Мужчины азербайджанцы какие они в любовники. Пять причин почему азербайджанские парни выбирают русских девушек. Замуж за азербайджанца — опасный союз

17:10 | 14.09.2009 Двух зайцев одним выстрелом - одна жена в Азербайджане, другая - в Москве

Управление ЗАГС города Москвы привело очень интересные цифры, которые заставляют человека задуматься.

Представьте, что каждый шестой-седьмой брак в Москве - интернациональный. «За восемь месяцев 2009 года было заключено 8248 браков с участием иностранных граждан, что на 956 больше по сравнению с тем же периодом прошлого года», - сообщает российские СМИ.

По статистике, наибольшей популярностью московские невесты и женихи пользуются у граждан Турции, Германии, Израиля, Великобритании, США, Италии, Франции. Лидерами среди государств СНГ являются Украина, Армения, Молдавия, Узбекистан и Азербайджан. Ежегодно в Москве регистрируют браки иностранные граждане из более 100 иностранных государств.

Интересно, какие факторы заставляют азербайджанцев, работающих в России, создавать семьи с русскими девушками, тогда как большинство этих людей имеют семьи в Азербайджане? Что же привлекает азербайджанских мужчин в русских девушках и наоборот? Этот вопрос Vesti.Az попросил прокомментировать главу Женского кризисного центра Матанат Азизову.

«Ни для кого не секрет, что большое количество мужского населения нашей страны выезжает в Россию на заработки. К сожалению, пошла такая тенденция, когда наши мужчины стараются поехать туда без жен и детей, что открывает им широкие возможности для знакомства с женщинами в той стране, где их никто не знает. И еще один факт - для того, чтобы жить в Москве на законных основаниях, нужны документы, а самый легкий путь - женится на гражданке России, чтобы в будущем получить право на проживание, а затем и гражданство. В основном, это бывают гражданские браки, когда одним выстрелом как бы убивают сразу двух зайцев - одна жена в Азербайджане, другая - в Москве.

Российские и украинские девушки и женщины предпочитают больше кавказских мужчин. Причина этого кроется в том, что в России трудно представить мужчину непьющим. Имидж семейного мужчины в России опускается все ниже и ниже. Азербайджанский же мужчина все-таки воспитан по-другому, наши мужчины более уважительно относятся к семье, к женщине. Для российских девушек азербайджанские мужчины – это выгодная партия», - сказала она.

По словам Азизовой, «для азербайджанских женщин существуют определенные ограничения – не носить короткое платье, не работать, не употреблять алкогольных напитков, не курить. Но весь парадокс состоит в том, что при пересечении границы наши мужчины начинают выбирать именно доступных для себя женщин, то есть азербайджанский мужчина становится другим. Даже элементарно, многие азербайджанские женщины задаются вопросом: «Чем отличается любовница от жены?» и своеобразно отвечают на этот вопрос: «Любовница более открыта и раскрепощена, нежели жена». Азербайджанскому мужчине в российской женщине нравятся открытость в интимных отношениях, что тоже является стимулом для создания семейных отношениях», - подытожила она.

Всем привет)) пишу впервые, очень хочу услышать мнения и советы...) особенно тех, кто имел полобный опыт.

Мне 24 года, родилась и живу в Киеве. Недавно по работе познакомилась с парнем азербайджанцем, он у нас проходил обучение. Ему 26 и он уже несколько лет живет в Украине. По его инициативе начали общатся в переписке, а вчера я с ним встретилась. Он очень симпатичный, милый, воспитаный, хорошо знает русский. Мы ходили гуляли в центре и сидели потом в ресторане. Он не приставал, руки не распускал и даже не целовал на прощание(просто невинный поцелуй в щеку), видимо так как рядом были люди. В процесе общения говорил об отношениях, что если с кемто встречается, то с другими девушками не изменяет. Вобщем вечер прошел приятно, мне он очень понравился и очень заинтересовал.

Понимая что моральные ценности и менталитет у нах народов разный, я естественно вела себя скромно. Наруку мне также сыграла строгость моего папы, что парню очень понравилось. Но я допустила одну оплошность, хотела быть честной с ним и рассказала в переписке еще до встречи об отношениях с мужчиной старше меня на 15 лет, что моему спутнику неочень понравилось, он долго возмущался как так, он же старый т.д. и т.п.. Я эту тему както замяла, но осадок остался.

Вобщем придя вчера со свидания меня ждал еще один неприятный и несовсем мне понятный разговор. Он начал настойчиво приглашать меня к себе, на что я сначала отшучивалась, потом начала обьяснять боллее прямо, а в конце вобще обиделась и посоветовала снять для развлечений себе когото в клубе, так как терпение мое закончилось. После этого он сказал что специально настаивал, типа позлить и проверить мою реакцию. Ну ладно, может оно и так, хотел проверить мою распущеность. Но дальше последовал разговор об оральном сексе, высказывался он на тему минета, типа если девушка комуто его делала до него, ему неприятно будет с ней целоватся. Я конечно не сплоховала, темболее что оральный секс даже в 21-м веке у нас любят не все. Сказала что минет не люблю и не делаю. Долго мы эту тему еще мусолили, но в итоге вроде закрыли. Переписка после этого закончилась сухо, он пошел заниматся своими делами, а я размышлять. У меня есть опыт отношений с грузинами, это тоже кавказ, я както обязательно вам напишу об этом, но вот с азербайджанцами всетаки не сравнишь.

Вобщем девушки, парень мне понравился, очень. Учитывая что я полгода после неудачных отношений вобще никкому не испытывала симпатии мне его терять бы не хотелось, темболее в душе проснулось давно забытое приятное чувство. Но вот как реагировать на разные подобные разговоры и как вести себя с ним в будущем я не знаю...((прошу ваш совет...

Представляем вниманию читателей аналитический материал, написанный видным ученым, доктором исторических наук Фаридом Алекперли

Особенности исторической судьбы, экономическая, общественно-политическая, культурная и идеологическая среда отказывают влияние на формирование менталитета народа. При этом любопытно, что порой народы, живущие далеко друг от друга, говорящие на разных языках и исповедующие разные религии, обнаруживают больше сходства друг с другом в плане национального характера, чем соседние и близкородственные этносы. Автору этих строк пришлось побывать в служебных командировках почти во всех странах Южной Европы – в Италии, Испании, Португалии, Турции, Греции и на обоих Кипрах, а также в соседних азиатских странах - в Иране и Туркменистане. Знакомясь с культурой различных народов, невольно задаешься вопросом: «А какой из них ближе к азербайджанцам по менталитету и культуре?»

Один народ - два государства

С Ираном и Туркменистаном мы тесно связаны этническими, религиозными и культурными узами, однако Азербайджан в большей степени находится в русле средиземноморской и южноевропейской цивилизационной среды, на которой остановлюсь более подробно. Первой на ум приходит Турция: у нас с турками общее происхождение и почти один язык. Любой азербайджанец может, находясь в Турции, общаться с местным населением без переводчика. Даже существует крылатая фраза – «один народ, два государства».

Несмотря на это, полного тождества в азербайджанской и турецкой ментальности не наблюдается. Разница в мировоззрении среднестатистических бакинца и стамбульца сопоставима с разницей в мировоззрении русского человека из Москвы и западного украинца из Львова. Это связано с тем, что на протяжении последних 500 лет исторические судьбы турков и азербайджанских тюрков складывались по-разному. Азербайджан в 1813-1828 г.г. был включен в состав Российской Империи, в то время как Турция вплоть до 1922 г. сама представляла собой империю, стоявшую "одной ногой" в Европе, другой - в Азии.

Неизбежным последствием имперского прошлого является патриотизм, основанный на национальной гордости. В Турции он носит великодержавный характер, что связано, опять-таки, с 500-летней историей Османской Империи. В отличие от турецкого, патриотизм азербайджанцев не является имперским, великодержавным и носит скорее характер привязанности к родной культуре, языку и литературе.

Знает каждый турецкий школьник

В то же время на формирование характера османских турков оказала влияние многовековая военная организация турецкого общества. Османская Империя представляла собой гигантскую военно-административную машину, столетиями функционировавшую в режиме постоянных войн, завоеваний и расширения своих территорий. Эта империя могла существовать, только пока расширялась, завоевывая и осваивая все новые и новые территории. Поэтому турецкое общество сформировало тип гражданина-солдата, причем воином по духу был каждый турок, независимо от рода занятий – и крестьянин, и купец, и феодал. После поражения турецких войск под Веной в 1683 году все еще могущественная Османская Империя стала медленно, но неуклонно сжиматься, постепенно теряя одну территорию за другой, пока не рухнула в 1922 году. Но сохранявшийся в обществе и среди правящей элиты милитаристский дух позволил Мустафе Кемалю Ататюрку взять реванш и возродить Турцию как важную страну в регионе. До сих пор каждый турецкий школьник знает наизусть слова Ататюрка “я горжусь каждым, кто может сказать: «Я турок!»"

Таким образом, турецкое общество, основанное на многовековых традициях тюркской военно-феодальной государственности, сформировало тип гражданина-воина. Какие черты характера он предполагает? Храбрость, сдержанность, серьезность, определенный аскетизм, понятие о воинской чести, законопослушание, беспрекословное повиновение приказу и т.д. Храбрость и упорство турков поразили русского полководца Александра Суворова в 1787 г. во время битвы у крепости Кинбурн. «Какие молодцы – я с такими еще не дрался», – писал он главнокомандующему князю Г.А. Потемкину. Как отмечает А.А. Свечин в книге «Эволюция военного искусства», «чисто крестьянский состав армии представлял черту сходства турецкой и русской армий. Турецкий крестьянин, честный, работящий, храбрый, легко подчиняющийся дисциплине, представлял элемент, из которого с необычайной быстротой мог быть создан солдат».

Самоирония и нигилизм - неприемлемы

Одной из ключевых черт турецкого национального характера является серьезность, т.е. серьезное отношение к жизни. Большинству турков не свойственны такие черты, как ирония и самоирония, а также цинизм и нигилизм, в той или иной присущие большинству левантинских народов, а также персам, арабам, евреям, итальянцам, частично – русским и некоторым закавказским народам. Способность смеяться над собой, и вообще всякого рода самобичевания, не свойственны туркам. Для них типично скорее конкретно-прагматическое, чем отвлеченно-философское мышление, а также контрастное восприятие действительности: четкое разделение людей на своих и чужих, друзей и врагов.

Турков отличают рационализм, трудолюбие и бережливость, иногда, с точки зрения иностранцев, доходящая до крайности. Если в Стамбуле вас пригласили на угощение, не спешите покупать таблетки, облегчающие переваривание - фестал или мезим-форте, - ибо столы не будут ломиться от яств. Весьма возможно, что угощение будет состоять всего из одной чашки кофе или бутылки минеральной воды. Исключение составляют банкеты и угощения, организованные за счет государства или спонсорских организаций. Там будет все - и долма, и кебаб, и оливки, и салаты, и все остальное. На многих турецких свадьбах гостю бесплатно подают всего одно горячее блюдо и всего один напиток. Все остальное гость заказывает в ресторане сам, на свои деньги. Это весьма разумная традиция, предотвращающая ненужное и обременительное расточительство.

Прагматичность и романтичность

Турки неукоснительно соблюдают установленные правила. Им не свойственно колебаться и сомневаться. Они быстро принимают решения, основываясь на наборе безоговорочно принимаемых ими законов, правил и положений, и столь же быстро, без колебаний претворяют их в жизнь. Релятивизм, то есть идея о том, что все в мире относительно, чужда большинству турков. Неукоснительное следование правилам и традициям, уважение к старшим по возрасту, должности или социальному положению, беспрекословное повиновение начальству и строгая субординация составляют важные черты турецкого национального характера.

Турки не очень разговорчивы, не любят «беспредметные» беседы на общие темы, всякого рода философствования, которые расценивают как пустопорожнюю болтовню и бессмысленную трату времени. Любой разговор затевается ими с конкретной целью и имеет четко очерченные предметные и временные рамки. При оценке человека турки в первую очередь принимают во внимание его социальный статус, то есть какую ступеньку занимает этот человек в социальной лестнице. В зависимости от сделанных выводов турок будет вести себя с этим человеком или как подчиненный, или как начальник - другие альтернативы часто отсутствуют.

При всем этом в семейных и любовных отношениях турки могут быть неожиданно романтичными, мягкими, чувствительными и сентиментальными. Турецкий юмор отличается своеобразием и больше всего близок к немецкому. Турок никогда не позволит себе расслабляться, шутить или развлекаться в рабочее время (если, конечно, он не работает комедиантом или шоуменом). Однако в выходные дни, заранее выделив специальное время для развлечений, турки отдыхают и веселятся от души, «на полную катушку». В этом случае они целиком, можно сказать с чувством ответственности, отдают себя веселью, сопровождающемуся искренним, заразительным смехом, плясками и коллективным музицированием.

Турки бывают разные

Турция – достаточно большая страна. Поэтому, несмотря на наличие основных объединяющих черт характера, менталитет турков из разных областей страны может иметь свою специфику. Так, среди современных турков (особенно западных и балканских) немало потомков отуреченных славян, албанцев и греков. В этом смысле, как это ни парадоксально, но менталитет западноанатолийских и балканских турков больше схож с менталитетом народов Центральной Европы, в частности славян и германцев, нежели с характером арабов, персов, закавказских, левантинских и южноевропейских народов – итальянцев и греков. Частичная, но небольшая аналогия наблюдается лишь с характером двух других южноевропейских народов - испанцев и португальцев, которые в прошлом также имели империи, основанные на военной организации общества.

Однако, как отмечалось выше, необходимо учитывать и то, что турецкий этнос многослоен и неоднороден. Население восточных областей Турции – Карса, Игдыра и т.д. - очень близко по языку, обычаям и менталитету к этническим азербайджанцам. В Турции их даже иногда называют «азери», «азери тюрклери» («азербайджанские тюрки или турки»). Какие же черты менталитета отличают современных азербайджанцев? В целом большинству азербайджанцев свойственны такие черты характера, как гостеприимство, великодушие, щедрость, порой доходящая до расточительности, преданность семье и семейным традициям, уважение к старшим и любовь к детям. Для них типичны самопожертвование во благо семьи и близких, трудолюбие. Причем, обладая гибким мышлением и изобретательностью, азербайджанцы стараются организовать свою работу таким образом, чтобы при наименьших затратах труда получить наибольшие результаты.

Что для азербайджанца чудачество и инфантилизм?

Большинство азербайджанцев прагматики. Причем прагматизм азербайджанцев нередко переходит в утилитаризм и конформизм, свойственный всем ближневосточным народам, в том числе арабам, персам, евреям (хотя у европейских евреев он сочетается с «европейскими» чертами менталитета) и т.д. В азербайджанском обществе неудачники не вызывают никакого сочувствия: их скорее осуждают и презирают, чем жалеют. Поэтому каждый азербайджанец стремится достичь в жизни успеха, в том числе материального благосостояния. Исходя из этого, он отдает предпочтение только тем видам деятельности, которые приносят практический результат. Заниматься чем-то «просто так», исключительно «ради интереса» - не свойственно большинству азербайджанцев и рассматривается ими как чудачество и инфантилизм.

Азербайджанцам свойственны склонность к иронии и самоиронии, самокритика, чувство юмора, лукавство, любовь к веселью и развлечениям, определенный релятивизм мышления, то есть вера в то, что все в мире относительно. Их отличает любовь к красивым вещам, комфорту и благосостоянию. Обладая богатой национальной кухней, азербайджанцы любят вкусно поесть, среди них много гурманов. В целом азербайджанцы миролюбивы, но эмоциональны и вспыльчивы, особенно если задеты их честь и достоинство, а также чувства и интересы близких им людей, членов семьи и родственников.

Бережливость и расточительство

Как правило, азербайджанцы общительны, любят поговорить, проводят много времени с друзьями и родственниками, к которым часто ходят в гости. Иногда, отмечая дни рождения и другие даты, они устраивают пышные застолья, проводя за пиршественным столом многие часы. При этом они обычно не считаются с затратами и не стараются экономить, даже если сами не богаты и материально нуждаются. Им свойственно уважительное отношение к женщинам и материнству, а также уважение к старшим и начальству.

Азербайджанцы любят поэзию, они сладкоречивы, произносят длинные цветистые тосты, часто рассказывают нравоучительные истории с философским подтекстом, а также анекдоты и смешные случаи из своей жизни. Они любят изящные обороты речи, гиперболы и преувеличения. Важную роль во взаимном общении азербайджанцев играет эмпатия – эмоциональное сопереживание, душевность. Они плохо переносят недостаток общения, одиночество и изоляцию.

"Не потерять лицо"

С друзьями азербайджанцы общаются на равных, непосредственно и искренне. Но, при всей своей искренности, азербайджанец, находясь в обществе, старается вести себя несколько сдержанно, не демонстрировать всех своих эмоций, чувств и переживаний. Обычно он держится с достоинством и уверенно, даже если «все плохо» и дела идут наперекосяк. Это у азербайджанцев называется «вести себя по-мужски». Плакаться в жилетку, показывать свои слабые стороны, распространяться о своих неудачах нет смысла, причем даже близким людям: скорее засмеют, чем пожалеют. Это в большей степени касается мужчин, но в какой-то степени и женщин тоже, особенно если речь идет о взаимоотношениях внутри женской компании.

Общественное мнение играет в жизни азербайджанца огромную, иногда закабаляющую его роль. Для азербайджанца очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, что говорят о нем родственники, сослуживцы, соседи и люди вообще. Это несколько сковывает его индивидуальность. Например, он вряд ли наденет костюм необычного покроя, даже если тот ему очень нравится, из опасения, что «люди засмеют». Правда, в последнее время, особенно среди молодежи, эта тенденция ослабляется: люди более свободно проявляют свою индивидуальность в одежде, поведении и образе жизни.

Для азербайджанца страшнее всего потерять достоинство или, как говорят, «ударить в грязь лицом», «потерять лицо». Поэтому, например, как бы много ни выпил азербайджанец, вы практически никогда не увидите его валяющимся пьяным на улице. По той же причине, справляя свадьбу сына, азербайджанец постарается провести ее на самом высоком уровне, иногда допуская неоправданное расточительство, даже если ради этого ему придется влезть в долги или потратить с трудом накопленные за много лет деньги. Принимая гостя, азербайджанец поставит на стол все лучшее, даже если это лучшее – последнее. При этом он не будет озабочен тем, что же он сам будет есть на следующий день – завтра будет видно.

Терпимость к нарушениям

Азербайджанцы в большинстве своем не являются этнонационалистами. Им не свойственна этническая ксенофобия, они толерантны к представителям других наций и вероисповеданий. Азербайджанцы - носители преимущественно светского мировоззрения, хотя в большинстве своем не считают себя атеистами. Однако даже у немногочисленной наиболее религиозной части населения вера обычно не принимает характер фанатизма. Это в немалой степени связано с присущим характеру азербайджанцев релятивизмом и прагматизмом. В силу существовавшей в прошлом феодальной, региональной и клановой раздробленности у азербайджанцев, как и у итальянцев, региональное самосознание (местничество) иногда превалирует над общенациональным, что нередко ведет к проявлениям регионализма и трайбализма в обществе.

Долгое пребывание в составе СССР, где люди жили не по законам, а по «понятиям», сформировало у части азербайджанцев, как и у некоторых представителей других советских народов, терпимое отношение к нарушениям закона и злоупотреблению служебным положением. Азербайджанцы предпочитают строить отношения не столько согласно официальным предписаниям, сколько в рамках неофициальных отношений, основанных на дружеских, родственных связях и взаимной договоренности. Эта черта в большей или меньшей степени присуща не только азербайджанцам, но многим другим народам бывшего СССР. При этом азербайджанцы обычно держат данное слово, ибо это считается у них «делом чести». Приверженность семейным ценностям у азербайджанцев проявляется еще сильнее, чем у турков. Семья для азербайджанца - главное. Все остальное, вместе взятое, даже не на втором, а на третьем месте. Менталитет южных (иранских) азербайджанцев имеет некоторые специфические черты, но в целом близок к характеру азербайджанцев Азербайджанской Республики.

И национальный характер может меняться

Однако следует иметь в виду и то, что национальный характер народов, в том числе и азербайджанцев, не статичен и способен со временем изменяться вместе с изменением общественно-политической, идеологической и культурной среды. Так крушение социалистического строя, развитие рыночной экономики и, самое главное, приобретение политической независимости оказало и продолжает оказывать влияние на менталитет молодого поколения азербайджанцев. Первым бросается в глаза рост национального самосознания, чувства национальной гордости и ощущение своей самодостаточности. Молодые люди в гораздо большей степени, чем старшее поколение, осознают себя представителями отдельного, независимого, полноправного этноса и государства, не являющегося придатком более крупного государственного и территориального образования. Воспоминания об СССР и «едином советском народе» практически стерлись из памяти молодого поколения.

Кроме того, у молодежи сильнее проявляются такие черты, как гражданское и национальное достоинство, острая негативная реакция на попытки оскорбления символов и атрибутов государства, нетерпимость к попранию своих национальных, этнических и гражданских прав. Все это, опять-таки, связано с тем, что новое поколение выросло и сформировалось уже в полностью независимом государстве. Ликвидация "железного занавеса", контакты с зарубежными сверстниками, обучение за рубежом, посещение иностранных государств, стремительное распространение английского языка и интернет-технологий привели к всевозрастающей интеграции азербайджанской молодежи в глобальный межкультурный и межцивилизационный диалог. Жесткие условия рыночной экономики сформировали у молодого поколения такие черты характера, как большая деловитость и практичность, уменьшив свойственные советской эпохе иждивенчество и инфантилизм.

С течением времени меняется и быт людей. Например, обращает на себя внимание все меньшее и меньшее употребление молодежью Азербайджана алкоголя. Бутылка водки как обычный атрибут многих застолий все чаще заменяется чайником чая с разнообразными восточными сладостями. Обильные и расточительные пиршества становятся редкими и сменяются более скромными и экономными трапезами. Причем дело здесь не только в недостатке денег у населения. Изменился сам стиль жизни, претерпела изменение психология людей, иными стали их ценностные ориентиры. Молодое поколение азербайджанцев в целом равнодушно к алкоголю и застольям, так как не получает особого удовольствия от чревоугодия и пьянства. Вместо этого в свободное время молодые люди следят за новинками мирового кино, ходят на концерты, посещают культмассовые мероприятия или просто играют в нарды или домино и пьют чай с друзьями в чайханах.

Азербайджанское «Generation „П“»

Современная молодежь менее романтична, созерцательна и мечтательна, но более трудолюбива и прагматична - она много и усердно работает. В свободное от работы время многие молодые люди интересуются компьютерами, смартфонами, айфонами, следят за новыми тенденциями в моде и последними марками автомобилей, посещают спортзалы и фитнес-клубы. Представители более образованной и любознательной прослойки читают книги, занимаются коллекционированием и другими развлечениями интеллектуального характера. Однако некоторую озабоченность вызывает то, что в целом молодое поколение стало меньше читать. Книги раскупаются плохо, поскольку основную информацию молодежь получает из интернета.

Также обращает на себя внимание рост индивидуализма среди молодежи, проявляющийся более поздним вступлением в брак, нежеланием многих пар иметь третьего и даже второго ребенка, что наблюдается не только в столичном мегаполисе, но уже и во многих провинциальных городах и даже селах. Ускоренный темп жизни приводит к известному ослаблению социальных связей, ограничению общения с друзьями, родственниками и соседями. Люди, даже представители старшего поколения, в настоящее время меньше ходят друг к другу в гости и общаются.

И другие народы...

А теперь обратим наши взоры на менталитет других народов Южного Кавказа и Южной Европы и попытаемся сравнить его с турецкой и азербайджанской ментальностью. В отличие от национального самосознания турков национализм некоторых закавказских народов, в частности армян, а также греков, лишен элементов великодержавности и носит сугубо этнический характер. Для него характерны не представления о глобальной имперской миссии своего народа, а идеи о своей уникальности и исключительности, иногда сопровождающиеся попытками замкнуться в своей национальной скорлупе, дабы не подвергнуться национальной и языковой ассимиляции. Депопуляция, снижение темпов рождаемости, рост числа иммигрантов, уменьшение процента коренного населения вызывает у многих малых народов страх перед вымиранием, что придает своеобразную окраску их национализму, отличая его от великодержавного национализма больших, в прошлом имперских, народов. Национализм малого народа присущ таким этносам, как, например, греки, армяне, и некоторым другим народностям Южного Кавказа.

Муссолини - не в счет

Итальянцы стоят особняком в этом ряду, ибо им не характерны ни великодержавное мировоззрение, ни этнический национализм малого народа. Итальянцев достаточно много, чтобы они не боялись потерять свой язык, национальную культуру, быть ассимилированными или исчезнуть с лица земли. В то же время Италия никогда не являлась империей, и итальянское общество не было построено на милитаристских началах. Римская Империя и краткий, карикатурный период правления Муссолини - не в счет. В ментальном и культурном плане Италия является наследницей не Римской Империи, а городов-государств эпохи Возрождения. В силу позднего формирования единого государства и общеитальянской общности национальное самосознание у итальянцев развито не очень четко, уступая место местничеству и региональному патриотизму. Национальная гордость итальянцев построена, прежде всего, на любви к феномену итальянской культуры, включающей себя художественное и архитектурное наследие, музыку, кухню и т.д.

Несмотря на близость итальянского языка к испанскому и португальскому, национальные характеры этих трех народов достаточно сильно отличаются друг от друга. Особенно это видно на примере таких близкородственных этносов, как испанцы и итальянцы. Итальянцы часто способны понимать до 70% испанской речи, и наоборот, то есть их языки частично взаимопонимаемы. Различия между испанцами и итальянцами напоминают чем-то различия между турками и азербайджанцами. Так же как и турки, испанцы в прошлом имели империю и владели огромными территориями в Европе, Южной и Центральной Америке, Океании и т.д. Правда, империя эта рухнула несколько раньше, чем Османская, поэтому воспоминания об имперском прошлом у испанцев не столь свежи, как у турков.

Тем не менее, остался испанский национальный характер, который веками выковывался в атмосфере постоянных кровопролитных войн и завоеваний. Испанское государство рождалось в XIV-XVI в.в. в огне реконкисты – упорной, кровопролитной войны за освобождение края от арабских захватчиков, более шести столетий властвовавших на Иберийском полуострове. Затем последовало объединение страны, завоевание обширных территорий в Италии и Голландии, были заморские экспедиции, открытие Америки и захват ранее не известных земель Нового Света. В отличие от более благодушных и менее воинственных итальянцев испанцы всегда отличались большей твердостью и решительностью характера, а в средние века - жестокостью и беспощадностью, проявивших себя как в полыхавших до XVIII века кострах инквизиции, так и при покорении индейцев Южной и Центральной Америки.

Новые испанцы

Разумеется, времена изменились, а вместе с ними изменился и характер испанцев. Современные испанцы – миролюбивый, политкорректный европейский народ. Однако у многих сохранились коренящиеся в прошлом базовые черты менталитета, такие как большая, чем у итальянцев, твердость и «заостренность» характера, относительная сдержанность в проявлении чувств, а также категоричность в суждениях и решительность в действиях. По сравнению с итальянцами многие испанцы кажутся более серьезными, менее эмоциональными, не столь шутливыми и беззаботными. В них нет того бьющего через край артистизма, и они не склонны постоянно играть на публику.

Испанцы нередко выглядят преисполненными достоинства, а иногда даже сухими и сосредоточенно-угрюмыми. Разумеется, речь идет о среднестатистических индивидуумах, а не обо всех представителях народа, ибо в каждом народе можно встретить самых разных людей. В целом уверенность, горделивость, серьезность и решительность испанцев отчасти сближает их с турками, также имевшими в недалеком прошлом империю, основанную на военной организации общества. Однако у турков все перечисленные черты менталитета проявлены гораздо ярче и острее.

Патриотизм итальянский и азербайджанский

Что касается различных форм патриотизма, то патриотизм азербайджанцев имеет много общего с итальянским, в то время как турецкий патриотизм более сходен с русским или британским, а армянский – с греческим, представляющим собой этнонационализм малочисленного народа. Хотя общая численность греков и приближается к 20 миллионам, они являются носителями этнического национализма, более характерного для малочисленных народов. При этом не стоит забывать, что в свое время греки сыграли поистине гигантскую, судьбоносную и ни с чем не сопоставимую роль в развитии всей человеческой цивилизации.

Люди, сведущие в истории, знают, что в основе современной европейской, да и не только европейской, цивилизации лежит древнегреческое наследие и эллинистическая культура, распространившаяся на всю ойкумену в эпоху Александра Македонского. Однако в дальнейшем феномен греческой культуры постепенно потерял свое общемировое значение, а сам греческий этнос замкнулся в узких региональных и этнонациональных рамках.

Что касается азербайджанцев, то они, не будучи, подобно туркам, народом имперским, в то же время не являются малочисленным, а тем более реликтовым, этносом, с присущим таким народам типом менталитета. По численности населения, исторической судьбе и некоторым особенностям национального самосознания азербайджанцы близки к таким народам, как итальянцы или украинцы. Несмотря на то что население Азербайджанской Республики составляет всего 10 миллионов человек, более 30 миллионов азербайджанцев живет в Иране. Общее количество живущих в мире азербайджанцев превышает 50 миллионов человек. Таким образом, азербайджанцы являются вторым по численности тюркским народом мира, уступая в этом отношении только туркам, которых насчитывается около 70 миллионов.

Масштабное самосознание

Кроме того, чрезвычайно важным, но часто не учитываемым, фактором является то, что азербайджанцам, наряду с сугубо этнической и национально-государственной самоидентификацией, присущи глубоко укорененные в подсознании элементы «расширенного» общетюркского и общемусульманского самосознания, в результате чего они инстинктивно чувствуют себя неразрывной частью огромного цивилизационного ареала, охватывающего сотни миллионов людей.

Несмотря на это, азербайджанский народ не является носителем ярко выраженного «имперского» менталитета, присущего туркам Турции. Хотя в средневековье предки азербайджанцев также создавали империи – Тюркский Каганат, Каракоюнлу, Аккоюнлу, государство Сефевидов, - но все они соотносятся с современной Азербайджанской Республикой примерно так же, как Римская Империя - с нынешней Италией. Современное итальянское национальное самосознание выросло не из имперской идеологии Древнего Рима, а из итальянских феодальных государств эпохи Возрождения, таких как Флоренция, Венеция, Генуя и т.д.

Влияние русского и персидского

Дело в том, что Римской Империи нет уже более 1500 лет, и она была сметена, полностью уничтожена и раздавлена варварами. То есть произошла катастрофа, в результате которой погибло все: народ, государство, страна, ее культура и цивилизация. Прервалась связь времен. Этого не произошло в Турции. Османская Империя существовала еще примерно 90 лет назад и на протяжении предшествовавших 500 лет, она никогда не была завоевана или порабощена каким-либо государством. Напротив, одержав в XX веке блестящие военные победы над странами Антанты – Великобританией и Францией, - она плавно переродилась в Турецкую Республику. Таким образом, национальное мировоззрение современных турков напрямую выросло из имперского, османского самосознания, реформированного и получившего новое наполнение в годы правления младотурков.

Азербайджанская ментальность формировалась в несколько иной социальной, культурной и исторической среде. В силу исторических причин население Азербайджана, в прошлом входившего в состав Российской Империи, СССР и Ирана, испытало большое влияние русского и персидского языков, культуры и ментальности. Так, отличие азербайджанского менталитета от турецкого в немалой степени обусловлено тем, что ханства Азербайджана в 1813-1828 г.г. потеряли независимость, войдя в состав Российской Империи. Хотя повторная независимость была завоевана в 1918 году, после распада Российской Империи, уже в 1920 году Красная Армия вновь заняла Азербайджан, который пробыл в составе СССР до 1991 года. В плане исторической судьбы Азербайджан имеет много общего с Украиной, которая несколько столетий назад также была завоевана и поделена захватчиками.

Сходство национального характера итальянцев и азербайджанцев

Возвращаясь к Италии, необходимо отметить, что в характере итальянцев не присутствуют ни элементы великодержавного национализма, ни национализма малочисленного, но амбициозного народа, который обычно представляет собой сочетание мании величия, мании преследования и тщательно скрываемого комплекса неполноценности. Как уже отмечалось, патриотизм итальянцев коренится больше в гордости своим культурным наследием – искусством, архитектурой, музыкой, кухней, обычаями, стилем жизни. В этом заключается сходство национального характера итальянцев и азербайджанцев.

Однако есть и различия. В частности, немаловажное отличие итальянской истории от азербайджанской и, например, украинской заключается в том, что средневековые феодальные государства Италии никогда полностью не теряли своей независимости. Несмотря на то что некоторые северные территории Италии были одно время захвачены Австрией, южные и центральные – Испанией, а остров Сицилия более 300 лет находился под властью Арабского Халифата, вся Италия никогда не была тотально оккупирована и превращена в колонию другого государства.

Напротив, небольшие средневековые итальянские государства, такие как Венецианская Республика, часто представляли собой значительную финансовую и военную силу и успешно воевали даже с такими гигантами, как Османская Империя. Именно поэтому итальянцы не считают свои национальные права грубо попранными, не видят себя в роли жертвы и не испытывают особой боли и сожаления в связи со своей исторической судьбой.

В частности, характеру итальянцев, никогда полностью не терявших национальной независимости, не свойственен постколониальный синдром, характерный для психологии жителей многих республик бывшего СССР, в том числе Азербайджана и Украины. Этот синдром проявляется в попытках окончательно освободиться от колониального наследия, в частности доминирования в обществе чужих, навязанных когда-то захватчиками, языков, традиций и идеологий, а также в спорах вокруг собственной национально-культурной идентичности, попытках сформулировать свою национальную идею, самоутвердиться и занять достойное место в сообществе независимых наций и государств. Но это тема отдельного разговора.

Фарид Алекперли,
Доктор исторических наук, институт рукописей НАНА

Мы поговорили о том, как живется нашим соотечественникам на поволжских просторах России. Теперь же пришла пора узнать, с кем они там живут. Хотя, что там узнавать - ведь всем давно известно, что мало-мальски уважающий себя азербайджанец сожительствует (даже женится) в России именно с русской. Не хочу прослыть космополитом, но все же подчеркну - не с татаркой, не с чувашкой и даже не с азербайджанкой (а их там немало), а именно с русской. Почему такое происходит? Какую изюминку находят горячие кавказские парни в русских красавицах? Как северные стрелы пронзают восточные сердца? Попробую прояснить, как человек также оказавшийся пронзенным такой стрелой.

1.С россиянками проще. Они не ломаются, как наши, не набивают себе цену. Срабатывает золотое правило - будь проще, и к тебе потянутся. Вот к ним, родимым, и тянутся азербайджанские (да и не только азербайджанские) мужчины.

2.Русские девушки не стараются казаться лучше, чем есть на самом деле. Даже проститутки, если к ним подойти на улице и спросить - работаешь? Ответят тебе как есть. Если ты, не дай Бог, подошел к порядочной девушке, то она просто скажет, что вы ее спутали. А если подойти на улице с этим же вопросом к нашей, даже пятиширванной б..., то она устроит такой переполох, что мало не покажется. И в конце окажется, что по чистоте и непорочности с ней не сравнится и дева Мария, а вы будете опозорены на всю улицу.

3.С русскими весело. Они гораздо более компанейские, нежели азербайджанки. Могут с тобой и запросто выпить пару бутылок пива, а то чего покрепче. Я еще не говорю насчет того, чтобы покурить травки. А наши закурят вместе с тобой разве что в туалете или же в подвале какого-либо бара. Главное - вместе с ними можно запросто посмотреть футбол - никаких тебе приколов насчет 22-х идиотов, гоняющихся за маленьким мячиком.

4. Они неприхотливы. Только с ними понимаешь собственную значимость как простого парня. А не кошелька с деньгами. Они даже в ресторане готовы заплатить сами за себя, не говоря уже об общественном транспорте или такси.

Им плевать на твое социальное положение, ты интересен им как личность и как дееспособный мужчина. А у нас наоборот, - редко какой азербайджанке ты будешь нужен без дома и машины.

5. Они более ласковы, более любвеобильны. Их не нужно заводить подарками, для них ты сам - подарок. А какому мужчине не нравится чувствовать свою востребованность и значимость. Им не нужны "шампунчики" или "дайдайи" - им нужно просто, чтобы человек был хороший! Разве не так, господа? Так что, девчонки, не хотите засидеться в старых девах - выполняйте вышеперечисленные пять пунктов!

«Они самодовольные».

Азербайджанская телеведущая Гюнель Мусеви , проживающая в США, опубликовала в онлайн-журнале «Every Azeri» свое мнение об азербайджанских мужчинах.

Oxu.Az представляет читателям эту статью:

Если вы встретите мужчину, похожего на мексиканца, араба или англичанина, вероятней всего, этот мужчина азербайджанец. На самом деле я не могу придумать какой-то определенный образ, чтобы описать азербайджанского мужчину.

Было время, когда азербайджанские земли находились во владении Османской, а потом Российской Империи и если углубляться в детали, мы можем вспомнить, что у нас есть албанские и другие корни.

Если вы намерены встречаться с азербайджанским мужчиной, тогда хочу отметить несколько нюансов, которых от них можно ожидать. Но попрошу отметить, что все написанное мной – это обобщенное мнение и может относиться не ко всем.

Давайте начнем.

Между вами всегда будет другая женщина!

Прошу вас не нервничать, прочитав этот заголовок. Под другой женщиной я имела в виду его мать. Вы должны быть готовы делить свою любовь с его матерью.

Запомните одно, его мать всегда права. Его мать никогда не лжет, не пользуется его возможностями и ни плетет интриги. Все плохие качества и действия присущи только вам, безусловно, все хорошее присуще его матери. В любом случае, каждый из нас любит своих родителей, но азербайджанский сын любит немного больше.
Азербайджанские мужчины самодовольные!

Я не говорю, что они самодовольные, они просто очень уверены в себе.

Азербайджанский мужчина всегда доволен работой, которую он выполнил, и если даже он выполнил ее не очень хорошо, он никогда не позволит, чтобы о нем плохо говорили. Азербайджанский мужчина всегда ходит с высокоподнятой головой, и демонстрирует свою самоуверенность, гордо шагая, засунув руки в карманы брюк.

Азербайджанские мужчины собственники и любят властвовать.

Когда дело доходит до женщины, азербайджанский мужчина может быть собственником. Вы должны жить по его правилам. Если вы ищете свободные, открытые, беззаботные отношения, которые бы позволили вам делать, все что вздумается, тогда еще раз пересмотрите свое желание встречаться с азербайджанским мужчиной, так как он не согласится с этими условиями.

Если он отдал вам свое сердце и завоевал ваше, то вы уже стали его собственностью. Он не будет делить вас ни с кем, и иногда даже с подругами. Просто поймите, что это часть азербайджанской культуры! Бог вам в помощь!

Он любит красивые стихи.

Красивые и качественные вещи, модная одежда, умопомрачительные духи, чистая обувь, аккуратная прическа, свежевыбритое лицо - все это и еще многое очень важны для азербайджанского мужчины. Азербайджанские мужчины интересуются модой параллельно с женщинами и серьезно следят за своей внешностью.

Одним словом, вы никогда не увидите, чтобы азербайджанский мужчина пришел на свидание с девушкой в порванной рубашке или с грязной обувью, в то время как в Америке это иногда нормальное явление.

Запомним, азербайджанский мужчина всегда прав!

Если даже, вы в сотый раз правы и наступил конец света, во всей галактике не найдется силы, которая бы доказала азербайджанскому мужчине, что он неправ! Запомни, он всегда прав (просто не дави на него и молчи). Просто прими это и поверь, что потом он это оценит. Если не веришь, тогда прочитай выше параграф о самоуверенности.

Если понадобится, ради тебя он достанет Луну с неба.

Давайте теперь я расскажу вам о положительных качествах азербайджанских мужчин, то есть о том, что может вам понравится.

Если вы уже готовы сбежать, прочитав все вышесказанное, сначала потратьте минутку и дочитайте это, а потом уже принимайте решение.

Азербайджанские мужчины считаются самыми заботливыми. Они умеют сделать так, чтобы женщина чувствовала себя самой счастливой и красивой. Поверьте мне, он будет любить вас минимум настолько, насколько любит мать и будет заботиться о вас. Азербайджанский мужчина хорошо понимает потребности и желания женщины и обладает силой высоко оценить ее.

И в конце я хочу отметить один из важных моментов. Азербайджанские мужчины очень красивые и привлекательные, думаю, это вы уже поняли.


Top