Как возникает и распространяется звук для детей. Как появляется звук. Диагностика проблем с речевым аппаратом


28.01.2017 17:18 2869

Как появляется звук.

Огромное количество различных звуков мы слышим каждую секунду - шум машин, голоса людей, шелест листвы.... Даже те, на которые не обращаем внимания. Сейчас мы расскажем вам, как появляется звук...

Все звуки образуются в результате колебаний (вибраций), т.е. очень быстрых движений частиц предметов туда-сюда. В воздухе звук распространяется в виде волн (нет, не морских, а воздушных). Наши уши воспринимают звуковые волны, проходящие через окружающий нас воздух. Звук может распространяться и в других газах, а также в жидкостях и твердых телах. Поэтому звуки слышны и под водой.

А вот в космосе, где воздуха нет, космонавты не могут общаться без рации. Хотя если они соприкоснутся шлемами, то могут услышать друг друга. Так как воздух внутри шлема вместе с прикосновением твердых тел создают плотную среду, через которую могут проходить звуковые волны.

Иногда звуковые волны отражаются от твердых поверхностей и возвращаются обратно. Это явление, наблюдаемое, например, в пещерах, длинных коридорах и в горах, называется эхо.

Если ущипнуть гитарную струну, она начинает очень быстро вибрировать, производя звуковые волны. Слегка притронувшись пальцем к звучащей струне, ты ощутишь ее колебания. А если прижмешь палец посильнее, вибрация прекратится и звук смолкнет. Колебания струн гитары, распространяясь в виде звуковых волн, заставляют вибрировать и воздух, издавая таким образом звук.

Скорость движения звука составляет около 1225 км/час. Это в 30 раз быстрее, чем скорость бегуна на дистанции, но почти в миллион раз медленнее скорости света! Звуки бывают громкие и тихие. Чем сильнее колебания, тем больше звуковые волны и громче звук. Громкость измеряется в децибелах. Лист, тихо опустившийся на землю, производит шелест в 10 децибелов. Рев двигателя взлетающего реактивного самолета достигает 120 децибелов.

Кроме того, звуки делятся на высокие и низкие. Большая труба (имеется в виду музыкальный инструмент) звучит ниже, чем маленький свисток. Огромный тигр низко басит, а мышка тонко и высоко пищит. Это связано с тем, что они производят различные вибрации. Чем больше скорость колебаний, тем выше звук.

Собаки слышат и более высокие, и более низкие звуки, чем люди. Летучие мыши и дельфины могут воспроизводить и слышать очень высокие звуки – ультразвук – и пользуются этой способностью для ориентации в пространстве.Человек не имеет способности слышать ультразвуки.

На шумном производстве например, люди носят наушники, чтобы ослабить действие звука. Это связано с тем, что громкий шум может причинить боль и даже привести к глухоте, если он продолжается очень долго.


Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Звук

Звук — вид энергии, которую воспринимает слух. Он возникает из-за колебаний в твердой, жидкой и газообразной среде, который распространяются в виде волн.

Мы привыкли считать, что звук распространяется только в воздухе, но в действительности он воспринимается и через другую среду. Например, погрузив голову в ванну, мы будем слышать, что происходит в комнате, потому что вода и другие жидкости хорошо проводят звук. А шумные соседи мешают нам из-за того, что их громкие голоса доносятся сквозь пол и стены — твердые вещества.

Возникновение звука

Извлечь звук несложно, ударив двумя предметами — например, крышками от кастрюль. Они начинают звучать, так при ударе мы передаем им энергию, заставляя их вибрировать (быстро колебаться). Вибрируя, предмет поочередно — то сжимает, то разжижает окружающий воздух. Поэтому давление воздуха вокруг него — то растет, то падает. Эти слабые колебания воздуха создают звуковые волны. Они достигают наших барабанных перепонок, и мы слышим звук.

Колебания воздуха

Звук образуется едва уловимого перепадами давления воздуха. Когда кто-то разговаривает рядом с нами, он заставляет давление воздуха может повышаться, то снижаться примерно на 0,01 процента от нормального. Такое же давление мы ощущаем, положив на ладонь лист бумаги. Воздух, колеблется, заставляя вибрировать тонкую мембрану в ухе, которая называется барабанной перепонкой. Вот почему мы воспринимаем колебания воздуха как звук. Но наш слух улавливает не все колебания. Во-первых, колебание должно быть достаточно сильным, чтобы мы могли уловить, а во-вторых, не слишком быстрым и не слишком медленным — иначе говоря, оно должно иметь определенную частоту.

Распространение звука

Звуковые волны распространяются от вибрирующего объекта стороны. Чем дальше от нас находится источник звука, тем больше энергии тратят волны на своем пути, и поэтому звук становится тише. От твердых поверхностей — например, от стекла и каменных стен волны отражаются, порождая эхо. Если человек, который разговаривает, находится в одной комнате с нами, звук ее голоса доходит до нашего слуха и прямо и отразившись от стен, пола и потолка. Если помещение большое, возникает громкое эхо, это явление называется реверберацией.

Громкость

Чем сильнее мы ударим по предмету, то энергичнее он колебаться, создавая ощутимые изменения давления воздуха, а значит, звук становится громче. Наше ухо может воспринимать перепады давления в очень широком диапазоне. Люди с острым слухом могут почувствовать перепад, который в миллионы раз меньше атмосферного давления; звук такой громкости создает шпилька, которая упала на пол. Другую крайность представляет перепад в одну пятую от атмосферного давления — такой грохот создает отбойный молоток.

Частота

Частоту измеряют в герцах (Гц). Наше ухо воспринимает только звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Сигнал автомобиля имеет частоту 200 Гц, высокий женский голос берет ноты частотой до 1200 Гц, а низкий мужской бас может достичь частоты 60 Гц. Звуки с частотами до 16 Гц называются инфразвуком, а частотой 2 х 10 ^ 4 — 10 ^ 9 — ультразвуком.

Скорость звука

Звук распространяется в воздухе со скоростью около 1224 километров в час.»С понижением температуры или давления воздуха скорость звука уменьшается.»В разреженном холодном воздухе на высоте 11 километров скорость звука составляет около 1 000 километров в час.»Скорость звука в воде намного выше, чем в воздухе (около 5 400 километров в час).

Голос возникает, когда воздух поступающий из легких, проходит через голосовые связки.»Высота голоса зависит от того, насколько быстро связи вибрируют. Движением воздуха, то заполняет легкие, то выходит наружу, управляет диафрагмы. Мышцы языка и губ делают звуки, которые издают связи, понятными.»Полости носа, гортани и груди помогают усиливать звук за счет резонанса.


Top