Я видел кругом одно безбрежное лазурное море. Море: о величине, протяженности, глубине. безбрежное, безграничное. Обособленные определения. Основные понятия
О величине, протяженности, глубине. Безбрежное, безграничное, бездонное, безмерное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, всеобъемлющее, глубокое, громадное, необозримое, необъятное, неоглядное, огромное, широкое. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море. Тургенев, Лазурное царство. Море было такое же величавое, бесконечное и неприветливое, как семь лет до этого. Чехов, Огни. А навстречу, подавляя своей мощной шириной, уже мчалось беспредельное море. Скиталец, Миньона. Смотри, как на речном просторе. По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. Тютчев, Смотри, как на речном просторе. . . И только тогда принялись за еду И час провели в разговоре Усталые люди - в избушке на льду Среди необъятного моря. . . Маршак, Ледяной остров. Сверкает струя за кормою, Как крылья, шумят паруса; Кругом неоглядное море, И с морем слились небеса. й. Никитин, На западе солнце пылает. . , А море стало еще спокойней, чеоней. , и уж не казалось таким широким, как раньше. М. Горь кий, Челкаш.О цвете. Багровое, багряное, белесое, белогривое, бирюзовое, глянцевое, голубое, желтое, жемчужное, зеленое, изумрудное, лазоревое, лазуревое (устар.), лазурное, лиловое, лучезарное (устар. поэт.), мглистое, молочное, мраморное, оловянное, радужное, сапфирное, сверкающее, светло-голубое, светло-синее, свинцовое, седое, серебристое, серебряное, серое, сивое (разг.), сизое, сине (нар.-поэт.), синее, смоляное, темное, туманное, тусклое, тусклосерое, фосфорическое, черное, ярко- зеленое, ярко-сииее, ясное. На западе солнце пылает, Багряное море горит. И. Никитин, На западе солнце пылает. . . К берегам далекого лазурного моря, К жаркому южному солнцу летят. . птицы. Сокол ов-Микитов, По горам и лесам. Зари догорающей пламя Рассыпало по небу искры; Сквозит лучезарное море. Полонский, Вечер. Мне, новичку, все было необыкновенно в сверкающем ледяном море. Со- колов-Микитов, У края земли. В дыму выходят корабли В седое мраморное море. Бунин, Шипит и не встает верблюд. . . Низкое, в снеговых тучах, небо. Сивое, кипящее волнами, студеное море. . . Соколов-Микитов, Спасание корабля. Вся жизнь моя - как сине море: С ветрами буйными в раздоре - Бушует, пенится, кипит, Волнами плещет и шумит. А. Кольцов, Ответ на вопрос о моей жизни. За гранитным полем грозно блещет в очи Смоляное море. Бунин, Там не светит солнце, не бывает ночи. . . Лодка колыхалась на волнах, . . еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей. М. Горький, Челкаш.
О состоянии поверхности, температуре воды, об издаваемых звуках; о впечатлении, психологическом восприятии. Безветренное, безмолвное, беспокойное, беспощадное, бесстрастное, буйное, бунтующее, бурное, бушующее, величавое, величественное, веселое, взбаламученное (разг.), взволнованное, ворчливое, встревоженное грозное, грохочущее, дикое, дремотное, живое, зеркальное, зимнее, злое, зовущее, зыбкое, капризное, кипучее, ласковое, ласково-нежное, ледяное, мертвое, могучее, мрачное, мятежное, неколебимое, нелюдимое, немое, неприветливое, неуютное, обманчивое, парное, пасмурное, пенное, покойное, прохладное, пустынное, радостное, разгневанное, разъяренное, резвое, рокочущее, сердитое, сонное, спокойное, епящее, студенистое, студеное, стылое (простореч.), суровое, теплое, тихое, треволненное (устар.), трепетное, торжественное, тяжелое, угрюмое, хладное (устар.), холодное, чарующее, штормовое, шумное, ярое. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Жуковский, Море. Мальва, обняв руками колени, тихонько покачивала корпусом рассматривая зелеными глазами сверкающее, веселое море, и улыбалась. М. Горький, Мальва. Давно улеглось волнение, еле шевелится ленивая синь дремотного моря. Серафимович,- Морской кот. Тепло, солнце яркое, море л а- о новое; хожу л соломенной шляпе, бег пальто. Чехов, Письмо В. А. Гольцову, 18 окт. 1897. Неколебимое, немое Во мгле за лига море спит. В. Соколов, Бело» море. А здесь под нами было такое неуютное, покрытое мелкобитым льдом холодное море! Каверин, Два капитана. Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Пушкип, Погасло дневное светило. . . Он провожает в пасмурное море / испытанные а штормах корабли. Щипачев, Гудками, склянками разбужен рано. . . Это - камень в пенном море, Голый камень на волнах. Брюсов, Поцелуи. Внизу раскинулось серое, как серебро, море, прохладное и парное. А. Н. Толстой, Неверный шаг. Рано утром он повезет ее на берег по сонному еще морю, в предрассветном свежем сумраке. М. Горький. Мальва. Не часто бывает таким спокойным это суровое море. Чаковский, У нас уже утро. Дождь накрапывает, сыро, ха- лодно, и мере какое-то студенистое, е т ы л о е. Толмасов, На суше и на море. [Скачков:] Решительно могу себя сравнить Теперь с ладьей на треволненном море. Языков, Странный случай. Тяжелое зимнее море Грохочет га фьордом в утесах. Бунин, Лика. Штормовое море. Десант рядами, сквозь волны, идет к берегу. Полны перекатывавgt;тся через головы. Вс. Вишневский, Мы ив Кронштадта. Так бы и кинулся в ярое море, В бой бы с валами вступил. Добролюбов, Бурного моря сердитые волны. . .
4с Редкие эпитеты. Бледно-неверное, измучившееся, обессиленное, разомлевшее, распахнутое, рёволи- цее, рукотворное, шелковое. Четкие линии гор; Бледно-неверное море. . . Гаснет восторженный взор, Тонет в бессильном просторе. Брюсов, Четкие линии гор. . . Уляжется обессиленное, и мучившееся море. Шелковистой, чуть приметной прозрачной рябью ляжет оно голубое до голубого неба под горячим солнцем. Серафимович, Морской кот. Молчало разомлевшее море, молчали и трое людей на крохотном суденышке, словно примирились со своим безнадежным положением. Новиков-Прибой, Цусима. Уже сердца там слышат зовы, Юлит шелоник у дверей, Уже готовятся с Азова. С других р а с п а х н у- т ы х морей. Прокофьев, Пересе ленцы. Чье сердце 1 октябрьскими бурями вымыто, / тому ни вакат, ! ни моря рёвояицые, / тому ничего, / ни красот, / ни климатов, / не надо - / кроме тебя, / РеволюцияI Маяковский, Нордерней. Все р у- котверные моря - Моих друзей дела. Ошанин, Гимн морям. Штиль. Шелковое море: и бе гущие lt;олны - это только память ¦о вчерашнем ветре, раскачавшем воду валива. Ковалевский, Тетради из полевой сумки.
¦ Внутреннее, закрытое, искусственное, незамерзающее, окраинное, открытое, полярное, пресное, северное. тропическое, южное и т. п.
Источник задания: Решение 4151. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Решение.
В этом задании нужно поставить запятые, выделяющие деепричастные или причастные обороты. Помним, что причастный оборот обособляется в любом случае, причастный – только после определяемого слова.
1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
2. Выделим запятые деепричастным оборот:
(2) торжествуя (3) и словно смеясь (4)
Запятая (3) не нужна, потому что союз «и» соединяет однородные деепричастие, которые относятся к одному слову.
3. Определим место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
море (1-какое?) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек
Причастный оборот стоит после определяемого слово, запятая нужна.
ЕГЭ Русский язык. Задание 16
Вариант №1
1.Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.
1)Я видел кругом одно безбрежное лазурное небо, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек.
2)Разгоревшийся костёр, тушили двумя ведрами воды.
3)Туман, спускавшийся в долину, накрыл путников.
4)Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.
1)К зелёному лугу, взывая, внимая, иду по шуршащей листве. И месяц холодный стоит, не сгорая, зелёным серпом в синеве.
2)В преодолении трудностей на жизненном пути, в решении всего комплекса задач, поставленных перед поэтом великой эпохой, и заключается поэтический подвиг Маяковского.
Сердце её сильно билось, (1) само не зная почему, (2)но боязнь, (3) сопровождающая наши проказы,(4) составляет их главную прелесть.
4. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
Малейший звук,(1) зарождавшийся в тишине ущелья,(2) сразу же усиливался,(3) множился,(4) отражаясь от ворчливых скал.
Этот запах(1) смешиваясь(2) с солёными морскими ветрами(3) создаёт особый неповторимый воздух(4) целебно действующий на людей.
Вариант №2
1)Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный запах.
2)Дружба зародившаяся под сенью пяти перекрещивающихся колец, будет крепнуть год от года.
3)Сказки бабушка сказывает тихо, таинственно наклоняясь к моему лицу заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мне приподнимавшую меня силу…
4)Вот она [бабушка] тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.
1)Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле.
2)Вдруг под ветром взлетел опадающий лист, раскачнувшись, фонарь замигал.
3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
Мы непременно набирали высоту, (1) и казалось странным, (2) что зелёная долина, (3) прорезанная ручьём, (4) вдруг очутилась под нами.
Шоссе,(1) вблизи серое,(2) а вдалеке густо синее,(3) ещё некоторое время шло над долиной,(4) а затем,(5) резко забирая вверх,(6) стало огибать гору.
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Длинный(1) немного сутулый(2) он медленно шагал по дощатому тротуару и(3) поводя своим горбатым хищным носом(4) кидал вокруг себя острые взгляды.
Вариант №3
1. Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.
1)Поставив себе какую-нибудь цель я не разбрасываюсь, а всецело отдаюсь ей и достигнув её иду дальше отталкиваясь от неё к новой заманчивой цели.
2)Прозвучали над стадионом слова традиционной клятвы, обязывающей всех участников состязаний честно бороться за победу во имя чести родины, славы спорта.
3)Была весна, и плыл дивный запах ещё не распустившихся акаций.
4)Если вам случалось слышать от своих знакомых побывавших на Камчатке о сваренной в ручье картошке, о чашке чая зачерпнутого из того же ручья верьте, они не преувеличивают.
2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.
1)Невозможно жить на белом свете, не вникая ни во чьи дела.
2)Для вас, закрывших Родину телами, смотревших в смерть, не опуская глаз, правдивыми, горячими словами учусь писать.
3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
Гром грохотал,(1) не переставая, (2) молнии пронизывали лес, (3) который был бы освещён ярче, (4) чем днём, (5) если бы не потоки воды, (6) лившиеся с неба.
4.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
Если стремление приходит из источника чистого,(1) оно всё-таки,(2) и не удавшись вполне,(3) не достигнув цели,(4) может принести пользу великую.
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Часа полтора(1) углублённый(2) в разнообразные наблюдения(3) я не обращал внимания на кривые цифры(4) выставленные на вёрстах.
Вариант №4
1. Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.
1)Тишина не нарушаемая ни движением, ни звуком особенно поразительна.
2)Засев однажды в шалаше уютно устроившись я был удивлён необычайным и ещё не виданным мною зрелищем.
3)Я сидел на маленьком островке, в своём шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.
4)Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север, стала кружить над заливом.
2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.
1)Счастье личное вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного в бесплодный песок.
2)Стремясь к деятельности на пользу отечеству, Тургенев побуждал к ней и своих современников.
3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
На бугре, (1) куда вела оловянная от дождевой воды дорога,(2) на месте леса,(3) среди мокрой,(4) гниющей щепы и листвы,(5) среди пней и молодой поросли, (6) горько и свежо пахнущей,(7) одиноко стояла изба.
4.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
Мне не нужно друга,(1) который во всём со мной соглашается,(2) меняет со мной взгляды,(3) кивая головой,(4) – ибо тень то же самое делает лучше.
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отъезжая два дня назад из дому(1) я видел(2) потемневшие от дождя поля(3) просёлочные дороги с размытыми колеями(4) полными дождевой воды.
Вариант №5
1. Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.
1)Жизнь пройденная без служения широким интересам и задачам общества не имеет оправдания.
2)Среди великих изобретений былых времён окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность.
3)Старшее поколение вручая юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле оставляет ей единственное, наиболее полное завещание – книгу.
4)Каждый раз, беря в руки книгу или журнал с новой повестью Анатолия Алексина, испытываешь особенное чувство, радуясь предстоящей встрече с тем, что любимо и дорого.
2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.
1)Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки.
2)Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.
3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
В дыму,(1) оглушаемый беспрерывными выстрелами,(2) заставляющими его каждый раз вздрагивать,(3) Тушин бегал от одного орудия к другому,(4) то целясь,(5) то считая снаряды.
4.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.
Туман волнами стал переливаться в лощинах,(1) роса,(2) блестя,(3) заиграла на зелени,(4) прозрачные побелевшие тучи разбегались по синеющему своду.
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Распахнув окно(1) я долго любовался густым ельником(2) поднимающимся сейчас же за рекой могучей зелёной щетиной(3) и выстилающим горы(4) загораживающие дорогу к реке.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
Запятая должна стоять на первом месте: это запятая перед выраженным причастным оборотом обособленным определением, стоящим после определяемого слова -- "всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек".
Запятые 2 и 4 выделяют деепричастные обороты "торжествуя и словно смеясь".
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Ответ: 124
Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения - это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС) . Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения- причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2 . Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры . От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения - определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И .
Пример 4 : В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном . Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5 : Человек , |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6 : Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7 .|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего . Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8 . Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9 : |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным . (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь , облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом , |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо , унизанное ярко мерцавшими звёздами .
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку .
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И , отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.
Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!
Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!
А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ - и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.
Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.
Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.
Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою - всё говорило о любви, о блаженной любви!
И та, которую каждый из нас любил, - она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение - и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку - и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!
О лазурное царство! я видел тебя… во сне.