Ребенок стал говорить сквозь зубы. Дислалия. Причины возникновения. консультация (старшая группа) на тему. По семейным обстоятельствам

По семейным обстоятельствам

Существует много дефектов речи. Например, алалия, когда человек вообще не говорит, дизартрия, при которой у человека в результате поражения мозга в прямом, а не в переносном смысле не ворочается язык, неподвижны губы и небо, афазия, когда речь исчезает из-за болезни. Но чаще всего логопеды сталкиваются с дислалией, когда человек не может произносить некоторые звуки, пропускает их или заменяет другими. Яркий пример – логопед из фильма, который не выговаривал большинство звуков. Помните: «фефекты фикции», «фефочка», «улица кой-кого»?

Дислалия проявляется в самом раннем детстве, примерно с двух лет, когда ребенок только начинает говорить. Многие родители не придают этому значения, считая, что со временем малыш начнет и сам говорить чисто и четко. В семидесяти процентах случаев так и бывает: к семи годам заканчивается формирование речевого аппарата и ребенок начинает говорить правильно. Но рассчитывать на это не стоит. В три года ребенка нужно показать логопеду, чтобы исправить дефекты речи до того, как он пойдет в школу. Это важно еще и потому, что дети с дислалией плохо осваивают и письменную речь.

«Каша» во рту может появиться из-за нарушений строения артикуляционного аппарата, например, неправильного прикуса, щелей между зубами, высокого неба, короткой уздечки языка. Иногда причина плохой дикции – аденоиды: достаточно их удалить, и речь налаживается.

Пример заразителен

Но бывает, что ребенку ничто не мешает, никаких причин, препятствующих правильной речи, нет, а он все равно шепелявит, мямлит, гнусавит. Дело может быть в том, что он просто подражает члену семьи или соседу с таким же дефектом речи. Бывает, в косноязычии ребенка виноваты взрослые: не поправляют его, если он говорит неправильно, «сюсюкают», коверкают слова на детский манер: «На-ка, выпей молоська». Писатель Корней Чуковский, изучавший детскую речь, писал: «Как бы ни нравились нам слова «колоток» и «кусарик», мы обязаны тут же заметить ребенку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток» (или нужно сказать «сухарик»)».

Проблемы с дикцией нередко возникают и у детей из двуязычных семей. Они учатся говорить сразу на двух языках, и, говоря на русском, могут невольно использовать фонетику другого языка.

Бывает, что нарушения речи вызваны тем, что ребенок на слух не различает нюансов между свистящими и шипящими, твердыми и мягкими звуками. Ослабленным, астеничным детям может быть трудно говорить из-за плохого тонуса артикуляционного аппарата – языку, губам и челюсти просто не хватает сил производить правильную речь.

Вррредные буквы

Чаще всего трудности возникают с буквой «р». В народе этот дефект называется картавостью, а по-научному ротацизмом.

Второй по распространенности дефект речи – так называемый сигматизм, когда искажаются свистящие (с-з), шипящие (ш-ж) и так называемые аффрикаты (ч-щ). Пример – вор-карманник Кирпич из кинофильма «Место встречи изменить нельзя».

Реже встречается так называемый ламбдацизм – нарушение произношения «л». Типичный пример – дама из книги Сергея Довлатова «Компромисс», которая говорила: «У нас есть свадкие бувочки» или «Я так плакава, так плакава».

Есть множество упражнений, чтобы исправить эти дефекты. Однако посоветовать, какое именно подходит вашему ребенку, заочно невозможно, ведь только у буквы «р» есть тринадцать способов неправильного произнесения. Так что без консультации специалистов – логопеда, ортодонта, лора – не обойтись. Исправить плохую дикцию можно в любом возрасте, но лучше это сделать в детстве, пока у человека не выработался стойкий навык говорить неправильно.

Фитнес для спикера

Иногда человек говорит без явных ошибок, но речь его звучит невыразительно, монотонно, плоско. В результате теряется мысль, уходит смысл сказанного, зачастую собеседники не хотят его дослушать до конца. Кстати, 30% от первого впечатления, которое производит человек, приходится на его голос.

Выявить и устранить эти проблемы может только профессионал по технике речи. Кстати, сегодня к их услугам все чаще обращаются обычные люди, которые понимают, что хорошая речь – залог успешной карьеры.

Но неплохого результата можно добиться и самостоятельно. Для начала оцените свою осанку. Если она неправильная, речь не будет выразительной. Старый проверенный способ – встать, прислонившись спиной к стене. При хорошей осанке вы будете касаться стены пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Приучите себя всегда держать голову под прямым углом к шее.

Чтобы говорить легко, нужно правильно дышать. Часто речь звучит косноязычно только потому, что говорящему не хватает воздуха, чтобы закончить предложение, и он «прожевывает» окончания, комкает финал. Проверьте: при правильном дыхании на счет раз-два делается вдох, на счет три-четыре-пять-шесть – выдох.

Существует много упражнений для тренировки дыхания. Например, зажгите большую свечу, вдохните и попытайтесь задуть ее с одного раза на расстоянии около двадцати сантиметров. Потом научитесь задувать с одного вдоха две-три свечи. Кстати, вскоре, когда вы поймете, какой интенсивности должен быть выдох, свечу можно будет «зажигать» мысленно.

Хорошее упражнение – на одном вдохе как можно дольше распевать гласные («ааа-ооо-ууу-иии»), пока не кончится дыхание. Нормальный результат – 25 секунд.

Послушайте себя со стороны: запишите на магнитофон, как звучит ваш голос, прочитав отрывок из книги. Проделайте это упражнение несколько раз, стараясь добиться более выразительного чтения. Чтобы речь звучала более убедительно, делайте по ходу рассказа смысловые паузы, сбавляйте темп (особенно это касается женщин, которые привыкли тараторить).

Главная причина заикания - судороги мышц речевого аппарата: нижней челюсти, языка, губ и мягкого нёба. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица и рук. Почему появляются те или иные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?

В головном мозге человека есть три центра, отвечающие за нашу речь. Центр Брока - голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Варнике - слуховой центр, который распознает собственную речь и речь окружающих.

А ссоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чём говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует речевой круг: говорю - слышу - анализирую - говорю. Переодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Механизм заикания выглядит примерно так: перевозбуждённый центр Брока (самого мощного из речевых центров) начинает работать быстрее и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение провоцирует судороги речевого аппарата и человек заикается. Потом центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг.

Заикание возникает в основном на согласных звуках К, Т, Б, П, Г, Д, - так называемых «взрывных». Реже на шипящих (ш, с, ф, х) и носовых (м, л, н).

Как лечат заикание? Просмотрев соответствующую литературу, я пришёл к выводу, что все они, в основном, «лечат» психологические проблеммы, провоцирующие спазм или судорогу речевых мышц. Я не ставлю своей целью анализировать имеющиеся методики, так как очень много информации на эту тему можно найти в интернете, а компилировать других авторов я не хочу. В своей педагогической деятельности я довольно часто сталкивался с заикающимися детьми различных возрастов и выработал интересную методику преодоления этого речевого порока.

Я исхожу из предпосылки, что крупные мышцы больше влияют на работу мелких, чем наоборот. Таким образом, спазмы или судороги языка, губ или мягкого нёба напрямую зависят от состояния мышц нижней челюсти. В состоянии покоя мышца не может зажаться вдруг - ни с того, ни с сего. Первичным толчком к судорогам является ОТКРЫВАНИЕ РТА, т.е. первая же попытка произнести любой, даже гласный звук. Центр Брока активизируется, но нервное состояние говорящего перевозбуждает этот центр и происходит заикание.

В чём же заключается моя методика? НЕ ОТКРЫВАТЬ РТА - ГОВОРИТЬ СКВОЗЬ ЗУБЫ.

Если крупнейшие мышцы нижней челюсти не двигаются, то они и не передают на более мелкие мышцы языка и губ никаких провокационных судорог.

По мере продвижения в обучении говорить сквозь зубы можно постепенно разжимать зубы, но продолжать НЕ ДВИГАТЬ ЧЕЛЮСТЬЮ. Дальнейшее развитие речи, как вы догадываетесь, может происходить в нормальном состоянии.

Чем моя методика нравится мне и моим ученикам, кто страдал этих недугом? Можно разговоривать всегда, в любой ситуации и без заикания. Я думаю, что окружающим будет приятней слушать речь «сквозь зубы», чем постоянное заикание. Психологический комфорт наступает немедленно, и уже в процессе такого своеобразного общения нивелируются те нервозные моменты, которые и были главной причиной заикания.

Все остальный методики, с которыми я ознакомился, требуют длительного «лечения». Многие из них еще и стоят кучу денег (компьютерные программы, психотерапевт, логопед, и др. терапия, которая отнюдь небесплатная).

Вот такая маленькая статья. Отвечу на любые вопросы как в форуме, так и мылом.

Ребенок подрос и потихоньку начинает разговаривать? Тогда пора записываться на прием к логопеду! Поговорив с малышом, врач вовремя выявит ошибки в произношении и поможет вам их исправить, используя увлекательные упражнения.

Ребенок с нормальным речевым развитием должен посетить логопеда в 5 лет, когда формирование звуковой стороны речи заканчивается. Однако если вы заметили, что ваш малыш разговаривает хуже сверстников, проглатывает звуки или произносит их неправильно, а также у ребенка скудный словарный запас или он иногда заикается, не откладывайте визит в детскую поликлинику, где вам предстоит пообщаться с логопедом!

Повод для беспокойства

Обратить особое внимание на речевое развитие ребенка следует с раннего возраста. Не стоит беспокоиться, если в год ваш сыночек или доченька еще не произнес первого слова, при этом много чего лепеча по слогам. А вот если крохе уже два и более лет и он говорит только несколько слов, вы должны обеспокоиться.

Для начала разберитесь, что стало причиной задержки речи. Если ребенок – левша, то существует вероятность того, что он заговорит чуть позже ровесников. А может вы очень мало общаетесь со своим ребенком, привыкли все делать молча, вследствие чего ребенок слышит мало разговорной речи? Начните больше разговаривать с крохой, читайте ему сказки, играйте в пальчиковые игры.

Но если ваши усилия не дают результатов и ребенок продолжает разговаривать плохо или с ошибками (произносит только первые слоги слов), вам следует посетить специалистов. Для начала покажитесь лору и невропатологу. Если они скажут, что малыш здоров, идите к логопеду, который пообщается с ребенком и подберет для него несложные речевые упражнения.

«Шла Саша по шоссе»

Причиной посещения логопеда может стать неправильное произношение звуков. Так, к концу третьего года жизни ребенок должен выговаривать свистящие звуки [с], [з], а к концу пятого года - шипящие и сонорные.

Ничего страшного в том, что малыш в возрасте четырех лет не выговаривает звук [р]. Хуже, если «р» получается гортанным, как будто ваш малыш родился в семье французов, а не русских. Также плохо если ребенок произносит свистящие звуки зажав язык между зубами. Почти все родители надеются, что спустя время ребенок сам «выговорится». Но это большая ошибка! Чем дольше кроха будет картавить или шепелявить, тем более прочно в его сознании обоснуется неправильное произношение определенного звука, а значит, исправить его будет очень сложно или даже невозможно.

Следующая проблема встречается у очень эмоциональных детей – это «проглатывание» окончаний. Маленький торопышка так спешит обо всем рассказать, что «съедает» концы слов. В данном случае логопед сможет научить ребенка правильно дышать, когда он говорит, а еще покажет, как говорить спокойно и нараспев.

Как развивать речь

Что должна помнить и знать мама, чтобы речь ее ребенка развивалась не только грамотно, но и правильно?

1. Общайтесь с крохой с первых дней его жизни! Говорите неторопливо, грамотно, чтобы ребенок улавливал окончания слов. Ни в коем случае не надо сюсюкаться! Помните: чтобы ребенок усвоил одно слово, он должен услышать его около 70-90 раз.

2. Когда ребенок станет фиксировать взгляд, купите яркие картонные книжки-«гармошки». Показывайте малышу цветные картинки и рассказывайте о том, что на них изображено.

3. Процесс развития речи стимулируется мелкой моторикой рук, поэтому вам стоит делать с малышом гимнастику для пальчиков, рисовать с ним карандашами и мелками, играя в мозаику, перекладывая мелкие предметы (фасоль, счетные палочки).

4. Поощряйте речь ребенка, задавайте ему вопросы. Начните с тех вопросов, на которые он сможет ответить «да» или «нет». Постепенно усложняйте вопросы, спрашивая: «Кто нарисован на картинке?» или «Что Саша делал на улице?» и т. д.

5. Когда ребенок начнет говорить, исправляйте его речевые ошибки только тогда, когда он закончит фразу. В обязательном порядке просите повторить слова, которые вы исправили. Хвалите после каждого успеха.

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно проводите с ребенком такие упражнения.
«Качели» – потяните язычок к носику, потом к подбородку, спрячьте во рту.
«Иголочка» – вытяните «тоненький» язычок вперед.
«Лопатка» – расслабленный широкий язык положите на нижнюю губу и подержите 5-10 секунд.
«Маятник» – очень быстро коснитесь кончиком языка уголков губ.
«Щетка» – почешите «спинку» язычка верхними зубками.
«Вкусное варенье» – оближите губы.
«Собираем мак» – поводите язычком за зубами.
«Маляр» – порисуйте язычком по небу в разные стороны и по кругу.

Вы можете или написать свой.

Содержание

Ночью родители могут услышать неприятный скрежет, который должен насторожить и встревожить. Если маленький ребенок во время сна скрипит зубами, это очевидный признак бруксизма, который нужно своевременно лечить. Возникшую проблему со здоровьем не стоит замалчивать, уже утром требуется записаться на внеплановый прием к врачу.

Почему дети скрипят зубами во сне по народной теории

Причин такого явления несколько, но в народе ночной скрип зубами принято ассоциировать с глистами. Прежде чем домашними способами усердно лечить гельминты, заботливой маме малыша требуется своевременно обратиться к специалисту и определить реальный патогенный фактор клиническими и лабораторными методами. В противном случае противоглистные препараты окажутся неэффективными, мало того, негативно скажутся на общем состоянии детского пищеварения. Как показывает практика, ребенок скрипит зубами во сне по совершенно иным причинам.

Почему ребёнок ночью скрипит зубами по мнению доктора Комаровского

Вызывать характерный скрип в ночное время суток согласно мнению «экранного доктора» могут не столько стремительно прогрессирующие гельминты, сколько патологические процессы в детском организме. Взрослые сразу заметят радикальные перемены в поведении ребенка, но не должны относить их к особенностям возрастной категории. Хотя бы в целях профилактики нелишним будет визит к участковому педиатру, который как раз и ускорит постановку окончательного диагноза. По мнению доктора Комаровского, ребенок скрипит молочными зубами во сне по следующим причинам:

  • плохая наследственность, когда родители тоже в детстве страдали бруксизмом;
  • увеличенные аденоиды, которые требуется срочно лечить либо удалять;
  • особенности первого прорезывания молочных зубов;
  • острый дефицит витаминов группы В.

От чего ребенок скрипит зубами во сне по внешним причинам

Скрежетание зубами часто объясняется социальными факторами, то есть образом жизни и привычками беспокойного ребенка. Например, взрослые должны понимать, что даже положительные эмоции перед сном могут навредить, особенно если их много. Впечатлительный малыш во сне на подсознательном уровне перебирает пройденный день, а планомерной реакцией на чрезмерный позитив становится крайне неприятный скрежет зубами.

Период повышенной эмоциональной возбудимости – не единственная причина, почему ребенок скрипит зубами ночью во сне. Необходимо вспомнить о резких перепадах атмосферного давления и прочих природных явлениях, которые пагубно влияют на здоровье и поведение сверхчувствительного ребенка. Если родители заведут личный дневник малыша и будут делать соответствующие отметки, станет очевидно, на какие атмосферные явления так остро во сне реагирует кроха.

Почему ребенок скрипит зубами ночью по внутренним причинам

Часто случается, что скрип зубами является патологией, то есть в детском организме не все в порядке. Этот тревожный признак порой несколько запаздывает, поэтому необходимо при первой же симптоматике обследовать ребенка. Если основное заболевание устранено, то неприятный скрежет сам по себе проходит без дополнительного медикаментозного участия. Случаи бывают разные, но патогенными считаются следующие факторы, почему ребенок по ночам скрипит зубами:

  • , перенесенный стресс, нестабильность эмоциональной сферы ребенка;
  • нарушение сна со склонностью к хронической бессоннице;
  • обострение челюстно-лицевых патологий (как вариант – мышечный спазм);
  • проблемы стоматологического характера, например, неправильный прикус, затрудненное прорезывание восьмых позиций во рту;
  • длительное воздействие вредных продуктов интоксикации на детский организм.

Что делать, если ребенок скрипит зубами ночью

Как бы сильно ни был слышен скрип зубами, важна своевременная консультация специалиста. Только в этом случае профилактика и лечение бруксизма в комфортной домашней обстановке окажутся максимально эффективными. Первым делом требуется совместно с лечащим врачом выявить патогенный фактор и устранить его. Для этого важно присутствие следующих мероприятий:

  • устранение стрессовых ситуаций из жизни ребенка;
  • длительные прогулки на свежем воздухе во избежание опасного кислородного голодания;
  • покупка силиконовых кап с их ношением на период сна;
  • прием фитопрепаратов успокоительного действия;
  • обеспечение потока тепла на область мышц живота на период сна.

Если проделаны такие действия, но эффект посредственный, рекомендуется обратиться уже к невропатологу за консультацией, использовать в ходе лечения сильнодействующие препараты с рядом побочных явлений. Врачи не рекомендуют доходить до таких крайних мер, иначе можно спровоцировать ряд других заболеваний с серьезными осложнениями для детского здоровья.

Не стоит расстраиваться, ведь устранить дислалию или неправильное произношение некоторых звуков помогут квалифицированные специалисты!

Предотвратить легче чем лечить!

На деле за этим замысловатым диагнозом не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушение звукопроизношения. При этом у малыша нормальный слух, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть восприятие речи и лексико-грамматический строй в полном порядке!

Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая (органическая). Мы не стали бы подробно останавливаться на логопедических аспектах данного нарушения, если бы не одно НО. Предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Потому знание механизмов возникновения этого недуга поможет избежать проблемы. Ведь известно изречение: «Вооружен - значит, защищен!»

Итак, функциональная дислалия. Ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием крохи и социальными условиями его жизни. Если ребенок часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Не исключено, что соматическая ослабленность вызовет и задержку психоречевого развития. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с первых дней жизни малыша!

Функциональная дислалия может появиться и в том случае, если крохе не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, то есть слух на речевые звуки. Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве. Поэтому говорите с малюткой как можно больше. Озвучивайте любое свое и его действие, называйте предметы и явления, рассказывайте сказки, пойте песни. Звуки родной речи должны быть у малыша на слуху. Однако, порой и общение может принести вред. Если в разговоре с крохой сюсюкают, коверкают слова, такие «образцы» остаются в памяти и впоследствии проявятся в произношении. Следите за своей речью, ибо для ребенка она является эталоном.

Что делать, если у взрослых имеются свои речевые дефекты? Известно, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение… Во многих случаях дело не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает своим членам специфику произношения, темп и модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности местного говора кроха воспринимает как норму. Он ведь еще не понимает, что правильно, а что - нет. Как же быть, ведь не запретишь родственникам, имеющим речевые дефекты или диалектное произношение, общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Однако доминантная роль в воспитании крохи на этапе становления его речи должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. В идеале это мама, хотя ее с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня либо гувернантка. Выход всегда есть!

Проверяем прикус!

Развитие речи зависит и от физических данных малыша.

Существуют факторы, способные привести к механической дислалии. Среди них дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ (последствия травмы или врожденная патология).

На что же следует обратить внимание?

Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти, на то, как у малыша расположены зубки. Например, вы хотите проверить прикус. Попросите кроху крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние? Значит, у малыша прогнатия. Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних - налицо прогения.

Возможно, при сомкнутых зубах у ребенка между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это признак переднего открытого прикуса. Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одно-, так и двустороннем).

Дефекты прикуса часто провоцируют неправильно подобранные пустышки или неоправданно затянувшаяся «дружба» малыша с соской.

Наследственность тоже играет свою роль. В любом случае, если у малыша что-то не так, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту.

Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывали после 7-8 лет (после смены молочных зубов). Теперь прикус корректируют раньше. Это важно еще и потому, что звукопроизношение формируется к 4-5 годам. Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше.

Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего тормозят появление свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и пр.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки Л и Р. Разумеется, не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но если нарушение звукопроизношения имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.

Иногда с детскими зубками все более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открывать ротик. Вероятно, все дело в строении лицевых костей, в частности в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если же ее движения ограничены, возникают проблемы. На помощь приходят нехитрые упражнения. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз за разом увеличивая раствор между зубками. Или подвигать нижней челюстью из стороны в сторону либо вперед-назад. А можно рассказать малышу одну из историй про Язычок. Так выполнять упражнения намного интереснее!

Упражнение «Упрямые двери»

Из-за постоянной сырости двери в домике Язычка набухали и не могли плотно закрываться. Предложите малышу несколько раз опустить и тут же поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая ротик. Сначала сделаем это свободно, а затем - подставив снизу руку и мешая движению челюсти.

Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика.

Упражнение «Упрямые двери»

Вначале малыш раскачивает нижнюю челюсть из стороны в сторону не менее 10 раз. Затем нижнюю челюсть нужно выдвинуть вперед и отодвинуть назад на счет «раз-два».

Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним.

Упражнение «Перекос»

Верхние зубы покусывают нижнюю губу;

Нижние зубы покусывают верхнюю губу;

Чередуйте покусывание нижней и верхней губы.

Все варианты упражнения нужно проделать не менее 5 раз.

Язычок брал в руки рубанок и стесывал края дверей.

Упражнение «Рубанок»

Верхними передними резцами энергично «поскребите» по нижней губе не менее 5 раз;

Проделайте то же самое, но нижними резцами с верхней губой.

Чередуйте оба приведенные движения не менее 5 раз.

Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться.

Последовательно сомкните сначала зубы, а потом и губы.

Эту историю полезно рассказать, а заодно проделать перечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению. Однако для того, чтобы появились ощутимые результаты, заниматься нужно регулярно, а не от случая к случаю. На первых порах достаточно 5 минут. Постепенно увеличивайте время тренировки до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2-3 раза в день.

Попробуйте сами придумать продолжение истории об упрямых дверях и Язычке. Проявите фантазию!

Что с губками?

В артикуляции звуков немаловажную роль играют губы и их строение. К сожалению, малыши нередко травмируют губки, и на них появляются стягивающие рубцы, ограничивающие подвижность. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка не способствует появлению многих звуков, в частности свистящих и шипящих, а также П, Б, М. На помощь приходят упражнения и массаж. Последний лучше доверить специалистам, а вот артикуляционные тренировки можно проводить дома. Надо лишь помнить несколько правил в добавление к уже перечисленным.

1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, возьмитесь за следующие, не забывая повторять старые.

2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно проконсультироваться с логопедом.

Упрямый язычок

Осталось поговорить о языке и нёбе. Нарушения в строении языка многообразны. Он может быть массивным (макроглоссия) или, наоборот, крохотным (микроглоссия), рыхлым, желеобразным и т. д. Чаще всего встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что ее можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение! При стойком нарушении звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и если подъязычная связка явно укорочена) выход один - хирургическое вмешательство. Иногда родители из «жалости» к малышу хотят оставить все как есть. Но в таком случае ребенок обречен всю жизнь картавить и страдать от дислалии… Операция позволяет раз и навсегда решить проблему. Однако после нее необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними средствами здесь не обойтись. Понадобятся специальный массаж и артикуляционные упражнения. Зато у ребенка появится наконец чистая речь!

Артикуляционные упражнения для губ

Они полезны детям, имеющим те или иные отклонения в прикусе.

1. «Улыбка»

Губы естественно растянуты в улыб-ке, зубы сжаты «заборчиком», при этом передние - хорошо видны. Продолжительность не менее

10 секунд.

2. «Трубочка»

Зубы плотно сжаты, а губы вытянуты трубочкой. Продолжительность не менее 10 секунд.

3. Чередуем «Улыбку» и «Трубочку»

На счет «раз-два» повторите оба упражнения не менее 10-15 раз.

3. «Воронка»

Зубы разомкнуты. На счет «раз» губы вытяните трубочкой, на счет «два» - втяните внутрь, подвернув их за зубы. Повторите не менее 10 раз.

4. «Прятки»

а) Нижнюю губу «прячьте» за верхние передние зубы, при этом верхняя губа словно нависает над подбородком. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

б) Верхнюю губу «прячьте» за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, которая тянется вверх, к носу. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

в) Чередуйте два предыдущих варианта на счет «раз-два» не менее 10 раз.

г) «Прячьте» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

5. «Литавры»

Губы слегка подвернуты за зубы внутрь рта. Пошлепайте одной о другую, издавая при этом характерный хлопок. Повторяйте не менее 10 раз.

6. «Засов»

Зубы плотно сжаты, нижней губой двигайте из стороны в сторону.

7. «Пофыркивающая лошадка»

Губы расслабьте и фыркните, как это делает лошадка. Повторяйте не менее 10 раз.

Разновидности нёба

Особенности строения порой затрагивают и нёбо. Оно бывает плоским, щелеобразным, «готическим». И то, и другое, и третье способно привести к тому, что малыш не сможет чисто произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Л. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из этих «плацдармов»… Однако не все так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Естественно, форму нёба изменить не удастся, зато язычок сможет приспособиться к любым неудобствам! Стоит посетить с ребенком несколько занятий, чтобы получить ценные рекомендации и советы и вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.

Анатомические аномалии в строении нёба и языка чаще всего способствуют возникновению дислалии и речевых нарушений у детей. Потому не откладывайте в долгий ящик визит к хирургу-стоматологу и логопеду, если вы заметили, что ребенок не произносит многих звуков.


Top