Я видел кругом одно безбрежное лазурное море. Море: о величине, протяженности, глубине. безбрежное, безграничное. Обособленные определения. Основные понятия

О величине, протяженности, глубине. Безбрежное, безграничное, бездонное, безмерное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, всеобъемлющее, глубокое, громадное, необозримое, необъятное, неоглядное, огромное, широкое. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море. Тургенев, Лазурное царство. Море было такое же величавое, бесконечное и неприветливое, как семь лет до этого. Чехов, Огни. А навстречу, подавляя своей мощной шириной, уже мчалось беспредельное море. Скиталец, Миньона. Смотри, как на речном просторе. По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. Тютчев, Смотри, как на речном просторе. . . И только тогда принялись за еду И час провели в разговоре Усталые люди - в избушке на льду Среди необъятного моря. . . Маршак, Ледяной остров. Сверкает струя за кормою, Как крылья, шумят паруса; Кругом неоглядное море, И с морем слились небеса. й. Никитин, На западе солнце пылает. . , А море стало еще спокойней, чеоней. , и уж не казалось таким широким, как раньше. М. Горь кий, Челкаш.
О цвете. Багровое, багряное, белесое, белогривое, бирюзовое, глянцевое, голубое, желтое, жемчужное, зеленое, изумрудное, лазоревое, лазуревое (устар.), лазурное, лиловое, лучезарное (устар. поэт.), мглистое, молочное, мраморное, оловянное, радужное, сапфирное, сверкающее, светло-голубое, светло-синее, свинцовое, седое, серебристое, серебряное, серое, сивое (разг.), сизое, сине (нар.-поэт.), синее, смоляное, темное, туманное, тусклое, тусклосерое, фосфорическое, черное, ярко- зеленое, ярко-сииее, ясное. На западе солнце пылает, Багряное море горит. И. Никитин, На западе солнце пылает. . . К берегам далекого лазурного моря, К жаркому южному солнцу летят. . птицы. Сокол ов-Микитов, По горам и лесам. Зари догорающей пламя Рассыпало по небу искры; Сквозит лучезарное море. Полонский, Вечер. Мне, новичку, все было необыкновенно в сверкающем ледяном море. Со- колов-Микитов, У края земли. В дыму выходят корабли В седое мраморное море. Бунин, Шипит и не встает верблюд. . . Низкое, в снеговых тучах, небо. Сивое, кипящее волнами, студеное море. . . Соколов-Микитов, Спасание корабля. Вся жизнь моя - как сине море: С ветрами буйными в раздоре - Бушует, пенится, кипит, Волнами плещет и шумит. А. Кольцов, Ответ на вопрос о моей жизни. За гранитным полем грозно блещет в очи Смоляное море. Бунин, Там не светит солнце, не бывает ночи. . . Лодка колыхалась на волнах, . . еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей. М. Горький, Челкаш.
О состоянии поверхности, температуре воды, об издаваемых звуках; о впечатлении, психологическом восприятии. Безветренное, безмолвное, беспокойное, беспощадное, бесстрастное, буйное, бунтующее, бурное, бушующее, величавое, величественное, веселое, взбаламученное (разг.), взволнованное, ворчливое, встревоженное грозное, грохочущее, дикое, дремотное, живое, зеркальное, зимнее, злое, зовущее, зыбкое, капризное, кипучее, ласковое, ласково-нежное, ледяное, мертвое, могучее, мрачное, мятежное, неколебимое, нелюдимое, немое, неприветливое, неуютное, обманчивое, парное, пасмурное, пенное, покойное, прохладное, пустынное, радостное, разгневанное, разъяренное, резвое, рокочущее, сердитое, сонное, спокойное, епящее, студенистое, студеное, стылое (простореч.), суровое, теплое, тихое, треволненное (устар.), трепетное, торжественное, тяжелое, угрюмое, хладное (устар.), холодное, чарующее, штормовое, шумное, ярое. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Жуковский, Море. Мальва, обняв руками колени, тихонько покачивала корпусом рассматривая зелеными глазами сверкающее, веселое море, и улыбалась. М. Горький, Мальва. Давно улеглось волнение, еле шевелится ленивая синь дремотного моря. Серафимович,- Морской кот. Тепло, солнце яркое, море л а- о новое; хожу л соломенной шляпе, бег пальто. Чехов, Письмо В. А. Гольцову, 18 окт. 1897. Неколебимое, немое Во мгле за лига море спит. В. Соколов, Бело» море. А здесь под нами было такое неуютное, покрытое мелкобитым льдом холодное море! Каверин, Два капитана. Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Пушкип, Погасло дневное светило. . . Он провожает в пасмурное море / испытанные а штормах корабли. Щипачев, Гудками, склянками разбужен рано. . . Это - камень в пенном море, Голый камень на волнах. Брюсов, Поцелуи. Внизу раскинулось серое, как серебро, море, прохладное и парное. А. Н. Толстой, Неверный шаг. Рано утром он повезет ее на берег по сонному еще морю, в предрассветном свежем сумраке. М. Горький. Мальва. Не часто бывает таким спокойным это суровое море. Чаковский, У нас уже утро. Дождь накрапывает, сыро, ха- лодно, и мере какое-то студенистое, е т ы л о е. Толмасов, На суше и на море. [Скачков:] Решительно могу себя сравнить Теперь с ладьей на треволненном море. Языков, Странный случай. Тяжелое зимнее море Грохочет га фьордом в утесах. Бунин, Лика. Штормовое море. Десант рядами, сквозь волны, идет к берегу. Полны перекатывавgt;тся через головы. Вс. Вишневский, Мы ив Кронштадта. Так бы и кинулся в ярое море, В бой бы с валами вступил. Добролюбов, Бурного моря сердитые волны. . .
4с Редкие эпитеты. Бледно-неверное, измучившееся, обессиленное, разомлевшее, распахнутое, рёволи- цее, рукотворное, шелковое. Четкие линии гор; Бледно-неверное море. . . Гаснет восторженный взор, Тонет в бессильном просторе. Брюсов, Четкие линии гор. . . Уляжется обессиленное, и мучившееся море. Шелковистой, чуть приметной прозрачной рябью ляжет оно голубое до голубого неба под горячим солнцем. Серафимович, Морской кот. Молчало разомлевшее море, молчали и трое людей на крохотном суденышке, словно примирились со своим безнадежным положением. Новиков-Прибой, Цусима. Уже сердца там слышат зовы, Юлит шелоник у дверей, Уже готовятся с Азова. С других р а с п а х н у- т ы х морей. Прокофьев, Пересе ленцы. Чье сердце 1 октябрьскими бурями вымыто, / тому ни вакат, ! ни моря рёвояицые, / тому ничего, / ни красот, / ни климатов, / не надо - / кроме тебя, / РеволюцияI Маяковский, Нордерней. Все р у- котверные моря - Моих друзей дела. Ошанин, Гимн морям. Штиль. Шелковое море: и бе гущие lt;олны - это только память ¦о вчерашнем ветре, раскачавшем воду валива. Ковалевский, Тетради из полевой сумки.
¦ Внутреннее, закрытое, искусственное, незамерзающее, окраинное, открытое, полярное, пресное, северное. тропическое, южное и т. п.

Источник задания: Решение 4151. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые, выделяющие деепричастные или причастные обороты. Помним, что причастный оборот обособляется в любом случае, причастный – только после определяемого слова.

1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

2. Выделим запятые деепричастным оборот:

(2) торжествуя (3) и словно смеясь (4)

Запятая (3) не нужна, потому что союз «и» соединяет однородные деепричастие, которые относятся к одному слову.

3. Определим место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

море (1-какое?) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек

Причастный оборот стоит после определяемого слово, запятая нужна.

ЕГЭ Русский язык. Задание 16

Вариант №1

1.Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.

1)Я видел кругом одно безбрежное лазурное небо, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек.

2)Разгоревшийся костёр, тушили двумя ведрами воды.

3)Туман, спускавшийся в долину, накрыл путников.

4)Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.

1)К зелёному лугу, взывая, внимая, иду по шуршащей листве. И месяц холодный стоит, не сгорая, зелёным серпом в синеве.

2)В преодолении трудностей на жизненном пути, в решении всего комплекса задач, поставленных перед поэтом великой эпохой, и заключается поэтический подвиг Маяковского.

Сердце её сильно билось, (1) само не зная почему, (2)но боязнь, (3) сопровождающая наши проказы,(4) составляет их главную прелесть.

4. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

Малейший звук,(1) зарождавшийся в тишине ущелья,(2) сразу же усиливался,(3) множился,(4) отражаясь от ворчливых скал.

Этот запах(1) смешиваясь(2) с солёными морскими ветрами(3) создаёт особый неповторимый воздух(4) целебно действующий на людей.

Вариант №2

1)Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный запах.

2)Дружба зародившаяся под сенью пяти перекрещивающихся колец, будет крепнуть год от года.

3)Сказки бабушка сказывает тихо, таинственно наклоняясь к моему лицу заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мне приподнимавшую меня силу…

4)Вот она [бабушка] тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.

2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.

1)Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле.

2)Вдруг под ветром взлетел опадающий лист, раскачнувшись, фонарь замигал.

3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

Мы непременно набирали высоту, (1) и казалось странным, (2) что зелёная долина, (3) прорезанная ручьём, (4) вдруг очутилась под нами.

Шоссе,(1) вблизи серое,(2) а вдалеке густо синее,(3) ещё некоторое время шло над долиной,(4) а затем,(5) резко забирая вверх,(6) стало огибать гору.

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Длинный(1) немного сутулый(2) он медленно шагал по дощатому тротуару и(3) поводя своим горбатым хищным носом(4) кидал вокруг себя острые взгляды.

Вариант №3

1. Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.

1)Поставив себе какую-нибудь цель я не разбрасываюсь, а всецело отдаюсь ей и достигнув её иду дальше отталкиваясь от неё к новой заманчивой цели.

2)Прозвучали над стадионом слова традиционной клятвы, обязывающей всех участников состязаний честно бороться за победу во имя чести родины, славы спорта.

3)Была весна, и плыл дивный запах ещё не распустившихся акаций.

4)Если вам случалось слышать от своих знакомых побывавших на Камчатке о сваренной в ручье картошке, о чашке чая зачерпнутого из того же ручья верьте, они не преувеличивают.

2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.

1)Невозможно жить на белом свете, не вникая ни во чьи дела.

2)Для вас, закрывших Родину телами, смотревших в смерть, не опуская глаз, правдивыми, горячими словами учусь писать.

3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

Гром грохотал,(1) не переставая, (2) молнии пронизывали лес, (3) который был бы освещён ярче, (4) чем днём, (5) если бы не потоки воды, (6) лившиеся с неба.

4.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

Если стремление приходит из источника чистого,(1) оно всё-таки,(2) и не удавшись вполне,(3) не достигнув цели,(4) может принести пользу великую.

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Часа полтора(1) углублённый(2) в разнообразные наблюдения(3) я не обращал внимания на кривые цифры(4) выставленные на вёрстах.

Вариант №4

1. Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.

1)Тишина не нарушаемая ни движением, ни звуком особенно поразительна.

2)Засев однажды в шалаше уютно устроившись я был удивлён необычайным и ещё не виданным мною зрелищем.

3)Я сидел на маленьком островке, в своём шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

4)Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север, стала кружить над заливом.

2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.

1)Счастье личное вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного в бесплодный песок.

2)Стремясь к деятельности на пользу отечеству, Тургенев побуждал к ней и своих современников.

3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

На бугре, (1) куда вела оловянная от дождевой воды дорога,(2) на месте леса,(3) среди мокрой,(4) гниющей щепы и листвы,(5) среди пней и молодой поросли, (6) горько и свежо пахнущей,(7) одиноко стояла изба.

4.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

Мне не нужно друга,(1) который во всём со мной соглашается,(2) меняет со мной взгляды,(3) кивая головой,(4) – ибо тень то же самое делает лучше.

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отъезжая два дня назад из дому(1) я видел(2) потемневшие от дождя поля(3) просёлочные дороги с размытыми колеями(4) полными дождевой воды.

Вариант №5

1. Укажите предложение (-я) с пунктуационной ошибкой.

1)Жизнь пройденная без служения широким интересам и задачам общества не имеет оправдания.

2)Среди великих изобретений былых времён окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность.

3)Старшее поколение вручая юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле оставляет ей единственное, наиболее полное завещание – книгу.

4)Каждый раз, беря в руки книгу или журнал с новой повестью Анатолия Алексина, испытываешь особенное чувство, радуясь предстоящей встрече с тем, что любимо и дорого.

2.Расставьте знаки препинания, графически объясните.

1)Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки.

2)Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

3.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

В дыму,(1) оглушаемый беспрерывными выстрелами,(2) заставляющими его каждый раз вздрагивать,(3) Тушин бегал от одного орудия к другому,(4) то целясь,(5) то считая снаряды.

4.Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые) при обособленном определении.

Туман волнами стал переливаться в лощинах,(1) роса,(2) блестя,(3) заиграла на зелени,(4) прозрачные побелевшие тучи разбегались по синеющему своду.

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Распахнув окно(1) я долго любовался густым ельником(2) поднимающимся сейчас же за рекой могучей зелёной щетиной(3) и выстилающим горы(4) загораживающие дорогу к реке.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

Запятая должна стоять на первом месте: это запятая перед выраженным причастным оборотом обособленным определением, стоящим после определяемого слова -- "всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек".

Запятые 2 и 4 выделяют деепричастные обороты "торжествуя и словно смеясь".

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.

Ответ: 124

Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения - это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС) . Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения- при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2 . Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры . От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения - определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И .

Пример 4 : В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном . За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5 : Человек , |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6 : Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7 .|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего . Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8 . Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9 : |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным . (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом , |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо , уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами .

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку .

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И , от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.



О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.

Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!

А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ - и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.

Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.

Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою - всё говорило о любви, о блаженной любви!

И та, которую каждый из нас любил, - она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение - и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку - и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

О лазурное царство! я видел тебя… во сне.


Top