднейший неоплатоник, о котором нам еще осталось сказать, имеет более важное значение, чем Порфирий и Ямвлих. Он родился в 412 г. в Константинополе и умер в 485 г. в Афинах; учился же он и провел б?льшую часть своей жизни также в Афинах у Плутарха. Его жизнь

4. Прокл

автора Лосев Алексей Федорович

4. Прокл Окончательную систематизацию всего античного учения о числе с точнейшим использованием всей относящейся сюда терминологии мы находим у Прокла. Тексты из Прокла на эту тему приведены у нас в своем месте (ИАЭ VII кн. 2, 57 – 62). Они поражают как большой точностью

5. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

5. Прокл Минуя интересные, но для настоящего общего очерка второстепенные материалы Ямвлиха (ИАЭ VII, кн. I, 137 – 142), Феодора Асинского (304 – 307), Саллюстия (339) и Юлиана (372), мы остановимся на Прокле, у которого необходимо констатировать окончательное завершение всей античной

3. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

3. Прокл а) После всех приведенных у нас сейчас неоплатонических текстов можно ли удивляться тому, что Прокл, главнейший завершитель всего античного платонизма, возводит материю вплоть до полного отождествления ее (в формальном смысле) со сверхсущим и сверхразумным

5. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

5. Прокл В окончательной форме и с полным соблюдением терминологической точности и системы учение о гармонии дано у Прокла. Как того и требует само положение дела, Прокл в основном прямо связывает гармонию со своим учением о трех ипостасях и воплощении этих трех ипостасей

4. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Прокл Примечательно то, что у Прокла при всех наших поисках мы не нашли термина"подражание". Но производное от этого термина в глагольной форме"подражать", насколько нам удалось установить, имеется в"Первоосновах теологии"и в комментарии Прокла на

3. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

3. Прокл В противоположность Плотину Прокл довольно часто пользуется катартической терминологией, и притом по преимуществу с ноологической семантикой. Это можно считать завершением всей античной теории катарсиса.Но прежде чем рассмотреть эту семантику, укажем на

13. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

ПРОКЛ

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

ПРОКЛ Легендарный царь Лаконики, правивший в XI в. до Р.Х. Сын Аристодема. Родоначальник царского рода Звринонтидов (Геродот: 6;

Прокл

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Прокл Прокл, по прозванию Диадох, т. е. преемник (в управлении афинской школой) – главный представитель позднейшего неоплатонизма и последний значительный философ древнего мира (410 – 485); происходил из богатого семейства ликийского города Ксанфы, родился в

Прокл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Прокл Прокл (Pr?klos) (около 410, Константинополь, - 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма. Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения П. - «Первоосновы теологии» [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в книге: Лосев А. Ф., История

Философ живописи Философ живописи О новой выставке Дмитрия Плотникова Илья Комов 30.01.2013

Из книги Газета Завтра 948 (5 2013) автора Завтра Газета

Прокл

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Прокл В древнегреческой мифологии Прокл (Procles) – царь спартанский, сын Аристодема, один из двух братьев-близнецов (Прокл и Эврисфен), по преданию, родоначальник царской семьи Проклидов

Прокл (412 - 485 н. Н.э.) родился в Константинополе, учился в Афинах, где и прожил всю свою жизнь. Продолжатель учения Плотина и Ямвлиха, он сознательно выдвинул и обосновал то, что было в зародыше его предшественников - неоплатоников, - идею триадичная развития, которая позже стала неотъемлемым элементом диалектического мышления как триада тезис - антитезис - синтез.

Система Прокла сложная как для восприятия, так и для изложения. В ней много надуманного, но одновременно и немало рациональных моментов, одним из которых является идея диалектического развития.

Исходной основой системы Прокла стала платоновская идея единственного в ее неоплатоновского интерпретации как першоединого и эманации из него всего сущего. Проклом это першоедине все больше обожествляется, ставится выше всякого понятия и бытия, превращается в исходное надбуттеве и сверхразумного першоначала, объявляется Богом вообще. Такое преобразование единого давало возможность ему устранить имеющуюся противоположность идеального и реального, субъекта и объекта, першодии и действия, перейти к свободному логического конструирования введением новых богов как универсальных логических моделей всякого бытия, рассмотрения эманации не просто становления, а диалектический процесс порождения в першоединому, выхода рожденного из него и возврата к нему. Первым актом эманации у Прокла выступило порождение некоторого надбутийного и единичного (геннеады), которое тоже есть Бог, единственный, но такое, что расчленяется на множественное, где постоянно изобилует единственное и множественное. Это тот самый (нус) Плотина и Ямвлиха.

Однако у Прокла ум - это не просто бытие, а бытие как становление, жизнь в мире ума, субъективный ум, с которым связано мышления, без которого ему нечего было бы мыслить. Как таковой он находится в себе, выходит из себя и возвращается в себя. Каждый из них имеет свою триаду с выходом на бутийни сферы, распадаясь на бытие разумное, интеллектуально разумное (жизни) и интеллектуальное (мышления). Все эти проявления ума связываются с богами, из которых освещаются мировые космические души, души богов, демонов, небесных тел, души полубогов - героев, души людей и животных. На этом уровне осуществляется переход от надбутийного мира к бутийного, мира сверхчувственного к чувственному, структурирования космоса в систему единства бытия и жизни - живого космоса, возникает прежде всего как бытие, потом как жизнь, а вместе - единство космического бытия и космической жизни, сфера олимпийских богов.

Природа в этом космосе снижается до вещественности, материи как продукта предельного ослабления божественной энергии. Но материя еще не зло. Оно находится не в материи, а вытекает из произвольного презрения низшего к высшему. Преодолевается зло не с помощью разума, науки. Физика, математика, этика, философия привлекают человека только к внешнему, низшего вида добродетельным. Выше него есть слияния человеческого разума с мировым разумом изнутри, а высшим благочестием - выход за пределы ума до единого. Последнее достигается экстазом, который выше всяких наук и всякого ума. Система Прокла была достроена изящными логическими конструкциями Дамаския.


Top