Как восстановить пропущенный день поста. Оставление поста во время "месячных" и восполнение его в другие дни. Допускается ли поститься не с начала дня

Держит ли женщина пост во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Нет, если женщина будет держать пост во время таких состояний, на ней будет грех.

Должна ли женщина восполнять дни поста, пропущенные по причине хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Да, в хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен ей Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, говорил, что женщинам не нужно восполнять молитвы, пропущенные во время месячных, но нужно восполнять дни поста, пропущенные по этой причине (И’ляус-Сунан, т. 1, с. 372)

Засчитывается ли день поста, если у женщины за несколько минут до вечернего азана начались менструации?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действительным.

Засчитывается ли день поста, если у женщины начался цикл сразу после разговения до ночной молитвы?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действителен.

Что делать, если во время уразы начался менструальный цикл?

Необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?» (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889). После менструального периода необходимо будет возместить пропущенные дни поста.

Желательно ли женщине, у которой месячные, воздерживаться от употребления пищи во время поста в Рамадан?

В этом состоянии женщина не должна воздерживаться от пищи и воды, но ей нужно проявлять уважение к постящимся в месяц Рамадан.

Должна ли держать пост женщина, если она очистилась от менструаций сразу после утренней молитвы?

Будет ли засчитан этот день поста? Женщина может держать пост, но этот день поста не будет засчитан.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации перед самым утренним намазом?

Если женщина очистилась от менструации до утреннего намаза и убедилась, даже за какое-то мгновение, что она чиста в месяце Рамадан, то она обязана держать пост, и ее пост будет действителен.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструаций до утреннего намаза, а искупалась, совершив молитву?

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации и искупалась только после утреннего намаза, совершив молитву, и продолжила держать пост?

В этом нет ничего плохого, если женщина искупалась только после утреннего намаза.

Должна ли женщина поститься в тот день, когда до утреннего азана у нее неожиданно прекратилась менструация, но на сухур она не встала?

Если проснувшись, она ничего не делала, что может нарушить пост, то при желании можно сделать намерение по мазхабу имама Абу Ханифы. В этом случае намерение можно сделать даже за час до наступления времени обеденного намаза. Если она сделает подобное намерение и будет соблюдать пост до конца дня, то ее пост будет действителен и его не придется возмещать.

Что должна делать в пост беременная или кормящая женщина?

Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ребенку, то она может воздержаться от соблюдения поста и восполнить его позже. Беременным и кормящим женщинам следует посоветоваться с врачом (желательно, мусульманином), не повредит ли им и их ребенку пост. Нужно иметь в виду, что если женщина будет держать пост в таком состоянии и впоследствии окажется, что от поста ухудшилось ее здоровье или здоровье ребенка, на ней будет грех.

Если из-за беременности женщину вырвало, нарушается ли пост?

Если рвота случилась непроизвольно, то пост не нарушается.

Должна ли беременная женщина прервать пост и намаз, если она увидела кровь за день или два до родов, еще не испытывая мучений?

Если женщина пока не испытывает страданий (трудности), такая кровь считается грязной, но не относящейся к родовому очищению. В этом случае женщина обязана совершать намаз и может держать пост.

Можно принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?

Это допустимо, но считается нежелательным. Прием таких лекарств может иметь побочные эффекты и привести к проблемам с совершением намаза (или совершением хаджа и умры) в будущем. Тем более, эти лекарства не безвредны с медицинской точки зрения. Аллах предначертал дочерям Адама смирение: держите пост тогда, когда вам ничего не препятствует, если же вас что-то затрудняет, то разговляйтесь тем, чем доволен и велел Аллах, хвала Ему.

Должна ли держать пост роженица, если она очистилась до истечения 40 дней?

Да, если женщина чиста в месяце Рамадан, то она должна держать пост, и ее пост будет действителен. Нет ничего, что препятствует ей держать пост, совершать молитвы и иметь близость с мужем вне поста.

Можно ли кормить грудью ребенка во время поста?

Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако важно, чтобы соблюдение поста не повредило состоянию женщины или ребенка.

Должна ли роженица держать пост, если послеродовая кровь длится больше шестидесяти дней?

В этом случае женщина обязана удерживать себя от поклонения еще на обычный срок цикла, а затем необходимо искупаться и стать на молитву. Если кровь остается, надо обратиться к врачу, так как это может быть связано с болезнью.

Будет ли пост действителен, если у женщины появились незначительные капли крови не в дни цикла?

Даже если затем эти капли-испарины продолжаются в течение всего месяца Рамадан, пост считается действительным. Как сказал Али бин Аби Талиб, да будет им доволен Аллах: «Капли, похожие на кровотечение из носа, не являются менструациями». Выделения белого, желтого, мутного цвета или капля (испарина) не являются менструацией.

Будет ли полноценным пост дня, если женщина увидела кровь, но не уверена, что это менструации?

Пост действителен, пока не станет известно, что это начало цикла. Если эти выделения были началом менструаций, этот день надо будет восполнить.

Допустимо ли женщине держать пост в тот день, когда произошел выкидыш?

В том случае, если зародыш не образовался, кровь не является послеродовым очищением (нифасом) и женщина может совершать намаз и держать пост, и ее пост будет действителен. По мнению ученых, плод обрахуется через 81 день. Выкидыш до 80 дней считается грязной кровью, из-за которой женщина не должна оставлять намаз и пост.

Может ли держать пост в Рамадан женщина, у которой постоянные выделения?

Женщина, у которой постоянные кровотечения по причине болезни, прерывает намаз и пост на то время, в которое раньше у нее был цикл. Отсчитав дни цикла, женщина обязана искупаться, стать на молитву и держать пост. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел женщинам, которые страдают беспрерывными выделениями, обновлять омовение после каждого намаза.

Если в день Рамадана у беременной женщины пошла кровь, как это влияет на ее пост?

Если женщина уверена, что это не менструации, то ее пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не совершает намаз и не держит пост женщина, у которой менструация».

Как поступать в ситуации, когда во время цикла менструации кровь остановилась и не появлялась в течение целого дня?

Если это очищение (кровь) связана с циклом, то это не считается окончательным очищением, и поэтому женщине запрещено все, что запрещено женщинам в период менструаций.

Должна ли начинать поститься женщина, если в конце цикла у нее не появились белые выделения?

Если женщина обычно определяет конец месячных по белым выделениям, ей надо воздерживаться от поста на все время цикла. Если таких выделений в последние дни менструации у женщины обычно не бывает и больше нет крови, ей надо держать пост.

Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?

Поскольку половые органы не связаны с пищеварительной системой, введение лекарств или инструмента, смоченного лекарством, в интимные органы не нарушает пост. Поэтому посещение врача или введение лекарств в интимные органы пост не нарушает.

Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?

Если менструация началась во время поста, можно поесть, но нужно стараться делать это так, чтобы этого не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить после Рамадана (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара). Если у женщины, напротив, кончились, месячные во время светового дня (когда обязателен пост), ей следует держать пост до конца дня из уважения к Рамадану, хотя этот день нужно будет все равно восполнить после.

Как быть во время поста кормящей матери?

Женщине беременной или кормящей дозволено не поститься, если она опасается за себя или за ребёнка. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85)

Некоторые имамы считают, что, если по прошествии рамадана и наступлении нового верующий не восполнил пропущенные дни поста, он обязан компенсировать их соблюдением поста в другие дни и, кроме этого, уплатить фидью. Иными словами, за каждый день пропущенного поста он должен накормить бедняка пищей, преимущественно традиционной для конкретного района, количество которой должно быть достаточным, чтобы человек насытился. Это так, если следовать нормам шафиитского и ханбалитского мазхабов. Имамы, представляющие другие исламские толки, не считают это обязательным.

Во всяком случае, если верующий вольно или невольно попадает в такую ситуацию, он должен, и относительно этого у улемов нет разногласий, компенсировать пропущенный пост постом в другие дни. Что же касается предоставления пищи нуждающемуся или уплаты фидьи, то, если верующий поступит подобным образом, будет хорошо, а если он этого не сделает, то особых проблем не возникнет, поскольку по этому поводу посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не дал никаких наказов и повелений.

Если же есть какие-либо сомнения относительно точного числа пропущенных дней, то верующий в большинстве случаев и действуя наверняка, чтобы избежать греховного небрежения в отношении своих собственных религиозных чувств и для очищения совести, увеличивает число дней компенсации поста, т.е. верующий, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, поступает в соответствии с его наказом, да будет над ним мир: "Все, что вызывает у тебя сомнения, замени тем, в чем нет у тебя сомнения". Так поступает истинно верующий и за это он в любом случае в Судный день получит дополнительное вознаграждение.

Восполнение пропущенных дней поста в месяце шаъбан

Пропущенные дни поста в месяце рамадан мусульманин или мусульманка обязаны восполнить по мере возможности при ближайшем удобном случае в течение года в любой месяц до наступления следующего благословенного рамадана. Иными словами, у мусульманина, пропустившего несколько дней поста, в запасе имеется одиннадцать месяцев, в течении которых он в удобное для него время может восполнить пропущенный пост независимо от того, пропустил ли он его по болезни или по другой уважительной причине, которой может быть, время, проведенное в пути, кормление грудного ребенка, беременность, послеродовое или менструальное кровотечение.



Шариатом предусмотрен определенный диапазон возможностей для компенсации пропущенного поста. Это можно сделать в месяце шавваль, т.е. непосредственно после рамадана, и в последующие месяцы, но, безусловно, чем быстрее будет компенсирован пропущенный пост, тем лучше. Аллах Всевышний сказал: "Спешите творить добро".(2/148) И нам неведомо число отпущенных нам дней в земной жизни, и поэтому мы в любое время должны быть готовы к переходу в мир иной достойным образом. Для обеспечения своей жизни в будущем верующий обязан восполнить то, что он пропустил. Если верующий пропускает пост из-за высокой температуры, физической слабости, состояния здоровья или неожиданных и неотложных забот, он может отложить компенсацию до следующего рамадана. Если случится так, что он не смог компенсировать пропущенные дни поста до наступления месяца шаъбан, он может компенсировать их и в месяце шаъбан, поскольку представившаяся возможность будет для него последней. Подобным образом довольно часто поступала жена Мухаммада Аиша, да будет доволен ею Аллах. В этом нет ничего предосудительного и шариатом это вполне допускается, хотя некоторые улемы подвергают сомнению правомерность такой компенсации. Однако на наш взгляд у такой точки зрения нет никакой правовой основы, и компенсировать пропущенные дни поста можно в любом из месяцев года.

Но, если верующий по причине болезни не восполнил пропущенный пост, и к наступлению следующего рамадана не выздоровел, то он может откладывать компенсацию пропущенного поста до лучших времен, не забывая при этом, что долг остается за ним. Истинны слова Всевышнего: "Аллах хочет для вас облегчения и вовсе не хочет затруднения". (2/185)

Формула Амирханова

Пост месяца Рамадан – один из столпов Ислама. Этот вид поклонения, в силу того, что он чист от показухи, на столько ценен перед Аллахом, что награду за его соблюдение знает только Он. Однако в силу разного рода обстоятельств, как уважительных по нормам Ислама, так и не являющих таковыми, многие мусульмане пропускают все или часть обязательных постов. Как мы знаем, любое пропущенное нами предписание нужно возместить, однако за каждый пост, невозмещенный без уважительной причины до наступления следующего Рамазана необходимо выплачивать еще и по 1 мудду. Если же посты не были возмещены на протяжении двух лет, то за каждый пропущенный пост нужно выплачивать не по одному, а уже по два мудда. То есть с каждым пропущенным годом,в который не был возмещен пропущенный еще ранее пост на каждый пост накладывается еще по одному мудду. В виду сложности подсчета муддов за посты пропущенные много лет назад была придумана математическая формула, с помощью которой можно легко и быстро подсчитать штрафные мудды.

Об этом открытии было напечатано в газете «Исламский вестник» (№6, 8 февраля 2001г.) под таким же названием.

Это открытие позволяет решить проблему многих пожилых мусульман, которые были лишены совершения обязательного поста – одного из столпов нашей религии, в силу разных причин. Но выплата фидья – штрафа за то, что посты не были возмещены до наступления очередного месяца Рамазан, является обязанностью каждого верующего. И даже, если он не сделал это при жизни сам, то эта обязанность не снимается и с его родственников, распоряжающихся его имуществом после смерти.

Тяжелым бременем является не только выплата фидья за прошедшие года, но и точное определение его количества. Использование формулы Амирханова облегчает эту задачу.

А=15 n (n +1) – формула Амирханова , где

А – количество зерна в муддах, выплачиваемое за n лет.

Мудд – объем зерна, необходимый отдать в пользу нуждающихся мусульман за 1 пропущенный пост (согласно мазхабу имама аш-Шафии – 544 гр. чистого зерна).

n – количество пройденных лунных лет, в которых не был соблюден пост Рамазана.

Примечание : лунный год короче солнечного года на 11 дней, поэтому 33 солнечных года = 34 лунным годам.

Задача № 1. Человек пропустил пост Рамазана в течение 5 лет и затем держал их в течение одного года. Какой будет размер штрафа – фидья?

Решение:

А = 15 n (n + 1), получим:

А = 15х5 (5+1) =15x5x6 = 450 (мудд).

А = 450 х 544 = 244800 гр. = 244 кг 800 гр.

Ответ: 244 кг 800 гр.

Задача № 2: Человек пропустил пост Рамазана в течение 36 лет (1964–2000 гг.) после достижения совершеннолетия (то есть, после исполнения 14,5 лет).

Определить количество зерна, необходимое для выплаты в пользу нуждающихся за эти годы. Как определить дальнейшие размеры штрафа после произведения выплаты за 36 лет, пока не будут возмещены все пропущенные дни поста?

Решение:

Этот человек не соблюдал пост Рамазана 2000-1964=36 солнечных лет. Учитывая примечание, получаем 37 лунных лет.

Поскольку 37 лет х 30 дней = 1110 дней поста невозможно возместить в течение одного года, возмещение будет происходить в течение нескольких лет.

Используя формулу Амирханова, A=15n(n+1), получаем:

А = 15х37х(37+1)=15х37х38 = 21090 (мудд).

Зная, что 1 мудд = 544 гр., можно превратить мудды в тонны:

А=21090 х 544 = 11 т 472 кг 960 гр.

Как мы знаем, пока все пропущенные дни не будут выдержаны, человек не избавляется от этого штрафного взноса, который возрастает с каждым годом. И поэтому человек, пропустивший пост Рамазана в течение 37 лет, после произведённой выплаты за 37 лет начинает возмещать пропущенные посты, и, соответственно, делает простые вычисления, пока полностью не восполнит все посты Рамазана, пропущенные в течение 37 лет.

Например: тот человек держал 3 месяца за пропущенные посты Рамазана, в течение первого года после той выплаты за 37 лет. Тогда он делает по истечении этого года такие вычисления:

1) 37 x 30 = 1110 дней поста было пропущено за 37 лет

2) 3 х 30 = 90 дней поста выдержано в течение первого года после выплаты за 37 лет.

3) 1110 - 90 = 1020 дней поста осталось держать.

И вот по истечении первого года, пройденного после выплаты за 37 лет, штраф невозмещённых постов этого человека начисляется за оставшиеся 1020 дней, то есть,

1020 дней х 1 год = 1020 мудд, или в килограммах – 1020 х 544 = 554 кг 880 гр.

Итак, по истечении каждого года, пока все дни поста не будут восстановлены, он должен делать соответствующие поправки и выплачивать штрафы за оставшиеся долговые посты, пока они не будут полностью восполнены.

Задача № 3: Человек пропустил пост Рамазана в течение 27 лет (1960–1987 гг.), при этом он с 1987 г. начал соблюдение обязательного поста. Определить размер штрафного взноса за те посты, пропущенные в течение 27 лет, но уже в 2004 г.

Решение : Пользуясь формулой Амирханова, A=15 n (n+1), вычислим размер штрафа за 27 лет:

А=15х27(27+1) = 15x27x28 = 11340 (мудд) = 11340x544 = 6т 168кг 960гр – размер штрафа за 27 лет, то есть до 1987 года.

Так как этот человек не выплатил штраф и после начала соблюдения поста, этот штраф возрастает с каждым лунным годом на количество всех пропущенных за 27 лет дней поста, то есть:

27 х 30 = 810 (мудд) = 810 х 544 = 440кг 640гр.

Учитывая, что с начала соблюдения поста прошло 17 лет (1987–2004), мы получаем:

17х810 = 13 770 (мудд) =13 770х 544=7т 490кг 880гр.

Кроме этого, так как период (1960–2004) больше 33 года, поэтому, учитывая примечание, сумму штрафа надо увеличить ещё на размер 1 года, а это равно:

810мудд = 440кг 640гр.

Суммируя все три подчёркнутые выражения, мы получаем ответ на нашу задачу

в муддах: 11340+13 770 + 810=25920(мудд),

в тоннах: 14т 100кг 480гр.

Если этот человек выплатит штраф в 2004 году в размере 25920(мудд) или 14т 100кг 480гр. и начнёт возмещение пропущенных постов Рамазана, тогда по истечении каждого года он должен делать соответствующие поправки и выплачивать штрафы за оставшиеся долговые посты, пока они не будут полностью восстановлены, как это было показано в задаче № 20.

Например : Пусть в течение первого года после выплаты штрафа он возместил пост 2-х месяцев. Тогда по истечении этого года производят следующие вычисления:

1. 27 х 30 = 810 дней поста было пропущено за 27 лет.

2. 2 х 30 = 60 дней поста возмещено в течение первого года, после выплаты штрафа за 27лет

3. 810 - 60 = 750 дней поста осталось держать.

И поэтому, после истечения первого года после выплаты штрафа за 27 лет, должник обязан выплатить взнос за 750 дней, то есть 750 мудд или в весовом выражении 750 мудд х 544 гр = 408 кг.

Приведём ниже доказательство формулы Амирханова:

А= 15 n (n + 1)

Определим размеры фидья – штрафа за пропущенный пост Рамазана:

1 год: 1 х 30

2 года: 2 х 30

3 года: 3 х 30

(n -2) год: (n -2) х 30

(n -1) год: (n -1) х 30

n год: n х 30

Суммируя все эти размеры штрафа, за n годов, получаем:

А = = 30 х

дни поста, и не было велено восполнять намазы». (Хадис привели Аль-Бухари и Муслим)

В версии Ат-Тирмизи, сообщается что Муаза спросила Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Должны ли женщины восполнять свои намазы, пропущенные во время месячных?», на что она сказала: «Ты что из Харуры? У наших женщин случались месячные, но нам не было велено восполнять намазы».

Сообщается что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Во время жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) у нас были месячные, потом мы очищались, тогда он велел нам восполнять пост и не велел восполнять намазы». Этот хадис привел Ат-Тирмизи и сказал, что это хороший (хасан ) хадис, затем сказал: «По мнению всех ученых, надо поступать так, как говориться в хадисе, и мы не знаем какого-либо разногласия в этом. Женщина после месячных обязана восполнять пост, но не должна восполнять намазы» .

Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Муазу: «Ты что из Харуры?» , показывая, что этот вопрос ей не понравился. Харуриты – это одна из сект хариджитов, название их происходит от названия селения Харура, в котором они собрались. Это селение находится неподалёку от Куфы, из этого места хариджиты впервые выступили против власти праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах). Хариджиты проявляли чрезмерную жёсткость в вынесении решений, некоторые из них говорили об обязательности восполнения намазов, пропущенных женщинами по причине месячных. В этом вопросе они противоречили Сунне и единогласному мнению учёных (иджма ). Аиша задала Муазе подобный вопрос, показывая своё неодобрение, и для того, чтобы убедиться не относится ли Муаза к числу хавариджей .

Из этих хадисов мы унаем о следующем :

1. Чрезмерная и необоснованная строгость запрещены в религии. Мусульмане обязаны руководствоваться только Кораном и Сунной и поклоняться Аллаху в согласии с ними, также они должны пользоваться облегчениями, которые Всевышний сделал для своих рабов. Наряду с этим Шариат запретил использовать уловки для того, чтобы избежать выполнения приказов Аллаха. Лучший вариант – это держаться середины и действовать в соответствии со всеми шариатскими предписаниями, а не выбирать из них только те, которые по душе человеку.

2. Дозволено делать порицание тем, кто переходит установленные границы Религии, но делать это необходимо такими методами, которые приводят к положительным результатам, а не создают ещё бо́льших проблем.

3. Самым главным основанием и мотивацией для выполнения законов Шариата является приказы Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Аиша (да будет доволен ею Аллах) именно так обосновала свои слова, ответив Муазе, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписал восполнять пост и не предписывал восполнять намазы. Если бы восполнение молитв было обязательным, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел бы им делать это. Потому что он был самым искренним советником для своей общины и не оставил ни одного вопроса, не объяснив его полностью . Следуя примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), каждый мусульманин должен быть покорным, смиренным перед Аллахом, он должен возвеличивать Его Шариат и не преступать границ, установленных Кораном и Сунной. Следуя Шариату, мусульманин должен выполнять свои обязанности; следуя Шариату, мусульманин должен отстраняться от запретного, даже если он не понимает, в чём заключается суть, мудрость того или иного законоположения.

4. Если ученый подумал, что человек задаёт вопросы с целью придраться или поставить его в неловкое положение, спрашивающему следует объяснить, что он действительно хочет получить знание, как это сделала Муаза, которая сказала: «Нет, я не из Харуры, но я просто спрашиваю» . В таком случае учёный обязан дать ответ на поставленный вопрос, подкрепив его доказательствами, устраняющими сомнения, как сделала Аиша (да будет доволен ею Аллах).

5) Ибн Абдульбарр (да окажет ему Аллах свою милость) сказал: «..и это является единым мнением всех ученых (иджма); что женщина должна оставить пост во время месячных, но затем должна его восполнить, но не должна восполнять намазы, в этом нет ни каких разногласий, хвала Аллаху. Если мусульмане пришли к общему согласию в каком-то вопросе, то это является Истиной неприемлющей никаких поправок».

6. Освобождение женщины от восполнения намазов после месячных, указывает на великодушие и легкость Шариата. Это является милостью Аллаха к женщинам, потому что намазы должны совершаться регулярно и их восполнение было бы затруднительным для женщин. Поэтому мусульманки должны благодарить Всевышнего за это облегчение.

7. Если женщина очистилась от месячных сразу после восхода солнца, то пост этого дня не засчитывается, и она должна восполнить его, т.к. рассвет застал её в то время, когда у неё ещё были месячные.

8. Если у женщины начались месячные перед заходом солнца, то пост её не действителен, и она должна восполнить этот день.

9. Если у женщины начались месячные сразу после захода солнца, то пост её действителен.

10. Если днём женщина почувствовала подступы менструальной крови или соответствующие боли, но кровь вышла только после захода солнца, то её пост действителен.

11. Из хадиса можно сделать следующий вывод: если человек заболел, но у него есть силы держать пост, то он может оставить пост, если это утомляет его или грозит осложнением болезни. Ведь нельзя сказать, что женщина во время месячных абсолютно не способна держать пост, однако соблюдение поста в тягость ей из-за выделения крови, а выделение крови – это своего рода болезнь .

“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта “ “

; кто-то постился, а кто-то нет. Некоторые вовсе не постятся, ссылаясь на всякого рода причины. Но многие мусульмане хоть и не сразу, но всё же в силу каких-нибудь жизненных обстоятельств либо изменений в убеждениях с возрастом осознают важность соблюдения поста и тяжесть греха, совершённого им, когда они не соблюдали в своё время этот столп Ислама. И тут, конечно же, начинают рьяно навёрстывать пропущенные посты, но не все ведают, что помимо возмещения постов ещё необходимо выплачивать штраф!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Порой бывает и так, что человек покидает этот свет, не соблюдая посты либо пропустив их по уважительной причине, но не успев наверстать. И довольно часто в таких случаях наследники не знают своих обязанностей перед покойным, не знают, к чему их призывает Шариат в подобных ситуациях. В этой статье, иншаллах, мы постараемся прояснить некоторые моменты касательно возмещения обязательных постов.

Тот, кто пропустил хоть один пост месяца Рамадан , например из-за болезни, обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. В противном случае, т. е. если пропустивший пост не возместит его до наступления месяца Рамадан следующего года, он обязан помимо его возмещения ещё и выплатить штраф. За каждый пост, не возмещённый до наступления следующего Рамадана, необходимо выплачивать штраф в размере одного мудда. К примеру, если пост был пропущен по причине болезни, которая прошла до наступления следующего Рамадана, и у человека была возможность наверстать посты, то в таком случае необходимо выплатить штраф.

А если пост не был возмещён до наступления следующего Рамадана из-за того, что не было возможности возместить его, например из-за той же самой болезни, которая продолжалась до наступления следующего Рамадана, то штраф не накладывается. Если мусульманин, не имея на это никаких причин, будет откладывать возмещение поста в течение нескольких лет, то штраф ежегодно возрастает на один мудд. К примеру, если пост был пропущен пять лет назад и не был своевременно (до наступления очередного Рамадана) возмещён, то за каждый пост необходимо выплатить штраф в размере пяти муддов, а не одного. Возрастание муддов прекращается с момента возмещения постов. Например, если был пропущен один пост пять лет назад, но был возмещён ещё три года назад, то штраф будет составлять всего три мудда, а не пять.

К уважительным причинам, из-за которых разрешено не соблюдать пост, а также не возмещать его в срочном порядке, без опасения попасть в грех и наложения штрафа, относятся: дозволенное путешествие, болезнь, беременность, грудное кормление и немощность из-за старости. Беременной и кормящей матери, которые не соблюдали пост в месяце Рамадан, надо возместить посты в другое время.

Если они (беременная или кормящая мать) решили воспользоваться своим правом не соблюдать пост из опасений за свою жизнь или здоровье или за свою и ребёнка, им просто надо наверстать пропущенные посты. А если они не соблюдали пост из опасений за жизнь или здоровье плода или ребёнка, то помимо возмещения они обязаны ещё и выплатить штраф за каждый пропущенный пост.

Если человек, у которого были долговые посты, скончался, так и не сумев или не успев их возместить (по болезни и т. п.), то за такого человека нет необходимости соблюдать пост или выплачивать штраф из оставленного им имущества (наследства). А если человек умер, имея возможность возместить пропущенные им обязательные посты, но не сделал этого, то его родственникам желательно возместить их, соблюдая пост за него. Основанием в пользу не только допустимости, но и желательности возмещения постов за покойного является изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится: «Однажды некий мужчина пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его: "О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя мать умерла, имея долговые посты целого месяца. Стоит ли мне их возмещать за неё? " Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Да, долг перед Аллахом более достоин для возмещения "» («Сахих уль-Бухари», № 1852; «Сахиху Муслим», № 1148).

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ قَالَ فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى

Возместить долговые посты за покойного может и человек, не приходящийся ему родственником, но при условии разрешения хотя бы одного из родственников покойного. Также не имеющий родства с покойным имеет право поститься за него, если покойный давал ему на это разрешение или наказал в своём завещании.

Если никто из родственников или посторонних людей с их разрешения не возьмётся возмещать пропущенные посты покойного, в обязательном порядке необходимо выплатить штраф в размере одного мудда за каждый долговой пост покойного. Средства для выплаты штрафных муддов выделяются из оставленного покойником после себя имущества. В хадисе, переданном Ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится: «Если кто умрёт, имея долговые посты, то пусть из оставленного покойным имущества накормят одного бедняка за каждый пропущенный пост » («Сунану ат-Тирмизи», № 817).

مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامُ شَهْرٍ فَلْيُطْعَمْ عَنْهُ مَكَانَ كُلِّ يَوْمٍ مِسْكِينٌ

Ещё одним доводом в пользу предписанности выплаты штрафа за пропущенные покойным посты является хадис, который приводится от ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах): «За того, кто заболел в месяце Рамадан и после умер, так и не возместив свои посты, кормят » («Сунан Абу Давуд», № 2401).

اذا مرض الرجل في رمضان ثم مات ولم يصم أطعم عنه

Один мудд есть одна пригоршня, что равняется 650 граммам. Штрафные мудды отдаются из злаковой культуры или плодов дерева (например, финики). Некоторые учёные разрешают выплачивать штраф ещё и сыром или творогом. Его необходимо давать строго основным продуктом питания того населённого пункта, в котором выплачивается штраф. В России, да и в Европе в целом, мудды следует выплачивать пшеницей, поскольку она является основным продуктом питания, в Азии – рисом, в Аравии – тоже рисом, но в былые времена и в наше время в некоторых бедуинских племенах – финиками, в Канаде – кукурузой и т. д.

Согласно ханафитскому мазхабу закят, а также штрафные мудды разрешается выплачивать их стоимостью.

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан


Top