Белые таджики. Являются ли таджики «истинными арийцами» . Ученый: кто такие таджики и откуда они берут начало

С древних времен там, где сейчас находится территория Таджикистана, жил один из древнейших народов мира, который сейчас повсеместно называют таджиками. Однако, несмотря на столь долгую историю этого народа, сейчас очень малое количество людей не только в мире, но и в России воспринимают древнюю историю и культуру таджикского народа. В частности, произошло это из-за огромного количества трудовых мигрантов, которые приехали для заработков. Именно они убрали с древнего народа тот ореол загадочности. Эта статья раскроет картину происхождения таджикского народа, а также его становление до настоящего времени.

Эпоха неолита

В 1980-м году на территории Кулябской области были проведены раскопки. Именно они дали миру знание о том, что древняя история таджиков начинается еще в эпоху неолита, которая была около 500 тысяч лет назад. Тогда в этой области жили одни из первых первобытных людей. Постепенно они начали заселять высокогорья, в том числе Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки времен раннего неолита - чаще изображения показывают фрагменты охоты, поскольку люди в здешних местах были в основном бродячими охотниками.

Однако помимо самих охотников на территории современного Таджикистана проживали и племена, которые относятся к гиссарской культуре. Их основная деятельность была скотоводство, хотя они не брезговали и земледелием. В период эпохи бронзы они оставили многочисленные доказательства своего существования, оставляя на севере страны объекты гончарной, металлургической и горной деятельности.

На юге же история таджикского народа связана с земледелием и изготовлением прекрасных произведений искусства из керамики.

Бактрия и Согда

Именно два племени - бактрийцы и согдийцы - со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа - персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории.

Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен - Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. После его смерти она перешла к наследникам - Селевкидам.

Тохары

Наследники Александра, к сожалению, не обладали его военным гением, а потому полноценно удержать его империю попросту не смогли. Генералы царя разорвали ее по частям. Отделено было и Греко-Бактрийское царство. Однако власть македонян была полностью убрана из государства после того, как сам народ страны восстал против завоевателей. Немалое влияние здесь оказало племя тохары, которые не только оказали огромное влияние на культуру таджикского народа, но и на его политическую жизнь. Со временем тохары настолько органично влились в обычный народ, что стали существенной частью начавшей процесс своего формирования таджикской народности. Новое государство поменяло имя - вместо Бактрии оно стало называться Тохаристаном. Произошло это уже в 4 веке нашей эры, так что процесс развития занял достаточно долгий срок.

Империя Кушанов

В 4 веке большая часть Азии, которая принадлежит современным Таджикистану, Афганистану и Северной Индии, относилась к огромной империи, управляемой династией Кушанов. Полноценное развитие истории таджикского народа можно начинать именно с этого периода. Именно тогда начался истинный расцвет экономики и культуры для этой страны. До наших дней дошли несколько памятников культуры и истории того периода, которые в полной мере отражают удивительное слияние эллинистического, индийского и среднеазиатского искусства. Однако и в таком виде данный народ не смог долго оставаться под одним правлением - начался период степных кочевых племен. Уже в 6 веке территория страны находилась под властью Тюркского каганата.

Арабский халифат

Постепенно в 5-6 веках история таджикского народа начала уходить в область феодализации. Сам период феодальных отношений длился практически до конца 19 века, хотя постоянно видоизменялся. Самый большой экономический подъем начался прямо перед началом арабских завоеваний, что вызвало большое расслоение между общественными группами. Помимо этого началось и развитие культуры. Пенджикент можно смело называть одним из образцов культуры раннего Средневековья, которые существуют на территории Средней Азии - его фрески, а также сооружения говорят о небывало высоком культурном уровне, а также наличии великих достижений в области архитектуры и искусства.

Однако просуществовать самостоятельно страна попросту не смогла. Хоть народ и оказал значительное сопротивление арабской экспансии, все равно со временем Таджикистан вошел в состав Арабского халифата. Завоеватели, постоянно борясь с восставшим народом, практически уничтожали его культуру и города, а также накладывали огромные налоги.

Саманиды

Процесс окончания формирования таджикского народа закончился во время нахождения Таджикистана в составе государства Саманидов. Именно в этот период на первое место стали выходить 2 города - Самарканд и Бухара, которые прославились как величайшие центры культуры и науки. Большую роль для истории таджикского народа сыграл факт, что западноиранский таджикский язык стал господствующим, вытесняя все иные. Это позволило активно развивать таджикскую историю, культуру и искусство. К сожалению, это привело к тому, что народ, проживающий вблизи Памира, пошел немного иным путем, поскольку географически был достаточно изолирован. Здесь начали складываться собственные этнические формирования с самобытной культурой.

Первый из правителей

Именно Самани можно считать самым великим эмиром из династии Саманидов, ведь он стал основателем государства. Хотя большая часть его истории лежит именно на территории современного Узбекистана, в Таджикистане его очень сильно почитают. Помимо многочисленных памятников, сами таджики признают его своим первым правителем. На данный момент в обиходе используется денежная купюра с его изображением в 100 сомони. В 1999 году в стране праздновалось 1100-летие государства Саманидов, где в честь Исмаила Самани был возведен архитектурный ансамбль.

Период завоеваний

Следующие несколько веков территория современного Таджикистана переходила из одного государства к другому, его постоянно завоевывали. Все это не дало утвердиться Таджикистану на карте мира, стать самостоятельной страной. А в 13 веке началось вдобавок вторжение войск полководца Чингисхана. Несмотря на то, что против него оказывалось сильное сопротивление, завоеватель смог подчинить себе Среднюю Азию, однако сопровождалось это кровью, а также разрушениями. Страна стала находиться после этого в составе Чагатайского улуса обширной монгольской империи.

Для таджикского народа в период завоеваний произошло немаловажное событие. В их этническую группу начали проникать тюрки и монголы, что привело к тому, что в равнинных народах начала происходить тюркизация, которая в меньшей степени проникла в горные племена и в города.

Период ханств

После смерти Чингисхана вновь начали перекидывать, но только между ханствами. В 14 веке он вошел в состав государства Тимура, а позднее и его наследников. В этот период произошло развитие науки и искусства, в частности астрономии и литературы. Однако уже через два века они перешли под покровительство узбекских ханов, которые постоянно образовывали новые ханства. В основном таджиков поделили между собой Бухарское и Кокандское ханства. Но это вовсе не значит, что народ начал жить спокойно - сама политическая ситуация постоянно находилась на военном положении. Внешние и внутренние войны за власть привели к упадку земледелия, эксплуатации людей и разрушениям. В этот период феодальная зависимость просто процветала - из-за огромных налогов народ ходил в постоянных долгах перед своим феодалом, а потому должен был выполнять принудительные работы. Культура, искусство, художественное таджикское слово и язык - все находилось в небывалом упадке.

Присоединение к России

Новый виток развития народа начался только в 1868 году. Постоянно нуждающаяся в новых рынках сбыта Российская Империя, борясь с Англией, ускорила присоединение Средней Азии к себе. Практически весь эмират стал частью Туркестанского генерал-губернаторства, чем автоматически лишил себя возможности вести самостоятельные торговые и дипломатические отношения с иными странами. стал вассальной территорией России, а позднее к нему была присоединена и северная часть современного Таджикистана в 1976 году. Постепенно была проведена граница между Таджикистаном и Афганистаном, которые поделили между собой Англия и Российская империя.

Нельзя не признавать, что в этот период таджики находились под двойным гнетом, как своих правителей, так и российских императоров. Именно поэтому было огромное количество народных восстаний, которые пытались свергнуть эксплуататоров. Однако присоединение к России имело и свои светлые моменты. Первым делом прекратились междоусобные войны, а также постепенно в страну начал проникать капитализм. Таджики постепенно приобщались к русскому народу, происходило смешение русских и таджикских слов, а также начал образовываться рабочий класс.

Красная революция

После свержения империи в России начался период гражданской войны между красными и белыми. В Бухару революция пришла именно с красными, а потому уже в 1920 году была образована Бухарская Народная Советская Республика. Правда, просуществовала она относительно недолго, и в составе Узбекской ССР в 1924 году была создана Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика. Изначально в ее состав вошли 12 волостей, которые захватили Туркестан, Восточную часть Бухары и часть Памира. Однако поскольку Таджикская АССР считалась подчиненной, то основные политические центры оставались в составе Узбекистана. Только в 1929 году данная республика получила возможность стать независимой и стала управляться по общесоюзному образцу. Но при этом традиции многочисленных этносов попросту стали игнорироваться, что привело к утрате многих культурных ценностей. После этого вплоть до 1991 года страна оставалась под властью СССР, но также полностью стала независимой от Узбекской ССР.

Культура

Несмотря на то, что в Таджикистан имел в советский период несколько видных писателей и ученых, никто из них не прославился так, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником таджикской советской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Средней Азии, он помогал создать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддину Айни выпала честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как можно увидеть, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.

Распад СССР

Таджикистан на карте мира в качестве самостоятельного государства появился достаточно поздно. Первым шагом к обретению независимости стал вариант декларации правительства страны, который был придуман депутатами, но при этом сформулирован достаточно расплывчато.

Второй шаг в борьбе за независимость был сделан вовсе не правительством, а движением "Растохез", который члены отправили в прессу для ознакомления. Они написали иной вариант декларации, поскольку считали, что попросту не могут быть удовлетворены правительственным документом, который содержит многочисленные неясности. Помимо самого текста они выложили и критические замечания. Сам второй вариант декларации они предлагали использовать в качестве основы для новой Конституции, а потому текст был весьма масштабным и содержал более 20 пунктов, которые касались не только независимости, но и государственного устройства и ветвей власти в стране.

Он одной из последних республик объявил о своем суверенитете, поскольку только 24 августа 1990 года была принята сама декларация. Конечный текст содержал выдержки из обоих документов.

Полностью независимым Таджикистан стал только 9 сентября 1991 года, когда было принято постановление "О государственной независимости Республики Таджикистан". На данный момент день независимости Республики Таджикистан принято праздновать именно 9 сентября, который считается официально нерабочим днем.

Гражданская война

Первый год после объявления независимости казалось, что Таджикистан и его народ набирает обороты. Вступление в СНГ и ООН подтверждают факт того, что страна стала приниматься на международной арене, однако конец этому положила Гражданская война 1992-1997 годов. По своей сути она стала внутриэтническим конфликтом, который развивался между сторонниками центральной власти и оппозицией, объединившей разные группировки. Нельзя не признавать тот факт, что начало войны во многом было положено клановым мировоззрением самого народа - таджиков, а также их отношением к религии. Все это было наложено на сложную экономическую ситуацию в стране. После того как все было смешано, наступил взрыв - Гражданская война. А массовые беспорядки в Душанбе в 1990-м году только усугубили ситуацию. Наиболее ожесточенные бои пришлись только на первый год после начала войны - в этот период страна попросту была расколота на 2 части, однако прекратить полностью ее удалось только в 1997 году при посредничестве Организации Объединенных Наций.

Сегодняшний день

Несмотря на то, что Таджикская ССР признавалась одной из самых маленьких и неразвитых, сейчас республика считается вполне самостоятельным государством. К сожалению, территория страны отделена горами, что во многом препятствует международной торговле. Однако, несмотря на это, таджики имеют богатую историю, считая себя потомками персов, что в целом не противоречит истории, поскольку заселение территории страны началось именно с территории Древней Персии.

Таджики являются доминирующей нацией в стране, практически 85% всех жителей относятся к этой этнической группе. На самом деле страна, столь долго находившаяся под властью иных народов, даже сейчас находится на первых ступенях своего развития. Малая степень урбанизации, постоянные проблемы с водоснабжением и электричеством, постоянная миграция - все это существенно подрывает страну. Коренное население практически не может найти работу, что ведет к тому, что молодые и здоровые люди покидают свой край и едут на заработки, часто совершенно нелегально. Однако, если учитывать то, что Республика Таджикистан появилась на политической карте только в 1991 году, то она достигла весьма больших успехов при малом количестве ресурсов.

Заключение

Как можно увидеть, таджикский народ ведет историю с древних времен, а потому невозможно полностью проследить его движения. Отвечая на вопрос о том, сколько в мире таджиков сейчас проживает - ученые минимальную цифру называют в 20 миллионов человек, причисляя к ним иранский народ, который разговаривает на различных диалектах, относящихся к персо-таджикским. Они не только населяют непосредственно Таджикистан, но и небольшую часть Афганистана. Они имеют самостоятельную культуру, кулинарные традиции и множество иных атрибутов. На данный момент в России проживает и работает около полумиллиона таджиков, которые находятся в стране нелегально, хотя постепенно эта цифра уменьшается.

Но, несмотря на сложившуюся в настоящее время политическую и миграционную ситуацию, невозможно не признавать, что этот народ обладает яркой самобытностью. Пусть долгие годы он находился в подчинении других государств, его постоянно перебрасывали от империи к империи, но население выжило, сохранило культурные памятники и по праву считается одной из самых древних народностей в мире, ведя свою историю еще с первобытных племен. Сейчас таджики являются многочисленной народностью, достаточно яркой, чтобы привлекать к себе внимание, но пока не развитой достаточно, чтобы занять весомое место в политике и межгосударственной торговле.

Таджики - иранский народ, является вторым многочисленным этносом Средней Азии, по оценкам ООН и данным Книги фактов ЦРУ. Таджики - один из наиболее древних народов Центральной Азии. Прямыми предками народности являются бактрийцы, согдийцы, маргианцы, хорезмийцы, парфяне, парканцы, сако-массагетские племена.

В 1924 году была образована Таджикская АССР, столицей которой стал город Душанбе, входящий в состав Узбекской ССР. Таджиков не выделяли отдельно, а объявили титульной нацией. Таджикистан был выделен как отдельная советская республика в 1929 году, которая позже стала современным независимым Таджикистаном.

Где живут

Народ проживает в основном на территории Афганистана, Таджикистана. Большое количество таджиков живет в Кыргызстане, Узбекистане, Пакистане. К таджикам в Афганистане относят персоязычное население озера Хамун и бассейнов Герируда. Живут в США, Германии, России, КНР, Великобритании, Казахстане, Канаде, Швеции, Бельгии, Туркмении, на Украине, в Италии, Финляндии, Нидерландах.

Название

Этноним «таджик» связан с происхождением среднеперсидского слова «тазиг», которое переводится как «араб». На востоке иранского мира согдийским словом «tazik» называли армии халифата, которые вторглись туда под знаменем джихада. Тюрки караханиды, захватившие Среднюю Азию, использовали широко слово «тежик» для обозначения оседлого подвластного иранского населения. На другом конце иранского мира «тежик» называли всех мусульман в армянском языке.

Как название национальности, этноним «таджик» стал широко употребляться в 20 веке после национального размежевания и советского «национального строительства». Другое название национальности - «дари».

Численность

Общая численность таджиков во всем мире составляет около 20 000 000 человек. Примечательно, что в Афганистане живет больше представителей этого народа, чем в Таджикистане.

Язык

Таджики говорят на разных диалектах персо-таджикского континуума, таджикском и языке дари (афгано-персидский).

До 20 века литературный язык таджиков был единым с языком персов в Иране и назывался «персидским» или «придворным», языком двора. Иногда многочисленные разговорные формы этого языка называли таджикскими, но данный термин был распространен слабо.

В таджикском языке существует более 50 говоров, которые делятся на четыре основные группы:

  1. центральная (верхнезеравшанская)
  2. юго-восточная (дарвазская)
  3. северная
  4. южная

Когда Арабский халифат завоевал Среднюю Азию, письменность таджикского была на основе арабского алфавита, затем в 1929 переведена на латиницу. Современная письменность основана на кириллице. В 1940 году впервые был введен таджикский алфавит. Современный вид он приобрел только в 1988 году. В нем 35 букв и основан он на русском алфавите с добавлением шести диакритических букв для обозначения звуков.

Многие специалисты рассматривают язык дари как афганский местный вариант персидского и таджикского. Дари практически идентичен с таджикским, отличается только письменностью. Носители таджикского, дари и персидского понимают друг друга без сложностей.


Религия

Со времен арабского завоевания, основной религией таджиков Средней Азии был ислам суннитского толка. Сегодня основная часть народа является суннитами ханафитского мазхаба. В Средней Азии существует небольшое число шиитских общин.

Особыми группами являются фарсиваны запада Афганистана. В основном это шииты и таджики Памира, исповедующие ислам вслед за памирскими народами. В традиционной вере таджиков широко проявляется зороастризм и древнеиранские верования. Важную роль в мифологии народа играет культурный герой, прародитель таджикского народа «Бобо Дехкон». Он представлен в виде деда земледельца, который научил людей пахать землю, сеять хлеб.


Еда

Национальная кухня таджиков является одной из древнейших в мире. К ней наиболее близки узбекская и персидская кухни по ассортименту продуктов и видов блюд. Кулинарное искусство таджикского народа формировалось под влиянием богатой истории.

Кухня очень разнообразна, насчитывает десятки видов разных блюд:

  • молочные
  • мясные
  • мучные
  • овощные

Для приготовления и потребления пищи используются разные способы, в зависимости от региона. Раньше блюда различались по природным, географическим условиям, социальному положению людей.


Основой питания в горных районах были лепешки (нон), молочные продукты, сухой сыр (курут), топленое масло, творожный сыр (панир), разнообразные каши, лапша. В равнинных районах питались лепешками, блюдами из риса, лапшой, фруктами, овощами, лепили манты. Для приготовления еды использовали растительное масло, в том числе хлопковое.

Едят говядину, баранину, конину, козлятину, часто в сушеном виде с лапшой, картофелем. Из конины изготавливают колбасу (казы). Из мяса часто делают шашлык, жаркое куырдак, кабоб, голубцы шахлет. Редко на столе появляется птица, в основном это курица, перепела, куропатки.

У горных таджиков праздничное блюдо, это суп из баранины (шурбо). Праздничным традиционным угощением равнинных таджиков является плов. Готовят его в чугунных котлах-казанах разными способами. Сперва в растопленном жире обжаривают морковь с луком, мясо, добавляют крупу и иногда даже рубленую домашнюю лапшу. Есть виды плова, которые готовят с добавлением сухофруктов, айвы, нута, головок чеснока, зерен граната, виноградных листьев.

Салаты подают отдельно, делают их из свежих овощей, зелени. Из овощей в пищу употребляют помидоры, огурцы, тыкву, репу, кабачки, редьку, редис, баклажаны. Супы обычно густые, жирные, наваристые. Все ингредиенты сперва обжаривают в большом количестве жира. Первые блюда готовят в основном на костном, мясном бульоне, редко на отваре овощей, кислом молоке. Самые популярные супы таджикской кухни:

  • мастоба
  • нарын
  • шавля
  • атола
  • чолоб

Каши готовят из нута, пшеницы, риса, фасоли, чечевицы, маша, джугары. Всегда в блюда добавляют большое количество специй: барбарис, шафран, анис, чеснок, зиру. Большой популярностью пользуется рубленая пряная зелень: кинза, петрушка, мята, базилик, укроп, щавель, зеленый лук.

Мучные изделия народ очень любит, готовят их из пресного и дрожжевого теста. Популярные изделия с мясом: пельмени хушан, слоеные пирожки самбуса, манпар, лагман, шима. Изделия из теста с начинкой или без варят в подсоленной кипящей воде, жарят в масле, готовят на пару.

Сладости едят несколько раз за трапезу, делают сухофрукты, едят бахчевые, свежие и жареные орехи, их теста готовят хворост, сладкие слоеные пирожки. Национальные сладости: мучная халва, конфеты пичак, сахар с пряностями нават, белковый крем нишалло.

Самый популярный напиток - чай, из всех сортов особенно распространен именно зеленый. Пьют его в горячем или холодном виде, в основном без сахара. Этим напитком начинается и заканчивается любая трапеза таджиков. Черный чай обычно смешивают с молоком, сливочным маслом. Из спиртных напитков употребляют вино, которое называют «май» или «шароб», в зависимости от региона.


Внешность

Сегодня большинство таджиков носит одежду городского типа, но национальный костюм сохранился. Особенно он востребован среди женщин в сельских местностях. Женщины носили платье-рубаху (курта), которая служила нательной и верхней одеждой, шаровары «эзор» или «пойцома», стеганый халат «цома», головной платок «румол». В последние годы в районных центрах носят камзул - верхнюю одежду в виде пальто, зауженного в области талии.

Рубахи однотонные с ярким орнаментом, украшаются вдоль воротника, на рукавах и подоле вышивкой, отличаются покроем ворота:

  • пешчокак, с глубоким клинообразным вырезом на груди;
  • парпари, со стоячим воротником, плиссированной сборкой;
  • цазоцй, со стоячим воротником без сборки;
  • узбакй, платье с отложным воротником и отрезной кокеткой.

Халаты похожи с мужскими по крою. Платки носят из белой кисеи, фабричные, вязаные, полушерстяные, шелковые. Обычно платки больших размеров, складывают их по диагонали, набрасывают на голову, концы закидывают за спину. Молодые женщины часто закрывают лоб, завязывают на затылке концы. Последнее время все чаще таджички носят тюбетейки (тоци).

Женщины расчесывают волосы на прямой пробор, плетут тонкие косички, приплетая к ним чура из искусственных или шерстяных черных ниток, которые заканчиваются на конце кистями из разноцветного бисера и ниток.

Обувь сегодня носят в основном городского типа, галоши из резины с острым носком, туфли. Иногда женщины надевают «маусй» - мягкая обувь, которую носят с галошами. Встречается местная старинная обувь из дерева. В теплое время года носят обувь на босую ногу, зимой надевают шерстяные цветные чулки с орнаментом (ууро). Из украшений таджички постоянно носят на шее бисерные повязки гулу-бандакж, ожерелье из коралловых бус и монет муура, браслеты, кольца.

Костюм таджикских мужчин состоит из шаровар, рубахи, халата, тюбетейки, поясного платка. Рубаху носят на выпуск, поверх штанов, подпоясывают большим, сложенным по диагонали платком. Летние халаты тонкие, без подкладки, зимние стеганые на вате, с подкладкой. Все чаще современные таджики одевают брюки и пиджак, сочетая их с некоторыми элементами национальной одежды.

Независимо от возраста, все представители мужского пола носят тюбетейки, расшитые орнаментом. Практически не надевают чалму. В холод поверх тюбетейки обматывают голову платком из шерсти, носят меховые шапки. Мужчины обычно бреют голову, иногда оставляют усы. В более старшем возрасте отращивают бороду.

На ноги надевают шерстяные цветные чулки джурабы, если предстоит дальний путь, обматывают икры широкой тесьмой пой-тоба. Это придает ногам крепость при ходьбе. Обувают башмаки из сыромятной кожи, мукки - обувь на мягкой подошве из хорошо выделанной кожи, деревянные башмаки кауш.


Жилище

Селения таджиков отличаются компактностью. Они тесно застроены, улицы похожи на лабиринты, с тесными тупиками. В основном стоят глинобитные дома, обнесенные забором дувал. В горных районах жилища возводят из камня. Крыша плоская, иногда в доме есть терраса айвон.

Жилище таджиков делится на женскую и мужскую половины. Женская - внутренняя часть дома, куда нельзя входить посторонним. В комнате для гостей пол застилают коврами, паласами, кошмами. По периметру помещения на ковровых покрытиях раскладывают стеганые, узкие одеяла «курпача», на которых сидят. В центре постелена скатерть для приема пищи. Стены в комнате украшены вышивкой, коврами. Ниши у стен часто используются у равнинных таджиков в качестве шкафов.

В полу для обогрева делают «сандали», который представляет собой яму, куда кидают горячие угли. Сверху ямы устанавливают невысокий столик квадратной формы, покрытый одеялом. Жители дома рассаживаются вокруг него, ноги просовывают под одеяло. В домах устанавливают камины касаба с одним или двумя очагами для кипячения чая.

Если дом трехкамерный, позади к нему пристраивают небольшое помещение для кухни, где обустраивают камин. Хозяйственные постройки примыкают к жилищу или строятся во дворе. Есть кладовая, помещение для дров «уезумхона», помещение для мытья и омовения (обхона), хлев, уборная. Недалеко от дома устанавливают печь «танур», где выпекают хлеб.

Сегодня в домах появились столы, стулья, кровати, пользуются которыми в основном молодое поколение. Старики предпочитают сидеть и спать на полу, считая, что так удобнее. На столы часто ставят радио, книги, письменные принадлежности. Современные таджики начали строить у дома бани с цементированным полом, устанавливать водосток, топки с вмазанным котлом, современные плиты с конфорками.


Жизнь

Издавна таджики занимались пашенным земледелием, скотоводством. В горных, равнинных и высокогорных районах использовали искусственное орошение. Выращивали бобовые, злаковые культуры, хлопчатник, ячмень, просо, плодовые, бахчевые, огородные культуры, разбивали фруктовые сады.

Держали крупный рогатый скот, небольшое количество овец, коз, лошадей, ослов. Использовали вертикальное кочевание - скот перегоняли летом на горные луга, куда переселялась часть жителей для пастьбы. В горах женщины создавали товарищества по сливу молока. Каждая по очереди получала весь удой молока, из которого заготавливала впрок масло, сыр и другие молочные продукты.

Равнинные таджики занимались ремеслами: мужчины изготавливали суконные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, распространено было ювелирное, гончарное дело. К древним ремеслам относится резьба по дереву, декоративная вышивка. Горные таджикские мужчины производили на продажу шерстяные ткани, женщины вязали, вышивали.


Культура

У народа есть свои традиционные виды спорта:

  1. Бузкажи, козлодрание (борьба участников за тушу козла);
  2. Кушти, национальная таджикская борьба;
  3. Човган.

Таджикский фольклор разнообразен и богат, включает различные жанры:

  • народные песни «суруд» (обрядово-календарные, трудовые, праздничные, траурные);
  • четверостишия «рубаи»;
  • сказки (сатирические, волшебные);
  • юмористические рассказы-анекдоты «латифы».

Народные музыкальные инструменты:

  • рубаб
  • дутор
  • танбур
  • гиджак
  • скрипка
  • карнай
  • сурнай
  • таблак
  • бубен дойра
  • кайрок

Любимые народные зрелища: кукольный театр, выступления канатоходцев, фокусников.


Традиции

У народа существует огромное количество различных традиций, уникальные свадебные церемонии. Свадьба длится 7 дней, на первый день жених с невестой проводят праздник по отдельности, каждый со своей семьей. Длятся такие банкеты 3 дня. На пятый день жених вместе с родственниками и друзьями идет в дом невесты. Молодожены пьют стакан воды, съедают кусочек мяса с солью. Это необходимо для связи их обязательств перед имамом. Только после проведения обряда молодожены могут быть месте. Потом начинается великое празднование, все танцуют, поют до полуночи. После праздника молодожены садятся на лошадь и едут в дом жениха. На шестой день свадьбы семья невесты едет в дом жениха, где всю ночь празднуют завершение праздника. Медовый месяц молодых длится 40 дней. Вместе с ними в этот период живут родители мужа, чтобы защитить молодоженов от сглаза и зла.

Перед тем как обратиться к женщине, нужно спросить разрешения у ее мужа или родственника. У народа не принято, чтобы жена выходила встречать гостей, она не присутствует на застольях. Нельзя заходить в дом, где нет мужа, есть только женщина с детьми. Хозяйка в знак своей воспитанности, пригласит зайти, но приглашение принимать нельзя. Нужно узнать у нее, когда вернется муж, и только тогда снова прийти.


Народ очень гостеприимен, гостя всегда сажают на почетное место в мехмонхона - большую гостиную в доме. При строительстве жилья таджики обязательно строят такую комнату в знак того, что гости в этом доме всегда желанны.

Есть принято сидя на полу, застеленным ковром или специальными матрасами курпача. Такие матрасы набиты очищенным хлопком или ватой, сшиты из красивых тканей. Нельзя сидеть с вытянутыми в сторону или вперед ногами, лежать. На пол стелют скатерть дастархан, когда все расселись, проводится обряд хвалы Богу и приветствие гостя, который повторяют в конце застолья.

С пустыми руками не принято ходить в гости, обязательно нужно купить угощения. Если человек остался ночевать в таджикском доме, не принято появляться перед людьми полуобнаженным или в ночной одежде, особенно во время мытья в общем умывальнике. Самое святое в таджикском доме - это хлеб. Обращаются с ним бережно, стараются не крошить. Национальную таджикскую лепешку ломать нужно двумя руками, резать ножом ее нельзя.

Если в доме люди молятся, в это время нельзя смеяться, громко разговаривать. В доме, где недавно умер человек, нельзя смеяться, улыбаться, громко говорить, слушать музыку, смотреть телевизор.

Когда представители этого народа приглашают гостей, традиционно готовят плов. За столом первым к плову может протянуть руку самый старший среди сидящих за дастарханом. Но если в доме есть гость, его просят попробовать плов первым.

Чай разливает младший из хозяев. Пиалу с напитком принимают только правой рукой, левая должна находиться на правой стороне груди. Точно так же пиалу возвращают человеку, разливающему чай. Если за столом есть спиртные напитки, разливает их один из самых молодых присутствующих - «виночерпий». Первую чашку он наливает себе, доказывая тем самым, что это не яд.

Главный праздник у народа - мусульманский Новый год - Новруз. Празднуют его в день весеннего равноденствия. Новруз знаменует собой новые надежды, новую жизнь для людей. К празднику готовятся всей деревней. Столы ломятся от угощений, готовят главное блюдо - сумалак.


Отмечают таджики праздник тюльпанов Гули Лола. В этот день проводятся выступления с танцами и хоровым пением. Тюльпаны и маки 1 это родные цветы Таджикистана, именно от них произошли голландские тюльпаны.

Часто чай пьют в местной чайхане - специальное заведение, где собираются люди всех возрастов, беседуют, обсуждают важные вопросы. Как только человек напился чая, он должен пустую чашку (пиалу) перед собой перевернуть вверх дном. Это является знаком, что он больше не хочет чаю.

История возникновения таджикского народа

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики.
Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский).
С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент).
Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование.
Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска.
А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата.
Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков
Написана почти так же.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселялении Таджикистана. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура,
Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды).
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии.
Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии).
Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена.
К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена).
К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию.
Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык.
Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова).
Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев.
Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов).
К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.

Годом арийской цивилизации. По данному поводу в этой республике целый год проходили многочисленные мероприятия, призванные нести народу страны и всему миру истину про глубокие корни таджикской культуры и про её преемственность от древних ариев.

Возвращение к истокам

Возвращение к национальным истокам объявлено основой государственной идеологии Таджикистана при президенте Эмомали Рахмоне (сам он назывался до 2007 года Рахмоновым, но переименовал себя и повелел всем своим подданным, чьи фамилии также имели русифицированные окончания, переписать их на иранский манер). При этом Рахмон синкретически сочетает в этой своей доктрине ислам и уважение к древней религии иранцев - зороастризму.

«Во времена арабского ига, - пишет Рахмон в своей книге «Таджики в зеркале истории», - завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покорённого народа. Были сожжены авестийские рукописи, книгохранилища, храмы, …силой меча вытесняли религию наших предков и насаждали свою… Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, …переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык… Таджики и после завоевания их кочевниками продолжали выполнять роль цивилизаторов по отношению к своим покорителям». [С-BLOCK]

В сентябре 2006 года, на торжественном заседании в Душанбе, посвящённом празднованию 15-летия независимости Таджикистана и Году арийской цивилизации, Рахмон, в частности, сказал: «Арийская цивилизация заложила основы истории наших предков, зарождения и формирования традиций государственности, культуры, других национальных ценностей, более того, она сыграла роль исторической арены для формирования самосознания и познания мира… Сегодня в мировой науке термин арийский в основном используется как этническое имя и название языка индоиранских народов… Арийская цивилизация приобрела мировую славу ещё до VII века, т.е. до появления исламской религии».

С тех пор любое торжественное государственное мероприятие в Таджикистане не обходится без апелляции к арийским истокам. Соответствующим образом построена вся учебная программа по истории, где ведущую роль играют высказывания Рахмона.

Нет дыма без огня

Насколько обоснованны притязания современного Таджикистана на наследие древней индоиранской культуры? Необходимо признать, что этническая преемственность здесь действительно прямая. Таджики - народ иранской группы. В современной науке термины «арийцы», «арии» применяются лишь к той ветви индоевропейской семьи, которая включает в себя иранскую и индоарийскую языковые группы (некоторые выделяют ещё дардскую группу, к которой относят некоторые малочисленные народности Гималаев, Каракорума и Гиндукуша).

Иранцы - древние обитатели Средней Азии. Самое позднее, с начала II тысячелетия до н.э. они заложили в этом регионе основы земледельческой цивилизации, основанной на ирригации с использованием рек, текущих с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т.д., иранские народы населяли Среднюю Азию до начала VI века н.э., когда сюда начали вторгаться тюркские кочевые племена. [С-BLOCK]

Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам (мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее). Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков (сартов) из Таджикистана и таджиков из Узбекистана.

У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев (впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана). Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Исторические и современные параллели

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов (носивший тогда ещё такую фамилию) обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара . Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов.

Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани (893-907) основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики - сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама. Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации - ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом. [С-BLOCK]

А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности.

В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви. Она тоже очень активно пропагандировала наследие древних персидских империй Ахеменидов, Аршакидов (парфян) и Сасанидов, припадала к зороастрийским духовным истокам. Само официальное название страны Иран происходит от Ариана - страна арийцев. Так Персия стала называться после её переименования, по указу шаха, только в 1935 году. Всё это возвращение к арийским истокам, как известно, завершилось в Иране в 1979 году исламской революцией. Единственное, но принципиальное отличие современного Таджикистана от того Ирана: Иран до 1979 года был бурно развивающейся и модернизирующейся страной, а Таджикистан старательно поддерживает имидж бедной страны, чтобы получать помощь от международных организаций.

– одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе. Всего, в мире насчитывается около 18-20 млн. представителей этой национальности . Большая часть из них проживает на территории современных Афганистана (8,1 млн. чел.) и Таджикистана (6,75 млн. чел.). Однако, такие страны как Узбекистан и Россия, также являются местом прибежища для 2,5 миллионов таджиков. США и Киргизия, Китай, Великобритания и Казахстан, Германия и Швеция – каждая из этих стран, стала домом более чем для 10 тыс. таджиков.
Родными можно назвать языки: таджикский, по общепризнанному мнению подвид персидского, и дари – язык таджиков Афганистана.

Народ Таджики

Происхождение народа.

Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев.
Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.

Особенности национальной физиологии.

В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви.
Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица.
Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.

Родные для таджиков языки.

Массово проживая на территориях таких очень разных современных государств как Афганистан и Таджикистан, Киргизия и Пакистан, и при этом используя в своём обиходе большое количество разнообразных диалектов, все таджики способны понимать друг друга. Причиной тому, язык отец-основатель – персидский.
Можно утверждать, что понятие «таджикский язык» настолько же молодое, насколько и относительно искусственное. Оно введено в лингвистический обиход, в 1920-х годах, на то время ещё юной Советской властью, в рамках культурно – политической программы по разграничению народов Средней Азии. С тех пор, и доныне, Таджики Узбекистана и Таджикистана пишут кириллицей, тогда как их братья в Афганистане и Пакистане уверенны, что говорят на дари и персидском, используя при этом арабо-персидскую вязь.
На сегодняшний день прослеживается лингвистическая универсализация основных диалектов, в единую для таджиков речь, на основе арабо-персидской грамматики.

Религия таджиков.

Издревле, со времён арабских завоеваний, народ утвердился в суннитском направлении религии Магомеда. Шиитские общины таджиков не многочисленны. При этом в верованиях присутствуют нотки некогда традиционного учения зороастризма.

Кухня.

Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного.
Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки.
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания.


Top