Что использовали в домах вместо стекол раньше. История окна. Краткий очерк истории стекла в России

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем - рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум - отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали - волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого - это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще - просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно - два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.

Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.

Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.

В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.

Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X-XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.

В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.

Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.

При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.

В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.

Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.

В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.

Окна всегда были неотъемлемой частью жилища. Окна в Древней Руси существенно отличались от того, что можно увидеть сейчас. Жилые избы топились «по-черному». Для того, чтобы дым не скапливался избе, под потолком делали небольшие отверстия между бревнами сруба под потолком. Эти окошки закрывались кусочками слюды или кожи, а также задвигались деревянными досками.

Первые окна

У слюдяных окошек были рамы, изготовленные из прутков металла, и свинцовый переплет. Самый большой кусок слюды закреплялся в центре окна. Со временем слюдяные стали украшать, расписывать красками.

На смену слюдяным окнам, расположенным под потолком, пришли окна, которые стали устанавливаться в стену. Окошко вставлялось в проем, оно имело два косяка, поэтому эти окна еще назывались «косящими». Стекла этих окон тоже изготавливались из слюды, а также из бычьего пузыря). В XI - XIII веках на Руси появилась техника выплавки стекла. Эти стекла были достаточно толстыми, использовалась металлическая рама и свинцовый переплет. Эти окна пропускали очень мало света. Стекло могло использоваться совместно со слюдой. Интересно, что окна могли быть различной формы, могло использоваться цветное стекло и стекло с росписью. Снаружи окна закрывались ставнями. Уже во второй половине семнадцатого века стали появляться окна с большими стеклами. Наличники на окнах были настоящими произведениями искусства, они украшались различными орнаментами и символами.

Петровская эпоха была порой настоящих открытий, в том числе и в архитектуре. В Западной Европе окна не только открывали доступ к свету и свежему воздуху, но и украшали фасады зданий. Окна, напоминающие европейские, изысканной формы, с большими проемами, стали первыми появляться в императорских дворцах и дворцах вельмож. В то время как в деревнях еще долгое время, до начала XX века, можно было встретить слюдяные окошки.

В советское время окна изготавливались по единому стандарту. Но далеко не всегда стандарт соответствует качеству. Через окна, а также через двери, окна и крышу происходили очень сильные потери тепла.

Вещество ПВХ или поливинилхлорид было получено еще в 1855 году французским химиком Анри Реньо, но применять в промышленности поливинилхлорид начали применять только в 1912-1913 годах. Сначала поливинилхлорид использовался для производства труб.

Появление первых окон ПВХ

Окна ПВХ появились в 50-60-х годах XX века, их «родиной» считается Германия. В России пластиковые окна появились гораздо позже. Нужно отметить, что профиль ПВХ устойчив к атмосферным воздействиям, обладает высоким качеством поверхности, долговечен и т.д. Очень важные свойства окон из профиля ПВХ – это тепло- и шумоизоляция. Благодаря своим преимуществам, а также невысокой стоимости, пластиковые окна (окна ПВХ) быстро завоевали популярность.

Еще один современный вариант окон, который все больше приобретает популярность в России – это деревянные окна с современными стеклопакетами.

Используется только высококачественная древесина, а стеклопакеты используются такие же, как для пластиковых окон. Они могут быть как однокамерными, так и двухкамерными. Деревянные окна пропитываются специальными составами, которые предохраняют их от возгорания и разрушения.

Т. В. Княжицкая

Журнал“Мир музея», июль 2011.

Окна выполняют две основные задачи: защищают помещение от неблагоприятных условий внешней среды и пропускают свет. Форма оконных проемов, материал их заполнения определяется климатическими условиями конкретного региона и доступными там природными ресурсами. Народы Европы и Азии использовали различные материалы для заполнения окон и их декоративного оформления. Орнаментальные решетки из алебастра в странах Востока, каменные полупрозрачные пластинки в романской Европе, цветное стекло в эпоху Средневековья…. В Древней Руси, прорубленные в бревенчатых стенах домов отверстия закрывали бычьим и рыбьим пузырем, холстом, бумагой, сыромятной кожей, в северных районах — пластинами льда, не таявшими большую часть года, и слюдой (1 ). Слюда - природный минерал, который благодаря слоистой структуре легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча слюды была одним из важных русских промыслов, стоила она дорого, от 15 до 150 рублей за пуд в зависимости от сорта (2 ), и только богатые люди «стеклили » ею окна. Лишь в тех местах, где месторождения этого минерала выходили на поверхность - по берегам рек Ангара и Лена, и крестьяне имели возможность им пользоваться (3 ). Слюда являлась одной из статей экспорта: ее вывозили как на Восток «персидские купцы», так и на Запад «купцы франкские и греческие и всякий, кто приезжает сюда, потому что этот камень имеется только здесь» (4 ). Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием «мусковита » (5 ). На большие пласты слюды существовало исключительное царское право: «Все , что бывает длиной и шириной более одного аршина, принадлежит царской монополии и не может быть открыто продаваемо никаким частным лицам» (6 ). Окна построек знати и царских дворцов еще и в XVI—XVII вв. были закрыты слюдой (7 ) . На Руси ее называли в то время «хрусталем », «стеклом московским».


Небольшие куски слюды сшивали вместе (слюдяные оконницы «нитми шитые») или прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам, под которыми края пластинок размещались внахлест (8 ). Соединяя множество различных по размерам кусков слюды, мастера придавали оконнице вид упорядоченной геометризованной сетки или орнамента, иногда с изображением в центре. К XVII столетию относятся сведения о том, что слюдяные оконницы расписывали красками, изображая цветы и травы, зверей и птиц. Так, в 1667 г. живописцу Ивану Салтанову было приказано расписать слюдяную оконницу в хоромах малолетнего царевича Петра Алексеевича - будущего императора Петра I - «в кругу орла, по углам травы, а написать так, чтобы из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы, чтоб не видно было» (9 ). В 1692 году в хоромах царевича Алексея Петровича - сына Петра I - слюдяные окна расписывались, чтобы «всквозь их не видеть». Различные изображения людей, зверей и птиц покрывали слюдяные оконницы в Переславском дворце Петра I. Некоторые из них сохранились. Расписные слюдяные оконницы своим внешним видом напоминали западно-европейские витражи и, вероятно, «обманывали » иностранцев. Так, на гравюре «Прием шведского посла графа Оксенштерна 30 марта 1674 года в Золотой палате Кремлевского дворца (из дневника Эрика Пальмквиста)» в больших окнах ясно читаются поясные изображения людей. Такое оформление окна является кабинетным типом витража, широко распространенным в Европе в светских сооружениях. Вероятно, иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как декоративное остекление, равноценное европейским витражам. Именно поэтому художник «домыслил » недостающее на оконной плоскости изображение человека.

Между европейскими витражами и древнерусскими слюдяными оконницами много общего: наборный принцип оконного заполнения, присутствие темного линейного контура из металла, в некоторых случаях — росписи. Различались лишь материалы и способы соединения элементов в единое целое: в русских окнах - сшитые или скрепленные гвоздиками пластинки слюды с полосам «белого железа», прикрывающего швы, в Европе - кусочки плоского стекла, соединенные свинцовой профилированной проволокой с пайкой в местах соединения конструкции. Слюдяные оконницы имели утилитарное назначение и играли декоративную роль в интерьере благодаря упорядоченному узору геометрических элементов в раме, в отличие от большинства западно-европейских витражей, которые в большинстве случаев несли еще и определенное содержание в сюжете, будь то гербы, галантные или библейские сцены, портреты. Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию.

Сведения о расписных слюдяных оконницах относятся только к XVII столетию. Судя по сохранившимся образцам, рисунки на них восходят к западно-европейским гравюрам позднего ренессанса (10 ). Птицы, похожие на попугаев, орлы, музыкант со скрипкой, конные воины, цветы-тюльпаны - вот перечень изображений на одной из сохранившихся оконниц в Переславль-Залесском.

Вероятно, роспись на оконницах появилась как подражание живописным европейским витражам, которые к тому времени были известны не только по гравюрам и личным впечатлениям русских путешественников за границей, но и по конкретным образцам, привезенным из Европы и находившимся в царских дворцах и домах придворной знати. Витражи были в окнах дома князей Василия и Алексея Голицыных, «что в Белом городе, меж улиц Тверской и Дмитровки» (11 ). Особенно впечатляюще были оформлены окна в верхней большой столовой палате князя Василия Голицына — парадном помещении дома. Здесь два ряда окон были остеклены (невиданная роскошь по тем временам): «в дву поясех 46 окон с оконницы стеклянными, в них месты стекла с личины», кроме того, «на дву верхних окнах» было изображение, видимо, двух ангелов: «две персони писаны живописью; у них волосы и крыле; на них же платье: на одном нижнее тафты рудожелтой, а верхнее объярей белых; на другом нижнее атлас чревчатой, а верхнее объярей же белых». Даже патриарх Филарет поддался светскому увлечению: «в 1633 г. в Крестовую писаную палатку … были куплены у немчины Давыда Микулаева „оконницы стекольчатые нарядные с травами и птицами“ за 5 р. 14 алт. 4 денги» (12 ) . Другой пример: в январе 1675 г. иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина «девять больших стекольчатых цветных окончин» (13 ). Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: такие окна называли клетчатыми и решетчатыми. Собирали их из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), часто - иноземные мастера. Такие витражи из разноцветных стекол или собранные в узор чуть подцвеченные пластины слюды дополняли пеструю обстановку дворцовых интерьеров ХVII столетия. Дневной свет, проникавший сквозь расцвеченные окна, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным. Слюда была распространенным материалом в окнах купеческих и боярских домов, церквей, приказных палат, изб зажиточных крестьян. Ее массовое вытеснение стеклом началось только в XVIII столетии и затронуло сначала дома состоятельных людей, в окнах которых слюда и стекло долгое время соседствовали (14 ), а в некоторых регионах страны слюдяные оконницы сохранялись вплоть до начала ХХ века (15 ).

Семнадцатый век остался временем наивысшего расцвета в истории слюдяных оконниц. От того периода до нас дошли замечательные слюдяницы, созданные русскими ремесленниками. Сегодня эти состарившиеся деревянные рамы с узорами-паутинками, воспринимаются как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства, по своей эффектности не уступающие орнаментальным европейским витражам.
Древнерусские оконницы постигла та же участь, что и многие другие предметы ушедшего быта. Большинство из них сгинули во времени безвозвратно, незначительную часть сохранили музеи. В начале ХХ века известный историк русского искусства Игорь Грабарь писал: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холодов и ветра и заменила прозаическим стеклом. Не так давно свершилась эта перемена и целы еще кое-где древние оконницы, сложенные на чердаках и в кладовых деревянных и даже каменных храмов» (16 ).

Если еще в XIX и даже в начале XX века кое-где в глубинке можно было встретить слюдяное оконце, то сегодня они сохраняются лишь в музеях как приметы навсегда ушедшего быта наших предков. Многие музеи имеют в своих собраниях оконные рамы со слюдяным заполнением. Лучше или хуже сохранившиеся, иногда собранные из нескольких рам со слюдяным заполнением, почти все они имеют сходные проблемы сохранности, среди которых утраты полотна, расслоение слюдяных пластинок, осыпающийся красочный слой. Главные враги слюды - время и влажность, безжалостно расслаивающие когда-то плотные тонкие пластинки и превращающие их в блестящую осыпь. Лишь единичные экземпляры представлены на экспозициях и выставках. Большинство скрыты в музейных хранилищах. Собрания слюдяных оконниц находятся в музеях Московского кремля, Государственном историческом музее, музее-заповеднике Коломенское, Государственном Эрмитаже, музее-заповеднике Переславля-Залесского. О последнем хочется сказать особо. Более 50 оконниц XVII века происходят из дворца Петра I на берегу Плещеева озера. Еще в 1803 году здесь был основан музей, где бережно сохраняли память о Великом русском царе-реформаторе. Большинство оконниц из собрания этого музея относятся к концу XVII века, они, вероятно, происходят из одного производственного центра, о чем говорит рисунок накладных оловянных элементов - репеек, одинаковые размеры металлических элементов, цвет слюдяных пластин. Имеется здесь несколько уникальных экземпляров с росписью. Судя по описи таких оконниц было две. Уникальные памятники декоративно-прикладного искусстваXVII века нуждаются в реставрации.

Изготовление витражей не было в Древней Руси народным промыслом, в отличие от художественного стеклоделия, например, в Чехии, Германии. Суровые природно-климатические условия не позволяли увеличивать оконные проемы в зданиях, а обстановка православного богослужения и пространственная организация храма не давали возможности для развития искусства витража в России. Это произошло значительно позднее, после того, как в стране было налажено промышленное производство плоского стекла и в русской художественной жизни сложились условия для развития витражного искусства. Интересно, что в начале XIX столетия, когда вошли в моду «готические стекла», как называли тогда витражи, первые проектные рисунки отечественных витражей напоминали древнерусские слюдяные оконницы. Так, например, окна птичника в Рыбинске были украшены традиционным для слюдяных оконниц ромбическим узором из разноцветных стекол. Когда схлынула волна увлечения готикой, витражи остались модной деталью украшения интерьера. Обращение к различным периодам мировой художественной культуры давало художникам и архитекторам возможность использования витражей в интерьерах самой разной стилистической направленности: «ренессансных », «восточных », «античных » и, конечно, «русских ». Изукрашенные окна, наряду с деревянной резьбой, изразцовыми печами и росписью стен стали самыми востребованными деталями при создании облика «русских » интерьеров, которые ассоциировались с богатым жилищем русского средневековья.

В Теремных палатах Московского Кремля, реконструированных архитектором Ф. Г. Солнцевым, разноцветные стеклышки в окнах, собранные в ромбический узор, были прямыми «наследниками » древнерусских оконниц. С течением времени появились и более изысканные стилизации. Так, во дворце Белосельских-Белозерских в Петербурге, не только полотно витража в Дубовой Гостиной, но и само стекло: слоистое, неровное, едва подцвеченное, — напоминает слоистую чуть мерцающую слюду.
Конец XIX - начало XX века стало временем нового осмысления древнерусского наследия, появления работ в духе национального романтизма. В живописи, архитектурных проектах, зарисовках художников этого периода часто используется мотив окна в фигурном наличнике и с узорчатым, иногда цветным заполнением. Зачастую именно оно придает изображению национальный колорит. С течением времени само присутствие узорчатого окна в интерьере превратилось в своего рода штамп, отсылающий зрителя к эпохе русского средневековья.
По прочности и светопропускной способности слюда не выдерживает конкуренции со стеклом. Именно поэтому в окнах, создаваемых по образцам древних слюдяниц, используется все-таки стекло.
Современные мастера художественного стеклоделия ориентируются в своем творчестве в основном на западно-европейское витражное искусство, в некоторых работах прослеживаются связи с русским искусством конца XIX — начала XX века, и через него, опосредованно, с культурой Древней Руси.

Всем известное наследие русской средневековой бытовой культуры - слюдяные оконницы, материал до сих пор мало изученный. Статья Игоря Киселева, опубликованная в 1981 г. в журнале «Декоративное искусство» (17 ) и его же рекомендации по обмерам и описанию слюдяных оконниц в справочнике «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков» (18 ) , обобщивших его опыт как реставратора, остаются наиболее полными исследованиями об этом явлении ушедшего быта нашей страны.

1. Тыдман Л. В. Дворец. Дом. Изба. Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е гг. М., 2000. С.176, 290.
2. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.
3. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.290-291.
4. Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С.284.
5. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.
6. Курц Б. Г. Указ. соч. С. 104.
7. Цейтлин М. А. Указ. соч. С.18.
8. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.
9. Забелин И. Е. Там же. С.142.
10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII в. М., 1996. С. 428.
11. Роспись и оценка имущества князей Василия и Алексея Голицыных… / Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Издание археографической комиссии. Т.4. СПб.,1893. Стлб.3-105.
12. Забелин И. Е. Указ. соч. С. 142.
13. Бакланова Н. А. Указ.соч. С.44.
14. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.177.
15. Архангельская областная газета «Правда Севера», № 169, 15 сентября 2001 г.
16. История русского искусства. Т. 2. СПб., 1910, С. 176-177.
17. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.
18. Киселев И. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. М., 2005.

К атегория: Стекольные материалы

Краткий очерк истории стекла в России

При рассмотрении возможности использования стекла в строительстве и способов его изготовления необходимо хотя бы кратко познакомиться с историей стекла и применением его в сооружениях прежних эпох.

Стекло является одним из материалов, применяемых с древнейшгх времен: чистое стекло в виде отлитого амулета цвета насыщенной лазури встречается приблизительно за 7000 лет до нашей эры.

Прозрачное стекло появилось значительно позднее и встречалось сравнительно редко. Стекло шло преимущественно для изготовления всевозможных украшений; трудность изготовления и обработки прозрачного стекла привела к тому, что стоимость изделий из такого стекла мало отличалась от стоимости драгоценных камней. Для изготовления пустотелых сосудов и небольших ваз стекло начало применяться позднее. Способ производства этих ценных предметов передавался из поколения в поколение.

Изобретение стеклодувной трубки относится к числу великих открытий человечества. Это открытие превратило стекло из предмета роскоши в предмет широкого потребления и позволило создавать множество различных стеклянных изделий.

Стеклодувная трубка представляла собой пустотелую железную трубку, снабженную с одной стороны головкой в процессе выдувания того гаи иного изделия рабочий погружал в расплавленную массу стекла головку трубки, на которую прилипало некоторое количество расплавленного стекла, обладающего высокой вязкостью. Вдуванием через мундштук воздуха образовывалась стеклянная колба, которая постепенно путем встряхивания и вращения, а также при помощи простых инструментов и подогревания остывающей массы стекла, превращалась в полый сосуд почти строго симметричной формы. Этим способом, который применялся в течение многих столетий, изготовлялись и изящные стеклянные изделия.

Рис. 1. Расписанные стекла в церкви Покрова Богородицы

До последнего времени господствовало убеждение, что зарождение -стекольного производства на Руси относится к XVII в. Однако произведенные Академией наук СССР исследования развития ремесел в древней Руси показали, что стеклянные изделия, обнаруженные в курганах X-XII вв., являлись не привозными (как это предполагали ранее), а изготовлялись на месте1. Это подтверждают результаты раскопок в Киеве, доказавшие, что в Киевской Руси имелись стеклоделательные мастерские.

Стеклянные браслеты и перстни являются распространенными находками в древнерусских городах. Тысячи обломков браслетов и перстней, находимых при раскопках, - свидетельство массового их изготовления. Есть основания предполагать, что эти стеклянные изделия появились в X в. Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. При раскопках городов (особенно южных) в слоях, относящихся к XI-XIII вв., были ьайдены стеклянные бокалы стандартной формы, что также подтверждает правильность предположения о массовом их изготовлении. Эти бокалы были изготовлены дутьем.

До последнего времени стеклянные бусы, обнаруживаемые при раскопках курганов в большом количестве, считались доказательством широких внешнеторговых связей древней Руси, так как техника изготовления бус не была здесь, якобы, известна. Однако это предположение неосновательно, поскольку техника изготовления стеклянных бус не сложнее, чем техника изготовления перстней и браслетов.

Производство стеклянных изделий следует считать городским ремес—лом, которое получило распространение в некоторых городах Руси. Широкое развитие стекольного производства в древней Руси опиралось на имевшиеся местные богатые запасы сырья, необходимого для изготовле ния стеклянных изделий различных сортов и цвета. Составные материалы в виде тонкого речного песка, поташа (из золы растений), поваренной соли и извести имелись на Руси в неограниченном количестве.

Окрашивание стекла производилось при помощи окиси меди (зеленый цвет), окиси меди с добавкой глины (синевато-зеленый цвет), серы и угля (желтый цвет), окиси железа (дымчато-желтый цвет) и окиси марганца (фиолетовый цвет). Указанными цветами почти полностью исчерпывалась цветовая гамма русских стеклянных изделий X-XIII вв.

Рис. 2. Портрет Петра I

Рис. 3. Картина «Полтавская битва»

Данные о применении стекла в XIV в. имеются в летописи о Мамаевом побоище, где сказано, что когда Дмитрий Донской отправился в поход против Мамая, жена его Евдокия плакала «под стекольчатым окном». Об этом же свидетельствует и приказ Ивана IV (XVI в.), который велел купить в Новгороде «стекол окончатых разных цветов, сколько можно, да те б стекла прислали к нам в Москву».

Прекрасно выполненные мозаики в архитектурных памятниках XI в. (в Киеве) являются доказательством применения цветного непрозрачного стекла (в виде смальты) в качестве декоративного средства.

Первый стекольный завод в России был сооружен в 1635 г. в пустоши Духанино Дмитровского уезда блив Москвы. Позднее, в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Особенно-большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I (начало XVIII в.), создавшего на Воробьевых горах в Москве образцовый завод-школу. Большей художественный интерес представляют стекла в витринах русских церквей XVI и XVII вв., расписанные огнеупорными, несмывающимися прозрачными красками. На рис. 1 приведен фрагмент окна (XVII в.) с расписанными стеклами в церкви Покрова Богородицы в селе Покровском в Филях. Размеры стекол в окнах 13,5X9 см вставлены они в металлический переплет с мелкими отверстиями для стекол.

Рис. 5. Фрагмент картины «Полтавская битва»

Огромная роль в развитии производства стекла в России принадлежит великому русскому ученому М. В. Ломоносову. Продолжительные теоретические и экспериментальные работы М. В. Ломоносова на специально сооруженном опытном Усть-Рудницком заводе, производившем мозаичную смальту, бисер, стеклярус, а также различные изделия из цветного стекла, наряду с горячей пропагандой М. В. Ломоносова о большом значении стекла в развитии экономики и культуры страны, способствовали поднятию отечественного производства стекла на высокий уровень. М. В. Ломоносов с присущей ему гениальностью поставил перед собой задачу огромного научного значения: «изыскать составы для стекол и дать соответствующую теорию цветов, ибо она в физике еще весьма недостаточна, а также в целях упражнения в помянутых химических трудах и для Академии художеств, чтобы в ней завести между прочими живописными искусствами и мозаичное художество, которым один Рим славился».

Рис. 6. Хрустальная ваза в честь взятия Казани

Следует отметить, что М. В. Ломоносов отлично справился с этими задачами. Завод, получив в 1760 г. заказ на мозаичные картины и портреты, под руководством и при непосредственном участии М. В. Ломоносова создал ряд портретов из мозаики. Особенного внимания заслужила- ет портрет Петра I (1854 г.) размером 89X69 см, хранящийся ныне в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа (рис. 2). Через несколько лет М. В. Ломоносов закончил известную мозаику на тему о Полтавской баталии, над которой он работал два с небольшим года. Размер этой мозаики 4,81 X 6,44 м (рис. 3 и 4).

Рис. 7. Ваза и рюмка из цветного непрозрачного стекла

Пройдя курс ломоносовской науки о стекле, его ученики стали крупнейшими мастерами. Например, Петр Дружинин в 1753 г. организовал производство цветных хрусталей, быстро завоевавших мировую славу, а Матвей Васильев и Ефим Мельников прославили себя работами по-мозаичному делу.

С именем М. В. Ломоносова связан и разработанный впервые в России метод горячей прессовки стекла. Среди дошедших до нас «мозаичных проб» Ломоносова удалось обнаружить четырехгранные бруски, изготовленные на станке великого русского ученого. Исследование этих брусков показало, что М. В. Ломоносов впервые в истории стеклоделия применил метод горячей прессовки стекла, приоритет которого до сих пор приписывался западным ученым

Весьма интересную и патриотическую оценку состояния стекольного производства в России в начале XVIII в. дает русский экономист Иван Тихонов-Посошков (ум. в 1726 г.), который писал: «А как у нас на Руси обретаются вещи, яко стеклянная посуда, зеркала, очки, оконные стекла то всем тем надобно управляться нам своим, а у иностранцев отнюдь ни каких тех вещей и на полцены не покупать».

Есть все данные считать, что именно в этот период Россия экспортировала некоторые виды стеклянных изделий за границу. В 1744 г. русское правительство решило организовать производство фарфора, которое держалось в строгом секрете зарубежными специалистами. Эта трудная задача была поручена соученику М. В. Ломоносова по духовной академии Д. И. Виноградову. Многолетние опыты Д. И. Виноградова по испытанию различных глин, а также помощь М. В. Ломоносова принесли долгожданные плоды: Д. И. Виноградов дал своей стране один из лучших в мире фарфоров.

Во второй половине XVIII в. были выстроены крупные заводы Бахметьева (ныне завод «Красный гигант» в Пензенской области) и заводы Мальцевых (ныне Гусь-Хрустальный во Владимирской области). Эти заводы достигли высокого мастерства и прославились выпуском хрустальных изделий исключительной красоты, а также «золотого рубина» - стекла с примесью золота для окраски. Некоторые образцы стеклянных изделий, изготовлявшихся Бахметьевскими заводами, приведены на рис. 5, а и б.

Широкое развитие стекольного производства в России в XVIII в. позволило значительно расширить область применения стекла и стеклян- ных изделий. Стекло в виде прекрасных по качеству зеркал, пилястр, люстр, торшеров, бра, жирандолей и др. нашло разнообразное и удачное применение во дворцах Петербурга и его окрестностей. Тогда же появилась мебель, изготовляемая вначале с отдельными элементами из стекла, а позднее целиком из стекла (табуретки и стол во дворце г. Пушкина).

Работы М. В. Ломоносова и его ученика Матвея Васильева в области’ мозаики были исследованы Академией художеств. При этом с неоспоримой убедительностью была выявлена долговечность цветной стеклянной мозаики, что имело огромное значение при устройстве внутренней отделки Исаакиевского собора в Петербурге. Большой размах работы (площадь всей примененной для Исаакиевского собора мозаики составляет около 593 м2) потребовал организации специальной мозаичной мастерской при Академии художеств. Русские художники-мозаичники Алексеев, Барухин, Хмелевский, Лебедев и др. создали высокохудожественные произведения, стяжавшие себе заслуженную славу.

Рис. 8. Витраж из цельного стекла

Быстрое развитие в России капитализма во второй половине XIX в. привело к тому, что уже в 1879 г. в стране насчитывалось 173 стекольных завода. На грани XIX и XX вв. с появлением усовершенствованных и высокопроизводительных стеклоформующих машин-автоматов, вырабатывающих дешевое листовое стекло, производство стекла вступает на путь индустриального развития. Это позволило широко применить в архитектуре того времени стеклянные витражи, в рисунках которых отразились черты, типичные для упадочного стиля модерн, господствующего в то время в архитектуре (рис. 7). К этому же времени относится применение и стеклянных полов, образцы которых показаны на рис. 8.

Усовершенствование заводского оборудования позволило выпускать новые виды стеклянных изделий: стекло с высокой механической прочностью, небьющееся стекло, сигнальные линзы для автоблокировки, колбы для радиоламп, жаростойкую посуду и др.

Однако задача массового выпуска новых видов стеклянных изделий не могла быть решена полностью без широкого внедрения в стекольную промышленность механизации технологического процесса. Это оказалось возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Создание новых механизированных по последнему слову техники за‘водов (Дагестанский, Константиновский, им. Дзержинского и др.), а также реконструкция большей части крупных существующих предприятий обеспечили значительный рост стекольного производства и расширили ассортимент продукции соответственно требованиям индустриализации строительства. Сталинские пятилетки перевооружили стекольнукг промышленность и превратили ее из отсталой в передовую отрасль, народного хозяйства. Достаточно сказать, что СССР занимает по количеству производимой стеклянной продукции одно из первых мест в мире, а по производству оконного стекла превосходит США.

Рис. 9. Вертикальный способ вытягивания ленты из стекла слева - схема установки; справа - общий вид установки в процессе

Рис. 10. Изготовление прокатного стекла на машине непрерывного действия

Советские ученые, новаторы производства, стахановцы внесли много нового и самобытного в производство стекла, способствуя тем самым успешному развитию этой важной отрасли народного хозяйства. Усовершенствование конструкции стеклодувного прибора, позволяющее во многих случаях механизировать процесс выдувания стеклянных изделий, изобретение машины для выработки стеклянных трубок (дротов), изготовление стеклянного волокна и тканей, изобретение пеностекла - все это характеризует большие достижения широко поставленной в СССР научно-исследовательской работы в области производства стекла.

Почти повсеместное наличие сырьевых ресурсов (песка, известняков, доломита и природных сернокислых солей натрия), местных видов топлива (торф, дрова), а также сравнительно незначительная энергопотребность стекольного производства создают все условия к дальнейшему развитию этой отрасли промышленности и, в частности, к расширению ассортимента архитектурно-строительного стекла.

Применяемые в настоящее время в строительстве виды стекол изготовляются путем вертикального вытягивания (через формующую щель- «лодочку» в шамотном поплавке) непрерывной стеклянной ленты из бассейна, наполненного расплавленной стекломассой (рис. 9). В 1948 г. советскими учеными был разработан новый способ вытягивания ленты стекла со свободной поверхности расплавленной стекломассы. Таким способом изготовляется обычное оконное стекло, широко применяющееся в современном строительстве промышленных, жилых и общественных зданий.

Кроме того, стекло изготовляется путем литья и прокатки (рис. 10) на литейных столах или на роликовом конвейере. Получаемое таким образом стекло в зависимости от характера обработки поверхности делится на ряд сортов, классификация которых приведена дальше.



- Краткий очерк истории стекла в России

Top