Молитва животворящему кресту. Молитва спаси боже люди твоя и благослови достояние твое Победы православным христианом на сопротивныя даруя

Молитва Животворящему Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

(Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.)

Благослови - осчастливь, пошли милость; достояние Твое - владение Твое; на сопротивныя - над супротивниками, врагами; Твое жительство - Твое жилище, то есть общество истинно верующих, среди которых Бог невидимо пребывает; сохраняя Крестом Твоим - сохраняя силою Креста Твоего.

В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас, людей Его, и благословил православную страну - отечество наше, великими милостями; дал победы православным христианам над врагами и, вообще, сохранил нас силою Креста Своего.

ВОПРОСЫ: Как читается молитва святому Кресту и она же за отечество? Что означают слова: спаси, Господи, люди Твоя? И благослови достояние Твое? Победы православным христианам на сопротивныя даруя? И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Молитва Кресту Господню О Крест Господень, бесов изгони, От тёмных сил спаси и сохрани, И от нечистого навеки нас отринь. Да будет воля Господа.

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежит от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Молитва Честному и Животворящему Кресту Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом сим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя, и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами.

Молитва иная Честному и Животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в

Для благословения Господня на каждый шаг по пути к любви и семейному счастью и для защиты от любого зла. Молитвы Честному Животворящему Кресту Молитва первая Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и

Слово на поклонение честному и животворящему кресту среди св. Четыредесятницы Настоящий день есть день радости и веселия, поелику ныне предлагается нам знамение радости - святейшее древо. О, драгоценнейший дар! Это не - древо познания добра и зла, подобное эдемскому,

Молитва животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Краткая молитва Честному и Животворящему Кресту Читайте эту краткую молитву, когда вас посещают сомнения в собственных силах, или вы чувствуете, как кто-то вольно или невольно вредит вам.Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от

Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим

Молитва Честному Кресту в час беды Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии

АКАФИСТ Животворящему Кресту Кондак 1Избранному Царем Славы и освященному крестною смертию Искупителя мира, чудодейственную силу имущему Древу составим, вернии, похвалу и радостно возопиим: Радуйся, Честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.Икос

Молитва Животворящему Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Сегодня праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Так почему православные так почитают Крест, ведь это было орудием казни Спасителя? - Потому что это - ключ, которым был открыт закрытый для каждого из нас, за первородный грех Адама, рай. Каждый Воскресный день мы с вами поем:«Воскресение Христово видевше... се бо прииде Крестом радость всему миру» .

И в сегодняшний особенный день - день Воздвижения Креста Господня полагается петь «Воскресение Христово», хотя сегодня и не утреня под Воскресный день. Почему? - Чтобы мы знали, что за Голгофой, Распятием и смертью Спасителя было Его Воскресение и что это будет и с каждым из нас, какие бы скорби, болезни и испытания не нес каждый в своей жизни. Этот праздник для нас и радостный, и в то же время печальный, потому что мы вспоминаем страдания и смерть нашего Спасителя, благодаря которой живешь ты и живу я. Если бы не Крест Господень, неизвестно, была бы надежда жизни вечной для каждого из нас. Но мы Воскресение Христово видели, пусть не очами телесными, но очами веры, которую даровал нам, как бесценное сокровище, Господь. В Евангелии Он говорит:«:ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма «(Ин.12,35)- т.е. во свете любви, свете благодати, веры, во свете добрых дел ходите, чтобы тьма не объяла каждого из нас. И когда будет воздвизаться Крест Господень, пусть каждый из нас задумается над своей жизнью: не распинаем ли мы с вами нашего Господа своими делами и грехами. Так давайте покаемся, потому что вряд ли кто-то скажет, что он не согрешил. Еще каждый из нас должен усвоить одну, казалось бы, маленькую, но на самом деле величайшую истину.

Однажды приехал ко мне мой друг, иеромонах, который пережил в своей жизни тяжелое испытание - его оклеветали, из игумена монастыря разжаловали, в газетах появились мерзкие статьи. Он говорил: «Я еле-еле это все пережил, потому что невероятное произошло изменение, буквально весь город отвернулся от меня. Но я в один прекрасный момент понял, что ни молитва, ни храм, ни Евангелие, ни наше внутреннее стремление по жизни стать лучше не способны нас изменить. Как мудро говорил Апостол в своих посланиях, что мы должны иметь нрав Христов. Если человек не будет иметь духа Христова, то он не увидит и Самого Христа. А характер, нрав воспитывается не нашими мыслями, не нашими какими-то потугами и стремлениями, а обстоятельствами. - Так что если пришла скорбь, - знай, что это Господь возводит тебя на небо». Вот какой вывод сделал мой друг из случившегося с ним.

Старец Анатолий Оптинский говорил: «При конце жизни вы будете Бога благодарить не за радости, а будете Бога благодарить за скорби». Если бы вы вдруг оказались в раю, то увидели бы, что святые святы смирением, и вы бы сказали: «Господи! Верни меня обратно на землю, потому что я еще не имею нрава Христова», который воспитывается, созидается и растет в нашей душе только скорбями. Но скорби с Богом, с Крестом, с Евангелием, с верой -преодолимы и победимы. Они не имеют такой власти над нами, какую имеют над людьми без веры и упования на Бога.

И в этот святой день пусть наше сердце хоть немного откликнется на Божию любовь, и мы возлюбим скорби, возлюбим Крест, веру, свою собственную душу. И тогда мы христианами будем не только по имени, но все увидят, что мы дети любящего Отца, мы дети Бога Любви. И в этом помоги нам всем, Господи!

Аминь.
архимандрит Мелхиседек

св. Иоанн Шанхайский. Спаси, Господи, люди Твоя

Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях?

Крест Господень, как орудие нашего спасения, стал почитаться христианами еще во времена Апостольские. Однако во время гонений христиан почитание его могло быть только тайным. “Христос распятый” для иудеев был соблазном, для язычников - безумием. Посему христиане не высказывали открыто свое почитание Креста, чтобы не подвергать Его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает крест.

В 312 году царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью – НИКА,-то есть, побеждай. Сделав войсковую хоругвь в виде креста, Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память той победы царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью “Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана”. Вскоре после сего христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам царь Константин показывал пример почитания креста, повелев изображать себя с крестом даже на монетах.

Видение креста царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание святого Креста.

По его желанию его мать – св. царица Елена предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела снятый Животворящий Крест. Она привезла в Царьград часть его, и византийские цари, отправляясь в поход, брали ее с собою, уповая на помощь Божию, подаемую через Крест.

Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих Св. Крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные цари.

Вместе с тем, Православная Церковь, исполняя наставление апостола Павла молиться за царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Веры, всегда возносила моление Богу, чтоб сила Крестная помогала уповающим на Крест царям. Службы Св. Кресту по Средам и Пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений. В них говорится:”Крест царей держава”, “о Тебе вернейшии царие наши хвалятся, яко Твоею силою Исмаильтескии люди державно покаряюще”, “победы верным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”, “древо честное царем на варвары победу подающе”… Такими и тому подобными выражениями наполнена службы Креста.

Замечательно, что многие из сих песнопений написаны Святыми отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые.

Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или других чужеземных властей, хотя бы они были иноверными.

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах Св. Кресту, когда какой-либо православный народ не имеет своего царя?

Во-первых – православные народы должны молиться не только за своих Государей, а как члены одного тела – Церкви, также и за других православных Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственного тогда православного Русского Царя. Долг и русских молиться не только за своих, но и за их государей, тем более что проживающие в их странах русские беженцы пользуются их защитой.

Во-вторых – при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию св. Иоанна Златоуста православные государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не престает молиться – победы благоверным царем на сопротивныя даруя . Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном, дней Святого Креста.

Первые слова той молитвы составляют 9 стих ХХVII псалма Давида, а следующие за ними взяты из псалма 143, написанного Давидом по поводу борьбы с Голиафом.

Она сначала была составлена как седален осьмогласника (октоиха) для пения по Средам и Пятницам 1-го гласа между чтением кафизм Псалтири. Потом она стала употребляться также как тропарь тех дней, праздника Воздвижения Креста и других дней, посвященных Св. Кресту.

Она читается также в начале каждой повседневной утрени, поется при малом водоосвящении и во многих других случаях.

В России и в некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание всегда оставалось неизменным и подлинным текстом ее, то, что написали Святые Отцы:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

с в. Иоанн Шанхайский

Общаясь с церковным народом, обратил внимание на очень распространённую ошибку речи - когда вместо Именительного употребляют Звательный падеж и наоборот. Такая путаница происходит оттого, что люди в разговорную речь пытаются вворачивать церковно-славянские слова и обороты - эдакая церковная тарсянка или благочестивый суржик получается, ведь грамматика- то у русского языка и у церковно-славянского разная! Звательный падеж в церковно-славянском языке употребляют для обращения к кому-либо, а в русском языке такого падежа вовсе нет - его заменяет именительный. Отсюда и путаница.

Если мы на церковно-славянском обращаемся к Богу, то говорим "Боже" или "Господи", если к человеку - человече или брате, если к женщине - жено и т.д.. Но, обращение к Богу - это молитва, поэтому, когда мы, имея намерение поблагодарить человека и обращаясь к нему, произносим: "спаси, Господи" или, выражая благодарность Богу говорим Ему "спасибо", выходит какая-то нелепица. В первом случае - потому, что обращаясь к человеку мы произносим слова молитвы (к Господу - Богу!), причём обрываем эту молитву: "Спаси, Господи..."????????!!! Вот, например, слова из тропаря Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...". А во втором случае - потому, что вместо благодарения Бога мы как бы призываем Его чтобы Он спас... Самого Себя (!): "Спасибо" (СпасиБог), сказанное Богу - это пожелание Богу чтобы Бог Его спас - снова абсурд!

Когда я слышу в свой адрес вместо разговорных "благодарю" или "спасибо" елейно-благочестиво-безграмотное "спаси, Гоооосподи", то иногда отвечаю: "я - не Господь", давая понять, что обращение ко мне как к Господу неуместно. Реакция предсказуема - недоумение, смотрят на меня сочувственно, мол "перемолился" парень. Когда же пытаешься кому-либо пояснить эти нюансы (предельно деликатно!)- в ответ поджатые губы, раздражение, обиды, напоминание о бревне в собственном глазу и т.п. Часто слышу что-то вроде "ты что, самый умный тут?" или "а какая разница? ну, всё же и так понятно" или "это такие мелочи!" Нет, родные мои, не мелочи!!!

Если бы слово и его употребление было мелочью, то Христа не называли бы "Бог-Слово", не было бы грозного Его предупреждения "от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься". Тотальная безграмотность, которая пытается утвердиться в России, в т.ч. в Церкви как норма - это дьявольская работа! Цель? - Отучить христиан и вообще русских думать и осознавать что мы говорим, как говорим, кому говорим, для чего говорим; превратить в болванчиков, которым всё "по-барабану". Это покушение на святая-святых народа (язык - синоним слова народ), на его национальную и культурную идентичность, самосознание и конечно - веру.

Как хорошо сказал Василий Давыдович Ирзабеков: "В корне каждого русского слова - Христос". И вот его же слова: "Язык не только определяет менталитет нации, в нем заложен код этой нации, ее «путевка». В языке заложен вектор развития народа. Русский язык в этом плане совершенно удивителен". Следовательно, искажением языка, тем более осквернением его, можно подорвать код целого народа - его носителя, обречь этот народ на деградацию и вырождение. Это, кстати, хорошо понимают те, кто разжигает националистическую и русофобскую истерию на Украине, да и во всём мире, кто постоянно вбрасывает в "великий и могучий" тонны словесного мусора в виде всевозможных неологизмов, сленгизмов, жаргонизмов и прочей "фени". Есть даже попытки утвердить сквернословие как норму публичного языка.

Итак, как же говорить правильно?
Если мы хотим поблагодарить человека, пожелав чтобы Господь его спас, следует говорить "Спаси ГосподЬ"(тебя); если мы не обращаемся к Богу, а просто говорим о Нём, то употреблять следует тоже Именительный падеж, например,"Бог долготерпелив и многомилостив", но если мы произносим: "БожЕ..." или "ГосподИ", то Бог уже внимательно слушает нас и логичным представляется продолжить наше обращение к Нему (молитву!), например так: "... милостив буди мне грешному" (молитва мытаря) или "... Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".

Ну вот, сказал что хотел. Немного сумбурно, прости, читатель.

Более того, электронная физика установила, что атомные ядра, несмотря на их трудно представляемую малость, являются также составными телами. Атомные ядра состоят из так называемых протонов и нейтронов, соединенных между собою в определенных сочетаниях и числах. Какая-то неизвестная сила соединяет их и скрепляет!

Так открытие наукой строения атома превращается в открытие совершенства в творении мира Премудрым Творцом и в корне, совершенно меняет понятие о материи. Такой материи, как понимают ее материалисты, не существует.

Современной наукой установлено, что первичная основа материи есть энергия, а первичный вид энергии есть световая энергия. Теперь становится ясным, почему в начале оформления материи Бог создал свет.

Таким образом, первые строки Библии для нашего поколения являются лучшим свидетельством Богодухновенности Священной Библии. Ибо откуда мог знать Моисей, что творение мира должно начаться со света, когда это стало достоянием науки только в нашем XX веке?

Так бытописатель Моисей, по Божественному Откровению, раскрыл тайну строения вещества-материи, неведомую никому из людей в те отдаленные времена. Так открытие атомной энергии, «жизни атома», в наши дни есть лишь новое доказательство Божественной истины!

«Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!»

Беседа о втором дне творения

Во второй день мира Бог создал твердь– то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами небо. Второе творческое повеление образует твердь. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды: и стало так. И создал Бог твердь, и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1, 6–8).

Твердь– воздушное пространство, или видимое небо. Происхождение тверди, или видимого неба можно представить так. Неизмеримо громадная масса первозданного водянистого вещества распалась по мановению Божию на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, стало твердью; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения, так что они не сталкиваются между собою и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердью, – это и суть новосоз-данные водянистые шары, которые потом окрепли и с четвертого дня творения заблистали и заискрились вверху над нашими головами; а вода под твердью – это наша планета Земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм.

Достойно внимания указание величайшего учителя Церкви, св. Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. В ирмосе 3-ей песни 5-го гласа он говорит: «Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую…». Так св. Иоанн Дамаскин раскрыл научную истину за много столетий до того времени, когда она стала достоянием науки.

Беседа о третьем дне творения

В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травою, и всевозможными растениями, и деревьями разных пород.

Дальше земля получает такое устройство, что на ней является уже жизнь, хотя еще только низшая, именно жизнь растительная. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.

И стало так. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: деньтретий». (Быт. 1, 9-13).

Отделение воды от суши в третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Итак, во-первых, творческим словом Господним безобразное и неустроенное вещество нашей планеты преобразовано было в третий день мира в два вида: созданы были вода и суша, и последняя тотчас же образовала на своей поверхности разные водовместилища: реки, озера и моря. Во-вторых, планета наша оделась тонким и прозрачным покровом атмосферного воздуха, и появились газы с их многочисленными сочетаниями. В-третьих, и на самой суше предметом творческого делания стала не только поверхность суши с горами, долинами и проч., но и в самых недрах ее – разные слои земли, металлы, минералы и проч. В-четвертых, особым повелением Творца на земле явились всевозможные виды растений.

Яснее творческое действие третьего дня можно предположительно представить себе в следующем виде. Земля все еще была сплошным морем. Тогда сказал Бог: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так». «И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями: и увидел Бог, что это хорошо». Но земля не обладала еще тем, что составляло цель ее создания: на ней не было еще никакой жизни, лишь голые мертвые скалы мрачно смотрели на вместилище вод. Но вот, когда совершилось распределение воды и суши, и образовались необходимые условия для жизни, то, по слову Божию, не замедлили появиться и первые начатки ее – в виде растительности: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле, – и стало так. И увидел Бог, что это хорошо. Был вечер и было утро: день третий».

Науке известны остатки этой растительности, и она поражает своим величественным размером. То, что теперьявляется ничтожной былинкой, как, например, наш папоротник, в первобытное время представляло собою величественное дерево. Нити теперешнего мха в первобытное время были около сажени в окружности. Но как могла произойти эта мощная растительность без влияния солнечных лучей, озаривших землю лишь в следующий четвертый день? Но научные изыскания здесь, как и во многих других случаях, со всей неотразимостью непреложной истины, подтверждают бытописание. Делалисьопыты с электрическим светом для развития зелени. Один ученый достиг важных результатов в этом отношении даже при помощи усиленного света простой керосиновой лампы.

Беседа о четвертом дне творения

В четвертый день мира, по повелению Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна и звезды. С тех пор и стали определяться промежутки времени – наши теперешние дни, месяцы и годы.

За образованием земли следует устройство светил небесных. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1, 14–19).

Творческое повеление: да будут светила, очевидно равно-значительно прежним повелениям Творца: да будет свет… да соберется вода, и как там разумеется не первоначальное творение, а творческое образование предметов, так и здесь надобно разуметь не новое создание, а только полное образование тел небесных.

Как нужно представлять происхождение светил небесных? По внутренней и основной материи своей светила небесные существовали уже и до четвертого дня; они-то и были та вода над твердью, из которой образовались бесчисленные шарообразные тела во второй день творения. В четвертый же день некоторые из этих тел были так устроены, что первозданный свет сосредоточился в них в высшей степени и стал напряженнейшим образом действовать– это самосветящиеся тела, или светила в собственном смысле, таково, напр., солнце, и неподвижные звезды. Другие же из темных шарообразных тел так и остались темными, но приспособлены Создателем к отражению полившегося на них света от других светил, – это светила в несобственном смысле, или так называемые планеты, блестящие заимствованным светом, напр., Луна, Юпитер, Сатурн и прочие планеты.


Top